Чацкий и молчалин в комедии грибоедова горе от ума. Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Школьные сочинения). Сочинение на тему Молчалин

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет проповедать!".

Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".. Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение.

Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы".

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все- таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.

Чацкий - смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

Он с удивлением замечает, что "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов.

Фамусов испуган речами Чацкого: "Он вольность хочет проповедать!" Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

"Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды".Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

А он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет…

Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела и карьеру. Столкновение между Чацким и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Комедия заставляет нас размышлять о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или "не сметь свое суждение иметь". Развиваться, расти - или "твердить одну и ту же песнь"? Как относиться к своему народу, России? История доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий. "При резких переходах из одного века в другой, - писал И.А. Гончаров, - чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...

Чацкий и Молчалин. «Горе от ума» Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, «одно из самых злободневных произведений русской литературы». Комедия «Гоу» была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: «В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди «двадцати пяти глупцов» большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы. Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, «высоким и прекрасным». Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин «унаследовал» от отца один очень «ценный» совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже «три награжденья» и дворянский титул. Чацкий не требует «ни мест, ни продвиженья в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву. Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит «по должности», Лизу - «от скуки». Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» в «фамусовском обществе» «ставят в образец», то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича «одним из самых бестолковых», а властная и могучая Татьяна Юрьевна - «вздорной». Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоит главное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует «завещанию» отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, «жалчайшее созданье». Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого. Чацкий - новый человек. На его пути стоит «фамусовское общес-тво», но более сильным и живучим оказываются Молчалины. «Молча-лины блаженствуют на свете!» Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим. И это свидетельствует о подлинной «бессмертности» комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним. Именно Чацкий воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому «век минувший» характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что «Молчалины господствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!». Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто?». Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы… Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»… Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен». Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы». Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить». Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все- таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в ней автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество людей в комедии, один из них был молодой дворянин, еще не имевший каких-либо чинов Молчалин. Его задачей было прислуживать влиятельным людям.

Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамусов выступает противником таких отношений, ведь считает, что его дочери нужен влиятельных муж с чинами. Хоть и Молчалин не соответствует этим требованиям, но есть у него другое качество, которое ценили обитатели фамусовского дома. Он изо всех сил стремился всячески услуживать, этим и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.

В произведении "Горе от ума" образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим как он старается услужить, и если нужно, то даже унизиться перед влиятельными гостями дома Фамусова, всё это идет с расчетом на то, что они могут пригодится в жизни и дальнейшем службе. Молчалин даже брал за должное похвалить шерсть собаки Хлёстовой. Для описания героя подойдет цитата, которая гласит, что пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.

Фамусовское общество славилось чертой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным делом расхвалить новые успехи, таким же был и Молчалин. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хоть по характеру и поведению Молчалин был такой же как и все с общества, хоть и соглашался со всеми и поддерживал идеи, все же это не помешало ему пойти на подлость. Например его любовь к Софье была только выдумкой и пошел он на это ради собственной выгоды. По сути искренне он открывается при общении с горничной Лизой, которая ему нравилась. И тут читателю открывается уже другой персонаж, вы видим, что в нем присутствует двуличие, а значит такой человек опасен.

В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно видеться с дочерью Фамусова, ведь он постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. В этом выражается трусость. Для Молчалина важную роль играл тот момент, что его волновало мнение окружающих, а так же он боялся, что о нем подумают другие. Эта его подлость и коварство губят его, ведь он начинает вредить тем, с кем давно был в окружении. Он помнил слова своего отца, которые гласили угождать всем без исключения, чему Молчалин и следовал. Исходя из этого мы можем сделать вывод об отношении героя к описанию идеала минувшего века, несмотря на то, что он еще молод.

Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативных дворян. Такое общество характеризуется тем, что для них на первом месте стоит чин и деньги, эти две категории позволяют им оценивать остальных. Как уже было сказано, Молчалин был хитёр и двуличен, это два главных качества описывающие героя.

Грибоедов затронул в комедии проблему, которая актуальна и сейчас. Ведь известны много случаев, когда были такие же люди, которые не видели ничего на своем пути и готовы были идти через всё, ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас будут существовать люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.

Сочинение на тему Молчалин

Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.

Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества - всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.

Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.

Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.

Вариант 3

В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.

В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов - это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать "старикам". Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.

Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.

В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.

Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.

"Горе от ума" - бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В нем он правдиво и беспощадно изобразил "картину нравов" современного ему аристократического общества. По признанию автора, в его произведении "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". И одним из них в пьесе является Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа будет посвящена наша статья.

Место героя в комедии

Молчалин в "Горе от ума" - типичный представитель Роль, которую отводит ему в комедии автор, имеет чрезвычайное значение. Он, наравне с главным героем, является участником как любовного, так и общественно-идеологического противостояния персонажей. Алексей Степанович - не только достойный преемник Фамусова в делах, но и удачливый соперник Чацкого в любви. Именно его по неизвестной причине выбрала София. Личные взаимоотношения героев в "Горе от ума" имеют важное значение, однако более интересным для изучения является отношение Молчалина к службе. Ведь именно в этой деятельности характер Алексея Степановича проявляется ярче всего.

Общая характеристика героя

Алексей Степанович занимает небольшую должность. Он секретарь и Фамусова. Молчалин не может похвастаться благородным происхождением, однако изо всех сил стремится выбиться "в люди". Для этого он выбрал безошибочную тактику: "угождать всем... без изъятья". Алексей Степанович не делает различия между барином и его слугой. Со всеми он безупречно учтив и вежлив. В отношении вышестоящих особ преданность Мочалина не имеет границ. Он заискивает перед Фамусовым, стремится услужить Хлестовой. Алексей Степанович - посредственность, бессовестный лицемер и подхалим. Но никто из фамусовской гвардии этого не замечает. Образ Молчалина - это портрет человека, который с помощью нехитрых приемов и уловок прокладывает себе дорогу в высшее общество.

