В чем проявляется схожесть митрофана с матерью. Сочинения. Влияние на Митрофана отца и дяди

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».

Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.

Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».

«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.

Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. М, Ю, ЛермонтовЛермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, "Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах" и прозе, добавим мы.Роман "Герой нашего времени" появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что "Герой нашего времени" - плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает "в преувеличенном виде презренный характер" главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе.Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что "Герой нашего времени" - это портрет всего поколения молодых людей того времени.Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале "Отечественные записки", а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно "приближают" Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча ("Бэла"), затем он увиден глазами повествователя ("Максим Максимыч"), наконец в "журнале" (дневнике) предлагается его "исповедь". События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Ттсихического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.Повесть "Княжна Мери" можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к "Журналу Печорина" сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет "история души человеческой". В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги-прожитой жизни; "Зачем я жил? для какой цели я родился?... быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений-лучший цвет жизни".У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое "водяное общество"К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или o дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин сам говорил, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели -все это свойственно ПечоринуВ романе последовательно анализируются его представления о любви. дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к "дикарке" ("Бэла"), в любви романтической ("Тамань"), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в "порочности" Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: "Лермонтов... понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга".Лермонтов не ограничивается зарисовкой "водяного общества", он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести "Фаталист" и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное-таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет ("Я говорил правду - мне не верили" - рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести "Бэла" упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что "Байрон был больше ничего, как пьяница". Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни - за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорнну возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность.Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в "гордом одиночестве". Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, "внутреннего человека", оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом- художником, "объективировавшим современное общество и его представителей".

Задачи и тесты по теме "Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман"

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840 году. Писатель сочинял главное произведение своей жизни в течение двух лет, публикуя его на страницах популярного журнала «Отечественные записки». Это сочинение стало знаковым не только в его творчестве, но и в русской литературе в целом, ведь данная книга стала первым смелым и одновременно удачным опытом подробного психологического анализа главного персонажа. Необычной была и сама композиция повествования, которая оказалась разорванной. Все эти особенности произведения привлекли к нему внимание критиков, читателей, а также сделали его эталоном в своем жанре.

Замысел

Роман Лермонтова не возник на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, которые вдохновили его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по своей задумке очень похожа на «Евгения Онегина» Пушкина, хотя и написана в более драматичном стиле. Кроме того, писатель опирался на иностранный опыт в создании внутреннего мира героя. Психологический роман уже был известен в Европе. "Герой нашего времени" можно определить как психологический роман за счет пристального внимания автора к поведению и настроению Печорина.

Особенно ярко такие черты проявились в творчестве французского просветителя Руссо. Также можно провести параллели между сочинением автора и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное сочинение, автор ориентировался в первую очередь на реалии своего времени, что и отразилось в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения - молодых интеллигентных людей, которые не могут ничем себя занять и тратят свои силы на бесполезные занятия, которые вредят, как им самим, так и окружающим.

Особенности композиции

Роман Лермонтова имеет необычное построение по сравнению с другими произведениями аналогичного рода. Во-первых, в нем нарушена хронологическая последовательность происходящих событий; во-вторых, повествование ведется от нескольких действующих лиц, в том числе, и от самого главного героя. Такой прием выбран автором не случайно. Он намеренно начал рассказ с середины жизни Печорина. Читатель получает о нем представление со слов постороннего человека, его бывшего сослуживца Максима Максимыча. Затем писатель показывает его глазами рассказчика, который видел его мельком, но тем не менее успел составить о нем в целом правильное представление.

Изображение героя

Поскольку психологический роман предполагает подробный анализ внутреннего мира персонажа, то последние две части написаны от имени самого Печорина в виде дневниковых записей. Таким образом, читатель видит персонажа в разные моменты его жизни, которые внешне как будто никак не связаны между собой. Так Лермонтов добивался эффекта разорванности времени, стремясь показать бесцельность существования своего персонажа, который в разные периоды своей жизни демонстрирует себя не с самых лучших сторон.

