Сценарии об искусстве для детей. Сценарий праздника "в мир творчества мы открываем дверь". Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Все дети очень любят праздники. Они не всегда могут быть приурочены к какому-либо важному календарному событию и тогда можно провести праздник красного цвета.

Предварительная работа:

Заранее изготавливаются колпачки красного цвета с резинкой и ободки с солнышком красного цвета (по количеству детей в командах), медали красного цвета (по количеству детей, с первым и вторым местами), фишки красного цвета (по количеству конкурсов). Для персонажа Красного цвета, футболка, шорты, обувь и шляпа любого типа все красного цвета. В зале развешаны красные шары, расставлены игрушки красного цвета. Сцена оформлена большими красными буквами П Р А З Д Н И К.

Методическое обеспечение:

1.Квадрат красного цвета, разрезанный на геометрические фигуры (2 шт.).

2.Большой стакан с напитком, соломинки для каждого члена команды (2 шт.).

3.Набор силуэтных картинок овощей, фруктов, ягод, корзинка (2 шт.).

4.Картинка - раскраска, цветные карандаши для каждого члена команды (2 шт.).

5.Силуэт вазы, нарезанные из цветной бумаги лепестки цветов разного цвета и круглые серединки желтого цвета (2 шт.).

Воспитатель:

На Руси издавна любили красный цвет. Красными называлось парадное крыльцо в доме, нарядный русский сарафан тоже был красным, про красивую девушку говорили «красна девица». Да и в сказках часто встречаются Елены прекрасные. Главная площадь Москвы - Красная. И вокруг нас очень много красного цвета, давайте поищем его (дети называют предметы, одежду и т. п., где находят красный цвет).

В зал входит Красный цвет.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это тоже красный цвет.

Красный цвет:

Добрый день, ребята,

я - Красный цвет,

красивей меня нет,

будете со мной дружить,

не придется нам тужить.

Ребята, я вам нравлюсь? (Да). И вы мне тоже сразу понравились. Я вижу, вы очень веселые, а играть любите? (Да) Я приглашаю вас поиграть в разные игры, но эти игры все красные, согласны? (Да). Для этого нам нужно разделиться на две команды, одна команда будет называться «красные солнышки», вторая - «красные шапочки».

Воспитатель и Красный цвет помогают детям разделиться на команды и надевают им на головы различительные знаки (красные колпачки и ободки с солнышками красного цвета), а так же определяют три человека в жюри (один взрослый и двое детей). Все конкурсы проводит Красный цвет, а воспитатель помогает детям справиться с заданиями.

1 конкурс «Красный квадрат».

Командам раздается два одинаковых красных квадрата, разрезанных на части (геометрические фигуры). Побеждает команда, которая быстрее соберет из частей целый квадрат. Победителям вручается красная фишка.

2 конкурс «Насосы - красноносы».

Каждая команда получает большой стакан напитка красного цвета (клюквенный морс) и соломинки по количеству детей. Побеждает команда, участники которой быстрее выпивают напиток через соломинки. Победителям вручается красная фишка.

3 конкурс «Красный сад».

Командам раздаются корзинки, а на полу раскладываются силуэтные картинки овощей, фруктов и ягод. - В сказочном саду растут разные овощи, ягоды и фрукты. Ребята, вам нужно, за 1 минуту, собрать в свои корзинки только те овощи, фрукты и ягоды, которые бывают красного цвета. Побеждает команда, набравшая большее количество правильных картинок. Победителям вручается красная фишка.

Красный цвет:

Ой, ребята, мы немного устали. Давайте отдохнем и поговорим. Друзья мои, а вы знаете, что красный цвет используется не только для красоты и хорошего настроения. Еще он может о многом нам рассказать и даже помочь. Например, на светофоре горит красный свет, о чем он нам говорит? (Движение запрещено). Правильно. А когда мы собираем грибы и встречаем красивый гриб с красной шляпкой с белыми пятнами, можно его собирать? (Нет). А почему? (Это мухомор. Он ядовитый). Верно. А если мы собираем ягоды, то будем рвать зеленые или красные? (Красные, зеленые - не спелые). Все правильно ребята, ну что, отдохнули? Играем дальше?

4 конкурс «Красные художники».

Каждый участник получает карандаш красного цвета, а командам выдается не раскрашенный рисунок. За 1 минуту участники должны раскрасить все, что можно раскрасить красным цветом. Побеждает команда, которая лучше справилась с этим конкурсом. Победителям вручается красная фишка. 5 конкурс «Красные цветы»

На столах разложены лепестки цветов разного цвета и круглые желтые серединки для них. В вазы, вырезанные из цветного картона, нужно собрать «букеты» только красных цветов из отдельных элементов (сложить из лепестков и серединок цветы так, чтобы получился букет). Побеждает команда, чей букет будет лучше. Победителям вручается красная фишка.

