Белые перышки русская народная сказка. Энциклопедия сказочных героев: "Белые перышки". Название состоит из двух слов


Урок 82. Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

Ход урока

I. Проверка д\з. Проверка задания, выполненного в РТ. Какую сказку вы читаете дома?


Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Они пошли ему навстречу.

Расскажите, чем закончилось пу­тешествие глухаря.

Лебеди не могли и дальше тащить на веревке за собой глухаря. Они его оставили, и он долго плакал.

Отчего глаза и брови у глухаря покраснели?

Он долго плакал.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице учебника 33.

Лебеди тащат на веревке за собой глухаря.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Белые перышки.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 2.

(Самостоятельная работа).

IV. Повторение пройденного материала.

V. Домашнее задание. 1. РТ: стр. 23 № 3. 2. Прочитайте сказки, представленные на стр 36 уч

Урок 83. Украинская сказка «Колосок»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение». Какую сказку вы сейчас читаете дома?

II. Знакомство с новым материалом.


Вопрос

Ответ

И вот мы перешли к новому разделу нашего учебника - «Лис Миккель и другие». Этот раздел учебника представлен сказками разных народов: украинские, французские, английские, не­мецкие, норвежские, американ­ские. Здесь мы познакомимся не только с Лисом Миккелем , но и с другими животными. Подчерки­ваются такие качества характеров героев, как хитрость и глупость , храбрость и трусость, трудолюбие и лень.

Первая сказка - «Колосок» -украинская сказка. Послушайте ее.


(Учитель вслух читает сказ­ку).

Какое настроение вызывает у вас эта сказка?



Как звали героев сказки?

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и Верть.

Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте.

«Мышата только и знали, что пели да плясали , крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил...»

Расскажите, что изображено на иллюстрациях к сказке (Учебник: страница 38, 40).

Как наказал петушок мышат?

Не дал им пирогов.

Сказка всегда для чего – то рассказывается. Вывод, итог сказ­ки - это мораль. Какова мораль этой сказки? Прочитайте.

«Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!»

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 1.

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и

Верть.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 2.

(Самостоятельные рассужде­ния учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 3.

Ленивыми, неразумными.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 4.

Обмолотил колосок - отнес зерно на мельницу - замесил тесто.

IV. Домашнее задание. Учебник: страница 41 № 3.

Урок 84. Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Научить работать самостоятельно. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение украинской народной сказки «Колосок» по ролям.


II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы почитаем француз-

скую народную сказку «Волк, улитка

и осы».

Прочитайте вслух.

Какой чертой характера обладал

Глупостью.

волк?

Что помогло улитке выиграть спор?

Остроумие и находчивость.

Как осы смогли потопить волков?

Стали их жалить.

Вспомните народные сказки про волка.

«Лисичка-сестричка и се­рый волк».

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 1.

За то, что обижали слабых.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 №2.

Находчивость.

РТ «Литературное чтение»: стр. 29 №3.

«Заяц и еж».

IV. Домашнее задание. 1. Пересказ французской народной сказки «Волк, улитка и осы».

Урок 85. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.


Вопрос

Ответ

Что вы делали дома?

Подготовили пересказ фран-

цузской народной сказки «Волк,

улитка и осы».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Дома вы прочитали две главы английской сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рас­скажите, о чем они.

Я дочитаю вам сказку.

(Чтение учителем третьей гла­вы).

Когда происходит действие сказки?

Ночью.

Есть ли в этой сказке чудеса?

Нет.

Кого Джек

встретил по дороге?

Кота, собаку, козу, быка, пе­туха.

Как он относился к просьбам?

Дружелюбно.

Каким вы представляете Дже­ка? Расскажите.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 3.

IV. Домашнее задание.1. Учебник: стр. 45 № 5. 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 4.

Урок 86. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»: «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.


В учебнике представлено две истории.

Вопрос

Ответ

(Учитель зачитывает предисловие к сказкам - страница 46 учебника).

Первая сказка - «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали».

Прочитайте ее, пожалуйста.


На какую русскую народную сказку похоже это произведение?

«Вершки и корешки» - ге­роями сказки являются му­жик и медведь.

Расскажите, какими вы представ­ляете героев сказки?

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

Почему лис Миккель всегда побеж­дал медведя Бамсе?

Он умен и находчив.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице 47? Зачитайте отрывок.

III. Практические задания

IV. Домашнее задание. Прочитайте русскую народную сказку «Вершки и корешки».

Урок 87. Русская народная сказка «Вершки и корешки», Норвежская народная сказка «Поросятина и медовые соты»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки, прочитанной дома.


Вопрос

Ответ

Вот еще одна сказка про Бамсе и Миккеля. Прочитаем сказку «Поросяти­на и медовые соты».

Опять надул лис медведя! Рас­скажите, как?

Как в сказке говорится о ее героях? Прочитайте.

