Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Какое из данных высказываний является поговоркой? Фольклор - это

Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество­вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин­ного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы­мышленных происшествиях с историче­скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на­родные песни используют обычные для былин приемы: повторы (“Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…”), по­стоянные эпитеты (красное золото), вос­клицания-обращения (“Ой вы гой еси…” или “Ах ты гой еси…”).

Былинный герой-богатырь создан на­родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз­можны некоторые вольности и неточнос­ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ­никами.

Изложите сюжет выбранной вами историче­ской песни. Какое событие стало в ней централь­ным,

кульминационным? Как вы это определили?

Песня “Правеж” рассказывает о спра­ведливом суде Ивана Грозного; песня “Петра I узнают в шведском городе” опи­сывает “разведку” царя в столице враж­дебного ему государства.

Можно пересказать каждую из них, обя­зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Пра­веж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель­ная для пересказа история: есть завяз­ка - описание сборов для тайной поезд­ки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследова­телей.

Все эти этапы нужно передать как мож­но ближе к тексту песни. Кульминация - успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использо­ван характерный для фольклора оборот - отрицательное сравнение.

Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Для выразительного чтения можно под­готовить не всю песню, а один из ее фраг­ментов.

Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю­щий бегство Петра I от преследователей.

Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” - и до кон­ца песни.

В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья­нину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен чи­таться стремительно, а обращения рассе­кают его на части и при этом только уси­ливают темп повествования.

Глоссарий:

  • Сравните текст одной из исторических песен с былиной Какие элементы
  • изложите сюжет выбранной вами исторической песни
  • Золотая карета
  • Художественные особенности русских былин
  • правеж песня сюжет

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным моти­вам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
  2. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочи­тайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это “Стансы” Пушки­на и “Вечерний...

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.

Вариант 1

  1. Дайте определение фольклора.
  1. К жанрам фольклора относится:

А. Былина Б. Рассказ В. Частушка Г. Роман

  1. Дайте определение былине.
  1. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Алёша Попович В. Иван – царевич Г. Илья Муромец

  1. К художественным приемам былины относятся:

А. Постоянные эпитеты Б. Метафора В. Гипербола Г. Мораль

  1. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

С горы на гору конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает.

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря-то кругом обскакивал…

  1. Дайте определение жанра сказки.
  1. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Кай Б. Кощей Бессмертный В. Аленушка Г. Дюймовочка

  1. Какое первое задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»
  1. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Синдбад В. Царь Г. Кощей Бессмертный

  1. Дайте определение пословицы.
  1. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.
  1. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит - и что ж?

Не мёрзнет толстокожий...

Сначала как солнце - оранжево-яркий.
Становится пухом - пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье

  1. Перечислите признаки пьесы.

Итоговый тест по литературе за 1 четверть.

Вариант 2

1. Дайте определение фольклора.

2. К жанрам фольклора относится:

А. Стихотворение Б. Народная драма В. Сказка Г. Очерк

3. Дайте определение былине.

4. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Иван – царевич В. Добрыня Никитич Г. Илья Муромец

5. К художественным приемам былины относятся:

А. Троекратные повторы Б. Ирония В. Гипербола Г. Олицетворение

6. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

Как в сторону махнет – так тут улица,

А в другую отмахнет - переулочек

А. Постоянный эпитет Б. Зачин В. Троекратный повтор Г. Гипербола

7. Дайте определение жанра сказки.

8. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Снежная Королева Б. Кощей Бессмертный В. Василиса Премудрая Г. Белоснежка

9. Какое второе задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»

А. сшить скатерть Б. испечь хлеб В. Приехать на пир Г. Соткать ковер

10. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Иван-царевич В. Царь Г. Морозка

11. Дайте определение песни.

12. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.

13. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Первый слог простой предлог.
Слог второй звериный рот.
Если слово ты прочтёшь
Быстро в бездну упадёшь!

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат

14. Перечислите признаки пьесы.


I вариант.

    Сказания, передающие верования древних народов, повествующих о богах и легендарных героях, объясняющие устройство мира, явления природы - это:

а) сказка, б) легенда, в) миф, г) предание.

    Мифы создавались для:

а) собственного развлечения,

б) объяснения устройства мира,

в) зла и коварства,

г) добра и справедливости.

