Пример распределения дел с помощью матрицы эйзенхауэра. Матрица эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов в грамотном планировании

В бесконечном потоке дел можно растеряться, забыть что-нибудь или просто не успеть сделать. Невыполненные дела, таким образом, накапливаются и утяжеляют следующий новый день с новыми возможностями. И снова та же проблема: не успел, забыл, отложил на завтра.

Подобные ситуации зачастую происходят с теми, кто не умеет планировать, и в этом нет ничего удивительного, ведь процесс планирования требует определенных навыков тайм-менеджмента и особого внимания.

Существует немало техник планирования, позволяющих при правильном использовании временного ресурса извлекать для себя максимальную выгоду. Приведем пример наиболее эффективной и несложной техники, которая называется «матрица Эйзенхауэра» или «квадрат Эйзенхауэра» .

– это принцип расстановки приоритетов, позволяющий в течение дня решать наибольшее количество задач.

Этот принцип является одним из самых популярных в тайм-менеджменте. Им пользуются по всему миру: от простых работников до руководителей крупных организаций всемирно известных корпораций.

Основоположником данного принципа является Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (34-й президент США). Учитывая свою занятость, он оптимизировал свой рабочий график благодаря систематизации дел в зависимости от их значимости, что привело к созданию собственной техники, которая отличилась простотой и уникальностью.

Матрица Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов

Эйзенхауэр разделил дела на 4-е категории и вписывал их в таблицу, в которой четко выделил квадраты, позволяющие распределять запланированные задачи по их срочности и важности (a , b , c , d).

Каждому квадрату свойственно свое предназначение дел:

  • «а» - безотлагательные особой значимости;
  • «b» - немаловажные, с которыми можно повременить;
  • «с» - не первой важности, но неотложные;
  • «d» - несрочные и неважные.

Расставив приоритеты таким способом, можно научиться управлять временем , что поможет в достижении поставленных целей, повысит успеваемость в выполнении запланированных задач и повлияет на успех в той или иной деятельности.

Чтобы расставлять приоритеты по принципу Д. Д. Эйзенхауэра необходимо подробно изучить категории (квадраты) в его таблице .

Важные и срочные дела (категория а)

В квадрат данной категории вписываются запланированные задачи, являющиеся наиболее значимыми и очень срочными. По принципу Эйзенхауэра этот квадрат должен быть пустым, свободным для новой ежедневной записи, что для человека, владеющего навыками тайм-менеджмента, не даст возможности запустить срочность дел и допустить критическую ситуацию в случае их невыполнения.

Часто бывает так, что дела из квадрата « b » перемещаются в квадрат «а» из-за обычной человеческой лени, что является одной из причин его заполнения. Временами это может быть с каждым, но в случае ежедневного перебрасывания дел из квадрата в квадрат, стоит заняться самодисциплиной.

Для того чтобы избежать появления невыполненных задач в квадрате «а», необходимо своевременно выполнять задания других категорий и строго придерживаться перечня дел для этого квадрата. Также можно воспользоваться методом делегирования (перепоручение заданий кому-либо), что даст возможность урегулировать задачи и не оставлять хвосты несделанной работы.

Перечень дел для квадрата «а» :

  • отрицательно сказывающиеся на достижении поставленной цели;
  • проблемные, которые могут стать причиной неприятностей;
  • связанные со здоровьем.

Важные, несрочные дела (категория b)

К данной категории чаще относятся наиболее перспективные и приоритетные дела. Эйзенхауэр отводит им значительную роль, так как их выполнение является залогом успеха. Как показывает опыт, если ответственно использовать время при выполнении дел, включенных в « b » квадрат, то хорошие результаты дадут о себе знать очень скоро .

Преимущество этого квадрата в том, что на важные дела есть нужное количество времени, что позволяет решать задачи конструктивно и обдуманно, в полной мере раскрывать свой потенциал и продумывать (анализировать) деятельность. Но важно знать, что откладывать в долгий ящик эти дела не стоит, так как есть риск переместить их в первый квадрат, что недопустимо по принципу Эйзенхауэра.

Примеры дел и задач квадрата « b » :

  • планирование проектов;
  • партнерство (поиск, сотрудничество);
  • итоги завершенных проектов (оценка о проделанной работе);
  • поиск перспектив в целях развития.

Что касается повседневной жизни, то специалисты рекомендуют в данный квадрат включать дела, связанные с планированием, учебой, спортом, режимом питания и т.п.

Срочные, неважные дела (категория с)

К этой категории относятся второстепенные задания, не терпящие отлагательства. Часто происходит так, что человек спешит выполнить наименее важные задачи и, таким образом, отстраняется от поставленной цели. Матрица Эйзенхауэра требует точного использования техники, поэтому не стоит допускать ошибок в классификации задач.

Расставляя приоритеты, не нужно путать задачи, относящиеся к квадрату «с» с задачами квадрата «а». Приведем пример возможной путаницы:

Начальник дает поручение, требующее срочного выполнения, при этом данное поручение к работе никак не относится. Это задание следует занести в квадрат «с» и считать важным, но несрочным, так как отходить от намеченных целей нельзя, тем самым тратить свое время на то, что отвлекает от главного.

