Пословица всем делам помощница толкование. Внеклассное мероприятие "Пословица – всем делам помощница". Список сказочных героев по алфавиту

Познавательно – развлекательное занятие

Цель занятия: познакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, выполнять тестовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами. Ведущий: Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа. - А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки) - Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках. (Ведущий вешает на доску плакат «Пословица – всем делам помощница» ) (слайд 1) - Кто изображен на портрете? Владимир Иванович Даль (1801-1872) был образованным и трудолюбивым человеком. Он закончил Петербургский морской корпус, а затем - Дерптский университет, получив диплом врача. Однако основным делом его жизни стала литературная деятельность. Он вошел в историю мировой культуры как составитель «Словаря живого великорусского языка».

Словарь Даля, как его стали сокращенно называть уже современники, впервые отразил богатство и красоту разговорного народного языка.

Каждому слову Даль давал объяснение и иллюстрировал его употребление пословицами или поговорками.

Кроме этого, Даль создал множество литературных произведений: сказок, рассказов, очерков и повестей. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 объемных томов. Его произведения написаны таким живым и увлекательным языком, что их легко читают дети любого возраста.

Деятельность Даля по созданию словаря при его жизни получила общественное признание: он был удостоен Ломоносовской премии и большой золотой медали Российского географического общества. В 1868 году Даль был избран почетным академиком.

Мы начинаем конкурсную программу

«Пословица – всем делам помощница»

1 КОНКУРС - ВИЗИТКА

Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

Регина: Проснулась Ульяна не поздно не рано.

До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка: (Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна : Да лень мне, дрёма одолела.

Регина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка: (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна: (Поднuмаясь). Раз матушка велит - надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).

Группа на завалинке (запевает): Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна: ( Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь.

Все: ( Хором). Хочешь есть калачи - не сиди на печи

Команда «Кончил дело – гуляй смело!

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко. Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, милая, гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Кошка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, кисонька, нет. Теперь гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! (Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.) Мальчик: Ну-ка, кто меня манил? Все: Кончил дело? Мальчик: Да! Все: Гуляй смело! - А кто из вас знает, что такое пословица? 2 КОНКУРС «Расскажи» (конкурс капитанов ) (слайд 2)

Альбина: Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно.Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды нашего народа на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду.

Кристина: Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы . У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

3 КОНКУРС «Назови правильно пословицу» (слайд 3) Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….! Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла? Два сапога - тара (пара). Ус - хорошо, а два – лучше (ум). Мы сами с умами (усами). Первый клин комом (блин). Сашу маслом не испортишь (кашу). Не сиди сложа брюки , не будет и скуки (руки).

Ведущий : (слайд 4) В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине.

- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Казахстан, Отечество, родной край, отчий дом) 4 Конкурс «Перепутаница» (слайд 5) - Собери части пословиц о Родине. За Родину - мать

( Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.) Ведущий : - А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране). 5 Конкурс « Продолжи пословицу» (слайд 6) Труд человека кормит, а лень… портит. Скучен день до вечера, коли делать… нечего. Маленькое дело лучше большого… безделья. Терпение и труд всё… перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из… пруда. Не сиди сложа руки, не будет и… скуки. Ведущий : К пословицам можно нарисовать рисунки. Давайте попробуем определить, какая пословица подходит к этому рисунку? (слайд 7 – 8) 6 КОНКУРС «Нарисуй пословицу!» (Ведущий даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Ведущий: В пословицах очень часто используют числа. Давайте вспомним эти пословицы.

- ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «СКОЛЬКО?» ( слайд 9)

(слайд 10)

Ведущий : - А сейчас посмотрим сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль» (слайд 11) Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. - Какая пословица подойдёт к сказке? (Как аукнулось, так и откликнулось.) 7 КОНКУРС «Выбери правильный ответ» (слайд 12) Ложь человека не … А) красит Б) не рисует В) не пишет Труд кормит и… А) одевает Б) раздевает В) покупает Не имей сто рублей, а имей… А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней Куда иголка, туда… А) и нитка Б) и портной В) и платье

Ведущий Вспомните русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок». (слайд 13) - О чём это произведение? (О дружбе, товариществе) 8 КОНКУРС «Вставь частицу «не» в пословицы!» (слайд 14) Дружба крепка…лестью, а правдой и честью. Семеро одного… ждут. Близок локоток, да…укусишь. Из чёрного пса… сделаешь белой собаки. имей сто рублей, а имей сто друзей. узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи.» День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы - Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, - Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало - Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. Весело расстались - Что нам унывать? Весело друг с другом Встретимся опять! - О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении? (О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…) - Какой дорогой нам нужно идти по жизни?

Песня «Дорогою добра»

9 КОНКУРС «Кто больше?» Учащимся двух команд предлагается назвать пословицы о дружбе, кто больше? ( слайд 15) ( Ответы: Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Будь сам верным другом, и тебе помогут в беде и др.) 10 КОНКУРС «Составь пословицу !» ( слайд 16) Из пары слов нужно составить пословицы. Дело – смело. Дело – мастер. Живи – учись. Труда – пруда. ( Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.) Ведущий: В пословицах часто сравнивали хорошее с плохим, чёрное с белым, отрицательное и положительное. 11КОНКУРС «Подбери антонимы» (слайд 17) Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная. Болен – лечись, а … - берегись. здоров Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха. У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.

- подведение итогов

Ведущий : - С чем мы познакомились на занятии? Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какие узнали впервые? (слайд 18) Пословица недаром молвится, Без них прожить никак нельзя! Они – великие помощницы, И в жизни – верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают. Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.

Калтабаева Клара Смадьяровна,
Астраханская область, п. Прикаспийский,
воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»

«Пословица — всем делам помощница»

Ведущий : Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров русского народного фольклора. Пословицы возникли с далёких незапамятных времён, как только люди научились говорить и общаться друг с другом.

С тех пор они по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».

Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не использовал пословицы в своей речи. Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.

Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это наша культура и история.

I страница: « С книгой жить — век не тужить»

Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:

1. Книга – зеркало жизни.

2. Книга поможет в труде, выручит в беде.

3. Хорошая книга – лучший друг.

4. Кто много читает, тот много знает.

5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.

6. С книгой жить – век не тужить.

Ведущий:

У меня корзина здесь, Поспешите угадать,

В ней вещей не перечесть, Что в ней и откуда?

Вес её полпуда.

Задание №1: определить принадлежность того или иного предмета и назвать сказку.

Классный час

«Пословица - всем делам помощница»

Никифорова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ«Новопогощенская СОШ»

Брянская обл.

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

Ход занятия

Орг. момент.

Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

Открываем первую страницу нашего журнала.

1стр.

«Чтение-лучшее учение»

Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?

-«Книга-зеркало жизни. » «Книга для ума что теплый дождик для всходов.» «Книга поможет в труде, выручит в беде.» «Кто много читает, тот много знает.» «Прочел новую книгу, встретился с другом.» «Грамоте учится, вперед пригодится.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Хорошая книга, лучший друг.»

Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Болезни книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

1.Что означает слово «библиотека»?

(Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

(Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора, дату выдачи и дату возврата книги. Вы ставите подпись о том, что книгу, действительно получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали на бересте- тонкой берёзовой коре (берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки (от дощечки до дощечки).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

2 стр.

« Без труда ничего не даётся.»

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд. А какие вы знаете пословицы о труде?

« Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

« Без труда мечта мертва.»

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях:

1. Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт плывет он среди звезд.

(водолаз.)

2. Он спускается в забой

Его работа под землей.

(забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи

Ключ, напильник и ножовка

И всего нужней - сноровка.

(слесарь)

4. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забей покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

(сапожник)

5. Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

(переплетчик)

3 стр.

«Друга ищи, а найдешь – береги.»

