Чем отличаются белорусы от русских? Какое отношение к белорусам у жителей соседних стран

«В 2013 году вся Беларусь болела бы во вчерашнем матче за Россию. Однозначно. Без малейших сомнений», – пишет Шварацкий в фейсбуке .

Но потом случились годы, «заполненные сплошь смертью и обманом».

«Белорусы спокойно бы восприняли отжатие Крыма, ей-богу. Побухтели бы малость, да и схавали бы. Ну, отжали и отжали, всяко бывает в этой жизни… Оно не наше, мы сбоку», – полагает Шварацкий. – Мы туда как не ездили, так и не будем ездить. Мы в Барселону. Ну и Греция вот еще ниче так и Сицилия».

К сдвигу в общественном сознании белорусов, по мнению психотерапевта, привела именно «смерть и ложь, беспросветная и непрерывная, шитая белыми нитками. И, может быть, даже и самое главное, эйфория широких народных масс за поребриком от этих лжи и смертей».

«И теперь что мы имеем в Беларуси? – продолжает Шварацкий. – А вот пишет нам, например, господин Михаил Кирилюк, адвокат из Минска: «Футболом не увлекаюсь. Писал товарищ на фб, который следит: «На прошлом чемпионате на Октябрьской площади в Минске собралось несколько тысяч, болели за РФ. В этом не набралось и нескольких сотен».

Мое наблюдение: лет 20 назад я вполне себе болел за Россию и говорил про их сборную: «За наших». Теперь, когда я слышу такое – режет ухо. Не оттого что неприятно, а реально непривычно стало такое слышать.

Ну и как вишенка на торте – в субботу вся лента фб у меня пестрела: «Кто где болеет за хорватов». Представить такого лет 10 назад я б не смог».

И он верно пишет. Так оно сейчас и есть в Минске.

Тут нужна одна оговорка. Это Минск и это фейсбук-аудитория. Креативный класс, так сказать. В какой-нибудь Сморгони ситуация весьма другая, электорат продолжает оставаться вполне себе пророссийским.

Но тут обязательно нужна и вторая оговорка. Которая заключается в том, что Беларусь специфична. Она, во-первых, во-вторых, и, в-третьих, невелика и по населению, и по размерам в сравнении с Россией или той же Украиной. 10 миллионов населения. Расстояние от Гродно до Гомеля – ну, считай, это и есть диаметр страны, – 650 километров. То есть на расстоянии от Днепропетровска до Киева почти вся Беларусь и укладывается.

Там все друг друга знают, кому надо. Жители Гродно и Гомеля за руку здороваются, и чай пьют друг с другом.

Плюс Минск – это, считай, пятая часть всего населения страны. Плюс Минск чуть более чем полностью заполнен креативным классом. Плюс в Беларуси нет вот этого противостояния между провинцией и Минском, которое часто встречается в других странах. Минск не воспринимается как нечто негативное. Минск воспринимается как нечто хорошее.

Эти моменты важно понимать. Потому что Минск очень мощно задает в стране тренды. То, о чем бухтит Минск – о том помаленечку, нетаропка, сопя, начинают думать и в Сморгони.

И электорат тоже начинает отворачиваться от России. Он отворачивается от нее не политически. Он думает: «Ай, што там рабiць... Там парадку няма!! Бандзiты адны».

И все это идет от Минска... Плавно идет, годами идет, как и все в Беларуси... Но идет.

И еще один момент тут есть.

За последние лет примерно 10-15 беларусы очень окультурились. Очень европеизировались. Нередко – сами не очень отдавая себе в том отчета.

То, что Беларусь уже очень много лет уверенно держит первое место в мире по количеству шенгенских виз на душу населения, вполне себе сказалось. То, что из Бреста в Евросоюз можно пройти пешком – вполне себе сказалось. То, что в стране какая-никакая, а стабильность – вполне себе сказалось. То, что в Минске огромный процент студентов и разнообразной школоты на душу населения – очень сказалось. То, что рядом вильнюсский аэропорт, а до Вильнюса от Минска 180 километров и 100500 тупо даже маршруток каждый день туда ходит, и из-за этого в Барселоне постоянно околачивается количество белорусов, которого вполне хватит, чтоб заселить какой-нибудь небольшой райцентр, и то же самое в Варшаве, и то же самое в Праге – вполне себе сказалось.

И теперь белорус аккуратненько стоит на красный цвет светофора, даже если ночь и вокруг на дороге ни одной машины. И окурок несет до мусорки. Если до сих пор курить не бросил. А белорусский омоновец обращается к прохожему на «Вы». Если его не психануть перед этим, конечно.

И тут к белорусу приезжает гость с востока. И паркует свой дурацкий джип прямо на тротуаре, как привык. И орет. И гордо бузит.

И в 2018 году белорус смотрит на него уже вот с тем самым непередаваемым выражением на лице коренного лондонского бритиша. К которому приехал гражданин из Афганистана. На джипе. Купленном за героиновые деньги.

Это все должно было произойти. И оно произошло.

И еще я вам скажу. Ей же ей, в 2013 еще году вся Украина болела бы поголовно за Россию вчера. И было бы «за наших!!». Ну а теперь сами понимаете.

Но снова тут есть еще один момент. Украинцы – они вспыльчивые. Но добрые. Они, того и глядишь, простят Россию. Когда-нибудь.

А вот белорусы не добры. Белорусы – вполне себе злопамятные граждане, на самом-то деле. Белорусы, даже если там все поменяется в ближайшие сколько там лет, – они долго помнить будут. У белорусов очень хорошо, просто прекрасно поставлено дело с точкой невозврата. Недаром во времена второй мировой лютая партизанщина была именно в Беларуси. Такой уж народ. Говорить будет добродушно, и даже любезно. Но будет плохо думать, будет бочком-бочком, и еще через 10 лет вспомнит. И чего-нибудь сделает. Пацiхеньку так.

Как там старый анекдот? «Белорусские партизаны смазывали рельсы солидолом, и немецкие составы тормозили аж под Владивостоком».

При этом. В завершение.

Все прекрасно понимают, что в России масса хороших людей. Многие из которых даже сходу и в самый разгар умудрились не поддаться этой жесточайшей пропаганде. Которые культурны, которые приличны, и вот это все. И среди этих людей у меня множество друзей. Я люблю иногда позвонить в Питер, или там в Москву этим самым приличным людям, и потрындеть о том, как оно там сегодня.

Но вот так оно. Что произошло, то произошло, что есть, то есть, и спасибо за это все, конечно, господину Путину и его подручным.

Поэтому в субботу все и болели против. При том, что российские футболисты в этом чемпионате, на самом-то деле были молодцом. Они неплохо играли, они грызли землю, и они заслужили.

Но нет. 2018 год вокруг. И он отличается от 2013-го».

Белорусы и россияне - пожалуй, единственные два народа, которых не поссорил развод по национальным квартирам. Мы продолжаем считать себя одним целым, и это правда. Но 20 лет раздельного проживания не прошли без последствий. Открытие границ в рамках Таможенного союза показало, что национальные характеры русских и белорусов подверглись разнонаправленным мутациям. Эта разница, конечно, не столь велика, как между восточными и западными немцами, но суть примерно та же .

Раньше поводов кататься к соседям у россиян было гораздо меньше - по крайней мере, ездили не так массово, как сегодня. А теперь в братской республике тотальная распродажа: от холодильников и тушенки до заводов. Россияне стали гонять в Белоруссию на выходные. Это близко, все родное. Цены в три-пять раз ниже, никто не «отжимает». Поэтому диковинные доселе машины с российскими номерами стали в Белоруссии уже обыденностью. И не сказать, чтобы белорусам это очень нравилось.

В магазинах возмущаются тем, как россияне все скупают. В Витебске местные жители, бывает, не могут купить колбасу, консервы или даже сгущенку: эти продукты ящиками разбирают россияне.

