Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография лопе де вега

Испанский писатель, основатель испанского национального театра. Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.


Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. К двадцати двум годам заявил о себе как поэт и драматург. После разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) распространял стихотворения, порочащие ее саму и ее семью, в 1588 был судим за клевету и изгнан из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его на шедевр – повествование Доротея (La Dorotea, 1632). В изгнание Лопе прихватил с собой юную Исабель де Урбина (Белиса в его стихах), чья семья начала против него судебный процесс, прекращенный после женитьбы. Оставив жену в Валенсии, служил на галеоне «Сан Хуан» в походе «Непобедимой Армады». По возвращении поселился с женой в Валенсии, в 1595 вернулся в Толедо секретарем герцога Альбы. Овдовев (обе дочери от этого брака умерли в младенчестве), в 1596 Лопе переехал в Мадрид секретарем маркиза де Малпика, а затем графа де Лемоса. С 1605 и до смерти состоял на службе у герцога де Сессы.

В 1598 Лопе вступил во второй брак с Хуаной де Гуардо. Сын от этого брака умер в детстве, дочь не пережила отца, сама Хуана умерла в 1613, ее последние годы были омрачены связью Лопе с актрисой, родившей ему двоих детей. В 1614 Лопе принял духовный сан, через два года вступил в связь с замужней женщиной Мартой де Неварес (Марсия Леонарда, или Амарилида в его стихах), чей муж начал против него судебный процесс, но умер, не успев довести его до конца. Лопе жил с Мартой до ее смерти в 1632. Через два года после смерти Марты дочь, рожденная от этой связи, убежала с мужчиной, который так и не женился на ней, а единственный оставшийся в живых сын Лопе погиб в море. Эти семейные горести, последовавшие за ранней смертью почти всех его детей, представлялись ему возмездием за грехи, и в последние месяцы жизни его мучили угрызения совести. Умер Лопе в Мадриде 27 августа 1635. Том панегириков, опубликованный через год после его смерти, составили произведения 153 авторов. Знаком международного признания стало присвоение ему папой Урбаном VIII, которому он посвятил эпическую поэму о Марии Стюарт Трагический венец (La corona trgica), степени почетного доктора теологии и награждение крестом ордена Иоаннитов.

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф доводил их число до 1800. Эти цифры почти наверняка завышены. Известны названия около 800 пьес Лопе, сохранились тексты 470. Его недраматические произведения, при первой публикации составившие 21 том, складываются из Доротеи (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, трех больших дидактических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений и огромного массива лирической поэзии.

В его творчестве выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная манера, своей непосрественностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями «на случай», вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями. В целом различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие «искусства». При этом он постоянно подчеркивал превосходство естественного над условным, динамического над статическим: драматическая поэзия, будучи живым делом, а не доктриной, обращается прежде всего к воображению и чувствам, а не к разуму. Созидательная энергия Лопе дала ему силы вопреки рассудочности века утвердить неклассицистический тип пьесы, «новую комедию», как стали ее называть (новая комедия охватывает и трагедию, и комедию, и граница между ними часто размыта). Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.

Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи. По этой причине драму Лопе называют «национальной», однако речь идет преимущественно о внешних приметах, и несправедливо по отношению к Лопе считать, что в его драме не находят выражения общечеловеческие истины. Во многих его драмах наличествует исторический сюжет, в иных он вымышленный, однако, сравнительно с предшественниками, все они у Лопе исполнены социальной напряженности. Любовь, например, в соответствии с традициями литературы 16 в. поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, как в Средстве от несчастий (El remedio en la desdicha, ок. 1599), но затем она предстает источником социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации. У Лопе есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как Изобретательнаявлюбленная (La discreta enamorada, ок. 1606), в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать любимого. Более оригинальную комедию представляет собой Собака насене (El perro del hortelano, ок. 1613), в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики: классовые различия искусственны и должны отступить перед уравнивающей всех силой природы, проявляющей себя в любви. Оригинальна и группа пьес, в которой подобная тема трактуется со всей серьезностью, присущей трагедии, как в Девушке скувшином (La moza de cntaro, ок. 1624).

