Интересная история из жизни баха кратко. Шокирующие факты из жизни музыканта И. С. Баха. Бах и Гендель. Два юбиляра, два музыканта, две различные жизни

    [ бах сердится ]

    Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку... Рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.
    - Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! - закричал Иоганн Себастьян.

    [ бах и ученик ]

    Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:
    "В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".

    [ гармония прежде всего! ]

    В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов... Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту... Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

    [ а где соперник?.. ]

    В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
    Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
    Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим... Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше - француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
    Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть - попросту сбежал...

    [ блудный сын и музыка ]

    Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.
    Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу.
    Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный -в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-то было. Эммануил не возвращался!
    Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд.
    Через минуту композитор безмятежно спал.

Бах был не единственной творческой личностью в своей семье. Считается, что он принадлежал к пятому поколению музыкантов. Около 50 его близких родственников также занимались музыкальным творчеством, двое его детей смогли стать довольно известными композиторами. Всего же у Баха было двадцать детей от двух браков (кстати, второй раз музыкант женился на собственной кузине и был счастлив с ней долгих 29 лет) . Его по праву можно считать самым плодовитым композитором в прямом и переносном смысле этого слова. Однако, только 9 детей из 20 пережили отца. Бах сам прекрасно играл на многих музыкальных инструментах. Например, на органе, клавесине и на гармони. Бах обладал уникальным слухом. Он мог исполнить один раз услышанное произведение без единой ошибки. За свою жизнь он восемь раз менял место жительства, переезжая из города в город. Бах был гениальным учителем музыки, не бравшим за свои уроки денег. Любимым его времяпрепровождением было посещение какой-нибудь небольшой церквушки, куда он приходил, переодевшись бедным учителем музыки. Бах был верующим человеком, часто перечитывал Библию и регулярно ходил на исповедь. Интересным фактом о Бахе является и то, что только благодаря его усилиям в церквях, на хорах, могут петь не только мужчины, но и женщины (долгое время для католиков и протестантов это было недопустимой вольницей) . Кстати, первой женщиной-хористкой стала жена композитора. Когда в церквях исполнялись хоралы Баха, за органом или клавесином сидел он сам или один из его сыновей (своим детям он постарался дать качественное музыкальное образование) . Бах был очень вспыльчивым человеком, часто срывался на своих коллег. Мог кричать на них, рвать ноты и ломать инструменты. Бах любил свободное творчество и один раз даже просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просился в отставку. За свою долгую музыкальную карьеру Бах написал более 1000 музыкальных произведений, первое из которых он создал в 15 лет. Композитор любил основывать разные общества (например, Баховское общество, Коллегия музыкантов) . Любимым блюдом композитора были селедочные головы. Как-то раз он нашел внутри них настоящие золотые дукаты. Бах обожал засыпать под музыку и вообще любил крепкий и здоровый сон. Его любимой поговоркой была такая: "Чтобы хорошо выспаться надо, ложиться спать не в тот день, в котором нужно проснуться". Известно, что несколько клиентов заказывали ему композиции, под которые было бы хорошо засыпать. В последние годы жизни великий композитор почти ослеп, и, хотя он не раз делал операции, они ему не помогали. Иоганн Бах и Фридрих Гендель были современниками, но при жизни эти два великих композитора так и не встретились, хотя желали этого. Долгое время на могиле композитора не было надгробного камня. Его наследникам не хватало времени на ее обустройство. Также существует мнение, что в могиле нет останков композитора. Некоторые исследователи считают, что их много раз переносили с места на место. Бах оставил очень большое наследство (это были и деньги, и недвижимость, и коллекция музыкальных инструментов, и коллекция уникальных церковных книг) .

Бах - великий немецкий музыкант и композитор, написавший более 1000 произведений в различных жанрах. Интересные факты про Баха будут рассмотрены здесь.
1.Иоганн Себастьян Бах появился на свет в марте 1685 года в большой семье - он был восьмым, самым младшим ребенком. Его отец был музыкантом. Стоит отметить, что многие родственники Баха также были связаны с музыкой.
2.Композитор великолепно освоил несколько музыкальных инструментов, среди которых были гармонь, клавесин и орган.
3.Бах имел уникальный слух, поскольку мог исполнить однажды услышанное им произведение без единой ошибки.
4.Бах известен также как выдающийся учитель музыки. Он часто проводил занятия, за которые не брал .
5.Композитор был верующим человеком, он регулярно ходил в церковь и читал Библию. Посещая церковь, Бах мог переодеться в учителя и давать уроки музыки.
6.Благодаря Баху в церковные хоры стали допускаться женщины. Ранее католическая церковь не разрешала лицам женского пола петь в хоре. Композитор смог побороть этот запрет, и первой женщиной-хористкой стала жена Баха.


В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта – далее в обзоре.



Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны. Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».



Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?». Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе. Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.



Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились. После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.



Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую. На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне». Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».



Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали. Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась. С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».



На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть. «Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи. Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.



Свои привычки и причуды были и у отечественных композиторов:

В Германии каждого музыканта было принято называть Бахом, более того, каждый Бах назывался музыкантом. Потому что все родственники Иоганна Себастьяна обладали музыкальными навыками, и каждый член семьи играл на каком-то инструменте. Всемирно известный композитор, талантливый человек – но так ли интересная была его жизнь?

Иоганн Бах – преступник?!

Иоганну Себастьяну было девять лет, когда он потерял отца и когда отправился на воспитание к своему старшему брату. У него тогда был один популярный сборник, состоящий из композиций таких композиторов, как Букстехуде, Пахельбель и Фробергер, знаменитых в то время. Однако старший брат не давал младшему этих нот, дабы не «развратить» его этой музыкой. Но Бах все же нашел лазейку к ним, и выкрадывал ночью, чтобы потом переписывать.

Однажды, когда Иоганн Себастьян уже почти завершил перепись, его застукал брат. Разумеется, он забрал его тетрадь и оригинальную запись. Бах-младший так был раздосадован своим невезением, что пообещал брату написать еще лучшую музыку. И обещание свое он выполнил.

Но однажды случилось то, что иначе как везением и назвать-то никак нельзя. Отправившись в Гамбург, чтобы побывать на концерте знаменитого Райнкена, Иоганн Себастьян очень скоро «проел» все свои сбережения и уже в середине дороги у него не хватало даже на самую простую закуску.

Случайно, или нет – неизвестно, но Бах все же заметил, как из открывшего окна выпали три головы от селедки, предназначавшиеся скорее всего уличным псам. Разумеется он подхватил их, чтобы хоть чем-то перекусить. Надкусив первую, Иоганн Себастьян чуть не сломал себе зуб о… золотой дукат!

Бах немедленно начал потрошить две остальные головы, где обнаружил то же самое. Неизвестно, откуда это взялось, зато будущий композитор вволю наелся и довольный поехал на концерт органиста.

Обличенный дьявол

Таковым иногда считали Баха. Изредка он переодевался в костюм школьного учителя, находил какую-нибудь маленькую церквушку, и просил церковного органиста позволить ему сыграть. Но так как он играл очень хорошо, люди считали, что простой человек не может обладать таким талантом, и убегали прочь, подозревая, что он – переодетый дьявол.

Когда окружающие восхищались его игрой, он всегда отвечал: «Господа! Мне всего лишь нужно нажимать на определенные клавиши, все остальное делает орган».