Вопросы для подготовительной группы детского сада. Викторина в подготовительной группе детского сада. Я и моё тело. Список использованной литературы

“Знатоки природы” - викторина для детей подготовительной к школе группы из семи туров. Ребятам предлагается увлекательное путешествие по нашей планете, не выходя из групповой комнаты детского сада. Дети самостоятельно выберут транспорт для передвижения от материка к материку, как первопроходцы, вспомнят интересные факты о животном и растительном мире, задумаются о том, как он хрупок. Путешествие покажет, как легче справляться с трудностями одному или в команде.

Багаж? – Знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также во время совместной деятельности со взрослыми.

Цель: Развитие познавательной активности, закрепление знаний об окружающем мире.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно договариваться, помогать друг другу;
  • воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность;
  • формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, формировать умения работать в команде (умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации);
  • развивать волевые качества, в своих поступках следовать положительному примеру;
  • воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь;
  • формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Познавательное развитие:

  • доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;
  • развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать;
  • развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • формирование представления о человеке как о части живой природы;
  • формирование первичных представлений о природном многообразии планеты земля;
  • формирование элементарных экологических представлений;

Задачи, отражающие программное содержание парциальной программы “Здравствуй, Мир!”:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, деятельности человека с живой и неживой природой;
  • закреплять представления о взаимосвязях в природе, о взаимозависимости живых организмов от среды обитания:
  • закреплять представления об особенностях природы разных континентов;
  • закреплять представления детей об использовании наглядных моделей – глобус, карта;
  • обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах, о различных видах транспорта.

Речевое развитие:

  • приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу в совместном обсуждении;
  • продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
  • продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;
  • формировать умение правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Художественно-эстетическое развитие:

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему;
  • учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные самим ребенком (при изготовлении аппликации – эмблемы викторины);
  • воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в аппликации;
  • развивать чувство композиции, понимания символического изображения;

Предварительная работа

До начала викторины дети группы делятся на команды. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, выбирает капитана команды. Все команды продумывают и готовят эмблему для викторины “Знатоки природы”, делают ее презентацию. Лучшая эмблема становится эмблемой викторины. Эмблему – аппликацию в виде памятной медали, дети под руководством воспитателя, заранее делают на каждого участника викторины.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран, презентация, музыкальный центр,
  • запись музыки: Ariel Ramirez тема “Alouette”, Paul Mauriat; Айдар Гараев “Песня капитана”, стойки с эмблемами команд, листы А-3 с заданием для каждой команды к V туру, фломастеры для каждой команды, медали-эмблемы (по кол-ву детей), корм для птиц (для VI тура “Пернатые рядом с нами”), физическая карта мира, глобус, магнитные фишки с различными видами транспорта.

Ход мероприятия

В группу под музыку заходят команды, рассаживаются за столы с заранее подготовленными эмблемами команд.

Для проведения нашей викторины понадобятся справедливые судьи. Ведущий представляет судей.

Судьи: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу викторину, мы должны познакомить вас с правилами.

Внимание:

  • за каждый правильный ответ команда получает очки (это будет отражаться на LEGO plato, у каждой команды – свой цвет);
  • та команда, которая по итогам всех заданий получит наибольшее количество очков - объявляется победителем;
  • когда отвечает одна команда - другие не подсказывают, команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться;
  • нужно быть очень внимательными и терпеливыми.

Всем командам желаем удачи!

Ведущий: Не случайно мы проводим викторину “Знатоки природы”. Ведь 2017 год объявлен годом экологии. А Вы знаете, что такое экология? Кто такой эколог? Ответы детей.

Правильно. Эколог – это профессия. Экологи следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воздух, воду и не отравили природу.Ведь мир природы очень хрупок и надо бережно к нему относиться.

Ведущий: У нас для Вас сюрприз: Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете. Показывает на глобус. И воспользуемся разными видами транспорта. Вы готовы? Ответы детей.

Тогда мы начинаем! Откуда же начнётся наше путешествие? Ответить на этот вопрос вы сможете, вспомнив, на каком континенте мы живем? (Евразия) Тогда мы начинаем!

I тур. Евразия

  • Вспомните, на какие две части делится Евразия. (Европа, Азия)
  • А в какой части Евразии мы с вами живём? Ответы детей.

