Серж танкян вне системы

В среду, 5 июля, на московской Арене ЦСКА в рамках фестиваля Park Live выступит американо-армянская метал-группа System Of A Down. Ее фронтмен Серж Танкян приехал в Россию не только ради концерта – он направился на «Мосфильм», где идет работа над историческим фэнтези-боевиком «Легенда о Коловрате». Серж Танкян – автор музыки к этой картине.

В интервью «Ленте.ру» Серж Танкян рассказал о русской музыке, кино и мигрантах.

Материал приводим ниже:

– В ваших предыдущих работах для кино - музыке к фильмам «1915» и «Последний житель» - вы использовали армянскую мелодику. И вот лента о русской истории, битве рязанцев с Батыем. Похоже, вам пришлось обратиться к русским музыкальным традициям, работая над «Коловратом»?

– У нас с продюсером картины Джаником Файзиевым была большая беседа о том, сколько этнических мотивов должно быть в этой моей работе. Он прежде всего хотел такой эпический оркестровый саундтрек, потому что это все-таки экшен. Я согласился, что это было бы круто. Элементы рока привнести было бы тоже неплохо, потому что в жестких сценах это самое то.

Но я также попытался почувствовать особенности русской народной традиции. Я слушал русскую народную музыку и раньше - не так много, но все же. А тут я начал изучать, искал в сети, на YouTube, стараясь найти старинные песни. Не для того, чтобы скопировать что-то, а для того, чтобы понять общий эмоциональный пейзаж, гармонии, переходы. Когда я сочинял, я держал в уме русскую историю. И каким-то образом эти вещи пришли ко мне: хор, народные инструменты. Но мой саундтрек сделан по-современному, не в ультратрадиционном ключе.

– Слушали ли вы русских композиторов, таких как Римский-Корсаков, Чайковский, Свиридов?

– Конечно, я слушал Шостаковича и многих других. Но я на это особо не полагался. Когда я начинаю работу с оркестром, я все делаю по-своему. Я двигался скорее от народных песен. Я очень хотел сделать кавер-версию песни Высоцкого для финальных титров, но что-то как-то не вышло. Он один из моих любимых артистов… он русский король-бард, понимаете? Но, на мой взгляд, что-то не клеилось, хотя я большой его фанат. В общем, благодаря этому фильму я начал слушать много русской музыки, а также монгольской и даже китайской. Мне нужно было как-то проникнуть в это ментальное пространство. Поэтому-то мне так нравится работать над музыкой к фильму. Каждая картина - возможность заглянуть в историю, а также изменить свою музыкальную динамику, найти что-то новое. Это позволяет мне расти как композитору.

– А как вы вообще пришли к музыке для кино? У вас и так довольно многообразная жизнь: вы и симфонии пишете, и джаз играете, не говоря уже о System Of A Down.

– Желание заниматься саундтреками одолевало долгие годы. У меня ушло много времени на то, чтобы стать достаточно опытным для этого дела. Это совершенно другой мир, нежели тот, что был в группе, где мы писали альбомы, ездили в тур и так далее. Тут ты должен до определенной степени погрузиться в мир классики. В 2009 году, когда я сделал симфонию Elect The Dead, и это была моя первая возможность переложить мои песни для оркестра. С тех пор я написал симфонию Orca, поездил по миру, сыграл две тысячи шоу с оркестром. И это постепенно настроило меня на кинематографический лад.

Последние семь-восемь лет мне хочется заниматься именно кино. Первый мой опыт, как вы упомянули, был «1915», затем - «Последний житель», а потом непосредственно перед тем, как приступить к «Яростному» (так в западном прокате будет называться «Легенда о Коловрате» - прим. «Ленты.ру»), я написал музыку к ленте «Намерение разрушать». Это очень мощная документальная картина Джо Берлингера об отрицании геноцида армян. Ее премьера прошла в апреле на фестивале Трайбека.

За последние семь месяцев я работал над двумя фильмами и хочу, чтобы работы было гораздо больше. Я чувствую, что сейчас это мое главное направление как артиста. Это дает мне новые территории для исследования, новый материал для изучения, новую музыку.

Записывая темы для этого фильма, я работал с исполнителями на народных инструментах, мастерами горлового пения из Тувы, с живым оркестром, да и сам сыграл на множестве инструментов. Это куча всего: взаимодействие с людьми, игра, репетиции, сведение, монтаж. Я столько всего выучил нового!

