Эрнест хемингуэй сообщение. Эрнест Хемингуэй: биография. Жизнь на Кубе

Эрнест Хемингуэй подарил читающей части планеты массу литературных шедевров. Он писал о том, что узнал, увидел, прочувствовал сам. Наверное, потому произведения Эрнеста Хемингуэя такие живые, насыщенные и захватывающие. Основой его романов и рассказов была сама жизнь, во всем ее многообразии. Простота изложения, краткость формулировок и разнообразие иллюзий в творениях Хемингуэя внесли в литературу XX века новые краски и обогатили ее. В данной статье мы попробуем пролить свет на скрытые от глаз читателя грани его творческой жизни.

Детство и отрочество

Эрнест Хемингуэй (фото предоставлены различных периодов жизни писателя) появился на свет на рубеже веков: 21 июля в 1899 году. Его родители жили в то время недалеко от Чикаго, в небольшом городке под названием Оук-Парк. Отец Эрнеста - Кларенс Эдмонт Хемингуэй - работал врачом, мать - Грейс Холл - всю жизнь посвятила воспитанию детей.

С раннего детства отец прививал Эрнесту любовь к природе, надеялся на то, что тот пойдет по его стопам — займется естествознанием и медициной. Кларенс часто брал сына на рыбалку, посвящал его во все, что знал сам. К восьми годам маленький Эрни знал названия всех растений, зверей, рыб, птиц, которых только можно было встретить на Среднем Западе. Второй страстью юного Эрнеста были книги — он мог часами сидеть в домашней библиотеке, изучая историческую литературу и работы Дарвина.

Мама мальчика строила свои планы по поводу будущего сына — она насильно заставляла его играть на виолончели и петь в церковном хоре, часто даже в ущерб школьным занятиям. Сам же Эрнест Хемингуэй считал, что у него нет никаких вокальных способностей, потому всячески избегал мучительных музыкальных пыток.

Настоящим счастьем были для юного натуралиста летние поездки на север штата Мичиган, где у Хемингуэев был коттедж «Уиндмир». Прогулки в тихих необычайно красивых местах вблизи озера Валлун, рядом с которым находился семейный дом, были для Эрнеста отрадой. Никто не заставлял его играть и петь, он был полностью свободен от суеты домашних дел. Он мог взять удочку и пойти на весь день к озеру, забыть о времени, гуляя в лесу или играя с индейскими мальчишками из соседнего поселка.

Страсть к охоте

У Эрнеста были особенно теплые отношения с дедом. Мальчик любил слушать рассказы о жизни из уст старика, многие из которых он впоследствии перенес в свои произведения. В 1911 году дедушка подарил Эрни ружье, а отец познакомил его с древним мужским занятием — охотой. С тех пор у парня появилась еще одна страсть в жизни, которой он позже посвятит один из своих первых рассказов. Большую часть произведения займут описания отца, личность и жизнь которого всегда волновала Эрнеста. Долгое время после трагической гибели родителя (Кларенс Эдмонт Хемингуэй покончил жизнь самоубийством в 1928 году) писатель пытался найти этому объяснение, но так и не нашел.

Репортерство

После школы Эрнест не стал поступать в университет, как того хотели родители, а переехал в Канзас-сити и устроился на работу корреспондентом местной газеты. Ему вверили район города, где были расположены вокзал, главная больница и полицейский участок. Часто в рабочее время Эрнесту приходилось сталкиваться с наемными убийцами, проститутками, мошенниками, быть свидетелем пожаров и других не очень приятных происшествий. Каждого человека, с которым сталкивала молодого юношу судьба, он сканировал как рентген — наблюдал, старался понять истинные мотивы его поведения, улавливал жесты, манеру его разговора. Позже все эти переживания и раздумья станут сюжетами его

Во время работы репортером Эрнест Хемингуэй научился главному — точно, ясно и конкретно излагать свои мысли, не упуская ни единой детали. Выработанная привычка всегда быть в центре событий и сформировавшийся литературный стиль впоследствии станут основой его творческого успеха. Эрнест которого полна парадоксов, очень любил свою работу, но оставил ее, чтобы добровольно уйти на войну.