Расскажите, какими вы пред­ставляете героев сказки?

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 1.

Дедуля.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 2.

Лис: дуб, вяз, клен. Медведь: береза, осина, рябина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 3.

Очень, сильно.

IV. Домашнее задание. Придумайте свою сказку про находчивых и глупых животных.

Урок 88. Братья Гримм «Бременские музыканты»

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 23 — 24

Белые пёрышки
Русская народная сказка

Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
— А я как же, — спрашивает глухарь, — один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!
— Дорога дальняя, — говорят лебеди. — Всё равно отстанешь
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди — как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
Обрадовался глухарь:
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? — кричит ему лебедь.
— Ничего, — говорит глухарь, — пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

1. Что подарил лебедь глухарю? Найди ответ в тексте. Запиши.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

2. Что теперь ты знаешь о глухарях? Перечитай конец сказки. Впиши пропущенные слова.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные , а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

3 ∗ . Реши кроссворд.

1. Птица, которая спит в снегу.
2. Лучший певец.
3. Лесной доктор.
4. Птица с длинной шеей.
5. Птица, которая днём спит, а ночью летает.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?

Ермолина Людмила Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Черемшанская СОШ
Населённый пункт: с Черемшанка
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка "Белые пёрышки" УМК "Начальная школа XXI век"
Дата публикации: 12.02.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка урока литературного чтения

по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

УМК «Начальная школа XXI век».

Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Цели

Образовательные:
продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
Воспитывать:
взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:
формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
Регулятивные УУД:
понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД
: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные, определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы:
Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки для моделирования..
Организация пространства
индивидуальная работа, парная работа.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности
. Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей. Здравствуйте ребята. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. И так мы начинаем наш урок! Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Подготовительная

работа к чтению
. 
Упр-ия для развития голоса
: (Слайд) Учитель: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Дети: Мы будем разговаривать Мы будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно Чистоговорки На – на – на – в лесу растет сосна Ло – ло – ло – на улице тепло Оль – оль – оль – мы купили соль. Су-су-су - ты не зли осу Ор-ор-ор - Маша ушла в бор. Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Выявление

читательского

опыта.
Свободное владение прошлым материалом. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Познавательные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью

Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот

цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр.

Каждый ваш ответ - это лепесток.

1 лепесток.
Не портной, А всю жизнь с иголками ходит.
2 лепесток.
Ткачи ткали ткани На платье Тани.
3 лепесток.
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи.
4 лепесток
. Нет земли краше, чем Родина наша Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.? На доске появляется цветок. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. загадка скороговорка считалка пословица песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д. фольклор выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные
: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Актуализация

знаний, появление

темы, проблемы

урока.
Вспомните, с каким разделом мы работаем? Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили? А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела.
- Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с

заданием.

Название состоит из двух слов.

В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из

слова славные, во втором слове корень, как в слове

перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из

слова ребятишки.

«Белые пёрышки»(слайд)
Как вы думаете, можно ли по названию определить, предположить,о ком она? (О птицах) А о каких птицах вы узнаете, если отгадаете загадки (слайд)
О братьях наших меньших.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Содержание Русская народная сказка «Белые пёрышки» Предположения детей
Сел на ёлку, на сучок, Бороды торчит клочок, Как летун, он плоховат И, порою, глуховат. (Глухарь) – 1. Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу). Глухаря еще называют петухом. Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным. Глухарь – хвост веером, как у павлина Красавица – птица плывёт – не таится. Бела, словно пена, в движеньях степенна. Клюв красным бутоном горит над затоном. А шея – дугой над тихой водой. (лебедь) Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц.
Первичное

восприятие текста
. (слушание)
Беседа –

выявление

первичного

восприятия
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель -Верны ли ваши предположения? Понравилось ли вам произведение? Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?
Регулятивные:
прогнозирование; Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
познавательные-
моделирование,
коммуникативные –

Моделирование

обложки.
Составим модель обложки данного произведения. Покажите условным значком на листочках тему и жанр произведении. (дети рисуют варианты моделей) Кто хочет объяснить свой выбор? Докажите, что это сказка. При помощи учебника дополните модель обложки. Рассуждения детей Коричневый круг, потому что это сказка о животных. Синий круг, так как это сказка о волшебстве. Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц. Животные общаются друг с другом, используя речь человека. Дети дополняют модель обложки инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Работа с текстом

произведения
(вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)
Физкультминутка
Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.
Что в этой сказке, правда?

Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?

Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите

ответ в тексте.

Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите

ответ в тексте и прочитайте.
Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг. Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают. Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели. Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл. Стр.35 абзац 4.летят они над полями… Трудно ему.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Познавательные:
смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные:
- определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Работа с текстом

произведения

(изучающее

чтение, работа над

выразительностью

чтения)
Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки? Сколько абзацев можно прочитать так? Как развиваются события дальше? Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря? Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему? Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения. В какой момент, почему глухарь обрадовался? Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю? Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря. А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками? Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц? Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...) Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы. Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством Упражнение в чтении Когда лебеди решили взять его с собой Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря Упражнение в чтении С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.) Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией

Творческая работа
Работа в группах Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
Ошибся, что ушибся - вперёд наука
.
Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами

заволокёт
. Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука». Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Дети рисуют
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. 3 4 5 1
Разгадайте кроссворд «Птицы» 1. Птица с длинной шеей. 2. Птица, которая днем спит, а ночью летает. 3.Лучший певец 4 Птица, которая спит в снегу. 5.Лесной доктор. Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью.
Обобщение

изученного

Рефлексия

Д.з.
-Выполнили задачи? -Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях? Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором) «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» Так, чему научила вас эта сказка? (Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,
«Умей преодолевать трудности!»
Станет для нас девизом дальше. Оцените свою работу на уроке: Красный круг – было трудно. Жёлтый круг – получалось, но не всегда. Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке, получилось всё. Дом зад 1 Стр 34 читать и пересказывать 1 вариант – от лица глухаря 2 вариант – от лица лебедей.) Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Михайлова Ирина Викторовна МБОУ СОШ №39

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема урока: Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"

Цель: Содействовать развитию первичных исследовательских навыков, пояснению специфики сказки: народной и авторской. Способствовать развитию речи детей, работе над техникой и выразительным чтением сказки

Формируемые УУД:

    Познавательные УУД: формировать у мение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная (составление модели обложки);

    Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

    Личностные УУД : формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся – Что такое устное народное творчество? (фольклор). – Вспомните жанры фольклора. (Слайд 2.)


Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

Что такое сказка? (Слайд 3) (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)

Сегодня мы продолжим работу со сказкой, но сначала дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.

II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Слайд 4-5 – Что это? (названия сказок) . «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Сказка про Воробья…» Почему? (авторская, остальные народные) А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы.(волшебная, бытовая, о животных ) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах). Выделенные буквы не зачеркивайте.

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 6) (Произведения фольклора русского народа. Сказка «Белые пёрышки»)

Предположите, какие цели вы бы поставили: (Цели: - будем учиться …

Можем узнать …

Определим, что …

Докажем, что …)

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу.

1) Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах). А вот о каких птицах, вам придется угадать. (Слайд 7) Расшифруйте названия птиц: (анаграммы) лугрьха (глухарь), бедель (лебедь) – Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)

2) Выявление объема знаний детей по теме. На дом вам было задано найти информацию об этих птицах. Поднимите руки, кто нашёл?

Что вы знаете про глухаря? Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации, (Слайд 8)

Про лебедя? Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации (Слайд 9) - Кто хочет дополнить?

III. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он.

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения.

– Послушайте сказку. (читают 2-3 хорошо читающие учащиеся) . – Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. В чем необычность сказки? – Чему учит эта сказка?

– Прочитайте ещё раз жужжащим чтением и проведите «расследование» - Отчего глаза и брови глухаря покраснели? (Он долго плакал) - Правда, ли у глухарей красные глаза?

– Докажите, что это сказка. (Есть вымысел (животные разговаривают), зачин – Какими словами начинается сказка? – Зачитайте. (давным-давно…) и концовка.)

Игра «Живая модель» (Слайд 10) – Кто сегодня представляет модели? (выходят 6 человек детей с моделями). – Подберите модель обложки, которая подойдёт к этому произведению. – Что ещё нужно добавить? (название)

Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Русская сказка «Белые перышки»; сказка о животных). Физминутка для глаз (Слайд 11)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать, мы начинаем.

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: (Работа в группах)

Читаем вопросы и быстро их обсуждаем.

1 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы?

2 группа – Поразмышляйте над вопросом: - Почему глухарь не хотел оставаться, а собрался со стаей лебедей в тёплые края? (ему было одиноко и холодно)

3 группа – Найдите в тексте описание осеннего леса. Прочитайте. – Какая это осень?

4 группа – Рассмотрите иллюстрацию. К какому отрывку она подходит. Зачитайте.

5 группа – Найдите и прочитайте. Что подарил лебедь глухарю? Зачем?

6 группа – Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

    Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Индивидуальная работа с тестом) Самопроверка. (Слайды 12-19)

    Творческое задание – Поразмышляйте, обсудите в группах и закончите сказку так, как хотели бы вы. (работа в группах)

V. Итог урока. (Слайд 20) - Что в этой сказке правда? Что вымысел? - Что нового узнали? (о внешнем виде глухаря)– Чему учит сказка? (быть добрыми, помогать другим) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

VI. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 21) На доске рисунок глухаря

Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите глухарю светлое пёрышко. Всё получилось, но хотел бы работать лучше- потемнее. Не всё получилось, но понял, какие ошибки допустил - тёмное. (Звучит песня «Добрые сказки»)