Cочинение « Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе

Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.

Отвечает ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина - описание дома, в котором жил дядя Онегана:

“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”

Самое замечательное здесь - очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах» и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина - типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.

«Евгений Онегин» и реализм. «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.


Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения - разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл , не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,

Не уважая сердца в нем,

Любил и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем. <…>

Пушкин в романе – не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, а что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастившие Онегина и Автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры, просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. В нем царят свобода, независимость, здесь собирается цвет общества. Праздники, балы, маскарады, театр, салоны – это пиршества души, где утонченные люди сочетают и силу чувств, и глубину духа. Воспевание роскошных угощений не позволяет усомниться в том, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия. Театр приносит особые наслаждения. Домашний быт удобен, красив и приятен.

В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи. Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как "труд упорный им был тошен". Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность.

Цвет столицы - это "необходимые границы", "на все сердитые господа", "диктаторы", "с виду злые дамы" и "не улыбающиеся девицы". Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум... Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни. Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества - словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

В. Г. Белинский писал, что "Евгения Онегина" можно назвать "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". "Евгений Онегин" писался в продолжение йескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой. А. С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. В. Г.

Белинский говорил, что "Евгений Онегин" - произведение историческое, в котором описаны обычаи, нравы и быт русского общества. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое он считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит - имея глаза, ничего не видеть. Онегин был очень близок автору, и через его поступки поэт показал, что общество еще не готово измениться и принять в свой круг такого передового человека, как Евгений Онегин. Пушкин обвиняет общество в смерти Ленского, ведь из-за боязни стать причиной сплетен, смеха и осуждения, Онегин решается принять вызов: ..

Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов... Пушкин показывает не только пороки, но и истинную добродетель и идеал русской женщины в образе Татьяны Лариной. Татьяна, как и Онегин, - существо исключительное. Она тоже понимала, что родилась раньше своего времени, но в то же время она верила в счастливое будущее: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Татьяна относилась холодно к светскому обществу, без сожаления променяла бы его на жизнь в деревне, где она могла слиться с природой: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму... Пушкин подробно и правдиво отразил в романе жизнь помещиков в деревне, их быт, традиции: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели...

Автор с любовью описывает красоту русской природы и с грустью говорит о том, что однообразие убило в людях мечтательность, оптимизм, жизнелюбие: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. А. С. Пушкин отразил жизнь большинства русских семей, в которых женщина не имела права голоса, но привычка заменяла горе, и, научившись управлять мужем, жена могла получить все, что хотела: ...Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла, и довольна стала. Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Читая роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин", понимаешь, насколько подробно и правдиво он описал жизнь крестьян и помещиков, поведение и воспитание детей в семье, жизнь светского общества. Читая "Евгения Онегина", можно почувствовать, что автор живет в этом мире, что-то он осуждает, а чем-то он умиляется. Я считаю, что Белинский, назвав роман "энциклопедией русской жизни", поступил мудро, потому что в нем отражаются все стороны жизни того времени. "Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. В.

Г. Белинский Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", созданный в двадцатые годы девятнадцатого века, в эпоху зарождения и последующего поражения декабризма, стал первым реалистическим романом в русской литературе. Уникальность данного произведения заключается не только в том, что роман был написан в стихах, но и в широте охвата действительности того времени, в многосюжетности романа, в описании особенностей эпохи, в которой жил А. С. Пушкин. "Евгений Онегин" - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". А.

С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Он верно и глубоко показал человека в разносторонних связях с обществом, которое его окружало. И теперь, спустя почти два столетия, можно с уверенностью сказать, что А. С. Пушкину это действительно удалось. Недаром его роман по праву был назван В. Г. Белинским "энциклопедией русской жизни".

В самом деле, прочитав этот роман, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели. Я узнала о том, как одевались люди, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая это уникальное произведение и перелистывая страницу за страницей, я смогла познакомиться и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам, читателям, более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.

Красиво и поэтично поэту удалось изобразить прелести Петербурга и Москвы. Он любил Москву, сердце России, поэтому в некоторых строках его лирических отступлений об этом чудеснейшем городе можно было услышать следующие восклицания души поэта: "Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!". Более близкая поэту деревенская Россия. Вероятно, поэтому особое внимание в романе было уделено деревенской жизни, ее жителям и описаниям русской природы. Пушкин показывает картины весны, рисует прекрасные осенние и зимние пейзажи. При этом он, как и в показе людей и их характеров, не стремится к описанию идеального, необыкновенного.

У поэта в романе все просто и обыденно, но в то же время и прекрасно. Так писал В. Г. Белинский в своих статьях о романе: "Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью". Это, на мой взгляд, и делает роман А. С. Пушкина популярным и по сегодняшний день. Казалось бы, сюжетная линия романа проста.

Сперва Татьяна полюбила Онегина и откровенно призналась ему о своей глубокой и нежной любви, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что они любили друг друга, они не смогли соединить свою судьбу. И виноваты в этом их собственные ошибки. Но особую выразительность роману придает то, что на эту простую сюжетную линию реальной жизни как будто нанизано множество картин, описаний, лирических отступлений, показано множество реальных людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. Прочитав роман А.

С. Пушкина "Евгений Онегин", я поняла, как важно бывает порой знать правду жизни. Если бы ни реалистические творения многих писателей и поэтов тех времен, мы бы, сегодняшнее поколение, никогда бы, наверное, не узнали о реальной жизни прошлых столетий, со всеми ее изъянами и особенностями. Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. "Евгений Онегин" - это реалистическое произведение.

Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.

“Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.

Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.

Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.

В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.

Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы - это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум...

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.

Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества - словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.

“Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.

Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.

Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.

В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.

Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы - это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум...

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.

Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества - словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.