Ван Дейк - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография ван дейка

Знаменитый фламандский живописец - Антонис ван Дейк.

Антонис ван Дейк

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599-1641) -знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в .

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75-1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная гал., Берлин-Далем) .

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 - начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен.
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; "Св. Мартин", церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck - Virgin and Child - Walters

Anthonis van Dyck - Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck - Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck - Pentecost

Anthony van Dyck - The Brazen Serpent

Anthony van Dyck - Christ on the Cross

Anthony van Dyck - Crucifixion -

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

:Anthony van Dyck - Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck - Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck - Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck - St George and the Dragon

Anthony van Dyck - St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей


С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; "Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой


Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck - Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт


Charles II, Marie and James II


С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635, Лувр, Париж), его семьи ("Дети Карла I", 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Нац. гал. искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры.

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632


В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х - начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый живописец Фландрии привлекателен, изящен, кажется элегантным аристократом. Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена, он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю жизни. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка - своего рода идеал творческой натуры. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк - баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием.

Десятилетним мальчиком он пришел в мастерскую авторитетного в ту пору художника Хендрика ван Балена, учился легко и блестяще, а в девятнадцать лет уже был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Решающее влияние на развитие творчества Ван Дейка оказал Рубенс, в мастерской которого он работал и с которым сотрудничал в ряде заказов.

Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, обращался к более легкой живописи, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему. Более сдержанна и жизненно убедительна картина "Святой Мартин и нищий" (ок. 1620-1621, Виндзор, Королевское собрание).

Существуют два равноценных варианта этой картины. Создание вариантов было связано с огромным успехом произведений Ван Дейка, что, по-видимому, объяснялось их большей, чем у Рубенса, доступностью зрительским вкусам.

Исследователи тщетно пытались обнаружить возможное соперничество между Рубенсом и его талантливейшим учеником. Факты свидетельствовали об обратном. Неоспоримый авторитет учителя поддерживал Ван Дейка в художественных кругах Англии и Италии. Рубенс первый прозорливо отметил редкий дар молодого живописца как мастера портрета.

Ван Дейк не только один из создателей парадного аристократического портрета XVII века, широко признанного в высших кругах европейского общества. Особую привлекательность его образов составляет воплощенный в них эмоциональный и интеллектуальный мир человека. Портреты, как бы приподнятые над повседневностью, обладают правдивой и живой характерностью.

В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный - его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик), известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка.

Знакомство во время первой поездки в Англию ко двору Якова I с английскими собраниями итальянских картин Возрождения побудило Ван Дейка посетить саму Италию.

Путь его лежал в Геную, связанную с Фландрией давними торговыми отношениями. В 1621-1627 годах помимо Генуи он посетил дважды Рим, Венецию, Падую, Милан, Турин и Палермо. Активно изучая итальянскую живопись, Ван Дейк особенно увлекался произведениями Тициана. Его альбом с зарисовками с натуры и с картин венецианцев хранится в Британском музее Лондона.

В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. Поток золотистого света озаряет одухотворенное лицо Бентивольо, мерцающий алый шелк и белоснежные кружева кардинальского одеяния.

В Палермо (Сицилия в ту пору подчинялась испанской короне) мастер создал превосходный поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа). Светлая фигура правителя Сицилии парадном позолоченном вооружении выступает на темном фоне, весь его облик проникнут властностью.

Основная деятельность Ван Дейка в Италии проходила в Генуе под покровительством старинных аристократических семей, для которых раньше работал Рубенс. Пребывание в Генуе стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства.

Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса, Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины. Перед зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринужденной. Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов, их открытых природе террас. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622-1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Но по-прежнему господствуют портреты, которые обретают зрелость мастерства, становятся разнообразнее и глубже. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений. Объем портретных работ огромен, он включает парадные изображения сановников, вельмож, бюргеров, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок.1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Богатство характеристик отличает также офорты Ван Дейка, составившие изданную в 1645-1646 годах Иконографию - сборник офортных портретов известных современников (мастер собственноручно исполнил полтора десятка изображений, для остальных он делал предварительные эскизы).

После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Поздний брак с Мери Расвен, молодой фрейлиной королевы, вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.