Ведущий: Правильно. Мы живем в Европе. Вопросы для команд:

  • Какой лес называется хвойным? Как по - другому можно назвать хвойный лес? (Тайга)
  • Что такое джунгли? (Непроходимый тропический лес)
  • Какое растение Азии выращивают на залитых водой полях? (Рис)
  • Из чего научились получать шёлковую нить и делать шёлковую ткань? (Гусеница шелкопряд)

Судьи подводят итоги первого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.

II тур. Африка, “Конкурс капитанов”

Ведущий: Ребята, мы перенесёмся с Вами на другой континент. На нём самая большая пустыня в мире. Вспомните, что это за континент и как называется эта пустыня? (Сахара) А как нам добраться из Евразии в Африку? Ответы детей. Дети предлагают различные виды транспорта, объясняя преимущества своего выбора. Ведущий выставляет на доску магнитные картинки с транспортом, задавая дополнительные вопросы:

Почему вы не предложили полететь на вертолете, поехать на трамвае, машине и т.д.

Хорошо, убедили. Отправляемся в Африку на самолете. Сейчас вступят в соревнование ваши капитаны. Под музыку выходят капитаны команд. Вопросы для капитанов:

Посмотрите на фотографию из Африки. Что это за Африканское дерево? И чем оно отличается от других деревьев? (Что интересного вы знаете об этом дереве?) (Баобаб)

Почему у коренных жителей Африки тёмный цвет кожи?

В Африке много животных, о которых можно сказать “Самый - самый”. О каких животных так можно сказать?

Почему верблюда называют “Кораблём пустыни”?

Судьи подводят итоги второго тура – “Конкурса капитанов”. Результаты выставляются на LEGO plato.

III ТУР. Южная Америка.

Ведущий: Догадайтесь, “одно название – два материка”. (Америка)

Каким транспортом добрался до Америки её первооткрыватель?

И мы, как этот путешественник, пересядем на корабль и окажемся на берегах Южной Америки. Ведущий выставляет на карту магнитную картинку с изображением корабля.

Физкультминутка с видеороликом на экране:

Ветер по морю гуляет Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем
И кораблик подгоняет Дуем
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Руки на пояс и легким бегом
Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром. Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками
Наш кораблик закачался, Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся
Вверх с волной сперва умчался, Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево
А потом упал он вниз. Сели
Вверх-вниз, вверх-вниз. Приседаем

Вопросы командам:

  1. Кто первым из европейцев оказался на берегах Америки? Его считают первооткрывателем этого континента. Расскажите историю.
  2. Почему джунгли реки Амазонки называют “лёгкими планеты”?
  3. Как называют коренных жителей Америки?
  4. Посмотрите на фотографию. Что это за птица? Что вы можете сказать об этом обитателе Южной Америки? (Колибри)

Судьи подводят итоги третьего тура. Результаты выставляются на LEGO plato.

IV ТУР. Северная Америка.

Ведущий: Совсем рядом с Южной находится Северная Америка.

  1. На каком транспорте мы отправимся на этот континент? Ответы детей.
  2. На этом континенте расположены 3 страны. (Изображения на экране)
  3. Флаг, какой страны вы видите на экране? (Канада) Почему лист именно этого дерева изображён на флаге?
  4. Это животное обитает в степях Северной Америки.
  5. Что это за растение (на экране)? (Кактус) Почему кактусы могут подолгу обходиться без воды?
  6. Что за дерево вы видите на экране?

Судьи подводят итоги четвертого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.

V ТУР. Австралия, “Заселяем животных”

Ведущий: Ребята, узнали...? На экране Австралия . Да, это самый маленький континент – Австралия. Каждая команда должна “заселить” на континент животных, которые там обитают.

Ведущий раздает каждой команде карту с изображением континента и различных животных (листы А-3). Задание - выбрать животных, которые обитают на этом континенте. Ребята сообща делают командное задание. Звучит фоновая музыка.

Судьи подводят итоги пятого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.

VI ТУР. Пернатые рядом с нами.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся на свой родной континент – Евразию, в Россию, в Москву.

У нас зима. Мы знаем, как в это время особенно тяжело птицам. Ребята, каких птиц вы узнали (на экране) ?

Дети перечисляют птиц (ворона, большая синица, воробей, лазоревка, свиристель, снегирь, большой пестрый дятел), говорят, какие из них перелетные, зимующие.

