Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. (7 класс). Презентация на тему "сказочно- былинный жанр " Презентация сказочно былинный жанр волшебный мир сказки

Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Великие темы жизни" отведен на изучение сказочно-былинного жанра. Для эффективного усвоения знаний обучающимся предлогается просмотреть презентацию в которой представлены работы В.М. Васнецова и И.Я. Билибина выполненные в сказочно-былинном жанре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказочно- былинный жанр «Волшебный мир сказки»

Цель урока: Изучить художественные работы В.Васнецова, обеспечивающие неисчерпаемый источник вдохновения. Изучить художественные работы И. Билибина.

Задачи урока: Приобщить к наследию отечественного искусства. Развивать эстетическое восприятие явлений окружающей действительности, формирование понимания ее красоты и гармонии цветового богатства. Развитие цветоощущения, фантазии.

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926

Кощей Бессмертный

Ковер - самолет

Аленушка

Богатыри

Иван-царевич на Сером волке

Иван Яковлевич Билибин 1876 - 1942

Баба Яга иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

«Тут я бросилась бежать, дед за мной, за косу хвать!» Иллюстрация к « Сказке о деревянном царевиче»

«Тут с веселою душою попрощался он с Ягою» иллюстрация к «Сказке о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

Практическое задание: сделать иллюстрацию к своей любимой сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Урок-путешествие в сказку по теме:«Движение и силы»7класс. Посадил дедка репку. Пока росла репка дедка и вся его семья с Жучкой, Кошкой и М...

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

После побоища Игоря Святославича с половцами

В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

Витязь на распутье

Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

Богатыри

В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

Аленушка

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

Ковер- самолет

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

Иван-Царевич на Сером Волке

Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Снегурочка

Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Спящая царевна

Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

Три царевны подземного царства

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.


Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение)Цели:
1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи
на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля.
2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и
интерес к искусству.
3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия,
творческое отношение к выполнению задания.
План урока
1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра.
2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова,
М.Врубеля.
3. Выполнение теста –задания.
4. Подведение итогов и анализ задания.

От греческого (my thos) – предание.
Жанр изобразительного искусства,
посвящённый событиям и героям, о которых
рассказывают мифы,легенды, предания.
Мифологический жанр формируется в эпоху
Возрождения, когда античные легенды дали
богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли,
Джорджоне, фресок Рафаэля.

«Преданья старины глубокой»

Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926г.)
Богатыри

« Витязь на распутье»

«После побоища горя Святославовича»

«Алёнушка»

Этюд к « Алёнушке»

« Сказка ложь, да в ней намёк, Добру молодцу урок. »

«Снегурочка»

В Абрамцеве.
« Снегурочка» к опере Н.А.
Римского –Корсакова.

Волшебные птицы

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942г.)

Является ярким
представителем
«модерна» в русской
графике, создал
орнаментально –
декоративный
графически
выразительный «
билибинский стиль»
книжной иллюстрации,
основанный на
стилизации мотивов
народного лубка,
вышивок, резьбы по
дереву.

Иллюстрации к сказкам

«Былины»

« Вольга»
« Жар птица»

Врубель Михаил Александрович (1856-1910г.)

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А.С. Пушкин

« Демон сидящий»

Тестовое задание

1. вариант
2. вариант
Кто из братьев Васнецовых создал
картину «Богатыри»: Виктор или
Аполлинарий?
По проекту какого русского
художника выполнен фасад здания
Третьяковской галереи?
Кто из братьев Васнецовых
написал картины
«Московский Кремль при
Иване Калите» и
«Московский Кремль при
Дмитрии Донском»: Виктор
или Аполлинарий?
Сидящий, летящий, поверженный…И
всё один и тот же персонаж одного и
того же художника, только картины
разные. Назовите художника и
персонаж.
В 1896 г. Павлу Михайловичу
Третьякову присвоили
высокое звание «Почётный
гражданин Москвы». Какой
художник расписывал эту
грамоту?
Назовите российского
художника,автора картины
«Царевна Лебедь».

Ответы

Виктор Васнецов.
Аполлинарий Васнецов.
Виктора Михайловича
Васнецова.
Виктор Васнецов.
Врубель Михаил
Александрович.
Врубель Михаил
Александрович.

Итог урока.

Вопросы:
Чем различаются картины И.Билибина,
и В.Васнецова?
Кто основные герои картин(люди или
сказочные герои) ?

7 класс Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

1. Общие сведения об уроке: урок проводился __ февраля 20 __ года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Савдянской средней общеобразовательной школе имени Таранова, в 7 классе. Учитель – Бочарова Ирина Владимировна. На уроке присутствовало 9 учащихся. 1 урок по расписанию. Урок проводился в классе.
Обстановка в классе: класс чисто убран, Все учащиеся готовы к уроку.
Оборудование:
для учителя – презентации «Жанры ИЗО», рисунки на доске, карты рисования сказочных героев.
для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
Организация начала урока: учащиеся приветствовали учителя стоя.
Тема урока: Ребята в ходе выполнения задания раскрывают тему урока.
Цели:
Образовательная – сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, закрепление изученного материала изложение нового теоретического материала и инструкции по выполнению практического задания.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью схем и рисунков подвела учащихся к теме сегодняшнего урока, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли цели и задачи урока.
Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала схемы последовательности зарисовки сказочных персонажей. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены сюжетно-тематические картины по необходимости.
Закрепление нового материала провела в форме игры – презентации «Сказочные герои говорят». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
Прежде чем перейти к самостоятельной работе, была проведена физ. минутка, для сохранения здоровье-сбережение учащихся.
В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей.
По окончании урока была проведена выставка работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
Урок был закончен в стихотворной форме.

> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.