Роль эмоций в психической жизни человека. Роль эмоций в жизни человека общая характеристика

В настоящее время всё больший интерес вызывают взаимосвязь и взаимовлияние чувств и разума, эмоционального и рационального. Познавая окружающий мир, ребёнок определённым образом относится к тому, что познаёт. Великий психолог, наш земляк Л.С. Выготский писал, что характерной особенностью развития человека является «единство аффекта и интеллекта». Возникает вопрос, что более важно в развитии ребёнка: чувства, эмоции или познавательная сфера? Сколько людей, столько и мнений. Одни родители особое внимание уделяют развитию способностей ребёнка, другие - его эмоциональному миру. О значении эмоций в развитии ребёнка и пойдёт речь в данной статье.

0 110529

Фотогалерея: О значении эмоций в развитии ребёнка

При ответе на вопрос о важности эмоций в жизни ребёнка можно провести аналогию относительно определения площади прямоугольника. Что является основным в данном случае: длина или ширина? Вы улыбнётесь и скажете, что это глупый вопрос. Так и вопрос о приоритетах в развитии (интеллект или эмоции) вызывает улыбку у психолога. Обращая внимание на значение эмоциональной сферы в развитии ребёнка, следует выделить наиболее чувствительный период - дошкольный возраст. В это время происходит изменение содержания аффекта, проявляющееся прежде всего в возникновении сопереживания другим людям.

Бабушка плохо себя чувствует, и это отражается на настроении внука. Он готов помогать, лечить, ухаживать за любимой бабушкой. В этом возрасте изменяется и место эмоций в структуре деятельности. Эмоции начинают предвосхищать ход выполнения любого действия ребёнка. Такое эмоциональное предвосхищение даёт возможность переживать результаты своей работы и своё поведение. Не случайно, ощущая радость после того как родители похвалили, ребёнок стремится ещё и ещё раз пережить это эмоциональное состояние, что побуждает его к успешной деятельности. Похвала вызывает положительные эмоции и желание вести себя хорошо. Поощрение необходимо использовать в том случае, когда ребёнок тревожный, неуверенный в себе. Само понятие «тревожность» - это особенность, которая проявляется в склонности ребёнка к постоянным и очень глубоким переживаниям состояния тревоги. У дошкольников и младших школьников тревожность пока неустойчива и при приложении совместных усилий родителей, воспитателей, учителей она легко обратима.

Чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно, родителям необходимо:

1. Оказывать психологическую поддержку, проявляя искреннюю заботу о ребёнке;

2. Как можно чаще давать позитивную оценку действиям и поступкам малыша;

3. Хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

4. Исключить сравнения детей.

Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний как у детей, так и у взрослых.

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Например, дождь нам приятен или нет? Один человек обрадуется дождю, а другой, нахмурив брови, проворчит: «Опять эта слякоть!» Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей - научить ребёнка мыслить позитивно. Проще говоря, быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно. И если маленьким детям это даётся более-менее легко, то более взрослым часто нужна помощь близких и любящих людей, которым он доверяет.

Некоторые европейские институты изучили проблемы взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха. Было доказано, что именно уровень развития «эмоционального интеллекта» (EQ) определяет около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни, а всем известный IQ -коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека, - лишь 20 %.

Изучение «эмоционального интеллекта» является новым направлением исследований в психологии. Мышление находится в прямой зависимости эмоций. Благодаря мышлению и воображению ребёнок сохраняет в памяти различные образы прошлого и будущего, а также эмоциональные переживания, связанные с ними. «Эмоциональный интеллект» объединяет в себе умения проявлять, понимать эмоции других людей и управлять своими собственными. Его значение трудно переоценить. Без эмоций, без умения их проявлять в той или иной ситуации, человек превращается в робота. Вы ведь не хотите видеть своего ребёнка таким? Эмоциональный интеллект имеет определённые структурные компоненты: самоуважение, сочувствие, эмоциональную устойчивость, оптимизм, способность адаптировать свои эмоции к изменяющимся ситуациям.

Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

Снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

Проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

В работе с маленькими детьми - младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» - ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

Открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет говорить об этом вслух. Но если он доверяет вам, он сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного воздействия на психику.