Мы подкармливаем птиц с поздней осени. Давайте посмотрим, что из этого можно положить в кормушку. Чем можно кормить птиц? Каждой команде раздается корм для птиц: семена подсолнечника (жареные, нежареные), черный и белый хлеб. Команды совещаются, объясняют свой выбор.

Судьи подводят итоги тура, результаты выставляются на LEGO plato.

Подведение итогов.

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали почти на всех континентах.Вам понравилось наше путешествие? (Каждый вопрос подразумевает ответы детей.) А что понравилось больше всего? Как вы считаете, помогли ли вам знания? Что было самым трудным? Как легче справляться с трудностями одному или в команде?

Скорее всего у вас появились какие-то вопросы, возникло желание узнать о чем-то более подробно, мы вместе будем искать ответы. В нашем распоряжении много книг, энциклопедий, познавательных передач.

Судьи подводят итоги викторины. Награждение команд памятными сувенирами и медалями – эмблемами.

Спасибо за увлекательное, интересное путешествие! До новых встреч!

Приложение. Презентация, иллюстрирующая конспект викторины “Знатоки природы”.

Карагулова Эмма Сайдулаевна ,

воспитатель

МБДОУ №83 "Утиное гнёздышко"

г. Сургут

Образовательная область «Безопасность»

Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Данное занятие относиться к занятию на закрепление и совершенствование знаний, умение и навыков. К нетрадиционным формам учебных занятий занятие - совершенствования: викторина для детей подготовительной группы: «Знатоки правил безопасности», что является активной формой познавательной деятельности.

Первоначально группа детей делятся на 2-3 команды. Команда, заранее готовит название, медали, эмблему. Выбирается жюри, которое будет оценивать игроков.

Программные задачи:

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре; где правильно переходить дорогу;

Воспитывать чувство ответственности;

Развивать уверенность и чувство взаимопомощи.

Вид деятельности:

Познавательная, игровая, коммуникативная.

Программное содержание :

  1. Продолжать формировать представления дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.
  2. Обобщить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам «Пожарная безопасность», «Здоровье человека», «Ребёнок и другие люди»,«Ребёнок и дорога», «Службы спасения».
  3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, умение рассуждать, делать выводы.
  4. Совершенствовать навыки общения: договариваться. Налаживать диалогическое общение в совместной игре, распределять обязанности, умение работать в команде.

Материалы и оборудование:

Столы для игроков, стулья; презентации: Плакаты и рисунки «Правила пожарной безопасности», «Скорая безопасность», «Знатоки безопасности»; сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный) ; 2 листа бумаги, карандаши; памятные значки победителей «Знатоки безопасности» (на каждого ребёнка); телефоны, ведра, степ, макет (дома), фигурки животных, кегли, обручи.

1. Дорожные знаки - указательные, пешеходный переход, место остановки автобуса, пешеходная дорожка,

2. Предупреждающие - внимание дети, внимание пешеходный переход,

Ход викторины:

Дети в физкультурной форме под весёлый марш входят в зал и встают полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! У нас сегодня викторина «Знатоки правил безопасности». Я рада всех приветствовать в этом зале, надеюсь, что мы все сегодня узнаем, кто же по праву может считаться самым внимательным, самым сообразительным, самым эрудированным. Кого мы можем назвать «Знатоком безопасности».

И так, сегодня в викторине участвуют команда «Пешеходы» и команда «Спасатели».

Разрешите представить жюри….

Жюри будет внимательно следить за вашими ответами, и отмечать правильные, за правильно выполненные задания вы будете получать фишки – знатока, какая команда наберёт больше фишек, та команда и выиграет.

И так, наш конкурс начинается.

Прошу команды приготовиться.

1 тур. “Отгадай загадку ”.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.

Начинает команда «Пешеходы»

1. Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг,

Не смотри. Не жди, не стой,

А залей его... (водой).

2.Знают малыши и взрослые

Всем знакомые полоски.

Через дорогу нас ведет

Пешеходный …. (переход)

3. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

4. На знаке увидел детей-

Притормози поскорей.

Означают знаки эти

Что здесь часто ходят … (дети)

Ведущий: Продолжает команда «Спасатели» слушаем внимательно.

1. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

2. «Ехать надо осторожно»-

Говорит нам знак дорожный.

В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой! (дорожные работы)

3. Кто трёхглазый, одноногий

Нам мигает у дороги?

Красный глаз глядит в упор,

«Стой!» - сигналить… (светофор)

4. Тут заправится машина

Выпьет три ведра бензина

Помоги машине каждой

Если та страдает жаждой…. (автозаправочная станция )

Молодцы, ребята! Загадки вы отгадываете очень хорошо.


Ведущий: 2 тур.

2 тур “Вызов пожарных”.

Ребята, а что вы будете делать, если увидите огонь? (Ответы команд)

Ведущий: Представьте, что вы – пожарная команда, вам нужно выехать на пожар.

(Дети становятся в колонну). Чтобы добраться, до телефона вамнеобходима, преодолеть на пути препятствие: поочерёдно пролезть через обруч добежать до стола и не забыть набрать нужный номер пожарной части, взять трубку телефона и сообщить о пожаре, правильно и чётко называть адрес, где заметили дым или огонь, и фамилию. Например: (…во дворе дома разожгли костёр, за домом горит трава, загорелся гараж во дворе дома по улице…)

Дети становятся в колонну.

Жюри оценивают конкурс….

Ведущий: 3 тур.

А сейчас блиц – турнир для капитанов команд «Отвечай быстро» (воспитатель задает вопросы по очереди).

Вопросы: Капитану команды «Пешеходы»

1. Звучащий инструмент работника ГИБДД?… (свисток)

2. По ней ходят и ездят …(дорога)

3. Название, какого животного мы вспоминаем, когда переходим проезжую часть дороги? (зебра)

4. Рабочее место водителя автомобиля.(кабина).

5. Где разрешается кататься на санках или лыжах...(в специально отведённых местах)

6. Водитель машины. (шофер)

Ведущий: Продолжает капитан команды «Спасатели»

1. Контролёр дорожного движения(инспектор ГИБДД)

2. Есть и у автомобиля и у птицы…(крыло)

3. Часть дороги, по которой движется транспорт.(проезжая часть.)

4. Устройство, играющее важную роль в регулировании дорожного движения. (светофор.)

5. Люди героической профессии, проходящие через "огонь, воду и медные трубы".(пожарные.)

6. Хорошие слова, которые приятно слышать в свой адрес. (комплименты.)

Уважаемое жюри, просим подвести итог конкурса.

Ведущий : И снова конкурс продолжается.

4 тур “Осторожно, огонь”

Горит дом. Нужно его потушить.

Ребенок бежит с ведром “воды” перепрыгивает через “степ”, пролезает в “окно” (обруч) – тушит дом. Возвращается, передает ведро следующему.

Ведущий: Итак, приступаем к последнему туру нашего конкурса.

5 тур “01” спешит на помощь”.

Ваша задача спасти животных.

Ребенок бежит “змейкой” между кеглей к обручу с фигурками животных, берет одну, возвращается.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги викторины, предлагаю всем вместе поиграть.

Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

Я буду задавать вопросы, а вы хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать.

Будьте внимательны:

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?

Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Ведущий: И так слово предоставляется нашим экспертам….

Ведущий: На этой ноте мы заканчиваем нашу сегодняшнюю викторину. Молодцы, ребята! Сегодня вы, ловко и быстро справились с заданиями, дружно отвечали и помогали друг другу. За участие в викторине вы заработали медали «Знатоки безопасности». Будьте внимательны, думайте о безопасности!

Соблюдайте правила безопасности!

До свидания.

Литература:

  1. Демонстрационный и раздаточный материал.
  2. Детский проект "Школа пешехода: Изучаем правила дорожного движения"
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ», №7, 2010
  4. Занятия по правилам дорожного движения - Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина, Москва, ТЦ Сфера 2005г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  2. Расширять и закреплять знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  3. Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
  4. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.

II. Развивающие:

  1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
  3. Развивать связную и образную речь.
  4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
  5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  2. Воспитывать любовь к родной природе.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.

В развивающей среде: наборы наглядно-демонстрационных картинок по теме «Зима» , «Зимующие птицы» , «Деревья» ; книги, энциклопедии, игры и т.д.

Оборудование:

Презентация к теме «Зимние тайны» , музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики» , «белочки» , столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?» , рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. Медали для награждения.

Предварительная работа

  1. Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов» , чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир» .
  2. Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.

I. Мотивация к деятельности:

Воспитатель включает тихо музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима» .

(Воспитатель делает музыку по громче, чтобы привлечь внимание детей, чтобы они спросили: «А что мы будем делать сейчас?)

Воспитатель предлагает присесть детям на стульчики и послушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель (В.) . Много тайн и загадок хранит зима.

Вы бы хотели сейчас разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима? (Ответы детей)

Вы хотели бы поиграть со мной в викторину? (Ответы детей)

Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на две команды.

Как нам это можно сделать? (предложения детей)

Так, ребята, здорово, у нас есть две замечательные команды. Но нет названий команд? Название должно быть связано с природой.

Что будем делать? (придумаем название команды)

(Каждая команда предлагает свое название, если дети не могут выбрать название, необходимо голосование) .

И, так, представляю вам 1 команда, например «Зайчики» и 2 команда «Белочки» . Капитаном будет тот, кого вы выберите сами. Дети выбирают капитана.

Ребята, слушайте правила игры:

  1. Команда должна сообща и быстро искать ответ.
  2. Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.

Ребята, вы запомнили правила? Команды готовы?

Тогда начинаем викторину!

Воспитатель показывает презентацию

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)

В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!

Проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 шишку.

Вопросы капитану команды «зайчики» :

  1. Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.
  2. Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.

Вопросы капитану команды «белочки» :

  1. Что получиться, когда лед растает? Вода.
  2. Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.

В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.

Команды будьте внимательны!

Задание 1. «Бывает – не бывает»

В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.

Вопросы для команды «Зайчики»

  1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.
  2. А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.
  3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.
  4. Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.
  5. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.

Вопросы для команды «Белочки»

  1. Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.
  2. В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.
  3. А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.
  4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.
  5. А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.

Задание 2. «Путаница»

В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков» …, а теперь расскажут нам «белочки»

В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.

В. А сейчас «Зайчики» и «Белочки» игровая пауза п/и «Птичья полечка» .

Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.

Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.

В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.

Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно) .

Команда «Белочки»

1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Команда «Зайчики»

2. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Команда «Белочки»

3. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Команда «Зайчики»

4. Щиплет уши, щиплет нос,
Брызнешь в воду – упадет,
Лезет в варежки мороз.
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Команда «Белочки»

5. Без досок, без топоров.
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Команда «Зайчики»

6. Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Команда «Белочки»

7. Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Команда «Зайчики»

8. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Задание 4. «Чьи следы?»

В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)

И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»

Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер) . Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 5. «Вопрос - ответ»

Команда «Белочки»

  1. Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.
  2. Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.
  3. Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.
  4. Как называется гнездо белки? Гайно.
  5. У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.
  6. Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества) . Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.

Команда «Зайчики»

  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом» . В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.
  2. Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.
  3. Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.
  4. Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам - семечки, сало.
  5. Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.
  6. Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.

Задание 6. «Сосчитайте птиц»

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 7. «Найдите ошибку»

Команда «Зайчики»

На столе картинки перелетных птиц (среди них 1-2 картинки зимующих птиц)

Команда «Белочки»

На столе картинки с зимующими птицами (среди них 1-2 картинки перелетных птиц)

Задание 8. «Добавь словечко»

Команда «Зайчики»

  1. Лес может быть густым, а может и … редким.
  2. Волк зверь большой, а еж … маленький.
  3. У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.
  4. Бежит по снегу, а следу нет... поземка.
  5. Елочка колючая, ивушка … плакучая.

Команда «Белочки»

  1. У лисы нора, а у волка … логово.
  2. След зайца - … заячий.
  3. Волк хищное животное, а лось … травоядное.
  4. Зимой вьюга – летом … ненастье.
  5. Январь год начинает, а декабрь … кончает.

Рефлексия:

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

  • Какой вопрос вас поразил или удивил?
  • А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?
  • Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.

Жюри подводит итоги (подсчитывает количество шишек) .

Награждение команд.

Цель : Закрепить знания в области математики, экологии, безопасности жизнедеятельности, развития речи.

Задачи:

· Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности

· Развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции.

· Воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь.

· Формировать умения работать в команде.

· Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, экран, ватман, Цветик-семицветик«, фломастеры, музыкальный центр, мольберты, кассы букв.

Ход мероприятия.

В зал под музыку заходят две команды во главе с воспитателями-наставниками. Выходит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня, я хотела бы пригласить вас принять участие в интеллектуальной викторине «Колесо знаний»! Вы готовы?

Дети и взрослые: Да!

