Кто и когда создал в ссср легендарную группу "ласковый май". Проклятие «Ласкового мая Ласковый май год рождения

За пять лет существования в классическом составе «Ласковый май» добился такого успеха, что повторить его до сих пор не удалось никому из представителей российского шоу-бизнеса: собрать подряд 13 аншлагов в «Олимпийском», когда сама с «Рождественскими встречами» давала один за одним максимум десять концертов.

Выступать на стадионах, где заняты не только арена и места на трибунах, но и мачты освещения. Обойти в хит-парадах , и и добиться, чтобы строчки хитов знала вся страна. Творчество легендарной группы – пример филигранного в своей удаче сочетания искренности вложенных эмоций и своевременности появления, когда в стране появился запрос на «евродиско» и простые, близкие каждому песни.

История создания

Летопись знаменитого коллектива начинается в российской глубинке. Разумеется, приглашая в кружок самодеятельности Оренбургской школы-интерната №2 недавно поступившего воспитанника, руководитель объединения, 22-летний Сергей Кузнецов, не предполагал, какой грандиозной истории дает начало его шаг.


Тогда, в 1986 году, у Кузнецова уже были на руках будущие хиты «Ласкового мая»: «Маскарад», «Встречи», «Вечер холодной зимы». Молодой человек, увлеченный музыкой, написал их, пока служил в армии. Вместе с учеником интерната Славой Пономаревым Кузнецов собирался создать группу, но требовался вокалист.

Осенью руководителем учреждения назначили Валентину Тазикенову. До этого работник образования руководила детдомом в поселке Акбулак. За год до перевода в Оренбург она попала в состав комиссии, решавшей судьбу 12-летнего . У мальчика умерла мама, растившая его в одиночку, и некоторое время ребенок бродяжничал. Тазикенова забрала его в Акбулак, а в 1986 году – в Оренбург.


Поначалу распевание слезливых песенок интересовало подростка куда меньше, чем спорт. Свободное время Шатунов проводил на хоккейных тренировках или на футбольном поле. К тому же остальные дети не приняли новичка. Вскоре Шатунов сбегает из учреждения. Убедить его вернуться удается только Кузнецову.

Песни, которые позднее будут петь стадионы, впервые прозвучали на новогодней дискотеке в интернате в декабре 1986 года. Название группы так и не было придумано – оставили рабочую версию «Ласковый май». Словосочетание взято из текста композиции «Лето».


После новогодних каникул музыканты делают черновые записи на самодельной студии, и «включается» сарафанное радио. Спустя семь дней мелодии звучат по всей Оренбургской области. Аудитория, испытывающая потребность в новой музыке, написанной не по партийному заданию, а под влиянием понятных любому человеку чувств сама распространяет материал. Песни Кузнецова переписываются с кассеты на кассету, переходят из дома в дом.

Ажиотаж не проходит даром: в марте 1987 года Кузнецова увольняют. Формальный повод – исполнение Шатуновым на фестивале в честь дня рождения песни о любви. Юра после случившегося вновь покидает интернат. Но осенью руководство учреждения прибегает к помощи Кузнецова для организации праздников и дискотек. Во время каникул композитор записывает минусовую фонограмму, совершенствуя звучание песен, а чуть позже привлекает Шатунова к записи материала на базе Дома творчества.


Кассеты Кузнецов отдает на продажу знакомому, который торгует мелкими товарами на железнодорожном вокзале Оренбурга. Пассажиры поездов дальнего следования прислушиваются к рекомендациям продавца. Железная дорога разносит «Белые розы» во все концы страны.

Одна из этих записей попадает и к 25-летнему . Одержимый мечтой покорить сцену, молодой человек тогда пытался выстроить сотрудничество с Юрием Чернавским, композитором «Миража», Аллы Пугачевой и других звезд первой величины. Тот в 1986 году создает студию популярной музыки «Рекорд» и предлагает энтузиасту Разину подыскать талантливых ребят для записи шлягеров. В этот период будущему продюсеру «Ласкового мая» и попадается творчество представителей оренбургского интерната.


Во второй половине 80-х у советских слушателей под влиянием западной культуры формируется запрос на музыку в стиле «евродиско». За рубежом перемены начинаются еще в 1984 году – с выходом хита и «You’re my heart, you’re my soul». Советская эстрада, проходящая сквозь фильтры худсоветов, не может предложить даже частично приемлемого продукта. Андрей Разин, слушая «Белые розы» и «Седую ночь», если не осознает, то чувствует: в Оренбурге находится настоящее сокровище.

Ему приходится затратить немало сил, чтобы отыскать уволенного Сергея Кузнецова и его вновь удравшего к тетке подопечного. Но обнаружив их, Андрей Разин уговаривает обоих переехать в столицу, и здесь его усилия стремительно вознаграждаются.

Состав

Вскоре после знакомства с Шатуновым и Кузнецовым Разин возвращается в Оренбургский интернат. Продюсер прослушивает воспитанников, чтобы взять дополнительных участников в группу. Так в «Ласковом мае» появляется второй солист Константин Пахомов и бэк-вокалисты Сергей Серков, Игорь Игошин и другие. Часть ребят садятся за инструменты. И уже в сентябре 1988 года, спустя полгода подготовки, коллектив отправляется во всесоюзный тур.