подросток психология личность эмоция

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

Однако врожденными являются далеко на все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относиться к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства - это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак - положительный / отрицательный-и модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль ит. д.), в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и др. - и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) - в мимике, речи, пантомимике .

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний .

Сточки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - тогда идет речь о бастенических эмоциях .

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний . Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника .

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во "все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены т и в организме «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для, удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.».

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

Тем не менее определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от. непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и;идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Кроме качественного описания и соответствующей классификации эмоциональных состояний, представленной выше, в истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. «Всю систему чувств,- писал он,- можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» (рис. 59).

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т. е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.

Рис. 59. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (рис. 60).

Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая - с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего - аффекты.

Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т. д.).

Рис. 60. Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В. Вундту)

Значение эмоций и чувств в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины... Он переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций» .

Констатируя в человеке безусловную пристрастность ко всему, с чем он сталкивается в процессе всей своей жизнедеятельности, С. Л. Рубинштейн тем самым подчеркивает, что без эмоций не мыслим ни один его активный шаг, ни одно его решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки.

Подчеркивая объективную сущность эмоций и чувств в результате воздействия окружающей действительности, необходимо иметь в виду, что это воздействие может проявляться в бесчисленных конкретных вариантах, в том числе нашей внутренней психической деятельности, в процессе воспоминаний и представлений, воображения и мышления и т. д. Различные эмоциональные состояния нередко возникают под влиянием необъяснимых на первый взгляд причин, в результате интуитивных, инстинктивных и других неосознанных реакций.

Эмоции и чувства выражаются в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру, ко всему, что он делает, думает, к чему готовится. Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям. Таким образом, эмоции и чувства являются отражением отношения предметов и явлений к потребностям и мотивам человеческой деятельности.

Все, что непосредственно или опосредованно связано с удовлетворением человеческих потребностей и требованиями общества, вызывает у человека определенное эмоциональное отношение. Следовательно, эмоциональные психические явления представляют собой одну из форм отражения окружающей действительности, которая заключается в переживании соответствия или несоответствия предметов и явлений действительности потребностям человека и требованиям общества.

Их физиологической основой служат подкорковые нервные процессы, которые играют более значительную роль в эмоциях, а чувства в большей мере являются последствием деятельности коры головного мозга. Поэтому эмоции – это переживания, характерные для всего животного мира, а чувства присущи только человеку. Эмоциональные переживания человека внешне выражаются в виде телесных проявлений: мимики, жестов, тона голоса и ряда вегетативных явлений (изменение частоты сердцебиения и дыхания, покраснения или побледнения и т. п.). Наблюдение за ними помогает изучению эмоций, хотя и не всегда может вскрыть внутреннее содержание переживаемого чувства (рис. 32).

Эмоции имеют огромное функциональное значение в психике человека. Наиболее тесно они связаны с мотивационными и познавательными психическими явлениями, но при этом оказывают основополагающее влияние на всю жизнедеятельность человека (рис. 33).

Эмоции являются итогом мотивационных психических явлений, их субъективной формой существования, выражения. При этом нельзя отождествлять эти две группы психических явлений. Сигнализируя человеку о потребностной значимости объектов, эмоциональные явления побуждают его направить на эти объекты свою деятельность. Но они не опосредованный продукт мотивационной ценности отраженного, ими она оценивается и выражается, т. е. эмоции – это язык, посредством которого субъект узнает о важности происходящего.

Развитием эмоций управляют процессы познания, но решающее значение здесь имеет соответствие того, что познается потребностями человека. В свою очередь, эмоциональная сторона является важнейшим фактором регулирования познавательных процессов, облегчающим или затрудняющим их. Оставляя следы в опыте индивида, закрепляя в нем удавшиеся (неудавшиеся) действия, эмоциональные психические явления влияют на накопление индивидуального опыта. Они же играют значительную роль в его актуализации, поскольку возникшие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном исходе, предвосхищают события, что существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации.