Это страшное слово «война»

В 1917 году США объявили о вступлении в Первую мировую войну, агитировали молодых парней надевать военную форму и отправляться на поле боя. Эрнест с его романтической натурой не мог оставаться равнодушным и хотел тотчас стать частью этого события, но встретил жесткое сопротивление со стороны родителей и врачей (у парня было плохое зрение). Тем не менее, Эрнест Хемингуэй сумел попасть на фронт в 1918 году, записавшись в ряды добровольцев Красного Креста. Всех желающих отправили в Милан, где первой их задачей стала расчистка территории завода боеприпасов, взорванного накануне. На второй день молодого Эрнеста отправили во фронтовой отряд в городок Шио, но и там ему не удалось стать свидетелем настоящих военных действий — игра в карты и бейсбол, чем занималось большинство солдат, никак не походила на представления парня о войне.

Вызвавшись доставлять на санитарной машине продукты солдатам прямо на поле боя, в окопы, наконец добился своей цели Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» - автобиографическое произведение, в котором писатель передал все эмоции и наблюдения того периода своей жизни.

Первая любовь

В июле 1918 года молодой шофер в попытках спасти раненого снайпера попал под пули австрийских пулеметов. Когда его полуживого привезли в госпиталь, на нем не было живого места — все тело было покрыто ранами. Вынув двадцать шесть осколков из тела и обработав все раны, врачи отправили Эрнеста в Милан, где ему заменили простреленную чашечку колена на алюминиевый протез.

В миланском госпитале Эрнест Хемингуэй (биография из официальных источников это подтверждает) провел более трех месяцев. Там он познакомился с медсестрой, в которую беззаветно влюбился. Их отношения тоже нашли отображение в его романе «Прощай, оружие!».

Возвращение домой

В январе 1919-го Эрнест вернулся домой в США. Его встретили как настоящего героя, во всех газетах можно было видеть его имя, король Италии наградил храброго американца Военным крестом и медалью «За доблесть».

В течение года Хемингуэй залечивает раны в кругу семьи, а в 1920 году переезжает в Канаду, где продолжает свои корреспондентские исследования. Газета «Торонто Стар», в которой он работал, дала репортеру свободу — Хемингуэй волен был писать что угодно, но зарплату получал только за одобренные и опубликованные материалы. В это время писатель создает свои первые серьезные произведения — о войне, о забытых и никому не нужных ветеранах, о глупости и бесчинстве властных структур.

Париж

В сентябре 1921 года Хемингуэй создал семью, его избранницей стала молодая пианистка Хэдли Ричардсон. Вместе с супругой Эрнест воплощает в жизнь еще одну мечту — переезжает в Париж, где в процессе тщательного, осознанного изучения основ писательства оттачивает свое литературное мастерство. Жизнь в Париже Хемингуэй описал в книге «Праздник, который всегда с тобой», которая стала знаменитой только после его смерти.

Эрнесту приходилось много и усердно работать, чтобы обеспечивать себя и жену, поэтому он еженедельно отправлял в газету «Торонто Стар» свои сочинения. Редакция получала от своего уже внештатного корреспондента то, что хотела, — описание жизни европейцев в деталях и без прикрас.

В 1923 году Эрнест Хемингуэй, рассказы которого уже читали тысячи людей, пополняет свой опыт новыми знакомствами и впечатлениями, которые позже передаст читателю в своих произведениях. Писатель становится частым гостем в книжной лавке своей знакомой Сильвии Бич. Там он берет книги напрокат, а также знакомится со многими писателями и художниками. С некоторыми из них Джеймсом Джойсом) у Хемингуэя надолго завязались теплые дружеские отношения.

Признание

Первые литературные произведения писателя, которые принесли ему славу, были написаны ним в период с 1926 по 1929 год. «И выходит солнце», «Мужчины без женщин», «Победитель не получает ничего», «Убийцы», «Снега Килиманджаро» и, конечно же, «Прощай, оружие!» покорили сердца американских читателей. Практически все знали о том, кто такой Эрнест Хемингуэй. Отзывы о его творчестве хоть и были противоречивыми (одни считали писателя безмерно талантливым, другие - бездарным), но они еще больше разжигали интерес общественности к произведениям. Его книги покупали и читали даже во время экономического кризиса в США.

Жизнь в движении

Эрнест часто переезжал с места на место, больше всего в жизни он любил путешествовать. Так, в 1930 году он в очередной раз поменял место жительства, на этот раз остановившись во Флориде. Там он продолжает творить, рыбачить и охотиться. В сентябре 1930 года Хемингуэй попадает в автокатастрофу, после которой в течение полугода восстанавливает здоровье.

