Опекушин произведения. Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы. Награды и звания

Александр Михайлович Опекушин - русский скульптор. Александр Михайлович Опекушин родился 16 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е. В. Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д. И. Иенсена, ученика датского скульптора Б. Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.
1862 год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его яркая звезда. Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово". В этом же году скульптор М. О. Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных. После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея" Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. Совместно с М. О. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. С. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году. Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин. Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии. Газеты были полны восторженных отзывов. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.
1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. С. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую. Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884), Кишинева (1885), Остафьево (1913). Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов. Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Он поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (Польша, 1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения. С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.
В 1917 году после Октябрьской революции заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду". В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню. Здесь он пребывает в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. Умер Александр Михайлович Опекушин 4 марта 1923 года в селе Рыбница Ярославской области.

Памятник А. С. Пушкину в Москве, 1880 год

Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, 1862-1873 года

Скульптурный бюст "Петр I", 1872 год

ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Опекушин, Александр Михайлович - скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея". В 1864 г. - классный художник 2 степени, в 1870 г. - классный художник 1 степени, за бюст госпожи Веймарн и медальон графа Шувалова и за семь колоссальных фигур, вылепленных для памятника императрице Екатерине II , в Петрограде, в 1872 г. - академик, за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. Из работ Опекушина, сверх упомянутых, наиболее известны: памятники адмиралу Грейгу, в Николаеве, моделированный по проекту М. Микешина, Пушкину, в Москве (1880), Лермонтову, в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому, в Хабаровске (1891; модель - в музее Александра III), Императору Александру III , в Москве, и др. В первую пору своей деятельности Опекушин произвел немало орнаментальных лепных работ для петроградских зданий и был одним из главных сотрудников Микешина по осуществлению его памятника Екатерине II (ср. XXVI, 500).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838-1923) российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Михайлович , русский скульптор. Сын крепостного. Учился …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838 - 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838 - 1923), российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ОПЕКУШИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ОПЕКУШИН в Энциклопедии фамилий:
    Довольно редкая фамилия, но в России известная: ведь именно скульптор Александр Михайлович Опекушин - автор замечательного памятника Пушкину в Москве …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ОПЕКУШИН
    (Александр Михайлович) — скульптор, род. в 1840 г., образование получил под руководством проф. Д. Иенсена, после чего занимался в Имп. …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ОПЕКУШИН
    ОПЕЌУШИН Ал-др Мих. (1838-1923), скульптор. Участвовал в создании пам. "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • ОПЕКУШИН
    (Александр Михайлович) ? скульптор; род. в 1840 г.; образование получил под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
  • ОПЕКУШИН
    Александр Михайлович (1838-1923) , российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …

Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 г., деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии – 4.03.1923 г., село Рыбницы, Даниловского уезда Ярославской губернии, похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви], выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859 году. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Опекушин в Петербурге в 1850-х годах. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д.И.Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре. Уже в первой самостоятельной работе Опекушин «Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Опекушин посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В 1861 году скульптор женится на золотошвейке Е.И.Гуськиной.

Встреча с М.О.Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России» (г.Новгород, 1862 г.). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873 г.), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 году за статую Петра I Опекушин получает звание академика. Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А.С.Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина.

Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 года в городе Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 года в городе Дерпте (ныне г.Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли «лучшим русским скульптором». Опекушин награжден орденами Святого Владимира 3 и 4-й степеней, Святого Станислава 2 и 3-й степени, Святой Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 года скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде. К сожалений, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 года «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христу Спасителю в Москве. В разряд «слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский и адмирал А.С.Грейг, чьи памятники работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства собранные общественностью, восстановлены Опекушинские памятники Н.Н.Муравьеву–Амурскому в Хабаровске (1991 г.) и И.Г.Харитоненко в Сумах (1996 г.). Поднят вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя. До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина - станковая скульптура - портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее. В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в деревне Свечкино и селе Рыбницах сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея - мемориальный Дом-музей А.М.Опекушина.

(16 (28) ноября 1838, деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, — 4 марта 1923, село Рыбницы ныне Ярославской области) — русский художник, скульптор-монументалист.

Фотография К.К. Булла. М.А. Опекушин

Александр Михайлович Опекушин работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем учился в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году. Сперва завоевал признание как портретист. Он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур. В 1870-е годы уже в полной мере - причем именно в монументальном искусстве - развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре — памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Также среди его работ - памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).


Памятник Александру III близ храма Христа Спасителя (1912)


Александр III


Монумент «Тысячелетие России» (1859-1862)


Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге: В.Я.Чичагов,А.Г.Орлов-Чесменский, Г.Р.Державин, Е.Р.Дашкова. (1862-73)

Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 - 4.03.1923), скульптор-монархист. Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры. Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика М. Е. Опекушина. Среди крестьян Даниловского у. ремесло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом. Начальное образование будущий скульптор получает в сельской школе с. Рыбницы, куда Саша с родителями и братом Константином переехали жить из близлежащего Свечкино. Заметив очень рано проявившиеся творческие способности сына, Михаил Евдокимович, с согласия своей помещицы Е. В. Ольхиной, увозит Сашу в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже в этот период выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и исключительная преданность русскому искусству. Вместо положенных трех лет он блестяще заканчивает школу в два года и в 1852 принят на обучение в мастерскую известного петербургского педагога, академика скульптуры Д. И. Иенсена, которую оканчивает за три года вместо пяти. Под руководством Д. И. Иенсена Опекушин приобретает феноменальную технику искусства орнамента и мастерства скульптуры. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859-62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Памятник Александру III возле Храма Христа-Спасителя.

Открытый 8 сент. 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р. К. Залеман, М. А. Чижов, И. П. Шредер, Н. А. Лаверецкий. В 1864 за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств присуждает Опекушину звание неклассного художника и награждает серебряной медалью. В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (торжественно открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917). Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра 24 нояб. 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы). Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Право на его создание скульптор получил после участия в чрезвычайно напряженной конкурсной борьбе и убедительной победы в последнем, третьем конкурсе 1875. Все три конкурса (1873, 1874, 1875) собрали практически весь цвет тогдашней отечественной скульптуры. Сохранились воспоминания А. М. Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 20-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия. Монархическая тема - основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

Памятник Александру II в Кремле

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал вел. кн. Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника». Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.

Климаков Ю.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Литература:

Царь-Освободитель Император Александр II и памятник ему в Москве. М., 1898. 2 с.;

Царь-Миротворец Император Александр III и Открытие Памятника в Москве Русским народом Самодержавному Миротворцу 30 мая 1912. СПб., 1914. 3 с.;

Скребков А. Академик А. М. Опекушин: К 90-летию со дня рождения // Красная панорама. 1928. № 52. С.15;

Суслов И. М. А. М. Опекушин: Жизнь и творчество. Ярославль, 1968. 75 с.,

Климаков Ю. В. Его знала вся образованная Россия // Московский журнал. 1996. № 4. С.4-11;

Климаков Ю. В. Ваятель вековечных памятников // Библиография. 1999. № 5. С. 116-125 и др.