Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна": описание картины. «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Описание картины Мадонна описание

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712


Когда кто-то говорит о Мадонне Рафаэля, воображение сразу рисует нежный одухотворенный образ, который будто светится изнутри. За всю свою жизнь Рафаэль Санти написал несколько десятков картин с изображениями Девы Марии. И все они разнообразны и хороши по-своему. В этом обзоре представлены 5 знаменитых «Мадонн» великого живописца Ренессанса.

Мадонна Конестабиле


«Мадонна Конестабиле» - одно из ранних полотен кисти Рафаэля, созданное им в 20-летнем возрасте. Оно было написано в Перуджи еще до переезда во Флоренцию. На юного художника еще не оказала влияние техника исполнения таких мастеров, как Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонарроти, поэтому переданный образ Девы Марии с младенцем на руках еще слишком прост.


«Мадонна Конестабиле» - это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. В 1870 году его приобрел император Александр II в качестве подарка для своей супруги Марии Федоровны. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей.

Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17,5х18 см никто не купил, и оно осталось в экспозиции музея.

Мадонна Грандука


Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука».

Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной.

Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины.

Мадонна Альба


«Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Тогда же там трудился Микеланджело над знаменитой Сикстинской капеллой.

Рафаэлю посчастливилось увидеть фрески мастера. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина, изображенная в раскованной позе.

До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату.

Мадонна в кресле


«Мадонна в кресле» отличается от предыдущих работ Рафаэля. На этой картине Дева Мария более «земная». Если все предыдущие образы рождались у художника в голове, то для этой Мадонны ему позировала реальная девушка. Необычно и одеяние Девы Марии. Традиционное красное платье и синий плащ заменила одежда простой горожанки.

Сикстинская мадонна


«Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.

«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно.

Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне»

/ / Описание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Рафаэль Санти (26.03.1483 - 6.04.1520) - великий итальянский художник эпохи Возрождения. За свою недолгую жизнь - тридцать семь лет - Рафаэль писал картины на библейские сюжеты, на темы классической мифологии, работал над фресками, портретами.

Самые прославленные его полотна - «Свадьба Богородицы», «Святой Георгий и дракон», «Диспут», «Преображение», «Портрет Кастильоне», «Прекрасная садовница», «Триумф Галатеи», «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа».

«Сикстинская мадонна» (1512-1513) была заказана папой Юлием ll для церкви, находящейся в монастыре святого Сикста в городе Пьяченце. Заказ Рафаэль выполнил на холсте, хотя для того времени обычным материалом в таких случаях была доска. Возможно, заказ предназначался для хоругви, но может быть, холст был выбран из-за размеров картины. Церковь в Пьяченце считалась пребывающей под покровительством святых Сикста и Варвары, поэтому их образы запечатлены на картине.

В центре картины в полный рост изображена в полный рост фигура Мадонны с Младенцем. По обеим сторонам её расположены две коленопреклонённые фигуры, слева - святой Сикст, справа - святая Варвара. В самом низу, на переднем плане - два ангелочка, смотрящие вверх. Композиционно фигуры размещены в треугольнике. Раздвинутый занавес усиливает геометрический замысел композиции. В обрамлении зелёных занавесей Мадонна в простой одежде, но окружённая сиянием, словно сходит с небес, босые стопы её слегка касаются облака, и, кажется, что она и зритель встречаются взглядами.

Художнику удалось передать в выражении лица Марии кротость, смирение, любовь и скорбь. У Младенца недетский взгляд, Мария держит его как свою драгоценность, в глазах таится знание предстоящих испытаний. Рафаэль отразил в них очень много человеческого.

Картине назначалось занять место перед распятием, поэтому лица и положение фигур должны быть подчинены чувству, вызванному страданиями и смертью Спасителя. Мы видим указующий перст Сикста и склонённую голову Варвары.

Картина написана с большим мастерством, в традициях Возрождения, но именно от этого возрождения язычества страдает христианское содержание. Картина не производит того впечатления, какое бывает от православных икон. Младенец изображён обнажённым и пухлым, что в православии не допускается. Мария здесь скорее напоминает скорбную от своей незащищённости перед жестоким миром мать-одиночку. Толстенькие обнажённые ангелочки похожи на языческих купидонов, и ничего похожего на духовность в их толстеньких мордашках не заметно. Взгляд святой Варвары почему-то направлен на этих купидончиков с крылышками, на её лице улыбка умиления.

В картине много телесного и не много духовного. Это свойственно многим картинам религиозного содержания эпохи Возрождения. Католическая церковь принимала в своё лоно эту полусветскую живопись. К сожалению.


Рафаэль «Сикстинская мадонна»:
История картины

Рафаэль был счастливым художником Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.
На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости- на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и, в сущности, это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину ветре чают, как царицу - владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.

Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного- это божество, облеченное в человeческую форму Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие - скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился, как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо - «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке - «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам

Парапет внизу картины - единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины - явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария - заступница человеческая - несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. . Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле:
«Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который "Предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны - наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден - к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.

Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...
Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества... Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц6... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...
Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г