В 1933 году заядлый охотник отправляется в давно запланированное путешествие в Восточную Африку. Там он пережил многое: и успешные схватки с дикими животными, и заражение серьезной инфекцией, и изматывающее длительное лечение. Свои впечатления того периода жизни он зафиксировал в книге под названием «Зеленые холмы Африки».

Не мог усидеть на одном месте Эрнест Хемингуэй. Биография писателя содержит сведения о том, что он не смог остаться равнодушным к и отправился туда, как только появилась такая возможность. Там он стал сценаристом документального фильма о ходе боевых действий в Мадриде под названием «Земля Испании».

В 1943 году Эрнест Хемингуэй возвращается к профессии журналиста и отправляется в Лондон для освещения событий Второй мировой войны. В 1944-м писатель участвует в боевых полетах над Германией, возглавляет отряд французских партизан, отважно сражается на полях боя в Бельгии и Франции.

В 1949 году Хемингуэй переехал снова — в этот раз на Кубу. Там родилась его лучшая повесть - «Старик и море», за которую писатель был награжден Пулитцеровской и Нобелевской премиями.

В 1953 году Эрнест снова отправляется в путешествие в Африку, где попадает в серьезную авиакатастрофу.

Трагический конец истории

Кроме того что писатель в последние годы своей жизни страдал от многих физических заболеваний, он переживал глубокую депрессию. Ему все время казалось, что за ним следят агенты ФБР, что его телефон прослушивается, письма читаются, а банковские счета регулярно проверяются. Для лечения Эрнест Хемингуэй был отправлен в психиатрическую клинику, где ему насильно провели тринадцать сеансов электросудорожной терапии. Это привело к тому, что писатель потерял память и больше не смог творить, что еще больше усугубило его состояние.

Спустя несколько дней после выписки из клиники в своем доме в Кетчуме Эрнест Хемингуэй застрелился из ружья. Через 50 лет после его смерти стало известно, что была вовсе не беспочвенной — за писателем действительно тщательно следили.

Великий писатель Эрнест Хемингуэй, цитаты которого сейчас знают наизусть миллионы жителей земного шара, прожил непростую, но яркую и насыщенную жизнь. Его мудрые слова и произведения навсегда останутся в сердцах и душах читателей.

Краткая биография Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Миллер Хемингуэй – известный американский писатель XX века, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Наиболее известные книги: «Старик и море», «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол», «И восходит солнце». Писатель родился 21 июля 1899 года в местечке Оук-Парк в штате Иллинойс. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием детей. С детства отец прививал ему любовь к природе, в надежде, что сын пойдет по его стопам, и будет изучать естествознание с медициной. Мать будущего писателя настаивала на занятиях музыкой и даже заставляла его петь в церковном хоре. Как он сам позже отмечал, музыкального таланта у него вовсе не было. В 12 лет мальчик получил в подарок от дедушки однозарядное ружье, о чем запомнил на всю жизнь. Дружба между Эрнестом и дедушкой укрепилась, и он часто упоминал его в своих произведениях. С тех пор охота была главной страстью мальчика.

После окончания школы в Оук-Парк, он поступил на работу репортером в газету Канзас-Сити. Вскоре он был мобилизован и отправлен на службу в Красный Крест в Италии. В июле 1918 года Хемингуэй был серьезно ранен осколками снаряда в обе ноги. Когда он вернулся в Америку, то на протяжении нескольких лет проработал репортером в канадской газете. Первый сборник рассказов писателя «В наше время» вышел в 1925 году. Через год вышел в свет роман «И восходит солнце», посвященный «потерянному поколению». Той же тематики была книга, принесшая мировую известность Хемингуэю – «Прощай, оружие!» (1929). За свою литературную карьеру писатель не раз переживал творческий кризис. Так, например, в начале 1930-х годов наступил один из таких периодов и для личностного развития Э. Хемингуэй отправился в длительное путешествие в страны Африки. В этих экзотических странах ему удалось не только поохотиться, но и найти себя. В результате он написал несколько новых рассказов и сборников: «Смерть после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935), «Снега Килиманджаро» (1936).

