Алтайская принцесса укок. Татуировки и украшения алтайской принцессы. На поиски свободы

На плато Укок в 1993 году. В прессе ее часто называют «алтайской принцессой» или «принцессой Укока», а среди местных жителей распространилось имя Ак-Кадын «Белая Госпожа».

«Принцесса Укока» принадлежала к представителям пазырыкской археологической культуры, распространенной в VI-III вв. до н. э. на территории Алтая. Ныне археологические находки, относящиеся к данной культуре, делаются в России, Казахстане и Монголии. Первые исследования курганов пазырыкской культуры предпринял еще в 1860-х годах Василий Радлов, а название она получила после того, как археолог Сергей Руденко в 1929 году обнаружил в урочище Пазырык захоронения с богатым погребальным инвентарем. Ныне эти находки хранятся в Эрмитаже.

Археологической сенсацией стали находки, сделанные в 1990-х годах Натальей Полосьмак и Вячеславом Молодиным на высокогорном плато Укок, в южной части Республики Алтай. Как предполагают ученые, пазырыкцы, занимавшиеся кочевым скотоводством, проводили на этом плато зиму и весну. Прежде, чем покинуть место зимовки, они хоронили умерших за это время соплеменников. Многочисленные погребальные курганы, возникшие на плато, и сохранили свидетельства о древнем населении Алтая.

Вероятно, пазырыкцы были хорошо осведомлены о свойствах вечной мерзлоты и использовали их в своем погребальном обряде. Когда они вырывали могилу, она быстро заполнялась грунтовыми водами, которые, застывая, превращались в «ледяную линзу», где сохранялось тело умершего. Возможно, лед выступал в качестве символа смерти в мифологических представлениях пазырыкцев. При этом пазырыкцы перед захоронением подвергали тела мумификации, удаляя внутренние органы, наполняя тело смесью овечьей и растений, а также высушивая его. Разрезы на теле зашивались конским волосом. Подробное описание находок, сделанных на плато, опубликованы в книге Натальи Полосьмак «Всадники Укока».

Наибольшая известность выпала на долю мумии, извлеченной из ледяной линзы в кургане № 1 могильника Ак-Алаха 3. Следует отметить, что в кургане находились два погребения. Верхнее из них было сделано позже в уже существовавшем кургане и принадлежит, вероятно, к кара-кобинской археологической культуре. Оно подверглось разграблению еще в древности. Грабители, прокопав ход в гробницу, даже пытались вытащить за ноги тело погребенного там мужчины. Сделать это им не удалось, но погребальный инвентарь был украден.

Когда археологи разобрали верхнее погребение, они обнаружили под ним неразрушенное перекрытие из бревен. Под бревнами оказался скелет принесенной в жертву лошади (на черепе сохранилось отверстие, пробитое чеканом). Затем постепенно, пока оттаивал лед, освобождались деревянная погребальная колода и помещенные в захоронение предмета. Процесс занял несколько дней. За это время ученые обнаружили деревянные, глиняные и роговые сосуды, блюда-столики, сделанные из цельного куска дерева. На них обнаружились даже остатки погребальной трапезы: крестец барана и крестец жеребенка с воткнутым деревянным ножом. Наконец, когда растаял лед, заполнивший колоду, археологи увидели похороненную в кургане женщину.

Она лежала на правом боку головой на север. Ноги погребенной были слегка согнуты в коленях, кисти рук сложены на животе. Дно колоды было покрыто подстилкой из темного войлока, а под головой женщины располагалась особая подушечка. Наталья Полосьмак подробно описывает одежду погребенной: «На женщине была желтоватая шелковая рубаха с рукавами, закрывающими кисти рук. Поясной одеждой служила длинная шерстяная юбка, сшитая из трех поперечно расположенных полотнищ (из двух красных и одного белого). Юбка держалась на теле с помощью пришитого к ней толстого, витого из шерстяных ниток длинного красного пояса с кистями. На ноги были надеты длинные, до паха, войлочные чулки с пришитыми поверх следиками-подошвами, выкроенными из красной ткани. По верхнему краю чулки украшала полоса узорчатой войлочной аппликации». Интересной находкой стало и каменное блюдце с семенами кориандра, находившееся в колоде. Семена были обуглены и, видимо, использовались в качестве благовония.

