Школьная энциклопедия. Что такое портрет. Стили и Жанры портрета Портрет в живописи картины

Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, - утверждал Гегель, - начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета.

Портрет - это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное исследование психологии личности, внутреннего мира портретируемого. Воспринимая портретный образ, проникая в мысли и чувства изображаемого человека, мы постигаем не только самого человека, но и окружающий его мир призму его чувств и мыслей.

Задача художника заключается в передаче характерных черт человека и выявления как типического, социально значимого, так и индивидуально ценного.

Специфические особенности художественно образных средств в портретном жанре, его закономерности и формы вырабатывались в процессе исторического развития.

Существуют два основных вида портрета: интимно-камерный и парадный. Каждый из них в процессе исторического развития претерпевал значительные изменения, но принцип художественно-образного отражения оставался неизменным.

Следует отметить, что слово «интимный» означает глубоко личный, внутренний, сокровенный, однако из этого не следует, что интимность в портрете означает изоляцию личности от окружающего мира: он, безусловно, находит свое отражение, преломляясь через то глубоко личное, что художник передавал в портрете. Особое значение в интимном портрете приобретает психология портретируемого. Главная задача здесь - исследование личности человека, передача его характернейших особенностей, что требует от художника прежде всего глубокого проникновения в личность изображаемого человека.

Художественная же форма интимного портрета определяется и композиционными особенностями. Это, как правило, картины небольшого размера, где композиционным узлом является лицо человека, которому художник отводи ведущую роль. Интимный портрет редко бывает обстановочным. Это обычно фигура, а чаще всего поясное изображение на нейтральном фоне, что дает возможность художнику сосредоточить внимание на лице, глазах, акцентировать через них главное, проследить пластические особенности строения головы и передать через эти особенности характер человека.

Например, в «Портрете В. Брюсова» М.А. Врубель изображает поэта стоя, со скрещенными на груди руками. Фоном портрету служит эскиз какой-то композиции самого Врубеля. Беспокойные, ломанные линии как бы обрамляют лицо Брюсова, внося эмоциональный настрой, ощущение тревоги. И вместе с тем поэт предстает удивительно спокойным, одухотворенным, в нем нет и намека на внутренний надлом и безысходность, свойственные настроению многих художников и литераторов того времени. Уравновешенная композиция (фигура расположена по центру), естественный жест руки - это все дает ощущение большой внутренней силы, уверенности. Необыкновенно выразительно лицо В. Брюсова. По глубине проникновения в образ, по силе экспрессии этот портретный рисунок Врубеля по праве принадлежит к числу лучших графических портретов в русском искусстве.

Парадный портрет - явление менее распространенное в современном искусстве. Само слово «парадность» в отношении портрета иногда употребляется в отрицательном смысле, хотя это не всегда справедливо. Парадный портрет - определенный вид портретного жанра, имеющий свои цели закономерности. История искусства выдает нам примеры замечательных произведений, принадлежавших к этому виду. Достаточно назвать имена Д. Веласкеса, А. Ван Дейка, Д. Левицкого, П. Рубенса, в творчестве которых парадный портрет занимал не последнее место.

Большое значение парадному портрету придавал В.А. Серов. Именно здесь он искал для себя «большой стиль» в искусстве, например, изображая М.Н. Ермолову, он представляет зрителю большую актрису, чье творчество исполнено высоких гражданских идеалов. Это главная идея произведения, и художник настоятельно стремился донести ее до зрителя. Композиционно портрет построен таким образом, что Ермолова кажется возведенной на пьедестал. Художник при изображении фигуры выбрал нижнюю точку зрения и писал сидя на низенькой скамейке. Фигура Ермоловой вписывается четким силуэтом в пространство холста, легко читается и со всей убедительностью передает величие актрисы.

Парадный портрет - это портрет, раскрывающий одну какую-либо черту человеческой личности в связи с ее положением в обществе, особыми заслугами в определенной сфере деятельности и т.д. Естественно, что само идейное содержание такого рода портрета требует особых средств воплощения. Парадный портрет отличается в первую очередь монументальностью решения. Это мы видим в портрете Ермоловой, это же свойственно и «Портрету Ф. Шаляпина» В.А. Серова.

Идея портрета, рожденная в результате эмоционального отношения к человеку, проникновения в его психологию, философского осмысления изображаемого, требует в каждом отдельном случае своих композиционных и технических средств выражения.

В портретном жанре существуют различные типы композиции. Это голова, поясной портрет, фигура в рост, групповой портрет.