Одним из лучших произведений, в котором наметился выход из кризиса, стал роман «Иметь и не иметь» (1937). Кардинально новый период творчества связан с участием Хемингуэя в Испанской революции, во время которой он был военным корреспондентом. Этот опыт дал ему много новых идей для репортажей, очерков и рассказов. Крупнейшими произведениями того периода стали пьеса «Пятая колонна» (1938) и роман «По ком звонит колокол» (1940). Очередной спад в творчестве наметился под конец Второй мировой войны. Один за другим выходили посредственные и даже незавершенные работы, пока, наконец, не появилась повесть-притча «Старик и море» (1952). Эта работа стала последней в творчестве Хемингуэя и принесла ему две премии: Пулитцеровскую (1953) и Нобелевскую (1954). Через несколько лет писателя настиг новый кризис, из которого он уже не смог выбраться. Э Хемингуэй покончил собой 2 июля 1961 года в Кетчуме, штат Айдахо.

(Пока оценок нет)

Имя: Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Hemingway)
День рождения: 21 июля 1899 года
Место рождения: Оук-Парк, Чикаго, США
Дата смерти: 2 июля 1961 года
Место смерти: Кетчум, США

Биография Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 в Иллинойсе (США) в семьи заядлых охотников. И дедушка, и папа юного Хемингуэя любили отдохнуть от мирской суеты в компании любимого ружья. В конечном итоге оно сыграло свою роль и в жизни, и в смерти самого писателя.

Всю свою жизнь Хемингуэй был жаворонком – он всегда очень рало просыпался и до обеда занимался работой. В это время отвлекать его было опасно: крепкий физически, он мог расквасить нос профессиональным боксерским ударом даже другу, если тот неожиданно вмешался в ход его мыслей.

Начать писательскую карьеру Хемингуэю помогла журналистская деятельность. Первым местом его работы стала довольно провинциальная газета «Канзас стар». Именно здесь он научился такому «глагольному» репортерскому письму, благодаря которому каждое его произведение читается быстро и легко.

Хемингуэй всегда мечтал прожить жизнь, полную подвигов. И когда подвернулась возможность пойти на фронт, пускай даже не в роли солдата, он использовал ее (дело в том, что из-за проблем со зрением Эрнеста не брали на службу). Хемингуэй работал на передовой, разносил товарищам почту, еду и табак. Здесь он получил серьезное ранение: разорвавшаяся вблизи мина полностью раздробила его ногу. В результате писатель провел многие месяцы в военном госпитале, перенес множество операций и выздоровел. Эти события позже легли в основу романа «Прощай, оружие!». Интересно, что для написания еще одной своей книги «Смерть после полудня» Хемингуэй на протяжении долгих лет изучает мастерство корриды.

Вторая война, с которой пришлось столкнутся писателю в Испании – гражданская. Он отправляется в эпицентр событий в качестве военного корреспондента, хотя вначале работает автором текста для фильма «Испанская земля». В это время Хемингуэю улыбнулась удача: он становится обладателем дома и земли на Кубе, где давно мечтал поселиться.

В жизни Эрнеста было четыре женщины, каждую из которых он любил. Молодой Хемингуэй влюбился в пианистку Хэдли, от которой у него появился первый сын Джон. Второй пассией Эрнеста стала коллега по работе Полина, успешная журналистка. Тяжелые роды сына серьезно повлияли на писателя, вылившись в сюжет романа «Прощай, оружие!». Третья жена Эрнеста, Марта, стала скорее фронтовым другом, нежели женой. Как только закончилась война, они расстались. Последней симпатией Хемингуэя стала еще одна журналистка Мэри Уэлш.

Еще одна любовь писателя – его яхта «Пилар». Он посвящал ловле рыбы много свободного времени, а один эпизод из его жизни даже послужил основой для создания повести «Старик и море». Да, он действительно остался наедине с огромным морским зверем, да еще и в лодке, унесенной на восемь миль от берега.

В 1954 году Эрнест стал лауреатом Нобелевской премии, но на церемонию он не явился, мотивируя это последствиями авиакатастрофы. На самом деле он просто боялся публичных мероприятий, и сама мысль о том, что ему придется элегантно одеться и выступить перед большой аудиторией, пугала его. В последние годы своей жизни Хемингуэй страдал манией преследования. Утратив способность писать, он покончил жизнь самоубийством ночью 2 июля 1961 года.

Эрнест Хемингуэй, библиография

Все книги Эрнеста Хемингуэя:

Романы

  • 1926 — «Вешние воды»
  • 1926 — « »
  • 1929 — « »
  • 1937 — «Иметь и не иметь»
  • 1940 — « »
  • 1950 — «За рекой, в тени деревьев»
  • 1952 — « »
  • 1961 — «Лев мисс Мэри»
  • 1986 — «Райский сад»
  • 1999 — «Проблеск истины»

Сборники

  • 1923 — «Три истории и десять поэм»
  • 1925 — «В наше время»
  • 1927 — «Мужчины без женщин»
  • 1933 — «Победитель не получает ничего»
  • 1936 — «Снега Килиманджаро»
  • 1938 — «Пятая колонна и первые 49 рассказов»
  • 1969 — «Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании»
  • 1972 — «Рассказы о Нике Адамсе»
  • 1987 — «Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя»
  • 1995 — «Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений»

Документальная проза

  • 1932 — «Смерть после полудня»
  • 1935 — «Зелёные холмы Африки»
  • 1962 — «Хемингуэй, дикое время»
  • 1964 — « »
  • 1967 — «By-Line: Ernest Hemingway»
  • 1970 — «Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр»
  • 1981 — «Эрнест Хемингуэй: Избранные письма»
  • 1985 — «Опасное лето»
  • 1985 — «Dateline: Toronto»
  • 2000 — «Хемингуэй на рыбалке»
  • 2005 — «Under Kilimanjaro»

Биография

Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Miller Hemingway) родился 21 июля 1899 года в Оак Парк, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хэмингуэй был врачом, а мама, Грейс Холл , посвятила жизнь воспитанию детей. Эрнст был первым ребенком в семье. Литературное призвание Хэмингуэя проявилось ещё в школьные годы. После выпуска из среднего учебного заведения он решил не поступать в Университет, а переехал в Канзас, где устроился работать в местную газету Star.

Хэмингуэй очень хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему отказывали. Но он все-таки сумел попасть на I Мировую войну, устроившись шофером скорой помощи. 8 июля 1918 года он был ранен на австро-итальянском фронте, под Фоссальто ди Пьяве. В госпитале Эрнест влюбился в медсестру Агнес фон Куровски , которая, тем не менее, отказала ему. Эти самые яркие впечатления юности Хэмингуэй никогда не забывал.

После войны Эрнест Хэмингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырёх) женился. В Париже, куда его послали в командировку от газеты Toronto Star , Хэмингуэй познакомился с такими литературными корифеями, как Ф. С. Фитцджеральд, Г. Штейн и Эзра Паунд , которые оценили труды молодого человека. Эти высокие отзывы его воодушевили, и уже в 1925 году была опубликована первая книга Хэмингуэя - сборник "In Our Times" ("В наше время" ). В этом сборнике косвенно отразились воспоминания детства.

Рассказы привлекли внимание критики стоическим тоном и объективной, сдержанной манерой письма. Первый настоящий писательский успех пришел к Хэмингуэю в 1926 году после выхода в свет "The Sun Also Rises" ("Солнце тоже восходит" ), пессимистичного, но в то же время блистательного романа о "потерянном поколении" французских и испанских репатриантов 1920-х годов. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга Праздник, который всегда с тобой (A Moveable Feast , 1964). Она содержит как автобиографические заметки, так и портреты литераторов-современников.

Послевоенные годы Хэмингуэй посвятил полностью литературе. Основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1927 году вышел сборник рассказов "Men Without Women" ("Мужчины без женщин" ), а в 1933 году - "Winner Take Nothing" ("Победитель ничего не получает" ) окончательно утвердили Хэмингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов.

Среди них особенно известны "Убийцы" , "Счастливая жизнь Френсиса Макобера" и "Снега Килиманджаро" . И все же большинству Хэмингуэй памятен романом "A Farewell To Arms" ("Прощай, оружие" ), 1929 - историей несчастной любви, развивавшейся на фоне сражений I Мировой войны, о лейтенанте-американце, дезертирующем из итальянской армии, и его возлюбленной-англичанке, которая умирает родами.

За первыми триумфами последовало несколько менее заметных произведений – Смерть после полудня (Death in the Afternoon , 1932) и Зеленые холмы Африки (Green Hills of Africa , 1935); последняя – автобиографический и обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в Африке. Смерть после полудня посвящена бою быков в Испании, в котором автор видит скорее трагический ритуал, нежели спорт; второе произведение на ту же тему, Опасное лето (The Dangerous Summer), было опубликовано лишь в 1985. В романе Иметь и не иметь (To Have and Have Not , 1937), действие которого происходит во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об общественных проблемах и о возможности согласованных, коллективных действий.

