Конспект урока на тему: "Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение". Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Значение эпизода бал в доме фамусова


Комедия «Горе от ума» - это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким вечным проблемам, как столкновения интересов разных поколения, роль одного человека в обществе. Сколько ни говори, а эти вопросы всегда будут интересовать публику, ведь именно они являются особенной частью любого человека.

Все герои Грибоедова – это не просто вымышленные персонажи.

Их можно увидеть и среди нас. Разве не сталкивались Вы с тем, что молодежь совершенно не слушает старших и считает себя намного опытнее. Разве не приходилось Вам отстаивать свое мнение в толпе, которая так сильно пытается убить в Вас ту кроху отдельной личности. Вот и главный герой комедии стал примером человека, которого общество просто не смогло понять.

Бал у Фамусова – это очень важный и интересный эпизод. Именно в нем раскрыт вопрос о конфликте между личностью и обществом. В данном случае – это Чацкий и московское общество. Сам эпизод по праву можно назвать конечным итогом всей комедии.

За этот отрывок произведения главный герой умудряется перессориться с большей частью гостей и прославиться, как сумасшедший человек. Что же послужило причиной такого хода событий?

Второй момент, который так сильно задел Чацкого – это попытки Фамусова навязать свою дочь Скалозубу. В его устах было все: и лицемерие, и подобострастие, и чинопочитание. Все эти пороки, которые стали обычным делом для общества, просто не укладывались в голове героя.

Сам бал – это собрание типичных московских горожан. Кто-то приехал сюда, чтобы развеять скуку, кто-то – найти нужное знакомство, ну и, конечно, нельзя забывать про настойчивых родителей, которые активно пытались выдать своих дочерей за порядочных и богатых людей. Такой круг людей очень укоренился, так что редко можно найти среди этой толпы новое лицо. Особенностью таких собраний можно отметить свойственные только им правила, которые на самом деле представляют строгие законы, неисполнение которых может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому Чацкий не мог стать частью этого организма. Ведь в нем было то, что не стояло на одном уровне с обществом – правда. Все люди активно обсуждали Чацкого, смеялись над ним. Но никто не пытался высмеять пороков друг друга, ведь за это можно распрощаться со своим «добрым» именем.

Первым на балу Чацкий встретил супругов Горичей. Платон был его давним другом, который после женитьбы стал настоящим «подкаблучником». И хоть наш герой и постоянно делал колкие и смешливые замечания по этому поводу, но все же сочувствовал своему товарищу.

Еще одна вещь, которая сильно цепляла Чацкого, это желание общества посмеяться над людьми, которые не относятся к таким же чистоплотным, как они. Осуждая Загорецкого, они все равно постоянно пускают его в свои дома, чтобы позабавиться.

Репетилов – тоже интересная личность. Он постоянно размышляет о новшествах или секретном собрании в Английском клубе. Казалось бы, что это идеальный вариант друга для Чацкого. Но не все так просто. Герой не так прост и сразу понял, что за всеми словами стоит только пустота.

Московское общество – собрание людей, которые уже плесенью покрылись от своих старческих привычек. Они не только не хотят перемен, но и слышать о них боятся. Для них Чацкий – это злейший враг, который может разрушить столь прочную систему. Именно поэтому слух о безумии Чацкого не вызвал ни у кого удивления. Все приняли его, как должное. Ведь если признать, что этот человек нормальный, то тогда следует вывод, что с ними что-то не так. Так что вывод один: Чацкий – безумец. Но и сам герой не стоит в стороне:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Именно такой приговор и дал Чацкий всему обществу. Но в чем суть финала? Кто вышел победителем? В этом и проблема. Победителя нет. И никогда не будет. Чацкий покинул Москву. В его сердце наплевали, его мысли отвергли. Больше не было надежды, что кто-то его поймет. А что же с обществом? Они так ничего и не поняли. Все подколки, сарказм, ирония пролетели мимо их ушей. В нашем мире такое сплошь и рядом. Если кто-то не может стать частью коллектива, то проще его просто исключить и выгнать.

В комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова важное место занимает сцена бала. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. В ней представлен анализ эпизода "Бал в доме Фамусова".

Подготовка сцены бала

В комедии сцена бала подготавливается заранее. Развитие действия с позиции идейного конфликта этой пьесы предвосхищается монологами Фамусова и Чацкого, в которых противопоставляются идейные убеждения и взгляды "века минувшего" и "века нынешнего", выявляется также неприятие обществом мыслей и идей главного героя, который представляет передовую дворянскую молодежь в России 10-20-х годов 19 века.

Проводя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", следует отметить, что явления и картины, предшествующие этой сцене, имеют большое значение. Стремясь добиться признания у Софьи в начале третьего действия, Чацкий подает ей сам повод для насмешек: "Не правда ли, смешон?" Он отождествляет любовь, которую испытывает к этой героине, с безумием. Реакция девушки на это сравнение и послужила основой для быстро разнесшейся на вечере у Фамусова сплетни.

"Галерея типов", представленная на балу

Как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", сцена эта является типичной картиной, изображающей царящие в то время нравы. Это "галерея типов" Москвы. Каждая приглашенная к Фамусову семья состоит из повсеместно распространенных представителей тогдашнего общества. Она разыгрывает свою собственную маленькую комедию.

Чета Горичей

Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану можно начать с семьи Горичей, поскольку она приезжает первой. Платон Михайлович, муж, - сослуживец и старый друг Чацкого. Он был в молодые годы живым, подвижным и веселым человеком. Сейчас, по словам Чацкого, этот человек "ленив" и "спокоен", он позабыл товарищей и "шум лагерный". Думается, что до замужества Наталья Дмитриевна также знала главного героя довольно хорошо. Судить об этом можно по ее реакции при встрече с Александром Андреевичем: "Ах! Александр Андреич, вы ли?" Эта женщина - яркий пример женской власти. Она убила в своем муже своими заботами о его здоровье живость, присущую ему в молодости. В результате он превратился в безвольного человека. Жена полностью подчинила супруга постоянными волнениями о его здоровье, замечаниями. В этой паре роль мужа сведена до уровня забавы, игрушки в руках жены. Он сам признается, что скучна.

Чета Тугоуховских

Продолжая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", переходим к следующим гостям. После Горичей появляется чета Тугоуховских: княгиня и князь вместе с шестью дочерьми, которые представляют, "контингент невест", по словам Гончарова. Поведение этих дам соответствует полностью тому, как Фамусов описывает московских барышень: "вкус", "отменная манера". Они умеют по моде "принарядиться" "дымкой", "бархатцем" и "тафтицей". К разговорам о нарядах сводятся все их диалоги.

Поведение гостей во время бала подтверждает, что в этом обществе определяющими являются деньги и чин. Княгиня Тугоуховская отправила уже было к Чацкому мужа посватать дочерей, однако, узнав, что Александр Андреевич небогат и не служит нигде, начала звать князя обратно.

Прием "говорящих фамилий"

Грибоедов в комедии использует прием "говорящих фамилий", традиционный для классицистических пьес. Князь Тугоуховский служит ярким тому примером. Он считает единственным своим недостатком глухоту. Этот человек плохо слышит сам и вынужден по нескольку раз переспрашивать, приставив слуховую трубку к уху. Как и Платон Михайлович, Тугоуховский находится в подчинении у своей жены. Настолько незначительна его роль в семейной жизни, что он не произносит в течение бала никаких слов, кроме различных междометий типа "У-хм!"

Старуха Хлестова

Старуха Хлестова, что доказывает проведенный нами анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), является пережитком екатерининского века. Это "Фамусов в юбке", ярая крепостница, которая в обществе держится уверенно, высказывает смело свои суждения, зная, что никто возражать ей не смеет. Эта героиня старается всеми силами защитить "подлейшие черты" "прошедшего житья", выступая против всего нового, что может изменить действующий порядок, в частности, образования.

Загорецкий

Следующий персонаж, без которого была бы неполной представленная на балу галерея типов, - это Загорецкий. Он описывается как "плут" и "отъявленный мошенник". Об этом знают все, однако принимают этого человека всюду, поскольку он "мастер услужить". Загорецкий предлагает учтиво Софье билет на спектакль, соглашается во всем с окружающими, поддакивает всем.

Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей?

Чацкий умудряется на балу вызвать раздражение и неприязнь у всех гостей, которые присутствуют у Фамусова, своими резкими высказываниями и едкими замечаниями. Проведя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", кратко изложенный в этой статье, мы заметили, что этим главный герой приближает развязку общественного конфликта, который состоит в столкновении с "веком минувшим" "века нынешнего". Например, он говорит колкости графине-внучке, которая "целый век" сидит в девках.

Характеристика фамусовского общества

Сплоченность, единство, согласие - важные характеристики описанного в эпизоде бала общества. Единство заключается в том, как оно восприняло речи Чацкого. Фамусовская Москва столь же единодушна была и в распространении сплетни о том, что Александр Андреевич якобы а также в быстроте, с которой она разнеслась благодаря господам N. и П.. Вы можете убедиться в этом, проведя самостоятельно анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Вывод: общество исключительно единодушно.

Всех героев объединяет эта сплетня. Пущенный слух о сумасшествии Александра Андреевича - единственное оружие против его речей. Таким образом московский "свет" выразил отношение к поведению этого героя. Сплетня является средством раскрытия характеров, причем это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Например, Платон Михайлович не верит сначала в сумасшествие Чацкого, но вынужден его признать, когда понимает, что так считают все.

Завершая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану, скажем пару слов о том, чем же закончились все эти события для главного героя. Трагичен для Александра Андреевича финал. Он узнает, что слух был пущен Софьей - девушкой, в которую он влюблен. В финале сцены от Чацкого отвернулись все гости, и герой оказался одинок среди толпы.

Итак, как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), данная часть произведения играет в комедии важную роль. Происходит кульминация любовного и общественного конфликта. Приближается также благодаря этому эпизоду развязка. Перед зрителем на балу предстает галерея типов барства Москвы первой четверти 19 века.

Мы провели анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Краткое содержание этой сцены не исчерпывается изложенными событиями. Мы отметили лишь основные, необходимые нам для анализа.

Ответ оставил Гость

Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.
Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.
Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни» , одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:

По матери пошел он, по Анне Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.

Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми» . Фамусов говорил:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.

По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два» .
Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.
Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь

Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”.
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, “служит делу, а не лицам”. Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлестова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о “герое не ее романа”. Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого “ум с сердцем не в ладу”.
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, “прошедший век”, еще силен.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Другие сочинения:

  1. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! А. С. Грибоедов. Горе от ума. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  6. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  7. Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “один в поле не воин”.Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров. А. С. Грибоедов-автор бессмертной комедии “Горе от ума”, оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.
Чацкий, главный герой комедии, представляет “новое время”. Он противостоит Фамусову и всему “московскому обществу”. Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.
Сцена бала – “главное” место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет “московского общества”. Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.
Вокруг Хлестовой вьется толпа “почитателей”. Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.
Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.
Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…
На первый взгляд, портрет “фамусовского общества” смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на “мертвецов”. Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.
И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.
На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед “французиком из Бордо”. Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.
В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к “фамусовской Москве”.
Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.
Причину безумия героя “московское общество” видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова поддерживает его:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.
Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь “наступает” на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все “московское общество”.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Другие сочинения:

  1. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  6. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  7. Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)