Ярким примером группового портрета может служить работа П.Д. Корина «Портрет художников М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова». Идея портрета - показать художников - борцов как единый творческий коллектив, спаянный пониманием своей задачи, - определила и композицию картины. Художники сидят за рабочим столом, на котором изображены эскизы, баночки с яркими красками, флейцы; фоном служат плакаты, созданные художниками во время войны. Напряженный колорит, построенный на контрастах черного красного и синего цветов, создает необходимый эмоциональный настрой картины. Мы видим разных людей, объединенных художником в единый образ.

Главная задача портрета - создание конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника прежде всего глубокого проникновения в личность изображаемого человека, передачи индивидуального облика, раскрытия сущности его характера. И несмотря на то, что передача индивидуально неповторимых черт модели является непременным условием портрета. Задача художника состоит в обобщении, выявлении типических черт с сохранением выразительных особенностей конкретного человека.

Необходимость передачи индивидуального сходства определяется самим фактором существования портрета, вне сходства не может быть портрета как самостоятельного жанра.

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.

Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание. В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и связей со стороны их значения, смысла, коренных вопросов человеческого существования. Сознание погружается в самого себя. Человек при этом освобождается от односторонности, от узости страсти или случайного настроения. Индивид внутри себя преисполнен поэзии и фантазии , глубокого погружения в размышления и мысли, в собственный замкнутый внутренний мир.

Такому состоянию противопоказано действие, речедвигательная активность (на портрете человек, как правило, не «говорит». На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) – сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой.

Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик – социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.

Созерцающе-размышляющий индивид изображается на портрете во внешнем облике. Главное здесь – зеркало души, лицо, а в лице – выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он «проходит» сквозь зрителя.

В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета? Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». Портрет – серьезен. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Портрет опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля , «льстит» модели. Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п. Духовный аспект – главное в портрете. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.

Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.

С точки зрения содержания (семантики) портрета жанра, несовместимыми с его архетипом принято считать «натюрмортные» и «декоративные» портреты. «Натюрмортные» портреты, изображая индивидуальность, трактуют ее как «вещь», «декоративные» – не с позиций категории «серьезного», а с точки зрения «декоративного ощущения».

Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Эстетическая форма выражения должна быть только совершенной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Сходство – это подобие, но не тождество. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета.

Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Портрет –«автопортретен». Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актером и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая. Одушевленность модели на портрете также входит в число черт, составляющих инвариант портрета. Поскольку портрет всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.

Для чего создается портрет, каково его жизненное назначение?

Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора). Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.

В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны, их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Канон не следует отождествлять со штампом, он является одной из форм развития искусства и его жанров. Требования канона распространяются на все уровни формы, которые в своей целостности характеризуют стиль портрета. Например, стиль авангардного портрета конца XIX–XX вв. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа».

В итоге можно дать следующее определение жанра портрета в его классическом виде: портрет раскрывает с позиций эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения внешнего облика человека (композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза), выражающего рефлексивно-медитативное состояние модели и автора.

Евгений Басин

Что такое портрет (рortrait - франц. более старый - portraire - значит изображать) - Портрет это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

Рисование лица человека в портрете это самое сложное направление в изобразительном искусстве. Художник должен обнаружить главные акценты личности, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный нрав портретируемого. В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост. Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль. Творческий портрет это креативная картина, особый жанр живописи, относящийся к созданию чего либо нового в изображении человеческой личности.

Основы портрета. Основным и главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер, цветовые оттенки головы. Потом жест и мимика относящиеся к определенному персонажу, художник находит черты большей жизненности, естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь то одежда фон, запечатление на холсте деталей определенного антуража, считаются более условными так как сходство от этого не зависит.

Сходство в портрете занимает основную и доминирующую роль, если сходство сильно хромает это перевешивает в минус все остальные положительные достоинства классического портрета, в результате это может быть красивая в проработке и по цвету но безликая картина.

Если заказать портрет по фото на этом сайте, это будут следующие стили портрета, маслом на холсте и сухая кисть. Портреты бывают разных стилей и техник исполнения, самой заметным стилем, то есть, техникой исполнения является конечно написание портрета маслом на холсте. Написание портрета маслом это очень длительный и трудоемкий процесс требующий большого терпения и аккуратности. Этот стиль исходит из глубины веков и заслужил огромную славу во всем мире.

Часто художники рисуют наброски или быстрые портреты углем, сепией, сангиной и намного реже особенно в настоящее время рисуют портреты карандашом или портреты пастелью и акварелью, хотя это несомненно первоклассные стили исполнения портретов, более трудоемкие, но заслуживают особого внимания. Но стиль портрета сухая кисть также набирает обороты в популярности. Вы можете посмотреть видео, где художник Игорь Казарин рисует портрет девушки в этой замечательном стиле рисования портрета.


Жанры портрета подразделяются: камерный, интимный парадный портрет , и также автопортреты, где как правило художники изображают самого себя. Жанр портрета в изобразительном искусстве это естественный не нуждающийся в конкретном обосновании самостоятельный жанр живописи.