Сравнение с Онегиным

Жанр произведения «Герой нашего времени» - роман психологической направленности. Это сочинение, как уже было сказано выше, стало первым опытом в русской литературе в создании нового типа персонажа - так называемого лишнего человека. Впрочем, и до Лермонтова некоторые писатели создали персонажа, который не вписывался в устоявшиеся социально-политические рамки российской действительности первой половины 19 века. Самый яркий пример - Евгений Онегин, который так же, как и Печорин, был дворянином и так же безуспешно пытался найти хотя бы некоторое применение своим силам и способностям. Однако если Пушкин изобразил своего персонажа с добродушным юмором, то Лермонтов сделал акцент на драматическую составляющую. Психологический роман Михаила Юрьевича стал одним из самых значимых произведений того времени.

Особенность образа Печорина

Устами своего героя он зло критикует пороки современного ему общества, желчно высмеивает недостатки окружающего мира. В этом состоит характерная особенность образа Печорина - он не проводит праздно время, как Онегин в деревне, его отношение к жизни довольно активно, он не только критикует отрицательные стороны того общества, где вращается, но и действует, подвергая окружающих своеобразным психологическим испытаниям.

Первая часть

Жанр произведения «Герой нашего времени» определил и особенность построения текста романа. Автор задался целью переломить традицию русской литературы, заложенную Бестужевым-Марлинским, предполагавшую авантюрный сюжет и динамичное повествование. Лермонтов сделал акцент на детальный анализ внутреннего состояния своего героя. В первую очередь его интересовало объяснение причин странного, необычного, противоречивого поведения Печорина. Первую попытку разъяснить характер молодого офицера предпринял Максим Максимыч, командир кавказской крепости, где Печорин проходил службу.

Добрый капитан искренно пытался дать хотя бы какое-то объяснение эксцентричным поступкам своего сослуживца: похищению Бэлы, его любовь к ней и быстрое охлаждение чувств, его видимое, кажущееся безразличие к ее ужасной смерти. Однако Максим Максимыч, человек очень простой и бесхитростный, так и не смог понять причину душевных метаний Печорина. Рассказчику он только говорит о том, что последний представлялся ему человеком очень странным, поскольку с его появлением последовала целая цепь странных и трагических событий.

Портрет

На школьных уроках по литературе очень важно, чтобы ученики поняли жанр произведения «Герой нашего времени». Эта книга представляет собой психологический портрет Печорина, который, в свою очередь, является коллективным портретом современного писателю молодого поколения. Вторая часть произведения интересна тем, что в ней читатель видит Печорина глазами человека одного с ним социального положения, возраста, образования и воспитания. Поэтому описание, данное рассказчиком этому персонажу, заслуживает особенного внимания, потому что оно, несмотря на беглость осмотра и краткость встречи, более верно, чем объяснения капитана. Важен тот факт, что повествователь описывает не только внешность, но и старается угадать душевное состояние Печорина, и это ему отчасти удается. Именно это объясняет тот факт, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Рассказчик подмечает в характере Печорина такие черты, как задумчивость, расслабленность и усталость. Причем он отмечает, что это был не физический, а душевный упадок. Особое внимание автор уделяет выражению его глаз, которые блестели каким-то фосфорическим светом и не улыбались, когда он сам смеялся.

Встреча

Кульминацией этой части является описание встречи Печорина со штабс-капитаном. Последний жаждал этой встречи, он спешил к молодому офицеру как к старому другу, однако встретил довольно прохладный прием. Старый капитан был очень обижен. Однако автор, который впоследствии опубликовал дневниковые записи Печорина, отметил, что после их прочтения многое понял в характере персонажа, подробно проанализировавшего собственные поступки и недостатки. Именно это позволяет понять, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Однако в сцене встречи с Максимом Максимычем читатель может удивиться и даже укорить персонажа за подобное равнодушие. В данном эпизоде симпатии всецело на стороне старого капитана.

Повесть «Тамань»

Это произведение открывает начало дневниковых записей Печорина. В ней молодой офицер не только повествует об эксцентричном приключении в маленьком морском городке, но и анализирует свое поведение. Он сам удивляется своей неуемной жажде жизни, отмечая, что бесцельно и бессмысленно вмешался в жизнь контрабандистов.

Стремление персонажа участвовать в жизни окружающих людей, пусть даже помимо их воли, - вот в данном случае основная тема. «Герой нашего времени» - это роман, который акцентирует внимание не столько на описании внешних событий, сколько на подробном анализе внутреннего состояния действующих лиц. Во второй части Печорин становится свидетелем махинаций контрабандистов и довольно неосторожно выдает свою тайну. В результате его чуть не утопили, а шайка была вынуждена бежать с насиженного места. Таким образом, попытка Печориным понять собственное неуместное поведение - это во второй части основная тема. «Герой нашего времени» интересен тем, что последовательно раскрывает образ персонажа с самых разных и неожиданных сторон.

