Англо-аргентинская (фолклендская) война (1982 год). Битва за острова: Фолклендская война

Главный вектор силы в послевоенный период на геополитическом уровне сместился на океанские направления – и не только из-за развертывания там МСЯС. Однако при всем размахе и масштабности вооружений и уровня противостояния ни у одной из стран не было полноценного боевого опыта применения ВМС вплоть до фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, который несет в себе признаки настоящей морской войны.

Для специалистов Фолклендский кризис позволил с высокой степенью достоверности проверить правильность основных концепций и направлений в строительстве флотов, развитии морских вооружений, а также приемов и способов боевых действий (БД) на море.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНФЛИКТА

Зарождение военных конфликтов всегда было делом запутанным и неоднозначным. Фолклендский не стал исключением. Фолклендские, или в аргентинской редакции – Мальвинские острова, формально лишенные полезных ископаемых и расположенные в местах с суровым климатом, удаленные от оживленных международных морских путей, едва прокармливали несколько тысяч овец и кучку фермеров-экстремалов.

Инфраструктура архипелага соответствует его заброшенности. На нем несколько взлетно-посадочных полос, не способных обслуживать современные реактивные самолеты, и слабо развитая система морского базирования.

Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО).

Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц . Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) – и с Японией.

В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее, в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

На этапе отмобилизования и развертывания формирование авангарда ОС началось из положения планового учения «Спрингтрейн» в Гибралтаре за счет кораблей-участников. Они оказались на 2000 миль ближе к очагу конфликта. Развертывание началось под флагом командующего 1-й флотилией надводных кораблей контр-адмирала Вудворда. Вскоре собрались и остальные силы ОС.

Первыми во всеобщей исключительной зоне, в пределах которой можно было вести боевые действия против Аргентины, оказались три атомные подводные лодки (ПЛА) королевского флота. Считалось, что этого более чем достаточно для материального закрепления объявленной блокады островов, которые Аргентина не уставала подпитывать все новыми контингентами сил.

Кроме группировки ПЛА в состав экспедиционных сил Великобритании вошли еще две: ударная группировка (УГ) с двумя легкими авианосцами в ядре и амфибийное соединение (АГ) . Впоследствии в районе БД выделится еще и группировка плавучего тыла.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000–8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования . Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования – остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт».

В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу.

Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20–21 мая. Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.

Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры».

Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон – с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника . Когда же, наконец, ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном.

В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды – неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его.

Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение – на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить – и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

РОЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО И УПРАВЛЕНИЕ В ОПЕРАЦИИ

Роль командующего в любой кампании или операции является определяющей или близкой к тому. В столь сложной и специфической операции, как эта, – особенно. При том, что просматривался конфликт переднего края океанского ТВД с Адмиралтейством.

Случай с адмиралом Вудвордом – особый, психологически усугубляемый тем обстоятельством, что он чуть ли не до конца операции находился в «подвешенном состоянии» – нечто вроде врио командующего. Хитроумные начальники держали его «на цыпочках», в любой момент готовые заменить более опытным и «достойным» «двухзвездным» адмиралом. Это не помешало, впрочем, Адмиралтейству «жать» из Вудворда «сок» по полной схеме.

Зато в случае успеха – как оно и случилось – у британского Адмиралтейства появился повод скромно потупившись заметить, что случай с Вудвордом только подтверждает, что каждый их даже самый молодой адмирал, внезапно «выдернутый» из любого места, готов возглавить экспедиционные силы и выиграть войну где угодно, даже на другом конце света.

К чести адмирала Вудворда, он достойно перенес и это непростое психологическое испытание, продемонстрировав черты и качества настоящего адмирала. Что такое груз ответственности командующего? Еще на этапе развертывания смывает штормом людей за борт, падают в воду вертолеты, едва не сбили рейсовый лайнер, приняв его за ежедневно досаждающий аргентинский разведывательный самолет. Об этом адмирал наверняка с содроганием вспоминает по сей день.

О Вудворде теперь принято говорить, что он провел первую в истории компьютерную войну на море. Это можно понимать по-разному. Автору этих строк, в то время «фланирующему» на своем атомоходе проекта 671РТМ между Персидским и Аденским заливами, Сейшелами и прилегающим морями, ближе и памятнее такая особенность компьютерного вооружения, как его надежность.

Неоправданно сложные и недостаточно еще надежные, эти системы вводили специалистов и командиров в ступор уже сами по себе. А тут еще постоянный дефицит охлаждения, сопутствующая ему 100-процентная влажность, морская соль, мгновенно выступающая на контактах и разъемах. Между тем залп главным оружием и залп на самооборону должны последовать вовремя и неотвратимо, а не тогда, когда специалисты будут готовы, дважды, четырежды перезапустив систему.

Поэтому никогда не забуду своих вычислителей и акустиков – специалистов от бога. За ними никогда не было задержки и даже заминки. У Фолклендов подобные проблемы стоили жизни кораблям и людям, достаточно вспомнить обстоятельства поражения эсминца «Ковентри».

Насколько мог воздействовать на эту проблему командующий? Во всяком случае, он не оставался безучастным, непрерывно совершенствуя элементы боевого порядка, приемы и способы решения задач ПВО и ПРО. Начать следует с принятия им решения на операцию – при абсолютном дефиците данных, что называется, «решение в седле». О качестве его решения, как и последовавшего планирования БД, говорит тот факт, что практически ни один его пункт не был оспорен в Адмиралтействе. Реализация этого плана, не допустившая отступления по срокам более чем на одни сутки, раскрывает другую черту характера командующего: твердость в реализации плана войны. За этой твердостью стоит скрупулезность в выполнении всего перечня мероприятий, позволяющих своевременно перейти к следующему этапу действий.

