Какие были бани на руси. Когда на руси появилась баня, и что в ней делали. Банные традиции и этикет

Впервые о русской бане упоминается в "Повести временных лет". Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках. Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно.

Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских - высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом - как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием.

Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы "по-черному", потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными - что и дало название таким баням.

Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее - их встречала сваха и угощала жареной птицей и "банником" - хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, "русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что "русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню".

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие "просветители" и "моралисты" того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей - как они говорили - каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.

Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.

Предпосылкой возникновения бань, как гласит одна из теорий, стало обнаружение человеком горячего источника, в котором разогретые камни источали теплый и приятный пар. По другой версии человек открыл полезные свойства пара тогда, когда в его жилище на очаг из раскаленных камней попала вода. В любом случае на основании археологических раскопок и старинных летописей историкам стало известно, что свои корни бани берут еще с глубокой древности.

Разновидности бань по происхождению

Распространение бань носило «многоочаговый» миграционный характер, о чем могут свидетельствовать даже сами их названия, которые также пришли к нам из далекого прошлого. Какие-то уже изжили себя, а другие существуют до сих пор.

Итак, бани подразделяются на такие «национальности», как:

  • финская (сауна);
  • античная (римская и греческая);
  • японская (офуро, сэнто);
  • китайская;
  • русская (баня);
  • турецкая (хаммам);
  • западноевропейская;
  • египетская;
  • индийская;
  • африканская;
  • индейская (темаскаль);
  • исландская.

Обратите внимание! Все перечисленные типы бань отличаются не только своим территориальным происхождением. Их можно также классифицировать на суховоздушные (их инструкция монтажа подразумевает, что показатель влажности воздуха не должен превышать порог в 25%), сыровоздушные (влажность воздуха от 40 до 75%) и водные виды (например, японские бочки).

История финской сауны

В исторических письменных источниках финнов о саунах было упомянуто еще примерно две тысячи лет назад. Благодаря суровому климату Финляндии, банные процедуры стали широко распространяться среди жителей этой страны.

Однако было время, когда один финский король поставил под запрет подобные заведения, аргументируя это тем, что они несут в себе антисанитарию и очень вредны для здоровья. Как бы это странно не звучало, но и многие хирурги-богословы придерживались такого же мнения. Например, в 1751году медик по имени Пэр Адриан Гэд писал, что причиной потери зрения является задымленный воздух сауны.

Другие доктора утверждали, что это заведение вызывает конвульсии, способствует возникновению морщин и потемнению кожного покрова, приводит к узкоглазости и к ранней детской смертности. Табу на эти процедуры продлилось на довольно долгое время.

Несмотря на это, зная о лечебных свойствах сауны, люди негласно продолжали париться и мыться в них, что не дало им деградировать в отличие от бань, расположенных в Центральной Европе. Таким образом финны отстояли народное полезное средство, ведь в суровом климате это было единственной возможностью для бедных людей расслабиться, набраться сил, помыться и оздоровиться.

Можно предположить, что именно во времена запрета выработались правила поведения в финской бане. Так, в этом заведении финны не позволяли себе шуметь, распивать спиртные напитки, буйно развлекаться и так далее. Словом, сауна являлась для финнов своего рода святым местом.

Особенности финской сауны вчера

Устройство первых финских парилок было очень примитивным. Они представляли собой вырытые пещеры на склонах холмов с расположенным внутри грубым каменным очагом. В первую очередь такие землянки использовались в качестве жилья, и только потом уже для мытья тела.

Не были оснащены дымоходом, поэтому сажа, которая образовывалась от очага, оседала на стенах и потолке жилища, а непосредственно дым выходил через приоткрытую дверь. Видимо уже тогда финны знали об ее бактерицидных свойствах, поэтому использовали сауны для проведения известных на тот период операций и принятия родов.

В те времена существовала легенда, что это помещение может помочь любому больному человеку, который сможет до него самостоятельно добраться. Финны и по сей день любят употреблять поговорку о бане: «Сауна – лекарство для бедняка». До сих пор ее посещение является национальной финской традицией, которую соблюдают с детства до самой старости.

Особенности финской сауны сегодня

С 20 века финские сауны стали усовершенствованными. Их начали строить в виде отдельных деревянных зданий и оснащать конструкциями, которые позволяли отделять камни от пламени. Делалось это при помощи толстой металлической пластины.

Такой метод позволял поддерживать в парной необходимую температуру на протяжении долгого времени. Также в них стало значительно проще контролировать уровень влажности.

Такие строения стали располагать все больше возле озер и водоемов, что позволяло сразу после парной окунуться в холодную воду, тем самым создать полезный контраст. Зимой вместо воды финны после сауны обтирались снегом. В это время посещение финских саун приобрело глобальный массовый характер, и они стали народной гордостью.

Тогда почти 2 миллиона саун приходилось на 5 миллионов жителей этой страны. Теперь такой тип бань известен по всему миру, и они пользуется большим спросом повсеместно.

Сегодня традиционная современная финская сауна должна обладать следующими особенностями:

  1. Как правило, такие сауны возводят из дерева.
  2. В ней обязательно должна присутствовать электрическая печь с камнями, которую в основном располагают в ближнем к двери углу. Обязательно вокруг нее устанавливаются предохранительные ограждения.
  3. Окна и двери, которые могут быть выполнены либо из дерева, либо из стекла, в сауне должны быть правильно расположены.
  4. Стены и потолок должны иметь хорошую теплоизоляцию.
  5. Вода в парилке не требуется, так как в ней не моются, а только парятся при помощи сухого жара. Температурный показатель воздуха колеблется от 80ºC до 120ºC. При этом уровень влажности не должен достигать более 10-15%.
  6. Полки устанавливаются не более чем в два ряда (в русской бане может быть и три и четыре яруса), при этом верхняя располагается на расстоянии 100 см от потолка, а нижняя - 70 см от верхней. На втором ярусе их размещают вдоль смежных стен перпендикулярно друг к другу. На верхней полке, как правило, устанавливают деревянный подголовник.
  7. Ввиду того что финская сауна, в отличие от русской парной, намного меньше по своим габаритам, то в ней обычно не делается много больших помещений. В основном в ней располагается предбанник, который служит и комнатой отдыха и раздевалкой, а также парилка и небольшая душевая. Иногда, когда нет поблизости водоема, в такой сауне располагают маленький бассейн.

История античных бань

Древнегреческие лаконикумы

Родиной древнегреческих бань является город Лаконика, от которого и произошло их название – лаконикумы. Они имели круглую форму. Посередине помещения располагался открытый очаг, а вокруг него – бассейн или ванны.

Изначально доступны они были как бедным, так и богатым. Особенно большим спросом они пользовались у спартанцев, так как они считали, что именно вода придает им столько сил и выдержки. Еще Гиппократ около пяти тысяч лет тому назад писал о целебных свойствах парной и даже разработал целый список правил для принятия банных процедур.