Воспитатель:

Ну, вот и закончился наш веселый праздник красного цвета. Сейчас наше жюри будет подсчитывать общее количество выигранных вами фишек и определит победителей. Ребята, вам понравилось играть с Красным цветом? Давайте поблагодарим его за то, что он пришел к нам в гости и так нас повеселил. После подведения итогов, обе команды получают медали красного цвета за первое и второе места.

Внеклассное мероприятие на тему: «Искусство рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия : решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Выступающие.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, ребята!

Ведущий 2 . Здравствуйте, мои дорогие!

Ведущий 1 . Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2 . И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

На сцене появляется первая команда. Переодетый в костюм шута или скомороха участник представления начинает повествование.

Цирк: как все начиналось

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорбозы и масхарабозы. Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».

В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов, широкое распространение получил вольтиж, высшая школа верховой езды. Берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое искусство. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Каждый желающий поучаствовать в викторине и выиграть приз отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы зрительному залу

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую. (Арабеск.)

5. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1 . Молодцы!

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...

Ведущий 1 . Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

На сцену приглашается вторая команда. Выходит участник в маске.

Театр: как все начиналось

Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, но. Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. А эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действий пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром стал театр Фарнезе в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду У зрителей.

Таким образом зародилось высокое искусство современного те- этра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы зрительному залу

1. На время чьего правления пришелся расцвет английского театра? (Елизаветы I.)

2. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

3. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.)

Возраст учащихся: Цель:

Задачи: Способствовать воспитанию нравственной культуры учащихся; а ктивизировать деятельность учащихся через внеклассные мероприятия; в ыявить знатоков изобразительного и музыкального искусства; р азвивать творческие способности детей, прививать интерес к прекрасному; в оспитывать любовь к искусству, творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Музыкальная палитра»

Возраст учащихся: мероприятие рассчитано для детей среднего звена (6 класс).

Цель: развитие у школьников интереса к художественно-творческой деятельности, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-музыкально-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Задачи:

Способствовать воспитанию нравственной культуры учащихся;

Активизировать деятельность учащихся через внеклассные мероприятия;

Выявить знатоков изобразительного и музыкального искусства;

Развивать творческие способности детей, прививать интерес к прекрасному;

Воспитывать любовь к искусству, творчеству.

Форма: работа в группах, беседа за круглым столом.

Методы: беседа, обсуждение, соревнование, конкурсы.

Оборудование и принадлежности: проектор, компьютер, музыкальные диски с произведениями П.И.Чайковского, А Вивальди , листы формата А4, сигнальные карточки с номером ответа, акварель, кисти, маркеры, цветная бумага, клей.

Зрительный материал:

На доске: « Музыка и живопись –

Два великих начала,

Две стихии искусства» В.В.Алеев

Слайд-презентация, репродукции картин художников.

Критерии эффективности проведения данного мероприятия:

Наблюдается эмоциональное активное соучастие школьников в обсуждении темы;

Проявляется дух коллективизма, сплоченности;

Проявляется терпимость, доброжелательность к друг другу;

Раскрывается творческий потенциал учащихся;

Формируется расширение кругозора и мировоззрения школьников;

Наблюдается желание самосовершенствоваться;

Условия, способствующие эффективности проведения данного мероприятия:

Мероприятие проводится в соответствии с планом предметной декады МО учителей искусства, технологии и физической культуры;

В основе формулировки цели лежит анализ состояния интересов и потребностей учащихся, формирование у школьников мотивации к позитивно-творческой самореализации;

Аннотация.

Викторина один из несложных видов проведения внеурочной деятельности, в которой с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание, немного фантазии.

План:

1. «Визитка команд» (выбор капитана, название команды, эмблема, песня)

2. «Разминка»

3. Конкурс: «Музыка в цвете»

4. «Геометрический калейдоскоп»

5. «Конкурс капитанов. Правда, что…?»

6. «Угадай-ка»

7. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, участники и гости! Мы очень рады вас видеть. Начинаем викторину «Музыкальная палитра». Хотелось бы начать со слов композитора и музыканта В.В.Алеева: «Музыка и живопись – Два великих начала, Две стихии искусства».

Учитель: Как вы думаете, ребята, что обозначают эти слова?

Учащиеся: Высказывают свое мнение о музыке и живописи.