Успех гастролей подталкивает Разина к мысли о создании дублирующего состава. В том же году к микрофону становится он сам. Теперь коллективов «Ласкового мая» два: в одном поет Шатунов, в другом – Пахомов и Разин. Кроме того, создается студия «Ласковый май» для талантливых сирот. Это позволяет Разину создавать бесконечное число коллективов под одним и тем же брендом, пользовавшимся феноменальной популярностью. В разное время приходят вокалисты Антон Токарев, Виктор Куликов, Олег Крестовский и другие.

Документальный фильм «Ласковый май. Лекарство для страны»

Главным условием проведения концерта становится запрет на съемку артистов. Портретов звезд, с которыми можно было бы сравнить внешность приехавших на гастроли исполнителей, нет. В результате, как сообщается в фильме «Ласковый май. Лекарство для страны» (ТВЦ),

«в какой-то момент по стране гастролируют 60 «Ласковых маев» и 30 «Юр Шатуновых».

Далеко не все двойники созданы при поддержке Разина. Однако именно продюсеру коллектива приходится расхлебывать заваренную аферистами кашу, когда в январе 1989 года «Утренняя почта» показывает долгожданный клип «Белые розы». Многие впервые видят Шатунова, несмотря на то, что не раз бывали на концерте «Ласкового мая». Разин становится подозреваемым по уголовному делу о хищении социалистической собственности.

Песня «Белые розы» группы «Ласковый май»

Этот скандал, а также проблемы с криминальными кругами и разногласия в группе приводят к уходу из нее Кузнецова и Пахомова. На место автора музыкального материала Разин приглашает , и тот к началу лета 1989 года создает песни для восьмого альбома артистов.

Всего за пять лет творческой деятельности «Ласкового мая» в его составе побывало 34 участника. При этом 12 артистов выступали в качестве вокалистов или бэк-вокалистов. Но только один исполнитель спровоцировал уходом завершение биографии легендарной команды.


В 1992 году Юрий Шатунов заявил Разину, что намерен начать сольную карьеру. Продюсер пытался уговорить артиста остаться, некоторое время держал у себя его документы, но, в конце концов, сдался. В истории «Ласкового мая» была поставлена точка.

В 2009 на волне популярности ретро Разин попытался возродить ансамбль с собой в роли главного вокалиста. Компанию ему составили бывшие участники группы. Однако к 2013 году гастрольная деятельность новой версии «Ласкового мая» сошла на нет.


«Википедия», по данным на 2018 год, перечисляет 11 умерших участников группы. Вскоре после ухода главного вокалиста скончался Игорь Игошин (барабанщик), а спустя год неподалеку от места проживания Шатунова неизвестный застрелил бывшего клавишника команды Михаила Сухомлинова. В 1996 году разбился в аварии экс-вокалист Юрий Барабаш.

Музыка

Новаторство коллектива заключалось не только в стилистике творчества, но и в его ориентации. Уже во время первых гастролей, осенью 1988 года, стало ясно, что главные поклонники «Ласкового мая» - школьники, пришедшие на концерт без родителей. Простые и эмоциональные тексты Кузнецова кардинально отличались от идеологически выдержанного советского творчества для молодежи, а музыка была так похожа на энергичные западные хиты.

Песня «Седая ночь» группы «Ласковый май»

Непохожесть подчеркивал и скандальный для того времени внешний вид музыкантов: наброшенные на голое тело джинсовки, макияж и безумные прически. Это стоило артистам эфиров на радио и ТВ, но к концу первого тура стало очевидно: они обойдутся и без традиционных инструментов умирающей системы.

В октябре 1988 года на студии «Рекорд» создается первый альбом, предсказуемо названный «Белые розы». До конца года выпускаются еще три альбома. СМИ не могут игнорировать их растущую популярность и ставят в эфир клип на заглавную композицию с дебютного альбома.

Песня «Розовый вечер» группы «Ласковый май»

В следующем году группа выпускает семь альбомов, в том числе «Розовый вечер». Одноименный хит, сочиненный Сергеем Кузнецовым, Константин Пахомов записывает на студии «Рекорд» уже после ухода из группы. Однако имеющий доступ к материалу Разин включает композицию в репертуар Шатунова.

В 1990 году на пяти альбомах издается новый материал. Год спустя проходит тур по американским городам. А в начале 1992 года деятельность группы прекращается.

«Ласковый май» сейчас

В 2009 году вышел художественный фильм, основанный на истории группы. К премьере Разин приурочил попытку возродить коллектив. Сейчас «Ласковый май» не гастролирует. Андрей Разин занимался бизнесом, работает советником мэра Ялты. Женат четвертым браком. В 2017 году произошло трагическое событие – от сердечного приступа .


Юрий Шатунов, после славы решивший получить образование звукорежиссера, занимается сольным творчеством. В 2018 году продолжают выходить его новые песни.

Клипы

  • 1988 - «Тающий снег»
  • 1989 - «Белые розы»
  • 1989 - «Розовый вечер»
  • 1989 - «Лето»
  • 1990 - «Ты просто был»
  • 1991 - «Закрой за мною дверь»
  • 1991 - «Все напрасно»

Дискография

  • 1988 – «Белые розы»
  • 1988 – «Старый лес»
  • 1988 – «Разбитая любовь»
  • 1989 – «8 марта»
  • 1989 – «Розовый вечер»
  • 1989 – «На крыше»
  • 1989 – «Гудбай, беби»
  • 1989 – «Ласковое лето»
  • 1989 – «Сказочный берег»
  • 1989 – «Октябрьский альбом»
  • 1990 – «Глупые снежинки»
  • 1990 – «Машка-матрешка»
  • 1990 – «Озорная девчонка»
  • 1990 – «Возвращайся»
  • 1990 – «Остров на двоих»
  • 1991 – «Закрой за мной дверь»
  • 1992 – «Случайная встреча»

Ласковый май - музыкальная группа, созданная руководителем музыкального кружка оренбургского интерната №2 Сергеем Кузнецовым в конце 1986-го года. Изначально состояла только из воспитанников интерната, включая солиста группы Юрия Шатунова . Позднее к Ласковому маю присоединился Андрей Разин , взяв на себя обязанности директора. Он перевёл участников группы в Москву, где с его помощью Ласковый май стал одним из лидеров Советской Эстрады... Из-за разногласий с Разиным в начале 1989-го года Сергей Кузнецов покидает группу, вместе с ним уходит почти весь первоначальный состав. Вместе они создают группу Мама . Андрей Разин продолжает развитие Ласкового мая, используя новые фонограммы группы Мама, а также привлекая новых авторов текстов и солистов. Он реорганизует группу в Студию для Одарённых Подростков, набирая в неё всё новых участников. По всей стране гастролировали клоны Ласкового мая, часть из которых была создана самим Разиным. Популярность группы достигает апогея в 1990-м году, завершившимся масштабным шоу-ревю Белые розы белой зимой в январе 91-го. Затем майская лихорадка идёт на убыль. Финансовые разногласия между участниками, увлечение Андрея Разина политикой и изменившаяся музыкальная мода приводят к распаду группы в начале 1992-го года. На сегодняшний день Ласковый май остаётся одним из символов эпохи 80-х в СССР!

Top 10 песен

По версии Диско Энциклопедии

# Название Авторы
1 Белые розы Музыка и слова: Сергей Кузнецов
2 Розовый вечер Музыка и слова: Сергей Кузнецов
3 Седая ночь Музыка и слова: Сергей Кузнецов
4 Старый лес Музыка и слова: Сергей Кузнецов
5 Тающий Снег Музыка и слова: Сергей Кузнецов
6 Вечер холодной зимы Музыка и слова: Сергей Кузнецов
7 Мне больше не нужно Музыка и слова: Юрий Куликов
8 Медленно уходит осень Музыка и слова:

«Ласковый май» - популярная группа 1980-х-начала 1990-х гг.

Эпоха перестройки и поднятие «железного занавеса» открыли для жителей Советского Союза новые горизонты и привели к возникновению новых музыкальных веяний и коллективов. Среди них невероятную популярность приобрела группа «Ласковый май». За 10 лет существования на ее концертах побывал каждый пятый житель страны, а поклонницы сходили с ума по исполнителям, засыпая их письмами и сводя счеты с жизнью.

Группа «Ласковый май»

Датой образования группы «Ласковый май» называют 6 декабря 1986 года. Тогда в оренбургской школе-интернате № 2 руководитель музыкального кружка Сергей Кузнецов и 13-летний Юра Шатунов готовили к новогоднему празднику музыкальную программу. Через год, голос Шатунова был записан в одном из местных Домов культуры, а затем наложен на минусовку. Сергей Кузнецов отдал кассету в один из местных киосков на железнодорожном вокзале. Через несколько недель на просторах необъятного Советского Союза отовсюду доносился голос Юры Шатунова.

Группа уже вышла за рамки музыкальных концертов интерната и стала выступать на сценах местного значения. Директор воспитательного учреждения всячески препятствовала деятельности «Ласкового мая», считая, что свалившаяся популярность пагубно влияет на неокрепшую психику юного певца. А Сергей Кузнецов был уволен из интерната.

Юрий Шатунов и Андрей Разин

Именно, в тот период (лето 1988 года) в Оренбурге появляется Андрей Разин, который работал на московской звукозаписывающей студии «Рекорд». Он уговаривает Кузнецова переехать в Москву для дальнейшей деятельности, пообещав перевезти туда же Юру Шатунова. Когда же Сергей Кузнецов оказывается в столице, он обнаруживает, что Разин продюсирует группу под названием «Ласковый май», участники которого выступают под фонограмму с голосом Юры.
Видя бездействия Разина в отношении переезда Шатунова в Москву, Кузнецов сам (без разрешения руководства интерната) 9 сентября 1988 года привозит мальчика в столицу. Чтобы не разразился скандал, Разин официально переводит Шатунова в московскую школу-интернат.

Выступление группы «Ласковый май»

Проходит серьезная работа на профессиональном оборудовании. В студии перезаписывают альбом «Белые розы», и начинаются бесконечные гастроли. Группу пополняют другие мальчики из интернатов. В январе 1989 по центральному телеканалу в программе «Утренняя почта» демонстрируют клип «Белые розы», и постепенно в отношении группы «Ласковый май» начинается массовая истерия со стороны поклонников.

Андрей Разин в детстве с четой Горбачевых

Желая получать максимальный доход от деятельности группы, Андрей Разин, буквально, «клонирует» ее, и по Союзу разъезжает несколько коллективов. Сергей Кузнецов, несогласный с таким положением дел, покидает «Ласковый май». Когда наличие нескольких групп с одинаковым названием становится слишком явным, Андрею Разину удается выходить сухим из воды, т. к. его считают родственником Михаила Горбачева. Дело в том, что Разину посчастливилось сфотографироваться в детстве с четой Горбачевых, после чего Андрей называл себя племянником генсека.

Юрий Шатунов

Когда зрители приходили посмотреть на Юрия Шатунова, а на сцену выходили совершенно другие люди, то руководство объясняло это болезнью солиста, ломающимся голосом, переходным возрастом. Надо сказать, что от такой бешеной популярности, у мальчика, действительно, случались нервные приступы.

В 1990-м и 1991-м году в период зимних каникул в СК «Олимпийский» прошло 17 концертов с забитыми до отказа залами. Пресса писала диаметрально разнящиеся отзывы. В одних газетах «Ласковый май» называли «эталоном пошлости», а в других – «символом чистоты и благородства». Сам Разин стимулировал скандалы вокруг группы, периодически запуская «утки», чтобы не утихал интерес зрителей к исполнителям. Но в группе назревает нездоровая обстановка и, не выдерживая напряжения, в 1992 году «Ласковый май» покидает Юрий Шатунов. Назревают конфликты между Разиным и Шатуновым, которые выливаются во взаимные обвинения по телевидению.

Кадр из к/ф «Ласковый май» (2009)

В 1996 году группа объединяется вновь, работая в поддержку предвыборной президентской кампании Геннадия Зюганова. После этого Разин занимается политикой, а Шатунов переезжает в Германию. В 2002-м на волне популярности диско, Шатунов делает несколько ремейков хитов «Ласкового мая» и выступает от своего имени. 1 октября 2009 года в прокат вышел фильм «Ласковый май», сюжет которого основан на деятельности группы конца 1980-х-начала 1990-х и биографии Андрея Разина.

Из 9 участников первого состава группы в живых остался один Юрий Шатунов

Сегодня вокруг загадочного «мора», напавшего на участников скандально известной в начале 90-х группы «Ласковый май», бродит множество слухов. За четверть века 8 ее первых участников погибли при разных обстоятельствах, а у одного из продюсеров остановилось сердце. Кто-то объясняет цепочку смертей «костяка» группы банальным алкоголизмом, другие - расплатой за многочисленные аферы, стоящие за душещипательным пением сирот, кумиров лихого безвременья.

Корреспондент «МК» побеседовал с той, которая называет себя «черной вдовой «Ласкового мая» и уверяет, что предчувствовала и продолжает предвидеть неотвратимый ход событий, преследующий бывших «ласковомайцев». Она, Карина по прозвищу Барби, хочет предостеречь пока уцелевших в злом роке Юрия Шатунова и Андрея Разина.

Алексей Бурда с Андреем Разиным (справа).

Участники группы «Ласковый май»:

Барабанщик Игорь Игошин - погиб в 1992 году в 20 лет.

Клавишник Михаил Сухомлинов - был застрелен в 1993 году в 18 лет.

Солист Юрий Петлюра - погиб в 1996 году в автокатастрофе в 22 года.

Клавишник Арвида Юргайтис - сгорел на своей даче в 2005 году в 36 лет.

Бас-гитарист Вячеслав Пономарев - умер в 2007 году в 37 лет.

Также от обширного инфаркта 28 февраля 2013 года, в 45 лет, умер директор и продюсер Рашид Дайрабаев.

Я была женой экс-клавишника «Ласкового мая» Алексея Бурды . И мистика преследует меня с первого дня знакомства с мужем. И сегодня я уверена: все, что происходит с группой, вся эта череда загадочных смертей - не случайность!

С Лешей мы познакомились на вручении премии «Муз-ТВ». Я и представить себе не могла, что ровно через год после того же события моего любимого найдут мертвым...

Мы с Лешей сразу стали жить вместе. До знакомства с ним у меня был образ гламурной блондинки «а-ля кукла Барби», которая вечно в розовом и нарочно всех раздражает своей наглостью и тупостью. Леша же придумал для меня образ прямо противоположный - готической брюнетки-вампирши в черно-красном. Теоретически я с ним согласилась, но на практике никак не могла расстаться с образом глупой куклы. Из-за этого мы с Лешей часто ругались, ему было обидно, что я не принимаю новый образ, придуманный им. И я стала меняться под его руководством - медленно, тяжело, но верно. И тогда у меня сдвинулись с мертвой точки все мои проекты, я наконец-то смогла купить квартиру в Москве, перевезла из Казахстана родителей. А сейчас я с ужасом понимаю: со смертью моего мужа история не закончилась!

- Почему с ужасом?

Дело в том, что я написала книгу о Леше. Но в мою работу над рукописью все время вклинивались какие-то прямо потусторонние неприятности. Я написала ее еще при его жизни, незадолго до Лешиного ухода книга была почти закончена, и я со дня на день должна была нести ее в издательство. Но никак не могла придумать концовку. Мне упорно не нравился финал моей истории, казался каким-то неполным… И я все тянула, будто ждала чего-то. Леша спрашивал: «Ну что, сдала книгу?» А я ему: «Пока нет, подожди…» Муж удивлялся: «А чего ждать-то?»

А 1 июня стало понятно, чего... Впервые я почувствовала суеверный ужас, когда осознала, что я что-то предчувствовала, хотя и не отдавала себе отчет. А потом - когда поняла, что с уходом Алексея странные знаки и знамения не закончились! Я - словно проводник, через который поступают сигналы «SOS» оставшимся в живых участникам «ЛМ».

- А как вы прожили с Алексеем ваш совместный год?

