Оставьте их они слепые. "Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Резюме.

Мф. 15:14 «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эти слова Христовы призывают, прежде всего, к большой осторожности в выборе духовного руководителя. Верующему, ищущему наставника в своей жизни, прежде всего, необходимо убедиться, что этот человек нравственно безукоризнен и учит не от себя, а по святым отцам; не заражен властолюбием и не требует себе подчинения; разумный, не раздражительный и нестяжательный.

Святые отцы исключительно большое внимание придают этому вопросу, поскольку от выбора духовного руководителя во многом зависит спасение или гибель христианина. Они призывают верующего быть здесь крайне неспешным и осторожным. Прп. Петр Дамаскин делился своим печальным опытом: «Много я получил вреда от неопытных советников ».

И вот что пишет об этом прп. Иоанн Лествичник : «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели ».А прп. Кассиан Римлянин предупреждает: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись на­ружным видом старости и высказав свои по­мышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих » (Цит. по: Игн. Брнч. Т.1,491).

Свт. Игнатий делает вывод уже́ применительно к нашей эпохе: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас !» (Игн. Брнч. Т.1, с. 274). И советует: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость ». «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и бра­тиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увле­кайся советом по первоначальному действию его на тебя !» (Игн. Брнч. Т.V,77).

Отвечая на вопрос, можно ли разлучаться с неудачным духовником, свт. Игнатий приводит слова одного из самых авторитетных древних наставников: «Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным » (Игн. Брнч. Т.V,74).

Сперва предлагаю послушать Якова Кедми, а потом я поделюсь некоторыми своими соображениями, на которые меня натолкнули его весьма интересные мысли…

О том, о чём говорит в данной программе Яков Иосифович, я писал не раз, но только в приложении к Украине. Всё сказанное в данной программе в большей степени относится к ней, чем к Израилю. Поясню почему.

Какие бы ошибки в принятии политических решений не совершало руководство израильского государства, они в любом случае компенсируются еврейской ментальностью, основанной на прагматизме и рациональном мышлении. Именно это позволяет израильтянам, даже совершая ошибки, успешно жить и выживать в крайне агрессивной внешней среде. А ментальность малоросса (украинца) зиждется на эмоциях. В душе малоросса действительная реальность - это лишь элемент каких-то его внутренних, субъективных переживаний и рефлексий. Отсюда эта манипулятивность и внушаемость значительной части украинского населения, действующего уже 25 лет вразрез своих собственных интересов, и абсолютная неадекватность украинского государства не только в политической, но и финансово-экономической сферах. Майданы, большая кровь, хаос и та руина, которую мы сейчас наблюдаем на Украине - прямое следствие всего вышеупомянутого.

У малороссов эмоции и фантазии подавляют рациональное мышление. Именно поэтому многие из них считают себя «украинцами», рассматривают русских как врагов и видят в Западе друга и покровителя. Во всём этом нет логики, всё это никак не связано с действительной реальностью, но всё это отвечает современным украинским мифологемам, вызывающим у своих носителей некие (приятные/неприятные) эмоциональные переживания. Причём, нередко, очень сильные переживания.

Отсюда и эта тупая, бессмысленная хохлятская «упоротость» суицидального типа, когда фонтанирующие чувства полностью гасят разум и индивид в исступлении бьётся головой о стену, считая данный процесс «борьбой» за что-то «святое».

Тот, кто наблюдал маленького ребёнка, погрузившегося в глубокую, затяжную истерику, легко сможет представить себе состояние «упоротого» украинского патриота. Дитё орёт, рыдает, топает ножками, швыряет игрушки, валяется по полу, машет ручками и уходит глубоко в себя, практически полностью теряя связь с внешним миром и самыми простыми мыслительными процессами. Он погружается в состояние аффекта. В такой ситуации контакт с ним невозможен. Единственное что в данном случае остаётся, это ждать, когда ребёнок просто физически обессилит и его истерика сама собой погаснет, превратившись во всхлипывания. Только после этого с ним можно говорить.

Перевозбуждённая масса т.н. украинских патриотов сейчас находится в аналогичном состоянии. Под мощнейшим информационно-психологическим воздействием она пребывает в глубоком, затяжном аффекте, при котором у неё полностью потеряна связь с действительной реальностью и логическим мышлением. Именно поэтому контакт с ней сейчас невозможен. Надо ждать того момента, когда аффект истощит её психофизические силы и угаснет естественным образом.

Примерно та же ситуация традиционно складывается и в украинских госструктурах, от т.н. «аналитиков», «экспертов» и спецслужб, до Кабинета министров и Администрации президента. Я говорю об этом, потому что долгие годы данную ситуацию наблюдал воочию.

Там решения принимаются не на основании осмысления государственных/национальных интересов в привязке к осмыслению действительной реальности, а на основании неких априорных, субъективных, идеалистических, мифологических установок, которые подменяют собой как объективные интересы страны, так и действительную реальность, в которой эта страна существует.

Т.н. евроинтеграция и безумная русофобия возникли на Украине благодаря сказочному представлению о мире и не знании/непонимании собственных интересов. Оба этих идеологических явления никак не связаны с рациональностью и реальностью, а уходят корнями в яркие мифологемы, сознательно навязанные украинскому обществу.

Именно поэтому ни украинские «аналитики», ни высокопоставленные чиновники Украины не имеют ни малейшего представления о реальной России и реальном Западе. В своих рассуждениях и действиях они оперируют информационными производными от современных украинских сказок о «злой» России, «добром» Западе и славных «украйинцях-козаченьках», которые как истинные европейские «лыцари» «боронят» «добрый» Запад от «злой» России.

Всё, что не укладывается в данную мифологему, автоматически не укладывается ни в головы т.н. украинских «аналитиков», ни в документы спецслужб, ни в принятые государственным руководством решения. Всё это в целом находится в аффективном коконе сказки, которую вот уже 25 лет Украине рассказывают разнокалиберные олигофрены на деньги американских и европейских налогоплательщиков.

Это - главная причина украинской катастрофы, которую мы сейчас наблюдаем. Эпическая битва «свидомых» с ветряными мельницами, в действительной реальности выливается в развал украинского государства, уничтожение экономики, банкротство страны, тотальную нищету, одичание и вымирание населения.

Украина в принципе неспособна выжить в современном мире, не зная, что такое Россия и не понимая, что такое Запад. А Украина их не знает и не понимает. Она отключена и изолирована от действительной реальности. Она абсолютно слепа.

Киев уверен, что ему необязательно самому видеть и понимать, потому что у него есть надёжные поводыри - Вашингтон и Брюссель. Но Запад тоже себя самоослепил. Он тоже не понимает ни России, ни самого себя, ни того нового мира, который сейчас стремительно формируется. Он тоже давно живёт в рамках своих мифологем, ради которых безуспешно пытается кастрировать действительную реальность. Но получается это у него всё хуже и хуже. Отсюда все его проблемы.

Слепая же Украина вцепилась в Запад в надежде не потеряться, но как сказано в Евангелии:

«они — слепые вожди слепых; а если
слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму ».

Затем пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учители Закона и сказали:

– Почему Твои ученики нарушают обычаи наших предков? Они не омывают рук перед едой!

Иисус ответил:

– А почему вы ради соблюдения ваших собственных традиций нарушаете заповедь Божью? Ведь Бог сказал: «Почитай отца и мать» , и «Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти» . Вы же говорите: если кто скажет отцу или матери: «То, чем я мог бы тебе помочь, я пожертвовал Богу », то ему уже не обязательно помогать отцу. Тем самым вы ради своего обычая отменяете заповедь Божью. Лицемеры! Прав был Исаия, когда пророчествовал о вас:

«Этот народ чтит Меня губами,

но сердца их далеки от Меня.

Они поклоняются Мне впустую,

Иисус подозвал к Себе народ и сказал:

– Выслушайте и постарайтесь понять. Не то, что входит в человека через рот, делает его нечистым; нечистым человека делает то, что исходит из его уст.

Позже ученики сказали Иисусу:

– Ты знаешь, что Твои слова обидели фарисеев?

Иисус ответил:

– Каждое растение, посаженное не Моим Небесным Отцом, будет вырвано с корнем. Оставьте их, они слепые поводыри слепых. А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр же попросил:

– Объясни нам эту притчу.

– Так и вы тоже до сих пор не понимаете? – спросил Иисус. – Неужели вы не понимаете, что все, что входит в человека через рот, проходит через желудок, а потом выходит вон? Но то, что исходит из уст, исходит из сердца, это и оскверняет человека. Потому что из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета. Именно это оскверняет человека, а не то, что он не омывает рук перед едой.

Вера хананеянки

Покинув это место, Иисус отправился в окрестности Тира и Сидона. Там к Нему с плачем подошла местная женщина-хананеянка и стала кричать:

– Господи, Сын Давидов, сжалься надо мной! Моя дочь одержима демоном и ужасно мучается!

Иисус не отвечал ей ни слова. Тогда Его ученики стали просить:

– Отошли ее, а то она идет за нами и кричит.

Иисус сказал женщине:

– Я послан только к заблудшим овцам Израиля.

Женщина подошла и поклонилась Ему:

– Господи, помоги мне!

Иисус ответил:

– Нехорошо будет забрать хлеб у детей и бросить собачкам .

– Да, Господи, – ответила женщина, – но ведь и собачки едят крошки, которые падают со стола хозяев.

Тогда Иисус сказал ей:

– Женщина, у тебя великая вера! Пусть будет так, как ты хочешь.

И в тот же час ее дочь исцелилась.

Народ восхваляет Бога за исцеления

Иисус ушел оттуда и пошел вдоль Галилейского озера. В одном месте Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему пришло множество людей, среди которых были хромые, слепые, калеки, немые и многие другие больные. Этих несчастных клали к ногам Иисуса, и Он исцелял их. Люди удивлялись и славили Бога Израиля, когда видели немых говорящими, калек здоровыми, хромых ходящими и слепых зрячими.

Насыщение четырех тысяч человек

Иисус подозвал Своих учеников и сказал:

– Мне жаль этих людей, они со Мной вот уже три дня, и у них не осталось еды. Я не хочу отпускать их голодными, ведь они могут ослабеть в дороге.

Ученики Его ответили:

– Где же мы возьмем здесь, в этой пустыне, столько хлеба, чтобы накормить все это множество людей?

– Сколько у вас хлебов? – спросил Иисус.

Давно хотелось обсудить эту картину нидерландского художника Питера Брейгеля.(1568г)

Не пугайтесь,что нет в ней привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.

В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

И, наконец, самый последний нищий -падающий. "Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы.

"Взгляд" последнего слепого завершает путь остальных - жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные Домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.

Хотелось бы знать ваше мнение о картине и её содержании.

Питер Брейгель Старший,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

О картине

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1435823

Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.