Со временем древнегреческие лаконикумы стали совершенствоваться. В них появилось множество комнат, где проводились философские беседы, принимались массажные процедуры и проходили спортивные занятия. В итоге возникли более комфортные и богатые купальни, украшенные драгоценностями, для знатных сословий.

Их посещение стало своего рода традицией для зажиточных людей. Причем, благородные греки должны были ходить в купальню не менее одного раза в неделю в сопровождении слуг и рабов. Именно такой указ издал Александр Македонский, когда вернулся с похода в Египет, ведь там подобные заведения удивили его своим убранством и совершенством.

Можно считать, что этим он и дал толчок к развитию древнегреческих бань. Однако, несмотря на его стремление сделать купальни самыми усовершенствованными у себя в стране, все же древние римляне более преуспели в этом деле.

Римские термы

Примерно 6 тысяч лет назад у древних римлян существовал целый банный культ. Заведения, предназначенные для таких процедур, назывались термами. Правительство этой страны вкладывало большие средства в их развитие и любыми способами приобщало людей к ним.

Сейчас, наверное, сложно представить, что в бане можно проводить массовые праздники, различные состязания и политические заседания, читать книги и рисовать. А вот в Древнем Риме такие заведения стали неотъемлемой частью жизни всех граждан и именно там проводились различные мероприятия.

Следует отметить, что как раз тогда и пошло и частные. Термы для богатых в то время напоминали огромные дворцы, в которых располагались фонтаны, бассейны, библиотеки, спортивные площадки, золотые и серебряные рукомойники.

Их украшали фресками, сделанными известными мастерами или своими руками, живописью, подвесными садами, статуями и мраморными колонами. Словом, эти заведения стали центром культурной жизни римлян. Даже при встрече люди вместо приветствия интересовались друг у друга, хорошо ли они потеют.

Несмотря на то, что в древнеримских банях создавались отдельные помещения как для мужчин, так и для женщин с детьми, тем не менее, это не помешало превратиться им со временем в публичные заведения. Изжили себя термы с падением Римской империи.

В это время они были либо разграблены, либо разрушены под влиянием природных стихий. Второе рождение терма обрела на Востоке в виде турецкой бани – хаммам. Как раз расцвет исламской культуры совпал с этим периодом и банное дело, перенятое у византийцев, стало бурно развиваться на Аравийской земле.

Согласно исламу, создание хаммама считается богоугодным делом, поскольку сам Пророк Мухаммед испробовал на себе действие римских терм и высоко оценил их. Пророк указал на то, что они повышают плодовитость.

Это одобрение открыло хаммаму широкие ворота в исламский мир. Теперь такой тип бань применяется по сей день и в Турции, и в других мусульманских странах.

Особенности терм

Древнеримские архитекторы специально для таких заведений разработали эффективную систему отопления, которая была способна прогревать пол и стены. Она называлась гипокауст. При помощи печи (праефурниум) происходило нагревание циркулирующего в стенах и под полом воздуха и воды.

Обратите внимание! Древнеримские бани отличались от древнегреческих купален тем, что в них была внедрена полноценная система горячего водоснабжения. К концу первого века до нашей эры насчитывалось более 150 древнеримских оборудованных терм, которые располагались на площади более 11 тыс. кв. м.

Древнеримская баня состояла не меньше чем из 6 следующих помещений (не считая комнат для развлечений):

  1. Аподитериум . Это была первая комната, куда попадал пришедший попариться в баню римлянин. Она предназначалась для раздевания, поэтому температура воздуха там была прохладной.
  2. Тепидариум . Тут уже температурный показатель был выше – около 40°C. В этом помещении человек мог разогреться, чтобы не получить в дальнейшем температурный шок, а также поплавать в бассейне.
  3. Каллидариум . В этой комнате температурный режим достигал до 70°C. При этом влажность воздуха там тоже была высокой. Данное помещение использовалось для потения.
  4. Лакониум . Посещалось это помещение по желанию, так как там температура воздуха была около 85°C и не каждый мог ее выдержать. Время пребывания там не должно было превышать 10 мин.
  5. Фригидариум . Это помещение было оборудовано гигантским бассейном с холодной водой. Оно посещалось после парной.
  6. Лавариум . В данной комнате принимались различные процедуры: массаж и ароматерипия.

Обратите внимание! В истинно римской бане обязательно должен присутствовать термальный источник. Вот почему настоящую традиционную терму построить сейчас или практически невозможно, или ее цена будет настолько высокой, что осилить такую стоимость сможет только очень богатый человек.

История русской парной

Возникновение бань (мыльня, влазня, мовь) на Руси, которые применялись не только для омовения тела, а также и для сохранения здоровья, омоложения и закаливания организма, произошло еще раньше, чем появилась на свет народная медицина. Также при помощи бани проводились различные обряды.

Например, накануне венчания жених и невеста по отдельности обязательно должны были там омыться, а после свадьбы молодожены уже посещали ее вместе. Причем, после каждой ночи, проведенной вместе, делать это нужно было в обязательном порядке.

Это правило касалось не только простого люда, но и князей, и вельмож, и даже самого царя. Такой обычай существовал на Руси вплоть до начала 18 века.

Со слов летописца Нестора, история русской бани берет свое начало еще с первого столетия нашей эры. Он в своих писаниях упоминает Святого Апостола Андрея, который после проповедования в Киеве евангельского слова, посетил Новгород, где и увидел чудо – людей, парившихся в бане, которые были похожи на сваренных раков.

Также он писал: « русские накаливают очень сильно, входят туда нагими, берут веник и бьют себя до того состояния, что едва выходят оттуда живыми, затем они обливаются водой, оживают и снова идут париться. Делают они так ежедневно».

Не обошли своим вниманием русскую баню и путешественники с Западной Европы. Их удивляла и, вместе тем, восхищала любовь славянского народа к крепкому пару, который они не могли выдержать.

Кто-то из иностранцев в ту пору даже сказал: «Если русский человек не примет банные процедуры в субботу, ему становится почему-то совестно и как будто ему чего-то не хватает». После того как иностранные путешественники стали посещать Русь, в Париже, Берлине, Вене все чаще можно было встретить подобие русских бань.

Процесс до сих пор практически не изменился. И тогда, и сейчас в русской бане обязательно должна присутствовать высокая влажность – почти 100%. Температурный показатель воздуха не должен быть меньше 70-80°C.

Как и в современности, в прошлые времена в бане обязательно использовались березовые веники. Поскольку после жара у людей постоянно возникала жажда, в связи с этим на Руси издавна сложилась традиция держать наготове в предбаннике прохладный квас, который приправлялся мятой или другими душистыми травами.

Им же окатывали тело в парной, перед поднятием на полок, который делался из липы и издавал восхитительный живительный аромат. Если какой-либо человек хоть раз в жизни испытал действо русской бани на себе, то он уже ни при каких обстоятельствах не мог устоять от соблазна получить снова такое целебное удовольствие.