Реконструкция захоронения женщины из первого кургана Ак-Алаха-3

У погребенной женщины имелось бронзовое зеркало в футляре из красного и белого войлока, бусы, бронзовые подвески, серьги из золотой проволоки. На шее было надето украшение в виде подвешенной деревянной пластины, к которой были прикреплены восемь покрытых золотой фольгой фигурок лежащих барсов с крыльями. Высокая прическа имела свои украшения из дерева, обтянутого золотой фольгой, они имелись и на головном уборе, где изображали птиц и оленя. Помимо скелета коня, лежавшего над погребением, в могиле внизу оказались останки еще пяти коней с упряжью.

Посмертная судьба женщины из кургана

Найденная мумия, как и другие находки, сделанные в курганах Ак-Алаха, были перевезены в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. За прошедшие годы ученые провели ряд исследований, позволивших узнать много нового о пазырыкцах и в том числе о женщине из первого кургана Ак-Алаха-3. Как показало исследование с применением магнитно-резонанской томографии, она умерла в возрасте около 25 лет от рака груди, а в детстве страдала остеомиелитом. За несколько месяцев до смерти она получила серьезные травмы головы, правого плеча и правого тазобедренного сустава (возможно, упав с лошади). В тот момент она, находясь на последней стадии рака уже с трудом передвигалась, а последние месяцы провела, не вставая с постели. Были описаны имевшиеся на ее теле татуировки.

Татуировки с тела женщины

Также были проведены первые палеогенетические исследования пазырыкских мумий (в ходе одного из них оказалось, что мумия из кургана Ак-Алаха-1, которую изначально сочли женщиной, оказалась юношей. Это не та самая «принцесса Укока», как сочли некоторые журналисты, а женщина (то есть мужчина) из другого погребения).

Одновременно с этим находки с плато Укок получили широкую известность. Они стали одним из самых ярких археологических открытий 1990-х годов, о них много писала пресса. Именно благодаря журналистам женщина из Ак-Алаха-3 стала называться «принцессой Укока» и «алтайской принцессой», хотя ее погребение, не смотря на довольно богатый инвентарь, все-таки не является царским.

Но известность древних находок и особенно погребения из Ак-Алаха-2 привела к неожиданным для археологов последствиям. Среди жителей республики Алтай сложился культ найденной в кургане женщины. Ее начали считать прародительницей алтайского народа, великой шаманкой. Она получила имя «Ак-Кадын» — «Белая госпожа», также ее отождествляли с Очи-Бала – героиней алтайского эпоса. Современные алтайские шаманы стали сообщать, что Ак-Кадын являлась им в видениях. На алтайских национальных праздниках часто можно увидеть девушек, костюмы и прически которых воспроизводят реконструированный учеными облик этой женщины. За прошедшие два с лишним десятилетия почитание Ак-Кадын распространилось среди алтайцев очень широко.

В некоторых случаях религиозные представления, связанные с «принцессой Укока» носят следы влияния современных эзотерических учений (употребления терминов «астрал» и пр.). Вот характерный текст, взятый из социальных сетей: «Так называемая Алтайская принцесса была одной из жриц Матери Мира. Когда ее извлекали из могилы, произошел сейсмический толчок, взявшийся не известно откуда. Ни начала, ни продолжения ему не было. И это могло быть объяснено только тем, что просто открылись врата подземного мира, ибо Ак-Кадын охраняла от проникновения подземного огня в мир земной. Она не давала выходить в земное пространство тварям низшего астрала, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования. Места курганов выбирались не случайно. Они служили замками, закрывающими врата вредоносных энергий. Даже радон не мог выходить, закрытый древними магическими построениями. Сеть курганов была размещена на местах, наиболее предрасположенных к землетрясениям и ураганам. Разрушение курганов, осквернение алтарей великих храмов древности позволили подземному огню беспрепятственно выходить наружу. Дверь в преисподнюю, которую закрывала Ак-Кадын, до сих пор остается открытой. Негативная энергия, хлынувшая наружу из низших миров, спровоцировала не только природные катаклизмы, землетрясения и цунами, но и человеческие конфликты, катализаторами которых стали тюркские народы.

Разрушение великих магнитов происходит рукою человеческой. Те, кто закладывал священные магниты, не предполагали, что волны яростного атеизма захлестнут мышление людское и что будет явлено полное незнание оккультных законов и махровое заблуждение».