Ведущий : Тогда мы начинаем! У меня для Вас сюрприз: задания для нашей викторины подготовили специальные гости, которых вы очень хорошо знаете! Но кто они?! Об этом вы узнаете позже. Сначала нужно познакомиться с нашими командами-участниками.

(Представление команд: участники произносят название своей команды название и ее девиз).

Ведущий: Отлично! А сейчас я Вам расскажу некоторые правила нашей викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать очки. Та команда, которая по итогам всех заданий получит большее количество очков - объявляется победителем. Когда отвечает одна команда - вторая не подсказывает, иначе очко засчитывается в пользу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться. Вы готовы? Тогда мы начинаем! Запускаем наше колесо знаний!

I тур. Разминка.

На экране появляется разноцветное колесо знаний, которое вращается, когда оно останавливается, появляется изображение первого персонажа - попугая Кеши.

Ведущий: Друзья, вы узнали нашего первого гостя? (Да!). Это веселый попугай Кеша. Давайте послушаем, какое задание он приготовил для нас.

(Появляется отрывок из мультфильма, который озвучен заранее)

Кеша: Здравствуйте - здравствуйте! Я приготовил для вас веселую разминку. Внимание! Внимание! Вопросы очень сложные! Все задания вы найдете в Цветике-семицветике! За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

Ведущий достает Цветик - семицветик и приглашает участников из команд отвечать на вопросы.

1. Сколько месяцев в году?

2. Сколько углов у круга?

3. Сколько звезд на небе днем?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5. Сколько рогов у двух коров?

6. Сколько огней у светофора?

7. Какие буквы не обозначают звуков?

8. Назовите соседей вторника.

9. Сколько хвостов у четырех котов?

10. Сколько углов у квадрата?

Ведущий подводит итоги первого тура.

Ведущий: Молодцы! Ну, а мы продолжаем!

II тур. Математика - Царица наук!

На экране появляется колесо знаний и новый персонаж кот Леопольд. Ведущий приветствует нового гостя и предлагает частникам послушать задание.

Леопольд: Добрый день, ребята. Как известно, математика - Царица наук. И я очень люблю считать, складывать, вычитать. Но я хочу проверить, как Вы научились решать различные математические задачки. Задания будут трудные, но каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде!

Задание 1. » Веселые задачки»

1. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?(3)

2. Шесть ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно - считает

Сколько их теперь играет?(5)

3. На поляне у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать,

4. В кружку собрала Марина

10 ягодок малины

6 дала своей подружке

Сколько ягод стало в кружке?(4)

5.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?(2)

6. Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась-

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле?(7)

Задание 2 . » Домик чисел«

Участникам раздаются домики, на крыше которых написаны цифры. Задача команд за определенное время вписать в домики как можно больше примеров, что бы в ответе получалось число, указанное на крыше.

В конце тура, ведущий подводит и тог и хвалит участников.

Ведущий : Не устали?! Тогда продолжаем!

III ТУР. Развитие речи

Вращается колесо знаний. Появляется новый персонаж - Сова.

Сова: Ааа. Ребята, здравствуйте! Какие вы большие! Вы уже знаете буквы? А читать умеете? Молодцы! Я приготовила для Вас задания. За правильный ответ - получайте 1 балл.

Задание 1. «Антонимы»

1 команда

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …

Скажу я слово далеко, а ты ответишь..

Скажу я слово потолок, а ты ответишь…

2 команда

Скажу я слово потерял, и скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…

Теперь начало я скажу -ну, отвечай…

1 команда

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада.

А зовут меня…прохлада

2 команда

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю по неволе

От несчастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …плач.

Задание 2. Физкульт-минутка «Радуга»

Детям дается задание:за определенное время найти в корзинах буквы и, разложив их по цветам радуги, прочитать получившееся слово.

IV Тур. Мир вокруг нас.

Появляется персонаж Умка.

Умка: Ребята, здравствуйте. Я приготовил для вас вопросы о разных жителях Земли. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл.

1. Задание для команды № 1.Кого часто можно увидеть на земле после дождя? Варианты ответа: дождевого червя, жука, шмеля.

2. Задание для команды № 2.Кого называют «кораблем пустыни»? Варианты: верблюда, зайца или медведя?

Ведущий: Пришло время подводить итоги нашей викторины.(подсчет набранных баллов и награждение). Спасибо за веслую и честную игру! До новых встреч!

Козлова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад № 268"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Математическая викторина в подготовительной группе"
Дата публикации: 04.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Математическая викторина

в подготовительной группе

Цель:
1. Сравнение результатов измерения протяженной величины. 2. Закрепление навыков порядкового счета на примере времен и месяцев года. 3. Закрепление знаний состава чисел первого десятка, решение арифметических задач в пределах 20. 4. Упражнение в дополнении чисел до любого заданного числа. 5. Классификация фигур по цвету, форме и величине. 6. Ориентировка в пространстве по схеме.
Ход.

Воспитатель:
Ребята, вы смотрите телевизор. Какие игры знатоков вы знаете и видели? («КВН», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?») - Представьте себе, что вы тоже знатоки и мы сегодня с вами проведем игру «Математическую викторину» прежде, чем начать игру, что нужно сделать? (разделиться на команды). - Правильно. У нас получилось 2 команды по 5 человек. - Теперь, что нужно? (назвать команды). - Как можно назвать команду, подумайте. (варианты детей). - А я предлагаю, раз викторина математическая, то назвать команды названием геометрической фигуры, любой по вашему желанию. - Хорошо, команды названы. А теперь, что нужно сделать? (выбрать капитана) - Капитан есть. А теперь? Что еще забыли? Любая игра не обходится без чего? (без правил) - Да, должны быть единые правила для всех знатоков. Вот послушайте, я предлагаю такие правила нашей игры: 1. Внимательно выслушивать задание. 2. Не выкрикивать ответы, а поднимать руку, если уж догадались. 3. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. 4. За правильный ответ дается фишка. 5. Чем больше фишек в команде, та команда и выигрывает. 6. Обсуждать совместное задание не громко, чтобы не подсказывать и не мешать другой команде. - Вот такие правила. Вы согласны с ними? Если согласны, то надо их выполнять. За нарушение правил или за подсказку у команды забирается фишка.
-
А теперь давайте начнем нашу викторину. I.
Первое задание
будет такое: ответить на вопросы по календарю природы, т.е. знание времени года и месяцев, какой по счету.
Вопросы:
1) С какого месяца начинается весна? (март) 2) Какой месяц идет после марта? (апрель)
3) Какой месяц идет перед июнем? (май) 4) Какой месяц последний в году? (декабрь) 5) Какой месяц год начинает и является серединой зимы? (январь) 6) Какой по счету месяц октябрь с начала осени? (второй) 7) Какой по счету месяц июнь с начала лета? (первый) 8) Какой по счету месяц май с начала года? (пятый) II.
Второе задание
. Вот 2 дерева, на которых должны «вырости» фигуры. Т.е. нужно взять одну фигуру и двигаться от корня дерева, дошли до разветвления, посмотрите на условный значок, который стоит на каждой ветке: у одной команды по цвету, у другой по форме. Определились, куда должны идти фигуры. Пошли дальше до следующего разветвления: у одной команды по формам, у другой по величине (большой и маленький). Решили, куда идти дальше. Идем до следующего разветвления: у одной команды по величине, у другой по цвету. Решили куда отправлять фигуру, вот и выросла одна фигура на дереве. Таким же образом все остальные фигуры распределите сами всей командой. - А теперь проверим, все ли фигуры «выросли» правильно? (если правильно все, то дается фишка команде)
Дидактическая игра «Дерево»
(«Давайте поиграем») III.
Третье задание
называется
«Торопись, да не ошибись»
. - На карточках у вас арифметические задачи, в центре числа 10. Вам нужно вместе поставить ту цифру, которая в сумме с другим данным составит число 10. И какая команда быстро и правильно решит эти задачи, та и получит фишку.
Дидактическая игра «Торопись, да не ошибись»
(«Давайте поиграем»). IV. А теперь
конкурс капитанов
. Задание такое. - Представьте, что вы в ателье и вам нужно решить, что и быстрее сшить из полосы ткани: рубашки или платья. - Что поможет узнать, сколько чего выйдет из этой полосы? (условные мерки) - Вот вам условные мерки – это на рубашки, а это на платья. - А как вы будете определять? (сначала мерку-мерку рубашку прикладывать с одной стороны полосы, потом мерку-платье с другой стороны. Каждую мерку отмечать карандашом) - Все измерили. Что же получилось? (капитан, который быстрее справился). - Чего выйдет больше, чего меньше? Как ты думаешь, что быстрее шить? (платье) V.
Пятое задание
заключается в том, чтобы всем вместе и быстро составить квадрат из геометрических фигур. - Какие фигуры у вас даны (треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.). - Кто быстрее составит, тот и получит фишку.
Дидактическая игра «Сложи квадрат»

VI.
Шестое задание
– решение задач из сказок, на сообразительность: 1)
«Математика в сказках»
С.И.Волкова, С.А.Тихомирова.
2)

Сказка «Репка»
- сколько сего героев в сказке? - на каком месте внучка? - какая по счету Мышка? - кто находится на первом месте? - кто находится на шестом месте?
3)

Задачки на карточках.
VII.
Седьмое задание
на ориентировку в пространстве. Надо найти зайку в лесу. - Он нарисовал схемы, по которым можно его найти. Давайте сначала посмотрим, как это нужно делать. Возьмем эту схему. - Что здесь нарисовано, до куда нужно идти? (до елочки), потом? (повернуть налево до цветочка), затем куда? (прямо до колокольчика), а дальше? (налево до елочки). - Таким образом и вам нужно нарисовать карандашом дорогу до зайчика по обеим маленьким схемам. Тогда мы найдем зайку. - Кто вперед найдет дорогу, переверните листочек и увидите спрятавшегося под елкой зайку.
Дидактическая игра «Как пройти к зайке»
(«Давайте поиграем»)
Воспитатель:
Ай -да, знатоки! Молодцы! Быстро выполнили все задания. Теперь пора подводить итоги. - Сколько в каждой команде фишек, сосчитайте. По количеству фишек победила команда _____________ .
Поздравляем!
- А вообще, победила дружба, потому что вы дружно, сообща решали все задачи. - И всем поощрительный приз за участие и за знания – конфеты.
Молодцы!

Сказки-задачки

(«Математика в сказках» С.И.Волкова, С.А.Тихомирова).
1.
«Старик и волк»
. - У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со старухой? (десять) 2.
«По щучьему велению»
. - Глядь плывут по воде двенадцать уток и селезень – одно перо золотое, другое серебряное… Сколько всего птиц плыло по воде? (тринадцать) 3.
«Свет – Луна»
. - Встал Иван – богатырь, а тот дал ему есть семь бочек еды да спать повалил на шесть месяцев. Через 6 месяцев разбудил: «Вставай Иван-богатырь, обедать». Дал ему три бочки съесть и спать повалил на три месяца.
- Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь? - Сколько бочек еды съел он во время бодрствования? 4.
«Была – не была»
. - «Лошадей» было много: 6 кошек езжалых, 12 котов стоялых, 1 жеребец бойкий – кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу. - Сколько всего «лошадей» было у сказочника? 5.
«Иван – русский богатырь»
. - Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три и все, нет его. А она все живет. - Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная? 6.
«Богатый солдат»
. - Прослужил солдат у царя 3 года, и царь за службу дал ему три копейки. - Сколько копеек платил царь солдату каждый год, если каждый год плата была одинакова? 7.
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
- Выезжает Чудо-юдо даенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем- пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил Чуду- юду 3 головы. 1) Сколько раз у Чуда-юда осталось больше голов, чем их срубил Иван? 2) Сколько голов осталось у Чуда-юда? 8.
«Лиса-плачея»
. - Жили они одни – оденехоньки среди пустыря, некому и поплакать-то по старухе. Вот старик взял мешок с 3-мя парами беленьких курочек и пошел искать плачею, видит – идет медведь, он и говорит: «Поплачь-ка, медведь, по моей старухе! Я тебе дам 2 беленьких курочки». - Сколько курочек осталось бы в мешке у старика, если бы он вспомнил свое обещание? 9.
«Иван Быкович»
. - «Давайте, - говорит царевич, - еще силу попытаем: станем бросать железную палку кверху. Кто выше забросит, тот будет большой брат». – «Ну что же, бросай ты!» Иван-царевич бросил – палка через четверть часа назад упала, Иван- кухарский сын бросил – палка через полчаса упала, а Иван Быкович бросил – только через час воротилась. - На сколько минут быстрее вернулась палка Ивана-царевича, чем палка Ивана Быковича?
Литература.
1. «Давайте поиграем», Под редакцией А.А.Столяра. 2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Винер, О.М.Дьяченко. 3. «Математика в сказках», С.И.Волкова, С.А.Тихомирова. 4. Программа «Развитие», Под редакцией Л.А.Венгера.