Заключение

Таким образом, взглянув сквозь призму веков, можно быть уверенным, что бани любого типа полезны для человеческого организма. Ведь недаром их возникновение охватило практически все континенты нашей планеты, и все народы уделяли им такое огромное внимание. Поможет вам в этом убедиться и видео в этой статье, в котором есть еще много дополнительной информации об истории бань.

Всех русских людей, любящих баню, наверняка интересует история её возникновения. Когда она появилась, откуда пошли банные традиции? Попробуем пролить свет на эти вопросы в данной статье.

Общественные бани на Неглинной – А. Васнецов. 1917 год.

Русская баня берёт своё начало в очень давние времена. Ещё Геродот в своих трудах рассказывал о скифах, проживавших на территории современной Украины, которые использовали баню. В те времена баня была устроена следующим образом: устанавливали три палки и накрывали войлоком. Внутри такого шалаша устанавливался чан с раскалёнными камнями. Заходя в эту баню, они бросали на раскалённые камни семена конопли, от чего поднималась высокая температура внутри шалаша.

Для всех народов баня была особенным местом, очищающим от грехов. Поговорка о том, что после бани заново родился, берет своё начало в очень древние времена. Давайте рассмотрим, у каких народов баня стала частью культуры.

Племена американских индейцев и по сей день используют баню, в начальном её варианте. Они до сих пор строят шалаш из палок, обтягивают его войлоком. Посредине своей постройки они выкапывают небольшую ямку и укладывают туда разогретые на костре камни. Сейчас этот способ часто используют туристы, геологи и другие путешественники.

Историк Прокопий Кесарийский, живший в пятом веке, писал в своих работах о том, что баня являлась неотъемлемой и очень значимой частью жизни славян. В банях отмечались все праздники, омывали ребёнка после рождения и мыли усопшего, провожая его в лучший мир. Баня устраивалась в те давние времена так: внутри специально построенного дома, в одном из углов собирали очаг из камней, а на крыше открывали специальное окно для дыма. На очаг устанавливался чан с водой, которой поливали раскалённые камни. У каждого человека в руках был веник, которым размахивали, притягивая жар к себе. Таким ритуалом, люди очищались физически и духовно. По мнению наших далёких предков, баня является совокупностью четырёх природных стихий – воды, огня, воздуха и земли. Человек, попарившийся в бане, становился здоровее и сильнее. Существовало даже мнение, что если после парилки больной не излечился, то ему уже ничем не помочь. В мифах восточных славян говориться, что в бане мылись даже Боги.

В России, в пятом веке, баню называли влазней или мыльней. Уже тогда люди наслаждались этой благодатью. Было не важно, богат человек или беден, он всегда мог очиститься душой и телом в бане. В бане отстранялись от проблем, и расслаблялись, там же смывали сглаз и порчу. Через некоторое время пригласить человека в свою баню стало частью гостеприимства. Нового гостя всегда сначала звали попариться и лишь после бани угощали едой и напитками.

Нестор Летописец, впервые написавший о бане

Первыми текстами с упоминанием бани являются описи Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» рассказывает о том, что в первом веке Святой Апостол Андрей, после чтения своих проповедей и призывов к приятию евангельского учения в Киеве, направился в Новгород. По дороге его взору вдруг открылось «настоящее чудо». В странное строение заходили голые люди, «нагревались» там до розового цвета, а после этого обливали себя ледяной водой и до изнеможения хлестали друг друга вениками. Такой обряд повторялся каждый день. Святому Апостолу Андрею это казалось дикостью, он так комментировал увиденное: «люди радостно мучают сами себя». Из той же летописи монаха Нестора, можно узнать о том, что в том же первом веке, между Русью и Византией был подписан договор, в котором шла речь…о бане. В том соглашении было указано, что византийских купцов на Руси должны были накормить, напоить и разрешить парится в бане, столько раз, сколько они захотят. Существует интересный факт, произошедший после гибели князя Игоря, в 945 году. Княгиня Ольга трижды отомстила древлянам, и когда послы древлян прибыли к ней на переговоры, она приказала истопить для них баню. А когда уставшие послы спокойно мылись, слуги княгини Ольги заперли их и они сгорели заживо.

Первые бани строились только из брёвен. Первая кирпичная баня была построена в 1090 году в Переславле.

В те времена приезжие иностранцы (французы, немцы), испытав на себе прелесть русской бани, стали строить такие же у себя на родине. Но построенные ими бани сильно отличались от русских. Дело в том, что мало кто из заграничных гостей мог выдержать настолько большую температуру, ведь, в отдельных банях она достигала 100 градусов. Поэтому в иностранных банях температура воздуха была намного ниже. Кроме того, умные эскулапы выяснили, что баня является отличным потогонным средством для человеческого организма, но такая температура, при которой парятся русские, очень опасна для здоровья. Они утверждали, что мышечные и мозговые ткани от этого расслабляются и начинают хуже функционировать, а для красоты и молодости женской кожи это, вообще, губительно. Тем не менее, иностранцы знали, что в календаре у русских есть специальный день – «банный». Обычно, это была суббота, и в этот день было принято всем ходить в баню.

Те, кто не имел своей бани, парились в русской печи. Они дочиста подметали пол, стелили на него солому, и парились. Примечательно, что этот способ используют и сегодня, хоть и очень редко.

В старые времена, русские целители, узнав о лечебном эффекте русских бань и используя целебные методики Гиппократа, стали помогать больным людям, избавляться от хворей. В уставе Князя Владимира были построены бани для «немогущих». Они являлись первыми лечебницами на Руси. Вначале 12 века, на Руси жила внучка Мономаха, широко известная в те времена целительница Евпраксия. Она постоянно проповедовала регулярное посещение русской бани. Евпраксию в 15-лет сосватали за царевича, и она переехала жить к нему. Быстро освоив греческий язык, Евпраксия прочитала все древние книги , написанные могучими целителями – Галеном, Гиппократом и Асклепиадом. Став, через некоторое время, врачевательницей, она, благодаря изученным книгам, начала активно проповедовать соблюдение личной гигиены. Про бани Евпраксия утверждала, что они лечат тело и укрепляют дух.

История русской бани содержит много занимательных событий, которые будет полезно знать сегодняшним современникам.


Не зависимо от своего социального статуса и положения в обществе любой человек обязан был соблюдать обычай под названием - «блуждавший». Суть его заключалась в том, что после ночи, проведённой вдвоём, люди обязаны были утром сходить в баню, после чего прочитать молитву и откланяться образам. Особенно набожные люди опасались посещать церковь даже через несколько дней после совместной ночи. В адрес этих людей летели лёгкие насмешки и острые шуточки, ведь странно, когда люди стоят перед церковью и не заходят в неё. До 18 века свадебный обряд включал в себя обязательное посещение молодожёнами бани. Проходило это следующим образом. Жених, перед самой свадьбой, хорошенько парится в бане один, а после брачной ночи супруги уже отправлялись в баню вместе. Накануне свадьбы, мать невесты пекла хлеб, называвшийся «банник», благословляя, таким образом, молодых на долгую и счастливую совместную жизнь. Данный хлеб, две жареные птицы и два столовых прибора она зашивала в скатерть и отдавала свахе. После выхода молодых супругов из бани сваха преподносила им этот благословенный обед. Люди в те времена верили, что в бане можно смыть все прошлые грехи.

