Сообщение распутин пожар анализ. Распутин пожар проблемы. Анализ «Пожар» Распутин

- 30.51 Кб

Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар»)

В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “ Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: “как в могиле”.
Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл “Урал”, сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он “неуютный и неопрятный”, грязь намешивалась техникой “до черно-сметанной пены”. Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.
“Лучше б мы другой план завели(introduce) - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось(take into account), сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!” - горячится в споре Иван Петрович.
Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт “лишних”, равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.
К ним добавились “архаровцы” (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: “... люди разбрелись всяк по себе еще раньше...”
Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад “общего и слаженного существования”. За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что “было не положено, не принято, стало положено и принято.
В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.
Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: “Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!” Так и не сможет уехать Иван Петрович.
В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича “будто вынесло наконец на верную дорогу”.

Повесть «Пожар»

Скачать сочинение


Горит село, горит родное.
Из народной песни

Валентин Григорьевич Распутин - писатель-“деревенщик”, последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры.
В “Прощании с Матерой” и особенно в повести “Пожар” остро ставится вопрос об отношении людей к своей земле. “Кто мы,- спрашивает себя и нас писатель,- временщики, не помнящие родства, или люди, способные оставить потомкам плоды своего труда”.
Сюжет повести “Пожар” прост. Горят орсовские склады, а прибежавшие на пожар не гасят огонь, а растаскивают еще не сгоревшее, зная, что все спишется на огонь.
Всей логикой повествования писатель подводит к мысли, что не склады в общем-то горят, а людские души, а те даже не замечают - пользуются случаем, чтобы ухватить, урвать побольше.
Происходящее мы видим глазами местного жителя, старожила Ивана Петровича. Хороший работник и рачительный хозяин, он никак не может понять, почему пришлые люди так небрежно относятся к своему делу, к земле, на которой живут и работают. Если рубят лес, то так, чтобы после них уже ничего и никогда не выросло, если строят, то так, что неприятно смотреть, а не то чтобы жить. “Теперь, пожалуй, не доискаться, как и с чего произошло раздольное житье-бытье... Нет, не сразу, как переехали, пошло боковым ходом. Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить... Потом все перемешалось... принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу - в магазин, и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая...”
Не принимает современные беспорядки Иван Петрович, переживает душой за неустроенность жизни, а когда узнает статистические данные, что от пьянства и нерадивости погибло столько же, сколько вернулось с последней войны, приходит в ужас.
Писатель с горечью рассказывает историю лесничего Андрея Солодова, воевавшего с леспромхозом из-за нарушений при пилке леса. Зимой пилили, снег не расчищая, и пни оставались чуть ли не в пояс. Когда же лесник выступил в защиту леса и оштрафовал леспромхоз, то ему сожгли баню, украли и убили лошадь... Да и самому Ивану Петровичу грозили, когда на собрании выступал и возмущался всеми беспорядками, а ведь “говорил то, что знали все и что постепенно становилось обычаем,- и как без нужды и жалости рвут технику в лесу или гоняют ее по пьяному и трезвому делу за десятки километров по собственной надобности, и как средь бела дня тащат с лесопилки, и как по дороге в леспромхоз таинственно исчезают указанные в накладных товары, а вместо них сразу появляются деньги...” И много еще перечислял безобразий честный и совестливый человек, ужасаясь тем изменениям, которые происходят в душах людей. Этот процесс уже необратим. Поворота к духовности уже не будет. Архаровцами зовет он тех, кто не задумываясь губит окружающую природу, а значит, и свою душу.
Понимает Иван Петрович, что в одиночку выступать бессмысленно и опасно, но время от времени не выдерживает, душа не приемлет такую жизнь, а изменить один ничего не может. Герой приходит к выводу, что одно дело - “беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя”. С ужасом понимает Иван Петрович, что переродились в нелюдей многие, что этот процесс остановить сложно. Страшно становится ему от всего осознанного и понятого. Сосед Афанасий говорит простые, но мудрые слова: “Жить будем... Тяжелое это дело, Иван Петрович,- жить на свете, а все равно... все равно надо жить”.
Верой в торжество разума звучат эти слова, вложенные автором в уста простого деревенского жителя. И писатель, а вслед за ним и мы начинаем верить, что наступит время, когда поймут люди, как надо жить, потушат пожар, сжигающий их души.

Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина "Пожар")

Скачать сочинение


Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени - Валентин Распутин.
Повесть "Пожар" в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее идейно-нравственный и эстетический потенциал.
Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных "подпорках", на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях - душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут - каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само название повести символично. Пожар - это не только стихийное бедствие. Это и "пожар" в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.
"Мы почему, Иван, такие-то?" - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! "Почему столько на свете неробей и причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?" - спрашивает и автор.
Иван Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом "добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло - в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало "удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души". Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.
Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех "подпорках жизни": в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, "с кем правишь праздники и будни"; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, - если все это есть, человек счастлив и "весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать".
Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)


В «Прощании с Матерой» и «Пожаре» В. Распутин рисует критические ситуации, которые «обнажают» суть современного писателю человека. Можно сказать, что драматические обстоятельства, описанные в этих произведениях, позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живут его герои.
В «Пожаре» Распутин размышляет о том, упорное невнимание к проблемам природы и к людям не могло не сказаться на духовном мире человека. В этой повести автор словно бы заглянул через двадцать лет в тот поселок, куда были переселены жители из многих затопленных, подобно Матере, деревень. Не только земли и леса пошли под воду. Разрушены были веками выработавшиеся законы человеческого общежития, которые давали людям опору в суровых жизненных испытаниях. В результате «то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство».
Главного героя повести - Ивана Петровича - больше всего волнует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремление жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя.
Не случайно избран В. Распутиным сюжетный прием пожара. Он высветил и неуютный, неопрятный вид строившегося не по-людски поселка, и хозяйственную неразбериху, и, главное, беспорядок в душах людей, в их отношениях.
Страшное по своим последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» - людей без памяти, без совести, объединившихся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на пожаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки.
Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безотказный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».
Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления. «И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» - размышляет Иван Петрович.
Писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, - человек совестливый, трудолюбивый, неравнодушный, чувствующий кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человек в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» - так формулируется в произведении нравственная позиция героя.
Пожар помог Ивану Петровичу вновь обрести себя, преодолеть «страшное разорение» в душе, понять, что, как бы ни было тяжело, нельзя уехать, бросить родную землю, отдать ее на разорение «архаровцам». «Никакая земля не бывает безродной», - утверждает писатель, такой ее может сделать только человек. Чтобы не случилось этого - «будем жить», властно повинуясь зову просыпающейся по весне земли, картина которой завершает произведение.
У повести В. Распутина открытый финал: неспокойно на душе героя, трудные дела предстоят ему. Но он вышел из испытаний более закаленным, а потому «легко, освобождение и ровно шагалось ему», «благодарно и торопливо» отзывалось на весенние звуки его сердце.
Таким образом, данные повести отчетливо показывают то, о чем «болит душа» Распутина, - нравственный облик современного ему человека. Писатель говорит об очень опасных тенденциях, которые он видит в окружающей его жизни: потерю людьми своих корней, осквернению души, забвению вековечных нравственных ценностей. Можно сказать, что в его повестях «звонит колокол» - по каждому из нас, по утерянной человеческой душе, жизнь без которой немыслима на этой планете.


Краткое описание

В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка).Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: “как в могиле”.
Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл “Урал”, сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят.

Произведение Распутина "Пожар" было издано в 1985 году. В данной повести писатель как бы продолжает анализ жизни переехавших в другое селение после затопления острова людей из повести "Прощание с Матерой". Их переселяли в поселок городского типа Сосновку. Главный герой - Иван Петрович Егоров - ощущает себя истощенным морально и физически: "как в могиле".

Трудно отыскать в истории литературы произведение, в котором не осознавались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.

Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть "Пожар", опубликованная во времена перестройки.

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках: колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл "Урал", сахар, мука. Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести, пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем, не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он "неуютный и неопрятный", грязь намешивалась техникой "до черно-сметанной пены". Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.

Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему "все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть". Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя столько лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а "умением жить".

Иван Петрович законом своей жизни сделал правило "жить по совести", ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а "дружные ребята - архаровцы" перво-наперво хватают ящики с водкой.

Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: "Неуютный и неопрятный… бивачного типа… словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли…". Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла. Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт "лишних", равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились "архаровцы" (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: "… люди разбрелись всяк по себе еще раньше…" Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад "общего и слаженного существования". За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, переживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: "Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!" Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича "будто вынесло наконец на верную дорогу".

Замечательный русский писатель Валентин Распутин с гражданской открытостью в своих произведениях поднял самые насущные и злободневные вопросы времени, задел самые болевые его точки. Даже само заглавие повести "Пожар" завоевывает характер метафоры, дышащей идеей нравственного неблагополучия. Распутин веско доказал, что моральная ущербность отдельно взятого человека неминуемо повергает к разгрому основ жизни народа. В этом и заключается для меня безжалостная истина повести Валентина Распутина.

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?Григорий Распутин, известный «приближенец» последней царской семьи Романовых, родился в 1865 году в Иркутской области, хотя этот год рождения «великого старца», как его назовут в будущем, весьма сомнителен. В некоторых источниках эта дата варьируется с 1865 по 1971 год. К слову, Григорий Ефимович специально «наводил туман» по поводу своего возраста, дабы получить больший авторитет в глазах окружающих. Будучи юношей, Распутин часто болел, поэтому ради исцеления совершил паломничество в один из монастырей Свердловской области, где и увлекся религией. Распутин пожар анализ Кроме того, Григорий Ефимович побывал в Греции, Иерусалиме, общался с монахами и другими духовными людьми. В странствиях Распутин встречает свою будущую супругу Прасковью Дубровину, такую же странницу, как и Григорий. В 1890 году состоится свадьба, в браке Прасковья Федотовна подарит Распутину двух дочерей (Варвару и Матрену) и сына Димитрия.

В 1904 году Григорий Распутин переезжает в Петербург, где быстро приобрёл славу «божьего человека». Но пройдет еще пара лет, пока Григорий не «проявится» на фоне многочисленных юродивых и блаженных, обитающих в Петербурге.

Знакомство с Николаем II датируется 1905 годом, хотя императрица познакомилась с Распутиным намного раньше.

1907 год начинается с судебного разбирательства, главным фигурантом выступает Григорий Ефимович, на которого еще в 1903 году был написан донос, обвиняющий «старца» в лжеучениях.

Достаточно критично в Распутину относились и представители духовенства. Более того, в 1911 году по инициативе епископа Феофана, Александре Федоровне, жене императора, было официально объявлено порицание всяческих связей с Распутиным. А к концу 1911 года, учинив драку с епископом Гермогеном, Григорий Ефимович добровольно покидает столицу, отправившись в Иерусалим.

Вернувшись из паломничества, Распутин поселяется в с. Покровском, где в 1914 году на него было совершено покушение. Распутин пожар анализ В ходе расследования Григорий выразил свои подозрения в адрес иеромонаха Илиодора, но доказать свои предположения он не смог.

В декабре 1916 года Распутина жестоко убивают. Попытки злоумышленников отравить и застрелить «старца» были тщетны, но, выбравшись из подвала, где ему была уготована могила, Григорий Ефимович был настигнут убийцами, которые его и утопили в реке.

Расследованием пропажи Распутина занимался Васильев А.Т., чиновник судебного ведомства, который раскрыл преступление за два дня.

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Произведение Распутина «Пожар» легендарное творение автора. Данную повесть можно назвать неким продолжением знаменитого произведения «Прощание с Матерой».

