Музыкальный слух и его виды. Виды музыкального слуха - моя мечта - международная онлайн школа музыки. Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

Как часто мы слышим от взрослых, состоявшихся людей, что у них совершенно нет слуха или что им медведь на ухо наступил. Но действительно ли музыкальный слух является исключительно врождённым качеством или его всё-таки можно развить даже не в самом юном возрасте?

Музыкальный слух – исключительно человеческая способность воспринимать, воспроизводить и сочинять музыкальные композиции. Многие люди считают, что если они не умеют правильно петь или не могут научиться играть на музыкальных инструментах, значит, у них нет музыкального слуха. Действительно ли это так? Давайте разберемся.

Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?

Оказывается, музыкальный слух, как и любая другая способность человека, подвергается развитию и тренировке. Работа слуха заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой. То есть «наличие» музыкального слуха это применение определенных знаний на практике плюс развитая слуховая память.

Отсутствие же музыкального слуха в подавляющем большинстве случаев говорит лишь о том, что у человека нет знаний об основных аспектах музыкального образования. В любом возрасте можно научиться петь и играть на музыкальном инструменте. Возрастные особенности развития слуха лишь в том, что в более раннем возрасте развить в себе музыкальные способности гораздо легче, чем в более зрелом. В принципе, это касается не только музыкального образования и развития музыкального слуха, как мы все знаем, быстрее учатся любому интересному занятию дети, будь то катание на коньках или езда на велосипеде, чем взрослые. Но развить музыкальный слух можно в любом возрасте, все зависит от вашего трудолюбия, желания и терпения.

Методика развития музыкального слуха включает в себя совершенствование несколько видов слуха. Для того чтобы развить музыкальный слух, научиться красиво петь и слышать структуру музыкальных мелодий следует развивать такие виды слуха как ритмический, мелодический и внутренний.

  1. Ощущение ритма и темпа мелодии является слухом ритмическим. Для развития ритмического слуха читайте стихи по слогам под музыку, танцуйте и пойте под хорошо знакомую простую мелодию.
  2. Мелодический слух это восприятие и понимание структуры мелодии, ее организации, это осознание движения музыки.
  3. Внутренний слух - это способность представлять в сознании, в мыслях музыкальные композиции, слышать их внутренне и воспроизводить по памяти. Для развития мелодического и внутреннего слуха следует заняться такой учебной дисциплиной как сольфеджио. Запись к музыкальному педагогу в этом случае необходима. Сольфеджио включает в себя пение мелодий, интервалов, ладов, гамм и аккордов. Также вы научитесь запоминать звучание мелодий, определять на слух интервалы и ритмические композиции, и писать ноты на слух – преподаватель играет мелодию, а вы стараетесь разобрать ее по нотам.

Если у вас нет возможности записаться к профессиональному педагогу музыкального образования, то для развития музыкального слуха можно использовать специализированные интернет-сайты, например, muz-urok или earmaster, или программы для развития музыкального слуха – Noteris, Ухогрыз и т.п.

И главное, так как развить музыкальный слух не получится за один-два дня, вам следует систематически (каждый день!) этим заниматься в течение, по крайней мере, одного года. Слушайте красивые качественные мелодии, старайтесь повторять те же музыкальные ноты за профессиональными исполнителями, слушайте, запоминайте и воспроизводите музыку. Любой слух подвергается совершенствованию и развитию. Умение слышать и воспроизводить музыкальные композиции зависит только от вашего желания и работоспособности.

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

2.3. Музыкальный слух, его виды

2.3. Музыкальный слух, его виды

Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е. независимо от человека, превращаются в музыку в результате их обработки слуховым органом. Именно поэтому первые исследования научной музыкальной психологии были посвящены музыкальному слуху (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор, К. Ревеш и др.)

В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. Нам ближе классификация В. В. Медушевского, который в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух. Вместе с тем, принципиальной разницы между классификациями нет, поэтому мы будем дополнять характеристику перцептивного и интонационного слуха в соответствии со взглядами других ученых.

Перцептивным называется слух, направленный на распознавание структуры . В него входят:

1. Звуковысотный слух

2. Мелодический

3. Гармонический

4. Темброво-динамический

5. Полифонический

6. Фактурный

7. Интервальный

Данные виды слуха представляют собой разновидности слуховых ощущений . Они находятся во взаимодействии, но каждый обладает присущими ему особенностями и отвечает за определенный участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознаванию.

Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно. Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель. Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик.

Б. М. Теплов, отмечая важную роль звуковысотного слуха в музыкальной деятельности, полагал, что термин «музыкальный слух» имеет два значения. В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке .

В отличие от американского психолога К. Сишора, утверждавшего, что слух в основном имеет характер природного задатка, Б. М. Теплов доказал, что звуковысотный слух в значительной мере поддается развитию. К примеру, из практики музыкального образования хорошо известно, что самый тонкий звуковысотный слух (различение 1/16, 1/32 и менее тона) характерен для обучающихся игре на скрипке; медленнее этот вид слуха развивается у пианистов. Это обусловлено особенностями инструментов: необходимостью нахождения звука в первом случае и закрепленным темперированным строем во втором.

Мелодический слух обеспечивает целостное восприятие мелодии. Он основывается на звуковысотном в его проявлении по отношению к движению одноголосной мелодии. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство (Б. М. Теплов), представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Одним из его наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как незавершенные.

Другой основой мелодического слуха являются музыкально-слуховые представления (см. далее «внутренний слух»), так как мелодический слух предполагает предслышание, позволяющее воспринимать мелодию в целом.

Иногда в мелодическом слухе выделяют интервальный слух – способность по мере движения мелодии анализировать интервалы.

Мелодический слух хорошо развивается у певцов, струнников, духовиков и гораздо хуже – у пианистов. Одним из характерных для пианистов недостатков является исполнение «по одной ноте», при котором играющий все вроде бы делает правильно, а мелодия распадается на отдельные звуки. Это происходит от недостаточного развития (или задействования) мелодического слуха. В пении же, к примеру, такое исполнение невозможно, так как при голосовом звукоизвлечении один звук естественным образом переходит в другой.

Гармонический слух , напротив, интенсивно развивается у пианистов (баянистов, аккордеонистов) и более медленно – у представителей музыкальных специальностей, имеющих дело преимущественно с одноголосной мелодией. Это слух, ориентированный на созвучия (аккорды). Он возникает на основе звуковысотного слуха и ладового чувства и позволяет не только одновременно услышать вертикаль, но и осмыслить составляющие ее звуки как принадлежащие к определенным функциям.

Темброво-динамический слух иногда подразделяют на составляющие его тембральный , направленный на распознавание тембра, т. е. качества звука, и динамический , определяющий изменения его силы. Однако на практике тембр тесно связан с динамикой: он может меняться в зависимости от изменения силы. К примеру, звук, тембр которого можно условно определить как «серебристый», не останется таковым при большом крещендо, приводящем к фортиссимо. Поэтому данные виды слуха чаще определяют как один – темброво-динамический. От его развитости во многом зависит профессионализм музыканта, его способность передавать тонкие звуковые градации. Непрофессиональному любителю музыки развитый темброво-динамический слух позволяет насладиться красочностью звучания – например, оркестрового.

Из всех видов музыкального слуха именно в темброво-динамическом наиболее ярко проявляются механизмы синестезии. Синестезией называют такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

В музыке наиболее частым проявлением синестезии является то, при котором раздражение слухового анализатора вызывает зрительное ощущение. Это может проявляться в зрительных образах, а иногда имеет форму так называемого цветного слуха. Человек, обладающий таким слухом, слышит музыкальные тональности в определенном цвете. Такой слух имели Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрленис.

Полифонический и фактурный слух, как и гармонический, связаны со слышанием многоголосных структур. Разница между ними заключается в том, что гармонический слух позволяет одновременно слышать звуки, составляющие вертикаль; полифонический – распознавать движение голосов по горизонтали, а фактурный – различать фактурные слои, которые обычно содержат как вертикальные созвучия, так и движение горизонтальных линий.

Фактурный слух не всегда выделяют в самостоятельный вид музыкального перцептивного слуха, но в практике обучения пианистов и дирижеров проблема различия фактурных пластов актуальна, поэтому этот вид слуха целесообразно все-таки отделять от гармонического и полифонического. Все виды слуха, связанные с многоголосием, естественным образом и относительно легко развиваются у исполнителей на клавишных инструментах и дирижеров и значительно труднее – у вокалистов, струнников, духовиков.