Алтайцы выступают с требованиями вернуть Ак-Кадын на место захоронения, в курган на плато Укок. Нарушением покоя великой шаманки объясняли все неприятности последних лет, случавшиеся на Алтае, например, землетрясения 2003 и 2013 годов. По требованию населения республики Алтай, в 2012 году мумия была перевезена из Новосибирска в Национальный музей в Горно-Алтайске. Но алтайские активисты по-прежнему считают, что тело следует похоронить. Сейчас начался очередной этап спора, когда действие происходит в суде. Истцом выступил Акай Кине – общественный деятель, представитель телесов (теленгитов) – одного из тюркоязычных народов, объединяемых под общим названием «алтайцы». Ответчиками стали министерства культуры России и Республики Алтай, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске.

Обычно в спорах между учеными и представителями алтайской общественности по поводу «алтайской принцессы» активнее всего обсуждается тема ее национальной принадлежности. По мнению верующих, Ак-Кадын – праматерь алтайцев. Ученые утверждают, что представители пазырыкской культуры были связаны с индо-иранскими кочевыми народами (в частности, предшественницей пазырыкской культуры считают афанасьевскую археологическую культуру). Также признают, что у пазырыкцев присутствовал в какой-то степени самодийский этнический компонент, что подтверждают исследования митохондриальной ДНК, показавшие общность пазырыцев с селькупами. Этногенез же алтайцев связан с появившимися в регионе позднее древнетюрскими народами: уйгурами, кыпчаками, енисейскими киргизами – жителями существовавших в VI – XIII веках древнетюрских государств. Те верующие алтайцы, которые склонны спорить с учеными на их поле, в ответ указывают, что в этногенезе их народа приняли участие также и дотюрские жители Алтая, в том числе и пазырыкцы ассимилированные позднее тюрками.

Современное распространение методов генетики для установления этнической истории, к сожалению, привело к некоторому возврату к представлению об этносе как сущности, связанно исключительно с кровным родством и генеалогическим происхождением. При этом часто забывается о культурной основе этноса. А культурную преемственность между тюркоязычными алтайцами и пазырыкцами доказать трудно. До обнаружения «принцессы Укока» они не использовали ее характерного костюма и украшений, не удается найти и других весомых параллелей между результатами археологических раскопок и материальной культурой алтайских народов.

Но все это соображения, которые представляют лишь одну сторону вопроса. Религиозные представления сами по себе не нуждаются в научном подтверждении. Они – дело веры. Если община верующих считает какой-то предмет древним и сакральным, а какой-то текст – боговдохновенным, то они такими являются, что бы не говорили археологи или филологи. В гипотетической ситуации, когда представители христианской церкви, признающей почитания мощей, будут требовать передачи им мощей святого, хранящихся в музее, их иск будет иметь шансы на успех вне зависимости от того, подлинные ли это мощи или нет. Суд может прислушаться к их требованиям. Но может признать более убедительными и аргументы ученых. В данном случае так и произошло. Горно-Алтайский городской суд в иске отказал. Но после процесса Акай Кине сказал, что продолжит добиваться захоронения мумии. Так что история на этом явно не окончена.

Другие споры

Споры между учеными и общественностью по поводу археологических находок, как захоронений, так и артефактов, случались неоднократно. Наиболее близким аналогом можно счесть «Красавицу из Крорайны» или «Красавицу из Лоуланя» — мумию возрастом около 3800 лет. Лоулань – занесенный песком оазис в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая, Кроран – его уйгурское название. Где-то до V века или чуть дольше там существовало княжество, памятники которого сейчас изучают археологи. Они среди их находок наиболее известным мумии, относящиеся к периоду XVIII века до н. э. – II века н.э. В литературе они известны как «таримские мумии», и большинство исследователей согласны в том, что они принадлежат носителям ныне исчезнувших тохарских языков.

Красавица из Лоуланя и реконструкция ее внешности

Красавица из Лоуланя – одна из этих мумий. Она хранится в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи. Среди уйгуров распространилась версия о том, что Красавица из Лоуланя была праматерью уйгурского народа, так что теперь ее реконструированные портреты можно увидеть на уйгурских плакатах. Правда, вроде бы пока не было выступлений с требованиями ее перезахоронить. Китайские власти легко могут счесть подобные требования проявлением уйгурского сепаратизма, к которому относятся строго.