Когда мы только сошлись, было тяжело. На нас сфокусировалось всеобщее внимание - разговоры, сплетни, пересуды. Нас часто ссорили путем всяческих оговоров, мы даже пару раз расходились. Но продолжалось это недолго. Как-то, в очередной раз расставшись и вернувшись друг к другу, мы сели, поговорили по душам и приняли решение впредь не афишировать свои отношения... Сейчас я вспоминаю такой наш разговор за пару дней до трагедии: Леша вдруг ни с того ни с сего завел тему смерти. «Как ты думаешь, Карин, почему хорошие люди всегда уходят из этой жизни очень рано?» Я немного растерялась: «Думаю, никто не уходит отсюда, пока не выполнит свою миссию». «Да?» - переспросил муж и будто успокоился. Мы продолжили разговор о смерти, но уже не в трагическом, а в творческом контексте.

Андрей Разин любит чертову дюжину.

- Это как?

Мы планировали положить в гроб - но не его, а меня! За неделю до трагедии Леша написал для меня песню «Невеста сатаны», на которую мы хотели снять клип: я лежу в гробу, гроб в церкви, идет отпевание, Леша в роли священника. И вот молодой батюшка, отпевая меня, вдруг помимо своей воли начинает греховно вожделеть мое бездыханное тело… И таким образом оживляет! Я встаю из гроба, мы сливаемся в танце любви. Но мы никак не могли приступить к съемкам - из-за меня.

- Боялась в гроб ложиться?

Нет, я раньше вообще суевериями не страдала, гроба совершенно не боялась - напротив, очень хотела быстрее отснять ролик. Но все время что-то мешало. Самолет, в котором я летела на съемки, не хотел выпускать шасси. Спускался и поднимался вновь чуть ли не полдня, тогда, когда я уже безнадежно опоздала! Потом сорвалось мое выступление, причем «кинули» организаторы, которых я считала своими друзьями. Вообще, в ту последнюю неделю активизировались все мои мнимые «друзья» - угодливые лизоблюды, которые есть у каждой знаменитости. В ту роковую неделю перед смертью Леши эти трусливые шакалы будто почувствовали какую-то сатанинскую поддержку - вдруг обнаглели, за спиной начали делать подляны... Я почувствовала неладное. Ведь в ту ночь, когда шла попойка по случаю вручения музтевешной премии, меня не было на вечеринке…

- А где же ты была?

На кладбище. Утром того рокового дня, когда вручали премию, меня разбудил звонок. А как раз на этой вечеринке мы хотели всех поразить: подъехать на черном катафалке, из которого меня вынесли бы прямо в гробу четыре парня-гота. Это было бы чем-то вроде превью нашего клипа. Мы с Лешей часто представляли себе, как это будет круто! Но утром того дня мне позвонили и сообщили, что в этом году мне отказывают в участии: мол, «у них уже все расписано». Я в гневе позвонила Леше - это и был наш последний с ним разговор. Я сказала, что хочу, чтобы и он не ходил на эту чертову вечеринку! Сказала, что у меня был плохой сон, почти видение. Мне приснилось, что на этом мероприятии будет теракт, взрыв, много крови, и погибнет много людей… Но Леша только посмеялся: «Ты чересчур мнительная, а я все равно пойду!» Тогда я в сердцах отрезала: «Поступай как знаешь!» - и бросила трубку.

В ту ночь я не могла уснуть. И незадолго до полуночи я вышла из дома на улицу подышать воздухом. Стояла теплая летняя ночь, и я сама не заметила, как дошла до кладбища. Когда я оказалась там, часы показывали 12. Я долго бродила среди крестов и говорила сама с собой. А потом я еще долго в ночи гуляла по парку, где мы не раз бывали с Лешей…

- А утром узнала, что его нашли мертвым недалеко от того же места, где была ты?

То утро началось как страшный сон! Разбудила меня эсэмэска от общего знакомого: «Правда, что Леша умер?» Первым делом я подумала, что это тупая шутка самого Леши, напившегося на вечеринке. Но все-таки встала и включила Интернет. И тут - ужас! На тот момент было уже более 10 сообщений о его смерти. Вначале во мне еще теплилась надежда, что это чей-то тупой розыгрыш - как года два назад, когда, пока я была на гастролях, кто-то в Сети пустил слух, что меня сбила машина, и я нахожусь при смерти в реанимации. Тогда все мои родные и друзья чуть с ума не сошли, а я - ни слухом ни духом! Но - увы! - везде было написано, что бездыханное тело Леши было найдено рано утром, возле того самого «нашего» кладбища. Немного придя в себя, я позвонила в милицию и запросила информацию по трупам за прошедшую ночь. Меня долго переключали с номера на номер, и кто-то в итоге ответил: мол, да, такого-то нашли мертвым, приезжайте, забирайте вещи... Когда я приехала за вещами, мне сказали, что тело находится в судебном морге, и я смогу увидеть его только через три дня, после вскрытия.

Эти три дня я вообще не могла есть. Утром на третий день за мной приехал водитель и повез в морг. Я была на грани обморока... А в ту же ночь со мной впервые произошло самое страшное и в то же время прекрасное событие.


Девять жертв «ЛМ».

- Что же именно?

Тогда Леша впервые вышел со мной на связь. Где-то в полчетвертого утра - думаю, именно тогда его душа покидала тело, - у меня со стены упала полка, на которой стояли Библия Леши и два подсвечника. От шума я проснулась, а через несколько секунд я услышала голос Леши: «Каринка, не бойся, я тут, рядом!» Голос был негромким, словно только в моей голове, но он отвечал на вопросы! И мы с Лешей стали говорить, как по мобильному телефону, но только не вслух. Леша сказал, что наблюдает за мной, и ему очень больно видеть, как я по нему убиваюсь. Я спросила его: почему же он не пришел раньше? Почему он три дня не появлялся, если видел, как я страдаю? Леша объяснил, что не мог отделиться от тела, и пришел сразу же, как только его душа обрела свободу. А потом он сказал: «Ты неблагодарная, Карина! Ты что, не поняла, что я тебя спас, отвел смерть? Ведь ты должна была умереть в ту ночь со мной вместе, но я вмешался и принял смерть за нас двоих. А теперь ты должна жить за нас и продолжать наши начатые дела. И не смей больше себя изводить! А ну вставай, иди за стол и хорошенько поешь, а то не приду к тебе больше никогда! И еще: пообещай мне НИКОГДА не брать в рот ни капли алкоголя!»