Баня была обязательным строением на территории усадьбы каждого более-менее богатого человека. Совсем бедные ходили в общие бани.

Баня – всегда являлась местом, без которого, не мог себя представить ни один русский. Она приносила расслабление и спокойствие, доставляла радость, лечила болезни, исцеляла душу. Посещение бани было настоящим обрядом. Перед заходом в баню человеку всегда давали редьку, а на случай нестерпимой жажды в предбаннике стоял прохладный квас. Большую роль играли душистая мята и другие травы с ароматным запахом. Мяту добавляли в квас, мятой посыпали лавки. Благоухающие травы специально запаривали и поливали стены в бане. Веники использовались в основном берёзовые.

После того, как русская баня появилась практически в каждой стране, разные национальности стали вносить в ритуал её посещения свои изменения. К примеру, ислам сравнивает очищение в бане с чистыми, религиозными помыслами.

Сегодня никто не сможет достоверно утверждать, откуда русская баня берёт своё начало. Одни историки утверждают, что баня была завезена спартанцами, другие считают, что арабами. Но не менее вероятно, что именно восточные славяне придумали баню. А почему нет? Существует несколько исторических моментов, подтверждающих это утверждение. Первое - условия, при которых парились русские, не выдерживал никто, то есть у наших предков был свой «стиль». Второе - иностранцы описывали и расхваливали русские бани и стали строить такие же у себя родине. Кто знает, возможно, именно наши праотцы и являются основателями этого замечательного обряда.

На Руси баню мог поставить любой человек, имеющий для этого землю. В середине 17 века был даже выпущен специальный указ о том, на каком расстоянии от дома можно строить баню из соображений пожарной безопасности. В личных банях и мужчины и женщины мылись безо всякого стеснения вместе, а вот в общих банях было разделение на женскую и мужскую половины. В 1734 года поступил в действие запрет на вхождения женщин в мужскую половину бани, а мужчин – в женскую.

В 1733 году начали строить лечебные бани. В них категорически запрещалось проносить спиртные напитки. Чаще всего, такие бани возводились из брёвен. Искусство правильной постройки передавалось от отца к сыну и при этом люди не использовали никаких чертежей или рисунков. С особым вниманием наши предки подходили к выбору места для будущей бани. Для них выбор места для бани по важности был сопоставим с выбором места под церковь. В русской бане никогда не было комнат с различной температурой, как в римских термах, но в парилке всегда были установлены лавки на разной высоте. Чем выше расположена лавка, тем жарче.

При Петре I в Петербурге жил камер-юнкер Берхольц, который в своих дневниках описывал всю восхитительную прелесть русской бани и высокую степень сервиса в них. Русские женщины отлично знали, как сделать необходимую температуру, как «отбить» веником, и в какой момент необходимо окатить ледяной водой.

Пётр 1 очень любил русскую баню

Пётр I прожил часть своей жизни простым плотником, и у него, как и у любого русского человека была своя баня. Именно он организовал, впоследствии, лечебные курорты в России, основанные на банных процедурах. Побывав на множестве заграничных курортов, Пётр I распорядился отыскать такие же места с целебными водами в России. Так, были открыты «марциальные воды». Такое название они получили из-за красноватого оттенка воды, в честь бога войны – Марса. Пётр I всячески способствовал более широкому распространению русских бань по Европе. В Амстердаме и Париже были построены русские бани для солдат. А после победы над Наполеоном, русские бани были построены во всех европейских странах.

История русской бани начинает меняться с приходом Петра I. В те времена пришла мода на античность. Стали возводить бани по типу римских терм. Одну из таких копий соорудили в Большом Дворце в Царском Селе.

Русские бани пользовались огромной популярностью у многих известных личностей. Суворов в каждом городе, где были бани, устраивал для солдат «омывание». Сам генерал мог выдержать очень сильный жар, и после парилки выливал на себя около десяти вёдер ледяной воды. К нему часто заезжал попариться Денис Давыдов. Не менее частой гостьей была актриса и певица Сандуна. Следует заметить, что после приездов актрисы в её честь стали называть один из видов русской бани - «сандуновские бани». От остальных они отличались богатым буфетом с большим количеством различных напитков, вплоть до лёгкого шампанского.

В 1874 году в одном только Санкт-Петербурге располагалось около 312 общественных бань. Все они снабжались водой из Невы. Бани разделялись по классу обслуживания на «нумерные» и «торговые». Вход в торговую баню стоил от 50 копеек до 10 рублей. Это были приличные деньги, и позволить себе посещать такую баню это мог далеко не каждый. В «нумерных» банях цены на посещение были скромнее и делились они на 3 класса. Посещение 3 класса стоило всего 3-5 копеек.

Каждый хозяин старается сделать посещение бани максимально приятным как для души, так и для тела. Во все времена помещение бани украшали различными интерьерными атрибутами. Каждая баня была неповторимой по своему дизайну и температурному режиму. У каждой семьи всегда был свой рецепт лечения различных болезней.

Сопровождаемого иллюзорными видениями.

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока - Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: аподитериум, предбанная комната, служила для раздевания. В тепидариуме, теплой комнате с температурой 37-40°, находился первый бассейн. В лакониуме (жаркая комната) и каллидариуме (парная комната), температура достигала 60-85 °С. После парной следовал фригидариум, охлаждающе-ароматическая комната с холодным бассейном. В лавариуме проводились массажные процедуры, обтирание маслами, обливания.

В крупных общественных банях действовала система центрального отопления с подогревом пола и стен - гипокауст (hypocaustum ). Бани содержали не только массажные кабинеты и общие бассейны. В крупных банях находились так же библиотеки и гимнастические залы, поскольку они считались своеобразными центрами общественной жизни.

Баня и гигиена в средневековой Европе

Из-за общего упадка материальной культуры огромных роскошных терм , как в древнем Риме , у европейцев раннего Средневековья не было. Так, термам города Рима пришел конец, когда в VI в. осаждая Рим , готы разрушили римские водопроводы, хотя некоторое количество древних римских терм продолжало работать в средневековой Италии, например в Поццуоли и Салерно . Крупные древние термы сохранились также в Константинополе и других крупных городах Византии . В некоторых городах, например, в бывшем римском курорте Бате в Британии продолжали действовать знаменитые бани на природных источниках :

Британия - это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом . … Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту [ ] ,

Писал историк VIII века. В начале XII века на месте этих терм Джон Турский построил на церковные деньги общественные бани.

В такого рода заведении купались в индивидуальной деревянной ванне или в общем бассейне, но бывали и специальные парилки, где воздух нагревался горячими камнями, а клиенты лежали не в воде, а просто на лавках . От античных врачей средневековые унаследовали представление о пользе парилки для здоровья; например, святая Хильдегарда Бингенская, писавшая в XII в. труды по медицине, советовала при болезнях пить в бане отвары лекарственных растений (петрушки , тимьяна , ромашки , пижмы , мяты , лаванды , розмарина и др.) и одновременно поддавать ими на раскаленные камни и дышать этим паром .

В качестве специальных банных приспособлений могли использоваться щетки для массажа, натуральные морские губки, на некоторых иллюстрациях видны даже банные веники .

Домашняя парилка: кадка с горячей водой, накрытая простынями

А что касается богатых домов, то они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парилка и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами . Индивидуальную импровизированную парилку у себя дома создавали, накрывая сверху наполовину наполненную ванну или бочку с горячей водой несколькими простынями .

Законы запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни:

Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. … если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи [ ] .

Как и все средневековые ремесленники, банщики, занимавшиеся в бане массажем, бритьем, кровопусканием и прочими процедурами, были объединены в специальный цех банщиков (цирюльников) со своими правилами работы и строгим прейскурантом на услуги [ ] . Вывески бань, как правило, были большими и яркими, клиентов зазывали в баню громкими криками [ ] . Что интересно, средневековые европейские банщики по совместительству работали и пожарными, так как они всегда обладали большим запасом воды и ведер . Также городские общественные бани использовались не только по прямому назначению, они могли превращаться в развлекательные заведения с музыкой и выпивкой, куда ходили отдыхать большой компанией , или даже иной раз в «сауны» с проститутками и с номерами для свиданий, несмотря на все законодательные и церковные запреты и на существование официально зарегистрированных борделей. Упоминания об этом нередки в средневековой художественной литературе:

Риччьярдо любит жену Филиппелло Фигинольфи; узнав, что она ревнива, он, рассказав ей, что Филиппелло на следующий день назначил свидание в бане его жене, устраивает так, что сама дама отправляется туда… .

С XVI века общественных горячих бань в городах Европы стало гораздо меньше и культура общих бань пришла к упадку [ ] . Так, английский король Генрих VIII приказал закрыть лондонские бани в Саутуорке в 1546 году , в Париже к XVII в. осталось всего несколько общих бань . Среди причин называются распространение венерических болезней (в первую очередь, сифилиса) , деятельность протестантских и католических проповедников, обличавших общие бани как рассадник бесстыдства , а также рост цен на древесину в городах, вызванный революцией цен и сведением лесов на древесный уголь в Европе из-за развития металлургии .

Бани в мусульманском мире

Бани были известны и у многих других народов, в частности в мусульманских городах существовали и места специальных ритуальных омовений , предписываемых шариатом , и просто горячие бани как места отдыха. В таких банях были парилки, места для массажа и купели для омовения в проточной воде, но исламские традиции запрещали принятие ванн (издавна популярное среди европейцев) и плавание в бассейнах, поскольку стоячая, не проточная, вода считалась нечистой.

Баня в Киевской Руси и России

История

Двухкамерная каменная постройка в Переяславле-Хмельницком (Киевская область) с инкрустированными мозаикой шиферными полами, кубиками смальты от настенных мозаик, обломками керамических водопроводных труб и полным отсутствием фресковой росписи, отождествляется с упоминаемым под 1089 (1090) годом летописным «строением банным» епископского дворца. Похожая по назначению постройка была найдена археологами в Киеве , на территории заповедника «София Киевская» . Каменных бань на Руси было немного, деревянные же бани носили название «истопки» .

Другие названия бани: мовь, мыльня, мыленка, мовница. В Повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о бане, вложенный в уста апостола Андрея :

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей“. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал:

„Диво видел я в Славянской земле (прим. имея ввиду Новгород) на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп»

Также о славянских банях упомянуто в персидской рукописи «Собрание историй» :

(Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же

Персидская рукопись «Собрание историй»

Об обилии частных и общих (торговых) бань и купании в реке или снегу после бани на Руси упоминали многие европейские путешественники XVI-XVII вв. : Джильс Флетчер , Чарльз Карлейль , Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский и др. Правила Стоглавого собора (1551 г.), вслед за византийскими правилами, запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, но в реальности церковные запреты на Руси не соблюдались. На европейцев той эпохи русские общие бани производили впечатление непристойности и дикости из-за мытья мужчин вместе с женщинами:

Есть свидетельства, что в эпоху Петра I стыдливые иностранцы устроили собственную баню в Немецкой слободе в Москве, где мужчины и женщины мылись строго раздельно . Еще одна попытка разделить мужчин и женщин в общих банях была предпринята Екатериной II в Уставе благочиния 1782 г. : вход в женскую баню разрешили только мальчикам до 7 лет, служителям бань и врачам, но есть свидетельства, что и этот запрет не всегда соблюдался .

Самыми знаменитыми русскими банями являются Сандуновские бани. Основанные в 1808 году как общественные бани, они продолжают свою деятельность до сих пор. Здания Сандуновских бань являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна. По легенде, в них парился Наполеон, вошедший в горящую Москву.

Чёрная баня

Бани, отапливаемые по-чёрному, рубятся по принципу пятистенки, то есть имеют саму баню и предбанник, разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). Такая баня, как принято говорить, «горчит», то есть воздух помещения бани имеет горьковатый привкус, а слизистая оболочка глаз испытывает иногда довольно сильное раздражение. Древесина внутренней отделки бани заметно коптится от дыма, темнеет местами до практически чёрного цвета. Это объясняется тем, что березовые дрова, которые используются для её протопки, содержат деготь с углеводородами и фитонцидами . Поэтому атмосфера такой бани имеет резко выраженный бактерицидный характер. [ ]

Сельский или дачный сруб бани

Высокие концентрации летучих веществ дегтя могут приводить к раздражению слизистых поверхностей, выражающемся в появлении кашля, а глаза начинает, как говорится, щипать. Поэтому для уменьшения данного побочного эффекта уменьшают концентрацию летучих бактерицидных веществ в атмосфере парилки. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться», то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. После окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипяток, открывают дверь и выпускают «первый пар». Пар кратковременно повышает давление воздуха внутри парилки и выносит наружу избыток летучих бактерицидных веществ раздражающих глаза и дыхание. Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает. Также повсеместно для очищения деревянных поверхностей бани по-чёрному (главным образом - полка) используется мелкий речной песок. С помощью тряпки и песка с полков, скамей и стен снимается копоть а также небольшой слой дерева. После этой процедуры деревянные поверхности не только очищаются, но и заглаживаются, что предохраняет посетителей бани от заноз, царапин и т. д.

Белая баня

Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.

Походная баня

Походная баня

Среди современных туристов распространен способ получения бани, во многом похожий на бани скифов и бани североамериканских индейцев. Её строят во время стоянки из жердей, срубая молодые деревья, а сверху обтягивают заранее приготовленным полиэтиленом. При этом каркас будущей походной бани возводят над каменной кладкой из крупных валунов, под которой разводят костер. Нагревание камней до необходимой кондиции происходит несколько часов. Когда камни будут достаточно прогреты, костер под ними тщательно тушат водой и только после этого обтягивают каркас полиэтиленом, закрепляя его обычно кусками проволоки. После этого поливают воду на горячие камни и получают пар.

Существенным недостатком такого способа организации походной бани является необходимость длительного нагрева камней, которые, кроме того, в итоге покрываются слоем сажи. При подаче на них воды сажа вместе с паром возгоняется в воздух. При этом находящиеся внутри люди могут ей достаточно сильно испачкаться. Так как камни не имеют постоянно действующего источника тепла, который бы компенсировал потери тепловой энергии расходуемой на получение пара, при данном способе тепла камней хватает на ограниченный промежуток времени. Обычно это всего 3-4 захода. [ ]

Виды бани

Финская баня

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», принципиально ничем друг от друга не отличаются. [ ] Традиционная финская сауна так же, как и русская баня, допускает горячий фитомассаж при помощи березовых веников.

Сухая сауна

Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной (баней) которую бы можно было назвать финской сауной с историческими корнями. Это явление возникло относительно недавно с появлением электрокаменок, где нагрев каменной закладки происходит под воздействием электрических ТЭНов. Суховоздушная сауна направлена на экономию времени при осуществлении банной процедуры. [ ] Так же как и инфракрасные кабины, электрические сауны предоставляют пользователю возможность быстро прогреть помещение без применения источников пламени, для которых нужен дымоход и соответствующие противопожарные меры его монтажа, что далеко не всегда осуществимо в городских многоэтажных строениях. Электрические суховоздушные сауны удобны тем, что их можно смонтировать практически в любом помещении, где имеется необходимая электрическая сеть.

При нагреве тела человека повышается его пульс, сосуды в верхних кожных покровах расширяются. Человеческое тело начинает бороться с внешним притоком тепла, чтобы сохранить постоянную внутреннюю температуру органов. Включаются биологические механизмы терморегуляции тела, а это неизбежно сопровождается усилением кровотока и учащением дыхания. В результате увеличивается и выброс углекислого газа, как одного и продуктов дыхания. Это приводит к тому, что кондиции воздуха небольшого замкнутого помещения, такого, как парилка сауны быстро ухудшаются. Изменяется процентный состав воздушной смеси, что выражается в том, что люди начинают, как принято говорить, «задыхаться». Появляются головные боли. [ ]

Для сравнения бани и сауны, оснащенные дровяными печами, которые топятся из парильного помещения не требуют монтажа активной приточно-вытяжной вентиляции. При горении топлива внутри топки дымовые газы нагреваясь расширяются и под воздействием Архимедовой силы «всплывают» и удаляются через дымоход. При этом образуется разрежение давления внутри камеры сгорания, и, как следствие, дровяная печь автоматически втягивает в себя воздух из парилки через ящик зольника. По этой причине образуется зона разрежения давления уже внутри парилки, и в неё увлекается под воздействием разности давлений новая порция извне. Либо через неплотность дверного проема, либо для поступления свежих порций воздуха внизу входной двери специально делается отверстие. Такое же отверстие для поступления свежего воздуха может быть предусмотрено в стене или в полу парилки. Дровяные печи для сауны с коротким топливным каналом, когда закладывание дров в топку происходит внутри парной, имеют спрос в Северной Европе, например в Финляндии. [ ]

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Ирландские бани

Ирландские или римско-ирландские бани - это модернизированные римские термы. Они разделены на три парильные комнаты. Первая - самая холодная (25-27 °C), вторая - погорячей (32-35 °C), третья - самая горячая (50-60 °C), устланная кирпичами с отверстиями, из которых поступает много горячего воздуха. [ ]

Банные традиции и этикет

У разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде. По народным поверьям, в бане живёт банник - дух бани. [ ]

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит - не крякнет!» [ ]

В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим местом для родов. [ ]

У славянских и финно-угорских народов баня традиционно являлась местом для знахарства и колдовства. В банях принимали роды, в банях жили роженицы с новорождёнными. В банях пытались лечить народными и колдовскими средствами практически весь спектр заболеваний. Бани использовались как место захоронения или кремации мертворождённых или погибших при родах младенцев. Бани служили и своеобразным хосписом для тяжелобольных и умирающих. В банях умерщвляли «зажившихся» стариков и казнили с помощью горячего пара неугодных или преступников. Язычники пред принесением в жертву человека «запаривали» его до бесчувствия в бане.

В искусстве

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства, от живописи до фольклора, в анекдотов и частушек. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202-205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .

Обстановка бань часто используется художниками для изображения обнажённой натуры : например, Борисом Кустодиевым , Зинаидой Серебряковой , Андерсом Цорном .

  • Одна из пьес Владимира Маяковского - «Баня ».
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется - «Банька » («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Рассказ Михаила Зощенко «Баня».
  • В рассказе Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный» описан процесс топки русской бани «по-черному».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром! ». В продолжении фильма также используется банный эпизод.
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты », «Особенности национальной рыбалки », «Особенности национальной охоты в зимний период ».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр.

См. также

Примечания

  1. Этимологический словарь славянских языков, том 1. - Издательство "Наука". - 1974. - С. 151-152.
  2. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. - Kraków: Wydawnictwo Literackie. - 2005. - С. 21.
  3. Геродот. IV // История в девяти книгах. - М. , 1999. - С. 73-76.
  4. Ведомость о китайской земле . - М. : Наука, 1961. - (Страны и народы Востока).
  5. Silvana Barbati. Le Terme Puteolane e Salerno nei codici miniati di Pietro da Eboli. Luoghi ed immagini a confronto. - Napoli, 1995. - ISBN 88-85346-22-7 .
  6. Византийский словарь / Сост и ред. К.А. Филатова. - СПб. : Амфора, 2011. - Т. 1. - С. 151-153..
  7. Davenport P. Medieval Bath Uncovered. - Stroud: Tempus, 2002.
  8. Беда Достопочтенный . Книга 1. I. О местоположении Британии и Ибернии и о первоначальных их обитателях // Церковная история народа англов = Historia ecclesiastica gentis Anglorum / Пер. В.В. Эрлихмана. - СПб. : Алетейя., 2001. - ISBN 5893294297 .
  9. Мари-Анн Поло де Болье. Бани и термы // Средневековая Франция. - М. : Вече, 2014.
  10. Бродель Ф. Глава 4. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. - М. : Весь мир, 2007. - Т. 1. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7777-0332-3 .
  11. Did people in the Middle Ages take baths? - Medievalists.net (англ.) , Medievalists.net (13 апреля 2013). Проверено 5 июля 2017.
  12. Smith V. The Stews // Clean: A History of Personal Hygiene and Purity. - Oxford: Oxford University Press, 2007. -

История появления бань в мире

Во все века люди стремились к воде. Ещё на заре цивилизации наши предки поняли, что она обладает живительной, целебной силой. Действительно, смывая грязь, вода делает тело чистым. Однако бодрящая влага издавна использовалась не только в гигиенических целях - она помогала снять усталость, очистить организм от шлаков и болезней. Купание и ритуальные омовения в священных водах великих рек - Ниле, Ганге, Иордане, Волге, Амазонке - сыграли существенную роль в развитии цивилизации.