О многом в характере и стиле командования адмирала говорит его отношение к прямым или косвенным виновникам тяжелых потерь флота, таким как командир эсминца «Шеффилд» – пример откровенного заштатного головотяпства – и эсминца «Ковентри», своим несогласованным маневрированием в момент атаки аргентинцев заблокировавшим директрису стрельбы ЗРК «Си Вулф» с «Бриллианта», что привело к прорыву аргентинской авиации и нанесению «Ковентри» смертельного поражения.

Вудворд оставил за ними право на накопившуюся боевую усталость и ее последствия. К тому же действия «Ковентри», его командира и экипажа до этого были выше всяких похвал, безупречны и мужественны. Вудворда характеризует готовность воевать теми силами, которые у него есть, и решительностью отстаивать свое мнение «наверху».

Непреклонность и железная воля командующего в достижении цели особенно проявилась в проведении противоминной разведки проходов к пункту высадки боевыми кораблями. Он понимал, что главные события войны развернутся после высадки. Нельзя не отметить и выдержки британского командующего, когда он держал авианосцы за пределами выявленной досягаемости аргентинских «Этандеров», не поддаваясь азарту боя.

Военные потери составили:

Великобритания — 258 человек, 2 фрегата, 2 эсминца, 1 контейнеровоз, 1 десантный корабль, 1 десантный катер.

Аргентина — 649 человек, 1 крейсер, 1 подводная лодка, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна, 1 рыболовный траулер.

И в завершение этого анализа роли и места командующего остается еще раз напомнить историческую нагрузку его сложнейшей и ответственной миссии. Впервые за 37 мирных послевоенных лет именно адмиралу Вудворду пришлось отстаивать планку британского флота, британского моряка, британского адмирала. И еще один важный вывод. Система подготовки командиров кораблей, с их универсальным прохождением службы, полностью себя оправдала.

УРОКИ, ВЫВОДЫ И ОТКРОВЕНИЯ

Обилие фактического материала, предоставленного опытом этой войны для целей совершенствования программ строительства флота, его вооружений, приемов и способов применения сил флота, оказалось востребовано морскими державами совершенно по-разному. Как ни странно, в максимальной степени – ВМС США, в гораздо меньшей степени – нами и Великобританией.

Фолкленды подтвердили предположение, что конфликт высокой интенсивности, где хотя бы один из участников – ядерная держава, скорее всего, станет развиваться в безъядерном варианте . Встал вопрос о достаточности и уровне вооружения тактического плана.

Хитрость послевоенного кораблестроения, полагающего, что оно решило извечную весовую проблему за счет применения легких сплавов для надстроек и других конструкций, когда в ограниченном водоизмещении сделалось доступным разместить гораздо большие объемы вооружения, дорого стоила английским морякам. Во всех случаях боевого поражения кораблей возникали тяжелые пожары. Легкий металл надстроек горел и плавился, крайне затрудняя тушение пожаров. Не выдержали огня и полимерные отделочные материалы.

Удивительно бледно выглядели на фоне других сил атомные субмарины, особенно их поисковые и ударные возможности . Выводы были сделаны незамедлительно: теперь противокорабельные ракеты развернуты даже на дизельных и неатомных подводных лодках с применением из торпедных аппаратов.

Конфликт со всей очевидностью подтвердил, что самую большую опасность представляют собой средства воздушного нападения (СВН), способные действовать на малых и сверхмалых высотах . Целый арсенал корабельных ЗРК на английском флоте (не менее четырех типов) не обеспечил гарантированной защиты от низколетящих СВН. Без системы дальнего радиолокационного обнаружения флоту сегодня в море делать нечего.

Американцы сделали выводы и создали систему «Иджис», упорным совершенствованием превратившуюся в оружие ПРО. В основе самого понятия БД у них – постоянно висящие над сушей и морем «Аваксы» и «Хокаи».

Уроки кризиса весьма откровенно ставят вопрос об актуальности и превосходстве комплексов вооружения перед самыми совершенными унитарными образцами, как подхода к решению боевых задач . Аппаратура обеспечения ночных полетов, более совершенный радиолокатор и американские ракеты «Сайдвиндер» обеспечили «Си Харриеру» превосходство в воздухе перед самыми современными аргентинскими самолетами, незадолго до этого приобретенными во Франции, Швеции, Израиле. В США вскоре после конфликта повсеместно появились высокоэффективные разведывательно-ударные комплексы.

Наступление торпедного кризиса можно было различить уже тогда, в ходе БД на Фолклендах . Из-за неуверенности в надежности новых торпед «Тайгерфиш» атаковать единственную утопленную подводным оружием цель в войне пришлось оружием II мировой войны – торпедой МК-8. Да и аргентинскую подводную лодку, вооруженную американскими торпедами МК-37, преследовали неудачи.

Неожиданно невысокой оказалась противолодочная эффективность ОС. Аргентинская субмарина довольно долго «толкалась» среди английских кораблей и якобы даже пыталась атаковать их. Но ее никто не обнаружил!

Чем же интересен этот опыт именно нам – тогда и сейчас? Не следует забывать, что ВМФ с Королевским флотом объединяло то обстоятельство, что они сходным образом решали важнейшую проблему авианизации. Феномен боевого самолета с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой был достигнут только Великобританией и СССР. Даже США, с их неограниченным авиакосмическим потенциалом, на этом поприще потерпели фиаско.

Это сулило небывалые девиденды в области морских вооружений. Отпадала необходимость ввязываться в изнурительную разорительную и, в общем-то, безнадежную гонку по строительству и вооружению гигантских авианосцев. Проблема обзаведения сбалансированным флотом на значительном отрезке времени получала шанс реализации чуть ли не в мобилизационном варианте.

