Творчество в понимании Берлиоза

Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Тест по произведению

Цели урока:

1.Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.

2.Показать соотношение таланта и бездар¬ности.

3.Показать, что любовь – спасительная сила для человека.

4.Показать взаимосвязь литературы с дру¬гими видами искусства (музыка, живопись)

Оформление доски

Название урока

Проблемный вопрос: Почему Булгаков на¬зывает героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Иллюстрации учеников

Д.З. Сочинение-миниатюра на тему: «По¬чему роман называется «Мастер и Маргари¬та»?» (или «В чем смысл названия романа?»)

Ход урока

1.Желая выбрать эпиграф для своей пье¬сы о Мольере, Булгаков остановился на над¬писи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову.

Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Мар¬гарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатириче¬ском изображении Москвы 30-х годов, о Волан¬де и его свите.

Цель сегодняшнего урока: разговор о соот¬ношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.

2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомни¬те ситуацию, при которой происходит появле¬ние Мастера?

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

Найдите детали портрета, характеризую¬щие внутреннее состояние героя?

Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – ма¬стер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писа¬тель» и «мастер»? нам предстоит с вами отве¬тить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкла¬дывает в это понятие?»

Давайте обратимся к словарям и опреде¬лим значение слова «писатель».

Ученики: писатель (Ожегов) – человек, кото¬рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Писатель (Даль) –

Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке от¬рицательную окраску.

4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – на¬писать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произо¬шедшей около 2000 лет тому назад в Ер¬щалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть ма¬стером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встре¬тил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редкол¬легии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статья¬ми. Особенно неистовствовал критик Ла¬тунский.

Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: они сами были людьми бездар¬ными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, неда¬ром нечистая сила так жестоко расправи¬лась с Берлиозом. Именно литераторы до¬вели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писа¬тельской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего ге¬роя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

Ученики: в нем главное – талант, его про¬зрение. Он описал события далекого прошло¬го так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достиг¬шее высокой степени в овладении каким-ни¬будь искусством, а также (в древности) – ма¬гистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом на¬зываться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть си¬стема внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физи¬ческая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргари¬та), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алои¬зий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и соб¬ственной судьбы Михаила Булгакова и Масте¬ра.

Роман «Мастер и Маргарита» по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века. Роман можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 20-30-х годов. В нем, помимо прочих проблем, затронута проблема выбора и личной ответственности. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого выбора раскрывает личность персонажа.
Один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» - человек, который написал гениальный роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, казнившем Иешуа Га- Ноцри. Самое удивительное в романе то, что автор на протяжении всего произведения не называет имени мастера. Это происходит, наверное, потому, что, по мнению литературных критиков МАССОЛИТа, он, мастер, - человек маленький, недостойный считаться советским писателем, поскольку написал идеологически сомнительную вещь - роман о Пилате и Христе. Мастера начинают критиковать, появляются статьи Латунского. И в результате судьба мастера решена: он попадает в психиатрическую больницу. Мотивом к такому исходу послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись, мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор - наилучший для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдания. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. Он просто струсил.
В отличие от мастера сильной натурой является Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы помочь вернуть мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И наверное, ее выбор верен потому, что он никому не приносит горя и страдания. А ее готовность продать душу дьяволу доказывает ее истинную любовь к мастеру. Ведь если бы не Маргарита, то, может быть, мастер так бы и остался в психиатрической больнице, доживая свои последние дни. Но все резко изменилось: Маргарита возвращает мастера к жизни при помощи Воланда. И однажды мессир сказал мастеру «золотую» фразу: «Рукописи не горят». После этого мастер понял, что такое настоящее творчество, что за свои произведения надо бороться, что настоящее искусство никогда бесследно не исчезнет. Главное - надеяться и верить.
Через весь роман Булгаков пронес мысль о том, что человек всегда может выбрать свой путь. Мастер и Маргарита свой путь выбрали: они покинули этот мерзкий, жестокий мир и обрели вечный покой.
Главная же мысль Булгакова заключается в том, что сделать правильный выбор невозможно без веры. Неважно, во что верить, главное - вера. Человек не должен никому подчиняться. Личность - в центре всего. Поэтому- то у человека есть полная свобода выбора, но вся ответственность лежит только на нем.

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту - главную героиню романа, которая, как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Так же, как и у Булгакова, явилась на свет "главная книга" Мастера - произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой книгой для Булгакова стал его роман "Мастер и Маргарита", который он писал в течение 12 лет - с 1928-го по 1940 год. Условия, в которых он создавался, были тяжелыми, но предназначение художника состоит не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: "Дописать раньше, чем умереть". Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.

Все, что пережил Михаил Булгаков на своем веку - и счастливое, и тяжелое, - все свои самые главные мысли он отдал роману "Мастер и Маргарита". И на свет появилось необыкновенное творение настоящего свободного художника.

В своем романе Булгаков противопоставляет Мастера, художника, творца и литературное общество Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в начало романа:

Вы - писатель? - с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я - мастер...