Примеры дел и задач квадрата «с» :

  • нежданные гости, требующие внимания;
  • незапланированные срочные встречи;
  • избавление от неприятностей, возникших по собственной халатности.

Несрочные и неважные дела (категория d)

Это задания, которые готовы ждать своего временного ресурса, сколько понадобится или и вовсе могут остаться невыполнимыми. Скорее к этой категории относятся дела несложные и интересные, но не стоит хвататься за них, они только тормозят рабочий процесс и отодвигают от цели.

Примеры дел и задач квадрата « d » :

  • пустые телефонные разговоры;
  • развлекающие мероприятия;
  • любые события, которые отвлекают от работы.

Расставив приоритеты по принципу матрицы Эйзенхауэра, несомненно, можно успеть сделать многое и приблизиться к поставленной цели, но не стоит забывать, что труд – главный источник успеха при правильном управлении временем.

Прочитано: 5 336

Почему рушатся планы? Потому что в потоке повседневных дел мы стремимся к выполнению срочных дел, забывая о важных и обязательных. В чем разница? В правильности приоритетов! Не всегда важные дела являются срочными, а срочные – важные. Как так? Очень просто. И разобраться с этим помогут «квадранты Кови». Второе их название – матрица приоритетов Эйзенхауэра.

Важно и срочное: термины и уточнения

Важность и Срочность.

Срочные дела требуют немедленного, незамедлительного участия или решения. Их надо делать моментально, иначе случится пожар, форс-мажор, катастрофа. Срочные дела нуждаются в реактивном реагировании, заставляя отменять все планы и важные дела.

Важные дела подразумевают . Они нужны для достижения поставленных глобальных целей, предварительного решения важных задач, реализации возможностей. Занимаясь выполнением важных дел, человек достигает высоких результатов, успешности. Жизнь протекает четко, размеренно и целеустремленно.

К сожалению, важные дела в нашей жизни часто лишены приоритетного значения. Почему? Потому что вся повседневность направлена на решение срочных задач.

Как это исправить?

Использовать матрицу Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов. Иногда для этой же цели рекомендуют квадраты времени Кови.

Чем различаются матрица квадрантов Стивена Кови и матрица дел Эйзенхауэра?

Собственно, ничем.

Оба метода подразумевают идентичные подходы к планированию. А разные названия получили из-за знаменитых разработчиков систем. Так уж получилось, что Дуайт Эйзенхауэр использовал в повседневной работе ту же технику, что описал в своей книге Стивен Кови.

Два великих человека. Два названия. Один метод.

Квадранты Кови: матрица структуры дел

Расстановка приоритетов по матрице Эйзенхауэра подразумевает градирование всех дел и задач на 4 блока по их важности и срочности выполнения:

  • важное/срочное;
  • важное/несрочное;
  • неважное/срочное;
  • неважное/несрочное.

Если сделать предварительно – выписать все ближайшие и далекие дела в один список, то можно легко заполнить любой квадрат Стивена Кови. Достаточно оценить значимость и срочность всех имеющихся задач.

Как делить задачи по матрице Эйзенхауэра?


Высокоэффективный тайм-менеджмент по матрице Эйзенхауэра

Если посмотреть на структуру каждого блока непредвзято, то видны особенности каждого квадрат:

  • Квадрат A – постоянный цейтнот, «пожар», нервы и реактивный ритм жизни.
  • Квадрат B – решение стратегических задач, проактивность, работа на результат и успех.
  • Квадрат C – хронофаги в их разных вариантах.
  • Квадрат D – прокрастинация.

То есть при определении приоритетов с помощью матрицы Эйзенхауэра внимания заслуживают только дела второго блока. А по факту занимаемся мы задачами «срочных» квадратов», тратя нервы и отвлекаясь на ненужные факторы.

Что делать с этими знаниями?

Все очень просто. Планирование времени в соответствии с матрицей Эйзенхауэра подразумевает проактивный подход и применение лучших инструментов тайм-менеджмента.

Использовать можно:

  • С – отвлечения всех видов, которые нужно контролировать и держать в узде.
  • D – бессмысленное времяпровождение, которое легко заменить заслуженным запланированным отдыхом после выполнения дел.

Кто-то думает, что домохозяйкам не нужно планирование и четкий график. Все наоборот.

Бесконечно занятые собой и детьми женщины более чем кто другой нуждаются в правильной структуре дня.

Матрица срочности и важности матрица Эйзенхауэра – удобное упражнение, помощник и советчик на каждый день. Использование квадрантов Кови значительно снижает уровень стресса в повседневной жизни и делах.

Привет всем! Сегодня мы с вами поговорим о жизненных приоритетах. Вы замечали, что при планировании день проходит эффективнее, редко бывают накладки? Существует высказывание: «Планируйте или станете планируемыми». Что это значит? Суть в том, что если не распланировать свой день или работу, обстоятельства все решат вместо вас. Поэтому специалисты рекомендуют каждый день начинать с расстановки планов и приоритетов. Не обязательно делать все по минутам, важно выделить первостепенные и второстепенные задачи.Известно много способов и методов планирования времени. Один из таких – таблица Эйзенхауэра, или так называемая матрица Эйзенхауэра.

