Константин Паустовский: интересные факты. Интересные факты из жизни паустовского

«Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека.»

Константин Паустовский

Уроки чтения

Много ли найдется среди нас любителей читать о природе? Признавайтесь: вы, как и в школьные годы, с раздражением пролистываете страницы с описанием лесов, полей, морей, стараясь скорей добраться до «нормального» текста?

Пусть я буду первой признавшейся. Тихо проклиная русских классиков за их патологическую любовь к родной природе, прошла мимо половины «Записок охотника» с их невыносимо скучными для холерика оттенками небосклона, необозримой степью…

И много что еще прошло мимо меня: ну к чему эти пейзажи, когда бывают такие страсти, как в «Вешних водах».

Я понимаю моего студента (умного, грамотного парня), который, с трудом подбирая выражения, делится бедой: «Да я чуть с ума не сошел! Он полкниги о лесе пишет!» Вот тут я допускаю педагогический промах и ничего не говорю студенту. Не пытаюсь его убедить, что это — красиво, талантливо.

А кто из нас в детстве любил Паустовского, включенного в школьную программу? У кого сейчас под рукой раскрытая книга с его прозой? Мы слышим его имя – и вспоминаем скучное сидение над рассказами о незамысловатой русской природе.

Книги Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) очень несовременны. Они категорически вне трендов. Но сегодня они своевременны – как вовремя назначенное лечение от остросюжетного чтения, чтения не того и не о том.

Неизвестный, нескучный

Где-то слышала, что мышление начинается с некоего конфликта, противоречия. Прошу считать мои скромные размышления о Паустовском результатом напряженных мыслительных процессов. Импульсом для них стали три конфликтных момента, а точнее, три несовпадения моих представлений о писателе с фактами его творческой биографии.

Во-первых , меня чрезвычайно удивило, что «писатель о природе» Паустовский замечательно, живо, искренне писал о людях. О тех, кого знал, — об Эдуарде Багрицком, о Максиме Горьком, Михаиле Пришвине. О тех, кого читал, — об , о Ги де Мопассане, кем любовался, — о Кипренском, Левитане.

В общем-то, и «Кара-Бугаз», и «Северную повесть» он писал о людях.

Несовпадение второе. Оказывается, стопроцентный реалист любил . Паустовский сделал его героем одного из самых лучших своих сочинений – рассказа «Ночной дилижанс». Хотела сказать, «глубоких», но испугалась тяжеловесности этого слова. Рассказ об итальянском путешествии сказочника инкогнито легок, как паутинка. Правдив он?.. Но правдивы ли притчи? История о напрасном отказе от дара любви заканчивается так серьезно, так мудро:

«Умейте же, мой друг, владеть воображением для счастья людей и для своего счастья, а не для печали».

А вот третье несовпадение . Что может быть общего между ценителем тихого осеннего утра — и бурной киноиндустрией? Оказывается, Паустовский в соавторстве с Иваном Поповым написал сценарий к фильму «Кара-Бугаз», снятому на Ялтинской кинофабрике в 1935 году. И это, если не ошибаюсь, не единственный его киноопыт. А еще Константин Георгиевич – автор пьес. Одна из них, «Наш современник», посвященная жизни Пушкина, шла в Малом театре. Другая, «Поручик Лермонтов», — на сценах провинциальных театров России.

Не знаю, как сейчас складывается театральная жизнь сочинений Паустовского, но кинематограф изредка все же вспоминает о нем. Было бы интересно посмотреть, как оживает рассказ «Снег» в сериале «Остров без любви».

Список таких несовпадений будет длинным, как жизнь. Этим можно воспользоваться. Например, восхититься тем, как боролся писатель за Солженицына. Улыбнуться, представив колоритную фигуру «культурного милиционера» Жоры – одесского приятеля Паустовского. Или оценить шутливое прозвище мастера — «Доктор Пауст».

Его университеты

Он так много ездил, так часто менял места работы, службы, что его анкетные данные «взрывают» ограниченное пространство стандартной анкеты. Условно я поделила бы его биографию на два периода: это годы странствий (1914-1932), а далее – годы созерцания. В первом, при всей его динамике, было внутреннее спокойствие. Оно рождалось от того, что

Паустовский знал: чтобы стать писателем, ему нужно было видеть всё, жить везде.

Константин Паустовский на отдыхе в Тарусе / Фото: Александр Лесс

Годы созерцания были богаты открытиями, которые дарил родной язык. Они были трудными, поскольку писатель не избегал мучительных вопросов творчества. Он до последних дней много ездил. Но возмужавший «доктор Пауст» почти всегда уезжал в далекие и близкие края из своего родного местечка – из Мещеры или из Тарусы.

За два года до кончины он скажет о жизни, которая не всегда была гладкой, — «смертельно интересна во всех своих аспектах».

Со стороны можно заметить, что первым предчувствием яркой биографии стала классическая гимназия в Киеве: вместе с Паустовским учились Михаил Булгаков, Александр Вертинский. Паустовский, по его признанию, «без всякого удержу» писал стихи – «очень нарядные и плохие». После двух лет учебы в Киевском университете перевелся в Московский университет.

В годы Первой мировой был санитаром в поездах, перевозивших раненых. Незадолго до событий 1917 года начал работать репортером в разных газетах. Жил в Одессе. Путешествуя по югу страны, добрался до Баку. Вернувшись в Москву, стал репортером в Российском телеграфном агентстве — знаменитом РОСТА. После выхода в свет повести «Кара-Бугаз», написанной после поездки по Каспийскому побережью, Паустовский уходит со службы. Начинается новая страница в его жизни.

Своей родиной он выбирает среднюю полосу России: отдает ей сердце, а она ему – новое понимание творчества.

А журналистика – неважно, называют эту работу в трудовой книжке «репортерской» или «корреспондентской» — осталась с ним навсегда. В годы Великой Отечественной войны он писал для газет с Южного фронта. В послевоенные годы писал о театре, о новых книгах, о важных датах. И это были статьи, создаваемые по высоким правилам литературы.

Самое главное…

«Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья».

Так начинается рассказ «Желтый свет» (1936). Всего два абзаца, а в них есть настроение, аромат, маленькое событие и даже интрига. Главное, здесь есть автор. Паустовский признавался: Мещера открыла ему связь волшебности русского языка с тихой природой России.


Фото: fabulae.ru

Ради благородной цели исследования творческого процесса в 1953 году он пишет очерк-эссе «Поэзия прозы». Это своего рода конспект будущей большой книги. Писатель даст ей название — «Золотая роза». Он напишет первую часть, вторую – не успеет.

Или, может быть, просто не сложится…

Детали, штрихи могут появляться в рукописи бесконечно. Паустовский успел сказать главное:

«не только литература, но и самое писательство является одним из могучих факторов, создающих человеческое счастье».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

В течение 2017 года в России широко отмечается 125-летие со дня рождения писателя. «Стол» собрал говорящие факты о нём, которых не встретить в школьных учебниках

Советский классик, известный в первую очередь по своим рассказам о природе для детей, прошел непростой путь. Как и многие его коллеги по цеху, Паустовский интересен прежде всего как свидетель века: он видел революцию, пережил сталинские годы, воевал с Хрущевым… Его литературная судьба до странности напоминает и не только из-за сходства тематики рассказов – они оба начинали с острого неприятия новой власти, а затем удачно интегрировались в систему. Однако итог жизни Паустовского оказался совершенно иным. «Стол» собрал говорящие факты о писателе, которых не встретить в школьных учебниках.

1. Придуманная биография

Главное автобиографическое произведение Паустовского «Повесть о жизни» в шести книгах – в значительной степени вымысел. Отдельные эпизоды своей биографии писатель существенно трансформирует, видоизменяет подлинные факты, вводит вымышленных героев и значительно преображает портреты реальных персонажей.

Известно, что к концу жизни он сел за написание другого, очевидно, еще более фантастического варианта своей биографии. «Я думаю о фантастической книге. Книге о жизни, какой бы она могла быть, если бы я её строил по своим желаниям. Без случайностей, на которые так щедра жизнь. Александра Блока я никогда не видел. А в этой книге я могу с ним познакомиться и дружить», – передает слова Паустовского бывший спецкор АПН Александр Авдеенко. Своей знакомой Леле Лыжиной он говорит: «Я пишу ее во внутреннем посвящении Блоку, Пастернаку и Вам». Работу над этой книгой писатель не закончит, а рукопись будет утеряна.

К. Паустовский в своем доме в Тарусе

2. «Окаянные дни 2.0»

У Паустовского есть дневники, где он довольно жестко отзывается о советской власти. Часть из них (датированные 1920-ми годами) впервые была обнародована только в 2005 году. По своей стилистике они напоминают широко известные «Окаянные дни» Бунина. В них Паустовский, в том числе, с брезгливостью пишет о советских «правдах» и «известиях». Мог ли он тогда предположить, что уже в 1929 году напишет полноценный пиар-материал о главном советском информагентстве ТАСС, а еще через несколько лет станет одним из самых известных журналистов все той же «Правды»? В качестве корреспондента главной партийной газеты Паустовский в 1930-е годы исколесил всю страну, что позволило ему собрать материал не только для своих популярных газетных очерков, но и для многих известных по сей день художественных произведений.

К. Паустовский (первый слева) с друзьями-гимназистами

3. Колхида в 1937-м

1 января 1938 года в «Правде» выходит романтический очерк Паустовского «Новые тропики», посвященный Грузии-Колхиде. Написан он, очевидно, не по свежим следам. В самом тексте автор упоминает, что был в Грузии дважды: в 1923 и 1933 году. Основное содержание очерка – невероятное изменение страны за 10 лет: «из тьмы лесов и топи блат» вырос рай земной, и все благодаря продвинутой системе осушения болот.

Завершается очерк лирическим пассажем:

«В Колхиде растет новое, здоровое поколение. Наводнения окончились. Колхида превращается не только в тропический сад, но и в лучшее место отдыха.

Воздух Колхиды, очищенный от болотных испарений, уже и сейчас пропитан холодноватым и тонким запахом цитрусов. Этот запах, смешиваясь с солеными морскими ветрами, создает тот особый неповторимый воздух, что целебно действует на людей, на их психику и вызывает ощущение полноты жизни, – ощущение, свойственное людям нашей социалистической действительности.

В Колхиде человек и природа облагорожены и подчинены одной величайшей идее – созданию счастливого и разумного существования на земле для нового человека социалистического общества».

Стоит ли напоминать, что очерк был написан в разгар «Большой чистки» элит и простого населения, и для «Колхиды» исключения не сделали. «Грузия была одним из тех регионов СССР, где машина репрессий действовала особенно активно […]. Среди репрессированных были лучшие представители интеллигенции, в том числе такие замечательные деятели грузинской культуры, как писатель Михаил Джавахишвили, поэты Тициан Табидзе и Павел Яшвили, режиссер Сандро Ахметели, ученый-филолог Григорий Церетели, дирижер Евгений Микеладзе и многие другие», – пишет доктор исторических наук Георгий Анчабадзе.

4. Письмо 25-ти

Справедливости ради стоит отметить, что писем, клеймящих «врагов народа», Паустовский не подписывал и даже в партию не вступал. А в годы «оттепели» дажеактивно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Олеши, Булгакова, Грина, Заболоцкого и других. Кроме того, в 1966 году Паустовский вместе с Валентином Катаевым, Марленом Хуциевым, Корнеем Чуковским, Петром Капицей, Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Михаилом Роммом, Георгием Товстоноговым, Андреем Сахаровым, Майей Плисецкой и другими подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу против реабилитации Сталина.

Марлен Дитрих и Паустовский

5. Хрущев и слезы

Не избежал писатель и конфликта с Никитой Хрущевым. В эти годы он работал в альманахе «Литературная Москва», где вышло несколько острых по тем временам рассказов, в том числе очерки Мариэтты Шагинян об Армении. Генсеку донесли об «антисоветских происках», и он устроил разнос редколлегии издания. «Хрущев кричал и вопил, оскорблял всех и каждого. <…>[Шагинян]Хрущев сказал, что у нее “не голова, а фаршированная колбаса”», – рассказывает падчерица Паустовского, критик и кинодраматург Галина Арбузова. По ее словам, вернувшись домой после той встречи, писатель сел на любимое место, в углу, у двери, и расплакался. «Бедная Россия, в чьих руках все оказалось…» – вспоминает его слова Арбузова.

С творчеством Паустовского мы сталкиваемся, еще обучаясь в школе. Хочется и сейчас окунуться хоть немного в биографию этого удивительного и талантливого человека. Частями она описана им в автобиографической трилогии «Повесть жизни». Вообще все произведения Паустовского основаны на его личном жизненном наблюдении и опыте, и поэтому, читая их, знакомишься со множеством интереснейших фактов. Судьба у него была нелегкая, как и у каждого гражданина той сложной и противоречивой эпохи. Больше всего почитают как автора многочисленных детских рассказов и художественной прозы.

Биография

Биография Паустовского началась 31 мая 1892 года, когда будущий писатель появился на свет. Родился он в Москве, в семье статиста железной дороги Георгия Максимовича Паустовского. Маму звали Марией Григорьевной Паустовской. По отцу его родословная ведет к старинному роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Его дед был казацким чумаком, который и привил внуку любовь к своему национальному фольклору и природе. Дед воевал в русско-турецкую, был в плену, откуда вернулся с женой, турчанкой Фатимой, которая покрестилась в России под именем Гонораты. Поэтому в жилах писателя течет и украинско-казацкая, и турецкая кровь.

Жизнь и творчество

Практически все свое детство он провел на Украине, а в 1898 году переехала туда и вся его семья. Паустовский всегда благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, она-то и стала ему той светлой лирой, с которой писатель никогда не расставался.

В семье Паустовских было четверо детей. Когда отец бросил семью, Константин был вынужден оставить учебу в школе, потому что ему нужно было помогать матери.

Дальнейшая биография Паустовского показывает, что образование он все-таки получил, проучившись в классической гимназии Киева. После в этом же городе он поступил в университет на историко-филологический факультет. Через некоторое время он перевелся в Московский университет и учился там на юридическом факультете, чтобы тем самым дополнить свое образование. Но тут началась Первая мировая.

Паустовский: рассказы

Свое творчество писатель начинает с рассказа «На воде», позже его напечатают в киевском журнале «Огни». Во время войны Паустовский имел право не принимать участия в ней, так как два старших брата уже воевали. Поэтому он остался работать в тылу и стал вожатым на трамвае, потом санитаром в военном поезде, на котором проездил в 1915 году по Белоруссии и Польше.

После революции 1917 года он начинает карьеру В этот же период начинается уже гражданская война, и писатель оказывается сначала в рядах петлюровцев, но затем переходит на сторону Красной Армии.

После войны Константин Паустовский путешествует по югу России. Некоторое время живет в Одессе, работая в газете «Моряк». Там он знакомится с такими известными писателями, как И. Бабель, С. Славин, И. Ильф. Работает на заводах в Таганроге, Екатеринославле, Юзовске. И в это же время он пишет свою первую объемную повесть «Романтики», которая, правда, выйдет в печать только в 1930 году.

А потом он переезжает на Кавказ и живет в Сухуми, Батуми, Баку, Тбилиси и Ереване. В 1923 году он уже в Москве, где устраивается редактором «РОСТА». Здесь начинают широко печататься произведения Паустовского.

В 1928 году вышел сборник его произведений «Встречные корабли». В 30-х Паустовский активно печатается в газете «Правда» и в других журналах.

Паустовский: повести

Но свои путешествия он продолжит и поедет по стране, чтобы отразить ее жизнь в своих произведениях, которые принесут ему известность как писателю.

В 1931 году выходит знаменитая повесть «Кара-Бугаз», которую написал Паустовский. Рассказы один за другим начинают выходить из-под его пера. Это и «Судьба Шарля Лонсевиля», и «Колхида», и «Черное море», и «Северная повесть», и т. д. Он также напишет много других произведений о Мещерском крае и повести «Созвездие гончих псов», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан» и др.

В годы Второй мировой он работает военкором. После ее окончания разъезжает между Москвой и Тарусом (Калужская область). Его награждают орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. В 50-х годах он отправляется в тур по Европе.

Паустовский скончался в Москве в 1968 году, 14 июля. Однако он был похоронен на кладбище в Тарусе.

Личная жизнь писателя

Со своей первой женой Константин Паустовский познакомился в Крыму, и ее звали Екатерина Степановна Городцова. Они повенчались в 1916 году. У них родился сын Вадим, но через двадцать лет пара распалась.

Его вторая жена, Валишевская-Навашина Валерия Владимировна, была сестрой известного польского художника. Они сыграли свадьбу в конце 30-х годов, но через довольно долгое время опять был развод.

Биография Паустовского свидетельствует, что у него была и третья жена - очень молодая и красивая актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая подарила ему сына Алексея.

Высказывания писателя

Любое высказывание о языке писателя Паустовского говорит о том, что он был великим мастером русского слова, с помощью которого мог «зарисовывать» великолепные пейзажи. Таким образом, он прививал детям и учил их видеть то прекрасное, что их окружает. Константин Паустовский также сильно повлиял на развитие советской прозы.

За рассказ «Телеграмма» сама кинозвезда публично встала перед ним на колени и поцеловала ему руку. Его даже номинировали на Нобелевскую премию, которую в итоге получил Шолохов.

Очень любопытны где он, например, говорил, что по отношению человека к родному языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и четко представить его гражданскую позицию. Невозможно не согласиться с его изречением, в котором он говорил, что нет ничего такого в нашей жизни, что невозможно было бы передать русским словом. И тут он прав: в действительности русский - богатейший язык мира.

Память потомков

Биография Паустовского такова, что по отношению к власти он имел достаточно принципиальную позицию, но ему не пришлось отсиживать сроки в лагерях и тюрьмах, наоборот, власть вручала ему государственные награды.

В честь памяти писателя его именем была названа библиотека №2 в Одессе, и в этом же городе в 2010 году ему был открыт первый памятник. В 2012 году, 24 августа, открыт еще один памятник в Тарусе, на берегу реки Оки, где он изображен вместе со своей любимой собакой по кличке Грозный. Именем писателя названы улицы таких городов, как Москва, Одесса, Киев, Тарус, Таганрог, Ростов-на-Дону, Днепропетровск.

В 1958 году вышел его шеститомник полного собрания сочинений тиражом в 225 тысяч экземпляров.

В биографии Паустовского интересных фактов из жизни известно немало. Константин Георгиевич – великий русский советский писатель. Его повести и рассказы вошли в список обязательной литературы для средней школы. Поэтому среднестатистическому школьнику Паустовский известен, прежде всего, как «писатель о природе».

Интересные факты о Паустовском Константине для детей

  • Константин Паустовский появился на свет 19 (31) мая 1892 года. Событие это произошло в семье Георгия Максимовича, железнодорожного статистика, и Марии Григорьевны Паустовских. Будущий писатель был третьим из четверых детей. Интересно отметить, что семья была многонациональной.
  • В национальных корнях Паустовских выделялись представители нескольких народов: украинцев, поляков и турков. К примеру, родословная Константина Григорьевича по отцовской линии уходит вглубь веков, и связана с фамилией славного предводителя казаков – гетмана Сагайдачного. Казаком был и родной дед писателя, который во время русско-турецкой войны попал в плен и по возвращении привез жену – молодую турчанку.
  • Родная бабушка писателя по материнской линии была далека от востока, но в ней присутствовало то же свободолюбие и ревностное отношение к своему происхождению. Она была полькой, исправной католичкой, которая со времени подавления польского восстания в 1863 году так и не сняла траур. Естественно, она воспитывала во внуке неприязнь к русским угнетателям, а во время службы в церкви запрещала говорить на русском.
  • Часто одно незначительное событие предвосхищает яркое будущее. Таким событием в жизни Паустовского стала учёба в Киевской гимназии: он получал новые знания вместе с Александром Вертинским и Михаилом Булгаковым. Тот период ознаменовался и появлением первых лирических произведений будущего писателя. Однако, как и многие другие авторы, он не любил их, называя «очень нарядными и плохими».
  • Биографию Паустовского можно условно поделить на две части. Первый период – это годы странствий. Второй – пора созерцания, когда появилась возможность перенести полученный опыт на лист бумаги. В это время он открывал для себя другие земли – необъятность родного языка, и задавал другие вопросы, не менее мучительные – исследование творческого процесса.
  • В 20-е годы ему как журналисту одесской газеты «Моряк», приходилось много путешествовать по югу России: Крым, Одесса, Кавказ. Однажды даже побывал в северной Персии. Затем, в 30-е годы корреспондентская деятельность в периодических изданиях «Правда» и «30 дней» позволила ему «проникнуть» и ощутить жизнь в самых глубинах необъятной Родины. Березники, Петрозаводск, Новгород, Старая Русса, Псков, Михайловское, поездки по Волге и Каспию – по материалам этих поездок он напишет немало рассказов, повестей и очерков.
  • В 1935 году Ялтинская киностудия приступила к съемкам художественного фильма «Кара-Бугаз». Константин Паустовский и Иван Попов стали авторами прекрасного сценария к нему.
  • Но не только киноиндустрия волновала писателя. Он много работал и для театра. Например, его перу принадлежит пьеса о жизни и творчестве Пушкина – «Наш современник», которая с успехом шла на сцене Малого театра. Кроме того, в провинциальных театрах России неоднократно шёл интересный спектакль Паустовского «Поручик Лермонтов».
  • Удивительно, но факт остается фактом: Паустовскому удалось в достаточно тяжелое и непростое время становления Советской власти, процветания доносов и репрессий остаться в стороне, не написать ни одного слова, восхваляющего власть, не вступить в партию, не поставить подпись ни под одним письмом, клеймящим кого-нибудь.

Самые популярные материалы апреля для класса.