«Птица сильно крыльями, а человек дружбой,»

«Человек без друга – это земля без воды.»

«Человек без друзей – что дерево без корней.»

«Друзья познаются в беде.» «Старый друг лучше новых двух.» «Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.» «Будь сам другом – и тебе помогут в беде.»

4 стр.

«Счастье не ищут, а делают.»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.» «Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»

«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

5 стр.

«Родина – мать, умей за нее постоять.»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.» «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.» «Своя земля и в горсти мила.» «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке.» «Жить – Родине служить.»

* * * *

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…..

А другим наверно вспомнится

Свей родной московской двор.

В лужах первый корабли

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Викторина пословиц.

а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

3.Позно встанешь…(мало сделаешь)

4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)

5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6.Что одному не под силу…(то легко коллективу)

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)

Кончил дело…(гуляй смело).

Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

2.Шило – мешок (Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь, на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.


Людмила Макеева
«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк

в каждой пословице нашей , что за золото!»

Пушкин А. С.

Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах .

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах – народный ум , народная, правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует , поучает, наставляет, предупреждает.

Что характерно для пословицы ?

* краткость (лаконичность)

* связь с речью (существует только в речи)

* устойчивость

* широкая употребляемость

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину , быть честным и трудолюбивым. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека.

Используя пословицы в речи , мы делаем её образной , красочной, выразительной. Я очень люблю пословицы за их меткость , красочность, выразительность. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

Русский народ создал пословицы , отражающие все стороны нашей жизни. Есть пословицы и о самих пословицах . Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А своё отношение к пословицам люди выражали в них самих :

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка .

Без пословицы не проживёшь .

Пословица всем делам помощница .

Пословица недаром молвится .

Старая пословица век не сломится .

С пословицей не поспоришь .

Пословица – мудрость народа .

Пословицы недаром молвятся ,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей :

Давайте вспомним их друзья.

«Разминка» .

Командам предлагаются карточки с пословицами , поговорками, в которых допущена ошибка. Нужно найти ошибку и исправить

1. Два сапога – тара.

2. Ус хорошо, а два – лучше.

3. Трус своей лени боится.

4. Один в золе не воин.

5. Первый клин – комом.

6. Сашу маслом не испортишь.

7. Мы сами с ушами.

8. В здоровом теле здоровый пух.

1. Игра «Отгадай пословицу »

Коса – камень. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Яблочко – яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Дружба – служба. Дружба дружбой, а служба службой.

2. «К нам приехал, иностранец»

К нам в гости приехал иностранец. Он плохо говорит по-русски. Ему очень понравились русские пословицы , он их быстро выучил, но всё перепутал. Помогите сказать правильно .

Что с возу упало, того не вырубишь топором. то пропало – что написано пером

Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь. пригодится воды напиться –слово не

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. не сиди на печи – то, что можно сделать

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. он и лоб побьёт и богу не помолится –

была бы шея

Один в поле – семеро с ложкой. не воин – один с сошкой

Чай пить – щепки летят.

3. «Магические числа» .

Существует много пословиц , где встречаются числа.

Назовите пословицы с числами .

На экране числа ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сто голов – сто умов.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Одной рукой узла не завяжешь.

Один за всех, и все за одного.

Для друга и семь вёрст не околица

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4. «Отгадай пословицу по первому слову » .

На экране появляется первое слово, дети должны назвать пословицу целиком .

Язык… (до Киева доведёт)

Слово … (не воробей, вылетит, не поймаешь)

Искру… (туши до пожара, беду отводи до удара.)

Не дорог… (подарок, дорога любовь) .

Готовь … (сани летом, а телегу зимой) .

Не в свои …. (сани не садись) .

Жизнь. (дана на добрые дела ) .

Гусь… (свинье не товарищ)

5. «Пословицы – перевёртыши » .

На экране пословицы – перевёртыши , нужно назвать правильно.

Новый враг хуже старых двух. Старый друг, лучше новых двух.