Интервальный слух – способность слышать, различать и осмысливать интервалы – формируется в процессе музыкального обучения и может рассматриваться как элемент мелодического слуха.

Вторая крупная разновидность музыкального слуха, в отличие от перцептивного, – интонационный слух, который направлен на распознавание смысла . Как указывает В. В. Медушевский, постижение музыки имеет две стороны: аналитическую и интонационно-смысловую. В соответствии с этим музыкальный слух, который первым обрабатывает поступающую в мозг музыкальную информацию, имеет перцептивно-аналитическую и интонационно-смысловую составляющие. Они тесно связаны и должны действовать одновременно. «В конкретном звучании музыки аналитическая организация всегда встроена в смысловую, – пишет В. В. Медушевский. – …Тайна слуха гениального музыканта… – не только в равномерной развитости сторон, но и в их тесном сотрудничестве» .

Интонационный слух является древнейшим и целостным, его истоки находятся в глубинах бессознательного. Музыка и речь как ведущие коммуникативные системы развивались в тесном взаимодействии с интонационным слухом. Интонационный слух – функция правого полушария мозга, он направлен на распознавание эмоционального содержания, передачу и понимание основных базовых эмоций: радости, грусти, гнева, страха. Этот вид слуха является основой музыкального восприятия и музыкального творчества. В то же время ему присуще свойство универсальности: им обладает каждый человек, он обнаруживается уже в младенческом возрасте у детей.

Согласно исследованиям Д. К. Кирнарской, отличительные особенности интонационного слуха состоят в следующем: интонационный слух направлен на выявление смысла музыки; включает телесно-двигательные реакции человека через ассоциации с движением, жестами, пантомимой; приводит в действие речевой аппарат человека через «подпевание» и проговаривание звуков (речевое интонирование); ведет к возникновению пространственных и цветовых ассоциаций, создает зримый, осязаемый и бесконечно разнообразный мир человеческих эмоций .

Следует отметить также способность интонационного слуха к мгновенному «схватыванию» музыкального смысла, музыкального синтаксиса в сочетании со структурно-аналитическим подходом к пониманию музыкальных закономерностей.

Интонационный слух тесно связан с речевым. Его суть состоит в параллельной дифференциации смыслового и звукового планов. В речи интонация может не совпадать с вербальным смыслом и даже ему противоречить, и для того чтобы понять собеседника, мы одновременно обрабатываем смысл словесный и интонационный. Подобно этому мы слышим в музыке звуковую сторону (высоту, тембр, созвучия и т. д.) и интонационный смысл.

Интонационная сторона слуха должна быть ведущей. Однако в практике музыкального образования это положение постоянно нарушается, и происходит это или от непонимания сущности интонационного слуха, или от его недооценки. Большинство изучаемых музыкальных дисциплин, в особенности сольфеджио и гармония, направлены на развитие перцептивного слуха. Этот же слух постоянно активизируется и на занятиях музыкальным инструментом, в особенности фортепиано.

В результате формируются музыканты, имеющие развитый перцептивный слух и малоразвитый интонационный; исполнение таких музыкантов при любом, даже самом высоком техническом уровне, будет иметь различные негативные характеристики: от «бессмысленного» до «бездушного», «неэмоционального». Обратным примером – развитого интонационного слуха при возможном слабом развитии перцептивного – может служить сценическая речь и пение драматических актеров. Из биографии Андрея Миронова известно, что у него был неважный звуковысотный слух. Не обладал он и певческим голосом. При этом его концерты, на которых он пел , собирали аудиторию, сопоставимую с аудиторией самых выдающихся певцов. Разгадка этого явления – в великолепном интонационном слухе выдающихся артистов и умении на этой основе передавать тончайшие оттенки смысла прозаического и поэтического текста и мелодии.

Существует еще одно качественное различие видов музыкального слуха, не вписывающееся ни в структуру «перцептивный – интонационный», ни во внутреннюю структуру перцептивного слуха. Своеобразные качества музыкального слуха отражает деление на абсолютный и относительный . Это деление обычно относят к звуковысотному слуху, поскольку в нем качество абсолютности наиболее ярко выражено; но это вряд ли верно. Человек с абсолютным звуковысотным слухом всегда имеет и очень ярко выраженный (или быстро формирующийся?) темброво-динамический слух, мелодический, гармонический и т. д. Дело в том, что в этих видах перцептивного слуха нет механизма точного измерения абсолютности и ее критериев, а в звуковысотном есть: это способность мгновенно определять абсолютную высоту любого звука вне его соотношения с другими звуками или внутренним звуковым эталоном.