В повести идет повествование от третьего лица, так же присутствуют и авторские отступления, которые напоминают публицистику. Действия происходят в небольшой деревни под названием Сосновка.

Главного героя произведения зовут Иван Петрович Егоров, которого Распутин изображает как добросовестного и трудолюбивого гражданина, который имеет свои нравственные и моральные устои. Иван Петрович считал, что нет ничего важнее, чем семьи, дома, работы и близких.

Так же в произведении присутствует антипод главного героя. Это группа людей, которая в народе носила название архаровцы. По мнению Распутина, у этих людей не было ни капли совести, имели замашки бандитов и наводили ужас на жителей села.

Все события вертятся вокруг того, что случился пожар, который заставил многих героев переосмыслить то, что происходило с ними до этого, то есть, переосмыслить всю свою жизнь.

Все сцены, в которых Распутин описывал то, как сгорают складские помещения с продуктами, которые были крайне важны для местного населения, являются приемом автора. Писатель использовал их для более увиливания драматизма. Однако, в повести и есть моменты, когда так называемые архаровцы просто воспользовались трагедией. Когда все люди тушили пожар, они не помогли и никак не учувствовали в этом. Все, что делала это группа – растаскивала чужое имущество, пока никто не видел.

Распутин в своем произведении «Пожар» так же использовал символы. Один из них – огонь, который олицетворял процесс разрушения, однако, с надеждой на будущее восстановление. Распутин своим произведением хотел показать, что еще не все потеряно, можно многое еще поменять, было бы желание и мотивация. У русского народа еще есть возможность поправиться и окрепнуть духом, несмотря на все невзгоды и трудности.

Вариант 2

Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Повествование в произведении ведется от имени третьего лица и наполняется многочисленными авторскими отступлениями, напоминающими публицистические очерки. Действие повести происходит в небольшой сельской глубинке под названием Сосновка.

Главным героем повести писатель представляет Ивана Петровича Егорова, изображенный в образе добропорядочного, трудолюбивого, честного человека, придерживающего нравственных моральных принципов и считающего главным смыслом человеческой жизни наличие четырех подпорок в виде дома с семьей, работы, близких людей, а также родной земли, на которой располагается дом. При этом герой является скромным сельским жителем, не обладающим выдающимися способностями и не имеющим магического средства воздействия на окружающих людей.

Антиподом главному герою произведения в повести выступает группа организованного набора, называемая в простонародье архаровцами, участники которой отличаются отсутствием совести, бандитскими замашками, держа в страхе население села.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг ночного происшествия в виде пожара, заставляющего героев произведения переосмыслить собственные жизни и отношение к окружающей действительности, а также наглядно демонстрирующего трагедию разорения человеком своей родной земли.

Сцены описания пожара, в огне которого уничтожаются складские помещения с продуктовыми и промышленными товарами для населения, являются сюжетным приемом, усиливающим драматизм повести и представляющимся в качестве метафорического образа, поскольку с древних времен огненной силе люди противостоят объединившись. Однако в повести писатель изображает прямо противоположную ситуацию, в которой объединившиеся члены архаровской шайки не участвуют в тушении пожара и спасении имущества, а, используя паническое настроение окружающих и занятость людей чрезвычайным событием, растаскивают добротные вещи, а также спиртные напитки.

Повесть акцентирует читательское внимание авторскими размышлениями о духовном и физическом истощении русской земли, подчеркивая надежду на их восстановление в будущем.

Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу. Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание)

    После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.

  • Замысел поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками

  • Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.

  • Анализ рассказа Чехова Вверх по лестнице

    Писателю Антону Павловичу Чехову всегда удавалось мелкими деталями передать сущность людей, их отрицательные качества. На его рассказах читатели учатся жизни, перед ними раскрываются ситуации различных героев

  • Сочинение Что толкает человека на месть? Итоговое

    На протяжении истории, месть тесно связана с жизнью человека. Ее проявления видны в повседневной деятельности людей, а также в политике и в менталитете целых народов. Это связано с тем, что у человека возникает потребность ответить

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».