– Что труднее - работать с таким огромным составом музыкантов или быть в рок-группе из четырех человек? С одной стороны, оркестр большой, но он играет то, что ему скажешь, а в System Of A Down небось приходится много спорить - у каждого свое мнение, каждый сам себе звезда?

– Это совершенно различные стихии. В первом случае, как вы сказали, люди просто исполняют то, что ты написал, они реализуют то, что ты хочешь сказать как композитор. А второе - это сотрудничество. Это разные истории, и нельзя сказать, что одно дается труднее, а другое легче.

– Как вы сами говорите, с 2009 года вас все больше и больше влечет к оркестровой форме. Знаете, некоторые люди недоумевают, зачем вам все эти оркестры и десятки инструментов, когда есть гитара, бас, ударные и электроника с ее почти безграничными возможностями.

– Ну, если артисту нужно делать одно и то же в сотый раз на тех же инструментах, искусство было бы скукотищей.

– Что вам наиболее важно в киномузыке?

– Главное - то, что требует фильм. То, чего хочу именно я, в данном случае неважно. То есть важно, но до некоторой степени - твоя оригинальность ценна в той степени, в которой она идет на пользу фильму.

Мне нравится разнообразие этого занятия. Вот, например, предыдущий фильм - «Намерение разрушать» - он совершенно отличался от того, что я делаю сейчас. Там было множество современных технологий и живые инструменты: уд, дудук. То есть это была очень современная музыка и при этом с сильной традиционной армянской темой. «Легенда о Коловрате» - это эпическая оркестровка. А «Последний житель» - это такой скупой, минималистичный эмбиент плюс этника.

Лучшим для меня было бы иметь возможность переключаться с такого мощного звукоряда на камерное звучание - фортепиано и квартет, затем электроника, джаз, рок и так далее.

Для меня идеально быть разнообразным. То же самое с альбомами, которые я записываю: тут и тяжелый звук, и джаз, и фьюжн и прочее. По сути, я просто продолжаю делать то, что и так делал бы, - просто теперь делаю это для фильмов.

– Вы политически активный человек. Ваша семья в свое время переселилась из Ливана в США. Думаю, проблема мигрантов - одна из самых актуальных мировых проблем - вам близка?

– Это сложная тема. Прежде всего мы всегда должны искать корень, причину, побуждающую людей мигрировать. Война, игры милитаристов или что-то другое. Конечно, каков бы ни был ответ, мы вынуждены иметь дело с миграцией. Мы видели смертельные последствия того, что в страны попадают люди, которых недостаточно хорошо проверили. Но моя история как иммигранта (я живу в Штатах с 1975 года) - пример того, что иммигранты могут быть полезны стране, в которую они переселяются.

В целом я считаю миграцию хорошим явлением, а что касается частностей, то государство должно проверять и оценивать тех, кто въезжает. Нет ничего плохого в подобной оценке. Страна только выиграет, принимая людей, которые хотят жить в открытом обществе, которые хотят хорошее будущее для своих детей. Они принесут этой стране хорошие плоды. Но нужно набраться терпения, чтобы увидеть эти плоды - они не вырастут за одну ночь. И среди них всегда будут гнилые.
В Европе говорят, что мигранты совершают преступления. Но коренные жители тоже совершают их. В Штатах, где не так много беженцев, большинство преступлений совершают коренные жители - как правило, тупые владельцы оружия. Это преступления на почве ненависти, расизма, страха или ментальной нестабильности.

Проблема с мигрантами сложная, но на нее надо смотреть здраво и не позволять себе впадать в радикализм. Потому что это как раз и является целью всех радикальных организаций - радикализировать открытое общество. И если проблема мигрантов подталкивает тебя к такому состоянию, значит, они добились своего.

Столичный спорткомплекс «Олимпийский» оказался забит под завязку – два танцпола и трибуны в общей сложности собрали около 20 тыс. зрителей. Народ на SOAD пришел подготовленный и активный, многие знали наизусть значительную часть песен. Сразу в нескольких точках танцпола поклонники почти сразу же организовали слэм – что-то вроде массового танца, популярного у фанатов панк-рока и хеви-метала, со столкновениями друг с другом.