Много споров вокруг захоронений возникает в Америке, где представители коренного населения считают похороненных своими предками, независимо от возраста погребения, полагая, что выставлять останки в музее – проявление неуважения к мертвым. Во многих случаях это оказывается оправданным актом, который помогает хотя бы отчасти исправить последствия многочисленных несправедливостей, сделанных властями и европейскими поселенцами в адрес коренных народов в прошлом. Например, были в США возвращены своим племенам и захоронены по принятым обычаям многочисленные останки индейцев убитых в столкновениях с белыми. Однако к таким случаям исцеления исторической травмы вряд ли можно отнести споры за судьбу останков эпохи палеолита.

В 1990 году в США был принят федеральный закон о защите индейских захоронений и репатриации (Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA). Согласно закону, не только человеческие останки, но и произведения культуры, принадлежавшие индейцам и обнаруженные в ходе раскопок, должны быть потом возвращены соответствующим племенам. Ученым отводится довольно небольшой срок на исследование находок.

С этим законом связано долгое дело о Кенневикском человеке – скелете возрастом более девяти тысяч лет, который был найден в штате Вашингтон в 1996 году. Сразу несколько индейских народов заявили, что являются потомками этого человека и имеют право захоронить его по своему обычаю. В 2004 году суд счел, что ни один из этих народов не может представить весомые доказательства своей родственной связи с Кенневикским человеком.

Реконструкция облика Кенневикского человека

Однако летом 2015 года в Nature было опубликовано палеогенетическое исследование , авторы которого установили, что Кенневикский человек принадлежал Y-хромосомной гаплогруппе Q-M3, которая характерна для коренного населения Северной и Южной Америки (а также для эвенов). Михтохондриальная гаплогруппа X2a тоже показало его родство с индейскими народами. С одной стороны это позволило уточнить представления ученых о заселении Америки (в частности, дало еще один довод против солютрейской гипотезы), с другой – дало представителям современных коренных народов новые основания для борьбы за останки. Видимо, скоро следует ожидать нового процесса, на котором представители племен имеют все шансы победить.

Законы Германии подходят к проблеме возвращения и перезахоронения останков строже. В городе Радебойл, недалеко от Дрездена, есть музей, посвященный творчеству писателя Карла Мая, автора популярных приключенческих романов об индейцах. В музее хранятся 19 индейских скальпов, подаренных актером Патти Франком, долго путешествовавшим по США вместе с участниками шоу Баффало Билла. Известно, что, например, один из скальпов Франк купил в 1904 году в индейском поселке у одного из потомков одного из вождей племени дакота по имени Быстрый Орел. По словам продавца, Быстрый Орел добыл этот скальп на войне с индейцами оджибве. Франк отдал за этот скальп бутылку виски, бутылку абрикосового бренди и сто долларов.

Индейские скальпы в Музее Карла Мая

В 2014 году совет оджибве из Мичигана обратился в музей с просьбой вернуть скальп. Но куратор музея отказал, сообщив, что музейная коллекция представляет собой часть истории, причем правдиво отражает судьбу индейцев. Музей, действуя согласно принятым в Германии законам, согласен вернуть скальп лишь тем, чье непосредственное родство с обладателем скальпа будет подтверждено. То есть в данном случае гаплогруппы, говорящей об индейском происхождении, будет недостаточно, нужно доказательства родства конкретных людей. Однако оджибве и другие организации коренных американцев намерены продолжать борьбу с администрацией музея.

В 2006 году представитель неодруидской религиозной группы Пол Дэвис обратился к администрации Музея Александра Кейллера (Alexander Keiller Museum) в Эйвбери, что в графстве Уилтшир, с требованием перезахоронить хранящиеся в музее человеческие останки неолитического времени.

Скелет трехлетнего ребенка эпохи неолита в Музее Александра Кейллера

Национальный фонд Великобритании, в ведении которого находится музей, в требовании отказал, но позволил современным друидам провести ритуал прямо в музее. Но даже это решение вызвало критику со стороны ученых, которые считали, что вряд ли людям неолита бы понравился ритуал нынешних друидов. В одном из писем, присланных в журнал British Archaeology, говорилось: «Мы крайне мало знаем о религиозных верованиях этих людей, но единственное, что мы знаем, единственное, что нам известно, это то, что они хотели, чтобы их помнили. Их курганы и памятники показывают это. Их семьи давно ушли, взяв всю память с собой, и мы археологи, принося их обратно в мир, оказываемся, пожалуй, ближайшими их родственниками. Мы заботимся о них, проводя нашу жизнь в попытках превратить эти кости обратно в людей … Чем больше мы знаем, тем лучше мы можем помнить их. А перезахоронение останков губит людей и бросает их в небытие. Это в лучшем случае ошибка, а в худшем жестокость».

