Мозг женщины и мозг мужчины различия и сравнения любопытные факты. Чем на самом деле отличается мужской мозг от женского Разница в работе мозга мужчины и женщины

Все начинается с рождения. У мальчиков на первой неделе жизни вдруг повышается концентрация мужского полового гормона тестостерона в крови. Его высокие значения сохраняются две недели, а затем постепенно снижаются. У девочек повышаются эстрогены примерно со второй недели жизни и держатся около месяца.

Природа очень рационально распоряжается ресурсами организма. Так для чего же нужен этот гормональный фейерверк у младенцев, напоминающий мини-репетицию пубертатного возраста? Нейрофизиологи считают, что это необходимо для «программирования» половых различий мозга.

На этом удивительное не заканчивается: исследования показывают, что рецепторы к эстрогенам, прогестерону и тестостерону у человека есть не только в половых органах и гипоталамусе – гормональном «дирижере» мозга, но и в других мозговых структурах, которые отвечают за память, эмоции, планирование. А это наводит на мысль, что мозг у мужчин и женщин должен функционировать по-разному. Более того, нервные клетки не только восприимчивы к действию мужских и женских половых гормонов, но и сами способны их образовывать!

И этот факт становится причиной множества спекуляций на тему различия интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пытливые сторонники патриархальных ценностей быстро находят информацию о том, что мозг женщины в среднем меньше по объему, чем у мужчины. Да еще и серого вещества у дам обычно меньше – получается, и нервных клеток у них в мозге тоже кот наплакал! Чем не доказательство того, что мужчины от природы сообразительнее, умнее и смекалистее женщин?

Однако факт большего объема мозга – это скорее манипуляция из области евгеники. Его нельзя назвать весомым аргументом. Им не получится оперировать в научном сообществе – засмеют. Увеличение объема и массы мозга вовсе не обещает стремительного повышения интеллекта и появления новых умений и навыков. Большой мозг может быть не очень функциональным. Просто он закономерно принадлежит крупной особи.

Иными словами, слесарь Васек с тремя классами образования, массой тела 100 кг и мозгом внушительных размеров имеет куда меньше шансов получить Нобелевскую премию, чем нейробиолог Елена Андреевна с двумя высшими, активной научной деятельностью, массой тела 56 кг и мозгом куда миниатюрнее, чем у Васька

Функциональность мозга зависит не от размера, а от организации нейронов и от того, насколько часто владелец его использует для решения разнообразных задач, получения нового опыта и запоминания информации. Поэтому пол не определяет развитие мозга и уровень интеллекта. Все решает среда и то, насколько эффективно с ней учится взаимодействовать человек.

Половые гормоны и мозг

Предполагается, что нормальный уровень женского полового гормона эстрогена помогает поддерживать достаточно высокий уровень интеллекта. Конечно, если эстроген выше нормальных значений, это не сделает вас Софьей Ковалевской. Однако возрастное снижение уровня эстрогенов у женщин некоторые исследователи считают предрасполагающим фактором в возникновении болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных недугов. Есть и еще один интересный эффект эстрогенов: чем выше их уровень, тем труднее женщине дается ориентировка на местности и запоминание абстрактной информации. С другой стороны, эстрогены улучшают декларативную память, то есть способность запоминать события, расположение предметов, подмечать разные детали.

Исследования показывают, что женщины в среднем хуже запоминают новые маршруты, делают больше ошибок при попытке повторно пройти по новому пути. У мужчин же хуже развита вербальная память. Им сложнее запоминать имена, даты, а также пополнять свой лексикон новыми словами. Можно было бы предположить, что такая разница связана с отличиями в воспитании детей разного пола, потому что у парней принято поощрять исследовательский интерес, смелость и любопытство, а у девочек – усидчивость и прилежность. Однако исследования на других млекопитающих показывают аналогичную картину. А значит, причина различий здесь все же кроется во влиянии половых гормонов на головной мозг.