Этот новый интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной. Хэмингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании в середине 1930-х годов. Он даже организовал сбор пожертвований в пользу республиканцев, боровшихся с генералом Франко .

Результатом длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная большая пьеса Пятая колонна (The Fifth Column , 1938), действие которой происходит в осажденном Мадриде, и самый длинный роман, первое после 1929 масштабное и значительное произведение, По ком звонит колокол (For Whom the Bell Tolls , 1940).

В этой книге, повествующей о трех последних днях американского добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль о том, что потеря свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Этот роман многие критики рассматривают как лучшую работу писателя. Дело в том, что военная тема была одной из самых любимых в творчестве Хэмингуэя .

Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся, среди прочего, его нелитературными занятиями: деятельным, хотя и предпринятым на свой страх и риск участием во Второй мировой войне, главным образом на территории Франции. Хэмингуэй всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи, поэтому, имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Его новый роман За рекой, в тени деревьев (Across the River and into the Trees , 1950) – о пожилом американском полковнике в Венеции – был встречен холодно. Зато следующая книга, повесть Старик и море (The Old Man and the Sea , 1952), почти единодушно была признана шедевром. За эту повесть в 1953 году Эрнест Хэмингуэй получил Пулитцеровскую премию. Это произведение повлияло также на присуждение Хэмингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.

Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень похожи и получили собирательное имя «хемингуэевский герой» . Гораздо меньшую роль играет «хемингуэевская героиня» – идеализированный образ бескорыстной покладистой женщины, возлюбленной героя: англичанка Кэтрин в Прощай, оружие, испанка Мария в По ком звонит колокол, итальянка Рената в За рекой, в тени деревьев. Несколько менее четкий, но более значимый образ, который играет ключевую роль в произведениях Хемингуэя , – это человек, олицетворяющий то, что иногда называют «хемингуэевским кодексом» в вопросах чести, храбрости и стойкости.

Литературная репутация Хемингуэя в значительной степени зиждется на стиле его прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под сильным впечатлением от Гекльберри Финна Марка Твена и некоторых произведений С.Крейна , усвоив уроки Гертруды Стайн , Ш.Андерсона и других писателей, он выработал в послевоенном Париже совершенно новый, простой и ясный стиль. Манера его письма, в основе своей разговорная, но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко ироническая, оказала влияние на писателей всего мира и, в частности, существенно оживила искусство диалога.

В 1960 году Фидель Кастро пришел к власти на Кубе, поэтому писателю пришлось покинуть остров и возвратиться в США, в Айдахо.

Последние годы жизни Эрнест Хэмингуэй страдал тяжелыми депрессиями и расстройствами психики, а также циррозом печени. В 1960 г. Хемингуэй лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства. После возвращения из больницы Хэмингуэй покончил с собой, выстрелив себе в лоб из охотничьей двустволки. Это произошло 2 июля 1961 года в его собственном доме в Кетчеме, штат Айдахо, США.

Награды

1953 - Пулитцеровская премия за повесть „Старике и море“
1954 - Нобелевская премия по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“»

Романы и повести

1926 - Вешние воды / The Torrents of Spring
1926 - И восходит солнце (Фиеста) / The Sun Also Rises
1929 - Прощай, оружие! / A Farewell to Arms
1937 - Иметь и не иметь / To Have and Have Not
1940 - По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls
1950 - За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees
1952 - Старик и море / The Old Man and the Sea
1961 - Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro
1970 - Острова в океане / Islands in the Stream
1986 - Райский сад / The Garden of Eden
1999 - Проблеск истины / True at First Light

Документальная проза

1932 - Смерть после полудня / Death in the Afternoon
1935 - Зелёные холмы Африки / Green Hills of Africa
1962 - Хемингуэй, дикое время / Hemingway, The Wild Years
1964 - Праздник, который всегда с тобой / A Moveable Feast
1967 - By-Line: Ernest Hemingway
1970 - Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр / Ernest Hemingway: Cub Reporter
1981 - Эрнест Хемингуэй: Избранные письма / Ernest Hemingway Selected Letters 1917–1961
1985 - Опасное лето / The Dangerous Summer
1985 - Dateline: Toronto
2005 - Under Kilimanjaro

Эрнест Миллер Хемингуэй (англ. Ernest Miller Hemingway; 21 июля 1899 года, Оук-Парк, Иллинойс, США - 2 июля 1961 года, Кетчум, Айдахо, США) - американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго - городке Оук-Парк (Иллинойс, США). Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.

Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займётся медициной и естествознанием.

Когда Эрни было 3 года, отец подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть названия всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе.

Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке, особенно ему нравились работы и историческая литература.

Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына. Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели. Много лет спустя, уже будучи пожилым человеком, Эрнест скажет: "Моя мать целый год не пускала меня в школу, чтобы я учился музыке. Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта" .

Тем не менее сопротивление этому было подавлено матерью - Хемингуэй должен был ежедневно заниматься музыкой.

У семьи, кроме зимнего дома в Оук-Парке, был ещё коттедж «Уиндмир» на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сёстрами отправлялся в эти тихие места.

Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами - сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка.

В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.

Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego, Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец - Кларенс покончит жизнь самоубийством - будут всегда волновать писателя.

Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом. Эрнест позже говорил: "Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать... быстро и жёстко, подобно быку" .

В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Сначала был напечатан «Суд Маниту» - сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере - новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» - о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету The Kansas City Star. Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах.

Эрнест Хемингуэй наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронт Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста.

В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Прощай, оружие!» .

На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Скио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салунов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго терпеть такую жизнь и добился перевода на реку Пьяве, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.

8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него извлекли 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.

21 января 1919 года Эрнест вернулся в США героем - о нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За воинскую доблесть» и «Военным крестом». Сам же писатель позднее сказал: "Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы - другая команда, участвующая в состязании" .

Почти целый год Хемингуэй провёл в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем.

20 февраля 1920 года он переехал в Торонто (Канада), чтобы снова вернуться к журналистике. Его новый работодатель, газета «Торонто Стар», позволила молодому репортёру писать на любые темы, однако оплачивались лишь опубликованные материалы.

Первые работы Эрнеста - «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» - высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.

В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи из Оук-Парка и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с «Toronto Star», параллельно занимаясь редакторской работой в журнале «Cooperative Commonwealth».

3 сентября 1921 года Эрнест женился на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправился в Париж (Франция), в город, о котором он уже давно мечтал.

В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп. В книге Эрнест писал: "Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной" .

Хемингуэю предстояло много работать, чтобы иметь средства к существованию и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начал еженедельно отправлять в «Toronto Star» свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль.

Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодёжь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешёвыми развлечениями («Вот он какой - Париж», «Американская богема в Париже» и т. п.).

В 1923 году Эрнест познакомился с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязались тёплые дружеские отношения. Хемингуэй часто проводил время в заведении Сильвии, брал напрокат книги, знакомился с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являлись завсегдатаями лавки.

Одним из самых интересных и значительных для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался о том, что писал, часто беседовал о литературе. Гертруда пренебрежительно относилась к работе в газете и постоянно убеждала, что главное предназначение Эрнеста - быть писателем. С большим интересом Хемингуэй присматривался к Джеймсу Джойсу, частому гостю лавки Сильвии Бич. А когда роман Джойса «Улисс» был запрещён цензурой в США и Англии, он через своих друзей в Чикаго смог наладить нелегальную перевозку и распространение книг.

Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет «И восходит солнце» - пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.


В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин» , а в 1933 - «Победитель не получает ничего» . Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них стали особенно известными «Убийцы», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».

И всё же большинству Хемингуэй стал памятен своим романом «Прощай, оружие!» (1929) - историей любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех - продажам не помешал даже экономический кризис.

В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он увлёкся рыболовством, путешествовал на своей яхте к Багамским островам, Кубе и писал новые рассказы. По мнению биографов, именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя.

Осенью 1930 года Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказался от карандашей, которыми обычно работал, и начал печатать на машинке.

В 1932 году он взялся за роман «Смерть после полудня» , где с большой точностью описал корриду, представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».

В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты - длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась, и уже в конце того же года писатель отправился в путешествие.

Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика, где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту.

В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией. С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь, в английском госпитале, он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку.

Тем не менее этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге "Лев мисс Мэри" , которую Хемингуэй посвятил своей жене и её долгой охоте на льва, а также в произведении "Зелёные холмы Африки" (1935).

Произведения по сути являлись дневником Эрнеста как охотника и путешественника.