Непосредственно перед сценой стояли несколько человек с государственными флагами Армении. Как уже писали «НИ», в Ереване стали собирать подписи за то, чтобы SOAD приехали на родину предков уже в ходе этого тура. Впрочем, группа хоть и армянская по национальности, в остальном к Армении имеет весьма косвенное отношение: два участника родом из Ливана, один – из Калифорнии, бывший барабанщик Андраник Хачатурян – из Тегерана, и лишь басист Шаво Одаджян родился в Ереване, но еще в детстве переехал с родителями в США.

SOAD сумели ворваться в хард-рок-обойму отнюдь не благодаря продюсерским интрижкам. Чтобы эмигрантской по сути группе добиться успеха в Америке, нужно быть на две головы выше остальных. Это и произошло с «Системой», как ее называют российские промоутеры. Записывая альбом за альбомом (всего на данный момент их в дискографии SOAD пять), к 2005 году группа набрала обороты, став популярной одновременно в Европе и США. Им достались призы от европейского MTV и «Грэмми». И за время творческого отпуска длиной в пять лет интерес к себе музыканты не растеряли. Отчасти благодаря своим сольным проектам: Серж Танкян стал, в частности, любимцем московской музыкальной богемы.

Впрочем, слово «любимцы» никак не подходило к горячим армянским парням во вторник. Они жгли по полной, умело переходя от панк-роковского бита к лирике и приятным мелодиям и обратно. Танцпартер просто ходил ходуном, когда SOAD зарядили песню Soldier Side. Вещицу с названием I-E-A-I-A-I-O пели всем залом, а некоторые зрители устроили нечто, что можно было бы назвать хард-хороводом: уже не хоровод, но еще не слэм.

Нельзя не отметить великолепную архитектуру света. Свет едва ли не полноценно заменял декорации, а упор на яркие фиолетово-оранжевые цвета вкупе с коврами, разложенными на сцене, придавали коллективу тот эстетический шарм, которого обычно не хватает группам, специализирующимся на металлической и альтернативной музыке. Особенно поразили световые декорации к песне Forest: так точно изобразить лес одним только светом – это надо очень постараться.

Во второй части концерта на большом экране возникла ладонь с захватывающим жестом. В этом был определенный смысл: со сцены действительно «накрывало» не только светом, но и звуком, и группа захватила «Олимпийский» полностью. Сочетание несочетаемого, доведенное до уровня исключительных ощущений музыкальной гармонии, и почти полное отсутствие рваного ритма при таком разнообразии – это и есть System of a Down. Немудрено, что билеты на шоу в Рио-де-Жанейро, которое состоится только осенью, уже полностью раскуплены. А в Бразилии знают толк в тяжелой музыке: оттуда как-никак Sepultura родом.

На Lonely Day «Олимпийский» озарился тысячью огней от зажигалок (настоящие фанаты живой музыки ни за что не променяют живой огонь на свет от мобильников). То же происходило и на Lost in Hollywood – еще одной красивой песне. Несколькими минутами ранее все дружно орали слова Chop Suey. Ну а завершился концерт SOAD их известной композицией Sugar. Московская публика синхронно с кумирами завывала: «У-у-у, шуга!!!»

Серж Танкян, конечно, не знает русского языка, но когда он кричит с армянским акцентом «Спасибо, Москва-а-а», это воспринимается куда круче, чем традиционные англоязычные здравицы в честь публики и России как страны пребывания. В чем-то, конечно, они для нас свои. Ну а талантливо сделанная музыка – она всегда в дефиците. Мысль, возможно, крамольная, но хард-рок и панк-рок – жанры, по большому счету, примитивные. Шаблонные, если хотите. Поэтому, если в этом сегменте появляется команда отличных мелодистов, это почти всегда прорыв. System of a Down к 2005 году стали безусловным прорывом. Теперь они вернулись. Скорее не ради искусства, а ради зрителя.

Из биографии: Серж родился в Ливане 21 августа 1967 г. и провёл там детство. В возрасте 8 лет вместе с родителями и младшим братом Севагом он переехал в Лос-Анджелес, где начал заниматься музыкой в армянской школе «Rose & Alex Pilibosl», одновременно изучая маркетинг. В Лос-Анджелесе он примкнул к большому арм... Читать полностью


На пресс-конференции по поводу своего приезда в Москву Серж Танкян был не по-звездному приветлив и общителен. Опоздав всего на пару минут, он вошел в зал, где его ждали журналисты, улыбаясь и здороваясь со всеми. Начал с того, что поблагодарил всех собравшихся, хотя, конечно, все собравшиеся и сами были рады безмерно.