Прогестерон способен изменять синаптическую передачу между нервными клетками. Иными словами, он может делать общение нейронов более тесным, ускорять обмен информацией, делать ее усвоение более продуктивным. Эксперименты на крысах показали, что повышение уровня эстрогенов и прогестерона может улучшать работу гиппокампа – структуры мозга, ответственной за память. Кроме того, прогестерон способствует восстановлению миелиновых волокон. Вероятно, с этим связано улучшение самочувствия у пациенток с рассеянным склерозом во время беременности. Очень часто они выходят в длительную ремиссию. К сожалению, после родов нередко наступает резкое ухудшение, и болезнь вновь начинает разрушать нервную систему…

Андрогены, мужские половые гормоны, тоже влияют на развитие мозга. Предполагается, что они отвечают за латерализацию функций мозга, то есть за специализацию и углубление его функций. Это делает мозг мужчины «однозадачным». У женщин взаимодействие полушарий более полное, поэтому они «многозадачны», умеют быстро переключаться и иногда даже делать несколько дел сразу. Не стоит воспринимать идею латерализации функций мозга слишком серьезно: она была основана на том, что повреждение зоны Брока (участка, который отвечает за речь) у мужчин вызывает куда как более катастрофические последствия, чем у женщин. Однако современные данные показывают, что все не так однозначно и в большей степени зависит от возраста, интеллекта и обширности поражения.

Чей мозг лучше?

Существует масса публикаций о влиянии половых гормонов на развитие мозга. Не вызывает сомнений факт, что мозг мужчины и женщины действительно отличается – не только по причине разной плотности нейронов в речевых центрах (у женщин серого вещества там в среднем больше, поэтому и вербальная память обычно развита лучше), латерализации функций и других сложных нейрофизиологических штук.

Не стоит забывать, что окружающая среда оказывает куда большее влияние на развитие мозга и личности, чем все нейрофизиологические причины, вместе взятые (если речь идет о здоровом человеке). Девочек воспитывают иначе, чем мальчиков. И ожидания тоже отличаются: в некоторых семьях принято считать, что если девочке не нравится математика и физика, то это «просто не дано по природе» и не стоит напрягаться, мол, все равно основная задача женщины – выйти замуж и родить ребеночка. А мальчика в той же семье попытаются замотивировать к занятиям точными науками всеми возможными способами: посулят новый смартфон за сданный экзамен, наймут репетитора, купят книг для самостоятельных занятий.

Отличия в работе мозга мужчины и женщины действительно есть, но это не повод манипулировать научными данными, чтобы доказать, что женщины «от природы» глупы, невежественны, не умеют управлять своими эмоциями и сделали куда меньше научных открытий, чем мужчины.

К сожалению, до сих пор в серьезных изданиях можно встретить публикации, где авторы позволяют себе делать сексистские выводы. Вот цитата из статьи в журнале «Психологические проблемы современного образования» от 2007 года (автором которой является женщина): «Женская форма ответственна за сохранение и прошлое, мужская – за изменение и будущее… Это соотносится с положением о том, что женщины предпочитают и успешнее решают репродуктивные задачи (в которых минимальны требования к новаторству) при высоких требованиях к совершенству решения, а мужчины предпочитают и лучше решают задачи, которые встречаются впервые (в которых максимальны требования к новаторству) при минимальных требованиях к совершенству решения. Высокой поисковой активностью объясняется и большее количество оригинальных ответов в работах мальчиков». Иными словами, автор статьи безосновательно заявляет, что женщина создана для занятия бытом и детьми, в то время как мужчины завоевывают мир, ибо так устроено природой и к тому же именно такой порядок всем очень нравится.

На обилии подобных публикаций и создается мифология о мужском и женском мозге. Подобные заявления становятся основным (и, как правило, единственным) аргументом в сетевых баталиях на тему равноправия полов.

Мужской мозг прекрасен по своему устройству ровно так же, как и женский. Однако ни один мозг не создан исключительно для «решения репродуктивных задач». Хитрая организация нейронов и их многочисленных отростков нужна исключительно для одной цели: чтобы делать мозг и его обладателя (или обладательницу) счастливым. Поэтому нервные клетки хранят в себе огромный потенциал к познанию, получению нового опыта и его использованию себе во благо. А что это будет: родительство, научная карьера, спортивные достижения, волонтерство или творчество, а может, все сразу, – решать только вам. Независимо от наличия У-хромосомы в генотипе.

Мужской мозг более вариативен по некоторым нейроанатомическим показателям, однако в целом у мужского мозга и женского сходства больше чем отличий.

Вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Однако видимые, внешние различия интересуют всех намного меньше, чем различия психологические. А где психология, там и нейробиология, то есть - мозг. Есть ли различия между мужским мозгом и женским мозгом, и если есть, то как они проявляются в психике?

Сейчас уже накопилось много сведений о том, в чем мозг мужчин отличается от мозга женщин: это и иной ландшафт коры, и разные объём некоторых мозговых зон, и разное устройство внутримозговых соединений (например, несколько лет назад исследователи из Медицинской школы Пенсильванского университета сообщили на страницах журнала PNAS , что у женщин лучше развиты межполушарные связи, а у мужчин – внутриполушарные).

Вместе с тем, как пишет портал Science , в подобных исследованиях либо мозг оценивали уж слишком по-крупному, не вдаваясь в детали того, как устроена какая-нибудь небольшая зона, либо в экспериментах участвовало не очень много человек, обычно менее сотни, чего явно недостаточно для того, чтобы распространить полученные результаты на всех людей.

Нейробиологи из Эдинбургского университета использовали в своей работе не сто, а свыше пяти тысяч мозгов – точнее, не самих мозгов, а результатов магнитно-резонансной томографии, собранных в базе данных UK Biobank. Для анализа взяли 2750 женщин и 2466 мужчин в возрасте от 44 до 77 лет, а в самом мозге сравнивали размеры 68 разных мозговых участков и, кроме того, толщину коры и рисунок извилин на ней.

В среднем, как говорится в препринте статьи на сайте bioRxiv , кора у женщин оказалась толще, но все подкорковые зоны у мужчин оказались больше по объему – а среди таких подкорковых зон были и гиппокамп, который работает одним из главных центров памяти, и миндалевидное тело, отвечающее за эмоции и принятие решений, и полосатое тело, участвующее в обучении, и таламус, распределяющий сенсорную информацию по разным мозговым анализаторам. Однако если подкорковые зоны сравнивали в контексте всего мозга в целом, то различия во многом сглаживались: четырнадцать зон оказывались больше у мужчин, десять зон – у женщин.

С другой стороны, нейроанатомические параметры варьировали у мужчин сильнее. Тут авторы работы напоминают о результатах некоторых психологических исследований, в которых в среднем никакого различия в интеллекте между мужчинами и женщинами не было, но у мужчин был больше разброс – это как будто вполне соответствует тому, что мужской мозг более вариабелен.

Еще один важный вывод заключается в том, что, хотя в мозге и можно найти характерные половые особенности, сходства между мужскими мозгами и женскими больше, чем отличий, и даже специалист с большим трудом сможет сказать (если вообще сможет), какой перед ним мозг, просто глядя на результат томографического сканирования.

С другой стороны, не будем забывать, что человеческий мозг довольно пластичен, он меняется не только в связи с теми задачами, которые ему приходится выполнять постоянно, он также отзывается и на внутренние факторы – например, на изменения в гормонах. Мы уже как-то писали о том, что женский мозг , видимо, реагируя на разные фазы менструального цикла, и что мужской мозг может работать . Так что, говоря о «женско-мужских» отличиях, следует все это иметь в виду.

Что до того, как толщина коры и объемы гиппокампа, полосатого тела, таламуса и пр. связаны с психическими особенностями, то тут какого-то четкого ответа пока нет, и вряд ли он появится в ближайшем будущем. (Мы говорим, разумеется, о научном ответе; так-то в бездельных рассуждениях на эту тему недостатка нет.)

Сами нейробиологи полагают, что сейчас лучше сосредоточиться на как можно более полном и тщательном описании именно нейроанатомических отличий, возникающих в мозге под действием тех или иных факторов, поскольку для психологических выводов у нас пока что просто не хватает нейробиологических данных.

Нет, они не с разных планет. Тогда почему очень часто мужчины не понимают женщин, а женщины отказываются увидеть причину этого непонимания? Надо всего лишь обратить внимание на то, что у них есть существенные головного мозга. Ученые Пенсильванского университета доказали, что у мужчин и женщин разная структура мозга.

Основные отличия

Объем головного мозга мужчины на 10% больше, чем у женщины. Но женщинам не стоит переживать по этому поводу, т.к. меньший объем мозга прекрасной половины человечества компенсируется его более сложной структурой. Количественная оценка уровня интеллекта IQ никак не связана с объемом и весом головного мозга. Поэтому вопрос "Кто умней?" в любом случае будет .

Попеременная работа мозга у мужчин способствует тому, что он может сосредоточиться только на одной задаче. Но к ее решению он подойдет фундаментально. Женщина может одновременно несколько задач. Поэтому они более универсальные, гибкие и сбалансированные. В отличии от мужчин, работают два одновременно.

Координация движений лучше развита у мужчин, чем у женщин.

В нестандартных ситуациях мужчины способны принимать более здравые решения. Женщины в таких случаях не всегда могут выбрать правильный вариант.

Вытекающие последствия

Женщинам свойственно сочетать в себе логику и интуицию как одно целое. У мужчин: логика – отдельно, интуиция – отдельно.

Одновременно женщина может думать и чувствовать. У мужчин, опять-таки, присутствует разделение. Он не может думать и чувствовать сразу.

Разное поведение в стрессовых ситуациях. Мужчинам надо уединиться, женщинам – выговориться.

Точные науки легче даются мужчинам, женщинам – гуманитарные.

Мужчины быстрей реагируют на информацию. Женщины долго «догоняют», но без труда могут воспринимать несколько потоков информации. Мужчин такой «сеанс одновременной игры» очень сильно раздражает.

Мужчинам достаточно общих идей, женщинам нужны детали. Отсюда, если говорить научным языком, мужчины действуют по принципу индукции, т.е. от общего к частному. Женщинам больше подходит принцип дедукции, т.е. от частного к общему.

Мужчины слышат буквально и конкретно то, о чем им говорят. Женщин очень часто «преследуют» намеки. Они склонны к домыслам и подтасовкам фактов.

Коммуникабельность женщин от рождения не знает границ. Но мужчинам легче выдержать конкуренцию. Если они говорят, то практически всегда строго по делу. Поэтому коммуникабельность женщин часто граничит с пустой болтовней и разговорами ни о чем.

С возрастом мужской мозг уменьшается быстрее женского. Видимо, к здоровому образу жизни больше тяготеют женщины.

Мужское зрение – это эротическое зрение. Женщин больше интересуют детали какой-нибудь картинки или безделушки, нежели мужская эротика.

Мужчины больше думают серым веществом, женщины – белым. Отсюда следует вывод, что это два различных типа мозга и два принципа действия. Поэтому одну и ту же задачу мужчины и женщины решают разными путями. Но будет нелогично конкретизировать каждого индивидуума, т.к. достаточно часто в природе встречаются смешанные типы мозга.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Женский мозг, мужской мозг

Женский и мужской мозг - разные. Однако недавние исследования показывают, насколько ошибочно предполагать, что все гендерные различия запрограммированы. По всему миру психологи и неврологи бьются над старым, как мир, вопросом: «Почему женщина не может думать, как мужчина, и наоборот?»

Наиболее заметны половые различия мозга становятся в социальной среде. Женщины всех возрастов безоговорочно выигрывают у мужчин в тестах, где надо задействовать эмоции или наладить отношения. Способность сопереживать возникает еще в младенчестве. Несомненно, эта способность у мужчин и женщин различается, эти различия сохраняются надолго и с возрастом только усиливаются. Раннее возникновение любого полового различия всегда является врожденным, запрограммированным, сложившимся в ходе эволюции и зафиксированным в поведении. Однако гендерные различия, нарастающие в детстве, могут быть плодом социализации, последствием того или иного образа жизни, культуры и обучения.

На первый взгляд, исследования мозга решают эту дилемму природы и культуры. Любое различие в структуре или активации мужских и женских умственных способностей имеет природную основу. Однако предположение, что такие различия являются врожденными, ошибочно, учитывая все, что мы знаем о пластичности, или податливости, мозга. Проще говоря, происходящие с нами события изменяют наш мозг.

Недавнее исследование, проведенное учеными П. Нопулосом и Дж. Вудом, а также их коллегами из университета Айовы, доказывает, насколько трудно распутать загадку природы и культуры, даже на уровне мозговых структур. Было установлено, что одно подразделение вентральной префронтальной коры - структуры, вовлеченной в социальное познание и межличностное суждение, - у женщин крупнее. (Мужской мозг приблизительно на 10 % больше женского, поэтому любое сравнение определенных мозговых областей должно быть измерено в пропорции к этому различию.)

Данный отдел мозга известен как «прямая извилина». Он располагается между внутренним краем полушария и обонятельной бороздой. Нопулос и Вуд нашли, что прямая извилина оказалась приблизительно на 10 % крупнее у тридцати женщин, которых они наблюдали, по сравнению с тридцатью мужчинами (с учетом большего размера мозга у мужчин). Кроме того, ученые зафиксировали, что размер прямой извилины соотносился с широко используемым тестом социального познания, - так что люди (и мужчины, и женщины), которые выгодно отличались в межличностном общении, также имели более крупную прямую извилину.

Нопулос и Вуд предположили, что, поскольку женщины в первую очередь занимались воспитанием детей, эволюционно их мозг оказался запрограммирован на то, чтобы развить крупную прямую извилину, ведь женщина как мать должна быть более чувствительна.

Данный вывод очень показателен, ибо представляет собой типичную ошибку, когда перепутаны причина и следствие. Такую же ошибку совершают люди, говоря: «Большой палец развился для того, чтобы было удобнее держать палку». Но эволюция - не гадалка, она не может предвидеть, что с большим пальцем палку держать будет удобней! Все происходит наоборот: из-за того, что наши предки пытались цепко держать палку, у них развился большой палец. Не для несуществующей цели, а для того, чтобы помочь в действии, которое совершается уже сейчас.

Итак, учитывая результаты исследований Нопулоса и Вуда, давайте расставим верные акценты. Если размер прямой извилины действительно связан с более глубокой межличностной коммуникацией, то не извилина развилась, чтобы улучшить коммуникацию (еще раз - извилина этого знать не может!), а процесс коммуникации стимулировал увеличение извилины.

Исследователи посчитали, что лучший способ проверять эту гипотезу - посмотреть на детей. Если различие в прямой извилине существует между полами с самых ранних лет, это подтвердит идею, что различие - врожденное, запрограммированное. Вуд и Нопулос провели второе исследование, в котором измерили ту же самую область у детей в возрасте между 7 и 17 годами. Но здесь результаты были неожиданными: оказалось, что прямая извилина по факту больше у мальчиков! Ко всему прочему, тот же самый тест межличностного понимания показал, что навык в этой области соотносился с меньшим размером прямой извилины, а не большим, как у взрослых. Авторы признают, что полученные ими данные сложны, и утверждают, что такая перемена между детством и взрослой жизнью отражает более позднее созревание мозга мальчиков по сравнению с девочками. Мозг подвергается существенному «сокращению», а точнее, сокращению объема серого вещества в период юности, что случается приблизительно двумя годами ранее у девочек по сравнению с мальчиками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Женский мозг, мужской мозг Женский и мужской мозг - разные. Однако недавние исследования показывают, насколько ошибочно предполагать, что все гендерные различия запрограммированы. По всему миру психологи и неврологи бьются над старым, как мир, вопросом: «Почему женщина

Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Ум женский и ум мужской Мужчины – творцы материального мира, в этой сфере они могут все. Они не могут только одного – переделать женщину. Почему? Потому что женщина – самое качественное творение Бога. И женщины это чувствуют. А когда это чувство переходит на уровень

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Древний мозг и новый мозг Посмотрим внимательнее, как устроен мозг. Рисунок 2. Строение мозга человекаОбозначения: 1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8.

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

«Левый мозг»/«правый мозг» Более 100 лет нам было известно, что два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Травмы, инсульты и опухоли левого полушария обычно влияли на функции рационального, вербального, неинтуитивного разума, такие как чтение,

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

46. Мужской и женский аспекты игры Ars amandi infinitum!685 Чем быстрее ты двигаешся, тем больше контролируешь ситуацию. Тимоти Лири686 Игра - явление эротическое.Танцующий, играющий поток жизни сексуален в самом высоком смысле. То есть во Вселенной, говоря словами Ральфа Эмерсона:

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Правый мозг, левый мозг Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по

автора Сигел Дэниэл Дж.

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

автора Дойдж Норман

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна

Мужской и женский шопинг Бытует мнение, что мужчины не любят ходить по магазинам. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества мужчин, совершающих покупки, хотя им пока еще далеко до женщин.Причиной такой тенденции некоторые считают то, что мужчины все

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Мужской и женский стили общения

Из книги 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 2 автора Курпатов Андрей Владимирович

Мужской и женский оргазмы Мужской и женский оргазмы, как мы уже говорили, существенно отличаются друг от друга как по ощущению, так и по происхождению, которое у них не одинаково. Самки животных (за исключением человека), в отличие от самцов, вообще не испытывают оргазма.

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она

Из книги Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение автора Янг Ларри