Ребенок с абсолютным слухом слышит высоту настолько точно, что может оказаться в уязвимой по сравнению с остальными детьми ситуации, если неправильно настроен инструмент. Все дети поверят учителю, сообщившему, что диктант будет играться в такой-то тональности, а ребенок с абсолютным слухом попадет в ситуацию несовпадения названной тональности и того, что звучит реально, и не сможет написать этот диктант. Известен также случай с четырехлетним Морисом Равелем: убедившись, что клавиша фа-диез (черная) отвечает звуком фа («белым»), ребенок закричал, что клавишу нужно покрасить белой краской.

Абсолютный слух нельзя развить: он представляет собой генетически предопределенный задаток. При этом попытки развить относительный слух до абсолютного не прекращаются, и приводят, казалось бы, к отличным результатам: учащиеся начинают безошибочно называть высоту любых звуков. Такой слух называют почти абсолютным (Б. М. Теплов применяет термин «псевдоабсолютный»); он служит его обладателю практически так же, как абсолютный, но качественная разница все равно остается.

Человек с почти абсолютным слухом приучает себя к звучанию внутреннего эталона (чаще всего это «до», «ля» или «соль» первой октавы), запоминает его и всегда «носит» в себе. При необходимости определить высоту звука он быстро соотносит его со своим эталоном, определяет интервал и называет звук. Выдать его может некоторое промедление из-за внутренней работы, а также случающиеся иногда ошибки на тон или полтона.

Человек с абсолютным слухом слышимый им звук ни с чем не сверяет и называет сразу; он не может его перепутать с находящимся рядом звуком подобно тому, как здоровый человек не перепутает разные цвета. Он никогда не совершит ошибку на полтона, потому что тональности, отстоящие на полтона, по качеству звучания очень далеки одна от другой.

Но обладатель абсолютного слуха может совершить ошибку, которой не допустит человек даже со средним относительным слухом – он может перепутать максимально далеко отстоящие «до» и «соль» («фа»). Они далеко отстоят друг от друга только по расстоянию на звукоряде, а качественно (и по квинтовому кругу) они гораздо более близки, чем, к примеру, «до» и «ре-бемоль». Еще К. Штумпф писал о «квинтовом сходстве» звуков.

Феномен абсолютного слуха пока мало изучен – вероятно, потому, что имеющих его всего 7 % среди музыкантов-профессионалов (по данным Б. М. Теплова), а музыканты не склонны к анализу своих ощущений. В то же время глубоко изучить этот феномен без активного участия самих его обладателей вряд ли возможно.

Абсолютный слух является чрезвычайно удобным инструментом для музыканта-профессионала, однако его наличие для успешной музыкальной деятельности на любом уровне, включая высший, совершенно необязательно. Среди музыкальных гениев примерно равное количество имевших абсолютный и отличный относительный слух. Не имели абсолютного слуха Р. Шуман, Р. Вагнер, Э. Григ, П. Чайковский и другие гениальные композиторы.

Особой формой музыкального слуха является внутренний слух , или музыкально-слуховые представления. Он не должен перечисляться в ряду видов музыкального слуха, так как во внутренней форме могут существовать все виды. Внутренним слухом называется способность слышать звуки, их сочетания, мелодии и т. п. до целых музыкальных произведений вне их реального звучания, в сознании. Внутренний музыкальный слух имеет ту же психическую природу, что и внутренний монолог (мысль), визуальные представления (зрительные фантазии). Музыкально-слуховые представления могут выполнять функцию предслышания , а могут существовать относительно самостоятельно. В первом случае они обеспечивают реализацию формулы «вижу – слышу – играю», настоятельно рекомендуемой обучающимся музыке всеми крупными музыкантами – исполнителями и педагогами.

«Вижу» относится к нотному тексту, «слышу» означает музыкально-слуховые представления на основе текста, «играю» – реализацию этих представлений в звучании. Процесс обучения во многом теряет смысл, когда последовательность меняется на «вижу – играю – слышу», поскольку в этом случае услышано будет уже реальное звучание, на которое нельзя воздействовать, оно уже совершилось. Если же «слышу» происходит во внутренней форме, то это звучание может корректироваться еще до перевода в реальную.

Самостоятельное существование музыкально-слуховых представлений может быть произвольным и непроизвольным. Всем знакомо непроизвольное и даже назойливое внутреннее звучание какой-либо навязчивой мелодии. Музыканты могут вызывать внутренне-слуховые представления произвольно, что связано с процессами восприятия, мышления, запоминания, подготовки к концертному выступлению.

В любом случае во внутренней форме прозвучит только то, что соответствует общим слуховым возможностям и музыкальному опыту данного человека. Музыкант с абсолютным или отличным относительным слухом, с равномерно развитыми его видами внутренне услышит музыкальную ткань в нужной тональности, полно, объемно и т. д. , а человек с малоразвитым слухом услышит «внутри себя» смутные музыкальные контуры. В то же время музыкант с отличным «внешним» слухом может иметь слаборазвитый внутренний в том случае, если не уделяет его развитию специального внимания. Внутренний музыкальный слух, таким образом, является формой внешнего, но такой формой, которую необходимо развивать, поскольку музыкально-слуховые представления предваряют и сопровождают все музыкально-познавательные процессы.

Говоря о музыкальном слухе, в том числе внутреннем, необходимо отметить разницу между музыкальным и так называемым физиологическим слухом, то есть способностью слышать звуки вообще, которой наделен любой здоровый человек. Острота физиологического слуха зависит от состояния здоровья человека (слухового органа и всей нервной системы), а также рода занятий, в процессе которых слух может понижаться (например, под воздействием шума) или, напротив, обостряться (если профессия предполагает острый слух – например, охота). Музыкальный слух является дополнением к физиологическому. Но тесной связи между музыкальным и физиологическим слухом нет. Человек может обладать острым физиологическим слухом и очень слабым музыкальным; известны обратные случаи (глухота Бетховена имела физиологический характер, а редчайший музыкальный слух у него был сохранен, полностью переместившись во внутреннюю форму). В большинстве случаев музыканты имеют также хороший физиологический слух, так как постоянное вслушивание обостряет и его. Но с возрастными и болезненными изменениями острота физиологического слуха может понижаться, что не влечет за собой снижения качества музыкального слуха.

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Виды образовательных маршрутов Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном

Из книги Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 лет автора Соколов Андрей Львович

Зрение и слух Дети рождаются на свет с несколько не таким зрением, как у взрослых. Их зрение по своим характеристикам ближе к зрению пожилых людей, то есть вдаль они видят более или менее хорошо, а близкие предметы расплываются и оказываются вне фокуса. Это называется

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка - очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Как учиться и не болеть автора Макеев А. В.

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 3 Музыкальный фольклор в начальной школе Повернуться лицом к кладезю народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Слух Органы слуха, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы у детей к рождению полностью. Слух у новорожденного несколько понижен, но не отсутствует, как принято было считать раньше. Сейчас достоверно известно,

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Виды анестезии Ингаляция закисью азота С помощью специального аппарата для ингаляции женщина по мере необходимости вдыхает смесь азота с кислородом. В результате этого она впадает в состояние легкой эйфории и легче переносит схватки. ВАЖНО! В результате применения

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Виды плача «Переодень меня!» Малыш громко плачет от боли, так как моча и кал вызывают раздражение и сыпь.Что следует предпринять: При необходимости тщательно вымойте малыша, промокните кожицу пеленкой, смажьте маслом, смените подгузник. Если дело в зуде –

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Виды детских стульчиков Комплект из стула и стола, похожий на взрослую мебель, но в уменьшенном варианте Он может быть деревянным и пластиковым, однотонным или расписанным «под хохлому». Такой вариант подходит только для ребенка старше 1,5 года. Есть и более

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

22. Музыкальный час Возраст: 5–11 месяцевУровень сложности: среднийОбласть исследований: музыкальное развитиеЭкспериментДля проведения этого эксперимента воспользуйтесь двумя аудиозаписями детского пения: а капелла и с музыкальным сопровождением. Поведение своего

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Умный слух Не только то, как вы разговариваете со своим ребенком, поможет вам воспитать умницу, но и то, как вы его слушаете. Как мы уже говорили, то, как родители реагируют на знаки, подаваемые им ребенком, оказывает очень сильное влияние на развитие мозга малыша. Что

Из книги автора

Из книги автора

§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух 163. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ,

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту интонацию в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении импровизации.