Молчалин и Чацкий

Если большая часть представителей фамусовской гвардии (Фамусов, Хлестова) - люди старшего поколения, то Молчалин - практически ровесник Чацкого. Однако эти представители одного поколения являются, по сути, абсолютно разными людьми. Их поведение в обществе, нравственные идеалы противоположны. Об этом свидетельствует отношение Молчалина к службе. По собственному признанию героя, у него всего два таланта - "умеренность и аккуратность". Он не скрывает собственную посредственность, даже напротив, гордится ею.

Поведение и мировоззрение Алексея Степановича строго регламентируется занимаемой должностью. Поскольку она еще весьма незначительна, ему приходится быть услужливым и скромным. Молчалин не может обойтись без влиятельных покровителей и всецело от них зависит. Самостоятельность Чацкого кажется Алексею Степановичу очевидной глупостью.

Молчалин и Фамусов

Необремененный особыми способностями, Алексей Степанович очень органично вписывается в консервативное фамусовское общество. Несмотря на громадную разницу в общественном положении и возрасте, у него много общего с известным московским "тузом". Отношение Молчалина к службе абсолютно "фамусовское". Он признается, что мечтает "и награжденья брать, и весело пожить". В его арсенале имеется уже "три награжденья" и каждое из которых - маленькая ступенька на пути к блестящей карьере. Подобно Фамусову, Алексей Степанович свято чтит общественное мнение. Некоторые цитаты Молчалина: "Ах! Злые языки страшнее пистолета" и "В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь" перекликаются с заключительной фамусовской фразой: "Ах! боже мой! что станет говорить"/Княгиня Марья Алексеевна!".

Молчалин в любви

Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь проявляется его стремление "угождать всем людям без изъятья". Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и несмелость. Даже отсутствие в нем "этого ума... который скор, блестящ..." кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкому своего возлюбленного, девушка не замечает, как, по словам И. А. Гончарова, "портрет выходит пошл". У Софии свое горе от ума. Молчалин становится для нее героем любовного романа, в котором она играет роль доброй покровительницы.

Однако у Алексея Степановича совершенно другие склонности. Живая и веселая Лиза нравится ему гораздо больше. К тому же он не так глуп и считает, что София "Любила Чацкого когда-то/ Меня разлюбит, как его". А вот Лизе он готов подарить туалет затейливой работы и полагает, что этого достаточно для того, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывает по

Дальнейшая судьба Молчалина

Утрата любви главной героини не означает для Алексея Степановича полного поражения. Несмотря на то что он совершил серьезную оплошность, ему удалось избежать гнева Фамусова. Все свое негодование "благородный" отец семейства выплеснул на униженную и оскорбленную Софию и невиновного Чацкого. Главного героя выставляют за порог, обвиняя в мнимом разврате. Софию грозятся выслать за недостойное поведение в деревню. Только Алексей Степанович удаляется незамеченным. Относительно судьбы этого героя не дает определенного ответа комедия "Горе от ума". Молчалин, вероятно, сумеет прикинуться жертвой сложившихся обстоятельств. Остановить его карьеру невозможно. Совершенно прав был Чацкий, когда предрекал, что Алексей Степанович "дойдет до степеней известных". Финальная сцена комедии лишний раз подтвердила печальную истину, которую пытается донести до своих читателей А. С. Грибоедов: "Молчалины блаженствуют на свете", тогда как искренние и умные Чацкие становятся в обществе изгоями.

Образ известных литераторов

Образ "бессловесного" человека, исподволь пробивающего себе дорогу по карьерной лестнице, никого не оставил равнодушным. Белинский в середине 19 века писал о том, что Молчалин - это человек, который "подличает без выгод" по единому "велению души". Н. В. Гоголь находил, что "лицо" Алексея Степановича "метко схвачено". Это образ личности низкой и безмолвной, тихомолком пробивающейся в люди. Салтыкова-Щедрина отношение Молчалина к службе вдохновило на создание серии очерков под названием "В среде умеренных и аккуратных". И. А. Гончаров в этюде "Мильон терзаний" отмечал, что в его время (1871 г.) молчалинское низкопоклонство становится архаизмом и "прячется... в темноту". Однако сравнения различных персон с бессловесным и услужливым персонажем "Горя от ума" до сих пор активно используется в публицистике.

Заключение

Цитаты Молчалина - отражение его жизненной позиции. Стремление пригодиться и войти в доверие к нужному человеку, который: "Кормит и поит", а может быть "и чином подарит..." актуально во все времена. Алексей Степанович - типичный приспособленец, необремененный творческим и созидательным началом, зато в избытке наделенный практической сметкой и житейским умом. Бороться с ним совершенно невозможно. В любой ситуации этот человек сумеет оказаться на плаву. До каких пор на службе будет цениться молчаливая посредственность, а яркий, живой и независимый ум будет подвергаться несправедливым гонениям? Такой вопрос ставит А.С. Грибоедов в сатирической комедии "Горе от ума". Молчалины занимают ведущие должности, проникают во все сферы жизни, внедряются в любое общество и одним своим существованием препятствуют его развитию. Однако ответ на этот вопрос по сей день не найден. Возможно, со временем подобное положение вещей изменится.