Русская художественная культура XIV—XVI веков. Художественная культура России «Серебряного века

2.4 Русская художественная культура

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к этому опыту обращались не для того, чтобы им ограничиться или его имитировать, а для того, чтобы на европейском уровне сказать свое слово, найти свое место, синтезируя западное и самобытное. Целью Академии наук и Академии художеств было формирование собственной, отечественной научной мысли и национально-своеобразного искусства, но с помощью приглашавшихся в Петербург европейских ученых, архитекторов, живописцев, скульпторов.

При Екатерине, согласно режиму работы придворных театров, три спектакля в неделю давал русский театр, два - французский, и один - немецкий. Оперный театр возглавляли итальянские композиторы, как и родившуюся в 1757 году в Петербурге частную оперную антрепризу, познакомившую российскую публику с жанром комической оперы («оперы-буфф»); позднее французская труппа показывала широкой публике французские комические оперы. В середине 1750-х годов А.Сумароков написал либретто двух опер, которые следовало впервые исполнять на русском языке, хотя сюжеты их были традиционно нерусскими («Цефал и Прокрис» и «Альцеста»), да и музыка была написана иностранцами. В дальнейшем оперные тексты писали Я.Княжнин, И.Крылов, даже сама Екатерина II, и соответственно укреплялось критическое отношение к итальянской опере. Постепенно русская сюжетика все шире осваивалась на оперной сцене, как и на драматической. С конца 1740-х годов в Петербурге начинаются общедоступные, хотя и платные, гастрольные концерты иностранных музыкантов, и уже в конце века появляются яркие отечественные исполнители, а затем и композиторы - В.Пашкевич, Д.Бортнянский, Е.Фомин. «Возникновение национальной композиторской школы, стоящей на уровне передовых требований своего времени, представляется важнейшим итогом развития русской музыкальной культуры XVIII века», - заключает историк.

В 1770-е годы оперы регулярно ставились в Смольном институте благородных девиц (в серии портретов смолянок, написанной Д.Левицким, запечатлены некоторые участницы этих спектаклей). Во второй половине века в Петербурге, а затем в Москве и других городах, музыка стала занимать важное место в системе дворянского воспитания - умение петь или играть на каком-нибудь инструменте считалось едва ли не обязательным для каждого образованного человека.

2.5 Пластические искусства

В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского и специфически национального проявился в архитектурном облике города, при всех различиях художественных стилей градостроительства и происхождения зодчих; и тут XVIII век был верен пути, открытому Петром Великим. Благодаря этому архитектурный строй Петербурга приобретал все большую цельность и определенность, доказывая право молодого города быть столицей великой страны, соединившей Европу с Азией и тем самым призванной воплотить это единство в своей культуре.


3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург.

Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.

Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.

Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности).

Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась петербургскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Классицизм стал универсальным явлением. Он проявил себя в той или иной мере во всех видах искусства.

В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно и не выявила ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII века.

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился стимулом для развития искусства, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый оставил свой индивидуальный след в искусстве.

Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии, в классе скульптуры профессора Никола Жилле, руководившего им почти 20 лет.

Архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Классицистический декор как бы самостоятельно существует в организме здания, подчиняясь лишь тектонике стены. В интерьере скульптура размещается преимущественно на парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных залов.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров, поэтому неслучайно развивается и портрет. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII века, можно выделить общее: она всегда представляет совмещение, смешение черт барокко и классицизма, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков скульпторы дают уже образцы «чистого» классицизма.

Русский классицизм отличается от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.

Взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов? Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот...

Одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных...

России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим...

В начале XIX в. оказал определенное влияние романтизм. Наконец, неизменным и постоянным было воздействие реалистических традиций национальной художественной культуры. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло...

Введение. русская художественная культура как общечеловеческая ценность

Данное пособие соответствует содержанию курса, читаемого в рамках "Мировой художественной культуры" для студентов педагогических колледжей и вузов. Данная дисциплина является одной из наиболее важных, а в современной социокультурной ситуации- наиболее идеологически значимых в гуманитарной подготовке специалистов.

Курс "Русская художественная культура" отражает культурологическую направленность предмета. Поэтому его проблемное поле охватывает:

Изучение генезиса отечественной культуры, ее базисных ценностных ориентиров;

Анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной ментальности;

Освоение системы искусств в ее историческом развитии;

Осмысление взаимосвязи литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра как проявления закономерностей функционирования феномена художественной культуры.

Задачи курса:

1.Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры от древности до современности.

2. Показать эволюцию художественных стилей профессионального искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом.

3.Выявить характерные национальные особенности развития разных видов искусств.

4.Охарактеризовать творчество великих русских мастеров-писателей, художников, архитекторов, композиторов.

Цель курса:- раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории русского искусства с конца X по XX век.

История отечественного профессионального искусства рассматривается в данной книге как органичная часть всеобщей истории и как самобытная краска на карте мировой художественной культуры. Содержание курса в соответствии с его культурологической направленностью имеет междисциплинарный характер, локализуясь "на стыке" истории философии, религиоведения, эстетики и собственно искусствознания (литературоведения, музыковедения, истории изобразительных искусств и архитектуры и др.). Методологическим основанием курса является принцип историзма.

Для обоснования исторической периодизации, принятой в пособии, необходимо прояснить позицию автора по отношению к феномену отечественной художественной культуры.

Известно, что современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий на исходе XX века, творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными "сверхустановками", на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развития. На другом полюсе- "наднациональное" экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения лишь подтверждают "правило": к концу нашего века большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальное "Я" в произведениях искусства.

На этом фоне историческое прошлое и настоящее русской художественной культуры как бы вписываются в европейскую художественную "модель". Однако думается, что отечественное искусство выполняет в мировой культуре особую, не всегда поддающуюся рациональному анализу миссию. Вспомним, что еще великий русский философ Н.А.Бердяев задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? Есть основания полагать, что философ был прав, утверждая: русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение в искусстве- великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре. Из века в век загадочная русская душа, которую и "умом не понять", и "аршином общим не измерить", раскрывалась в творениях гениальных художников. Была ли закономерность в этом бесконечном процессе самопознания? Обратимся вновь к Бердяеву, который писал: "Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине..."