Учитель: Правильно. Мы отправляемся с вами в мир музыки и живописи. Послушайте, пожалуйста, правила проведения викторины «Музыкальный калейдоскоп»: за каждый правильный ответ команде дается фишка. В итоге, та команда, которая набрала больше фишек, побеждает. И так, мы начинаем.

  1. Учитель: Конкурс «Визитка команд». (На партах листы А4, акварель, кисти, маркеры, фломастеры). Команды в течение 5 минут должны выбрать капитана своей команды, придумать название команды, нарисовать эмблему, подобрать и спеть песню. Задание понятно? Приступаем к выполнению. (Звучит музыка фоном).

Критерии оценивания: оригинальность задумки, аккуратность, фантазия, соответствие теме, артистичность.

Ну, что же? Команды готовы? Вручает фишки.

Учащиеся: Все участники команды выходят. Озвучивают имя капитана своей команды, название команды, анализируют эмблему (на эмблеме могут быть изображены музыкальные символы и средства рисования), исполняют песню. Получают фишки за выполненное задание.

  1. Учитель: Конкурс «Разминка». Приглашаются капитаны команд, которые выбирают задание (билеты) для своей команды. В каждом билете вопросы из материала по музыке и изобразительному искусству:

Как называется картина, на которой изображена природа?

Как называется картина, на которой изображено море?

Как называется картина, на которой изображен человек?

Как называется картина, на которой изображены вещи и предметы?

Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?

Как называется ансамбль, состоящий из трех человек?

Как называется ансамбль, состоящий из четырех человек?

Как называется ансамбль, состоящий из пяти человек?

Команды в течение 5 минут должны вспомнить изученный на уроках материал и ответить.

Критерии оценивания: знание материала, за каждый правильный ответ команде дается фишка, если ответила на вопрос команда соперников, эта команда получает дополнительную фишку.

Учащиеся: Отвечают на вопросы. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Следующий наш конкурс называется «Музыка в цвете». Предлагаю прослушать произведение П.И.Чайковского. Название пока мы вам не скажем. То, что вы представите под музыку изобразите на альбомном листе. Дайте название вашей картине и музыкальному произведению.

Критерии оценивания: аккуратность, фантазия, воображение, при ответе рекомендуется дать анализ своей работе: например, что вы изобразили, почему? какие цвета использовали, почему? какое название вы дали музыкальному произведению, почему?

Учащиеся и Учитель: Проводят беседу по рисункам.

  1. Учитель: Конкурс «Геометрический калейдоскоп». Ребята, посмотрите на ваших партах находятся геометрические фигуры (из цветной бумаги). Командам необходимо в течение 10 минут составить из этих фигур какую-либо картину реальную или фантастическую: пейзаж, портрет, животное и др. В завершение работы дать название аппликации, рассказать о способе выполнения.

Критерии оценивания: оригинальность задумки, аккуратность, фантазия, смекалка.

Учащиеся: Капитаны защищают работы команды. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: «Конкурс капитанов». Называется этот конкурс «Правда, что…». Капитаны команд выбирают карточку с истинным или ложным утверждением.

Древний театр появился в Греции и назывался Колизей?

Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и показывает его окраску?

Произведение «Времена года» написал П.И.Чайковский?

Аппликацию можно делать из любых материалов?

Сначала люди научились рисовать, а потом писать?

Произведение «Картины с выставки» написал Л.В.Бетховен?

Зелёный цвет относится только к холодной палитре?

К графическим материалам относятся: гуашь, акварель?

Балет «Петрушка» написал Б.Кустодиев?

Критерии оценивания : знание материала, за каждый правильный ответ капитану дается фишка, если на вопрос ответил капитан команды соперников, эта команда получает дополнительную фишку.

Учащиеся: Капитаны соревнуются в своих знаниях. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Итак, завершающий наш конкурс называется «Угадай-ка».

Нужно выбрать правильный ответ и поднять сигнальную карточку с номером ответа.

Художники-живописцы пишут:

1) Только красками.

2) Только карандашами.

3) Красками и карандашами.

Человека, рисующего животных, называют:

1) Пессимистом.

2) Анималистом.

3) Пейзажистом.

Предметы из глины или пластилина называют:

1) Архитектурой.

2) Графикой.

3) Скульптурой.

Что изображает художник, когда рисует натюрморт?

1) Неживые предметы

2) Природу

3) Птиц и животных

Глинка – это:

1) Сумка для красок

2) Материал для лепки

3) Фамилия композитора

Как называются рисунки в книге?

1) Зарисовка

2) Этюд

3) Иллюстрация

Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:

1) Гобой

2) Виолончель

3) Кларнет

Критерии оценивания: знание материала, за каждый правильный ответ команде дается фишка.