Наиболее своеобразный тип испанской трагедии представлен «драмами чести», в которых муж убивает жену, дабы отомстить за ее реальную или предполагаемую измену. В ранний период творчества «драмы чести» у Лопе мелодраматичны в своей жестокости, как Командоры Кордовы (Loscomendadores de Crdoba, ок. 1597), в конце творческого пути он умел с трагической иронией вскрыть неоднозначность подобного конфликта. В Наказание – не мщение (El castigo sin venganza, ок. 1631) изменницу-жену убивает муж, чье собственное безнравственное поведение заставило ее отплатить ему той же монетой; и поступок, который, как он воображает, смыл пятно с его чести, на деле привел егок полному краху. Тем более неоднозначна тема чести у Лопе на фоне социального противостояния. В широко известных пьесах Овечий источник (FuenteOvejuna, ок. 1613), Лучший алькальд –король (El mejor alcalde el Rey, ок. 1621) и Перибаньес (Peribez, ок. 1621) Лопе отстаивал равенство простых людей и знати в праве на собственное достоинство.

Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Его религиозные пьесы в большинстве своем либо носят библейский характер и иллюстрируют эпизоды Ветхого Завета, либо представляют собой «комедии о святых» («comedias de santos»), т.е. повествуют о жизни исторических и легендарных святых.

Лирика Лопе ставит его в первый ряд испанских поэтов. В основном его стихи рождены непосредственными переживаниями, что придает жизненность и свежесть любовной поэзии, ставшей к тому времени условным и отвлеченным искусством.

Пасторальный роман Аркадия (La Arcadia, 1598) и религиозно-буколическое повествование Вифлеемские пастухи (Pastores de Beln, 1612) стоят далеко в стороне от мощного развития испанского романа. Эпические поэмы длинны, искусственны и скучны. И только обратившись в старости к воспоминаниям о своей бурной юности в Доротее (1632), он создал произведение, стоящее в одном ряду с шедеврами испанской прозы.

Я очень люблю пьесы. Мне хватает фантазии, чтобы разыгрывать сценки в своей голове, словно на театральной сцене. Большой плюс этого: я могу подставлять на роли тех актеров, которых мне вздумается. И наделять их нужными голосами. Короче говоря - пьесы это тема. Но нужно учитывать: есть такие товарищи как Шекспир, Шоу, Чехов, Вампилов, у которых пьесы спокойно читаются как книги. А есть Шварц, Шиллер, Гольдони и вот де Вега, к примеру - их все равно надо смотреть. Надо обыгрывать. Не только в голове. Иначе что-то такое неуловимое теряется... Поэтому лучше сначала глянуть постановку или экранизацию.

Сюжет: богатая и очень знатная вдова Диана однажды замечает шашни между слугами и решает, что, собственно, ничем не хуже. Она жестко прессингует своего секретаря Теодоро на предмет "Я вас хочу, чего же боле?" и достигает платонической взаимности. После чего трясет головой, думает "Да что я, очумела что ля?" и дает секретарю под зад изящной туфелькой. Секретарь ощущает себя чисто ромашкой: "Любит - не любит - плюнет - поцелует - к сердцу прижмёт - к черту пошлёт".
В расстройствах он мечется между графиней и служанкой. Мимика лица перекошена, в глазах сверкает надпись "Хочу бабу". Но в дело вклинивается проныра Тристан, который чисто шулерским путем спускает в доме не в меру разведенные пары. А себе более высокое социальное положение, о чем в книге не говорится, но упускать это из виду никак нельзя.
В общем, желания исполнены, главное чтобы это не было Мефистофелевским исполнением желаний... В том смысле, чтобы потом не ревели.

Легендарную "Собаку на сене" можно рассматривать с разных углов:

1. Комедия. Это, пожалуй, в первую очередь. Потому что в пьесе присутствует слуга Тристан, являющийся вторым Фигаро. Он не смешон, но смешит. Плюс есть целый ряд персонажей, которые не смешат, но смешны - слуга Фабио, служанка Марсела, маркиз Рикардо, граф Лудовико. Да и главные герои в большей степени демонстрируют житейскую глупость, чем романтичность.
Автор включает в текст много фраз, ставших сегодня крылатыми. А может какая-то часть из них уже и во времена де Веги были афоризмами, не знаю. В названии же он вывел пословицу.