Считавшийся до этого не вполне полноценным боевым самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой при работе в системе без труда достигал превосходства над «полноценными» современными боевыми машинами противника. Конечно, «Харриер» получился заметно лучше нашего Як-38, прежде всего благодаря мощному единому двигателю. Но на подходе у нас уже были не просто лучшие, а принципиально новые машины этого типа, в том числе – сверхзвуковые, сулившие огромные перспективы.

Чудовищная непоследовательность в строительстве флота, происходящая от извращенной структуры, так и не позволила ВМФ обрести палубную авиацию как род сил на постоянной основе и достичь, наконец, заветной сбалансированности . Жизнь показывает, что мир возвращается к этой идее.

Королевский флот сделается недосягаемым с вводом в строй нового авианосца «Куин Елизабет», эсминцев типа 45 («Дэринг») и новых многоцелевых ПЛА с объявленным на них новым вооружением. Ведь он еще вооружен и самым передовым военно-морским мышлением, что убедительно подтвердили итоги и результаты Фолклендского кризиса.

Фолклендская война между Великобританией и Аргентиной стала одним из самых заметных событий британской внешней политики ХХ века. Это период правления Маргарет Тэтчер (1979 по 1990 года).

НИже приводится информация об островах и истории конфликта.

Фолклендские (Мальвинские) острова представляют собой архипелаг в юго западной части Атлантического океана общей площадью 12,2 тысяч квадратных километров. Состоит из двух крупных островов - Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гран Мальвина) - и около 200 мелких островов и скал.

Фолклендские острова находятся на расстоянии 13 тысяч километрах от Великобритании и 400 километров от Аргентины.

Острова были открыты в 1591-1592 годах английским мореплавателем Джоном Дейвисом. С 1765 года принадлежали Испании.

В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году на их территории был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году на острова прибыли английские суда и объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину.

С 1960 х годов Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер произошло ухудшение англо аргентинских отношений, переговоры в Нью Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик.

Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины во главе с президентом генералом Леопольдо Галтьери невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на острове Южная Георгия необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.

2 апреля 1982 года аргентинские войска высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Рекса Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала Марио Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос Айрес, соглашаясь на переговоры, отказался вывести войска.

5 апреля из Портсмута (США) в Южную Атлантику отплыла британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл" с 10 тысячным экспедиционным корпусом на борту.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль (свыше 320 километров) и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на острове Южная Георгия, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиции аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов.

2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно", находившийся вне пределов 200 мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30 человек. Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер.

В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом. 21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, 40 истребителей бомбардировщиков вертикального взлета "Харриер" и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт Дарвин и Гуз Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Англичане не отреагировали на аргентинские предложения.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10 тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал.

Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел семь.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.

В апреле 1982 года между двумя независимыми государствами — членами ООН вспыхнул вооруженный конфликт, за которым напряженно наблюдал весь мир. «Горячей точкой» стала не Юго-Восточная Азия и Ближний Восток — в центре событий оказался небольшой архипелаг в юго-западной части Атлантики. Великобритания, именующая архипелаг Фолклендскими островами, вступила в сражение с Аргентиной, которая называет его Мальвинскими островами.

До континентального побережья Аргентины от Фолклендских островов всего 463 километра, а до Великобритании — 12 000 километров.

В истории Фолклендских островов достаточно много спорных моментов, начиная с их открытия. Великобритания придерживается версии, что архипелаг был открыт в 1592 году английским мореплавателем Джоном Дейвисом . Согласно альтернативному варианту, честь открытия принадлежала испанцам.

Первое поселение на Фолклендах было основано лишь в 1764 году французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем . Поселение на острове Восточный Фолкленд получило название Порт Сен-Луи — сегодня это столица архипелага и его самый крупный населённый пункт Порт-Стэнли.

Капитан Джон Байрон. Портрет художника Джошуа Рейнольдса Фото: Public Domain

В 1765 году английский капитан Джон Байрон , не потрудившись убедиться, живут ли на архипелаге люди, объявил его собственностью английской короны. Год спустя на острове Сондерс было создано первое английское поселение.

И французов, и англичан привлекло главное достоинство Фолклендских островов — они могут выступать в качестве отличного перевалочного пункта на пути из Атлантики и в Тихий океан, а также быть опорным пунктом для контроля над Южной Атлантикой.

Англия диктует свои правила

В 1766 году Франция уступила острова Испании. Испанцы, не желая терпеть присутствие англичан, попытались изгнать их силой, но в итоге была достигнута договорённость, по которой на архипелаге сохранялись и британские, и испанские поселения. При этом и Испания, и Великобритания не отказывались от притязаний на полный контроль за островами.

В последней четверти XVIII века британцы покинули острова, поскольку ресурсы империи были сосредоточены на ведении войны с североамериканскими колонистами. На островах британцы оставили только табличку, которая фиксировала права Великобритании на управление Фолклендами. Испанцы, в свою очередь тоже оставив табличку, покинули острова в 1811 году. С обретением независимости Аргентиной именно эта страна заявила свои права на архипелаг вместо испанцев.

В 1832 году Аргентина попыталась укрепить на островах собственную «вертикаль власти», назначив своего губернатора. Чиновник, однако, был убит в ходе мятежа местных жителей, быстро привыкших к практически независимому существованию. В 1834 году британцы, ещё раз оценившие стратегическое значение спорной территории, положили конец вольнице Фолклендских островов — 10 января 1834 года лейтенант флота Её Величества Генри Смит поднял над городом Порт-Луи флаг Великобритании.

Аргентинские претензии

Аргентинцы не имели возможности помешать англичанам, но от островов не отказались. В 1940-х годах, при подписании Устава ООН, представитель Великобритании с изумлением узнал от дипломата из Аргентины, что Фолклендские острова должны перейти под контроль Буэнос-Айреса.