В чем плюсы составления графика дня и расстановки приоритетов?

Решение жить по определенному плану – это не скучно. Наоборот такой подход положительно повлияет на вашу жизнь.

Что дает планирование:

  • Увеличивает количество продуктивного времени на 25%.
  • Обеспечивает спокойствие и сохранение уравновешенного состояния.
  • Позволяет выполнять большой объем работ и задач.
  • Формирует желание работать.
  • Уменьшает количество потраченного времени на второстепенные дела.

Поскольку положительных сторон достаточно много, стоит обратить внимание на принцип распределения приоритетов в делах.

Что такое таблица Эйзенхауэра?

Неудачи в работе и домашних делах сопровождают каждого. Неожиданные обстоятельства возникают постоянно, из-за них не всегда успеваешь сделать самое важное. Особенно проблематично сосредоточиться на главном неусидчивым и рассеянным людям.

Приведу пример. Вы собираетесь подготовить важные документы или же написать научную работу. Но тут возникают потребности: купить хлеб, помыть пол, сходить на почту и тому подобное.

Большинство людей по мере меньшего сопротивления уделяют внимание мелким заботам, ведь на них не нужно тратить много сил и времени. Тогда случается непоправимое: вы заканчиваете не значимые дела, а на важные времени не остается. Тогда начинаются переживания и бессонные ночи.

Чтобы такого не произошло, нужно тренировать силу воли, а также пользоваться удобной таблицей Эйзенхауэра. В чем ее суть?

Эта таблица касается не столько времени, сколько самих дел и их важности. Принцип имеет критерии: важно и срочно. Таблица дает возможность построить 4 типа приоритетности дел. Для планирования нужно решить, какие цели более главные.

Как оформить?

1. Для начала запишите на бумаге все планируемые занятия. Нарисуйте квадрат и расчертите его на четыре маленьких.

Что же они значат? Буквы – это группы приоритетности, между которыми распределяются дела.

А – это срочные и важные дела, которые нужно сделать сегодня и сейчас, не откладывая.

В – важные. Они не требуют моментального исполнения, но несут большую важность. Обычно их откладывают, ведь срочности нет. Но выполнив их, вы подойдете ближе к вашей цели. К этой категории часто относятся задачи с четкими дедлайнами. Когда на выполнение есть много времени, мы откладываем дело. Но под конец срока судорожно его исполняем. В результате эффективность падает, а результат не всегда отвечает ожидаемому.

С – срочные. Такие дела не особо важные. То есть, их исполнение не приведет к цели, но не выполнить их в этот момент нельзя. Например, просмотр утренней почты.

D – не важные и не срочные дела. Именно они мешают продуктивно работать и выполнять серьезные поручения. Обычно сюда относятся отдых и развлечения. Но они тоже бывают важными, если вы не спите три ночи подряд, делая проект.

3. Теперь поставьте эти значения возле каждого дела и сразу вырисуется план вашего дня или целой недели.

Попробуйте использовать такую таблицу хотя бы раз – и вы поймете, что такой способ распределения приоритетов самый простой и эффективный. Но нужно обратить внимание на некоторые моменты, о которых мы поговорим ниже.


Чтобы правильно расставить приоритеты, следуйте простым правилам:

  • Нужно научиться отличать важные и срочные задачи. Важное – это то, что приведет вас к определенной цели. Например, разработка качественного проекта и его презентация. Срочное не несет особой пользы, но не может быть невыполненным.
  • Срочное и важное стоит не только различать, но еще и уметь чередовать. Ведь если выполнять все срочные дела, может не хватить времени на важные.
  • В начале дня стоит начинать с группы «А». Даже если эти дела не очень интересные, нужно делать именно их.
  • Группа «В» тоже требует внимания. Поскольку в нее входят долгосрочные цели (проекты, спорт, изучение языка), им нужно уделять немного времени, но каждый день. Тогда выработается привычка заниматься ими, а в итоге будет высокий результат.

Важным моментом в реализации серьезных планов является моральный настрой. Если нет желания и настроения, то и делать ничего не хочется. В таком случае есть единственное желание бросить все и вернуться к делам категории «D».

Но не стоит поддаваться соблазну! Попробуйте настроиться на работу, чтобы она стала эффективнее. Методы как это сделать описаны в статье

Заключение

Нужно помнить, что все дела в один день не переделать. И важно не переусердствовать, ведь отдых все-таки никто не отменял. Научитесь объединять приятное с полезным. Придумайте себе систему поощрений – и работать станет куда приятнее.

Удачи в новых начинаниях и достижении целей! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новых фишек и проверенных временем советов по самодисциплине, мотивации и развитии личности.

До новых встреч на блоге!

Здравствуйте, мой дорогой читатель. Занявшись планированием, вы можете столкнуться с такой проблемой, как незнание правил выделения важных и срочных дел. Матрица Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов станет отличным помощником в таком начинании.

Как она работает? Каким правилам придерживаться, используя такое творение? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в представленном обзоре.

Планирование – основа жизни успешного человека

Жизнь любого человека идет своим чередом, однако, современному жителю планеты приходится не просто. «Успеть сделать и не оставить на завтра…» — такой девиз большинства людей. Почему это происходит? Все дело в том, что большинство из нас, следуя модным тенденциям, вынуждены работать много времени, ставить перед собой кучу задач. В результате этого мы находимся в постоянном напряжении. Нас мучают вопросы: «За что хвататься?», «Как справиться с этим завалом?» Развивается нервозность, плавно перерастающая в апатию. А все из-за чего? Нет навыков тайм менеждмента.

При неправильном планировании происходит эффект снежного кома, когда невыполненные вчерашние обязательства переносятся на сегодня, но не успевают быть выполнены из-за отсутствия свободного времени.

Как избежать этого? Ответ очевиден: научиться грамотно планировать свою деятельность относительно денег. Справиться с этим не сложно, достаточно запомнить несколько принципов тайм менеджмента и начать применять их на практике:

  • фиксировать задачи;
  • разбивать крупные задачи на более мелкие, осуществимые;
  • подходить к планированию осознанно, учитывать всевозможные обстоятельства (если вы мама маленького ребенка, то распланировать свой день посекундно у вас не получится, так как кроха требует особого внимания).

Что касается этого пункта, то нельзя забывать о своем здоровье, а именно, включать в расписание обеды (не 15 минут, как мы привыкли, а полноценные 60 минут). Пусть лучше у вас останется немного свободного времени, чем вы будете торопиться и бояться не успеть на следующее мероприятие или выполнить следующую задачу.

  • Постоянно практиковаться . Почему я говорю об этом? Потому что в первый раз у вас может не получиться выполнить все планы и вы можете разочароваться в работоспособности данной системы. Чтобы избежать этого, не загружайте один день более чем 9 делами (это могут быть и важные звонки, походы в магазин и т.д.).

В момент распределения дел важно не завалить себя работой, а составить день так, чтобы он оказался эффективным, и еще осталось время на семью или саморазвитие. Кстати, это одна из проблем, с которой сталкиваются люди, начинающие заниматься планированием.

Вот образец первого плана одного человека:

  1. Довязать кофту.
  2. Написать обзор.
  3. Приготовить ужин.
  4. Провести генеральную уборку.
  5. Отвезти кота в ветеринарную клинику.

Как вы думаете, сколько дел он успел выполнить? Всего два (ужин и кот). А как же еще 3? Они остались на следующий день. В чем его ошибка? Он не рассчитал время, не учел сложность, важность и срочность поставленных задач. Как же тогда быть? Как выбрать важное дело? Запомните этот пример и не повторяйте таких ошибок, а также, читайте дальше, ведь там самое интересное.

Расстановка приоритетов – половина успеха

Здесь на помощь приходит уникальный инструмент системы тайм менеджмента, названный в честь своего создателя – матрица Эйзенхауэра. Этот инструмент представляет собой график, выполненный на плоскости, в котором за оси абсцисс и ординат приняты важность и срочность. Взглянув на матрицу, можно заметить картезианские квадраты, которые означают следующее:

  • неважно и не срочно — квадрат растрат (просмотр электронной почты, компьютерные игры и т.д.);
  • неважно, но срочно - квадрат иллюзий (телефонный звонок, неожиданный визит гостей);
  • важно, но не срочно - квадрат потенциала (долгосрочная цель – построить дом);
  • важно и срочно - квадрат результата (скорая неотложная помощь, составление презентации к завтрашнему выступлению).

Запомните: те дела, которые находятся в категории «важно, но не срочно» нужно выполнять своевременно, в противном случае, они легко перенесутся в категорию аврала, а это происходит в самый неподходящий момент.

Теперь, чтобы вы смогли правильно расставить приоритеты, придется потрудиться (нужно проанализировать свое положение дел на данном жизненном этапе). Для этого возьмите лист бумаги и запишите все задачи, дела, которые вам предстоит выполнить. Не торопитесь, тщательно прописывайте все, даже мелочи такие, как позвонить маме, купить рыбу и т.д.

Если у вас слишком много дел попало в раздел «Результат», значит, вы находитесь на грани истощения, нервозность – ваше второе «Я». Просите помощи знакомых, родных и коллег, мотивируйте себя, избавляйтесь от этих «хвостов», но не забывайте о квадрате потенциала.

Когда дело сделано, нужно отложить листок в сторону и отдохнуть, хотя бы пять минут, чтобы дать мозгу отдохнуть и не заниматься планированием в напряженном состоянии. После этого взгляните на записи и попробуйте распределить их по категориям . Сделали?

Теперь осталось продумать день, а для этого воспользуйтесь следующими советами:

  1. Составляя план на день, учитывайте перерывы (не лишайте себя отдыха, иначе система тайм менеджмента покажется вам неэффективной).
  2. Определите пик своей активности (у большинства из нас это утро).
  3. Ставьте дела из категории результата в момент пика активности, но они не должны занимать более чем 60% вашего времени.
  4. На задачи из категорий потенциала и иллюзий оставляйте по 20% времени.
  5. К заданиям, занесенным в категорию растрат, подходите только в свободное время. Кстати, этот совет поможет вам избавиться от пожирателей времени , которые так мешают развиваться и заниматься любимым делом.
  6. Если вам удобен электронный вариант, то можете составлять свой план в excel (создав шаблон один раз, вы сможете корректировать его постоянно).
  7. Не растрачивайте себя (выполняйте срочные дела поочередно).
  8. Будьте внимательны, старайтесь находиться в категории потенциала, лишь иногда посещая «Результат» и тогда жить станет намного проще.

Дополнительные полезные советы вы сможете получить, если посетите тренинг Сергея Всехсвятского «Школа ускорения личностного роста». Во время обучения автор дает много жизненных примеров, позволяющих понять важность планирования, учит отделять важные дела от срочных и т.д.

Остались вопросы, касающиеся матрицы Эйзенхауэра? Скорее задавайте их мне. Как это сделать? Все довольно просто: заполните форму для комментариев, размещенную под обзором и ожидайте моего ответа.

Напоминаю, что вы можете делиться со своими друзьями и знакомыми полученной информацией. Для этого достаточно выбрать клавиши с изображением тех социальных сетей, в которых у вас есть аккаунты, и кликать по ним. Поверьте, ваши подписчики будут благодарны за предоставленные возможности.

На этом я прощаюсь с вами. Буду рада увидеть ваш комментарий. Надеюсь на скорую встречу с вами на просторах блога.

С уважением, Елена Изотова.

34 президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр человеком был очень занятым. Чтобы успевать за день сделать больше, он создал собственный эффективный инструмент тайм-менеджмента, который сегодня называют Матрицей Эйзенхауэра или Матрицей приоритетов. В чем суть метода?

Что такое матрица Эйзенхауэра?

Идея матрицы Эйзенхауэра состоит в том, чтобы научиться быстро отличать важные дела от второстепенных и тех, которые вообще не требуют внимания. Все текущие и запланированные дела Эйзенхауэр предложил разбивать на 4 категории по принципу срочности и важности. Для наглядности он нарисовал квадрат и разделил его на 4 поля. Каждое из полей вмещало в себя список дел:

  • 1 поле: Важные и безотлагательные дела;
  • 2 поле: Важные, но не очень срочные дела;
  • 3 поле: Не важные, но срочные дела;
  • 4 поле: Не важные и не срочные дела.

Как работать с квадратом Эйзенхауэра?

Рассмотрим квадрат Эйзенхауэра более подробно:

  1. Важные и безотлагательные дела. Что бы вы отнесли в эту категорию? Какое количество срочных и важных дел могли бы записать в этот квадрат? Фокус состоит в том, что планирование по Эйзенхауэру только тогда можно назвать эффективным, когда самый первый квадрат оказывается всегда чистым, без единой записи. Если у вас есть список дел, которые вы можете отнести в данное поле матрицы, значит, что-то мешает вашей продуктивной работе: лень, отсутствие самодисциплины, неумение правильно расставить преоритеты и т. д. Все это приводит к появлению авралов, что плохо сказывается на психическом и физическом состоянии человека.
  2. Важные, но не очень срочные дела. Эйзенхауэр, создавая свою систему тайм менеджмента, был уверен, что именно данная категория является самой важной. Своевременно поместить сюда задачу и взяться за ее исполнение - означает возможность посвятить решению задачи столько времени, сколько необходимо. Так, например, своевременное обращение к врачу предупредит заболевание, а написание студенческой дипломной работы чуть раньше сроков оставит возможность для исправления ошибок.
  3. Не очень важные, но срочные дела. Это поле матрицы Эзенхауэра предназначено для размещения сюда дел, которые мешают эффективной работе и потому требуют немедленного устранения. Например, починка поломки компьютера, помощь теще в перевозке мебели на дачу и т. д.
  4. Не срочные и не важные дела. В матрице приоритетов есть место и для дел, которые мы выполняем ежедневно для того, чтобы отвлечься от работы.

    Это долгие разговоры по телефону, просмотр сериалов, френд-ленты, написание писем и т. д. То есть, все те дела, которые являются приятными, но не обязательными. Эйзенхауэр, говоря о приоритетах, называл подобные занятиями «пожирателями времени», которые негативно влияют на продуктивность работы.

Работать с квадратом Эйзенхауэра будет удобнее, если:

  • Расставить в каждом поле задачи по степени важности, пронумеровав их латинскими буквами или цифрами. Браться стоит сначала за более срочные и важные дела;
  • Сосредоточиться в основном на делах из квадрата 2. Если дела из списка не очень срочных, но важных попадут в квадрат важных и срочных дел - не страшно. Главное, чтобы подобное перемещение не стало тенденцией;
  • Определить для себя долгосрочные цели и пошагово расписать задачи для их достижения. Задачи распределить по квадратам;
  • Не отвлекаться от выполняемой в данный момент задачи на перекуры, просмотр почты и другие дела.

Таким образом, матрица, созданная президентом Эйзенхауэром - это действенный инструмент тайм-менеджмента, который успешно применяется на практике уже более полувека.

Похожие статьи

Матрица Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов

Существует мнение, что этот метод исполь­зовал генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Он соста­вил матрицу классификации дел, которую использовал для более эффективной орга­низации своего времени, и она помогла ему добиться успеха - стать президентом США.

Все дела, согласно матрице Эйзенхауэра, по важности и срочности можно разделить на четыре категории

Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.

А. Важные и срочные . Дела этой категории необходимо сделать немедленно. Самое подходящее слово для них - «аврал».

Завтра экзамен, а билеты еще не выучены, и приходится в спеш­ном порядке доучивать то, что откладывалось в течение долгого времени на потом.

«Жить надо так, чтобы важные дела не превращались в срочные».

В. Важные и несрочные . Дела этой категории - самые «обиженные», им мы уделяем меньше всего внимания, ведь они несрочные! «Время терпит», - думаем мы про такие дела и откладываем их в долгий ящик. «Экзамен так далеко, целый семестр впереди, можно пока не думать

о подготовке… Ну, до экзамена еще месяц, успею все выучить… Еще целая неделя впереди, время есть…» И постепенно из-за нашего пренебреже­ния делами категории В они превращаются в дела категории А. И вот уже последняя ночь перед экзаменом, а мы лихорадочно пытаемся запом­нить хоть что-то, и в голове крутится: «Эх, надо было раньше начать гото­виться!» Чтобы избежать подобного сценария событий в своей жизни, к делам категории В нужно подходить как к инвестициям, которые необхо­димо делать сегодня, чтобы получить прибыль завтра.

С. Неважные и срочные . Хитрые дела, которые любят «прикидываться важными». Они ловко маскируются под дела категории А , и им часто уда­ется нас провести: человеку свойственно путать важность и срочность, чем и пользуются задачи категории С. Именно эти дела создают атмосферу суеты, суматохи и вечной спешки, но почему-то такое положение дел зача­стую считается показателем активной работы. А ведь еще в начале XX в. классик научной организации труда Ф. Тейлор заметил, что хорошо орга­низованное предприятие - то, где никто никуда не бежит, не суетится, а все дела делаются неторопливо, но в срок и качественно. Посмотрите внимательно на свою личную корпорацию «Я». Как обстоят дела у вас?

Д. Неважные и несрочные («мусорная корзина»). К делам подобного типа относятся наши поглотители времени. Они часто приятны и интересны, поэтому мы предпочитаем тратить на них лучшие часы, а потом не можем вспомнить, куда пропало столько времени? «Финансировать» такие дела нужно по остаточному принципу, иначе они «съедят» весь бюд­жет нашего времени. Если следовать этому принципу, из поглотителей они вполне могут превратиться в наших помощников.

Взять за правило: «Напишу реферат по экономике, сделаю задание по тайм-менеджменту, и если останется свободное время, поиграю час

в компьютерную игру», и четко ему следовать. Тогда и важное дело будет сделано, и на развлечения время останется.

Преимущества матрицы Эйзенхауэра:

— проста в использовании;

— позволяет уменьшить число неважных дел;

— помогает быстро определить приоритетные задачи и дела.

Матрица управления временем Стивена Кови

Стивен Кови был одним из немногих людей планеты, кто знал, как правильно распорядиться каждой минутой времени.

Кови работал над авторской системой тайм-менеджмента в течение нескольких лет, вложив в неё весь практический опыт, что он накопил за сотни, а может быть и тысячи, консультаций бизнесменов и просто деловых людей, кто мечтает выжимать из времени всё. До самой последней капли.

Стивен написал несколько книг по продуктивности. Самая известная «Семь навыков высокоэффективных людей» . В ней описываются привычки, которых нужно придерживаться, чтобы стать более результативным.

Коротко о каждой из привычек:

  1. Будьте проактивны. Изменяйте мир вокруг себя, чтобы создать комфортную среду для достижения целей, самореализации и созидания. Не обращайте внимание на факторы, которые неподвластны вам, например, политика
  2. Начинайте действовать, представляя конечную цель. Любые ваши действия должны быть направлены на достижение этой цели
  3. Составьте матрицу управления временем и отдавайте приоритет важным и одновременно с этим несрочным делам
  4. Действуйте исходя из стратегии Win-Win (выиграл-выиграл).

    В любой проблеме всегда 2 стороны (участника). Думайте, как решить её одновременно и наиболее выгодно для всех

  5. Сначала стремитесь понять человека, быть понятым — это дело второй важности. Развивайте эмпатическое слушание — принятие от человека эмоций, чувств, а не только слов. И не забывайте отдавать свои
  6. Стремитесь поймать синергетический эффект. Синергия означает, что целое всегда больше составляющих его частей. Эффект появляется при работе над трудными задачами, а также при работе в команде
  7. Затачивайте пилу. Постоянно улучшайте навыки планирования, коммуникации и эмпатии (сопереживания)

Самый интересный и необычный пункт из вышеперечисленных — это третий пункт: «Матрица времени».

Что такое матрица управления временем и как с ней работать

Матрица — это шаблон, по которому можно определять очерёдность выполнения задач .

Физически матрица представляет собой квадрат, разделённый на 4 более мелких квадрата. По горизонтали измеряется срочность , а по вертикали — важность .

Любое новое дело нужно соотносить с одним из квадратов и в зависимости от выбранного квадрата предпринимать конкретное действие, например, сразу браться за выполнение или откладывать на потом.

Варианты действий с делами

Матрица управления временем Стивена Кови предполагает 4 варианта развития действий.

Если дело срочное и важное , его нужно сделать прямо сейчас. Доля таких дел может доходить до 40-50%. Кови утверждает, что срочные и важные задачи слабо способствуют достижению ваших главных целей. Наличие большого количества таких дел прежде всего говорит об аврале, следовательно, о неправильной организации рабочего времени и низкой личной продуктивности.

Если дело несрочное и важное , то для его выполнения нужно выделить максимальное количество времени, внимания и ресурсов. Именно эти дела приводят вас к поставленным целям, а значит польза от выполнения является максимальной.

Если дело срочное и неважное , нужно его делегировать (поручить). Постарайтесь найти исполнителя, для которого это задание является важным. Таким образом вы сэкономите собственное время.

Если дело несрочное и неважное — не выполняйте его. Иногда психологически трудно отказаться от выполнения, потому как в сознании уже укрепилась мысль, что задачу необходимо завершить. Если же у вас не получается проявить силу воли и перебороть себя — поместите дело в отдельный список «Сделать когда-нибудь».

Как управляться с большим количеством дел, используя матрицу

Скорее всего, вы очень занятой человек и количество ваших дел измеряется десятками.

Пытаться держать их в голове или выписывать на бумагу — контрпродуктивно.

Представляем вам ЛидерТаск — специализированную программу для разбора дел. ЛидерТаск поддерживает методику управления временем Стивен Кови.

Создайте в программе 4 папки (проекта) для работы по матрице времени:

Начинайте наполнять их задачами:

Попробуйте ЛидерТаск для работы по матрице управления временем Кови.

Скачать ЛидерТаск

Матрица Эйзенхауэра (носящая имя 34-го президента США, придумавшего ее) — один из методов тайм-менеджмента для определения приоритетов дел дня. Выглядит матрица как четыре квадрата, которые получаются при пересечении осей "Важно — Неважно" по горизонтали и "Срочно — не Срочно" по вертикали.

Как использовать эту матрицу? Просто распределите туда свои дела (например, дела дня) в соответствии с их важностью и срочностью.

Важные и срочные дела — те, которые очень важны и не терпят отлагательства. Без них все порушится, и сделать их завтра — будет уже поздно. Эти дела нужно делать сегодня, в первую очередь — и обязательно. Примеры важных и срочных дел: выполнение задачи по проекту, срок сдачи которой вот-вот наступит; внеплановый поход к дантисту, травматологу или другому специалисту; срочный телефонный звонок клиенту или контрагенту. В теории квадрат важных и срочных дел должен быть пустым, но на практике иногда у каждого человека бывают важные и срочные дела, часть из них порождается ленью, часть — недостатком профессионализма, а часть — форс-мажорами.

Важные, но не срочные дела — это то важное, что срочным станет в скором времени. Если вы не планируете этого дожидаться и устраивать себе ненужную гонку, то обратите на эти дела самое пристальное внимание. Примеры таких дел: текущая (плановая) работа по вашим проектам; планирование новых проектов; оценка полученных результатов по проектам.

Дела не важные, но срочные. Как правило, в этот квадрат попадают дела никак не приближающие вас к цели, какой бы она ни была, это дела, которые надо делать, но исключительно для того, чтобы их делать. Поздравить с днем рождения (оказывается, Вася родился именно сегодня), неожиданный приход гостей и другие не запланированные, навязанные встречи, от которых нельзя отказаться. Если из этого можете что-то делегировать, кому-то поручить — сделайте это обязательно.

Не важные и не срочные дела — это самая противная категория дел. Они не важны, они не срочны, но именно их хочется делать. Это ваши пожиратели времени — чтение глянцевых журналов, компьютерные игры, просмотр телепрограмм и интернет-серфинг.

Важно: многие начинают заниматься фигней, когда просто устают. Когда хочется-хочется. Так вот, это ошибочное решение. Правильно — запланировать качественный отдых (это категория Важно, но не срочно) и отдохнуть качественно, а не заниматься фигней.

Итого — как инструмент, матрица Эйзенхауэра работает и, более того, хорошо организует, если ей следовать. Можете собой гордиться, если квадрат "Важно и Срочно" будет у вас чаще пустым: а это вполне реально, если вы чаще будете заниматься делами квадрата "Важно, но не Срочно". Так работают профессионалы!

Вам будет полезно определить насколько эффективно вы проводите свое время, умеете ли Вы устанавливать приоритеты и делегировать обязанности.

Выпишите из Вашего еженедельника/дневника план одного дня. Что Вы сделали, какие задачи
решили, с кем встречались, кто Вам мешал работать, сколько на это ушло времени? Распределите сделанное по четырем квадрантам Матрицы Эйзенхауэра с указанием затраченного времени.

Подсчитайте, как распределилось время по четырем квадрантам?

Обработка результатов.

Квадрант I - те дела, которые требуют немедленного решения. Они и срочные, и важные, и так
и кричат о себе: «Сделай! Прими решение! Ответь на письмо! Совещание! Приготовь доклад!».

Что Вы получили?
Если квадрант I непропорционально разросся, это значит, что сроки и даты управляют Вами, а не Вы своей жизнью. Может, Вы просто дотянули все дела до последнего предела? Ведь очень может быть, что дела квадранта II, которые тоже важные, но не срочные, стали срочными, поскольку Вы не успели их выполнить в установленные сроки? У Вас отсутствует стратегический подход к проблеме. Менеджер, да и просто человек, попавший в такую ситуацию, находится под ежедневным дамокловым мечом стресса, вызванного непреходящей кризисной ситуацией. У Вас нет ни времени, ни сил обдумать перспективные планы, подготовить предложения о новом продукте, Ваши друзья, отношениями с которыми Вы так дорожите, забыли, как Вы выглядите. Вы догоняете уходящий поезд, и в один прекрасный момент окажетесь на пустом перроне с разрывом сердца.

Почему?
Вы неправильно расставили приоритеты, не умеете делегировать обязанности, не доверяете
своим сотрудникам, тянете все нагрузки на себе. При таком положении вещей Вам трудно рас-
считывать на повышение, т.к. у Вас нет мнения, видения будущего компании, Вы целиком заняты
важными проблемами сегодняшнего дня.

Что делать?
Научиться делегировать обязанности, воспитывать себе заместителя, дублера, если хотите, который заменит Вас при необходимости. Подготовить лист обязанностей, которые Ваши сотрудники могут выполнять вместо Вас. Пересмотреть лист приоритетов. Перенести центр тяжести Вашей деятельности в квадрант II.

Золотое правило: Кризис легче предотвратить, чем разрешать.

Квадрант II. Важно, но не срочно - прекрасная философия! Если Вам удалось так распределить время, что квадрант II оказался наиболее заполненным делами, Вас можно искренне поздравить!

Что Вы получили?
Вы прекрасно умеете «отделять зерна от плевел», концентрируетесь на главном, имеете свой взгляд на все, поскольку у Вас достаточно времени спокойно поразмыслить о текущих и будущих проектах. У Вас хорошие деловые отношения с Вашими коллегами, Вам есть к кому обратиться с вопросом и за консультацией, если это потребуется.

Почему?
Ваша система установления приоритетов хорошо подходит для Вашей конкретной деятельности.
Вы умеете делегировать обязанности и не тратитевремя на решение чужих проблем.

Квадрант III. Неважно, однако срочно? Несущественные мелочи, краткосрочные цели, сиюминутные интересы и проблемы.

Что Вы получили?
Вам не кажется, что Вами затыкают все дыры? Или Вы это так сами устроили? Почему Вы выполняете самую неважную часть работы? Кто за Вас делает все остальное?

Если к тому же второе место по затраченному времени в Вашей матрице занимает квадрант IV, то Вы первый кандидат на увольнение.

Почему?
В силу каких-то причин Вы изо всех своих должностных обязанностей выбрали только неважные. Причем Вы сами определили, что для Вас является основным делом, и что - суета сует. Если Вы сами признаете, что тратите время на выполнение неважных задач, то почему Вы так поступаете? У Вас нет ни четких целей, ни планов, как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу. Это похоже на саботаж, причем пострадаете от него прежде всего Вы сами.

Что делать?
Если Вы собираетесь поискать себе другое место работы, подумайте вначале, на какую рекомендацию от Вашего теперешнего руководства Вы можете рассчитывать при таком трудовом энтузиазме? Наверное, целесообразнее привести в порядок дела на настоящем месте работы, чтобы Ваш начальник отпускал Вас со слезами на глазах и обещанием принять, как только Вы захотите вернуться назад. Для этого необходимо «просто» перенести центр тяжести Ваших дел в квадрант II, стать незаменимым и действительно нужным сотрудником. Для этого надо немедленно пересмотреть лист приоритетов, графики выполнения задач, освоить все техники экономии времени. Вам отступать некуда, Вы в кризисе, который может закончиться плачевно!

Квадрант IV. Неважные и несрочные дела. За что Вам платят зарплату? Вам не жаль тратить
свою жизнь на выполнение никчемных дел? Комментарии излишни.

«Срочные дела, как правило, не самые важные,
а важные - не самые срочные».
Д. Эйзенхауэр

Предварительный анализ Вашей Матрицы Эйзенхауэра показал, что люди, стремящиеся и добивающиеся успеха, избегают заниматься делами из квадрантов III и IV.

Если большинство Ваших дел оказались в квадрантах I и III, Вам полезно ознакомиться с заметкой: Квадранты I и III