2. Социальная драма. С этой точки произведение уже не выглядит забавным. Людей начинаешь жалеть: сами себя загнали в рамки, которые не дают быть счастливыми. Возможно, это одно из первых литературных творений, поднимающих анти-классовые вопросы.

3. Психология. И вот тут уже совсем интересно. Это как история с Золушкой: свадьба, фейерверк, торт с лебедями. Все счастливы. А счастливы ли? Как Золушка с принцем столкнутся с непониманием друг друга, так и Диана с Теодоро после первой недели медового месяца прифигеют от мысли "Это что - насовсем?". Ну что их связывает, по сути, кроме банального вожделения? Они долгое время жили вместе в одном доме и даже не рассматривали друг друга как мужчину и женщину. И только после того как Тристан забросал место действия шапкой пошло-поехало. Более того, Теодоро и вовсе подошел с открытой расчетливостью. Он не совсем Альфонс, но на грани.
И каковы их отношения будут после венчания? А если совместный секс их не удовлетворит? Это же единственная точка соприкосновения их интересов! Нужно было Диане послушать совет секретаря:

Что если сказанная дама,
Любя простого человека,
Боится честь свою умалить,
То пусть она им насладится,
Оставшись, с помощью обмана,
Неузнанной.

Что-то мне подсказывает, что такой расклад устроил бы обоих. И плюс Марселу с графом и маркизом...
А так в данном свете представляется весьма разумным уже совет самой Дианы, данный Теодоро после односторонней драки:

А где платок ваш?
- Здесь, сеньора.
- Отдайте. [...]
Он будет мой, вот с этой кровью.
Сходите от меня к Отавьо.
Ему приказано вам тотчас
Вручить две тысячи эскудо.
Нашить платков побольше. [...]

Похоже, собачка на сене будет и кусаться, и драться. Возможно даже ногами... Бедный Теодоро, помнишь как ты вопел с гордостью "Мой ум, мое к наукам рвенье, Мое перо"? Не помогли они тебе,
пользоваться ими не умеешь. Будешь учиться пользоваться платками...

(1. Зоологический факультет)

Заверяю вашу милость, которая требует от меня рассказа на эту тему, что не знаю, сумею ли я заслужить ваше одобрение, ибо если у каждого писателя есть свой гений, которому он себя посвящает, то мой гений не может проявиться в этом, хотя многие и думают иначе.

Простая деревенская девушка Диана неожиданно для себя узнает, что она - незаконнорожденная дочь знатного герцога, который, умирая, завещал ей титул и владения. Все бы ничего, но законнорожденная племянница герцога Теодора не намерена просто так уступать несправедливо завещанное Диане. Но той суждено не только вкусить сладость дворянской жизни, но полюбить прекрасного аристократа, который, на удивление самой Диане, отвечает ей взаимностью.

Если вашей милости угодно, чтобы я стал вашим новеллистом, раз уж мне не суждено быть вашим кавалером, совершенно необходимо, чтобы вы смилостивились надо мной и чтобы ваша признательность меня вдохновила. Цицерон устанавливает различие между щедростью бескорыстной и вознаграждаемой. Благостно рвение, когда оно бескорыстно; будучи вознагражденным - оно уже вынужденно.

Поэтическая испанская драматургия "Золотого века", наряду с прозой Сервантеса и живописью Веласкеса, ознаменовала собой одну из вершин испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейший вклад испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.

Я опасаюсь, ваша милость, что меня постигнет участь тех заимодавцев, которых, вернув им маленький должок, сразу же просят ссудить более крупную сумму денег, на этот раз уже, чтобы не вернуть. Ваша милость приказала мне сочинить для нее новеллу: я вам поднес "Приключения Дианы", и вы так мило выразили свою благодарность, что мне сразу же стало ясным ваше желание получить от меня нечто большее.

"Песнь о Роланде" и "Песнь о Сиде" - величайшие поэтические памятники французского и испанского народов. Они знаменуют собой блистательное начало двух во многом родственных литератур, давших так много всей мировой культуре.
Совмещение этих памятников в одном томе - с добавлением некоторых других текстов - не произвольно. И дело не только в лингвистической и культурно-исторической близости французов и испанцев.