Но за век английского господства немногочисленное население островов (менее 3000 человек), стало англоязычным, и присоединиться к Аргентине не стремилось. Местные жители занимались овцеводством, поставляя шерсть в Великобританию, и что-либо менять не хотели.

Вялотекущие переговоры между двумя странами продолжались почти 40 лет, но ни к чему не привели.

К началу 1980-х годов Аргентиной управляла военная хунта, и в 1981 году ее новым лидером стал генерал Леопольдо Галтиери . Диктатор получил поддержку США, но в самой стране власть военных теряла авторитет. И тогда генерал решил сыграть на патриотических чувствах, вернув Аргентине Мальвинские острова.

Операция «Росарио»

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Представители Великобритании сочли это покушением на свою территорию, и отправили небольшой отряд военных, чтобы выдворить рабочих. Генерал Галтиери в ответ отправил аргентинских военных для защиты рабочих.

Повод для вторжения был найден. 2 апреля 1982 года армия Аргентины провела операцию «Росарио» — десант спецназа и морской пехоты высадился на Фолклендах, и после непродолжительного боя захватил столицу островов Порт Стэнли. Аргентинцы потеряли одного человека убитым и трех ранеными. Среди англичан убитых не было, но 114 человек, включая 70 морских пехотинцев, были взяты в плен.

Аргентина объявила о возвращении Мальвинских островов. 3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР).

Аргентинский десант на островах. Фото: www.globallookpress.com

«Железная леди» идет на войну

В мире задавались вопросом — а в состоянии ли Великобритания ответить на силу силой? Скептики были даже на самом Туманном Альбионе. Однако премьер-министр Маргарет Тэтчер не колебалась, отдав приказ военным готовиться к операции по восстановлению контроля над островами.

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам.

Английские подводные лодки вышли на охоту за аргентинскими судами. Надводный британский флот отправился в поход к берегам Аргентины, везя с собой сухопутные силы.

25 апреля 1982 года британские солдаты высадились на острове Южная Георгия, с которого начинался конфликт. Аргентинцы, находившиеся на острове, сдались без боя.

Большие жертвы маленькой войны

2 мая 1982 года английская подводная лодка «Конкерор» торпедировала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Санкцию на атаку командир подлодки получил лично от Маргарет Тэтчер. Вместе с крейсером погибли 323 аргентинских военных.

Этот удар заставил аргентинское командование отозвать свой флот. Было решено сосредоточиться на ударах авиации с баз на материке. Расчет был на то, что таким образом удастся нанести англичанам неприемлемый ущерб.

4 мая штурмовик «Супер Этандар» ВВС Аргентины противокорабельной ракетой «Экзосет» поразил новейшим британский эсминец «Шеффилд». На его борту возник пожар, погибли 20 моряков. Неделю спустя эсминец затонул.

Наступила пауза. Британцы готовились к высадке десанта и разминировали подходы к островам. Британские «коммандос» успешно осуществляли диверсии, а попытки ВВС Аргентины наносить удары с воздуха оборачивались потерями самолетов.

Переговоры о прекращении боевых действий при посредничестве ООН ничего не дали. Британцы были уверены в военном успехе, аргентинцы не теряли надежды отбиться.

Обломки самолета ВВС Аргентины. Фото: www.globallookpress.com

Триумф летчика Куриловича и позор подполковника Пьяджи

В ночь на 21 мая 1982 года 3-я бригада морской пехоты Великобритании начала высадку в бухте Сан-Карлос. Операция началась успешно, однако утром район был подвергнут ударам ВВС Аргентины. Британцы потеряли фрегат «Ардент», а ряд кораблей получили повреждения.

Однако летчики допусти ошибку — удары в основном пришлись по кораблям прикрытия, а не по десанту, что позволило англичанам развивать операцию на суше.

25 мая 1982 года аргентинцы добились одного из самых крупных успехов за время конфликта. Аргентинский лётчик Роберто Курилович поразил контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который затонул с вертолетами и оборудованием для создания аэродрома на захваченном плацдарме.

Английская пехота лишилась главных средств передвижения на острове, где практически не было дорог. Наступать на Порт Стэнли пришлось пешком. Впрочем, кардинально изменить соотношение сил уничтожение контейнеровоза не могло.

28 мая британские части одержали победу в сухопутном сражении за поселок Гуз-Грин. Потеряв 47 человек убитыми и почти 150 ранеными, не получив подкреплений, аргентинский подполковник Итало Пьяджи отдал приказ своим подчиненным сложить оружие. За это решение по возвращении в Аргентину он был разжалован и с позором уволен из армии.

Обложка аргентинского журнала с изображением Маргарет Тетчер в образе пирата. Фото: www.globallookpress.com

Поражение Аргентины обернулось крахом военной хунты

8 июня аргентинские ВВС нанесли авиаудар по двум британским десантным кораблям, оставшимся без прикрытия. Погибли около 50 англичан, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений.

Тем не менее, спустя два дня английские подразделения блокировали аргентинцев в Порт Стэнли.

В течение 12-14 июня британцы штурмом заняли все господствующие высоты в районе главного города Фолклендских островов. Аргентинское командование на островах, оказавшись в безвыходном положении, капитулировало.

20 июня 1982 года британцы высадились на Южных Сандвичевых островах, окончательно завершив операцию.

В ходе конфликта Аргентина потеряла 649 человек убитыми и пропавшими без вести, 11 000 были зарегистрированы как военнопленные. Были потеряны около 100 самолетов и вертолетов, крейсер, подводная лодка, 4 транспортных судна.

Великобритания потеряла убитыми 258 человек. Потери флота составили 2 фрегата, 2 эсминца, 1 десантный корабль, 1 контейнеровоз, 24 вертолета и 10 самолетов.

В Великобритании победа стала причиной национального подъема — жители Туманного Альбиона вновь ощутили себя гражданами «владычицы морей».

В Аргентине поражение привело к падению режима генерала Галтиери, который был арестован и предан суду.

Британские солдаты на островах. Фото: www.globallookpress.com

Война закончилась, спор остался

Сразу после войны Великобритания занялась развитием инфраструктуры острова — строительством дорог и современного аэродрома. Делалось это прежде всего для обеспечения военных нужд, дабы новые попытки силового захвата архипелага были пресечены на корню.

В марте 2013 года Великобритания провела на Фолклендских островах референдум, но который был вынесен вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства?»

В волеизъявлении участвовало 1517 из 1672 островитян, имеющих право голоса. В пользу сохранения нынешнего положения , против — только три человека.

Однако Аргентина не отказалась от своих притязаний на Мальвинские острова. Официальный Буэнос-Айрес заявил, что референдум не поменял точку зрения Аргентины.

В 2012 году накануне летней Олимпиады в Лондоне аргентинские спортсмены полуподпольно сняли рекламный ролик в главном городе Фолклендских островов Порт Стэнли.

Такая наглядная агитация вызвала восторг в Аргентине и гнев в Великобритании.

История военного противостояния проявляется самым неожиданным образом. Так, на чемпионате мира по футболу 1986 года в матче Аргентина-Англия аргентинец Диего Марадона забил гол, сыграв рукой. Судья этого не заметил, Аргентина победила, и в ликующей страны многие расценивали победу как «месть за острова».

Марш аргентинских ветеранов войны 1982 года. Фото: www.globallookpress.com

В 2014 году аргентинские ветераны войны 1982 года едва не линчевали команду популярного британского шоу Top Gear. Ведущий Джереми Кларксон прикрепил на свою машину номерные знаки «H982 FKL», что аргентинцы восприняли как издевательский намек на войну за Фолкленды. И хотя англичане уверяли, что это чистое совпадение, им пришлось срочно покинуть страну.

С 2001 года в Аргентине ежегодно 2 апреля отмечается «День ветеранов и павших на Мальвинской войне». В этот день аргентинцы вспоминают погибших и отдают дань уважения живым участникам боев. Аргентина продолжает верить в то, что ее флаг будет поднят над Порт Стэнли.

Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.


Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».

Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:

Грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.

Супер-авианосец «Бентисиско де майо» - бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;

Эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» - бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.

Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?

Флот королевы идет на Юг

«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.


Взрыв погребов боезапаса фрегата "Энтилоуп"


Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.

Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... взрыва не произошло.

Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.

Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.


Гибель фрегата "Энтилоуп"


Высадка британского десанта висела на волоске:

Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.

Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.

Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.


"Сэр Тристрам" возвращается с войны


Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).

Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!

Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
- эсминец «Шеффилд» - сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
- эсминец «Ковентри» - погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
- фрегат «Ардент» - многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
- фрегат «Антилоуп» - две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
- авиатранспорт «Атлантик Конвейор» - одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
- уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» - повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.

ВВС Аргентины, путь к победе

Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.

В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.


Атакуют А-4 "Скайхоук"!


Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.

Примечание. «Даггер», он же «Нешер» - нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!

Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.


Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны


Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.

С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.

Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»

«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».


Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.


Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.

Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.


Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.

У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.

12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» - первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.

Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» - вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.

Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».

Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.

Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН


Си Харриер, на полётной палубе аианосца Инвисибл.

Вооруженный конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. был одним из самых странных в военной истории. За крошечный, почти необитаемый архипелаг в Южной Атлантике с населением 1800 человек, которым на протяжении более полутора веков владела Великобритания, и являющийся яблоком раздора между ней и Аргентиной, сражались с обеих сторон около 60 тыс. военнослужащих, свыше 180 кораблей, до 350 боевых самолетов и вертолетов. Погибли 255 британцев и, по крайней мере, 712 аргентинцев, сотни получили ранения.

Лёгкий авианосец Гермес.

И, тем не менее, та короткая (фактически двухмесячная) война позволила англичанам накопить значительный опыт быстрой переброски и развертывания вдали от своих баз достаточно крупной группировки вооруженных сил, взаимодействия между штабом в Лондоне и оперативным командованием на ТВД, взаимодействия сухопутных войск, ВВС и ВМС; применения в реальных боевых условиях самого современного тогда оружия (многие образцы ВВТ используются до сих пор).

Эсминец тип Шеффилд.

Напомним, что в начале апреля 1982 г. аргентинские ВС овладели спорным архипелагом. 12 апреля Великобритания заявила о блокаде Фолклендов, объявив 200 мильную зону запретной для аргентинских судов. С 18 апреля разведчики из частей специального назначения британских ВМС и сухопутных войск начинают высаживаться на островах. С 1 мая фактически начинаются активные боевые действия на море и в воздухе. Аргентинцы теряют крейсер "Генерал Бельграно", построенный в США в конце 1930-х гг и пораженный торпедами английской атомной субмарины 2 мая 1982 г, еще несколько боевых кораблей и судов были уничтожены британской корабельной авиацией. В свою очередь, аргентинская авиация потопила два британских эсминца типа "Шеффилд", два фрегата типа "Амазон", десантный корабль, контейнеровоз, серьезно повредила более 10 кораблей, в том числе оба авианосца, входивших в состав английской эскадры.

Фрегат тип Амазон.

В воздушных боях, зенитным огнем и на аэродромах были уничтожены более 100 аргентинских самолетов и вертолетов. Наибольшие потери ВВС Аргентины понесли от зенитных ракет (45 самолетов). Английские летчики сбили 31 машину противника. Британцы лишились 34 самолетов и вертолетов.

Приведенные цифры свидетельствуют о напряженности и ожесточенности противоборства.

Подводя итог боев на суше, нельзя не обратить внимание на то, что активные наступательные действия англичане вели только ночью, после массированных артиллерийских и бомбовых ударов, осуществлявшихся по наведению офицеров-корректировщиков, находившихся в боевых порядках атакующих подразделений. Как правило, выполнение поставленных задач завершалось в первой половине суток. Некоторые 105-мм орудия производили по 500 выстрелов ежесуточно. Корабельная огневая поддержка также сыграла существенную роль в боях за Фолкленды: только из 114-мм орудий было произведено 8 тыс. выстрелов. Впрочем, в ходе боевых действий британцы также применяли и ночные атаки без предварительной авиационной и артиллерийской подготовки, высаживали ночью вертолетные десанты, которые стремились закончить бой к утру.


Итоги десантно-наземной операции.

Почему англичане предпочитали воевать под покровом темноты? Тому несколько причин. Во-первых, аргентинская авиация хоть и действовала с отдаленных материковых баз, все же имела значительное количественное превосходство над британской. Во-вторых, контингент аргентинских сухопутных войск также численно превосходил английский, однако лучшая боевая подготовка солдат, сержантов, офицеров британских наземных войск, их умение сражаться в любое время суток, достаточное обеспечение приборами ночного видения позволяли наносить поражение сильному противнику, используя тьму в качестве дополнительного благоприятного фактора.

Воздушно-морская война над Фолклендским архипелагом.


Особый интерес представляет тот факт, что во время войны за Фолклендские острова впервые были применены Противокорабельная Крылатая Ракета (ПКР) АМ39 «Экзосет» (Экзосе) - длина 5,21 м, диаметр 350 мм, масса 735 кг, дальность пуска 42 км, скорость полета 1100 км/ч. Наведение инерциальное, на конечном участке полета по активной РЛС ГСН Масса БЧ: 165 кг. А также британские СВВП «Харриер» - максимальная скорость у земли 1185 км/ч; крейсерская - 650-830 км/ч; практический потолок - 15200 м.
Запас топлива во внутренних баках - 2870 л, в двух подвесных по 455 л или по 1500 л. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. Боевой радиус действия при перехвате воздушных целей - 750 км, при нанесении удара по кораблям и наземным целям - 460 км. При патрулировании в зоне в течение 1,5 ч - 185 км. Боевая нагрузка - 2500 кг (при разбеге 130-150 м).

Взлёт истребителя-бомбардировщика Супер-Этандар


В 5:07 часов 4 мая 1982 г SP-2H «Нептун»(позывной “Меркурий”) поднялся в небо с военно-морской базы в Рио Гранде, в 7:50 последовал его первый радарный контакт с британским военным кораблем. Два «Супер-Этандара» носителя ПРК «Экзосе», стартовали из Рио Гранде в 9:45. В 10:35 Прони (пилот “Нептуна”) в последний раз поднялся на высоту 1170 метров (3500 футов) и определил координаты соответствующих целей (координаты 52 33"55" ю.ш., 57 40"55" з.д.). Несколькими минутами спустя он сообщил полученные данные пилотам «Супер-Этандар», после чего лег на курс до Рио Гранде, куда, наконец, и прибыл в 12:04.

Рейд «Супер-Этандар» продолжался. Продвигаясь на очень малой высоте, в10:50 они поднялись на уровень 160 м (500 футов) для проверки указанных Прони координат и ничего не нашли. Пилоты развернулись и продолжили поиски. Через 45 км (25 миль) они поднялись вновь и после нескольких секунд сканирования на экранах их радаров появились искомые цели; произошла загрузка координат в системы бортового оружия, снижение и запуск АМ 39 после последней проверки. (Точное время составляло 11:04).

Что же произошло с ракетами? В соответствии с британской версией, офицер эсминца “Шеффилд” (Питер Уолпол) пытался идентифицировать визуально радарный контакт, о котором ему было доложено оперативным офицером Ником Бато. К тому моменту, когда он определил «Экзосет» по легкому шлейфу дыма, ракета находилась всего в 1 миле от эсминца: четыре секунды спустя корабль был поражен. Экипаж одного из самых современных кораблей Королевского флота получил "предупреждение" об атаке только в виде криков... Некоторые источники утверждают, что причиной пожара на корабле является не сама боеголовка, а пролившееся из нее топливо, но по другим данным, в т.ч., утверждениям капитана пострадавшего корабля (Сэмюэля Солта), причина заключалась во взрыве боеголовки, уничтожившей центр управления и боевой информационный центр. Однако причина пожара, какой бы она ни была, не может изменить результат той фатальной для корабля атаки, ставшей первым испытанием воздушной противокорабельной ракеты на поле боя.

Эсминец Шеффилд

После описанных событий особую актуальность приобрела следующая проблема: «глазами» «Супер-Эандар» были самолеты «Нептун», активное использование которых прекратилось 15 мая. Причиной этому послужила нехватка запчастей и устарелость радарного оборудования. Вместо них ВМФ Аргентины предложил использовать трехмерный радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящихся в Пуэрто Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места "стартов" “Харриеров” и “Си Харриеров”. Вскоре стало ясно, что передвижения противника осуществляются по вполне конкретной схеме, так что теперь все они были вполне ожидаемы и предсказуемы. С учетом этого 23-го мая были осуществлены два боевых вылета “Супер-Этандар” для нанесения удара по британским авианосцам. Цели не обнаружены, самолеты вернулись на базу.

25 мая 1982 года радары, расположенные в Пуэрто Архентино, определили местонахождение возможной цели в 176 км (110 милями) к северо-востоку. В 14:28 произошел взлет обоих “Супер-Этандар”, взявших курс на КС-130Н (256 км / 160 миль восточнее Пуэрто Десеадо), после пополнения топливных баков оба самолета направились к цели, находившейся на расстоянии 480 км / 300 миль юго-восточнее них. На половине пути они снизили высоту полета до 8-10 метров над морем; цель находилась точно там, где с ней поддерживали контакт стационарные РЛС (58" ю.ш., 56 з. д). Пилоты, загрузив все необходимые данные, выпустили ракеты (в 16:31) и отправились обратно. В Рио Гранде они вернулись в 18.38 после второй по счету заправки с КС-130Н. Это был самый продолжительный рейд самолетов “Супер-Этандар”: за 3 часа 50 минут они преодолели 2592 км. / 1620 миль. В соответствии с британскими источниками в 16.36 выпущенные ими ракеты повредили британское судно “Атлантик Конвейор” (общим тоннажем 14946т.), затонувшее примерно за пару часов после получения повреждений. Его гибель была крупнейшей транспортной потерей для ОГ 317, т.к. на его борту находились, по меньшей мере, десять вертолетов (три - “Чинук “HC.1 18-й эскадрильи Королевских ВС, шесть “ Уасекс“HU.5 848-ой эскадрильи британского ВМФ и один “Линкс” HAS.2 815-го военно-морской эскадрильи).

Вспомогательный авианосец (контейнеровоз) Атлантик Конвейр

В распоряжении аргентинцев осталась лишь одна противокорабельная ракета, в то время как необходимость поражения британских авианосцев не теряла своей актуальности. 29-го мая была предпринята ударная операция. Замысел заключался в следующем: как только “Супер-Этандар” выпустят оставшуюся ракету, “Скайхоки” последуют за ней и сбросят на авианосец бомбы весом в 227 кг (500 фунтов), а потом они должны будут принять на себя основной удар защитной системы атакованного корабля. В 12:30 30 мая два”Супер-Этандар” стартовали из Рио Гранде, ракета была на самолете ведущего, в задачу ведомого входила поддержка командирской машины. Через пять минут после старта за ними последовали четыре А-4С. Группа летела на высоте 7000 м после дозаправки, когда всю группу от цели отделяло 304 км / 190 миль, они снизились на уровень 30 метров / 100 футов. Около 14:32 ведущий доложил, что ракета наведена на цель. Ведомый подтвердил это и “Экзосет” стартовала. С пуском последней ракеты участие 2-ой воздушной эскадрильи в конфликте закончилось. Осуществив запуск, “Этендары” развернулись и, дозаправившись с КС-130Н, беспрепятственно добрались до Рио Гранде.

Лёгкий авианосец Инвинсибл.


“Скайхоки” продолжали следовать за “Экзосет” после ее запуска и вскоре заметили на горизонте столб густого дыма. На расстоянии 12 км / 7,5 миль был сбит первый самолет, чуть ближе к цели (на расстоянии в 2 км / 1,25 миль) то же самое произошло и с самолетом Кастильо (оба пилота погибли). По британским данным эсминец “Эксетер” использовал ЗРК “Си Дартс”. Несмотря ни на что, оставшимся в живых летчикам удалось добраться до цели, сбросить бомбы и расстрелять весь боекомплект, после чего, развернувшись и благополучно избежав "встречи" с системами ПВО, без повреждений выйти из опасной зоны, дозаправится с КС-130Н и вернуться в Рио Гранде через 3 часа 47 минут с момента вылета. После полета пилоты охарактеризовали атакованный ими корабль как авианосец “Инвинсибл”.

Замечание: изложенное не соответствует британской версии инцидента; версия, приведенная в книги “Фолькленды. Воздушная война” заключается в следующем: корабль, удачно атакованный "Скайхоками", был не авианосцем “Инвинсибл”, а фрегатом “Авенджер”. Белая дымовая завеса использовалась им в качестве прикрытия и, вдобавок, летчики перепутали взлетные палубы двух совершенно разных кораблей. Ни одна из бомб, сброшенных “Скайхоками”, цели не достигла.

Проблема, связанная с британской версией, заключается в том, что дым, увиденный летчиками, был не белого, а черного цвета. Также спорным является то, что опытные пилоты приняли вертолетную площадку фрегата за полетную палубу авианосца. Подозрительно также и то, что “Инвинсибл” появился в Порт Стэнли только спустя почти два месяца (в августе), а по его возвращении в Портсмут (17 сентября 1982 г) было очевидно, что его левая сторона подвергалась недавнему ремонту.

Аргентинская версия гласит, что последняя противокорабельная ракета “Экзосет” была наведена на цель (большой корабль!) с абсолютной точностью пилотом “Этендара”, который после ее запуска развернул самолет и беспрепятственно вернулся в Рио Гранде. 4-ая группа, состоявшая из четырех “Скайхоков”, последовала по курсу ракеты и на расстоянии увидела густой черный дым, причиной которого, скорее всего, стало именно попадание “Экзосет”. Затем два самолета из четырех были сбиты, однако выжившие летчики утверждали, что они видели именно дымившийся авианосец “Инвинсибл”, по которому и нанесли удар, не уточняя его результатов.

В соответствии с британской версией, ракета вообще не достигла заданной цели - авианосца, т.к. либо была потоплена 114 мм снарядом с фрегата “Авенджер” либо нейтрализована средствами радиоэлектронной борьбы. В добавление к вышесказанному, считается, что “Скайхоками” был атакован не “Инвинсибл”, а находившийся рядом фрегат, который, к тому же, окутал авианосец белым дымом с целью скрыть его от нападавших. Многие специалисты утверждают, что аргентинские летчики перепутали взлетные палубы эсминца и авианосца и, вдобавок, приняли маскировочный дым за след попадания “Экзосет”.

Не менее показательным был эпизод уничтожения эсминца “Ковентри” самолетами 5-ой истребительный группа ВВС Аргентины.