В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены, истолкованы более интимно. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Интересен тройной портрет, изображающий короля в профиль справа, в три четверти, и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию.

Портретируя знатных особ, художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Один из ранних, исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе стоит на лестнице, ведущей в сад. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы, когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов.

По словам принцессы Софии, племянницы короля, прекрасные портреты Ван Дейка создали у нее выгодное представление о всех английских дамах. Когда же она в 1641 году встретила королеву, то была изумлена, увидев, что Генриетта Мария - «коротышка с длинными и тощими ручками, с одним плечом выше другого и торчащими изо рта, как бивни, зубами». Присмотревшись, принцесса убедилась, что у королевы «очень красивые глаза, прямой нос и восхитительный цвет лица».

Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие - трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.

Многочисленные портреты Ван Дейка воссоздают атмосферу английского двора накануне революции 1648 года, приобретают значение бесценных исторических и художественных документов. Они не все равноценны. Среди помпезных, сияющих красками придворных изображений встречаются более строгие, правдивые образы, отмеченные содержательным психологизмом.

Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни, исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа, и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам; знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет, подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам.

Трудно судить, насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис монархии Стюартов. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он совершил две поездки в Париж. Потерпевший неудачу во всех своих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.

Влияние Ван Дейка на европейскую живопись было всепроникающим и длительным. Он стал основателем английской школы портрета, достигшего исключительного расцвета в XVIII веке.

Татьяна Каптерева

Антонис ван Дейк (22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Биография Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.

В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

Творчество Дейка

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.

В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.

Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:

— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?

— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.



Антонис Ван Дейк прожил не долгую, но яркую жизнь. Он был учеником самого Рубенса. И даже в какой-то период художественное мастерство юного Ван Дейка стало на одну ступень с творчеством его учителя. Об этом свидетельствует лист секретаря выдающегося английского коллекционера графа Ерендела, в котором он сообщает своему господину о том, что "художественные произведения ученика Рубенса (шла речь о Ван Дейка) оцениваются искусствоведами так же высоко, как и картинам его учителя".



Антонис ван Дейк (Рубенс - траур по жене)



Портрет Мари Русвен, жены художника

Размах таланта Антониса оказался в разножанровых картинах. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты - глубокой одухотворенности. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков. В Венской академии изобразительного искусства доныне сохраняется замечательный за выполнением автопортрет самого художника, написанный им в возрасте 16 годов. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Воротничок рубашки выписан одним смелым мазком билила, который свидетельствует о редком для такого юного художника мастерстве и уверенности в себе. Такая отшлифованная техника и ощущение своей силы - характерные черты творчества Антониса Ван Дейка. Историки назвали его вундеркиндом - художником от природы.


Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). Получил блестящее образование. Кроме фламандского языка, Антонис владел испанским, итальянским, французским и английским; имел блестящие знания из истории, теологии и мировой культуры. Учиться рисованию мальчик начал в 10 лет у известного на то время мастера Хендрика Ван Балена. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. До наших времен сохранился контракт, подписанный Рубенсом в 1620 году из настоятелей церкви иезуитов в Антверпене. Ван Дейк - единственный, названный по имени, помощник Рубенса из росписи потолка этой церкви. Но уже тогда в своих ранних работах молодой мастер стремился отойти от прямого подражания приемам славного учителя и достичь самостоятельных глубин в изображении художественного образа. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид.


Некоторое время Антонис Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова І, который назначил художнику "ежегодный пенсион", однако парень отказался от предложения оставаться в Лондоне и попутешествовал в Италию - для завершения своего художественного образования. Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. От четырехлетнего путешествия потомкам остался "Итальянский альбом" Ван Дейка. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека ("Портрет кардинала Г. Бентиволе").


Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом наибольших аристократических семейств города. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза Улена Гримальди", "Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли", "Паола Адорно с сыном", "Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли", "Маркиза Бальбиани", "Семейство Ломеллини", "Старый сенатор"). В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен.


В1627году Ван Дейк возвращается в Антверпен, где занимает должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Он продолжает работать в жанре портрета, создает религиозные и мифологические композиции, осуществляет уникальное издание серии гравюр "Иконография Ван Дейка", которая состоит из ста портретов выдающихся современников того времени. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника, фаворита, любимца судьбы.