«Мы тут как какие-то негры в Африке, к которым стали приезжать колонисты, - размышляет 47-летний учитель географии Олег Васильевич. - У нас нет денег, мы вообще ничего не можем купить, они на нас смотрят сочувствующими взглядами. Но продолжают хапать. Стоишь за колбасой, и через человека перед тобой россиянин забирает последние десять палок. Явно не только себе, но и друзьям, а то может и вообще на продажу». «Вообще обнаглели. Доходит до того, что начинают требовать в магазинах отдельные кассы для россиян, в очередях стоять не хотят. Как цари заезжие себя тут ведут», - подхватывает его товарищ, 40-летний рабочий строительного управления.

Белорусским водителям россияне тоже не нравятся. «Постоянно гоняют, подрезают, вообще ведут себя так, будто на правила они плевать хотели. А я десятки людей вожу», - рассказывает 27-летний водитель маршрутного такси Виталий. Сам и объясняет причины хамства: «Наши штрафы для них копеечные. И если переводить в валюту у нас тоже сейчас для них все они ничего не стоят. Стандартное нарушение - 35 000 «зайчиков», - это 120 российских рублей всего. Вот они и бесятся».

Вообще, на то, как водят российские водители, в Белоруссии стало жаловаться очень модно. ГАИшники рассказывают, что те и пьяными часто бывают, и скоростной режим вообще не соблюдают. В Интернете вовсю гуляет видео, на котором видно, как обалдевшая от выпитого россиянка поливает матом сотрудников милиции, которые пытаются достать ее из-за руля БМВ. Та истошно вопит, не хочет выходить из машины и через слово ругает матом и страну, и белорусскую милицию, и Лукашенко.

А еще белорусы ненавидят, когда россияне появляются в барах. Бармен из модного минского ресторана Олег рассказывает: «Всегда нажираются как свиньи, орут, драться часто лезут. Белорусы спокойнее, у нас же за драку можно запросто в тюрьму сесть. А этим все нипочем. Я раньше думал, россияне оставляют большие чаевые и денег не считают. Все они считают. Но это ладно. Просто ведут себя как быдло, отдыхать не умеют». По словам 36-летнего бармена, как только в его кабаке стали появляться россияне, «тут же исчезли сотрудники дипкорпуса, бизнесмены-итальянцы». «Итальянцы, кстати, тоже не тихие. Наверное, поэтому и решили минимизировать контакты с русскими. А то мало ли что», - поясняет он.

Истории о том, как россияне угрожали кому-то из белорусов в его родном городе, а другие крошили во дворе машины на своем джипе, будучи не в состоянии трезво выехать с парковки, в Белоруссии тоже печально популярны.

Конечно, это еще и банальная зависть. Белорусы в массе своей не могут позволить себе ни дорогие джипы, ни сумочки за $1000, ни стодолларовые счета в ресторанах. И ими обуревают те же эмоции, которые испытывает, например, житель Воронежа по отношению к москвичу. Разница только в том, что даже житель небогатого Брянска, как правило, значительно состоятельнее обитателей Витебска и Орши.

А у россиян редко хватает ума и такта это не выпячивать. Наоборот, кажется, они для того и едут, чтобы самоутвердиться за счет соседской бедности. Многие над местными откровенно потешаются. «Вас, белорусов, везде отличишь. Вот мы все славяне, все на одно лицо, а все равно легко отличить, - удовлетворенно хлопал меня как-то по плечу 30-летний менеджер из Подмосковья. - Вы всего боитесь, это видно. Спрашиваете разрешения вечно. Извиняетесь за все подряд. Как дети, которых в детстве родители за все наказывали».

Я даже не помню, что ему тогда ответил. С одной стороны, он прав: в Белоруссии люди боятся нарушать правила и закон, потому что за это часто и порой, кажется, неадекватно жестко наказывают. А с другой: так ли уж это нормально, что в России никто ни за что не отвечает? Рвутся плотины - никто особо не отвечает, валятся поезда - тоже, попадаются на краже миллиардов - и ничего, падают самолеты - привет Мальчишу. «Наказывать это не наш путь», - так, кажется, сказал Путин?

