Анализ произведения «Челкаш» М. Горького

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

1) сказка;

2) повесть;

4) рассказ.

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

1) портрет Челкаша;

2) тема труда;

3) тема добра и зла;

4) тема судьбы.

1) попрошайничеством;

2) воровством;

3) работой на заводе;

4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

Ответ_______________________________________________________

Ответ ________________________________________________________________

Ответ _________________________________________________________________

Ответ __________________________________________________________________

С2. В чем вы видите особенности романтизма Горького? (перечислить некоторые особенности)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Как и в чем выражается столкновение двух мировоззрений в рассказе М.Горького «Челкаш» (чьи это мировоззрения, их идеология).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. Горький «Челкаш» (11 класс) / ФИО :_________________________

А0.Назовите имена главных героев произведения __________________________________________________

(Прочитайте фрагмент)

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет Челкаша;

2) тема труда;

3) тема добра и зла;

4) тема судьбы.

А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?

1) попрошайничеством;

2) воровством;

3) работой на заводе;

4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

Литература 8 класс Тест
М. Горький «Челкаш»
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль вставного эпизода;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является экспозицией.
А 3. Главной темой данного фрагмента является:
1) портрет Челкаша;
2) тема труда;
3) тема добра и зла;
4) тема судьбы.
А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?
1) попрошайничеством;

·2) воровством;
3) работой на заводе;
4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.
А 5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков?
1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;
2) объясняет своё отношение к герою;
3) показывает его незаурядность;
4) подчёркивает социальное положение героя.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).
Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. С какой целью автор подробно описывает внешность Челкаша, его образ жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. Горький «Челкаш». Тест. Ответы

А 1. 4.
А 2. 4.
А 3. 1.
А 4. 2.
А 5. 3.
В 1. Эпитет.
В 2. Портрет.
В 3. Ястреб.
В 4. Ловкий, смелый.


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Выполнил(а)_______________________________________________________

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) играет роль вставного эпизода; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является экспозицией.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) портрет Челкаша; 2) тема труда; 3) тема добра и зла; 4) тема судьбы.

А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь? 1) попрошайничеством; 2) воровством; 3) работой на заводе; 4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

А 5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков? 1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя; 2) объясняет своё отношение к герою; 3) показывает его незаурядность; 4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________


…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ЭТАЛОН: А1.4; А2.4; А3.1; А4.2; А5.3; В1.Эпитет; В2.Портрет; В3.Ястреб; В4.Ловкий, смелый.
2

Литература 8 класс Тест
М. Горький «Челкаш»
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль вставного эпизода;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является экспозицией.
А 3. Главной темой данного фрагмента является:
1) портрет Челкаша;
2) тема труда;
3) тема добра и зла;
4) тема судьбы.
А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?
1) попрошайничеством;

·2) воровством;
3) работой на заводе;
4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.
А 5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков?
1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;
2) объясняет своё отношение к герою;
3) показывает его незаурядность;
4) подчёркивает социальное положение героя.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).
Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. С какой целью автор подробно описывает внешность Челкаша, его образ жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. Горький «Челкаш». Тест. Ответы

А 1. 4.
А 2. 4.
А 3. 1.
А 4. 2.
А 5. 3.
В 1. Эпитет.
В 2. Портрет.
В 3. Ястреб.
В 4. Ловкий, смелый.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка;

2) повесть;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет Челкаша;

2) тема труда;

3) тема добра и зла;

4) тема судьбы.

А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?

1) попрошайничеством;

2) воровством;

3) работой на заводе;

4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

С2. В чем вы видите особенности романтизма Горького? (перечислить некоторые особенности)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Как и в чем выражается столкновение двух мировоззрений в рассказе М.Горького «Челкаш» (чьи это мировоззрения, их идеология).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литвинова Анастасия Сергеевна