Серж Танкян , лидер одной из самых мощных метал-групп современности System Of a Down, записал сольную пластинку “Elect The Dead” и отправился в тур в ее поддержку. В рамках этого тура музыкант и приехал в Россию.

Общаться с Сержем Танкян ом – пусть даже так, в рамках пресс-конференции – одно удовольствие. Как человека разносторонних интересов и занятий его спрашивали о политике, конце света, России и, конечно же, музыке.

Как вы относитесь к тому, что президентом Америки впервые может стать афроамериканец?

Серж Танкян : Сейчас выборы в США - это более волнительно, чем многие годы до этого. Я собираюсь голосовать за Обаму, я надеюсь, что он сможет изменить ситуацию, которую создала нацистская администрация Буша. Но мне кажется, что самое важное – это люди. Не столь существенно, кто именно станет президентом. Главное, чтобы этот человек отражал взгляды и идеи своего народа. Вот в чем заключается демократия.

На альбоме “Elect The Dead” много политических манифестов. Однако в интервью вы не раз говорили, что мы живем в конце времен. Так зачем же в конце времен такая ожесточенная борьба?

Серж Танкян : Я думаю, цивилизация развивается не по циклическому пути, а линейно, отрезками времени. Мы живем в конце времен. Наша цивилизация зародилась очень давно, в Месопотамии. Ресурсы, которые у нас есть, постепенно истощаются, и мы можем оказаться в ситуации нехватки банальных продуктов питания. Так что очень вероятно, что мы приближаемся к некой границе, к концу. Но это не означает конец человечества.

Как вы относитесь к электронной, танцевальной музыке? Можете ли вы представить адаптпцию своей музыки на танцполы мира?

Серж Танкян : Ну, этот явление существует уже давно. Но, знаете, для меня жанр музыки не так уж и важен. Качество – вот что имеет занчение. Если это что-то значимое, что-то красивое, что-то, что двигает тебя вперед – не важно, рок это, поп или электроника. Что касается моей музыки, то я записывал и записываю различные ремиксы и работаю в разных направлениях. У меня есть песни, записанные в жанрах рок, и электроника, и эксперименты с классикой и фортепианной музыкой. Я не хочу зацикливаться на одном жанре. Конечно, мне ближе то направление, в котором я работаю, но мне нравится экспериментировать.

Как вы, будучи известным общественным деятелем, оцениваете Россию, ее место на мировой арене?

Серж Танкян : Я, конечно, не могу приехать в вашу страну и давать какие-то оценки – я ведь всего лишь гость. Я бывал во многих странах, и я думаю, что важны не страны, а взаимодействие друг с другом. Сейчас в России происходит некое восстановление, и это хорошо. Вообще в мире наблюдается некий дисбаланс: есть мощная держава США, и никого, чтобы противостоять ей. Быть может, это удастся России. Но, опять же, я не верю в нации и границы, я верю в то, что мы должны идти навстречу друг другу. Важно не привязываться к отдельной стране, а стать единым целым – и в том, что касается экономики, и в политике. Зло, которое происходит в мире, не основано на нациях и странах. Это классовая проблема в реальности. Воюем по религиозным, международным причинам или из-за нарушения прав человека. Очень важно, чтобы было адекватное общество и в США, и в России, и во всем мире. Важно, чтобы люди, общаясь, находили компромиссы. Существует совсем немного людей, которые управляют остальными 99%. В этом и вся проблема.

Воссоединится ли группа System Of A Down, будете ли вы работать вместе – возможно, в будущем?

Серж Танкян : Два года назад мы сделали официальное заявление о распаде. С тех пор ничего не изменилось. Участники группы работают в сольных проектах и всем довольны. Если появятся какие-то идеи насчет совместной работы, то все об этом узнают. Обычно в таких случаях мы шутим: оставьте нам ваш телефон, мы позвоним вам, когда решим воссоединиться.

Известно, что помимо творчества, вы вместе с Томом Морелло основали организацию «Ось справедливости». Каковы основные цели этой организации, за что боретесь и чего придерживаетесь?