Чем больше погружаешься в глубь веков, "вслушиваешься" в историю, тем яснее начинаешь понимать удивительное действие этого неписаного закона "соответствия земли и души". "Драгоценная ноша нашей культуры" (А. Блок), передаваемая из поколения в поколение, озарила мир светом исканий Истины, Добра и Красоты. Поэтому при изучении русской художественной культуры важнейшей является проблема соотнесенности художественности и духовности.

В масштабах мировой истории русская культура, соединившись с христианством лишь в конце X века, является весьма молодой, как молода и сама русская нация. Молодость же, как известно, отличается стремлением к самостоятельности и постижением жизни методом проб и ошибок. Нет ничего удивительного, что русская художественная культура избрала путь "прочтения" и понимания великой Книги Бытия, не отрицая чужого опыта, но все же предпочитая самобытный национальный путь.

Феномен развития русской художественной культуры заключается в том, что в ее историческом движении были пройдены все возможные "варианты" взаимодействия искусства и религии. В результате этих грандиозных и общезначимых для человечества "экспериментов" сложилось, на наш взгляд, несколько типов художественной культуры. Например, древнерусская художественная культура, выпестованная Православием и неотделимая от него. Этот тип соответствует историческому периоду, длившемуся с конца X по XVII век. Полное единение профессионального искусства и религии было достигнуто в те времена за счет отказа от светских (мирских) форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами- зодчеством, иконописью, пением. Данный период можно назвать культурой религиозно-художественного монолога. Её заветы не исчезли в веках; они живы и сегодня не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих озарениях, что несут свет христианского вероучения.

Иная художественная культура сложилась в XVIII-Х1Хвв., когда искусство развивалось и в церковных, и в светских жанрах в естественном для себя русле. В этот период незримый диалог "художественного" и "духовного" воплотился в анализе вечных нравственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, живописи, музыки. Ещё более страстно к "надвременным" темам было устремлено искусство "серебряного века". Новый тип художественной культуры родился в результате трагической ломки устоев российского государства после 1917 года. Провозгласив атеизм нормой мировосприятия, новой религией, коммунистический режим не мог уничтожить истинные общечеловеческие ценности Веры, Надежды, Любви, что жили в сердцах всех выдающихся русских писателей, художников, композиторов XX века.

В данной книге выделены основные этапы исторического развития художественной мысли России, каждому из них посвящён раздел пособия. Это - древнерусская художественная культура (I часть), художественная культура эпохи Просвещения (II часть), классическое искусство XIX в. (III часть) и художественная культура конца XIX- XX в. (IV часть). В изложении обобщающих разделов курса автор руководствовался следующими установками:

Наличием стиля эпохи или ведущих стилевых тенденций на каждом существенном этапе становления русской художественной культуры;

Тесной взаимосвязью отечественного искусства с геополитическим, социальным и религиозным развитием русского общества;

Относительностью периодизации, ее обобщенностью и абстрагированностыо от деталей.

Части пособия делятся на главы. В конце каждой главы даны вопросы и задания для самостоятельной работы над темой. Части заканчиваются хрестоматией и списком литературы. В конце книги дается краткий терминологический словарь и указатель имен.

Семнадцатый век - переломное время в истории России и ее культуры. В это столетие произошло слияние почти всех древнерусских земель. Важнейшим фактом в политической жизни государства явилось воссоединение русского и украинского народов. К концу столетия Россия выходит к Черному морю и начинает войну со шведами за выход к Балтийскому морю. Все решительнее осваиваются земли на востоке страны.

Это время острейших социальных конфликтов, показавших силу народа, его стремление дать отпор невыносимому гнету со стороны правящих классов. В XVII веке расширяются и углубляются политические и культурные связи России с близлежащими дальними странами. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология. Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. Процесс этот прослеживается в религиозном искусстве, которое постепенно теряет свой непреклонный догматический характер и наполняется подчас откровенно светским содержанием. Распад средневековой художественной системы, решительное преодоление ее принципов открывает дорогу искусству нового времени в XVIII столетии. Важнейшим фактом художественной жизни России XVII века явилась централизация руководства искусством. Изменения в нем регламентировались властью. Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства. Вместе с тем это, конечно, не исключало развития местных художественных школ или деятельности провинциальных художников, еще свято придерживавшихся норм старого искусства.

Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличают тщательность отделки, употребление золота и серебра.

К середине XVII века миниатюрная техника письма строгановских мастеров перешла и на произведения крупные по своим размерам. Таковы иконы «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).

В середине и второй половине XVII века трудились иконописцы, подготовившие русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Одна из любимых композиций художника - «Спас Нерукотворный». В этих иконах Ушаков стремился к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. И все же стремление к жизненному правдоподобию, которое демонстрировали в своем творчестве и Симон Ушаков и его товарищи - Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин и другие мастера, принесло свои плоды в дальнейшем. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Правда, и в иконописи и в росписях этой эпохи мы встречаемся с изображением реальных людей. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Другое дело в парсуне. Главной задачей, которую ставит перед собой ее создатель, является, возможно, более точная передача характерных черт данного лица. И в этом художники порой достигают огромной выразительности, демонстрируя незаурядную остроту художнического видения. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского, Ивана IV и др. Во второй половине XVII века в Москве трудилось немало иностранных живописцев, в том числе голландский художник Д. Вухтерс. Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Несомненно, произведения иностранных мастеров оказывали воздействие на русских живописцев, помогая им выйти на путь реалистического искусства. Не случайно во второй половине появляются портретные произведения самым непосредственным образом предвосхищающие искусство портрета XVIII столетия.

От XVII века до нашего времени дошло немало фресковых циклов. Авторами их являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских артелей и мастера других художественных центров. Их творчество порой смыкается с иконописью, но в то же время сама форма стенописи требовала от них особых приемов и способов изображения. Примечательно, что именно в росписях, прежде всего, дают знать о себе новые веяния: занимательность рассказа, многочисленные бытовые подробности.