Штурмовик СкайХок.


Главная задача 5-ой ИГ заключалась в нанесении ударов по двум британским кораблям (эсминцу “Ковентри” и фрегату “Бродсворд”), находившимся на тот момент севернее (Пеббл Айланд) и являвшимися авангардом британских кораблей в проливе Сан Карлос. На долю обоих кораблей, в особенности, “Ковентри”, пришлось большое количество событий в первые дни месяца: 3 мая вертолет Линкс HAS.2 XZ242, базировавшийся на “Ковентри”, нанес удар двумя противолодочными ракетами “Си скуа” по аргентинскому патрульному катеру “Альферес Собраль”. Обе ракеты достигли цели. Катеру удалось остаться на плаву - даже несмотря на очередную атаку “Линкса”, произошедшую с эсминца “Глазго”. 9 мая выпущенными с “Ковентри” ракетами “Си Дарт” был сбит вертолет “Пума” (SA.330L Puma) 601-го аргентинского воздушного батальона. Экипаж вертолета погиб. В тот же самый день с эсминца были выпущены еще три “Си Дартса”, в этот раз направленные против аргентинских самолетов “Геркулес”, однако они прошли мимо цели. С 14 мая корабли “Ковентри” и “Бродсворд” проводили воздушную разведку. Помимо этого, с этих кораблей были сбиты два аргентинских “Скайхока” Экипажи сбитых самолетов погибли. К этим событиям летчики аргентинских ВВС (в особенности представители 5-ой ИГ) не могли оставаться равнодушными - "Ковентри" предстояло жестоко заплатить за свои действия.

В намерения аргентинского командования входило отправить два воздушных звена (по три “Скайхока” А-4В в каждом) 5-ой ИГ с целью нанесения удара по “Ковентри” и “Бродсворду” около 14.00 по местному времени. Учитывая близкое расположение британских кораблей к континенту, было решено обойтись без дозаправки в воздухе и, помимо этого, нагрузить каждый “Скайхо”" тремя бомбами весом в 454 кг / 1000 фунтов каждая - нагрузка, практически невозможная при обычных обстоятельствах. Из-за технических неполадок два “Скайхока” не участвовали в вылете. Нехватка запчастей была очень серьёзной проблемой.

Штурмовик СкайХок.


Полёт проходил на малой высоте в направлении о-в Западные Фолкленды. Вскоре аргентинские самолёты были обнаружены системой “СИ Вулф”, которой был оснащен фрегат “Бродсворд”. “Си Харриеры” были предупреждены о присутствии аргентинских самолетов, однако им было приказано покинуть данную территорию, т.к. система “Си Вулф”, которой был оснащен “Бродсворд”, могла случайно "зацепить" один из своих самолетов. Помимо этого, экипаж “Бродсворда” был осведомлен об аргентинских самолетах благодаря этой же самой системе. Во время вхождения аргентинцев в нужный сектор они параллельно вошли и в зону действия ракет “Си Вулф”. Однако принятое решение лететь в экстремальной близости друг от друга сыграло летчикам на руку: в то время отличительной особенностью ракет “Си Вулф” был срыв атаки в случае, если они не могли определить местонахождение цели. Именно это и произошло в данном случае: безуспешно пытаясь определить цель, система прекратила работать, оставив корабль фактически не способным к обороне. “Скайхоки” атаковали эсминец и фрегат. После сброса бомб и выхода из атаки они легли на обратный курс.

Сброшенные бомбы поразили фрегат, но не взорвались. Эсминцу Ковентри повезло меньше. Система “Си Дарт” не смогла захватить аргентинские самолёты, атакующие на высоте 10-15 м, и пущенные ракеты не предотвратили трагедии. Результатом атаки (14.21 по местному времени) первого лейтенанта Веласко (A-4B “Скайхок”, серийный номер С-207), было попадание трех сброшенных им бомб (весом в 454 кг / 1000 фунтов каждая) под углом в 45 градусов в цель. Бомбы прошли сквозь палубу и взорвались внутри корабля с огромной силой: так аргентинская сторона взяла реванш, нанеся смертельный удар эсминцу.

Эсминец Ковентри.


В заключение надо заметить, что опыт Фолклендской войны наверняка был использован британцами и американцами в антииракской кампании. Тот же опыт доказывает, что военнослужащие-профессионалы одинаково важны и для "высокотехнологичных" родов войск, и для современной пехоты. Подразделения и части из таких бойцов способны разбить любого менее обученного, а потому не столь стойкого, хотя и многочисленного противника. Сложные метеоусловия, суровые климат и природа, также могут использованы для достижения победы.

При более ответственном планировании Фолклендской операции аргентинское командование могло бы добиться впечатляющих успехов. Следует отметить, что матчасть аргентинских ВВС была изношена и не обслуживалась должным образом. Соединение “Супер-Этандр” не было обеспеченно достаточным количеством ПКР. Всё это не позволяло атаковать ПКРми британские корабельные группировки с разных курсов одновременно и при поддержке патрульных самолетов ДРЛО. Кроме того, практический опыт показал, что современные корабли, в конструкции которых применены пожароопасные лёгкие сплавы, не обладают достаточной живучестью. Перехват ПКР летящих на сверхмалой высоте силами ПВО кораблей чрезвычайно затруднён. Для эффективного обнаружения скоростных низколетящих малозаметных целей необходимы авиационные комплексы ДРЛО. Таким образом, предполагается, что успех аргентинской стороны был вполне возможен. Но реальность оказалась иной. Недостаточно обеспеченная операция, по сути, была авантюрой, закономерно приведшей к поражению и отставке правящего кабинета Аргентины. Невольно напрашиваются некоторые аналогии с настоящей ситуацией в России.