Скифы- название применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов.

Кто же они такие скифы?

Все помнят со школьной скамьи известные строки Александра Блока:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

(«Скифы» Александр Блок)

Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар.

А стереотип оказался ошибочным.

Прежде всего определимся где именно жили скифы?

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением -в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами.

В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск -Ачинск - Мариинск располагалась территория татарской культуре -наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.

Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.

Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке-культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки - к востоку от Енисея.

Таким образом:

Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов.

Как выглядели скифы?

Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".


Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)


Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.

Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.

Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.

Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил .

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Таинственную историю раскопок рассказал алтайский писатель, исследователь шаманской культуры Андрей Коробейщиков. По его словам, когда вскрыли саркофаг и готовились к перевозке мумии, сломался «Газик». Вызвали другой, но и он не смог увезти принцессу от ее могилы из-за поломки. Забрать принцессу с плато Укок удалось с третьей попытки на вертолете, но во время полета отказал один двигатель. Вертолет был вынужден совершить экстренную посадку. Только чудом тогда никто не пострадал. Эту историю подтвердил один из пилотов.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

«КП » удалось найти женщину, которая участвовала в раскопках вместе с мужем, а через несколько лет он скончался. Александр Ерохин провел у кургана всего один день, но потом никак не мог вспомнить, как он добрался до высокогорного плато и чем там занимался.

Долина смерти

В тот день «Уазик», на котором Ерохин и его жена поднимались на плато, будто что-то не пускало. Машина дважды вставала из-за поломки. У нее вышли из строя оба моста. Тогда группе даже пришлось просить помощи у пограничников.

Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.

Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.

Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

На Алтае верят, мир людей охраняли семь сестер, которые добровольно принесли себя в жертву. Как рассказал исследователь шаманской культуры и писатель Андрей Коробейщиков, существовала целая каста «пограничников», которая защищала мир от враждебных духов.

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

По версии ученых, женщина была шаманкой. На руке мумии были сделаны четыре татуировки, в том числе в виде оленя с клювом грифона и рогами козерога. Олень-козерог у древних индоевропейцев символизировал проводника усопших в «иной» мир.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Алтайцы прозвали найденную мумию принцессой Укока и «Белой госпожой».

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно-Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.

Принце́сса Уко́ка - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В одной из ям расположенных под курганом, археологи обнаружили захоронение человека, погребенного там еще в эпоху скифов. Рядом с останками человека был онаружен целый ряд интереснейших с научной точки зрения предметов: 2 ножа выполненных из железа, несколько глиняных сосудов, а также кусочки золотой фольги. Особенно интересно то что вместе с человеком были захоронены 3-и лошади. Но самое интересное открытие заключается в том что под найденным захоронением мужчины, было найдено еще более раннее захоронение знатной женщины.

То что данная женщина относилась к знатному роду не вызывает сомнений, так как вместе с женщиной были захоронены ряд очень дорогих по тем временам предметов, а также шесть лошадей.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.

Фотогалерея :

Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

20 сентября один из главных экспонатов музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАиЭт) - мумию знаменитой « алтайской принцессы», найденную археологами 19 лет назад на плато в Горном Алтае, отправили на вертолете из Новосибирска в Горно-Алтайск.

Мумию древней женщины разместили в .

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Возможно посетить место захоронения Принцессы Укок в экспедиции .

Забронировать тур по тел. 8-913-305-0000

Фотография мумии принцессы Укока

Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Месть алтайской принцессы (плато Укок)

Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу»

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.

Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал: «Неплохо! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.

В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.

В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили «музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая «музейная ночь».

В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея

Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской «принцессе». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.

Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

Мы должны быть готовым к своего рода «эвакуации» фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.

Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.

Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных «Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения «Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только «биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.

Сильнейшее за последние полвека наводнение на Алтае вновь дало повод местным жителям заговорить о проклятии "принцессы Укока". Так коренные алтайцы называют мумию женщины, найденную археологами в 1993 году на священном плато Укок. По их мнению, потревожив гробницу, ученые навлекли на Алтай несчастья. Недавно группа алтайских общественников вновь обратилась к властям с просьбой захоронить "принцессу", чтобы избежать новых стихийных бедствий.

Авторы обращения из партии "Воля" утверждают: с тех пор, как "принцессу" извлекли из могилы, Алтай охватили лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости заметно выросли. Участились землетрясения, которых до этого не было сто лет. Сторонники захоронения напомнили, что с самого начала вскрытие гробницы сопровождали дурные предзнаменования: небо в этот день сотрясали гром и молнии. Когда же археологи пытались вывезти мумию в Новосибирск, у их автомобилей отказали двигатели, а вертолет не взлетел.

Этим летом от катастрофического паводка на Алтае уже пострадали более 40 тысяч человек. Разрушены плотины, мосты, гидроэлектростанция, затоплены сотни населенных пунктов. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Губернатор Алтайского края уже заявил, что регион ранее не знал бедствий такого масштаба. Среди местных жителей опять пошли разговоры о мистической подоплеке наводнения, а газеты запестрили сенсационными расследованиями.

Алтайские общественники вдруг вспомнили, что накануне наводнения "принцесса" явилась во сне одному из нашедших ее археологов и пообещала сама приплыть на родину, если ее не захоронят. Некоторые местные журналисты поторопились сообщить, что вода добралась до зловещего экспоната в Национальном музее Горно-Алтайска и едва не унесла его с собой. Но сами музейщики эту информацию опровергли и заверили всех, что мумия в безопасности.

Теперь сторонники захоронения пугают население новой мировой войной, которая наступит, если "воля принцессы не будет исполнена". В пример они приводят широко известную легенду о могиле Тамерлана, сразу после вскрытия которой в 1941 году началась Великая Отечественная.

Алтайский Тибет

Алтайские шаманы называют мумию своей прародительницей – принцессой Кыдын, покровительницей Алтая, которую почитали во все времена. Последователи народных алтайских верований полагают, что женщина была жрицей и ушла из жизни добровольно, чтобы из своего погребального кургана защищать Землю от злых духов. По одному из преданий, Кыдын стояла на страже врат подземного мира и не давала выходить на поверхность тварям, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования.

В татуировках мумии, по мнению шаманов, скрыта важная для человечества информация, но время для их расшифровки еще не пришло. Некоторые даже утверждают, что "принцесса" - живая женщина, которая спит, но может проснуться, если не вернуть ее на место захоронения.

За последние двадцать лет история алтайской мумии обросла таким количеством мифов, что пересказывать их можно бесконечно. Одни называют ее убитой дочерью скифского шамана, другие – могущественной колдуньей. Это не удивительно, ведь само плато Укок, где было найдено захоронение, издревле было окутано ореолом сакральности и мистики.

Алтайцы называют Укок "началом небесного свода", где мир людей соприкасается с миром богов. Здесь запрещено резать скот, распивать спиртное, мусорить и даже громко кричать. Нарушение этих табу считается святотатством. В разные времена здесь пытались найти золото скифов и даже ворота в легендарную Шамбалу.

Очевидное и невероятное

Могилу "праматери алтайского народа" в 1993 году обнаружила группа новосибирских археологов. Мумия молодой девушки покоилась в ледяной линзе и потому хорошо сохранилась. Ученые установили, что девушка жила более 2 500 лет назад и умерла в возрасте примерно 25 лет. Никакой принцессой, по мнению экспертов, она не была и принадлежала, скорее, к средним слоям скифского общества. Мало того, согласно анализу ДНК, девушка имела индоевропейское, а не тюркское (алтайское) происхождение.

Ученые недоумевают: в середине прошлого века на пазырыкских курганах они нашли несколько не менее ценных и интересных мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Но почему-то про них алтайская общественность не вспоминает. Зато любое чрезвычайное происшествие в регионе, выборы или дефицит местного бюджета неизбежно сопровождает шумиха по поводу захоронения "принцессы".

Винить во всех бедах ни в чем не повинные кости стало на Алтае едва ли не традицией. Кроме того, мумия Кыдын давно превратилась в один из брендов региона и чем дальше, тем больше ее захоронение будет противоречить интересам региона. Ведь на мистический экспонат в республиканский музей едут смотреть туристы со всей страны. Так что в истории с "принцессой Укока" точку ставить еще рано.

Ульяна Иванова