старшие дети Карла


В 1632 году по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию и становится "главным живописцем на службе Их величества", получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Благодаря браку с Мэри Рутвен, молодой фрейлины королевы, перед Ван Дейком отворяется мир английской аристократии. В Лондоне Ван Дейк проживал в чрезвычайной роскоши: держал слуг, кареты, коней, музыкантов, певцов и клоунов, которые развлекали его титулованных посетителей, которые приходили позировать для портретов. Кстати, Ван Дейк был настолько популярным, что позировать для его портретов считалось честью. Банкир Еберхард Ябах, который был приятелем Ван Дейка и неоднократно служил ему моделью, рассказал, как обычно действовал художник: живописец назначал модели день и время сеанса и никогда не работал больше часа над одним портретом. Когда время исчерпывалось, он вставал, кланялся, давая модели понять, что на сегодня достаточно и договаривался о дне и времени следующего сеанса, после чего заходил лакей и готовил новую палитру, а Ван Дейк принимал другого заказчика, приглашенного им на этот час. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами.




Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла І ("Портрет Карла І верхом", "Карл І на охоте", "Карл І в трех ракурсах"), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. В портретах английских аристократов Ван Дейк стремился воплотить свой идеал духовно утонченной личности, показать не только внешнее преимущество, но и аристократизм духа. Во время пребывания на должности главного живописца английского короля Антонис Ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, рисовал там портреты официальных лиц. Он получил от антверпенской гильдии звание "почетного декана", которое раньше принадлежало его учителю Рубенсу, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ, циклом обоев для дворца Уайтхол в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего дважды приезжал в Париж. Однако напряженная работа недодала сил художнику - хрупкий от природы он тяжело заболел, а вскоре, 9 декабря в 1641 г., умер и был похоронен в лондонском соборе Святого Павла.





Виллем II и Марии Стюарт























Невзирая на короткую творческую жизнь, которая длилась всего лишь 20 лет, наследство Антониса Ван Дейка насчитывает свыше 900 полотен, которые уникальны техникой выполнения и сюжетами и действительно принадлежат к мировой казне изобразительного искусства.


Статуя Антонис ван Dijck у входа в Меир в Антверпене.

Антонис ван Дейк — великий фламандский (нидерландский) художник . Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Антонис с детства тяготел к рисованию и поэтому уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Он перенимал форму его живописи, учился секретам создания потрясающих полотен, передачи драматической светотени, построению композиции и так далее. Однако, Антонис ван Дейк всегда был самостоятельным и, обучившись всем секретам, всегда стремился отойти от подражания Рубенсу, чтобы писать картины, которые бы по стилистике и содержанию были не похожи на работы ни одного другого художника.

Хотите построить собственную баню и при этом не разориться? Вместе с HotBanya баню построить легко, просто и быстро. Заходите на сайт, чтобы узнать основы и все тонкости строительства.

Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Это в полной мере отразилось на его живописи. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. В это же время он стал писать картины совместно с (1577-1640). Стоит отметить, что именно искусство создания портрета прославило его как настоящего мастера живописи. В XVI веке портрет занимал довольно низкое положение в европейской живописи и Ван Дейк смог сделать этот жанр невероятно популярным. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Также художник создавал семейные портреты и, так называемые, парадные портреты, одним из изобретателей которых он и является. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Работал при дворе короля Якова I и Карла I. Последний посвятил своего портретиста в рыцари и даже пожаловал ему статус королевского художника.

Антонис ван Дейк умер 9 декабря 1641 г. в Лондоне. За свою жизнь он написал большое количество картин, портретов официальных и высокопоставленных лиц. В настоящее время его работы хранятся в самых крупных музеях мира, среди которых: Эрмитаж, Лувр, Метрополитен-музей, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Галерея Лихтенштейн, Музей старинного искусства в Брюсселе и другие.

Автопортрет

Амур и Психея

Генриетта Мария

Генриетта Мария

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд

Карл I на охоте

Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская

Любовь невзаимная

Люси Перси, графиня Карлайл

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком

Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет