Эссе горе от ума грибоедов. Бессмертие комедии "горе от ума". Сочинение по произведению на тему: Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Жалок или страшен Молчалин? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибредова внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Писатель показал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть и безумное расточительство дворян. В «Горе от ума» отражена борьба двух непримиримых идейных позиций: прогрессивной и реакционной. Представителем последней и является Молчалин.
Молчалин и Чацкий. Две противоположности в комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, уделено ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
Задумаемся, что же представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним благодаря характеристикам, которые даны ему другими персонажами пьесы. Доволен им Фамусов, препоручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей. Влюбленная Софья отмечает, что он
Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких.
Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность – главные его таланты. И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
Конечно, в нем нет этого ума…-
Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого. Но как ошиблась героиня! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой. Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, раскрывая свою жизненную позицию:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин? Угодничество – вот главное в его философии. Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной им самому себе.
Он находчив и осторожен: старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение. Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин скоро переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует.
Любовь использует Молчалин как средство для своей карьеры, он не только не влюблен, он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе отвечает:
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.
Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели: хорошо, мягко, сладко устроиться в жизни. И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо. Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
Итак, поражение Молчалина, по всей вероятности, временное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще заманчивее.
Молчалин – оппонент Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которому пойдут люди после окончания войны с французами: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины – смирение и покой.
Некого оказалось жалеть: не жалкий, а хитрый, умный и страшный Молчалин перед нами. Так литературный герой первым проложил путь, по которому двинулась огромная масса реально существующих приспособленцев, начисто лишенных интереса к общественной жизни, беспринципных и равнодушных. Ничто не интересует их, кроме собственного маленького благополучия. И, оглянувшись вокруг, можно увидеть немало современных молчалиных.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Комедия "Горе от ума" - одна из действительно реалистичных комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Шацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовським обществом слишком серьезны, и монологи Шацкого, "прошлой жизни подлые черты", заглушают комедийное звучание произведения. При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это - наличие любовной интриги, саркастически изображения персонажей, комизм положения Шацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей. "Горе от ума" - политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, об образовании, о воспитании, о рабском подражания всему иностранному. Реализм "Горя от ума" проявляется и в принципах изображения персонажей. В Грибоедова все персонажи-характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие РЕШЕТИЛОВА предпочтительнее ума и рассудительности Шацкого. Больше характеризует то общество, которое противостоит Шацком, Фамусова. Недаром это общество мы называем "фамусовським. Фамусова - типичный московский господин начале XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты называемыми обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова - тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославление всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких изменений. Шацкого он боится и не любит, потому что видит в нем устоев, бунтовщика. В Фамусова поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусова, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусова, каким создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь - и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отражает измельчание, опошления военного человека. Его грубое солдафонства, презрение к культуре, невежество отталкивают илителей. Это счастливый карьерист, характеризующееся же фамилией. Но карьеризм его преступный. Он основан на военных потерях в армии: "Другие, смотришь, перебиты. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и образования. Псевдолиберализм раскрыт в образе РЕШЕТИЛОВА. "Молодые" либеральные идеи дают возможность этой части дворянства "шумы" в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословие. Исключительно сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шум и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение. По всем качествам характера Молчалина тоже относится к фамусовському общества. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угождать, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовському мире.

Фамусовське общество представлено в комедии широко и баготообразно. Это не только много основных героев, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлыстова - важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкла не сдерживаться в словах. ЗАГОРЕЦКАЯ - необходимый спутник всех Фамусовым и хлыстовых. "Брехунец он, картежник, вор... / Я от него было и двери на запор; / Да мастер услужить..." - говорит о нем Хлыстова.

Шацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" Звучит как приговор политическому строя и моральным устоям фамусовського общества. Всего ему ненавистен деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и моральная глухота. Он бичует подлость крепостников, Он не может молчать, того что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину. Шацкий - это тоже проблема. Проблема непонятной и высмеян интеллигенции, проблема истоптанной патриотизма и угнетенной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате декабристов, вылившихся в восстание, 1825 года.

Шацкий - это прообраз декабристов, старой эпохи. Комедия "Горе от ума" сделала большое впечатление на современников и не менее сильно влияла и позже - вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще много других русских писателей и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Шацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

Комедия “Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.

Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”.

“Горе от ума” - комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному.

В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем “века нынешнего” является Чацкий, а “века минувшего” - фамусовское общество.

Чацкий - выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, “Несторов негодяев знатных”, “зловещих старух”.

Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и “честь и жизнь его не раз спасали”) на “борзые три собаки”. Он обрушивает свой гнев на того “любителя” искусства, который “на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, а затем распродал их поодиночке.

Чацкий обличает “век минувший”, “век покорности и страха”, тех, кто является идеалами фамусовского общества, - Максима Петровича (который “не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом”), Кузьму Петровича (“с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”).

Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов говорит, что при нем “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. У Фамусова даже такой обычай: “подписано - так с плеч долой”.

Именно поэтому Чацкий, который готов служить “делу, а не лицам”, отказывается от службы: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности “чины добыть” и “сгибаться вперегиб”. Недаром Лиза говорит:

Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.

Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он “и золотой мешок, и метит в генералы” и “выгод тьму по службе получил”.

Фамусовщина - это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: “Они тотчас: разбой! пожар!” Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Они считают, что “уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь”.

Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого “карбонарием”, вольнодумцем, “опасным человеком”, “вольтерьянцем ”. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

Здесь больше всего боятся молвы (“грех не беда, молва нехороша”).

Молчалинство - вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин - воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему “угождать всем людям без изъятья”.

И в этот мир, где “Молчалины блаженствуют на свете”, врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России...

Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий - горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед “французиком из Бордо”. “Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!” - с горечью восклицает Чацкий.

Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!

Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.

Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).

Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы.

Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей - Фамусовых и Чацких.

Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” (1871 г.). Он отмечал наличие в пьесе двух “пружин”, которые движут развитием действия: в первой части - это любовь Чацкого к Софье, а во второй - сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.

Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку “с”, когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом “с” выражается стремление угодить.

Язык Чацкого - язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля.

Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов (“Мы с нею вместе не служили”, “За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею”).

Пушкин отмечал особенности языка “Горя от ума”, подчеркивал, что половина стихов комедии “войдет в пословицы и поговорки”. Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками (“Счастливые часов не наблюдают”, “Злые языки страшнее пистолета” и другие).

Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что “грамотная масса... обратила мильон в гривенники”, выучив “Горе от ума” наизусть.

Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.

Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!

Жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии - это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

Гениальная пьеса посвящена жизни и нравам дворянского общества. А в центре повествования - человек, мировоззрение которого существенно отличается от системы взглядов тех, кто его окружает. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» пишут школьники из года в год. Нравственную и художественную силу комедия не утратит никогда, а потому она является одним из тех великих произведений, которые следует не только читать, но и анализировать.

История написания

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» создавалась около трех лет. В 1822 году произведение было завершено. Однако издано оно было лишь через семнадцать лет и в искаженном виде. Цензурные правки существенно изменили авторский текст. В оригинальном виде пьеса была опубликована значительно позже.

Представить русскую литературу без этого произведения довольно сложно. Непревзойденное сочинение «Горе от ума», образы которого олицетворяют пороки столичного общества, передает также оппозиционный дух, которым были охвачены наиболее продвинутые представители дворянства.

Конфликт

Острые социально-политические проблемы затрагивает комедия «Горе от ума». Сочинение на одну из тем по предполагает изучение художественного конфликта. А здесь он не один. В начале произведения завязывается некий любовный конфликт. Затем автор комедии поднимает социально-политические вопросы. С одной стороны, прогрессивно мыслящий молодой человек. С другой - представители реакционного дворянства. Их время уходит, но передовым идеям в этом обществе места все еще нет. Столкновению двух чуждых друг другу социальных миров традиционно посвящены темы сочинений.

«Горе от ума» - произведение, обладающее открытым финалом. Кто победил? Чацкий? Или молчалины и фамусовы? Не дает четкого ответа на эти вопросы комедия «Горе от ума». Сочинение трагически погибшего дипломата и драматурга вот уже почти два столетия дает пищу для глубоких философских размышлений.

Проблематика

Само название комедии говорит о несчастье главного героя. Проблема Чацкого заключается в том, что он умен. Здесь, однако, ум является скорее синонимом к слову «вольнодумство».

Автор дает понять читателю, что все его персонажи, за исключением Чацкого, глупы. Но каждый из них не ведает об этом, полагая себя умным, а безумцем того, кто не желает разделять его взглядов. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может раскрывать вопрос о многозначности такого понятия, как ум. Ведь Фамусов и Молчалин полагают, что он есть не что иное, как умение приспосабливаться и извлекать меркантильную выгоду. Подхалимничать, совершать подлости и заключать браки исключительно по расчету - это своеобразный образ мыслей и жизненного уклада, которые царят в московском обществе, современном Грибоедову.

Спустя двести лет мало что изменилось в мировоззрении людей. А потому сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может отвечать на такие вопросы, как «Чем современна комедия русского классика?», «В чем заключается ее актуальность?».

Образ Чацкого

В русской литературе герой этот занимает особенное место. В произведении присутствует декабристский дух, столь актуальный для того времени. Автор уделяет внимание национально-историческим, социальным и политическим вопросам.

Но если закрыть глаза на события, в атмосфере которых была создана гениальная пьеса, а видеть в системе образов лишь характерные психологические типы, неизменно присутствующие в обществе, возникнет вопрос: «Способен ли подобный Чацкий вызвать симпатию сегодня?». Едва ли. Он остроумен и умен, независим в своих суждениях и искренен. Однако явись он сейчас пред теми, кто корпел в школьные годы над учебниками литературы, создавая сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"», его бы не поняли. Он лишь увидел бы недоуменный фамусовский взгляд.

Художественное своеобразие

Грибоедов совместил в своем произведении черты отмирающего классицизма и нового для того периода литературного направления - реализма. Не лишена пьеса также романтических особенностей.

Автор не игнорирует обязательные принципы классицизма. Сюжетная линия в произведении лишь одна, и все действия происходят в одном месте. Автор наделил своих персонажей говорящими фамилиями, что характерно для творчества Но романтическая исключительность Чацкого несвойственна этому литературному направлению. И, наконец, комедия обладает исторической достоверностью, что является признаком реализма.

Школьная программа предлагает различные темы сочинений. «Горе от ума» является уникальным в художественном плане произведением. Литературные приемы, которые в нем использованы, в работе над творческим заданием не должны остаться без внимания. Эта пьеса написана в переломный период в истории русской литературы. А потому и сочетает столь разные художественные формы.