Учащиеся: Команды соревнуются в своих знаниях. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Ну, что же пора подсчитать ваши заработанные фишки. Пока подсчитываются ваши фишки, мы обратимся к музыкальной паузе и споем песню «Пингвины».

Учитель: Наша викторина «Музыкальная палитра» подошла к концу, а сейчас слово нашему многоуважаемому жюри. Мы желаем вам творческих успехов и вдохновения. Спасибо за работу! (Подводятся итоги викторины, награждение).


В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Сценарий классного часа по теме «Знатоки искусства»

Приветствие. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. И сегодня мы с вами продолжим говорить о великих русских художниках и их живописных полотнах, которыми мы не перестаем восхищаться. Сочные натюрморты, подсвеченные солнцем восхитительные пейзажи, легкие прозрачные картины маринистов... Русская живопись заняла достойное место в мировой культуре. Ее признанные мастера дарят нам возможность испытать незабываемое приключение в мире живописи!

Вот и сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты. Наше путешествие мы проведем в форме игры – конкурса под названием «Знатоки русской живописи». Эта игра – не простое развлечение. Во-первых, она поможет вам понять, насколько глубоки ваши познания в этой области, позволит узнать много новых интересных фактов из истории русской живописи; во-вторых,она покажет, как вы умеете рассуждать, делать выводы, слаженно действовать в команде, общаться друг с другом и доводить начатое дело до конца. Судить конкурс будет многоуважаемое жюри, которое правильнее будет называть художественным советом. Итак, члены художественного совета, приглашаем вас занять свои места: (представление членов жюри).

Для начала нам необходимо разделиться на команды. Сделать это нам помогут разноцветные жетончики. Вам нужно взять карточку и занять место за соответствующим столиком. (2 мин). Итак, все команды заняли свои места, самое время огласить правила игры. (оглашение правил игры).

Ну, что же, я вижу, что все готово к началу увлекательной игры. Итак, мы начинаем.

1 раунд. Разминка. (1вопрос-1балл)

1. Произведение искусства, написанное красками. (Картина)

2.Закончите цитату, используя одно слово: французский живописец Жан Батист Симеон Шарден сказал: "Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут …….(чувствами)."

3. Основа из прочной ткани для живописи. (Холст)

4.Выдающееся произведение знаменитого мастера. (Шедевр)

5. Вид изобразительного искусства, произведения которого выполнены любыми красками. (Живопись)

Ребята, вы, конечно же, помните о том, что существуют определенные жанры живописи.

6. О каком из них идет речь? (1ответ-1балл)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется (Пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или сок в большом графине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это (Натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька- твой сосед,-

Обязательно картина

Называется (Портрет)

Мы с вами вспомнили только 3 жанра живописи.

7. Назовите остальные жанры живописи (1жанр-1балл-)

(исторический, бытовой, батальный, сказочно-мифологический, анималистический, маринистический)

8. Где хранятся картины? (Художественный музей, картинная галерея)

9. Назовите музеи/ картинные галереи, в которых хранятся полотна выдающихся русских живописцев. (1 ответ – 1 балл) (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея)

Ну, что же, ребята, вы не плохо поработали. Давайте попросим наш художественный совет огласить итоги конкурса «Разминка». (жюри оглашают результаты 1 раунда)

2 раунд.

Ребята, в предыдущем раунде мы с вами назвали крупнейшие музеи и картинные галереи, где собраны величайшие творения русских художников. Любой желающий может посетить их и насладиться произведениями, ставшие классикой мировой живописи. Однако еще в 19 веке лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж.

Московский купец Павел Михайлович Третьяков, человек широко образованный, страстный коллекционер, на протяжении многих лет тщательно и любовно собирал картины русских художников. Он говорил «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран. Пора и нам иметь такой же». В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в Третьяковскую галерею, после которой вам предстоит преодолеть испытания второго раунда. (просмотр видеоролика)

Наша экскурсия подошла к концу. Мы увели полотна составляющие золотой фонд Третьяковки.

Сейчас вам услышите описание некоторых из них. Ваша задача – догадаться, о какой картине идет речь, и назвать ее автора. (1+1 балл за каждую картину).

1.«Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и не проходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой. На сломленном дереве кувыркаются два неуклюжих медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, и она и рычит.

(И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

Это интересно: По результатам проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским "Богатырям". Предполагается, что ее "сюжет" подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина.