"Мастер", потому что слово "писатель" на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.

Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.

Как впоследствии выразился Воланд: "...их испортил квартирный вопрос..." Когда же в этом "логове" литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает "ад", в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, - ему отрезало голову трамваем! Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать "светом в конце тоннеля" для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы. Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он "угадан". Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.

Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: "Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать. И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Теперь, когда труд завершен, Мастер шокирован тем, как воспринимается редакторами его творение. Он и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.

И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на "попытку протащить в печать апологию Христа" была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать "антисоветский" роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.

Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться, что он поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, за что его посылают на казнь.

"Роман о Мастере" - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение с внешним миром, и ее восстановление в области потусторонней. Мир, противостоящий миру Мастера, - мир корыстной, косной, невежественной толпы, в которой с полным правом хозяйничают представители нечистой силы. Характер толпы остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за толпой в театре Варьете, говорит Коровьеву: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но это всегда было... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода - слова, мысли, чувства, действия - характеризует настоящую творческую свободную личность.

Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате - творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера - это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие "Мастера и Маргариты".

Понтий Пилат - могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он - раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.

В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои - дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его "пособники" из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.

Для Булгакова Берлиоз - самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз - писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.

Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это - плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем "Пилате", а "угадывал ", не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа - это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.

Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. "Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги". Маргарита "угадала" Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.

Разрушено это счастье было именно тогда, когда "ближние" уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.

"Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там". Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.

Есть в "Мастере и Маргарите" глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, "запечатанный" в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка, а значит, не терял свободы художника. В истории русской и мировой литературы этот роман не только свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, не только гимн нравственному и бесстрашному человеку - Иешуа Га-Ноцри, но и человеку творческому - Мастеру.

Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» реалистично воссоздана общественная атмосфера в тоталитарном государстве, где преуспевают бездарные писатели, выслуживающиеся перед властью. Такими показаны МАССОЛИТовцы, участвующие в травле талантливого мастера. В произведении упоминаются двадцать литераторов, но ни один из них не творит, не занимается своим делом! Никто из них не заслужил бессмертия, которое было даровано мастеру — безвестному, безымянному, но сохранившему верность своему великому призванию.

На протяжении повествования мастера постоянно преследуют типичные для эпохи неурядицы, знакомые Михаилу Булгакову не понаслышке: бездомность, доносы, болезнь — всё это присутствовало в жизни самого писателя, было неотъемлемой частью его биографии. Ошельмованный и одинокий мастер пишет роман о Понтии Пилате, где главным мотивом выступает тема предательства: некий Иуда из Кириафа за тридцать тетрадрахм предаёт безвинного философа Иешуа Га-Ноцри, а римский Наместник встаёт перед проблемой нравственного выбора.

В жизни самого мастера Иуда является под именем Алоизия Могарыча, который совершает предательство, польстившись на жилплощадь, то есть совершенно в духе своего времени (не зря же Воланд замечает в романе, что москвичей испортил «квартирный вопрос»). Однако мы прекрасно понимаем, что предательство остаётся предательством в любом случае: тридцать тетрадрахм или квартира — разницы нет.

Итак, Иешуа Га-Ноцри был арестован и казнён. Тюрьмой для Мастера стало государство, в котором он жил, а травля, которую ему устроили собратья по перу, была изощрённым видом казни. Можно смело утверждать, что биографию мастера Михаил Булгаков писал с собственной судьбы.

Жизнь мастера и жизнь писателя совпадают, как совпадает с их путём и судьба Иешуа Га-Ноцри, хотя он не писал роман: итогом его духовных усилий стало учение о добре и справедливости. Последователем Иешуа Га-Ноцри предстаёт в романе мастера Левий Матвей. Учеником мастера становится духовно прозревший Иван Бездомный. У Михаила Булгакова тоже есть продолжатели. Разумеется, речь идёт не только о художественном мастерстве, которому можно учиться у этого писателя, — поражает присущая ему внутренняя сила, свобода духа и мысли. Этому можно учиться у Булгакова не только писателям, но и всем нам.

Нравственный подвиг совершил Иешуа Га-Ноцри. Творческий подвиг совершили Булгаков и мастер. Пусть мастер не заслужил Света, слабодушно отрёкшись от своего романа, от любви Маргариты. Булгаков тоже сжигал свой роман, однако не отступался от него, не отказывался от истины и любви. Но мастер всё же обрёл Покой: его спасла своей любовью Маргарита. «Вечный дом» стал для него наградой за страдания при жизни. Булгакову покой принесла только смерть, наградой же для него стало истинное бессмертие. Думаю, это и есть тот самый Свет, которого не заслужил мастер: высшей благодати может удостоиться лишь тот, кто не сдаётся до самого конца.

«Рукописи не горят», — сказано в произведении Булгакова. Как всесильный Воланд вернул Маргарите рукопись романа мастера, так всемогущее Время возвратило нам Булгакова. И мы сегодня счастливы тем, что можем вновь и вновь открывать страницы этого бессмертного произведения.