Трудно сказать, кто первым построил баню и как Давно люди стали посещать это место, предназначенное для мытья. Первое письменное упоминание приходится на середину V в. до н. э. и принадлежит великому историку Геродоту. Однако уже он предполагал, что первые бани одновременно появились У многих народов, населявших нашу землю, и имели природное происхождение. Подогреваемые горячими источниками водоемы служили нашим доисторическим предкам одновременно парной и купальней.

В регионах, где термальных источников не было, для гигиенических нужд приспособили раскаленные камни, на которые стали лить воду. Но предшествовало этому открытие, отраженное в одной из старинных легенд: «Однажды капли дождя, просочившись сквозь кровлю шалаша, упали на камни очага, и помещение наполнилось ароматным жаром». Таким образом, по первичному своему происхождению уже в доисторические времена были заложены основы для двух типов бань, термических и печных.

Термические - создающиеся по принципу естественных термальных источников. Печи в таких банях устраивались за пределами основных помещений, как правило, в подвале или закапывались в землю (ирландская баня).

Печные - строящиеся на основе сильного нагрева камней или других источников обогрева с последующим обливанием их водой для получения горячего пара. Для получения жара мог использоваться примитивный костер, характерный для индейских бань (темескаль), или раскаленные на открытом огне камни (отличающие скифские бани), которые впоследствии преобразовались в печки-каменки.
Шли века. Помывочные заведения, распространяясь по свету, изменялись, появлялись новые виды-К настоящему времени сложилось несколько типов бань, выдержавших испытание временем. Это римская, восточная, турецкая (с разной температурой воздуха в разных помещениях), ирландская (мягкий вариант турецкой, но с более усовершенствованной системой вентиляции и обогрева), японская водная и опилочная, русская паровая, финская сауна (сухо-воздушная высокотемпературная баня).

Многообразие видов бань можно объяснить климатическими особенностями, национальными традициями, географическим положением и пр. Однако столь большое разнообразие не мешает познать и оценить все блага банных процедур.

Любители водно-гигиенических процедур мечтают выбрать самую полезную и наиболее экономичную в эксплуатации. Поэтому важно знать все достоинства и недостатки наиболее распространенных видов бани, одновременно проследить за историей их возникновения.

Бани Древнего Египта

Гигиену тела одними из первых возвели в культ египтяне. Это определялось жарким климатом, укладом жизни и религиозными устоями: жрецы, используя ароматические средства и масла, совершали гигиенические омовения до 4 раз в день. Для всех остальных строили достаточно комфортабельные общественные бани. Во время раскопок в Каире археологами были обнаружены стены бань с выдолбленными в каменных иглах лежаками-ваннами, остатками спортивных помещений, плавательного бассейна, лечебниц с разными медицинскими инструментами, растительными косметическими и лекарственными средствами, наполнения и слива воды в бассейны и ванны использовались медные трубы. Позже для нагрева воды египтяне создали специальные оригинальные устройства: в подвальном помещении устанавливались очаги, которые через специальные отверстия подогревали горячим паром каменные лежаки, устраиваемые в несколько ярусов.

Внутренние помывочные помещения бани обслуживали не только специалисты-банщики, но и опытные массажисты, которые делали своим клиентам массаж и всевозможные процедуры с использованием снадобий и благовоний. Всё это помогало снять усталость, избавляло от лишнего веса, излечивало всевозможные недуги. В одном из древнейших египетских папирусов, называвшихся «Начальная книга превращений старых в молодых», приводится множество рецептов, помогавших как женщинам, так и мужчинам «избавиться от неприятных признаков старости». Неизвестный автор к главным средства омоложения и оздоровления причислил паровые бани, массаж, ванны, растительные препараты и разнообразные маски. Древнеегипетские бани стали образцом лечебно-профилактических процедур для многих античных народов, в первую очередь для греков и римлян, которые переняли многие оригинальные конструкции по устройству бань и бассейнов.

Древние египетские бани были широко известны и выступали также в качестве лечебных учреждений, потому что очень многие и разнообразные болезни в то время лечили с помощью . Большой плюс египетских бань был в том, что они были доступны не только обеспеченным жителям, но и беднякам. Благодаря египетским, появились греческие бани .

В свое время археологами были найдены остатки двухэтажной бани на месте раскопок древнего египетского города. Верхний этаж вмещал в себя огромные камни-лежанки, которые нагревали ниже этажом. Посетители, желающие попариться укладывались на камни,а банщики растирали их специальными мазями и делали массаж. В нижней части камня было небольшое отверстие, через которое пар выходил, поэтому египтяне широко использовали лечение ингаляциями. Мыло в египетских банях не применяли, так как вместо него пасту из воды и пчелиного воска.

Также в египетских банях находился бассейн небольшого размера для водных , который находился на верхнем этаже посередине помещения. Кроме этого в египетских банях имелся зал-лечебница, а также специально отведенное помещение для занятий гимнастикой.

Сток для воды был сделан в полу, и вода уходила в общегородскую . С помощью подобной системы удавалось отапливать большую часть города.

Египетская баня стала прародительницей и турецкого хамама.

Баня в Западной Европе

Не только в Древней Греции, Риме и на Ближнем Востоке исцелялись горячими источниками. После походов крестоносцев в Западной Европе в 14-16 веках тоже стали строить восточные бани. Их называли римскими и турецкими. Но вскоре бани были запрещены как непристойные заведения.

Это явилось одной из причин эпидемий страшных заболеваний. Использование термальных источников и традиции водолечения постепенно приходили в упадок. Были забыты древнеримские термы, их значение, традиции, способы лечения. И лишь в эпоху Возрождения, когда возобновилось развитие культуры, науки, медицины, вспомнили и о водолечении. Однако, в связи с эпидемиями чумы и холеры в Европе лечение водой было небезопасно.

Лишь в XIX веке в Европе бани появились снова. Медики вновь стали использовать в своей практике целебные свойства воды в виде ванн, бань, различных водных процедур.

Африканская баня

В своих ритуалах и мистических обрядах народы Африки широко использовали водолечение. Вода здесь считалась священной. Во всех странах, где имелся песок, выкапывали в нем яму по размеру тела, разводили в яме костер из мелких сучьев. Убрав остатки костра, насыпали сухой нагретый песок и накладывали полезные для тела листья и травы в зависимости от того, что у кого болит. Иногда вместо костра яму обливали кипятком.