Не из неблагодарности промедлил я повиновением вашей милости, а из опасения, что не сумею вам угодить. Вы приказали мне написать новеллу, и это явилось для меня большой неожиданностью, ибо хотя и верно то, что "Аркадия" и "Пилигрим" чем-то напоминают произведения этого литературного рода, более распространенного у итальянцев и французов, чем у испанцев, все же они очень отличаются от новеллы и более непритязательны по своей...

Эпоха Возрождения в Западной Европе "породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". В созвездии талантов этого непростого времени почетное место принадлежит и Лопе де Вега.
Драматургическая деятельность Лопе де Вега знаменовала собой окончательное оформление и расцвет испанской национальной драмы эпохи Возрождения, то есть драмы, в которой нашло свое совершенное воплощение национальное...

Лопе Де Вега был человеком поразительно разносторонним. Его наследие богато и многообразно. Он писал стихи в духе испанской народной поэзии, в частности, в духе народного романса. Лопе мастерски воспроизводил стиль народной поэзии и создавал свои оригинальные вариации на народные темы. Но поэт отталкивался не только от народного творчества. Лопе прекрасно знал и учитывал достижения передовой литературы в Испании и за ее пределами. Он культивировал такие жанры литературы Возрождения, как сонет, эклога. Лопе де Вега сам указывал, что идет путем Гарсиласо.

Был он автором и нескольких больших поэм. В 1598 году он пишет поэму «Драгонтея », в которой изображает похождения заклятого врага Испании английского адмирала-пирата Френсиса Дрейка. В своей патриотической поэме Лопе де Вега развенчивает Дрейка и его разбойничьи подвиги.

Богатство поэтических сил словно побуждало Лопе вступать в творческое состязание с величайшими поэтами. В поэме «Красота Анжелики » он состязается с великим итальянским поэтом Ариосто. Лопе де Вега взял один эпизод из его поэмы — историю любви Анжелики и мавританского рыцаря Медоро и развил его в поэму.

Есть у Лопе поэма «Завоеванный Иерусалим » (издана в 1609 году). На этот раз он состязается с Торквато Тассо, автором «Освобожденного Иерусалима». Желая показать участие испанцев в борьбе за освобождение гроба господня, автор делает героем своего произведения кастильского короля Альфонса VIII и его рыцарей и приписывает им победу над неверными. Следуя поэтикам своего времени, Лоле де Вега относил поэму к тем литературным жанрам, которые надо писать в строгом классическом стиле, опираясь на книжные образцы. В его поэмах есть отдельные прекрасные места, они написаны звучными стихами, но как целое каждая из них малоудачна. Очевидно, сам Лопе де Вега разочаровался в возможностях такой книжно-классической эпопеи. В шуточной поэме «Война котов» (1634), в которой изображаются любовные похождения котов и война котов-соперников из-за красавицы-кошки, дана пародия на классическую поэму и высмеяны ее искусственные приемы.

Особняком от других произведений стоит утопическая поэма Лопе «Золотой век » (1635), в которой поэт выразил мечту о справедливом общественном устройстве.

Самым значительным прозаическим произведением Лопе де Вега является «Доротея » (издана в 1632), которую он сам называет «действием в прозе». Это драма-роман в диалогах, написанная в подражание «Селестине» Рохаса. В произведении рассказывается история любви и разрыва Лопе с его возлюбленной Еленой Осорио. «Доротея» была написана в молодости (очевидно, в 1594 году), но перед опубликованием Лопе подверг ее существенной переработке. Себя он вывел в образе поэта дона Фернандо, Елену Осорио — в образе Доротеи, своего счастливого соперника — в образе дона Бэла. Как отмечает известный испанский писатель и эссеист Асорин, «Доротея» не только носит автобиографический характер, но представляет собой лирическую исповедь романтически настроенного юноши.

Муж Доротеи пропал без вести. К ее матери является ловкая и хитрая сводня Херарда, которая уговаривает Доротею бросить бедного поклонника Фернандо. Мать и сводня проклинают Фернандо за его бедность и его стихи и требуют от Доротеи, чтобы она приняла ухаживания богатого поклонника, дворянина из Индии дона Бэла. Но влюбленных по-прежнему влечет друг к другу. Они расстаются, снова возвращаются друг к другу, но потом расстаются навсегда. Отношения Фернандо и Доротеи обрисованы с большой психологической глубиной и тонкостью. Лопе раскрывает их через точные психологические детали.