- Так, может, дело как раз в этом? Стресс, голод, вино, успокоительное - почудилось?

Вскоре я получила косвенное подтверждение слов Леши (или его привидения, как вам угодно) о том, что я действительно была на волосок от смерти. Ведь над телом Леши три раза проводилась судмедэкспертиза, и в итоге эксперты установили причину смерти: отравление неизвестным веществом. А ведь мы всегда пили с ним из одного бокала! И если бы я была с ним в тот вечер, мы бы не изменили своей привычке.

- И как долго Алексей был с тобой на связи?

Муж до сих пор со мной на связи. Но уже не так регулярно. А первое время Леша приходил ко мне почти каждую ночь. Говорил со мной, подсказывал, что мне надо делать. Велел мне больше общаться с его кругом, а не с моим... Леша все время предостерегает меня, посылая знаки. И несколько раз снова спас! Как-то я ехала на эскалаторе в метро, как вдруг передо мной начали падать люди, как домино. Пьяный мужчина толкнул женщину, потом сам упал. А женщина, падая, толкнула парня, который стоял прямо передо мной. Он пошатнулся, и в тот же миг я услышала голос Леши: «Если будешь бояться, то сейчас покатишься вслед за остальными! Возьми себя в руки!» И страх мигом ушел. Пошатнувшийся парень предо мной с трудом, но удержался на ногах. И снова голос Леши: «Вот видишь! Не бойся, и ты всегда выстоишь!»

А недавно со мной был еще случай: мне надо было перейти Каширское шоссе, дело было поздним вечером. Людей на улице нет, машин - практически тоже. Смотрю, дорога совсем пустая, думаю: чего мне крюк делать до подземного перехода? Дай так перебегу. Обзор дороги хороший, если поедет машина, я замечу ее издалека. Дохожу до середины этой большой дороги - и с ужасом вижу, что прямо на меня несутся огромные фары: это был черный громадный «Хаммер». Я словно в ступоре замерла, стою и не могу пошевелиться. Ни руку поднять, ни ногу переставить, ни глаза даже отвести - такое иногда в кошмарных снах бывает. Вроде надо бежать от опасности, спасаться, а двигаться не можешь. И тут раздался скрежет, визг тормозов - и эта махина гигантская замерла передо мною будто вкопанная - на расстоянии вытянутой руки. И тут я услышала голос Леши: «Я же сказал, хватит бояться!» И вмиг огромный джип исчез.

С того дня я сильно изменилась - сначала внешне. Сделала на левом плече татуировку с именем Леши и подписью, что моя любовь к нему вечна. Потом изменилась формально: взяла фамилию Леши, официально, в паспорте. И, наконец, после этого всего я изменилась и внутренне: из меня напрочь ушел страх и какие-либо сомнения. Я знаю, что Леша всегда стоит за моим плечом, присматривает за мной и оберегает.

Карина «Барби» и Алексей Бурда.

- Но тяжело же, когда за плечом все время кто-то торчит!

Нет, это помогает мне предвидеть будущее. Сразу после того, как я узнала про смерть Юрия Гурова в конце того же лета 2012 года, я почувствовала, что смерти будут продолжаться. Я не молчала, а пыталась как-то донести до оставшихся в живых ласковомайцев то, что над ними нависла смертельная угроза. Но мне мало кто верил, сами понимаете. А я точно знала: кровь скоро прольется! И вот в самом начале 2013 года началась резня: 22 февраля был убит Игорь Анисимов, и не просто убит, а жестоко зарезан 9 ножевыми ударами... Спустя всего несколько дней, 28 февраля, я была на телевидении и, воспользовавшись случаем, сказала, что на 8 смертях злой рок «Ласкового мая» не остановится, в коллективе скоро будет 9-я потеря. Но, честно говоря, я и не думала, что это случится настолько скоро! Буквально через 2-3 часа после моих слов в том интервью в больнице скончался директор коллектива Рашид Дайрабаев. Рашид не пережил смерти именно Игоря, он был добрейшей души человек. Когда мы потеряли Юрия Гурова, Рашид очень долго плакал, но особенно его подкосило предательство Баскова. Рашид всю душу в него вложил, сделал из него звезду, а Басков потом от него просто отвернулся, знать не хотел. Не только на похороны не пришел, но даже венка не прислал! А смерть Игоря Анисимова стала последней каплей для Рашида: он попал в больницу сразу же, как узнал о случившемся. Но при этом все равно собирался на похороны. Но когда ему в палату принесли черный костюм, Рашиду стало плохо, он разрыдался и впал в кому, из которой уже не вышел...

Можно было бы подумать, что на этом конец. Девятая смерть должна стать завершающей в этом цикле. Девять потерь - это как девять планет в Солнечной системе. Но здесь только одна загвоздка: Дайрабаев был частью группы, но он не пел и не играл на инструментах, как предыдущие жертвы, он только руководил. Способна ли его отобранная жизнь в полной мере заменить жизнь участника группы? Еще обратите внимание: в датах рождения и смерти всех участников группы, а также в дате создания самой группы есть числа 13, 666 и 613. Это все знаки Сатаны. Мы все не просто умылись кровью, а уже давно купаемся в ней. Очень много «сопутствующих» смертей - среди людей, так или иначе связанных с группой. Например, в пятницу, 13 января 2012 года (к тому же пятница 13-е), попала в страшную аварию Ольга Никитина, концертный директор «ЛМ», отвечавшая за концерты в Перми. Разбилась Ольга 13-го, а скончалась 16-го - все числа нехорошие, мистические.

Такое ощущение, что злой рок хочет изничтожить любое упоминание о «Ласковом мае»! Сейчас прежнего «ЛМ» уже почти нет. Либо, забрав в лице Юрия Шатунова и Андрея Разина последних и самых «знаковых» жертв, рок окончательно сотрет с лица земли все, что связано с этой группой, либо «ЛМ», подобно птице Феникс, переродится в нечто новое, что превзойдет его самого. Ко мне после смерти приходили и Дайрабаев, и Анисимов.

- И что же они поведали тебе?

Что смерти будут продолжаться, если я не попытаюсь остановить их. Рашид и Игорь сказали мне, в чем причина, и подсказали выход: помирить и возродить. Они раскрыли мне тайну великого истребления «Ласкового мая». Все началось после того, как Андрей Разин и Сергей Кузнецов (композитор, основатель группы, автор легендарных хитов «Белые розы» и «Седая ночь». - Авт. ) перестали сотрудничать и стали врагами. Эта вражда длится по сей день. Огромное количество негатива и дерьма летит в обе стороны вот уже много лет. Из-за этого страдают не только сами оппоненты, но и все вокруг. И конец этой войне положит только потеря девятого участника коллектива. Не мне судить, кто из двоих прав - Андрей или Сергей. У каждого из них - своя правда. Не понимают они только одного: в этой борьбе не может быть победителя. Андрей и Сергей, вы вечно ссоритесь, судитесь, поливаете друг друга помоями. Неужели только девятая смерть способна остановить вас и привести к перемирию? Все смерти первого состава - знак, что вы - одна семья, одна кровь, один прайд. Так что же вы все грызетесь между собой? Хотя бы во имя памяти ушедших ребят остановитесь! Объединившись, вы сможете создать новую легенду - даже еще более сильную и мощную, чем тогда, в 90-х. Только поверьте в это и простите друг друга.

Я пытаюсь объединить и примирить всех тех, кто остался в живых, под знаменами возрождения «ЛМ», но в новом обличье. Предложила следующий после смерти Рашида Дайрабаева день - то есть первый день весны - считать днем рождения новой легенды. Я придумала название восставшей из пепла группе «Ласковый май» - «НЕласковый Рай».

Еще в память о покойном муже я создала благотворительный фонд, и раз в месяц мы отправляемся в детский дом и в приют для животных. Привозим детям подарки и сладости, а животным - корма и витамины.

- Теперь ты уже ничего не боишься?

Нет, все-таки боюсь. Всего одной, но реально страшной вещи. И это не смерть, это - жизнь. По мне, страшнее всего иметь отменное здоровье и жить долго, но при этом быть неприкаянной душой, жить без цели, в зависти или злобе, тоске или унынии, так и не найти свое место в этой жизни, свое призвание. А за умерших девятерых «ласковомайцев» моя душа спокойна: они исполнили свой долг в этом мире, обретя бессмертие в наших сердцах, и ушли легендами.

Группа Ласковый Май была создана 6 декабря 1986 года в Оренбургской школе-интернате № 2 окончившим 5 классов музыкальной школы и отмучившимся 7 месяцев в музучилище руководителем местного музыкального кружка Сергеем Кузнецовым и тринадцатилетним учеником Абулакского интерната Юрием Шатуновым. В первый состав группы "Ласковый Май" вошли Юра Шатунов, Слава Пономарев и Сергей Кузнецов.

Весной Ласковый Май впервые выступил на фестивале самодеятельности детских домов. Апрель, день рожденья и Юра Шатунов исполняет песню о любви "Тающий снег". Жюри выпало в осадок, но оказалось честным и "двойку" не поставило, хотя в интернате оргвыводы были сделаны и Сергей Кузнецов там больше не работал… Потом пришлось туго, но группа не распалась, а начала выступать по разным ДК.

Под Новый Год над Кузнецовым в интернате смилостивились и пригласили обратно - ставка художественного руководителя пустовала, найти на такие деньги кого-либо еще администация не смогла, а не приготовить концерт и дискотеки к празднику было невозможно.

Кузнецов согласился вернуться и сделал для праздников минусовки, а потом, уже в начале февраля дал Шатунову записать на них свой голос. Так вышла первая запись Ласкового Мая, которая оказалось никому не нужной, кроме как продавцу вокзального киоска, за три червонца. Так 18 февраля 1988 года страна начала знакомиться с творчеством Ласкового мая.

Через три месяца "Белые розы" без какой либо рекламы стали архи хитом . Как такое произошло понять невозможно... впрочем чем-то смахивает на историю с Окуджавой и Высоцким. После этого к группе присоединился Костя Пахомов.

Вместе с ним Ласковый май начал выступать на стадионах и концертах организованных Оренбургской Филармонией. Надо сказать, что сам Шатунов на них не солировал - руководство области почему-то запретило ему выступать.Так продолжалось пару месяцев, а в это время...