Эмоции могут организовывать или дезорганизовывать человеческую деятельность. Так, в критических условиях, когда субъект не способен найти адекватный выход из неожиданной опасной ситуации, он входит в состояние аффекта, которое навязывает ему стереотипные действия разрешения ситуации, закрепленные эволюцией: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. Причем они могут оказать как организующее, так и дезорганизующее влияние на деятельность. Например, при заклинке кормовых горизонтальных рулей на погружение, когда подводная лодка находится на глубине около ста метров и идет большими ходами, опытный вахтенный офицер, естественно, испытывает чувство страха, которое «подстегивает» его, вынуждая быстрее и четче справиться с аварийной ситуацией. Но если это чувство перейдет в панику, он может застыть, оцепенеть (что само по себе является защитной реакцией) и, тем самым, погубить корабль и экипаж, не успев выполнить необходимые действия. И в первом, и во втором случае офицер находится в состоянии аффекта.

Воспринимая объективную реальность, человек создает ее субъективный образ. Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой этого образа, обеспечивая целостное и структурированное отражение мозаично действующих раздражителей. Чувственная ткань отражения, являясь образованием познавательной природы, служит как бы общим фундаментом субъективного образа, на который могут проецироваться и вступать во взаимодействие различные познавательные образования. Но при этом нельзя забывать о принципе панэмоциональности, согласно которому целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», ... из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего» .

В эмоциональном состоянии происходит активация нервных процессов человека. Это прежде всего относится к вегетативной нервной системе, что приводит к многочисленным изменениям внутренних органов и организма в целом. В неблагоприятных условиях эмоциональность мобилизует органы действия, энергетические ресурсы и защитные процессы организма; происходит демобилизация организма, расслабление. Все это сопровождается звуковыми реакциями и специфическими изменениями в пантомимике, мимике.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные. Такое деление характеризует отношение потребностей человека к требованиям общества, а не оценку этих переживаний с точки зрения ценности для человека.

Положительные (удовлетворение, радость, любовь и т. п.), являясь следствием соответствия предметов и явлений удовлетворению потребностей или общественных требований, побуждают у человека тягу к ним, стремление к их повторению. Отрицательные (неудовольствие, отвращение, тоска и т. п.) вызываются, наоборот, тем, что препятствует удовлетворению потребностей. Они затрудняют деятельность. Необходимо учитывать, что потребности людей и явления окружающего мира могут находиться в разном соотношении: удовлетворять одни и не удовлетворять другие. Кроме того, отношение человека к требованиям общества также различно, поэтому могут возникнуть сложные эмоциональные переживания, включающие в себя и противоречивые чувства.

В зависимости от длительности и силы эмоциональные переживания делятся на активные и пассивные.

Активные (стенические) повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, энергию, побуждают к деятельности. Пассивные (астенические), наоборот, снижают жизнедеятельность, ослабляют энергию. У разных людей одни и те же эмоции и чувства могут быть и активными, и пассивными. Например, страх может как затормозить действия человека, понизить его энергию, сделать пассивным, так и активизировать его деятельность, мобилизовать силы на борьбу с опасностью.

Эта разница в воздействии определяется конкретной ситуацией и привычными формами поведения. Например, в знакомой, привычной обстановке подводной лодки при возникновении аварийной ситуации, угрожающей жизни, у подводников возникает чувство страха. На каждого оно воздействует по-разному, но, как правило, преодолевается успешно. Наоборот, если моряк с этого экипажа попадет в такую же обстановку на другой подводной лодке или, тем более, на надводном корабле, на которых он впервые, страх может затормозить его действия, вызвать панику и привести к гибели.

Переживания также могут быть напряженными или облегченными. Напряжение обычно связано с наиболее ответственными моментами деятельности. По мере приближения критических моментов напряжение возрастает, когда они проходят – наступает переживание облегчения (разрешения). Как правило, напряжение повышает активность человека, готовность его к деятельности, но бывают ситуации, когда оно мешает сосредоточенности, приводит к заторможенности, дезорганизации. Это зависит от подготовленности человека, наличия у него необходимых знаний, умений и навыков, выработанной в процессе боевой учебы способности мобилизоваться в кризисной ситуации.

Сила эмоциональных переживаний в первую очередь определяется значением, которое вызвавшие их причины играют в жизни человека. Чем большее значение имеет данное явление или деятельность для человека, тем сильнее вызванные переживания. Они также зависят от того, какие требования человек предъявляет к себе: является ли успех или неудача показателем качеств личности, к которым он предъявляет повышенные требования или на которые не претендует (находчивость, настойчивость и т. п.). Кроме этого, сила эмоций и чувств определяется и тем, какие потребности в данный момент есть у человека, каковы общие мотивы и цели деятельности, в каком состоянии находится в данный момент та или иная потребность.