Вслед за «Селестиной» Лопе де Вега показывает в своем «действии в прозе» разрушительную роль денег в испанском обществе. Однако в «Селестине» движимая корыстью сводня соединяет влюбленных, а в «Доротее» она разрушила их любовь. Взяв у Фернандо де Рохаса форму его произведения и даже некоторые типы, Лопе де Вега углубил реалистические моменты. Рохас близок еще к средневековым представлениям о любви, выраженным в рыцарской поэзии. В своей трагикомедии он противопоставляет возвышенную, идеальную любовь любви земной и реальной. Лопе преодолевает этот разрыв, рисуя сложность и противоречивость любовного чувства, в котором идеальное и земное сливаются воедино.

Как известно, Лопе де Вега написал очень много пьес. Его друг Монтальбан утверждал, что ему принадлежит 1800 комедий и 400 ауто. До нас дошло 426 комедий и 42 ауто (напомним для сравнения, что Шекспир написал 37 пьес, а Островский около 50). Лопе мог за двое-трое суток написать комедию. Эта быстрота удивительна еще и потому, что большая часть пьесы писалась рифмованными стихами. Правда, каждая из его пьес относится к определенному циклу, характерные черты которого были уже известны, и новая пьеса являлась лишь вариантом пьесы определенного типа.

Лопе де Вега — автор многочисленных пьес на исторические темы. У него есть пьесы не только из истории Испании, но и из римской, итальянской, чешской, русской истории. На подмостках театра Лопе в качестве действующих лиц появлялись люди многих национальностей.

Римской истории посвящена пьеса «Жестокий Нерон » (издана в 1625). Создавая ее, автор, помимо письменных источников, опирался на испанские народные романсы, в которых Нерон изображен как преступник и злодей. Отношение к Нерону Лопе де Вега совпадает с отношением к нему народного романса.

Сознательного историзма, понимания того, что условия римской жизни, а следовательно, и нравы и характеры Рима отличаются от испанских характеров и нравов той эпохи, не существовало. Лопе де Вега изображал Рим в известном смысле по аналогии со своей эпохой, но благодаря своему художественному чутью улавливал многие подлинные черты римской жизни. В целом пьеса Лопе де Вега, рисующая кровавый разгул Нерона, была правдивым изображением ужасов деспотизма, в том числе деспотизма испанского.

Для русского читателя представляет особый интерес пьеса Лопе де Вега из русской истории — «Великий князь Московский и гонимый император » (издана в 1617) — первая драматическая обработка истории Лжедмитрия.

Материал для своей пьесы Лопе де Вега почерпнул из брошюры иезуита Антонио Поссевино. События русской истории освещаются им с официальной католической точки зрения. Поскольку Дмитрий опирался на польские католические круги, он рассматривается в пьесе как законный монарх и борец против тирана и захватчика престола Бориса Годунова.

В драме «Последний готский король Испании » (издана в 1617), основанной на романсах, рассказана известная легенда о готском короле Родриго и гибели Испании.

Одна из лучших трагедий Лопе де Вега «Звезда Севильи » (1623) принадлежит к числу так называемых «пьес о королях и правителях-тиранах». Признавая исторически прогрессивную роль королевской власти, Лопе де Вега изображает трагическую коллизию, возникающую, когда король деспотически попирает права своих подданных.

К числу пьес о современности относится комедия «Умный у себя дома » (1606—1613). Пьеса построена на противопоставлении деревенского патриархального уклада городской цивилизованной жизни. В качестве носителей этого патриархального уклада Лопе де Вега выводит крестьян, представителями цивилизации являются дворяне.

Важный раздел творчества Лопе де Вега составляют комедии . Условно их можно разделить на три группы — «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и, наконец, «комедии дурных нравов», изображающие жизнь пикаро. Последние тесно соприкасаются с плутовским романом.