Серж Танкян : «Ось справедливости» мы организовали в 2002 году. Она работает в двух направлениях. Во-первых, как общественная организация. Мы проводим различные благотворительные концерты, помогаем бедным, собираем деньги на различные нужны. Второе направление – политическое. С нами сотрудничает множество известных людей. Мы занимаемся продвижением идей помощи нуждающимся, защиты окружающей среды - в общем, поле для деятельности широко.

Расскажите о работе с таким известным гитаристами как Buckethead. С кем еще планируете сотрудничать?

Серж Танкян : Естественно, я работаю с известными музыкантами. И мне это очень нравится. Это переход в режим других жанров и общение - конечно, интересно. Я продюсировал на своем лейбле несколько отличных групп. В прошлом году сотрудничал с Wyclef. В данный момент мы тесно работаем с джазовыми артистами и, что очень важно, над новой оперой «Прометей», поставленной по греческому мифу. Я также прослушиваю некоторых оперных певцов, которые в дальнейшем будут работать с нами.

С кем еще будет сотрудничать Серж Танкян , и какие еще идеи появятся в его голове – увидим, ведь творческих сил у него, хочется верить, хватит еще надолго.

Перевод Александра Панферова

Фото Екатерина Заборянская

Пока ты спал, Танкян успел выпустить альбом Elect the dead symphony - пластинку, записанную с новозеландским оркестром, которой уже присвоили второе место в главном американском чарте классической (sic!) музыки. Еще бы - 70 музыкальных инструментов это не шутка!
В истории с этой пластинкой интересно то, что сам оркестр обратился к рок-музыканту с предложением поработать вместе. Танкян так проникся и воодушевился идеей, что решил записываться без своих коллег по музыкальному коллективу Flying cunts of chaos ("Летающие пелотки хаоса"). Часть партий Танкян написал сам, часть - в соавторстве с композитором Джоном Псатасом. Теперь Серж впахивает с этим эпическим произведением в туре, а свободное время коротает, работая над мюзиклом.

Московской публике, как всегда, повезло больше прочих - это уже третий визит Танкяна в столицу России, в то время как в Ереване певца живьем так и не видели.

Конечно, мы знали, что ты хочешь спросить у Танкяна - когда вновь соберется и даст жару System of a down. Но мы были не оригинальны и Серж нанес превентивный удар - еще при переговорах об интервью он сразу написал: "Все по-прежнему, пока никакого решения не принято". В остальном Танкян был более разговорчив и рассказал сайт о своих любимых местах в Армении, о том, кого он послал в жопу, и предсказал время, когда на планете исчезнут деньги.

Привет! С чем приезжаешь к нам в Москву на этот раз?

Будем играть песни с живого альбома Elect the Dead Symphony – там будут вещи, знакомые по Elect the Dead, моему первому сольнику, а также бонус-треки, которые раньше не издавались.

Ты выпустил книжку своих стихов. Играл в одной из крутейших американских групп. А ведь когда-то получал образование маркетолога, держал свою софтверную компанию. Получается, что за двумя зайцами не угнаться - либо карьера либо творческое самовыражение?

Думаю, что человек вполне может успеть попробовать множество разных профессий в своей жизни, если будет использовать предоставляющиеся возможности. И если, конечно, у него есть для этого интерес и способности. Мне кажется, одно другому не мешает, если только времени хватает. Когда возникает такая проблема, я останавливаюсь и трачу какое-то время на то, чтобы четко понять, что же мне на самом деле нужно.

Фирма Taylor выпустила серию гитар, названных твоим именем. Для тебя гитара - фетиш?

Обожаю музыкальные инструменты, стараюсь прикупить всяких разных новых, куда бы ни приехал. Когда они предложили мне сделать модель T5 – я ею, кстати, уже активно пользуюсь во ходе своего турне, - я был очень польщен. Их акустические гитары я люблю больше любых других – можете мне поверить, я испробовал их все.

Ты активно выступаешь не только как музыкант, но и как общественный деятель (вместе с гитаристом Rage against the machine Томом Морелло Танкян организовал некоммерческое политическое движение "Ось справедливости", активный борец за права животных, вегитарианец, подписал петицию против забоя скота - сайт). А если бы ты был не всемирно известным музыкантом, а простым парнем из Лос-Анджелеса - реально было бы бороться против системы?