Характер монументальной живописи XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. К интереснейшим памятникам здесь принадлежат росписи Архангельского собора (1652-1666).

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, - впечатление динамики, внутренней энергии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Но и здесь художник отдает дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг.) - это искусство праздничное и торжественное. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они всецело поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. «Герои» фресок бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Чрезвычайно важную роль в создании впечатления праздничности играет колорит ярославских росписей. Краски в них яркие, звонкие. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - С. 25.

Таким образом, русская художественная культура XVII века основывалась на московской, местных художественных школах, подвергалась влиянию зарубежных художественных школ. При этом, она все более приобретала светский характер.

Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса “Мировая художественная культура” как в старших классах школы, так и в вузах.

Xристианские основы древнерусского искусства.
Истоки русской художественной культуры уходят в глубокую древность, поэтому невольно возникает вопрос: можно ли вообще определить “точку отсчета”, с которой началось ее вхождение в мировую цивилизацию. И все же такая “точка” есть, хотя и достаточно условная. Речь идет об известном свидетельстве великого летописца Киевской Руси монаха Нестора, уверенно назвавшего 852 год (6360 год от Сотворения Мира) временем рождения Руси. Как видим, время становления нашей древней культуры исторически совпадает с огромным этапом развития европейских народов, позднее названным средними веками. Длился средневековый период развития русского искусства достаточно долго - до середины XVII в., поражая неспешным, но при этом удивительно целенаправленным накоплением духовных богатств. Из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира, отразившую глубину христианского вероучения. Иначе говоря, в древнерусской художественной культуре состоялось некое художественное чудо - полное слияние искусства и религии. Попытаемся разобраться, в чем же суть, этого феномена.

Напомним, что христианство, зародившись в I в. нашей эры, сначала не имело своего искусства. Не было ни грандиозных соборов, ни поэзии, ни музыки, ни иконописи. Однако великая всепобеждающая сила Любви, заложенная в новом вероучении, дала мощный стимул становлению духовных идеалов в искусстве, развитию всех его видов во Франции и Германии, Италии и Англии. Впрочем, не беремся перечислить здесь все христианские страны, где расцвело новое искусство, призывающее расстаться с языческими заблуждениями и принять веру, освобождающую человечество от механической включенности в природу, принять заповеди Иисуса Христа.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Русская художественная культура как общечеловеческая ценность
Часть I
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 1. Христианские основы древнерусского искусства
Вопросы и задания
Глава 2. Художественные открытия Киевской Руси
Вопросы и задания
Глава 3. Шедевры культуры древнерусских княжеств
Вопросы и задания
Глава 4. Свет русского Предвозрождения
Вопросы и задания
Глава 5. Искусство “бунташного века”
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 1. Феномен “русской европейскости”
Вопросы и задания
Глава 2. Образы архитектуры: от барокко к классицизму
Вопросы и задания
Глава 3. Образы живописи: от парсуны к портрету
Вопросы и задания
Глава 4. Открытия русской словесности
Вопросы и задания
Глава 5. Рождение композиторской школы
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть III
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКЕ
Глава 1. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи
Вопросы и задания
Глава 2. Вершины искусства пореформенной эпохи
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть IV
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX-XX ВЕКА
Глава 1. “Серебряный век” российских муз
Вопросы и задания
Глава 2. Отечественная художественная культура 20-х - 80-х годов XX века
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Краткий терминологический словарь
Именной указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Русская художественная культура

Языческая Русь

Киевская Русь

Символика икон

Феофан Грек

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода

Художественная культура других древнерусских княжеств

Художественные открытия в Московской Руси

Художественная культура 17 века

Красная Площадь

Андрей Рублёв

Основные черты стиля Андрея Рублёва

Дионисий

Художественная культура России 17 века

Две художественные школы

Московское нарышкинское барокко

Художественная культура России 18 века

Значение деятельности Петра

Работы Трезини

Работы Карло Растрелли

Работы Барталомео Растрелли

Первая русская национальная художественная школа

Иван Никитин

Иван Вишняков

Иван Аргунов

Фёдор Рокотов

Антон Лосенко

Дмитрий Левицкий

Владимир Боровиковский

Художественная культура России 19 века

Эстетические принципы романтизма

Карл Брюлов

Алексей Венецианов

Василий Тропинин

Орест Кипренский

Художественная культура России 2-й половины 19 века

Иван Крамской

Василий Перов

Три направления пейзажной живописи 19 века :

Сергей Саврасов

Иван Шишкин

Архип Куинджи

Иван Айвазовский

Василий Поленов

Викторий Васнецов
- Илья Репин

Василий Суриков

Николай Ге

Искусство Серебрянного Века

Основные признаки Серебрянного Века

Михаил Врубель

Иван Левитан

Художественная культура России 20 века

Виктор Борисов – Мусатов

Мартирос Сарьян

Михаил Ларионов

Наталья Гончарова

Пётр Кончаловский

Русская художественная культура:

Периодизация:

Языческая русь до 988 года

Искусство древней Руси

Искусство просвещения (18 век)

Искусство 19 века:

а) Предреформное искусство

б) Пореформное искусство

Искусство серебрянного века 90-х годов 19 века до 20-х годов 20 века

Искусство социалистическго реализма 1920-1991

Искусство посткоммунистического пространства с 1991

Искусство многонациональное, плюрорестичное, свойственна поликультурность, соединение ИТ (информационных технологий) с развитием культуры.

Языческая Русь

В искусстве языческой Руси на основании 3-х особенностей сознания сложился первобытный синкретизм.

Особенности сознания:

а) Анимизм- одухотворённость всего мира

б) Тотемизм- вера в происхождение человека от природного мира.

в) Фетимизм - вера в сверхестественные свойства предмета

Все виды искусства существовали в язычной Руси в неразрывном единстве - синкретизме. От языческой Руси до нас дошли календарные и бытовые обряды (крестины, свадьба, похороны, родины). Кадендарные - масленица, Иван -купала.

Из материальной культуры языческой Руси к нам пришли мартыновские пластинки (7-8 век нашей эры) и зоручский идол.

Язычники своим идолам молились на канищах. Канище - возвышенное место, на него ставили идола и приносили ему жертву, ограждалось забором.