В начале 1937 года писатель закончил очередную книгу - «Иметь и не иметь» . В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США. Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды, который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом. Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании. Там началась Гражданская война, которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко, и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обратился в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй.

В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал Штабом интернационалистов и клубом корреспондентов.

Во время бомбёжек и артобстрелов была написана единственная пьеса - «Пятая колонна» (1937) - о работе контрразведки. Здесь же он познакомился с американской журналисткой Мартой Геллхорн , которая по возвращении домой стала его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию, так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале.

Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя - «По ком звонит колокол» (1940). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.

В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года, когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор, и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.

В 1941-1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.

В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида».

В 1949 году писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Там была написана повесть «Старик и море» (1952). Книга говорит о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком.

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году .

В 1956 году Хемингуэй начал работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов - «Праздник, который всегда с тобой» , которая вышла только после смерти писателя.

Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в серьёзную авиакатастрофу.

В 1960 году Хемингуэй покинул остров Куба и возвратился в США, в городок Кетчум (штат Айдахо).

Хемингуэй страдал от ряда серьёзных заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» его поместили в клинику Майо в г. Рочестер (США). Он погрузился в глубокую депрессию по поводу слежки. Ему казалось, что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов. Но в начале 1980-х годов, когда архивное дело Э. Хемингуэя в ФБР было рассекречено, факт слежки за писателем подтвердился - за последние пять лет жизни писателя в дело были добавлены два новых донесения.

Хемингуэя пытались лечить по законам психиатрии. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 13 сеансов электрошока писатель потерял память и возможность творить. Вот что сказал сам Хемингуэй: "Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают... Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем... какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?" .

Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки лечить его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии, страдал от паранойи и всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.

2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья , не оставив предсмертной записки.

Семья Эрнеста Хэмингуэя:

1. Первая жена - Элизабет Хедли Ричардсон (1891-1979). Сын - Бамби Джон (1923-2000). Внучки: Марго (1954-1996), Мариэль (род. 1961).

2. Вторая жена - Паулина Пфайфер (1895-1951). Сыновья: Патрик (род. 1928), Грегори (1931-2001). Внук: Шон Хемингуэй (род. 1967).

3. Третья жена - Марта Геллхорн (1908-1998).

4. Четвёртая жена - Мэри Уэлш (1908-1986).

Библиография Эрнеста Хэмингуэя:

Романы:

1926 год - Вешние воды / The Torrents of Spring
1926 год - И восходит солнце (Фиеста) / The Sun Also Rises
1929 год - Прощай, оружие! / A Farewell to Arms
1937 год - Иметь и не иметь / To Have and Have Not
1940 год - По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls
1950 год - За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees
1952 год - Старик и море (повесть) / The Old Man and the Sea
1970 год - Острова в океане / Islands in the Stream
1986 год - Райский сад / The Garden of Eden
1999 год - Проблеск истины / True at First Light

Сборники:

1923 год - Три истории и десять поэм / Three Stories and Ten Poems
1925 год - В наше время / In Our Time
1927 год - Мужчины без женщин / Men Without Women
1933 год - Победитель не получает ничего / Winner Take Nothing
1936 год - Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro and Other Stories
1938 год - Пятая колонна и первые 49 рассказов / The Fifth Column and the First Forty-Nine Stories
1969 год - Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании / The Fifth Column and Four Stories of the Spanish Civil War
1972 год - Рассказы о Нике Адамсе / The Nick Adams Stories
1987 год - Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя / The Short Stories of Ernest Hemingway
1995 год - Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений / The Complete Short Stories of Ernest Hemingway

Документальная проза:

1932 год - Смерть после полудня / Death in the Afternoon
1935 год - Зелёные холмы Африки / Green Hills of Africa
1962 год - Хемингуэй, дикое время / Hemingway, The Wild Years
1964 год - Праздник, который всегда с тобой / A Moveable Feast
1967 год - By-Line: Ernest Hemingway / By-Line: Ernest Hemingway
1970 год - Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр / Ernest Hemingway: Cub Reporter
1981 год - Эрнест Хемингуэй: Избранные письма / Ernest Hemingway Selected Letters 1917-1961
1985 год - Опасное лето / The Dangerous Summer
1985 год - Dateline: Toronto / Dateline: Toronto
2000 год - Хемингуэй на рыбалке / Hemingway on Fishing
2005 год - Under Kilimanjaro / Under Kilimanjaro.