2.Темные воды узкого ручейка, через который перебегает по мостику девочка, несущая на спине своего маленького брата. Позади ребят уходящий к горизонту лес, в который они ходили за грибами. Ненадежный мостик слегка прогибается под ногами девочки. Белокурый мальчик боязливо обхватывает шею сестры руками. Она поддерживает его за ноги, прижимает их к себе, не давая брату упасть. В глазах детей испуг. Девочка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ветер треплет ее светлые волосы и платок. Еще чуть-чуть и начнется ливень.

(Константин Маковский "Дети, бегущие от грозы")

3.Утро. Молодая девушка подъезжает к подъезду дома, восседая на вороной лошади. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака лает, кружась под ногами коня. Маленькая девочка, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую сестру.

(Карл Брюллов, «Всадница»)

4. На фоне осенних полей изображена группа охотников. Пожилой охотник (по-видимому, из бедных дворян) рассказывает о своих неимоверных охотничьих успехах, как барон Мюнхгаузен. Глаза его горят, он напряжен, заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся. Второй же, одетый с иголочки молодой охотник, внимательно слушает, веря его каждому слову. доверчиво, с большим интересом слушает его - по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику. Сдвинув набекрень шляпу, недоверчиво почесывает за ухом и ухмыляется крестьянин, полулежащий в центре.

(Василий Перов. Охотники на привале.)

Ну, что же, ребята, закончился второй раунд. Давайте попросим наш художественный совет огласить его итоги. (жюри оглашают результаты 2 раунда)

3 раунд.

Название картины. Жанр. Анаграммы. (Слайд 8) гиперссылки на словах.

Название картины . (Слайд 11) гиперссылки на цифрах.

1) К. Брюллов « Последний день Помпеи» (Слайд 20) управление стрелочкой

2) А. Иванов « Явление Христа народу» (Слайд 21) управление стрелочкой

3) И. Крамской « Христос в пустыне» (Слайд 22) управление стрелочкой

1) Р. Решетников « Опять двойка» бытовой жанр (Слайд 36) управление стрелочкой

2) В. Васнецов « Богатыри» исторический жанр (Слайд 38) управление стрелочкой

3) Н. Ге «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» мифологический жанр (Слайд 37) управление стрелочкой

1) Натюрморт (Слайд 46) управление стрелочкой

2) Портрет (Слайд 47) управление стрелочкой

3) Пейзаж (Слайд 45) управление стрелочкой

1) « Бурлаки на Волге» И. Репин (Слайд 23) управление стрелочкой

2) «Боярыня Морозова» В. Суриков (Слайд 24) управление стрелочкой

3) « Утро Стрелецкой казни» В. Суриков (Слайд 25) управление стрелочкой

Фрагмент какой картины? (Слайд 18) гиперссылки на цифрах.

1) В. Суриков «Боярыня Морозова» (Слайд 27) управление стрелочкой

2) И. Репин «Бурлаки на Волге» (Слайд 28) управление стрелочкой

3) К. Брюллов « Последний день Помпеи» (Слайд 29) управление стрелочкой

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

1) А. Рублев « Троица» (Слайд 39) управление стрелочкой

2) А. Рублев « Богоматерь Владимирская» (Слайд 40) управление стрелочкой

3) А. Рублев «Вознесение» (Слайд 41) управление стрелочкой

5 раунд.

Черный квадрат. Красный квадрат. Кот в мешке. (Слайд 10) гиперссылки на изображении.

Черный квадрат. (Слайд 14) гиперссылки на цифрах.

1) В. Перов «Тройка» собака (Слайд 30) управление стрелочкой

2) П. Федотов «Сватовство майора» кошка (Слайд 31) управление стрелочкой

3) В. Поленов «Московский дворик» лошадь (Слайд 32) управление стрелочкой

Красный квадрат. (Слайд 15) гиперссылки на цифрах.

1) В. Васнецов « Витязь на распутье» ворон (Слайд 33) управление стрелочкой

2) А. Саврасов грачи (Слайд 34) управление стрелочкой

3) В. Васнецов « После побоища Игоря Святославовича с половцами» орлы стервятники (Слайд 35) управление стрелочкой

Кот в мешке. (Слайд 16) гиперссылки на цифрах.

1) Сколько человек изображено на картине В. Васнецова « Иван – царевич на сером волке»? двое (Слайд 42) управление стрелочкой

2) Сколько человек изображено на картине Р. Решетникова « Опять двойка» четверо (Слайд 43) управление стрелочкой

3) Сколько человек изображено на картине И. Репина « Бурлаки на Волге» одиннадцать (Слайд 44) управление стрелочкой

Подведение итогов. Объявление результатов по количеству набранных баллов командами. Поздравление победителей, награждение. (Слайд48)

На этом наша игра окончена, спасибо!