Каждый может изменить этот мир, и прежде всего - мир вокруг себя. Нет никакой разницы, чем и как зарабатывать себе на жизнь. У нас у всех есть своя причина на то, чтобы быть тут, на этой планете. И все мы можем приложить усилия и добиться того, чтобы люди вокруг нас поменялись в лучшую сторону. А вместе с ними – и наша собственная жизнь.


Я скоро еду в Армению, сплавляться по горной реке - что посоветуешь посмотреть? Какие у тебя там любимые места?

О, круто. Очень советую Гарни и Гегхарт. Первое – это дохристианский храм, второе – одна из самых красивых ранних церквей в Армении. Еще сильно рекомендую озеро Севан, а еще стоит сгонять в Карабах, если, конечно, будет время. Зелень в Карабахе такая великолепная, что временами напоминает мне Новую Зеландию.

На что потратишь последние деньги - на гитары, на женщин или на алкоголь?

Надеюсь, когда в кармане у меня окажется последний доллар, деньги уже не будут нужны. Еда, одежда, домашний кров и любовь - вот все, что нам нужно.

Тебе в августе стукнет 43 года - кризис среднего возраста уже пережил? Как это было, расскажи.

Не думаю. Я дам тебе знать, когда - и если - он наступит:)

Я тут недавно предлагал одному ученому сделать с ним интервью для одного мужского журнала - так он мне отказал, сославшись на то, что такой формат издания для него неприемлем. Вот скажи, каким должен быть журнал, чтобы ты читал его и хорошо к нему относился?

Ого! Думаю, он не очень жаловал этот журнал. Ну, если вкратце, то хорошая журналистика - это интересное интервью, из которого редакция не пытается сделать такой легкий поверхностный текстик. Я читал в Playboy и Rolling Stone несколько потрясающих заметок с глубоким политическим анализом. Хотя не могу сказать, что я очень люблю эти журналы.

Ты бы дал интервью какому-нибудь журналу или телеканалу, который придерживается республиканских взглядов?

Меня приглашал Билл О"Рейли (телеведущий на канале FoxNews, который принадлежит медиамагнату Руперту Мердоку, активно поддерживающему республиканцев и Джорджа Буша – сайт) на свое шоу несколько лет назад, когда я выпустил свой сольник. Я передал им через своего пресс-агента, что они могут идти в жопу. Не стану я тратить свое время на то, чтобы иметь дело с людьми, которые занимаются исключительно распространением негатива и апатии в этой пост-дарвинистской капиталистической Мекке.

Я читал, что у тебя есть идеи, как проводить виртуальные живые концерты. Расскажи об этом поподробнее.

Ну смотри, думаю мы уже живем в эпоху, когда технологии вполне позволяют нам устраивать интерактивные живые выступления. Я бы хотел иметь возможность делать это сам и привлекать для этого других музыкантов. Получится такой прокачанный вариант голографического изображения. Если начать использовать это как альтернативу живым концертам, то вклад, который мы внесем в сохранение окружающей среды, будет ошеломляющим. Такая технология уже используется для Telepresence - это такие телеконференции - и в некоторых телешоу.

Кинотеатры захвачены 3D - оборудуют специальные залы, снимают фильмы в трехмерном формате. Тебе какой-нибудь из них понравился? Что ты вообще по поводу всех этих технологий думаешь?

Да нет ничего нового в этой технологии, за исключением камеры, которую Кэмерон использовал при съемках своего фильма. "Аватар" я, кстати, видел, и он мне очень понравился.

Когда тебе последний раз было по-настоящему страшно?

Когда открыл это письмо и увидел, на какое количество вопросов мне нужно ответить:(

ИНТЕРВЬЮ: Александр Цыганков

Серж Танкян: «Не могу понять, почему многие артисты так боятся записывать музыку в другом жанре»

На московский концерт Сержа Танкяна в «Крокус-Сити Холле» уже почти не осталось билетов. У тех, кто не успеет купить билет на 27-е сентября, еще есть шанс застать кумира в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге на следующий день. Тем временем, главный армянин мира рока поговорил с российским RS о своих многочисленных новых альбомах, взглядах на вечные проблемы и реанимации российской поп-сцены.

System of A Down сыграли всего несколько концертов этим летом, один из которых пришелся на фестиваль «Кубана». Откуда такая избирательность, и почему Россия?

На самом деле мы отыграли 15 концертов, начиная с Лос-Анджелеса и заканчивая Миланом. В основном это были фестивали, как «Кубана» в Анапе. Место и время проведения фестивалей обычно определяют наш маршрут.

Пока не было никаких намеков на новый материал. Совсем ничего не происходит, или же что-то все-таки готовится?

Я не уверен, действительно ли прессу так легко запутать или же пресса сознательно использует обфускацию ради нагнетания обстановки. Мы будем записывать новый альбом, но пока его нет в нашем расписании.

Вы невероятно плодовиты как сольный исполнитель. 4 альбома за 3 года, и не сбавляете темп. В чем секрет?

Я люблю музыку. Независимо от жанра или стиля, я следую за музой и создаю то, что должен, как артист. Я не жду, что всем, кто любит System или даже рок-альбомы «Elect the Dead» и « », понравится симфония «Orca» или «Jazz-iz-Christ», наш новый джаз-альбом. Я не могу понять, почему многие артисты так боятся записывать музыку в другом жанре, чтобы не спугнуть или не запутать своих слушателей. System of a Down изначально следовала только своим музыкальным интересам.

«Harakiri», «Orca» и «Jazz-iz-Christ» сильно отличаются друг от друга. Как насчет «Fuktronic»?

«Fuktronic» - моя совместная работа с Джимми Юринджером из Mindless Self Indulgence. Это электро-проект о британском гангстере в духе фильмов Гая Ричи, но с некоторыми неожиданными поворотами. Мы работаем с несколькими разработчиками над созданием анимационной истории к релизу альбома. Роли озвучивали несколько наших очень крутых друзей.

Вы ярый борец за права человека. Весь мир сейчас обсуждает новые законы, принимаемые в России, в частности против пропаганды гомосексуализма. Какова ваша позиция?

Законодательство в России, направленное против так называемой гей-пропаганды (что бы это ни значило) в присутствии несовершеннолетних - это ящик Пандоры, наполненный всевозможными нарушениями прав членов ЛГБТ-сообщества.

Все мы знаем, что коррупция побеждает и в зале суда, и на улице, так кто может поручиться, что гомофобы не будут злоупотребять властью? Я считаю, что спорстмены из ЛГБТ-сообщества и все участники Олимпийских Игр в Сочи, кому не по себе от сложившейся ситуации, должны заявить о своей позиции или отказаться от участия в соревнованиях независимо от заверений российского правительства. Это их прерогатива, их способ самовыражения и это достойно уважения. Даже если его и поддерживает население России, это закон топчется на правах других людей и должен быть пересмотрен или отменен. Часть проблемы - опыт и образование. Во многих регионах России, как и во многих регионах Америки, люди не привыкли жить рядом с членами ЛГБТ-сообщества.

Из-за этого появляется страх. И тезис, что ЛГБТ-сообщество пропагандирует гомосексуализм детям, фактически неверен. При этом я не люблю, когда американцы или люди из других стран используют это как геополитическое оружие против России, в то же время продолжая спокойно вести дела с другими странами, где ситуация с ЛГБТ-сообществом еще хуже (Саудовская Аравия, Катар, и так далее).

Тяжелая музыка испытывает постепенное падения спроса по сравнению с началом века. У вас достаточно преданных фанатов, но что ждет группы помоложе?

Я не знаю, что ждет фанатов музыки в целом в будущем. Не думаю, что вообще кто-то знает наверняка. Музыкальная индустрия изменилась очень быстро и превращается в сервис потоковой подписки и коллекционный рынок.

Кто-то мне сказал, что рок музыка живет циклами по 7 лет, так что мне интересно, когда же начнется следующий цикл… (смеется)… Все массовые музыкальные предпочтения цикличны.

Недовольство и желание бороться против нежелательных обстоятельств и несправедливости - один из главных двигателей вашей музыки. Изменились ли цели и задачи за последние 15 лет?

Это очень хороший вопрос, я как раз об этом размышлял вчера. Справедливость - высочайший моральный принцип, на котором базируются все остальные человеческие принципы. Она движет мною еще с тех пор, когда я не занимался музыкой.

Лицемерное непризнание Армянского Геноцида ради политического ублажения Турции со стороны так называемых демократов в США и Великобритании только усилили мое желание бороться за справедливость на всех фронтах: политическом, экономическом, социальном, экологическом, и т. д.

Темы меняются, сейчас актуальна Сирия и вероятная интервенция, но задача искать истину и стараться сделать мир лучше через искусство остается неизменной.