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

31.08.2013 14:51

Музыкальный слух – понятие многослойное и достаточно сложное. Это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.

Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным образам, возникающим впечатлениям, ассоциациям и психологическим переживаниям.

Таким образом, люди с музыкальным слухом чувствительны и эмоционально отзывчивы:

К характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.);
- к функциональным связям между отдельными звуками в контексте музыкального произведения целиком.

По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха :

1. Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, "услышать" их в голове.

Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух в конце жизни, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.

2. Абсолютный слух

Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).

Считается, что этот вид слуха является врожденным, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Однако наличие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ не дает. :)

3. Относительный или интервальный слух

Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.

Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Большинство успешных музыкантов обладают только хорошо развитым интервальным слухом. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!

4. Звуковысотный слух

Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами . На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше.

5. Мелодический слух

Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Мелодия может "стоять на месте", "двигаться вверх или вниз", как говорят музыканты, по ступеням . Она может "прыгать" большими и небольшими скачками. Занимаясь сольфеджио , можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие "скачки-расстояния" между звуками – интервалы .

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.

6. Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности (ритм ), их силу и слабость (метр ), а также чувствовать изменения скорости звучания музыки (темп ). Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

7. Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

Его можно разделить на интервальный (звучание 2 звуков) и аккордовый (звучание 3 или более звуков). Обладать таким слухом, значит, слышать, сколько звуков звучит одновременно, какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга эти звуки находятся.

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров . Отметим, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом.

8. Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость , напряжение и разрешение , тяготение , разрядка каждой отдельной ноты.

Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация мелодий.

9. Полифонический слух

Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий-голосов внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.

Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.

Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Вот вам и музыкальный "хакер"!

10. Тембральный слух

Это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровых дирижеров и звукорежиссеров . :)

По тембрам отличают друг от друга звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте, но разными приемами игры. При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации, сравнимые с ощущениями от предметов и явлений. Тембр звука бывает ярким, мягким, тёплым, холодным, глубоким, резким, насыщенным, металлическим и т.д. Применяются и чисто слуховые определения: например, звонкий, глухой, гнусавый.

11. Динамический слух

Это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом.

В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка "нарастает" (крещендо ), "затихает" (диминуэндо ), "движется волнами", делает резкий акцент и так далее.

12. Фактурный слух

Это навык восприятия манеры технической и художественной обработки музыкального произведения – его фактуры .

Например, фактура аккомпанемента тоже бывает разной: от простого "ум-ца, ум-ца" (чередование баса и аккорда) до красивых переливов арпеджио – разложенных аккордов. Еще пример, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры, а также выбор инструментов, у них разный. Фактурный слух должен быть хорошо развит у композиторов и аранжировщиков .

13. Архитектонический слух

Это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать, как мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму, как здание складывается из кирпичей, плит и блоков.

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. НО любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха.

Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-теоретическая дисциплина – сольфеджио или теория музыки. Однако, наиболее эффективно все виды музыкального слуха развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

В следующей статье мы разберем, что же имеют в виду, когда говорят, "есть ли у меня музыкальный слух?".

Если вы хотите глубже и основательнее изучить явление музыкального слуха, а также узнать о ваших слуховых способностях, тогда вам прямая дорога на регулярные занятия или консультацию ! Удобнее всего – сразу из дома на онлайн урок:)

Наши друзья, обучающие петь - в том числе тех, кто "совсем не способен" - не устают объяснять, ярлык этот нелепый и глупый. И именно обиды, полученные от тех, кто кричал вам "замолчи" - больше всего мешают петь, а не какие-то природные причины.
Умение петь, то есть
а). не бояться вообще звучать
б). управлять высотой звука
- вполне нарабатывается упражнениями, совсем несложными.

Оригинал взят у lyosia в

Замечательная статья по поводу управления голосом и видео одной из работ с тренинга Алексея Коляды "Открытие Голоса". С удовольствием делюсь:

Оригинал взят у araviya в У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть?

В детстве я много пела. В 7-8 лет я пела в студии народного творчества, в 9 я без устали крутилась у зеркала, придумывая танцы и заучивая эстрадные хиты и все новые и новые песни. А потом кто-то добрый сказал мне, что пою я плохо, и что вообще голоса у меня нет . Нет, он, конечно, есть, но не для пения. Говорили мне это настойчиво, и я сама слышала, что не всегда пою так, как поет голос из магнитофона. А чуть позже я узнала, что для того, чтобы красиво и точно петь, нужно иметь музыкальный слух, который у меня тоже отсутствует , вместе с голосом. Слышала я это многократно – в школе на уроках музыки, в семье, среди друзей и знакомых. Годам к 15 я четко знала, что петь мне нельзя, потому что этим я омрачаю настроение окружающих. Причем, я до сих пор не понимаю, когда именно тот самый пресловутый медведь сделал свое подлое дело с моим ухом и оставил меня без пения, потому что я же пела и мне это нравилось! Видимо, собирательное мнение окружающих о моих певческих способностях и собственные поражения подействовали на меня сокрушительно. И петь и просто звучать я тогда перестала надолго.

А пару лет назад я вдруг узнала, что отсутствие музыкального слуха, коим я наделена, к слуху никакого отношения не имеет! Дело совсем в другом – в способности точно соотносить по высоте звучания слышимую последовательность звуков (или вспоминаемую) и звуки, которые человек сам издает. Собственно, именно отсутствие этой способности и называют «отсутствием музыкального слуха».

В сущности способность звучать на нужной высоте, из-за не развитости которой многие перестают петь, является простой задачей на мышечную координацию . Некоторые люди осваивают ее быстро и легко еще в детстве. Про них то, счастливчиков, мне часто говорили, что у них есть музыкальный слух. К этому, правда, добавляли, что это умение – от природы. А поскольку природой оно дано не всем, то не стоит пытаться что-либо делать со своим голосом. И я, конечно, успокоилась и не рыпалась, потому что меня природа таким богатством не наделила. И приняла это как данность.

Конечно, некоторым простого совета «не пой – слуха нет» недостаточно. Они проявляют упорство и поют. Хотя это стремление, как показывает опыт, не всегда приводит к хорошим последствиям. Через некоторое время, так и не развив способность звучать точно, можно получить изрядный багаж обид, комплексов, отчаяния и неуверенности – всего того, что проявляется в тех случаях, когда у человека что-то не получается, а окружающие смеются над ним. Или делают что-нибудь обидное.

Собственно, с таким багажом впору забить на способность звучать и петь, думая, что это удел одаренных людей. Однако, не стоит забывать, что так называемый «музыкальный слух» - это способность, а значит, ее можно развить. Так мне когда-то и сказали, добавив, что на самом деле музыкальный слух есть у всех, просто не у всех он развит.

На видео, представленном ниже, заснята и успешно испробована мной одна из возможностей работы с этой способностью – способностью точно соотносить по высоте звучания звуки, которые человек слышит и которые сам издает. Это простое упражнение, доступное каждому , когда-то казалось мне просто невыполнимым и ужасным. Сейчас я, когда-то боявшаяся открыть рот и пропеть любую мелодию, делаю его легко и просто. С помощью этого упражнения человек обучается звучать выше-ниже , меняя высоту звучания, что как раз и является необходимым условием для развития «музыкального слуха».

При выполнении этого упражнения могут обнаружиться трудности: например, оказывается, что голос в каких-то местах становится неуправляемым и как будто звучит сам по себе, причем не очень точно и не очень красиво. Одновременно замечается, что при этом в теле человека проявляются напряжения, из-за которых точно изменить высоту звучания не получается. Скажу по секрету, эти телесные напряжения, как оказалось, и являются теми самыми накопленными обидами и прочими бедами, которые проявляются при любых попытках петь в недружественной среде. Немного работы и охоты точно звучать – и эти напряжения быстро уйдут. На видео ребята не показывают работу с напряжениями, зато подробно показывают и рассказывают, как освоить способность звучать выше-ниже. А работу с напряжениями, я думаю, мы покажем позже.
Удачи!