По форме выражения эмоциональные явления делятся на настроения, аффекты и страсти.

Настроение – это эмоциональное состояние, придающее определенную оценку и обобщающее все другие переживания человека. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете; в подавленном все воспринимается отрицательно. Настроения могут вызываться различными событиями (в зависимости от их значения для человека – успехом, неудачей и т. п.) и его физическим самочувствием. Причины могут осознаваться, но в действительности настроение всегда вызывается определенными причинами. Офицеру необходимо учитывать в своей служебной деятельности, что борьба с отрицательными настроениями вполне возможна, важно осознание необходимости добиваться жизненно значимых целей.

Аффекты – это сильные, бурно протекающие и относительно короткие эмоциональные переживания (ярость, восторг, ужас и т. п.). Их возникновение всегда связано с жизненно важными обстоятельствами. Всегда переживаются, как происходящее помимо воли, навязанные извне. Но бороться с аффектом вполне возможно. На начальной стадии для этого нужно задерживать характерные для этого состояния двигательные реакции, выполнять посторонние для него действия. С наступившем аффектом бороться труднее, но возможно. Управление этими состояниями в большой мере зависит от моральных качеств личности и поведенческой модели, выработанной жизненным опытом.

Страсть – сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его жизнедеятельности. В жизни человека страсти играют существенную роль и зависят от его жизненных целей. Они могут как возвышать, так и принижать, обеднять человека.

По сложности и содержанию эмоциональные психические явления делят на простые и сложные (рис. 34).

К простым эмоциональным переживаниям относятся эмоции (в узком значении этого слова), они связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей (в пище, питье), с ситуациями, представляющими угрозу для жизни, и т. п. Это эмоциональные реакции, связанные с ощущениями, с отражением отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Одни звуки, цвета и т. п. приятны, другие – нет. Все это составляет эмоциональный тон ощущений.

Чувства связаны с удовлетворением потребностей, возникших в результате исторического развития человеческого общества. Они присущи только человеку и изменяются в зависимости от трансформаций общественных условий жизни. Чувства всегда носят предметный характер, поскольку вызываются определенными предметами или явлениями.

Если эмоции носят ситуативный характер, то чувства могут иметь как ситуативный, так и длительный, устойчивый характер. При этом устойчивое отношение сохраняется, несмотря на то, что в зависимости от ситуации предмет может вызывать разные ситуативные чувства. Эмоции регулируют отношения человека с окружающей средой, а чувства – его отношения с другими людьми и обществом. Они подразделяются на моральные, интеллектуальные (познавательные) и эстетические.

Моральные (нравственные) чувства – различные формы переживания ценностей или недопустимости тех или иных действий, поступков, мыслей, намерений и т. п. человека с точки зрения его отношения к обществу и выработанным им нормам поведения, т. е. нравственные переживания могут возникать только на основе соотнесения действий и поступков человека с нормами, выражающими общественные требования к поведению людей. Источником этих чувств является совместная жизнь и деятельность людей, общность стоящих перед ними целей и борьбы, которую они ведут для их достижения. Моральные нормы поведения основываются на материальных условиях жизни общества и общественных отношениях. Одним из наиболее важных моральных чувств в любом обществе является любовь к своей Родине, патриотизм.

Эстетические чувства – это переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусства. Это чувства красоты и безобразного, грубого; величия или низости, пошлости; трагического и комического и т. п. Как и моральные, эстетические чувства определяются общественной жизнью человека. Эстетические нормы, так же как и моральные, обусловлены историческим развитием общества. В различные эпохи они были неодинаковыми.

Познавательные (интеллектуальные) чувства связаны с удовлетворением познавательных потребностей человека, его любознательности, с поиском истины. В их возникновении важную роль играет теоретический, познавательный вид человеческой деятельности. Они включают в себя переживание ценности познания как отражения объективной реальности.

Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с потребностями, интересами, склонностями и мировоззрением человека. Являясь результатом эмоционального обобщения, они формируются на основе эмоционального опыта человека, который складывается в зависимости от условий его жизни и воспитания. Для того чтобы моральные нормы не были для человека только предметом знания, а оказывали влияние на его поведение, необходима опора на накопленный опыт моральных чувств, пережитых в процессе собственной деятельности. Такой опыт является необходимой основой для действенного овладения моральными нормами, выработки подлинных убеждений.

Офицер должен учитывать в своей деятельности по обучению и воспитанию подчиненных, что молодой человек приходит на флот с уже сформированными системой моральных ценностей и поведенческой моделью. Именно здесь и находится основной источник годковщины и землячества (в отрицательном понимании этого слова). Поэтому успешно бороться с этими отвратительными явлениями можно, прежде всего, опираясь на воспитание у моряка чувства товарищества, гордости за свой корабль и кодекса чести военного моряка.

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органически­ми потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудо­вольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не па­


дал. Такой же бессознательный характер носят и первые проявления гнева, свя­занного с неудовольствием, испытываемым детьми при неудовлетворении их по­требностей. У одного двухмесячного ребенка, например, было отмечено проявле­ние страха уже при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У это­го же ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его начинали дразнить.

У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. В научной и учебной литературе по психологии мы можем найти многочисленные примеры, подтверждающие это. Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека, а один трехлетний маль­чик бросался на каждого, кто бил его собаку, заявляя: «Как вы не понимаете, что ей больно».

Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются посте­пенно через игру и исследовательское поведение. Например, исследования К. Бю-лера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. Первоначально у малыша возникает удо­вольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удо­вольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень - функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам про­цесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в пере­живании ребенка.

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте явля­ется их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возра­сте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотноше­ний с окружающими людьми.


Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчи­востью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустра­ция - это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодоле­но ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привыч­ные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других - агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажи­мом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предостав­ляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности - у других. Более целесообразным


в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая за­ключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь ребенка от возник­шей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение в формировании такого эмоционального состояния, как агрес­сивность, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами боль­шую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам нака­зывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного созна­ния впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно - можно, нужно и должно, а другое - нельзя, невозможно, нехорошо. Однако первые представле­ния детей о том, что «хорошо» и что «плохо», самым тесным образом связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. Принцип обще­ственной полезности того или иного поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка несколько позднее. Так, если спросить четырех-пятилетних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», - то ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» или «Брать чужое нель­зя, а то в милицию поведут». К концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов пове­дения.

К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нрав­ственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.

Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и дру­гого очень сложного чувства - эстетического. Одним из-первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. В конце первого года детям также могут нравиться определенные вещи. Особенно часто это проявляется в отношении игрушек и личных вещей ребенка. Конечно, понимание красивого носит у детей своеобразный характер. Детей больше всего пленяет яркость красок. Например, из четырех предъявленных в старшей группе детского сада изображений лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой - детям больше всего понравилось последнее изображение.

Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пе­нием, музыкой, посещение картинных галерей, театров, концертов, кино. Однако


дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения. Например, в живописи они не­редко обращают внимание главным образом на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке они больше любят громкий звук с быст­рым темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Подлинное понимание красоты ис­кусства приходит к детям лишь в старших классах.

С переходом детей в школу, с расширением круга их знаний и жизненного опы­та чувства ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Умение вла­деть своим поведением, сдерживать себя приводит к более устойчивому и более спокойному течению эмоций. Ребенок младшего школьного возраста уже не вы­казывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют уже того аффективного характера, который показа­телен для детей раннего возраста.

Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие в ученических организациях, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обсто­ятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.

Весьма показателен тот факт, что у детей в школьном возрасте меняются жиз­ненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала обычно выбирают кого-либо из родных, то с пере­ходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в каче­стве идеала начинают выступать уже и другие люди, например учителя, литера­турные герои или конкретные исторические личности.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вы­растает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а ес­ли таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.

Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, что­бы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных пережива­ний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятель­ности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, спо­собных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хоро­шо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов крово­обращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать наруше­ния в организме. М. И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение


этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных пе­реживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебие­ние, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровя­ное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело­век краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вмести­лищем души, органом чувств, несмотря на то что изменения происходят одновре­менно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длитель­ную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая вы­ражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только па основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процес­се общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искус­ства, средства массовой информации и т. д. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительно­сти, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обра­тить внимание в первую очередь и т. д.