В московском парке Горького уже выступает "Ласковый Май" естественно под фанеру Шатунова. Да и не только в Москве, но и во Владивостоке, Ленинграде, Фрунзе, Омске. Впрочем, до встречи с Андреем Разиным (его настоящее имя и фамилия Вадим Криворотов), который пригласил Кузнецова в Москву, Сергей об этом не знал. Он поехал в столицу и они вместе начали работать до осени 1988 года. Потом Сергей Кузнецов вернулся в Оренбург и забрал из интерната Шатунова. Они вместе поехали к Разину.

Вновь пошли выступления на стадионах, дворцах спорта, в концертных залах и лишь с той разницей, что на этих концертах выступал настоящий Ласковый май и уже с музыкантами, которых набрали все в том-же Оренбурге и окрестностях - Сергеем Серковым, который жил в том же интернате, что и Шатунов и других его друзей - Сашу Прико и Игоря Игошина. Так Ласковый Май получил свой полный состав - Шатунов, Серков, Прико, Игошин, Пономарев, Пахомов, Рафаэль, Разин. выступали они естественно только под "фанеру".

Первая в СССР юношеская музыкальная группа, работавшая в стиле «Евро-поп 80-х» была рассчитана на молодёжную аудиторию в возрасте от 10 до 25 лет. Ласковый Май имел небывалую популярность как у юной аудитории страны, так и в целом по стране. С другой стороны в средствах массовой информации СССР о ней практически не упоминали. Вместе с тем группа Ласковый Май обрела и скандальную известность.

В связи с невероятным успехом группы, в 1989 году, на пике ее популярности возникали разнообразные «клоны» с подобными «Ласковому маю» названиями и гастролировали в разных городах бывшего СССР.

Сам же «Ласковый май» собирал многотысячные стадионы (40-60 тыс.человек) и установил рекорд по количеству концертов в день. Группа давала до 8 концертов за день, и более 40 концертов в месяц. Российская эстрада столкнулась с до сих пор необъяснимым феноменом. Простые на первый взгляд песни, оказались не по зубам многим композиторам и поэтам, которые уже давно работали в шоу-бизнесе. Попытки создания новых песен, таких как «Розовые розы Светке Соколовой» и другие подобные поп-композиции не имели такого успеха, как и копирование самого стиля «Ласкового мая».

Андрей Разин работал администратором известной группы «Мираж». Он и организовал первую студийную запись Ласкового мая на студии Ю. Чернавского «Рекорд». Вслед за первым диском группы - "Белыми розами", в 1988 году выходят еще два альбома.

Позднее, в результате скандала с Кузнецовым, Разин становится руководителем и солистом студии «Ласковый Май». Все фонограммы группы были перезаписаны у Игоря Бабенко - в одной из аудио-студий «Рекорда». Все аранжировки Ласкового Мая, за исключением поздних работ принадлежат Сергею Кузнецову. Сотрудник «Рекорда» звукорежиссер Анатолий Мешаев, который работал там в то время, оказался непосредственным участником всех созданных хитов «Ласкового Мая».

К началу 1989 года еще совсем недавно никому не известный "Ласковый Май" становится самой популярной поп группой в стране. Весной 1989 года, когда группу покинул ее основатель и идейный вдохновитель Сергей Кузнецов, в Ласковом мае произошел раскол. Вместе с Кузнецовым ушли Александр Прико и Игорь Игошин, которые создали группу "Мама". Кроме них группу покинул Константин Пахомов.

Теперь для Ласкового мая песни стал сочинять Владимир Шурочкин, который повторить успех Кузнецова не смог. Вместо Пахомова подобрать никого не удается и положение стало катастрофическим, особенно после того, как у Шатунова возникли проблемы с голосом. "Ласковый Май" становится эпицентром скандалов и после лета 1989 года группа практически не выступает. Шурочкин видя это основывает свой сольный проект и забрасывает группу. Андрей Разин приглашает в качестве нового композитора Юрия Куликова. Его "Октябрьский альбом" терпит фиаско и вместо него песни для группы пишет Анатолий Мешаев.

В начале 1990 года выходит диск "Глупые снежинки". В "Ласковый Май" приходит Олег Крестовский и братья Юрий и Андрей Гуровы. Ласковый май, а точнее совершенно новый коллектив с этим названием выпускает грандиозное шоу "Белые розы белой зимой". С ним группа ездит по всей стране.

Разин начинает пробовать себя в политике и бизнесе и забрасывает дела группы, организация концертов ухудшается. Кроме того, он открывает занимающуюяся раскруткой молодых исполнителей студию "Ласковый Май", которых вводит в состав некогда популярной группы.

Это приводит к уходу весной 1991 года Андрея Гурова и Сергея Серкова, который присоединяется к группе "Мама". От первоначального состава Ласкового Мая остались только Шатунов и Разин, которые и пытаются тянуть развалившуюся группу. Летом 1991 года выходит последний альбом "Знаешь...", но эту уже коней мая и в феврале 1992 года Юрий Шатунов покидает группу. Заменить его некем и "Ласковый Май" прекратил свое существование.

«Ласковый май» стал группой, которая в России оказала огромное влияние на формирование жанра поп-музыки.

Прошло четверть века, но такие старые хиты ласкового Мая как Седая ночь, Белые Розы, Розовый вечер, Детство до сих пор находят огромное число все новых и новых слушателей. 1 октября 2009 года на экраны вышел художественный фильм "Ласковый май" (реж. В. Виноградов), повествующий о жизни группы.