    Фольклор – это:

а) вымысел,

б) одухотворение природы,

в) устное творение народа,

г) затейливость.

    Жанры устного народного творчества:

а) повесть, роман,рассказ,

б) трагедия, комедия,

в) баллада, стихотворение, поэма,

г) сказка, пословица, поговорка.

    Какие формы сказок повествуют об обыденной жизни людей:

а) волшебные,

б) фантастические,

в) о животных,

г) бытовые.

    Какая из особенностей не характерна для волшебной сказки:

а) чудесные события,

б) быт людей,

в) наличие волшебных предметов,

г) любимое число – три.

7. На чём построена любая сказка?

а) на добре, б) на интересных событиях, в) на вымысле, г) на знаниях.

8. Запишите 3 сказки о животных?

9. Легенда – это:

г) произведение УНТ, повествующее о событиях приключенческого или бытового характера с участием волшебных, фантастических сил.

10. Какой из жанров малого фольклора характеризуется как краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль.

а) загадка, б) предание, в) поговорка, г) пословица.

11. Какой тематикой объединены данные пословицы?

«Любишь кататься - люби и саночки возить»,

«Без труда не вынешь рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то и пожнёшь».

а) об учении, б) о труде, в) о человеческих взаимоотношениях, г) о родине.

12. Как вы понимаете определение «иносказательный смысл»?

б) прямой смысл.

в) двоякий смысл,

г) непонятный смысл.

13. Поэтическое, замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека-это:

а) устное народное творчество,

б) волшебная сказка,

в) загадка,

г) поговорка.

14. Данное выражение «За двумя зайцами..» является:

а) поговоркой, б) пословицей, в) загадкой, г) прямым вопросом

16. «Как снег на голову…». Что это?

Тест по теме «Миф и фольклор» 5класс.

II вариант.

    Кто такие эллины?

а) боги, б) древние греки, в) создатели мифов, г) учёные.

    Вождь и хозяин древнегреческой мифологии:

а) Геракл, б) Перун, в) Прометей, г) Зевс.

    Миф-это:

а) устный народный рассказ исторического характера,

б) устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо,

в) повторяющееся устойчивое выражение,

г) сказания, передающие верования древних народов, повествующих о богах и легендарных героях, объясняющие устройство мира, явления природы.

    Сказка берёт начало в…:

а) в загадке, б) в мифе, в) пословице, г) в поговорке.

    Наличие присказки, зачина, концовки характерны для:

а) сказки, б) мифа, в) легенды, г) предания.

    К какому виду сказок относится сказка «Белая уточка»?

а) приключенческая,

б) о животных,

в) бытовая,

г) волшебная.

    Нарушение какого-либо запрета или похищение кого-либо - это особенность какой сказки?

а) фантастической,

б) о животных,

в) волшебной,

г) бытовой.

    С помощью какого приёма не может быть построена загадка?

а) олицетворение,

б) сопоставление,

в) прямое сравнение,

г) анализ.

    «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.» Что это?

а) пословица, б) загадка, в) поговорка, г) анекдот.

10. «Как снег на голову…». Что это?

а)поговорка, б) пословица, в) загадка, г) миф.

    Поговорка – это..:

а) краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль,

б) короткий устный рассказ исторического характера,

в) часть суждения, не имеющая вывода, заключения,

г) художественный приём в речи.

    Художественный приём в речи, когда неодушевлённый предмет или явление природы изображаются как живые – это…

а) сопоставление,

б) олицетворение,

в) звукоподражание,

г) загадка.

    Какой тематикой объединены данные пословицы?

«Не зная броду, не суйся в воду»

«Не в свои сани не садись»

а) об учении, б) о труде, в) о человеческих взаимоотношениях, г) о не о своём деле.

14. Как вы понимаете определение «иносказательный смысл»?

а) переносный (тайный) смысл,

б) прямой смысл.

в) двоякий смысл,

г) непонятный смысл.

    Не имеет назидательного (поучительного) смысла:

а) сказка, б) пословица, в) поговорка.

    Ремарка – это:

а) весёлое драматическое произведение, вызывающее смех,

б) разговор двух или нескольких лиц,

в) перечень действующих лиц,