Киевская Русь

Русь взяла новую религию из Византии.

Первоначально православные каноны были взяты из Византии. На Руси сложилось древнерусское искусство, которое было биполярным по своей сути.

Искусство было 2-х видов: религиозное и народное.

Народное считалось бесовским и низшим. Представители народного искусства- скоморохи. Из живописных работ - Лубок (рисунок на верхней части коры). Древне - русское искусство было каноничным, соборным, символичным и анонимным. Иконы рисовали по прорисям, храмы строили с Запада на Восток, пение в церкви было одноголосным, мужским и без аккомпанимента.

Анонимность: считалось, что твоей рукой водит Бог, а не ты сам.

Символичность: каждый цвет, колличество куполов, жесты имели символическое значение.

Соборность: подчинение искусства единому духовному порыву.

Символика икон

Виды изображения Богоматери:

1) Оранта (это жест покровительства и защиты- руки подняты вверх)

2) Умиление или Глеус (когда младенец щека к щеке прижимается к матери)

3) Одимитрия (путеводительница - рука указывает на Христа)

4) Знамение (поза оранты, но на груди медальон Христа. Иуда)

Типы изображения Иисуса Христа:

1) Вседержитель или кантократ (книга с учением, жест сузности Бога, изображённый по пояс)

2) Распятие

3) Спас в силах (изображение на кресле в окружении высших сил, хирувимы и скрайтеры - круг и ромб)

4) Спаси Имануил (изображение в отрочестве, возрасте от 10 до 12 лет)

5) Спас Великий Архиерей (как высшее монашеское лицо, в мантии соответствующей высшему церковному сану)

6) Спас Нерукотворный (лицо на куске ткани без шеи)

Символика цвета:

Каждый увет в иконе имел своё значение.

Красный- цвет жертвы, цвет новой жизни

Чёрный - цвет дьявола, тёмных сил

Белый - цвет святости, чистоты, невинности

Золотой и жёлтый - цвет Божественного сияния

Голубой и синий - цвет небесного царства

Коричневый - цвет всего тёмного и временного

В иконе нет серого цвета - цвет небытия, неопределённости.

Феофан Грек

Возможно родился в 30х годах 14 века. Умер после последней записи в 14 веке. Вместе с Андреем Рублёвым расписывал Преображенский собор. Он работал в старой византийской традиции. Красно-коричневая гамма, тёмные, огромные глаза, суровое, аскетичное лицо, серые и белые блики на лице, одежде, руках.

Искусствоведы считают, что Феофан Грек был сторонником учения о повсеместно развитом свете. Блики помогают передать внутреннюю динамику, напряжение, внутреннее горение.

« Богоматерь Донская»

« Учения Богоматери»

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода:

1) Софийский собор(Строгость, суровость, монументальность. Никаких узоров. Стоит на возвышении)

2) Церковь Рождества Богородицы в Кирыни.

3) Церковь Спаса на Нередице. (Новгород испытал влияние Европы, а именно готичность. Длинные, узкие окна)

4) Спас Преображения на Ильине улице (работал Феофан Грек)
5) Церковь Фёдора Страгината на ручье. (Однокупольность)

6) Церковь Спаса Нерукотворного

7) Церковь Николы на Непре

8) Георгиевский собор Юрьева монастыря

Для Новгородской архитектуры характерна камерность в сочетании с монуменатльносью, аскетизмом. Распространены стреловидные купола и церковь превразается в «Воина на страже защиты веры».

Художественная культура других древнерусских княжеств:

Владимиро-Суздальское:

Монументальное строительство было положено Владимиром Мономахом. Он стремился укрепитиь границы своего княжества.

1) Собор Спаса Преображения в Переяславль-Залесском.

В этом соборе очень много от Киевского зодчества: монументальность, квадратность. Собор также был символом русской государственности. В этих соборах также как и в Новгороде нет киевской красоты. Ранний период зодчества связан с правлением Андрея Боголюбского.

Князь выбрал столицей княжества город Владимир. Заканчивался золотыми и серебярнными воротами. Серебрянные не сохранились, первоначально они несли оборонотельное значение, но сейчас они воспринимаются как триумфальная арка.

Одной из самых красивых построек является Успенский собор 12 века. Этот собор имел символическое значение. Он был символом величия княжеской власти.

Самое известное строение – Храм покрова Богородицы на Нерли. Для этого храма было выбрано удачное место. Это лёгкий и изящный храм. Культурное украшение фасада многозначно. Здесь изображён библейский царь Давид с музыкальными инструментами. Есть мнение, что Давид слогает гимны в честь Андрея Боголюбского. Архитекторы сказали каменное слово в похвалу князю.

Мотив прославления княжеского могущества это Дмитриевский собор. Владимирские мастера не следовали обычным схемам. Храм резной, богато украшенный. В рельефах образы исторические и религиозные: Соломон, Александр Македонский.

Во Владимиро - Суздальском княжестве сохранились иконы 12,начала 14 века. Они свидетельствуют о сохранении традиции письма. Икона «Богоматерь Оранта» перекликается с монументальной мозаикой.

Соединении нескольких изображений Богородицы это начало русской традиции.

В годы бедствий народ поклонялся ещё и мученику Дмитрию Шалунскому. Сохранилась икона, которая свидетельствует о мастерстве живописцев. На этой иконе изображён князь и святой одновременно. Оружие часто бывает на иконах 12-13 веков.

Из псковских сооружений известен Нейрожский монастырь. Также имел оборонительную функцию. В Пскове сложилась своя манера иконописи. Она экспрессивна, динамична, подвижна. В иконах основной цвет- красный, золотой. Затем это будем характерно для Московской школы.

Древнерусские княжества выражали духовные идеалы своей эпохи. Период становления национальной художественной культуры.

Красная Площадь.

Так называлась по значению слова красивая (из словаря Даля).

Первоначально эту площадь строили, чтобы не допустить пожара в Кремле.

Первоначально площадь называлась торг - 15 век.

В 16 веке на ней было построено Лобное место и храм Василия Блаженного. В 19 веке памятник Минину и Пожарскому. Скульптор - Мартое. Из-за опасности указывает рукой на Кремлёвский съезд. В 20 веке мавзолей Ленина и некрополь у кремлёвских стен. Строил архитектор Шусов, выдержан в траурных тонах - красное и чёрное. Здание исторического музея – архитектор Шервуд – 19 век. Верхние торговые ряды (ГУМ).

1967 год Кремлёвский дворец съездов.

16-17 века Кремлёвский дворец, как резиденция царя. Архитектор Фрязин Антон.

Андрей Рублёв.

Примерные годы жизни: 1360-1430. Известно, что в 1405 году он расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с Феофаном Греком.

Был очевидцем Куликовской битвы, лично знаком с Сергием Радонежским. Возможно Рублёв из семьи иконописцев, но имел собственное видение мира.

Несмотря на совместную работу с Феофаном Греком, он не взял на вооружение его экспрессивность и устрашение. Очень много росписей сделано совместно Рублёвым и Греком.

- Деятельность Андрея Рублёва связана с двумя монастырями: Троицко-Сергеева Лавра, Спасо-Андронниковский монастырь.

Сохранились иллюстрации к Евангелию Хитрова (фамилия заказчика, который заказал книгу). Считается, что её иллюстрировал Андрей Рублёв вместе с Данилом Чёрным. Уже в этих иллюстрациях сформировался индвидуальный почерк мастера. Специфические позы, наклон головы, причёска, гармония между внутренним и внешним миром.

В 1918 году И. Грабарём были спасены иконы Рублёва из Звенигородского чина: (из Успенского собора)

Спас Вседержитель

Апостол Павел

Архангел Михаил

Рублёвский Спас – духовная мощь, жалость, утешение и заступничество.

Высшим достижением Андрея Рублёва считается икона «Троица» (называют джакондой 14 века). По смыслу икона многопланова. Выражает не только религиозный смысл, но и общечеловеческое гумманистическое значение. Икона была написана во время объеденения земель вокруг Москвы, страстного призыва Сергея Радонежского к этому объеденению.

У Рублёва отсутствуют главные герои этой сцены: Сара, Авраам.

Образ «Троицы» помещён в круг, как символ вечности. Фигуры ангелов внутри себя также образуют круг.

- Краски у Андрея Рублёва очень яркие, чистые, насыщенные. Особенно восхищает «голубец» - голубая краска, перемешивали бирюзу – небесно голубой цвет.

Вытянутое изображение головы.

- Горки несущий пейзаж на иконе.

Основные черты стиля Андрея Рублёва:

1) Глубокая философия

2) Божественный внутренний свет

3) Соединение божественной любви и красоты

Основной критерий его творчества – духовность.

Завершает расцвет древне - русского иконописного творчества – Дионисий.

Работы Дионисия утвержали другую красоту. Они работали на прославление новой русской государственности.

У Дионисия нет ни трагической экспрессии Грека, ни философского обобщения Рублёва.

Мир Дионисия : изящество, ликование, праздничность, декоративность, музыкальность (писал работы по молитвам: Акафисты, Тролари, Кандаки).

О Дионисие известно мало что, но известно точно : не был монахом, была семья и два сына Владимир и Феодосий, стали известными иконописцами.

Приблизительные годы жизни 40-е годы 15 века до 10-х годов 16 века.

Ранне творчество Дионисия проходило в Пафанутьево - Боровском монастыре и в Успенском соборе Московского Кремля (работы не сохранились).

Сохранился Алтарный свод Успенского собора Кремля.

Ферамонтов монастырь, Храм рождества Богоматери, в них он работал с сыновьями.

В Третьяковской галерее сохранилось « Распятие» - наиболее известное произведение.

Работы Дионисия завершают искусство Древней Руси:

Грек => Рублёв => Дионисий

В 16 веке в музыке появляется трёхголосное пение, партесное пение, начинает формироваться шатровая архитектура.

16 век кульминация – предвозрождение России.

Иван Никитин.

Стоял у истоков реалистического портрета. Любимый хужожник Петра. Оставил несколько портретов Петра I.

Самый лучший портрет Петра:

«Портрет в медальоне»

«Пётр I на смертном одре»

Самой известной работой был:

«Портрет Напольного гетмана»

«Парадный портрет» (с орденами на тёном фоне)

«Портрет Анны Петровны»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Наталья Алексеевна» (сестра Петра)

«Портрет Екатерины I» (жена Петра)

«Портрет молодого человека»

Иван Вишняков.

Учился в Оружейной палате у известного мастера Караванна.

Прослеживаются признаки роккоко.

«Портрет Сары Фермар» (манерность)

«Портрет Георга Фермара» (кукольность)

Исполняет яркие цвета, но все модели решены плоскостно. Прославился изображением детских портретов.

«Девочка с птичкой»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Рождество Богоматери»

Иван Аргунов.

Крепостной у графа Шереметьева. Воспитал многих живописцев второй половины 18 века. Работал по заказам графа Шереметьева и его окружения. Был надзирателем домов и дворцов Шереметьева.

В его портретах нет идеализации, показывет своих современников реалистично, какими они были в действительности. Столя у истоков нового комического портрета , который будут исполнять в первой половине 19 века. Венецианов, Кепренский. Особенно ярко это проявилось в портретах четы Хрипуновых.

Самый известный портрет:

«Портрет Неизвестной в русском костюме» (кокошник, красный сарафан)

Портрет Бориса Шереметьева (объём засчёт расположения туловища)

Портрет Екатерины II.

Фёдор Рокотов.

Крепостной, был замечен графом Шуваловым, привезён в Академию Художеств. Один из первых русских художников, получивших вольную. Первым изменил репрезентативный портрет . Модели изображены как благородные люди. Продолжал линию камерных портретов. Писал лучших интелегентных людей своего времени.

В 80-х годах 18 века манера становится более сдержанной, классической. Портреты лишены камерности и теплоты. В целом остался мастером портретной живописи.

«Портрет Майкова»

«Портрет графа Шувалова»

«Портрет графа Орлова» (надменный, хитрый)

«Портрет Неизвестного в треуголке»

«Портрет Неизвестного в ровозом»

«Портрет Струйской»

«Портрет Квашниной»

Антон Лосенко.

Основоположник исторической живописи . Впитал идеалы классического искусства - идея служения родине, патриотизм, идея самопожертвования, идеализация природы и человека, театральность и пафосность.

Классическая картина напоминает театральную сцену:

«Владимир и Рогнеда» (театрализовано на действительный эпизод истории России.

Вторая картина:

« Прощание Гектора с Андромахой» (сюжет Гомера, очень театрально).

На лирические темы написал:

«Чудесный улов»

«Авраам и Исаак» (ангел отвёл руку)

Писал портреты первых режиссёров и драматургов (Шумского, Волкова, Сумарокова)

«Портрет Павла I»

«Портрет Волкова» (первый трагический актёр, режиссёр)

Дмитрий Левицкий.

Итог развития живописи 18 века. Родился на Украине в семье священника. Был замечен художником Антроповым , после чего поступил в Академию Художеств. 17 лет преподавал там портретный класс . Слава пришла ему с портретом архитектора Кокоринова . Его портреты отличаются реалистичностью при условности портретов его времени.

«Портрет Демидова» (ботаник)

Портреты современников (Дьяков и Львов)

К 80-м годам относится:

«Портрет Екатерины II в храме правосудия» (с этого портрета сделаны многочисленные копии самим художником)

Левицкий – вершина 18 века:

«Портрет Алимова» (на арфе)

«Портрет Молчанова» (физик)

«Портрет Дени Дидро» (в домашнем халате)

Владимир Боровиковский.

Создатель сентиментального портрета . Родился в семье иконописцев. Его талант заметил Николай Львов, привёз его в Петербург. Он не учился в Академии Художеств, его учитель – Левицкий.

Эстетика сентиментализма . Каноном его сентиментального творчества стали портреты женщин по пояс на фоне природы, с цветами, фруктами.

«Лизонька и Дашенька»
«Портрет Нарышкиной»
«Портрет Луизы де Эталь»

Нарисовал портрет Екатерины II в царскосельском саду. Императрице он не понравился.

В начале 19 века он возвращается к иконописи, расписал иконы Казанского собора, Смоленской церкви в Петербурге.

«Троица» (Бог-отец, распятый Христос, Святой дух)

«Спас Нерукотворный»

«Богоматерь»

Карл Брюлов.

Соединил в своём творчестве академическую живопись и романтические устремления. Карл Брюлов родился в семье, где занимались искусством. Живописцы, архитекторы, художники. Брюлов в 10 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств . После окончания уезжает в Италию как пенсионер.

На протяжении всей жизни творчество эволюционировало, особенно это заметно в портрете. (Автопортрет в позднем периоде творчества).

Его кисти принадлежат портреты лучших людей Пушкинской поры : Жуковского, Крылова, графа Салтыкова, певицы Джудиты Паста. Портреты архитектора Тома.

В поездке по Италии оставил полотна :

«Итальянское утро» (итальянская девушка)

«Итальянский полдень» (девушка с виноградом)

В академической манере:

«Версавия» (темнокожая служанка)

«Нарцис» (ангелочек наверху любуется своим отражением)

«Девушки, собирающие виноград»

Три года Брюлов истратил на :

«Последний день Помпеи»

В 1827 году Брюлов посетил Помпеи. Он был потрясён увиденным, три года создавал огромное полотно.

«Вечерня»

«Всадники» (серая лошадь, пара. движение и спокойствие)

«Портрет графини Самойловой» (покидает бал)

«Портрет Елизаветы Павловны с дочерью»

«Всадница»

Алексей Венецианов.

Стал певцом патриархального духа. Оставил работы, которые рисуют патриархальный, облагороженный образ жизни крестьян. Избрал крестьянскую жизнь своей темой . Учился у Боровиковского . Свою тему нашёл, когда уединился в имении в Тверской области.

«Девушка с телёнком»
«Жнецы» (пара)

«На жатве. Лето» (в красном сарафане)

«На пашне весна»

«Портрет матери»

«Девушка в платке» (тёмный платок)

«Спящий пастушок» (показывает пейзаж подмосковья)

Василий Тропинин.

Был крепостным, только в 45 лет освободился от крепостной зависимости. Окончив Академию Художеств жил и работал в Москве.

Его стиль – непринуждённый, домашний. Картины отличает простота и непосредственность.

«Златошвейка»

«Гитаристы»

«Девочка с куклой»

«Девочка с собачкой»

Орест Кипренский.

Вошёл в историю искусства как первый романтический художник , оставивший портреты своих великих современников и участников Отечественной войны. Его не затронул скепсис и разочарование западного романтизма. Все портретырисуют идеал незаурядной романтической личности. Одарённой, умной, душевно мудрой. Часто писал свой автопортрет. Его портреты лишены академической парадности.

«Портрет графа Давыдова» (гусар)

«Портрет Жуковского» (тёмный, светлое лицо)

«Портрет Пушкина» (смотрит в сторону, шейный платок)

«Портрет графа Трубецкого» (с саблей)

Галерея женских портретов :

«Портрет Олениной» (красавица)

«Портрет Щербатовой» (цвет белый)

«Портрет Абдулиной» (чепец, бусы)

«Портрет Растопчаной» (закрытое платье)

Историческая тема на медаль:

«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (театральность, пафосность)

«Мечтательница»

3 автопортрета

«Богоматерь»

Фёдор Васильев.

Русский пейзажист, работал 7 лет. Умер в 23. Один из несостоявшихся великих пейзажистов. Его работы отличают необычно эмоциональное прочтение природы. Его интересовали драматические контрасты, противопоставление стихий, напряжение перед бурей, свет после грозы, оттепель посреди зимы. Его пейзажы также камерные , лирико – психологические.

Самые известные работы:

«Оттепель» (чёрное небо, старик, маленькая девочка). Крест дороги и ручья

«Мокрый луг» (двойное небо – солнце, тучи)

«В Крыму. После дождя»

«В окрестностях Петербурга» (сарай)

«Берег Волги после грозы» (рыбаки, лодки, двойное небо)

«Возвращение стада»

«Изба» (крыша проломлена, небо коричневато)

«После грозы» (светлое небо)

Василий Поленов.

Художник – пейзажист . Стоял у истоков русского пленера. Получил юридическое образование и закончил Академию Художеств. Работал в историческом, портретном жанрах. Он изменил отношение к этюду (маленькая часть чего-то). Этюд у него самодостаточное произведение.

Работа на пленере дала ему возможность исследовать тонкие соотношения между цветом и светом. Начал использовать цветные тени .

Соединил пейзажную и жанровую живопись - эта идея будет развиваться у живописцев следующего поколения.

«Бабушкин сад»

«Московский дворик»

«Старая мельница» (маленький мальчик рыбачит)

«Золотая осень»

«Лопухи»

«Убитый солдат» (2 собаки, ворон)

«Осень в Абрамцеве»

Викторий Васнецов.

Соединил в своём творчестве фольклор, старину и современность. Основатель романтически сказочного жанра. Вершиной творчества стала картина –

«Богатыри»

Илья Муромец – сила, могущество

Добрыня – готовность к подвигу

Алёша – молодость, размышления.

Один из первых обратился к сказкам и былинному эпосу. Его работы не сразу были оценены по достоинству. Работал в разных жанрах и видах искусства. Везде был новатором. Поднял на новую высоту театр, декорацию, старался показать искусство монументального стиля, расписывал церкви в Петербурге, Гусь – Хрустальном, по собственному проекту построил дом – мастерскую в Москве. Владимирский собор в Киеве.

Васнецов начинал как жанрист – передвижник.

Связывают возникновение былинной темы с переездом Васнецова в Москву, знакомством с Саввой Мамонтовым. Член Абрамцевского кружка .

В Абрамцево родилась серия сказочных работ. Одной из самых известных является:

«Алёнушка» (соединил реальность и сказку)

«Иван Царевич на сером волке»

«Иван Грозный»

«Витязь на распутье»

«Дубовая роща в Абрамцево»

«Богоматерь с младенцем»

«Ковёр – самолёт»

«Радость праведников» (в Киевском соборе)

«С квартиры на квартиру» (жанровая)

Вершиной реалистического искусства стало творчество Репина и Сурикова .

Илья Репин.

В своих произведениях показывал не столько духовно – нравственное состояние общества, как Перов и Крамской, а эмоционально – психологическое состояние . Делал акцент на индивидуальность каждой модели.

Подмечал позу, жест, движение.

Вершина реалистического портрета :

«Портрет Мусоргского» (был написан за 10 дней до смерти, он умер в психиатрической больнице)

«Портрет Бородина»

«Портрет актрисы Стрепетовой»

«Портрет Антона Рубинштейна»

«Портрет Глинки»

«Портрет академика Павлова»

«Портрет Сурикова»

«ПортретТолстого»

«Портрет Третьякова»
Есть исторические картины , что сближает его с Суриковым.

«Царевна Софья»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Заседание государственного совета»

Трилогия , посвящённая разночинцам:

«Арест пропагандиста»

«Не ждали»

«Отказ от исповеди» (в камере священика)

Первая картина, принесшая успех:

«Бурлаки на Волге» (писал 3 года)

Центральной картиной является:

«Крестный ход в Курской губернии»

«Иван Грозный и его сын Иван» (главная тема – раскаяние отца)

Василий Суриков.

Вторая вершина реалистического искусства второй половины 19 века. Работал преимущественно в исторической живописи . Родом из Красноярска, имел казахские корни. В исторических картинах выражал не только историческую, но и художественную правду .

80-е годы – вершина творчества Сурикова. Его трилогия занимает видное место в художественной культуре России. Все три картины обозначают важные исторические события.

«Утро стрелецкой казни»

«Меньшиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

Все три картины показывают кризисы русской истории , как историческую драму.

- Главных героев Суриков пишет в профиль. Выражает таким образом силу характера.

«Портрет матери»

Есть и другие исторические картины, менее судьбоносные:

«Переход Суворова через Альпы»

«Покорение Сибири Ярмаком»

«Степан Разин» (сам Суриков не любил эту картину)

- Незаконченные картины :

«Княгиня Ольга»

«Взятие снежного городка» (масленица)

Николай Ге.

Стоял у истоков основания передвижников . Много работал над философским осмыслением реличиским тем. Не написал не одной жанровой картины , так как считал, что через бытовой жанр нельзя выразить серьёзные этические проблемы.

Задача искусства – способствовать приобщению к красоте духовной.

Им созданы большие философско – реалистические полотна:

«Что есть истина»

«Христос и Пилат»

«Голова распятого Христа» (экспрессионизм)

- Самые известные картины:

«Пётр I допрашивает царевича Алексея»

«Тайная вечеря»

«Суд Соломона»

Е г. 19 в. – 20-е г. 20 в.

Другое название – русккий культурный ренессанс. По мнению искусствоведов, название «Серебрянный Век» дал Бердяев.

Михаил Врубель.

Врубеля считают основоположником искусства 20 века. Получил хореографическое университетское образование, владел многими иностранными языками. В 24 года поступил в Академию Художеств.

Первоначальный этап творчества связан с работой в Кирилловской церкви, Владимирском соборе в Киеве. Писал в стиле старинных византийских мозаик. К его работам не были готовы, так как они лишены славянского колорита, как у Васнецова. Что придаёт работам Врубеля вселенский смысл.

После неудачи с реалистическими произведениями Врубель написал трёх демонов :

«Демон сидящий»

«Демон летящий»

«Демон поверженный» (павлиньи перья – символ вечности, нетленности. Феникс)

У Врубеля демон страдающий, скорбный, страстный, властный, величавый. Встречаются эпическо сказочные произведения:

«Царевна – лебедь»

«Снегурочка»

- Выделяются :

«Портрет Мамонтова»

«Портрет Забеллы – Врубель»

«Пан» (добрый леший)

«Сирень»

Работал металлической пластиной.

«Девочка на фоне ковра»

«Жемчужинка» (таинственность – серый, розовый, синий)

«Шестикрылый серафим»

Иван Левитан.

Завершает лирико – психологический пейзаж. Ученик Саврасова, превзошёл

учителя более пронзительной интонацией грусти, более философским подходом, томлениям человеческой души по совершенству к идеалу.

Природа у Левитана – божественный храм, где рождается духовное прозрение человека.

Первое произведение, которое принесло славу Левитану:

«Осенний день в Сокольниках»

Более 100 картин посвящены осени (любимое время года)

Реквиемом самому себе стала последняя картина:

«Над вечным покоем» (всё серое, как небо)

Большим гражданским долгом было написать картину:

«Владимирна» (дорога смерти, вели каторжников, маленькая фигурка женщины – богоматери)

«Золотая осень» (лес, река) - Пушкин

«Март» (запряжена лошадь) - Есенин

«Белая сирень» (импрессионизм)

«Берег моря. Крым»

«Берег Средиземного моря»

«Березовая роща»

«Весна. Яблони цветут»

«Весна. Большая вода»

«Ветренные мельницы» (символ)

«Вечер на Волге»

«Вечернее болото» (закат)

«Вечерний звон» 3 пласта)

«Вечерняя река» (дымка)

«Июньский день»

«Одуванчики»

«Озеро. Русь» (последняя картина)

«Папоротники у воды»

«У омута»

Соцреализм

Имел 2 задачи: воспитание нового человека – строителя коммунизма и проведение в жизнь идеологии и идей партии. Метод был во всех видах искусства. В литературе – несознательное, сознательное, рабочий, старый коммунист.

3) Суровый стиль (60-70г)

Показ аскетичных, волевых, энергичных людей. Был связан с развитием кинематографа, документалистики. Характерны чёткие линии, рисунок, композиции. Герои демонстрируются грубые, некрасивые.

Поп – арт

Популярное искусство, которое возникло в противовес элитарному абстракционизму. Синтез разных искусств, влияние компьютерных технологий на развитие искусства.

Появляется новое художественное пространствовиртуальная реальность .

Первым художественным объеденением была «Голубая Роза». Лидером был Борисов – Мусатов . Соединение импрессионизма с символизмом. Борис – Мусатов: статичные, недвижущиеся композиции, вымышленный иллюзорный мир.

- Известность принесла картина:

«Автопортрет с сестрой»

- Самая известная картина:

«Водоём» (девочка с мамой замерли, лес отражается)

«Куст финика» (осень)

«Одиночество»

«Осенняя песня»

«Призраки»

«Гобелен»

«Леди в голубом» (снежная королева)

К «Голубой Розе» относились Павер Кузнецов и Мартирос Карьян .

Кузнецов продолжает традицию бытового крестного жанра Венецианова. Подобно Гогену открыл красоту в примитивном мире. Воплотил идею Серебрянного Века – объединение в гармонии всего живого и сущего.

В его творчестве идея прекрасной ясности :

«В степи» (васильковый фон)

«Мираж в степи»

«Спящая в кошаре»

«Весна в Крыму»

«Белая ночь» (лодка, избушка)

Мартирос Сарьян – арменин. Характерно соединение цветных плоскостей, преобладание оранжевого, синего.

- Известнем восточными работами:

«Продавей лимонада»

«В жаркий день у колодца»

«Финиковая пальма»

Группа «Ослиный хвост» . Состоит из Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Соединили в себе футуризм и примитивизм.

Ларионов писал серии: солдатская, парикмахерская. Его творчество похоже на декоративно – прикладное искусство. Соединил прекрасное и безобразное.

Гончарова (жена) соединение этих стилей. Религиозная тема, крестьянская тема, пейзажная живопись.

«Архангел Михаил»

«Бабы с граблями»

«Велосипедист»

«Евангелист»

«Московская зима»

«Прачки»

Объединение «Бубновый валет» самое авангардное, лидер Пётр Кончаловский . Влияние фовистов, кубистов. Пейзажи, натюрморты.

«Семейный портрет»

«Натюрморт с фруктами»


Первобытное искусство

Пути изучения первобытного искусства

Древнеегипетское искусство

Боги Древнего Египта

Четыре периода истории Египта

Искусство Античности

Античная Греция

5 периодов античной Греции

Античный Рим

Этрусски

Римская республика

Римская империя

Средневековое искусство

Дороманский период

Романский период

Готический период

Исскуство эпохи Возрождения

Раннее Возрождение

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение

Романтизм 19 век

Основные принципы романтизма

Теодор Жерико

Эжен Делакруа

Реализм 19 век

Франсуа Милле

Импрессионизм

Эстетические установки

Клод Моне

Эдгар Дега

Огюст Ренуар

Постимпрессионизм

Первобытное искусство.

Первобытное искусство включало в себя все виды искусств:

Изобразительное искусство

Скульптура

Декоративно – прикладное искусство

Все эти виды были в первобытном синкретизме.

Открытие первобытного искусства произошло в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

Древнеегипетское искусство.

Египетская империя в области искусства была консервативна и канонична.

Всё искусство, вся жизнь были посвящены культу загробной жизни. Два принципа были основой государства:

1) Незыблемость власти фараона

2) Непостижимость законов

У Египтян существовала своя система богов (около 1,500 лет). Боги были звероподобны. Всё искусство целиком отвечало религии и фараону.

С конца 19 века началась развиваться наука – египтология . Начало положил Жан Франсуа Шампольон. В 1822 году он расшифровал египетские письмена.

Основными видами искусства были:

Архитектура (храмы, гробницы)

Настенная живопись

Начало театра

Скульптурный портрет

Боги Древнего Египта.

Бог Хапи – Бог Нила

Бог Ра – птица, солнце над головой

Бог Осирис – основной Бог

Анубис – голова шакала

Бог Тор – в виде орла, сокола

Богиня Исида – руки крылья

Бог Тот – мудрости, письма, с головой обезьяны

История Египта делится на 4 периода:

1) Раннее царство – архаический период (3,000 год до н.э, 1 и 2-я династии)

2) Древнее царство (2,800 год до н.э, 3 и 4-я династии)

3) Среднее царство (2,250 год до н.э, 5-13 династии)

4) Новое царство (1,700 – 1,070 год до н.э, 13-20 династии)

В Архаический период до нас сохранилис