Всё плохо, что плохо начинается. Всё хорошо, что хорошо кончается.

6. «Ошибка» .

Пословицы написаны с ошибками , необходимо ошибку исправить.

Долог день до вечера, коли кушать нечего. Долог день до вечера, коли делать нечего .

Знает Мурка, чьё мясо съела. Знает Васька, чьё мясо съел.

Деньгами горю не поможешь . Слезами горю не поможешь .

Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай.

Кашу маслом не измажешь. Кашу маслом не испортишь.

Не говори «ура» пока не перепрыгнешь. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Не спеши ногами, торопись делом.

Кончил дело, отдыхай смело. Кончил дело, гуляй смело.

7. «Загадочный кубик» .

На каждой стороне кубика изображения животных. Игроки команд должны назвать пословицы , в которых упоминается животное. На кубике картинки с изображением : волка, свинья, зайца, мышка, рыбка, конь.

волк --- Сколько волка не корми всё равно в лес смотрит.

свинья---Свинья везде грязь найдёт.

зайцы---За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.

мышка--- Отольются кошке, мышкины слёзы.

рыбка--- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

конь--- Дарёному коню в зубы не смотрят.

8. «Развлекательный» .

Для вас, уважаемые «веселые тесты-пословицы » . Вы должны выбрать свои варианты ответов.

Гусь свинье…

Друг, товарищ и брат;

Не спонсор;

Не товарищ;

Крыльев не привяжет.

После драки…

Все к мамам бегут;

Кулаками не машут;

Жалобу не пишут;

Никому не страшно.

Один в поле…

Не воет;

Не воин;

Америку не откроет;

Сам себе ботаник.

Не буди лихо пока…

Оно тихо;

Сторож спит;

Рак на горе не свиснет;

Бесплатный сыр бывает…

В гостях;

В мышеловке;

Под прилавком;

В грязной луже.

Любишь кататься, люби и…

Стиральный порошок;

Милиционеров;

Саночки возить;

Таксисту платить.

Не плюй в колодец…

Козленочком станешь;

Пригодится воды напиться;

Не сдашь экзамен;

Вылетит – не поймаешь.

Семь раз отмерь…

Коли делать нечего ;

Один отрежь;

Один раз выкинь;

И никуда не пойдешь.

9. «Скрестить шпаги» .

Ваша задача – быстро и правильно ответить на мои вопросы. Ведущий поочередно задает им вопросы.

1. У кого глаза велики? (у страха)

2. Чем горю не поможешь ? (слезами)

3. На какой роток не накинешь платок? (на чужой)

4. Куда надо влезть, чтобы рыбку съесть? (в воду)

5. Кого по осени считают? (цыплят)

6. Чем не кормят соловья? (баснями)

7. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

8. Что надо беречь смолоду? (честь)

10. «Смысл пословицы » .

Подобрать подходящую фразу. На экране появляются фразы.

Семь раз отмерь, один отрежь.

а) Если отрезать не правильно, то не следует винить ножницы.

б) Прежде чем что-то сделать , надо подумать.

в) Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец куёт горячее железо.

б) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот который торопится.

в) Если есть благоприятная возможность для дела , надо её сразу использовать.

11. «Шифровки»

Догадайтесь, что в них написано. После каждого слога вставлены 2 буквы.

Слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке – неке пойкемакеешьке.

Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу.

12. «Угадай» .

По очереди читают первые слова и называют пословицу .

Любишь… кататься –люби и саночки возить.

Горбатого… могила исправит.

Дарёному… коню в зубы не смотрят.

Жизнь… прожить не поле перейти дана на добрые дела .

Мал… золотник, да дорог.

Не было бы… счастья, да несчастье помогло .

Не в свои… сани не садись.

Первый… блин комом.

Рыбак… рыбака видит издалека.

Один… в поле не воин и др.

Конец – всему делу венец.

Воспитатель первой квалификационной категории Зикункова Е.Н.

Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора-пословицами и поговорками.
  2. Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок, заучивать их.
  3. Развивать речь и мышление детей.
  4. Закреплять умения работы в команде.

Оборудование: коробка- посылка, книга «Пословицы и поговорки» , разрезные картинки с изображением пословиц.

Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц.

Ход занятия.

Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим, все ли игрушки в нашей группе на своих местах, порядок ли?

Дети: Порядок!

Воспитатель: Вот и хорошо!

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Слышите, кто-то стучится к нам? Посмотрим, кто там?

Воспитатель подходит к двери и вносит в группу посылку.

Ребята, почтальон принес посылку. Интересно, нам ли она адресована? Как же проверить? (ответы детей) . Как называется наш город, детский сад, группа?

Воспитатель читает адрес д/с и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу. Воспитатель открывает посылку, не показывая содержания детям. Предлагает догадаться, отгадав загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Дети: Книга!!!

Воспитатель: Правильно, это книга. А как мы узнаем, о чём она?

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Старый друг лучше новых двух.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем я читала? Правильно, это книга о пословицах и поговорках. Пословицы очень часто употребляем в речи мы, взрослые. Вы уже слышали одну, когда мы наводили порядок в группе:

«Кончил дело- гуляй смело» . Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Закончив работу, можно спокойно отдыхать.

Воспитатель: В жизни на каждый случай есть меткое слово-пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и делают дела некачественно народ сложил пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь» . А есть люди очень медленные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят: «Семеро одного не ждут» .

Воспитатель: Людям неумным и ленивым от пословиц не скрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но и учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Кто знает такие пословицы?

(Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель читает из книги:

Друга ищи, а найдешь, береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Дружные сороки и гуся утащат.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила пословицы и поговорки. Например,

  • «Пословица не даром молвится»
  • «Пословица всем делам помощница»
  • «Пословица ввек не сломится»
  • «У каждого Егорки свои поговорки» .

Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю вам одну очень важную для вас пословицу. Давайте попробуем разобраться в ней с помощью картинки.

(Воспитатель читает пословицу, дети рассматривают картинку)

Воспитатель: Что изображено на картинке? (ответы детей) . Подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить по этой картинке? (Ответы)

Народ сочинил про эту ситуацию такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» . К чему она призывает?

Дети: Нельзя браться сразу за несколько дел. Ни одно дело сделать не успеешь.

Воспитатель: А вот похожая пословица: «За все берется, да ничего не удается»

Ребята, запомните эти пословицы. Они вам пригодятся в жизни. Прежде чем

браться за очередное дело, нужно закончить с первым, а не делать одновременно, ведь вы не сможете справиться с ними.

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка «Буратино»

Воспитатель: Ребята, а сейчас разберем смысл другой пословицы: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону» .

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Она рассказывает о человеке, который не собирается браться за работу.

Воспитатель: Как вы думаете, эта пословица хвалит или высмеивает таких людей?

Дети: Высмеивает!!!

Воспитатель: Каких людей высмеивают в пословице?

Дети: Ленивых!

Воспитатель: Послушайте еще одну пословицу: «Мал золотник, да дорог» . О чем она?

Дети: Про небольшой по величине, но ценный по другим свойствам предмет.

Воспитатель: Правильно, а еще так говорят про того, кто ростом мал или молод, но имеет много положительных качеств.

Когда я вынимала книгу из посылки, то заметила, что там лежит еще кое-что (достает 3 конверта с разрезными картинками) .

Слушайте задание: сложите картинку, и вы узнаете, какая пословица спряталась в них?

Дети делятся на 3 команды и работают за столами. Они выясняют и озвучивают следующие пословицы:

  • «Поспешишь- людей насмешишь»
  • «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
  • «Скучен день до вечера, если делать нечего»

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за работу в командах. А к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале занятия. Кто вспомнит?

Дети: «Сделал дело- гуляй смело»