Какую пьесу островского считают трагедией совести. 

А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди - сочтемся", "Гроза" и многие другие.

А.Н. Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы". Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: "делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. Варвара: - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...", - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Кудряш - второй Дикой, только он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства". Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..." Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в "темном царстве".

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Сами персонажи в драме не имеют никакого представления о смысле своего положения. Лица, которые не участвуют прямо в интригах, кажутся ненужными и лишними, а нам, читателям, видны совершенно другие факты, и именно эти лица создают фон произведению и атмосферу жизни главных героев.

Второстепенные герои показывают нам ту среду, в которой совершается действие, жизнь главных героев нужно рассматривать не только в непосредственных отношениях нескольких лиц, но и их будничную обстановку.

Катерина - цельная, сильная натура, она терпит лишь до поры до времени. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: характерны повторы, обилие слов ласкательных и уменьшительных, сравнения.

Варвара - умная, властная, хитрая девушка. Прежде чем выйти замуж, ей хочется попробовать все. Ее девиз: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она со стороны похожа на Кабаниху, только молодая еще слишком. Чтобы приспособится к «темному царству», ей приходится врать, и сама она этого не скрывает. Возникает такое чувство, что ей нравится лгать и хитрить.

Ее друг Иван Кудряш - бойкий, смелый, сильный грубиян. Он понял, что в городе Калинине ценится сила, даже Дикой его побаивался. А ведь если приглядеться, то в будущем Кудряш и есть Дикой.

Варвара и Иван отстояли свою любовь, они убежали из «темного царства», наверно для того, чтобы где-то в другом месте построить свое, такое же.

Муж Катерины - Тихон, представляет собой один из множества жалких типов, которые называются безвредными, хотя они в общем-то смысле вредны, потому что служат их верными помощниками. Тихон любил свою жену и готов был все для нее сделать, но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительно стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра. Он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в своих отношениях к жене.

Катерина с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душой: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии.

Катерина думала, что любит этого человека, но со временем поняла, что это не так. Что на самом-то деле она еще никогда не любила, а душе и сердцу хочется испытать этого нового, неизведанного чувства. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Все персонажи в этой пьесе очень похожи друг на друга. Так, и Борис очень похож на Тихого. Борис такой же, в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силы делать пакости, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает на первый раз истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать.

Уважением в «темном царстве» пользуется странница Феклуша. Ей хорошо среди наивных калиновцев, ее почитают, угощают и снабжают всем необходимым. Именно от нее жители узнают, что на свете творится. Но Феклуша по-своему умна, она никогда не скажет, что на других землях лучше, чем в Калинине. Ей проще запугать народ, рассказывая о неправильных судьях и людях с песьими головами.

Механик-самоучка Кулигин - добрый человек, одержимый желанием сделать что-нибудь полезное для людей. Но его не понимают, к нему относятся безразлично.

И что же остается делать таким людям? Только мириться с устоявшимися традициями «темного царства».

Жизнь этих людей течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они не доходят до них. Да и сами они ни к чему не стремятся.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

  1. Новое!

    Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие...

  2. Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув...

А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является «Гроза». А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий... В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы».

Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова^ Она - противоположность Катерины. Главное ее правило: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее - норма жизни. Она прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готовность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове может дать отпор Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...», - говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения». Кудряш - второй Дикой, только еще молодой.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободились от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой, Тихон, - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви.

В «темном царстве» большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, буквально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, в ответ на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться».

Кулигин по сути является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...».

Но Кулигин, как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью.

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой лестницы, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.


В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», - говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой - Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти - страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи». В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда - суда совести - будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины - это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь). «Гроза» - не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины - акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада. Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания в «Грозе». Но в этой драме Островский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривая ее под принципиально новым углом. Классицистическая «окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга. Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость - скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения, постоянно подчеркивать свою несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Так же «расстановка сил» организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии - лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения. От мира, Калинов отгородился столь прочно, что вот уж больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновского «прогрессиста и просветителя» Кулигина! Этот механик-самоучка, чья любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань уродства в глазах окружающих, все пытается изобрести «перпету-мобиль»: он, бедняжка, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность вечного двигателя. Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже сам пишет стихи в их духе… И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое ископаемое - Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ. Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются бездны - словом, «Сатана там правит бал». В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его «всей стремительно несущейся жизни», патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором - единственном - может быть, оправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами. Там живут люди «с куриными головами»; там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Этот миллион даст Кулигину на судилище «право сноса», будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умница Кулигин «покоряется». Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном сознании, в вере, ее ощущение вины и греха, прежде всего - личностное; она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга, выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующие стихи Кулигина. Потому Калинов и организовался в судилище над Катериной. В блестящем этюде «А судьи кто?» В. Турбин тонко исследует тему суда в «Грозе»: «Никого не хочет судить Кулигин. С усмешкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: «Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть. « Но не им противостоять, охватившему Калинов, массовому психозу. А психоз разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша и барыня с лакеями. « Феклушины повествования о Махнутах и людах с песьими головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: «И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный. И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз их причудливые, не фигуры - только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы. Яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честное слово. Грех один из главных страхов человека. А что будет дальше.

Разработка открытого

урока по теме :

« Трагедия совести и ее разрешение в пьесе »

( Урок - игра « Дебаты »

« Самоубийство

Катерины - ее сила »)

Литература 10 класс

Учитель : Лебедева Е . П .

2015 год

Урок-игра «Дебаты»

Тема: Самоубийство Катерины - ее сила.

Цель: формирование компетенций:

1. Мировоззренческой. Развитие критического мышления, способности отстаивать свою точку зрения.

2. Речевой. Выработка навыка логически выстраивать аргументацию и убеждать.

3. Духовно-нравственной. Обучение самостоятельному получению знаний из разных источников и совершенствованию умений пользоваться им.

4. Культурологической. Формирование умения вести дискуссию, уважительно относиться к оппонентам.

Оформление:

1) Портрет А.Н. Островского.

2) Репродукции.

Регламент:

Утверждающий 1.

Тезисы конструктивной речи.

«Гроза» (1859 г.) А.Н. Островского не только одна из вершин драматургии, но и крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г.:

1) новое освещение мира патриархальной семьи: мощное отрицание застоя и гнета;

2) появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды, судьбу которой определило столкновение двух исторических эпох;

3) Катерина у Островского - воплощение духа патриархального мира, его мечты, его порыва. Это образ - доказательство того, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Важно, что в духе незаурядной калиновской женщины рождается новое отношение к миру.

Вопросы Отрицающего 3 к Утверждающему 1.

Отрицающий 1. Тезисы конструктивной речи.

1) «Гроза» - пьеса из современной жизни середины XIX века, написана на основе бытового материала.

2) В ней предстает частная жизнь одной семи и «жестокие нравы» города Калинова.

3) В душе Катерины под влиянием чувства любви к Борису начинается смятение.

Вопросы Утверждающего 3 к Отрицающему 1:

Приведите примеры «жестоких нравов» города Калинова.

Утверждающий 2. Тезисы опровергающей (развивающей) речи:

    Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в Темном царстве» пишет: «Точно русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».

Там же – «Почувствовалась неотлагательная потребность в людях, хоть бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных».

    Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они – максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями. Обе верят одинаково – религия их сурова и беспощадна, греху нет прощенья, и о милосердии они обе не вспоминают. Но Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, ей страшно подумать о давно отлетевшем духе этой формы. А Катерина, по мнению Добролюбова, - «луч света в темном царстве». В ее монологе о своей жизни в девичестве нарисован идеальный вариант патриархальных отношений.

    Катерина живет в эпоху, когда самый дух морали: гармония между отдельным человеком и представителями среды – исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.

Вопрос Отрицающего 1 к Утверждающему 2:

    В чем смысл слов Добролюбова: «потребность в деятельных и энергичных людях»?

    Почему, несмотря на набожность, Катерина попадает под власть страсти, а не борется с собой (если вы считаете ее сильной натурой)?

    Как могла сильная личность совершить самоубийство, считающееся большим грехом?

Отрицающий 2. Тезисы отвергающей (развивающей) речи:

    «Гроза» - пьеса о трагедии женщины, которая страстно полюбила, но не смогла жить во лжи, приносить другим людям страдания.

    По мнению Д.И. Писарева «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют темноту, уничтожают пороки и глупые добродетели».

    Во всех поступках и ощущениях Катерины резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм.

Вопросы Утверждающего 1 к Отрицающему 2:

    Есть ли в пьесе хотя бы одна благополучная семья?

    Возможна ли в условиях старой морали романтическая любовь?

Тезисы заключительной речи.

Подведение итогов.

Утверждающий 3: Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях, что и другие герои пьесы. Ее жизнь в девичестве – своего рода идеальный вариант патриархальных отношений, когда человек живет в героине с окружающем миром, в котором нет насилия и принуждения. В данный момент героиня чувствует, что это согласие между отдельным человеком и обществом исчезло. Но по-прежнему, по словам Добролюбова «всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души…старается все осмыслить и облагородить в своем воображении».

В душе Катерины рождается новое отношение к миру; новые чувства, неясные еще самой героине. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или…уж я не знаю». Это просыпающееся чувство личности.

В душе Катерины оно принимает формы индивидуальной, личной любви. Страсть, просыпающаяся и растущая в ее душе, одухотворенная, далекая от безумного стремления к постоянным радостям. Проснувшееся чувство любви к Борису воспринимается Катериной как страшный грех. Она стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. («Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»).

Сознание греха с огромной силой овладевает ею и тем мучительнее, что героиня исключает понятия прощения и милосердия. Что и толкает ее на самоубийство, еще более тяжкий грех с христианской точки зрения. Катерина – не жертва какого-либо из окружающих персонажей, она жертва истории. Н. Добролюбов утверждает: «В Катерине мы видим протест против кабановсих понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» «Что ей смерть?... – продолжает критик, - Конец этот кажется нам отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Таким образом, поступок Катерины – свидетельство невозможности жить далее с насильственными, мертвящими порядками. Его могла совершить только сильная личность.

Отрицающий 3.

В чем же заключается внутренняя сущность конфликта пьесы «Гроза»?

Катерина сама, по мнению Писарева, разрубает затянувшиеся узлы глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

Гибель Катерины – результат столкновения ее с самодуркой-свекровью. Она лишь жертва семейного гнета.

По словам Писарева, можно «считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания». Критик считает, что нельзя назвать «лучом света или саму способность страдать, или ослиную кротость страдальца, или нелепые порывы его бессильного отчаяния». Это позволяет сделать вывод о том, что самоубийство Катерины – ее слабость.

Решение судей (заполнение протоколов).

Заслушав выступление, утверждающей и отрицающей сторон, судьи пришли к единому мнению о том, что утверждающая сторона привела более веские доказательства того, что Катерина – незаурядная, сильная личность, способная бросить вызов «темному царству».

Заключительная часть урока. Этап рефлексии (обсуждение плюсов и минусов урока).

Учащиеся делают вывод о результате работы в группах, об умении пользоваться критической литературой, выстраивать выступление, отстаивать свою точку зрения.