Эволюция отношения россиян к белорусам - это еще и прямое следствие экономического давления Москвы на Минск в кризис. Раньше представители обеих наций общались друг с другом на равных. Россияне в регионах зарабатывали примерно столько же, а белорусы не так уж часто ездили из своей уютной страны на заработки в «кошмарную» Россию. Жители РФ восхищались, как в Белоруссии чисто, честно, безопасно. Теперь к белорусам стали относиться как к таджикам, узбекам и другой «черни». Требования открыть отдельную кассу в белорусском магазине - лишнее тому подтверждение.

Все это далеко не безобидно. Уровень напряжения в белорусском обществе в целом растет. Опросы показывают, что рядовые белорусы все более скептично относятся к перспективе вступления РБ в состав России и даже в нынешних экономических условиях говорят: «Не надо нас превращать в Псков или Смоленск». Кто-то не хочет грязи, кто-то - произвола, кто-то - кастового общества, в котором прав всегда тот, у кого больше прав. А кто-то просто уверен, что с приходом «братьев-колонизаторов» жить станет хуже.

Наконец, россиян «с чемоданами» опасается белорусский бизнес. СМИ сообщают о трудно идущих переговорах о слиянии МАЗа с КАМАЗом, о покупке «Беларуськалия» и «Белнефтехима» - но это лишь верхушка айсберга экономической экспансии. Основные события сейчас тихо происходят на среднем уровне. Московские миллионеры ездят по Белоруссии и скупают небольшие белорусские фабрики, текстильные предприятия, стройфирмы. И это сильно раздражает белорусских бизнесменов.

Тех, кто ждет льготный кредит на квартиру, уже рассказывают, что россияне взвинчивают цены на жилье, скупая квартиры «целыми этажами». Возможно, это преувеличение. Но в общем, Россию здесь сегодня скорее боятся, чем уважают. И Лукашенко, конечно, этим пользуется.

Максим Швейц

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских


Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


«Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» - утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ


Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности - один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше - 96.

«Працуй пільна - ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой


Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна - ды будзе Вільня!». В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской . В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык


В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше. Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы — один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда — среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения — максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле — антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса — эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» — кумирофилия. Белорусская любовь — возвеличивать лидеров — выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Контекст

Мигранты в ЕС: чем отличаются друг от друга белорусы, молдаване и украинцы

14.12.2014

Слово «Россия» все время вызывает тревогу

Белорусские новости 04.08.2017

Въедет ли Путин в Минск на танке?

Белорусские новости 28.02.2017

Белорусы будут работать до смерти

Белорусский партизан 12.04.2016

Мультимедиа

БЕЛТА 26.08.2016 Русский — анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, — фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы — позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, — кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Белоруссию и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более — этническим русским. Невольничество в России — продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота — следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия — это фундамент, на котором строится автократическая власть в Белоруссии. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство — эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощённость русского и зажатость белоруса — ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство — органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские — два разных народа, поэтому националисты из Белоруссии абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Белоруссии, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Белоруссии.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

"Никогда не видел, чтобы в Беларуси так не любили русских!" - восклицает 23-летний Миша, который прислал в редакцию TUT.BY фотографии своего покореженного Merсedes. Миша, хоть и белорус, но немало работал в России, любит эту страну, особенно за игру сборной по хоккею. В знак особого отношения ездит с российской символикой "на борту". В последнее время эту символику стали срывать, а машину - уродовать. С такой же агрессией сталкиваются в Минске и россияне.

Вечером 20 июля Миша обнаружил свою изуродованную машину на стоянке возле Парка Горького. "Были пробиты два колеса. На шиномонтаже мне сказали, что в колесах - три дырки шилом сделали. У меня машина яркая. Флажки российские на капоте, по бокам наклейки в цвет флага российского. Их тоже шилом сдирали. На шиномонтаже даже не удивились, рассказали, что я не первый такой. Мастер рассказал, что до нас человек на русских номерах приезжал с такими же тремя дырками, один в один. Тот клиент, оказалось, приехал заделывать дырки, а на следующий день ему еще раз пробили, и он снова был вынужден ехать менять шины" , - рассказал TUT.BY Миша. В понедельник он написал заявление в Партизанский РУВД Минска.


Молодой человек - белорус, однако много времени работал в России, там у него много родственников. Он и его родители считают, что вандализм в отношении машин с российской символикой связан с событиями в Украине.

"Говорят, что сейчас русских не любят. А чего не любить? Правильно, они поддерживают своего президента. Но даже если вы хотите поддержать Украину, то поддержка Украины не должна выражаться в том, чтобы сделать другому народу плохо. Это не поддержка. Поддержка - это обратиться к государству. Обращайтесь к Путину! Зачем вы русским делаете плохо? Я вообще болельщик, я не националист. Я не лезу в политику", - говорит Миша.

По его мнению, вопросы политические должны решать на уровне правительств и президентов, а не на уровне простых людей. "Пусть правительства решают, кто там кому должен, кто виноват и т.д., - говорит молодой человек, добавляя, что "раньше такого в Беларуси никогда не было" .

"Я не думал, что такое отношение к русским у нас вообще может быть, хотя ", - говорит Миша. Именно во время чемпионата мира по хоккею он впервые увидел агрессию по отношению к российской символике. Тогда Миша рассказывал TUT.BY, что в один из вечеров вынужден был прятаться в машине, потому как его чуть не побили. Кроме того, из машины вырвали все российские флаги. Но заявление в милицию он написал только после последнего случая: "Я вижу, что эти хулиганства становятся регулярными" , - говорит он.

В середине мая шины в машине с российскими номерами пробили супермодели Екатерине Доманьковой . Она обнаружила у подъезда свою машину с исколотыми шинами и четырьмя выбитыми стеклами. Рядом стоящие машины с белорусскими номерами не пострадали. "Что это, люди??? Откуда в вас столько ненависти??? Почему из-за таких уродов я должна себя чувствовать небезопасно в МОЕЙ БЕЛАРУСИ??? Эта страна не для подонков. <…> Меня решают наказать за то, что я связана с Россией? Да будьте вы не связаны с ней 1000 раз. Ваше наказание уже стучится к вам в двери в виде бородатой "женщины" , - писала тогда модель в своем Instagram.

"В Москве адекватные, сильные, нормальные люди, у нас в Беларуси наглее. Там люди целеустремленные, крутятся, если хотят заработать. Никто не ждет помощи от государства, стараются заработать сами. Мне нравится в России, я там чувствую себя спокойно. Я не думаю, что меня там убьют или что-то еще ".

Еще один молодой человек - 28-летний Михаил - несколько лет назад приехал в Беларусь из России. Сейчас у него белорусский паспорт, а на машине хоть и белорусские номера, символика - российская. В тот же день, что и 23-летний Миша, он обнаружил дыру от пули в лобовом стекле. "Впервые такое вижу, - говорит Михаил.- Никогда в Беларуси не было раньше такой враждебности".


Тем не менее, заявление в милицию он писать не собирается, поскольку надеется, что это все же единичный случай. "А стекло мне и так надо было менять, вот появился повод" , - говорит он.

Параллельно в Беларуси наблюдается еще одно явление - массовое как в Минске, так и в регионах: Гродно, Орше, Витебске, Бресте. С какой целью это делается, сами распространители не говорят, но то, что раньше у нас такого явления не наблюдалось, - факт. Милиция таких распространителей, в свою очередь, как правило, не задерживает. Правда, несколько дней назад в Орше все же пресекли распространение российских флажков на железнодорожном переезде "Хороброво". Тогда выяснилось, что символику распространяли глухонемые жители Борисова. Один из них сообщил милиционерам, что флажки им привозят из России и отдают на распространение бесплатно.