Ложились в яму, а сверху обкладывали себя лечебными травами и нагребали на тело раскаленный на солнце песок. Время пребывания в такой ванне определялось самочувствием лечащегося.

Исландская баня

С 1856 года большое распространение получила исландская баня, которая представляла собой упрощенную восточную баню с душем и сухой жаркой парильней с подогреваемыми стенами. В одной из стен парильни были выполнены каналы для сброса отработанного воздуха. Банная процедура заключалась в предварительном получасовом прогревании в не слишком жарком помещении, в потении (около 15 минут) в парильне, массаже и принятии душа.

Исландские бани-бассейны, как и грузинские, основаны на естественных горячих источниках. Водой из этих источников обогреваются дома и теплицы, в которых выращивают даже ананасы. Столица Исландии - Рейкьявик - самый экологически чистый город мира, так как не загрязнен отходами от сгорания угля, нефти и газа. В переводе с исландского слово «рейкьявик» означает «бухта пара». Очень интересно почитать сравнительный обзор различных бань и саун.

Грузинская баня

На территории Грузии еще во времена древнего государства Урарту бани строились на основе горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси («теплого города») всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был Александр Сергеевич Пушкин, который подробно описал банный ритуал.

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! .„шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония», Горная вода, из горячих источников текла в грузинские бани по керамическим трубам. Этой водой заполнялись облицованные мрамором бассейны, находившиеся под куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Купальни располагались в гратах, освещаемых факелами. Грузины приглашали гостей в свои бани, устраивали там праздники, пели многоголосьем протяжные, грустные песни. В древности грузинские бани работали круглосуточно, многие люди проводили в бане целый день. Женщины часто посещали баню, поэтому отличались здоровьем, красотой и долго оставались привлекательными.

Восстановленные по старым традициям, тбилисские серные термальные бани до сих пор успешно используются для купания, отдыха и лечения различных заболеваний и привлекают туристов.

Тибетские бани

Римские бани

Бани Греции

Эпос Древней Греции в мельчайших подробностях рассказывает об истории греческих бань. Александр Македонский, осуществляя военный поход на Египет, узнал о тамошних банях, они поразили его и очень понравились. По возвращении домой, первым же приказом было построить греческие бани, которые не будут уступать в комфорте . Приказание было выполнено, в кратчайшие сроки по всей Древней Греции были построены так называемые бани восточного типа, то есть бани с подогреваемым полом

Вначале греческие бани носили название лаконикумы, так как их возводили лакедемоняне. Сама греческая баня имела округлую форму. Греческая баня обогревалась с помощью , который находился по середине помещения, как и в римских банях-термах . Также в этом помещении находились разнообразные ванны, бассейны с прохладной водой. Чтобы вода была постоянно чистой, прозрачной, ее регулярно вычерпывали

Греческие бани также являлись лечебными центрами, в который как бедняки, так и богачи избавлялись от . По мере того, как греческих бань становилось все больше, они становились все уютнее и комфортабельнее. Их строили из недешевых материалов и украшали драгоценными металлами и камнями. Но подобные греческие бани могли посещать лишь богатые и известные городские жители.

Широко распространены были бани в Элладе. Свое название «лаконикум» греческая баня получила от города Лаконика, откуда банные процедуры распространились по всей Греции. Древние эллины, прежде всего спартанцы - зачинатели банного ритуала, провозгласили культ могучего тела и сильного духа. Мужчины и мальчики для поддержания физического здоровья обливали себя холодной водой - купание в теплой воде не признавалось и считалось проявлением слабости, которая простительна только женщинам. Тем не менее именно греки на практике воплотили идею совмещения горячей воды и пара, научились Устанавливать и контролировать в бане необходимый температурный режим воздуха и воды.

Древнегреческая баня представляла собой круглое помещение, выложенное из тесаных камней. Центре его устраивали открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. После потения в парной греки окатывали себя водой из кувшина, принимали ванны или купались в бассейне. Температурный контраст отличного жара и прохладной воды обеспечивал коже чистоту и тонус. Использовались в лаконикуме специальные медные приспособления - стригили, предназначенные для очищения тела и массажа. После бани и купания было принято растирать тело елеем, прочими благовониями и обязательно надевать чистый хитон.

Для греков лаконикум был не только заведением, предназначенным для гигиенических процедур, н и очагом общественной культуры. Греческая баня изначально являлась составной частью спортивного комплекса (гимнасиума) и служила средств восстановления сил после напряженных физических упражнений. Баню любили и регулярно посещали многие древнегреческие философы, в том числе знаменитый родоначальник диалектики Сократ. Великий мыслитель и математик Пифагор, по преданию ставший в 18 лет олимпийским чемпионом, путешествуя по Востоку, посетил Египет, где, изучая доктрины местных жрецов, большое внимание уделил египетским баням и водно-массажным ритуалам с применением благовоний. Будучи любителем банных процедур, он пропагандировал среди соотечественников здоровый образ жизни, который для него заключался в физических упражнениях, прогулках на свежем воздухе и водных процедурах. Своих учеников и последователей философ учил жить просто, чуждаться роскоши, радеть о здоровье души и тела. Одно из его наставлений стало для многих жизненной программой: «Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела». Прославленный в веках Гиппократ -основоположник естественной медицины - справедливо считал бани лучшим лекарством от всех болезней. Придавая важнейшее значение водно-паровым процедурам, он разработал множество рекомендаций по использованию бани в целях поддержания здоровья и лечения.

Социальная значимость лаконикума, в котором создавались все условия для поддержания здоровья Физического и духовного), была очень высокой. Не случайно строительством и обустройством бань занимались все древнегреческие властители, и это признавалось важнейшим общественным и национальным делом, о чем свидетельствует высказывания известного философа Платона: «Сооружение бань - обязанность государства!»

Эллины гордились своими банными сооружениями, справедливо полагая, что атлетическим сложением и спартанским здоровьем они обязаны физическим упражнениям и бане. Древние греки пошли дальше египтян, они внесли свои конструктивные изменения в сооружение и обустройство бань, расширили их функции и создали тем самым все условия для появления римских терм.

Ирландская баня

В ней горячий воздух идет из под пол и вдоль стен по специальным трубам. Благодаря этому в ней легко и свободно дышится. Как и хаммам, она состоит из нескольких помещений с разной температурой. Канадская баня

Главное в ней - большой мешок, заполненный сеном или листьями. В нем образуется особенный микроклимат, который и позволяет . Забравшись в мешок, можно не только хорошо пропотеть, но и пропитать кожу чудесным лесным ароматом.

Баня по-итальянски

Немного напоминает , но вместо опилок в ней используется разогретый песок. После такой бани хорошо искупаться в морской воде и понежиться на итальянском солнышке. Такая баня лечит заболевания суставов и регулирует самоувлажнение кожи.

Копирование материалов с нашего сайта ЗАПРЕЩЕНО! © 2007-2015 belyi05