Комедии Лопе де Вега — светские комедии. Своей веселостью, оптимизмом и уверенностью в победе они составляют живой контраст мрачной и застойной испанской действительности. Энергия молодого поколения в них опрокидывает общепринятые положения, переворачивает все наоборот. Это принцип проявляется в том, что существа слабые и бесправные оказываются сильнее господ и повелителей. Комедии Лопе де Вега имеют нечто общее с веселым карнавалом, во время которого общепринятые отношения как бы переворачиваются вверх дном (дворянка переодевается служанкой или крестьянкой, девушка надевает мужской костюм, слуга — женский и т. д.).

Искусство Лопе де Вега — жизнеутверждающее искусство. В счастливых развязках его комедий отразилась вера в конечное торжество справедливости, оптимистическая вера в победу человеческой свободы и счастья.

Лопе де Вега (полное имя - Лопе Вега Карпьо Феликс де) - испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы. 25 ноября 1562 г. он появился на свет в г. Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте.

Образование Лопе де Вега получил в Имперском иезуитском колледже, куда поступил в 1574 г. Таланты учащегося произвели сильное впечатление на епископа де Авилу, который поспособствовал его поступлению в 1577 г. в духовную академию, однако обучение длилось недолго: из-за любовной связи с замужней женщиной он был вынужден оттуда уйти. Более того - в 1588 г. его посадили в тюрьму, где он ожидал судебного вердикта. Его обвиняли в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах. Его приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. В 1588 г. будущий драматург был среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию.

Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку ему нужно было содержать семью. С 1589 г. по его драматическим произведениям ставятся спектакли, которые быстро делают своего автора прославленным драматургом.

После возвращения в родной город в 1595 г. Лопе де Вега опять становится участником судебного процесса: сожительство с вдовой дает основания обвинить его в нарушении общественной морали. Драматург не раз выполнял обязанности секретаря у влиятельных персон, среди которых были герцог Альба, маркиз Малвпик, герцог Лемосский. В 1605 г. он поступает на службу к герцогу де Сессе, и этот человек играл важную роль в его дальнейшей биографии, до самой смерти драматурга выступая его покровителем и добрым другом.

Этот же период был очень насыщенным с творческой точки зрения, стал настоящим расцветом драматургии Лопе де Вега. Всего им было написано порядка 2000 пьес, некоторые из них были сочинены в течение одного дня. Опубликовано было только около 500: Лопе де Вега не слишком заботился об увековечивании или даже простом сохранении своих произведений.

В 1609 г. им было получено звание добровольного слуги инквизиции, в 1614 г. Лопе де Вега принимает сан священника. Считается, что этот серьезный шаг был сделан под влиянием душевного кризиса: в 1612 г. умер его сын, в следующем году - вторая супруга; жизнь двух дочерей также стала причиной сильных переживаний. Однако не желавший расставаться с отличным секретарем герцог Сесса с помощью хитроумной интриги возвратил его в мир земных радостей.

Какие бы невзгоды ни переживал Лопе де Вега, он продолжал творить. Драматург сочинял пьесы как обличающие деспотов-монархов, так и изображающие первых лиц государства, которые правили, заботясь о своем народе. За трагедию в стихах «Трагическая корона» (1627), прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Большая часть его пьес представляла собой комедии о любви, например, знаменитая «Собака на сене» (1614-1615) или «Раба своего возлюбленного» (около 1625). В его литературное наследие вошли новеллы, лирические стихотворения, более 20 поэм, а также несколько романов и стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609), в котором были обозначены основополагающие принципы национальной ренессансной драмы. Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вега в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена и изнасилована. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 г., и о его смерти скорбела вся страна.

Биография из Википедии

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября 1562(15621125), Мадрид - 27 августа 1635, Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале. Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Песня на стихотворение "Одиночеством к людям гонимый..." (Тимур Миргалимов)

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» - Бомарше.

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия»
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

  • 1952 - «Учитель танцев»
  • 1977 - «Собака на сене»
  • 2006 - «Дурочка»
  • 2015 - Министерство времени

Биография драматурга

  • 2010 - «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель»
  • Лопе де Вега
  • 2-я серия 1-го сезона испанского фантастического сериала "Министерство времени" посвящена Лопе де Вега

Наследие

В 1932 году муниципалитетом Мадрида учреждена ежегодная театральная «Премия Лопе де Вега».

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз.