Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы? Лирические отступления в поэме "мертвые души" гоголя

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы?

В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.

Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвы­шенный романтик, который проходит мимо «характеров скуч­ных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава «всемирного поэта». Но не тако­ва участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего «вызвать наружу» «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этот художник не получит все­мирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их «ничтожными и низкими». С горьким чув­ством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.

Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности на­шли свое отражение в поэме «Мертвые души», в которой пи­сатель глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: под­черкивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тон­ко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает ком­наты, вещи, бытовые детали. Так, например, он подробно ри­сует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему рас­крыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать ха­рактер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практи­чески каждого из персонажей.

В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал «Мерт­вые души» поэмой, и эпичность стиля была отмечена многи­ми исследователями). Но важную роль играют и те принципы ре­ализма, которым следует автор. Поэму «Мертвые души» мы мо­жем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования - со­временная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные сред­ства сатирической типизации (обращение к прошлому ге­роя, авторские характеристики, гипербола и т.д.). Гипербола и гротеск - важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую со­здающий эффект «искривленной» реальности. Именно поэто­му некоторые исследователи называют его стиль «фантасти­ческим реализмом». Однако весьма ощутима в поэме «Мерт­вые души» и романтическая струя. Она пробивается в лиричес­ких отступлениях автора, его мыслях о будущем России.

Лирические отступления. Лирические отступления - непосредственное выражение автором эпического произведения его мыслей и чувств. Такие отступления бывают именно только в эпических произведениях; в драматических авторская речь, как правило, вообще отсутствует, лирика же целиком представляет непосредственное выражение целостного авторского переживания.

Композиционная роль лирических отступлений очень многообразна. Отметим некоторые из распространенных случаев. При помощи лирических отступлений писатели усиливают нужное, с их точки зрения, восприятие и оценку читателями персонажей, их характеров и поведения.

Иногда лирическое отступление, посвященное какому-либо персонажу, сливается с думами и переживаниями другого персонажа, но тем не менее дается все же так, что читатель воспринимает его как непосредственное выражение авторских мыслей и чувств.

Иногда писатель прибегает к лирическим отступлениям для сообщения о характере и задачах своего произведения. Классическим примером такого вида лирических отступлений является знаменитое рассуждение Гоголя в «Мертвых душах» о двух типах писателей. Писателю было важно разъяснить читателям общественное значение и патриотический смысл своей сатиры, отвечавшей интересам демократических кругов России и казавшейся неприемлемой блюстителям самодержавно-крепостнического строя.

Вводные эпизоды. Вводными называются такие эпизоды, которые непосредственно не связаны с фабульной линией повествования. Это композиционное средство используется писателями или для расширения и углубления содержания произведения, или для указания на его идейный смысл. В рассказе Чехова «Крыжовник» повествуется о некоем Николае Ивановиче Чимше-Гималайском, который под влиянием господствовавших в помещичье-буржуазной России законов общественной жизни становится самодовольным собственником, ярым консерватором, эгоистом. Однако Чехов вставляет в свой рассказ о Чимше-Гималайском эпизоды, не имеющие прямого отношения к основному повествованию. В одном эпизоде рассказывается о скряге купце, не желавшем, чтобы после его смерти кто-либо смог воспользоваться принадлежавшим ему богатством. Купец, почувствовав приближение смерти, обратил все свое состояние в крупные банковские билеты, приказал подать себе тарелку с медом, разорвал эти билеты в клочки, смешал их с медом и съел. Другой эпизод посвящен барышнику, оставшемуся без ноги и беспокоившемуся не о своем увечье, а о двадцати рублях, спрятанных в сапоге с отрезанной ноги. Нетрудно понять значение этих эпизодов в рассказе «Крыжовник».

Также, как и лирические отступления, вводные эпизоды используются иногда и для разъяснения идеи, пафоса произведения. Мы уже говорили, что в лирическом отступлении о двух типах писателей Гоголь пояснял характер своей сатиры. Однако писатель чувствовал, что патриотическое значение его сатиры может быть недостаточно понято читателями. Стремясь внести ясность, в конце первого тома «Мертвых душ» писатель ввел эпизод с Кифой Мокиевичем и Мокием Кифовичем и прямо сказал о его сокровенном смысле, в данном случае прямо разъяснил смысл этого эпизода.

Художественное обрамление и художественное предварение. Для того чтобы смысл тех или иных изображаемых явлений и характеров стал особенно ясным, писатели иногда прибегают к художественному обрамлению, то есть к созданию картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. Например, в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстой создает более полное представление о судьбе героя повести введением сцены с репейником.

В некоторых произведениях художественное обрамление непосредственно подводит к главной сути изображаемого типа человека. Например, в чеховском «Человеке в футляре» описание жены старосты, Мавры, всего боящейся, окружившей себя какой-то отъединяющей ее от людей оболочкой, подготавливает постановку проблемы формирования «футлярных» характеров в тогдашней «казенной», как ее называл Чехов, России.

Подчас писатель предваряет для лучшего их понимания теми или иными близкими по внутреннему смыслу эпизодами изображение грядущих событий. Например, во второй части сна Татьяны поэт показывает убийство Онегиным Ленского, которое вскоре произойдет и в действительности.

Подобный прием мы находим и в других произведениях Пушкина (например, сон Гринева в «Капитанской дочке»).

Пейзаж. Во многих произведениях пейзаж выполняет важную идейно-композиционную роль. Речь, понятно, идет не о тех произведениях, где природа является непосредственным предметом изображения и в таком качестве и рассматривается во внутреннем соотнесении с идейно-нравственными и эстетическими воззрениями писателя. Здесь имеются в виду произведения, в которых пейзажи выполняют служебное назначение, участвуя, наряду с другими изобразительными средствами, в раскрытии идейного замысла писателя.

Конечно, не каждый пейзаж непосредственно участвует в раскрытии всего идейно-художественного целого. Он может быть соотнесен с отдельными эпизодами, явлениями, лицами и лишь в конечном счете способствовать созданию целого, вступая во взаимодействие со всеми другими элементами литературного произведения. В романе Достоевского «Бедные люди» Варенька вспоминает предсмертные минуты студента Покровского:

Он просил поднять занавес у окна и открыть ставни. Ему, верно, хотелось взглянуть в последний раз на день, на свет божий, на солнце... но начинающийся день был печальный и грустный, как угасающая бедная жизнь умирающего. Солнца не было. Облака застилали небо туманною пеленою; оно было такое дождливое, хмурое, грустное. Мелкий дождь дробил в стекла и омывал их струями холодной, грязной воды; было тускло и темно. В комнату чуть-чуть проходили лучи бледного дня и едва оспаривали дрожащий свет лампадки, затепленной перед образом.

Создается своеобразный психологический аккомпанемент к горестной истории именно этого действующего лица, но в то же время на этом пейзаже лежит и «печать целого», соотнося его с общим колоритом жизни бедных людей.

Интерьер. Большое идейно-композиционное значение имеет и непосредственно окружающая действующих лиц обстановка. И ее изображение, также как и картин природы, может соотноситься и с общим смыслом произведения, и с его отдельными сторонами.

Часто изображение обстановки имеет и более локальное значение: является ключом к отдельным показываемым писателями характерам.

из Шуриков и учебного пособия для поступающих в вузы, написанного Красовским

С помощью лирических отступлений создается образ автора. Введя в поэму образ автора, Гоголь получал возможность расширить предмет изображения, вынести на суд читателя целый ряд проблем, которые не могли быть поставлены и решены на уровне сюжета. Этим и объясняется богатство проблематики лирических отступлений в поэме. Они затрагивают и философские вопросы жизненного пути, и проблему духовных утрат, которые несет человек(лирическое отступление о судьбе юноши в 6 главе); проблемы истинного и ложного патриотизма; создают образ Руси – птицы-тройки.

В лир. отступлениях Г. ставит и решает литературные вопросы. В лир. отступлении о двух возможных путях творческой личности (начало 7 главы) он утверждает новую этическую систему, провозглашенную натуральной школой, - этику любви-ненависти: любовь к светлой стороне национальной жизни, к живым душам предполагает ненависть к негативным сторонам бытия, к мертвым душам. Автор прекрасно понимает, на что обрекает себя, встав на путь «обличения толпы, ее страстей и заблуждений», - на гонение и травлю со стороны лжепатриотов, на неприятие соотечественников – но мужественно избирает этот путь.

Утверждая в лир. отступлениях новую концепцию творческой личности, Г. отстаивает свое право на выбор предмета изображения: в центре его внимания оказываются пороки общества и отдельного человека.

Есть и внесюжетные элементы – в 11 главе притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Тоже про патриотизм.

В авторских отступлениях Гоголь смотрит на Россию взором эпического писателя, понимающего призрачность, эфемерность пошлой жизни изображенных им людей. За пустотой и неподвижностью «небокоптителей» автор способен рассмотреть «всю громадно несущуюся жизнь», будущее вихревое движение России.

В лир. отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора. Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума(конец 5 главы) сменяется грустно-элегическим размышлением о юности и зрелости, об утрате «живого движения»(начало 6 главы). Начало 7 главы: сопоставляя судьбы двух писателей, автор с горечью пишет о нравственной и эстетической глухоте «современного суда», который не признает, что «равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движения незамеченных насекомых», что «высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем». Себя автор относит к тому типу писателя, которого не признает «современный суд»: «Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». Но в финале лир. отступления настроение автора меняется: он становится возвышенным пророком, его взору открывается будущая «грозная вьюга вдохновения», которая «подымется из облеченной в святый ужас и в блистанье главы» и тогда его читатели «почуют в смущенном трепете величавый гром других речей».


В 11 главе лирико-философское раздумье о России и призвании писателя, чью «главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями» («Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»), сменяет панегирик дороге, гимн движению – источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений» («Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!..»). 2 важнейших темы размышления автора – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Образ России перекликается с Пушкинским образом России – «гордого коня» (в «Медном всаднике»). И П. и Г. страстно желали понять смысл и цель исторического движения России. Художественным итогом размышлений писателей стал образ неудержимо мчащейся страны.

из моих тетрадей по подготовке к поступлению

В лир. отступлениях отразились высокие эстетические идеалы Гоголя, любовь к родине, боль за страну, за народ, невидимые миру слезы.

I глава : отступление о толстых и тонких чиновниках (не о фигуре, а об особенности общественного положения).

II глава :

· У всякого есть свой «задор». У Манилова такого «задора» не было – мертвенность.

· Слова о хорошем воспитании.

III глава : об оттенках русского обращения с людьми различного социального положения. Высмеивание чинопочитания.

IV глава : Характеризуя помещика, автор всегда дает ему обобщенную характеристику, как бы показывая такой тип людей.

V глава : Встреча Чичикова с блондинкой (губернаторской дочкой). Построено с помощью приема контрастов. Гоголь: «Истинный эффект заключен в резкой противоположности, красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте».

· значение мечты, блестающей радости, которая хоть однажды появляется в жизни.

· контраст: мечта и обыденная жизнь; возможное восприятие 20-летнего юноши (как Чичиков воспринимает губернаторскую дочку => совсем не так, как 20-летний юноша).

Гоголь: «Между крестьянами особенно слышится оригинальность русского ума», и этот ум как раз прославляется Гоголем в конце 5 главы.

VI глава : отступление о юности и охлаждении, которое приходит в зрелые годы (импотенция называется ).

Здесь Гоголь говорит в первом лице, т.е. как бы от себя. Перед нами пример частичного несовпадения автора и рассказчика. Сам Гоголь сохранил интерес к жизни. Но главное не в этом, а в том, что и с помощью повествования от первого лица автор создает такой же существенный образ, как и с помощью повествования в третьем лице. «Я» начала VI главы – это тоже своеобразный персонаж, и в нем Гоголю тоже важно очертить определенный психологический облик.

Изменение человека на «жизненной дороге» - вот что выдвинуто на первый план в этом персонаже. Такое изменение, которое произошло не без его участия, в котором и он повинен. Все это связано с внутренней темой настоящей главы. Глава о Плюшкине, о тех поразительных изменениях, которые пришлось пережить ему. И, описав эти изменения, Г. вновь прибегает к образу дороги: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»

Снова знакомая метафора «дорога жизни», контраст начала и конца.

VII глава :

· О путнике (контраст дороги и дома, дома и бездомности).

· О двух типах писателей:

1. чистого искусства(пишет только о приятном и хорошем)

· долгое рассуждение Чичикова о купленных им крестьянах (отступление, но не лирическое и не авторское, а Чичикова, кот. в конце подхватывает автор). Автор подчеркивает, что его мысли близки к мыслям Чичикова.

VIII глава :

· о писателях и читателях в светском обществе

· продолжение рассуждения о толстых и тонких чиновниках

X глава :

· история Капитана Копейкина(герой войны 12 года, кот. потерял руку и ногу), правительство отрекается от своих защитников, тем самым показывая свою антинациональную сущность. Это завершение и обобщение темы мертвых душ.

· много в мире совершилось заблуждений

XI глава :

· рассуждение о Родине (патриотическое), мысль о богатыре

· переходит в отступление о дороге (Гоголь много времени провел в дороге, там и родилось большое количество замыслов).

· рассуждение о герое (Чичиков откровенно назван подлецом)

· вставная притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (богатырь рождается на Руси, но богатство его не на то направленно)

· птица-тройка (куда мчится птица-тройка: идеал Гоголя высокий, но абстрактный. Любил родину, народ и верил в светлое будущее. Россия найдет средство сдвинуть с места свою бедную, бесприютную жизнь). Наивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни, античеловеческие нравы и обычаи. Роль такого человека Гоголь берет на себя. «Кто как не автор должен сказать правду». Чиновникам и помещикам глаза не раскрыл, зато последующие революционеры его чтили)

С точки зр. рода "МД"-лиро-эпическое пр-ие, объединяющее в себе 2 начала: эпическое, выраженное в описании путешествия Чичикова по центральной России, и лир-ое, воплощенное в лир отступлениях. Лир.отступления в поэме Г. - это такой композиционно-стилистический прием, кот-ый, с одной стороны, "тормозит" развитие сюжета, перемежая его вставками на темы, в большей или меньшей степени связанные с магистральной темой, а с другой - передает чувства, мысли, оценки, взгляды и, наконец, мировоззрение автора в целом. Эпическое повествование в "МД" нередко прерывается лир-кими монологами писателя, оценивающего поведение своих героев, размышляющего о жизни, об искусстве, о России и народе, затрагивающего вопросы жизненного пути, проблему духовных утрат чел-ва, проблему истинного и ложного патриотизма... Т.о., автор стремится как можно более широко изобразить картину русской жизни первой половины XIX века.

Наиболее значимым в поэме "МД" являются лир. отступления, связанные с образом дороги (магистральный образ пр-ия). В.отм., что дорога осмысляется Г. в трех ипостасях : дорога как жизненный путь, судьба чел-ка; дорога в философском смысле как поиск своего назначения; дорога как путь России. В автобиографическом отступлении в начале 6 главы Г. рассуждает о скоротечности жизни, об изменении идеалов, сетует на воздействие "мертвящего" периода современной ему эпохи: "Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту...Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно...О моя юность! о моя свежесть!". Автор призывает читателей хранить в душе юношескую свежесть и полноту чувств как можно дольше, не становиться, подобно героям-помещикам,"мертвыми душами". Образ дороги открывает повествование и в 7 главе поэмы: "Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками...". Дорога воспринимается Г. и как путь России. Так, в знаменитом отступлении 11 главы дорога с несущейся бричкой трансформируется в символический образ птицы-тройки, будущего Р., кот-й, "косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и гос-ва". Т.о., автор утверждает веру в "живую" душу простого русского народа, наделенного огромными потенциальными возможностями. В этом лейтмотиве проявляются и неведомые пути русского национального развития ("Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа"), предлагающие антитезу путям иных народов: "Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону избирало человечество...". Прямой путь, на который выйдет рано или поздно Русь-тройка, очевиден и ясен для Г. Девятнадцать столетий тому назад он дан человечеству его Спасителем: "Я есмь путь, истина и жизнь". Гоголевская Россия, "напустив слепой туман" себе в "очи", устремилась по ложному пути корысти, торгашества и движется по нему к самому краю пропасти. Но всем сод-нием поэмы писатель показывает, что слепцы еще не ослпли окончательно, что в "расхристанных" душах маниловых, коробочек,ноздревых, собакевичей не все потеряно, что ресурсы для грядущего прозрения и выхода на "прямые пути" в них есть. Мчится тройка-мечта,обновленная Россия, "вся вдохновенная Богом", вышедшая на правильные, прямые пути. Русь-тройка - поэтически воплощенная вера Г. в высокое всемирно-ист-кое значение Р. как православно-христианской страны. Примечательно также интонационное обрамление. Стремительная, горячая, экспрессивная речь автора постоянно меняется:от светлого раздумья, восторга полета на тройке, любовного, немного иронического описания ямщика до тревожного вопроса, обращенного к Руси, и, наконец, проникнутого оптимизмом взгляда в будущее. Совершенная, эмоциональная, мелодичная речь автора приобретает черты нац-но й песни, проникнутой глубоким патриотическим чувством.

В 6 главе автор призывает читателей сохранить душу от "умирания" , не становиться живыми мертвецами наподобие Плюшкина: "Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!".

Воспевая потенциальные возможности народа , в 5 главе поэмы писатель славит "живой и бойкий русский ум", который, "если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, тащит его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света...". Сравнивая его с другими языками, Г. замечает: "Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово".

Сравнивая 2 типа писателей (романтического и реалистического), Гоголь утверждает новую этическую систему, этику любви и ненависти, характерную для "натуральной школы":любовь к светлой стороне нац жизни, к живым душам и ненависть к негативным сторонам бытия. Обрекая себя на неприятие "лицемерно-бесчувственного современного суда", автор избирает путь и судьбу писателя, "дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь". Объясняя выбор гл.героя в 11 главе, автор говорит о праве писателя "припрячь подлеца". Именно здесь формируется одна из важнейших сторон тв-ва Г.: прибегая к возможностям искусства, остановить все отрицательное, происходящее в современном ему об-ве. В то же время автор понимает, что его замысел едва ли обретет поддержку и будет понят: читатели увидят в его поэме лишь смех, сатиру и не заметят "незримые","неведомые" слезы("И долго еще мне определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"). Отметим, что у Г. существует особенное отношение к комическому. Писатель выступает против "испепеляющего" смеха, объясняя свою позицию тем, что плох не сам человек, а "живущий" в нем грех (здесь проявляется позиция писателя-христианина).

Если размышления автора о судьбах писателей исполнены сожаления, горечи, то в рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический талант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержится в знаменитом отступлении первой главы, где говорится о "толстых" и "тоненьких" чиновниках в городе: "Увы! толстые умеют лучше на этом свете отделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда...".

Примечательны также отступления, посвященные русским дамам . Описывая их нравы и хар-ры, автор высмеивает, обличает все об-во в целом. В 8 главе повествуется об их "внутреннем обете быть как можно очаровательней"; "показывать во всем блеске превосходство того, что у нее было самого превосходного"; о "маленькой слабости" заметить в своем облике "что-нибудь особенно хорошее" и думать, "что лучшая часть лица их так первая и бросится всем в глаза". Т.о., с помощью отступлений о русских дамах Гоголь расширяет, углубляет и обобщает картину современного ему об-ва.

I глава: отступление о толстых и тонких чиновниках (не о фигуре, а об особенности обще-ственного положения).

У всякого есть свой «задор». У Манилова такого «задора» не было – мертвенность.

Слова о хорошем воспитании.

III глава: об оттенках русского обращения с людьми различного социального положения. Высмеивание чинопочитания.

V глава: Встреча Чичикова с блондинкой (губернаторской дочкой). Построено с помощью приема контрастов. Гоголь: «Истинный эффект заключен в резкой противоположности, красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте».

Значение мечты, блестающей радости, которая хоть однажды появляется в жизни.

Контраст: мечта и обыденная жизнь; возможное восприятие 20-летнего юноши (как Чичиков воспринимает губернаторскую дочку => совсем не так, как 20-летний юноша).

VI глава: отступление о юности и охлаждении, которое приходит в зрелые годы (импо-тенция называется).

О путнике (контраст дороги и дома, дома и бездомности).

О двух типах писателей:

1. чистого искусства(пишет только о приятном и хорошем)

Долгое рассуждение Чичикова о купленных им крестьянах (отступление, но не лирическое и не авторское, а Чичикова, кот. в конце подхватывает автор). Автор подчер-кивает, что его мысли близки к мыслям Чичикова.

VIII глава:

О писателях и читателях в светском обществе

Продолжение рассуждения о толстых и тонких чиновниках

История Капитана Копейкина(герой войны 12 года, кот. потерял руку и ногу), правительство отрекается от своих защитников, тем самым показывая свою антинацио-нальную сущность. Это завершение и обобщение темы мертвых душ.

Много в мире совершилось заблуждений

Рассуждение о Родине (патриотическое), мысль о богатыре

Переходит в отступление о дороге (Гоголь много времени провел в дороге, там и родилось большое количество замыслов).

Рассуждение о герое (Чичиков откровенно назван подлецом)

Вставная притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (богатырь рождается на Руси, но богатство его не на то направленно)

Птица-тройка (куда мчится птица-тройка: идеал Гоголя высокий, но абстрактный. Любил родину, народ и верил в светлое будущее. Россия найдет средство сдвинуть с места свою бедную, бесприютную жизнь). Наивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни, античеловеческие нра-вы и обычаи. Роль такого человека Гоголь берет на себя. «Кто как не автор должен сказать правду». Чиновникам и помещикам глаза не раскрыл, зато последующие революционеры его чтили)