Поджанры портрета: Границы жанра портрета отражают различные направления взаимосвязанные с элементами других жанров. Например, Исторический портрет: изображение человека в одежде прошлых веков, создается по воображению и по доступным материалам, воспоминаниям того времени. Картина портрет - персонаж представлен в окружении природы, архитектуры с сюжетом мира вещей и предметов быта. Костюмированный портрет персонаж изображается в исторических театральных костюмах красивых для восприятия и различной взаимосвязанной с сюжетом атрибутикой.

Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Просмотр содержимого документа
«Портрет в живописи?. Виды портрета человека.»

Портрет в живописи Виды портрета человека


Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".


карандашный

акварельный

ГРАВИРОВАННЫЙ

ПОРТРЕТ

СКУЛЬПТУРНЫЙ

ЖИВОПИСНЫЙ

( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ)

РЕЛЬЕФНЫЙ

(на медалях и монетах)


Акварельный

портрет

Карандашный портрет

Гравюра

Живописный портрет

(масло)

Скульптурный портрет

Рельеф


ВИДЫ ПОРТРЕТА:

  • камерный; психологический; социальный; парадный; автопортрет.
  • камерный;
  • психологический;
  • социальный;
  • парадный;
  • индивидуальный, двойной, групповой;
  • автопортрет.

Камерный портрет - портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.


Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.


Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.


Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.



Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.


По формату портреты различают:

  • головные (оплечные);
  • погрудные;
  • поясные;
  • по бедра;
  • поколенные;
  • во весь рост.

Головной портрет

Поясной портрет

Портрет во весь рост

Погрудный портрет

Портрет по бедра


По повороту головы портреты бывают:

  • в анфас (фр. en face, «с лица»)
  • в четверть поворота направо

или налево

  • вполоборота
  • в три четверти
  • в профиль

Задание:

Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.

Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

Портретное искусство зародилось ещё в глубокой древности. Но путь к реалистическому портрету был очень долгим.

Портретом в изобразительном искусстве называют изображение какого-либо человека или группы людей. Через внешний облик человека на портрете показан и его внутренний мир.

О термине

Слово «портрет» (portrait) в европейской культуре первоначально означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, в том числе и животного. И только в XVII в. Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа».
Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются портретами – они написаны не с конкретного человека, это лишь обобщающие образы. Исключение составляют портреты святых Нового времени, созданные при их жизни.

История становления портретного жанра

Первые образцы портрета относятся к древнеегипетской скульптуре. Но о скульптуре мы будем говорить в отдельной статье.

Средневековый портрет в основном был лишён персонализации, хотя фрескам и мозаикам византийских, русских и других церквей присущи ясная физиономическая определённость и духовность: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей.
Начиная с X-XII вв. портрет в Западной Европе начинает развиваться интенсивнее: сохраняется в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре. Его моделями являются в основном знатные лица – правители и члены их семей, свита.
Постепенно портрет начинает проникать и в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода – «Портрет Иоанна Доброго», второго короля Франции.

Неизвестный художник. «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.)
Что касается портретного жанра на Востоке, то там ситуация была более благоприятной: сохранившиеся портреты относятся к 1000 н.э., а средневековый китайский портрет вообще отличается большой конкретностью.

Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня» (1238 г.)
Этот портрет поражает не только умением изображать индивидуальные черты внешности персонажа, но и способностью передачи внутреннего мира человека, его интеллекта.
Древняя перуанская культура индейцев мочика (I-VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты.

Развитие жанра

Особого расцвета жанр портрета достиг в эпоху Возрождения. Это и понятно: ведь изменилась идеология эпохи – человек стал личностью и мерой всех вещей, поэтому его изображению придавалось особое значение. Хотя первые портреты ещё повторяли изображения античных монет и медалей (изображения в профиль).

Пьеро делла Франческа «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» (1465-1466)
В эпоху раннего Возрождения произошёл «выход из профиля в фас», что указывало на становление жанра европейского портрета. К тому же в это время возникла техника масляной живописи – портрет становится более тонким и психологичным.
В портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) жанр получил ещё большее развитие. В портретных образах очевидно выражен интеллект, человеческое достоинство, чувство свободы, духовная гармония.
Самый известный портрет в мире, относящийся к этому периоду, – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503-1519). Лувр (Париж)
Известные немецкие портретисты этого периода – А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет» (1500)
В эпоху маньеризма (XVI в.) возникают формы группового и исторического портрета. Известным портретистом того времени был испанский художник греческого происхождения Эль Греко.

Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» (1592). Государственный Эрмитаж (Петербург)
В XVII в. высшие достижения в портретной живописи принадлежат Нидерландам. Мировосприятие портрета того времени наполнено уж другим, по сравнению с эпохой Возрождения, содержанием: взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Происходит демократизация портрета – это особенно заметно в Голландии. На полотнах появляются люди самых различных социальных слоёв общества и возрастных групп.

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Увеличивается количество заказных портретов. Художники (Диего Веласкес, Хальс) начинают создавать портреты-типы людей из народа. Разрабатывается форма автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). Создаются парадные портреты, а также портреты семейные.

Рембрандт «Саския в красной шляпе» (1633-1634)
Величайшими фламандскими портретистами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, голландскими – Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов всей истории жанра. В портретах Веласкеса явно ощущаются артистизм и психологическая завершённость.

Д. Веласкес «Автопортрет» (1656)
В начале XVIII в. портрет как жанр деградирует. Особенно это касается реалистического портрета. Почему это произошло?
Всё чаще портреты стали писаться по заказу. А кто заказчики? Конечно же, не беднота. Аристократы и буржуа требовали от художника одного: лести. Поэтому портреты этого времени обычно приторны, безжизненны, театральны. Парадные портреты сильных мира сего становятся эталоном портретного жанра – вот отсюда его упадок.

Г. Риго «Портрет Людовика XIV» (1701)
Но упадок жанра не означал его полного уничтожения. Эпоха Просвещения способствовала возвращению реалистического и психологического портрета. Поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, портреты Фрагонара, английского художника У. Хогарта открывают новую страницу портретного жанра. В Испании в этом жанре начинает работать Гойя. В России появились живописцы мирового уровня – Д. Левицкий и В. Боровиковский .
Широкое распространение получает портретная миниатюра.

Д. Евреинов «Портрет графа А. С. Строганова». Эмаль. 8,2 × 7 см, овал. 1806. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Классицизм , господствовавший в XIX в., сделал портрет более строгим, потерявшим пышность и слащавость XVIII в.
Наиболее заметным явлением в этом жанре был художник Жак Луи Давид.

Ж. Л. Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800)
Эпоха романтизма привнесла в портрет критическую линию. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV». Эта работа была заказана как парадный портрет, но в итоге отразила безобразие правящей династии.

Ф. Гойя «Портрет семьи Карла IV»
Техника письма этого портрета великолепна, но Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Он поставил представителей королевской семьи в ряд, и центром стали фигуры тучного короля Карлоса и его некрасивой жены Марии-Луизы.
Дана точная психологическая характеристика каждому персонажу. Изображения достоверны, написаны на грани гротеска и карикатуры. Это правдивый портрет королевских персон. Французский романист Теофил Готье так сказал о главных персонажах этого портрета: они напоминают «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею».
В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу. И только дети на картине Гойи прекрасны – симпатия Гойи к детям была неизменной.
Громко заявили о себе русские портретисты Орест Кипренский , Карл Брюллов , Василий Тропинин. О них – отдельная статья.
Из мастеров этого периода известен Ж.О.Д. Энгр. С именем француза Оноре Домье связано возникновение первых значительных образцов сатирического портрета в графике и скульптуре.
С середины XIX в. появляется портрет реализма. Для него характерен интерес к социальной характеристике изображаемого, психологическая характеристика. В России передвижники открыли новые возможности в живописи, в частности, в портретной.

Иван Крамской «Портрет художника И.И. Шишкина» (1873)
К этому времени относится рождением фотографии, фотопортрет становится серьёзным конкурентом живописному портрету, но в то же время побуждает его к поискам новых форм, недоступных фотоискусству.
Импрессионисты внесли новую концепцию в портретный жанр: отказ от максимального правдоподобия (его они оставляли фотопортрету), но сосредоточенность на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

К. Коровин «Портрет Шаляпина» (1911)
Поль Сезанн стремился в портрете выразить какие-то устойчивые свойства модели, а Винсент ван Гог через портрет пытался отразить проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.
В конце XIX-начале XX вв. в искусстве главенствовал стиль модерн , портрет того времени становится лаконичным и часто гротескным (у Тулуз-Лотрека, Эдварда Мунка и др.).

Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1893)
В XX в. портрет снова переживает упадок. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его качеств. Они намеренно уходят от реального облика модели и сводят её изображение к условности. Считается, что точность изображает фотография, а художник должен показать неповторимость и уникальность изображаемого персонажа. Ну, примерно вот так.

Хуан Грис «Портрет Пикассо» (1912)
Среди портретистов XX в., работающих в реалистическом портретном жанре, можно назвать американских художников Роберта Генри и Джорджа Беллоуза, Ренато Гуттузо (Италия), Ганса Эрни (Швейцария), Диего Ривера и Сикейроса (Мексика) и др. Но интерес к портрету в 1940-1950-х гг. в целом падает, но повышается интерес к абстрактному и нефигуративному искусству.