«Княжна Мери»

Это, пожалуй, самая главная и интересная часть в произведении. Именно в данной части персонаж раскрывается в полной мере. Действие происходит на лечебных кавказских водах.

Молодой офицер, чтобы подразнить своего приятеля Грушницкого, влюбляет в себя молодую княжну Мери. Несмотря на то что и сам к ней неравнодушен, тем не менее он не способен полюбить ее по-настоящему. Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в данной повести показывает себя с самой невыгодной стороны. Он не только обманывает девушку, но и убивает на дуэли Грушницкого. Вместе с тем именно в этой части Григорий Александрович самым беспощадным образом обличает свои недостатки. Здесь же он объясняет свой характер: по его словам, бесцельное времяпрепровождение, отсутствие друзей, сочувствия и понимания привели к тому, что он стал желчен, злобен и нелюдим. При этом он заключает, что «странно сердце человеческое вообще». Он относит свое высказывание не только к окружающим, но и к себе.

Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в этой повести раскрывается в полной мере. Наиболее интересна его запись размышления накануне дуэли с Грушницким, в которой он подводит итог своей жизни. Молодой офицер утверждает, что его жизнь, несомненно, имела смысл, но что он так и не сумел его понять.

Любовная линия

Лучше понять героя помогают его отношения с женщинами. В романе присутствуют три любовных сюжета, каждый из которых раскрывает личность молодого офицера с разных сторон. Первый из них связан с линией Белы. По своей натуре она была девушкой свободолюбивой, так как выросла в горах среди кавказских племен.

Поэтому быстрое охлаждение к ней Печорина фактически убило ее. Роман «Герой нашего времени», женские герои которого позволяют лучше понять психологический портрет персонажа, посвящен детальному объяснению поведения молодого офицера. Во второй части также присутствует любовная линия, однако она носит довольно поверхностный характер.

Тем не менее именно этот сюжет послужил основой интриги во второй повести. Сам герой не знает, как оценивать собственные действия: «Глупец я или злодей, не знаю», - говорит он о себе. Читатель видит, что Печорин прекрасно разбирается в психологии окружающих людей: он сразу угадывает характер незнакомки. Вместе с тем он склонен к авантюрным приключениям, в чем сам признается, что привело к странной развязке.

Произведение «Герой нашего времени», женские герои которого интересны тем, что так или иначе повлияли на судьбу Печорина, завершается последней любовной линией офицера и княжны. Последняя заинтересовалась оригинальным характером Печорина, однако не сумела до конца его понять. В этой же повести присутствует описание отношений Григория Александровича с княгиней Верой, которая лучше всех остальных поняла его характер. Итак, первым психологическим романом в отечественной литературе стало произведение «Герой нашего времени». Цитаты главного персонажа показывают его как сложного и неоднозначного человека.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которые готовят России Простаковы и Скотинины. У Фонвизина слово «недоросль» не имело определенного значения. Недоучками назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, ироничный смысл. Воспитание детей – это проблема государственная. Но решает ее не только система образования, но и каждая семья отдельно. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоучки». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей. Ничем не нагружают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан – единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать» … Уже этим многое сказано. Мать – жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценой подешевле». Чего стоят ее советы сыну: «… друг мой, ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!». «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой глупой науке!». Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Пелагею, которая тяжело заболела. Она не учитывает достоинство тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его свободы и своего мнения, унижает Софью, считая ее приживалкой. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья – богатая невеста, мать льстит перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. К Митрофану пришли учителя, а он рычит: «Шибеник их забери!» Цифиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжитесь, маменька!». Это есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежд, не знает ни арифметики, ни географии, неспособен отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, потому что не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в этих головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к обучению, ни к службе и предпочитает положение «недоучки». Настроения Митрофана разделяет его мать. «Пока Митрофанушка еще маленький – рассуждает она, – пока его и понежить, а там лет через десяток лет как выйдет, отведи бог, в службу, всего натерпится.

Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не горюй, моя матушка, не горюй: какой твой сын – таких на свете миллионы». «Мы видим, – говорит Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания». Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.