С вашей любовью к эпической музыке, часто ли к вам обращаются с просьбами написать саундтрек к фильму?

Я написал музыку для ряда фильмов и компьютерных игр. Среди прочих - «Глюки» Уильяма Фридкина, я стал одним из со-авторов саундтрека.

Сейчас заканчиваю музыку для большой научно-фантастической игры для айпэда, она называется «Morningstar». Также, я работаю над несколькими интересными фильмами, которые пока в процессе съемок. Я с удовольствием берусь за такие проекты, потому что это всеобъемлющее искусство, в котором задействуются практически все органы чувств. Поэтому я и начал создавать картины со встроенной музыкой, соединяя живопись и музыку. Мы называем это Музыкальными Картинами, Обезоруживающими Время. Наша первая выставка откроется в Голливуде 14 ноября.

Активно следите за армянской музыкой? Есть ли артисты, к которым стоит приглядеться?

Слежу, но не так пристально, как хотелось бы, из-за постоянных поездок. В Армении процветает музыкальная индустрия, те же Dorians, которые участвовали в Евровидении. Много сольных исполнителей, поющих традиционные песни - например, Ева Рейес.

«Axis of Justice» еще живы?

Да, наша радиопередача уже пятый год выходит, люди могут скачать подкаст с нашего сайта www.axisofjustice.net. Это также отличный ресурс для альтернативных новостей. За эти годы мы организовали много концертов и собрали деньги для многих благотворительных организаций. «Axis» работает объединяющим фактором для наших с Томом Морелло усилий.

Вы все еще живете в Голливуде? Где самая приятная атмосфера в Калифорнии?

Мы живем между пригородом Лос-Анджелеса и пригородом Окленда в Новой Зеландии. Но последнее время все больше в Новой Зеландии, это уникальная страна.

Моя любимая часть Лос-Анджелеса - дом моих родителей, где готовят самую вкускную армянскую еду на планете. Многим нравится Сильверлейк или Санта Моника или Венеция, смотря у кого спросите. Полно крутых мест.

Популярная музыка способна призвать к коллективным действиям? В России у нас не хватает политически активных рокеров, так что люди до сих пор ищут вдохновения в советском роке. Может быть, ваша песня на русском поможет?

(Смеется) Я не знал, что у меня есть песня на русском… Может, вы переведете одну? Я все еще верю, что искусство способно менять мир к лучшему. В Советском Союзе даже немногие борцы за правду вроде Высоцкого были всеми уважаемы, включая представителей власти. Удивительно, что таких исполнителей сейчас в России практически не осталось. Музыка и искусство позволяют нам вырваться за рамки человеческого тела в мир лучшей визуализации. Они могут быть и шипами, и розой.

System of a Down и вы лично очень популярны у нас в стране - это позволяет вам транслировать какие-то вещи напрямую в сознание слушателей. Может вы, Серж, знаете, как улучшить нашу поп-сцену? Есть какие-то готовые методики?

Ох, сейчас вы мне льстите. Я ценю любовь поклонников и друзей из России, но я представления не имею, как улучшить местную музыкальную индустрию. Нужно начинать с доморощенных артистов, как в Сиэттле в эру гранджа или эру ню-метала в Лос-Анджелесе. И концепт или атмосфера, честная, актуальная и непохожая на других.

Нам кажется, вы разбираетесь в вегетерианской кухне. Был ли у вас удачный «вегетерианский опыт» в России? Что думаете о политике многих летних фестивалей, отказавшихся от продажи мяса и заинтересованных в увеличении вегетерианских точек?

Я никогда не указывал людям, чем питаться, это должен подсказывать сам организм. Однако, учитывая ситуацию с разведением животных и климатическими изменениями, неплохо иметь и точки с легкой пищей.

В России постоянно ем всякие салаты, икру и блинчики (смеется).

У ваших фанатов еще остался запал со времен ню-метала? На вашем сольном концерте в Москве мы видели армянских бабушек и дедушек. У вас есть песни специально для них? И вообще, вы думаете о пожилых поклонниках?

Песня, которую я записал со своим отцом - «Bari Arakeel» - отлично им подойдет. Это армянская песня о сравнении птицы с Родиной, написанная еще в советские времена. Она подразумевает, что страна должна быть свободной, как птица. В то время за такую песню могли посадить. К ней есть и видео: