Трагическая судьба поэтессы татьяны снежиной. Татьяна снежина, биография. Книги стихов и прозы

Слава, признание и успех пришли к ней… после смерти. Имя Татьяны Снежиной стало широко известно после того, как Алла Пугачева исполнила ее песню «Позови меня с собой…».
Она была начинающей певицей и автором еще нескольких десятков песен, исполненных звездами эстрады. Жизнь Татьяны Снежиной была яркой и очень короткой.

Татьяна Снежина в детстве

Татьяна Печенкина родилась в 1972 г. в Луганске, через полгода семья военного переехала на Камчатку, а еще через 10 лет – в Москву. С детских лет Татьяна писала стихи, многие из которых становились песнями. Первыми слушателями стали однокурсники на студенческих вечерах, ее песни записывали на магнитофон, а кассеты расходились среди друзей и знакомых. В 1994 г. Татьяна дебютировала на сцене московского Театра эстрады. Затем принимала участие в конкурсах и сборных концертах. Тогда она выбрала себе звучный псевдоним – Снежина, в память о детстве, проведенном на Камчатке.

Автор песен и певица, жизнь которой оборвалась в 23 года



В конце 1994 г. отец Татьяны получил назначение в Новосибирск, и семья снова переехала в другой город. Там кассета с ее песнями попала в руки директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, который на тот момент был руководителем местного рок-движения. Несмотря на то, что его музыкальные предпочтения были совсем другими, кассета Татьяны Снежиной вскоре незаметно перекочевала из студии к нему в автомобиль.


Бесхитростные и даже наивные тексты ее песен у многих вызывали сомнения в их коммерческом успехе, «осовременить» их с помощью аранжировок тоже не получалось. «Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти», – вспоминал один из аранжировщиков.

Автор песни *Позови меня с собой* Татьяна Снежина



Бугаев и сам не называл этот проект коммерческим, но надеялся, что Татьяна Снежина найдет свою аудиторию. Творческий тандем вскоре стал семейным союзом: в августе 1995 г. состоялась помолвка, а на сентябрь запланировали свадьбу. Той же осенью собирались выпустить новый альбом певицы. Но этим планам не суждено было осуществиться. 19 августа Сергей с Татьяной отправились с друзьями на Горный Алтай. Два дня спустя их микроавтобус столкнулся с грузовиком «МАЗ», и все пять пассажиров и водитель погибли на месте. Певице было всего 23 года.


Татьяна Снежина и Сергей Бугаев


Однажды молодой человек из Новосибирска предложил Иосифу Кобзону послушать кассету с песнями Татьяны Снежиной. Певец отнесся к этому скептически – подобные просьбы поступали к нему слишком часто. Но певица не оставила его равнодушным: «В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней», – признавался он позже. Кобзон дал послушать кассету Игорю Крутому и предложил организовать творческий вечер, посвященный памяти погибшей певицы. В том же году состоялся большой концерт, в котором песни Снежиной исполнили звезды эстрады: Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Лев Лещенко, Николай Трубач, Татьяна Овсиенко и другие. После этого многие песни вошли в репертуар исполнителей на многие годы, как, например, «Музыкант», ставший визитной карточкой Кристины Орбакайте.




Но самую большую известность получила песня «Позови меня с собой…» в исполнении Аллы Пугачевой. В 1998 г. в интервью примадонна рассказывала: «У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы «познакомились» после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Татьяна Снежина для меня – символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции – не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продлевает жизнь этим людям. Ведь пока помнят – человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет – с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце».


Певица, которая стала популярной только после смерти


В 1997-1999 гг. Татьяна Снежина стала лауреатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса «Песня года» – к сожалению, уже посмертно. В 1998 г. песню «Позови меня с собой…» назвали хитом года.

О Татьяне Снежиной

По вечереющей улице тихого украинского города летящей походкой, периодически переходя в веселую припрыжку, торопясь домой из музыкальной школы, шла домой красивая белокурая девочка лет двенадцати. Когда ее ноги сами по себе, словно найдя на жарком после летнего солнца асфальте несуществующие "классики", начинали припрыгивать, девочка хмурила свои русые брови, словно осуждая ноги за "непозволительную несерьезность". Теплый ветерок с ароматами парковых роз ласково, словно дружески, подгонял ее в спину. Она торопилась не потому, что улицы стремительно темнели и это ее пугало, а потому, что наступало время долгожданного "вечернего спектакля". Надо сказать, что в однокомнатной квартирке, где жила она с отцом, матерью и младшим братом, ее "угол" был особенным. И дело было не в красивых ажурных покрывалах, сплетенных бабушкой, и не в дедушкиной довоенной этажерке со стопками интересных книг - над кроватью висело большое черное радио, и вечерние радиопостановки были неотъемлемой приятной частью ее девичьего мира. Девочка успела как раз вовремя и, посолив горбушку ароматного хлеба, предварительно обмакнув его в подсолнечное масло, с ногами забралась на кроватное покрывало, поджав их под себя, приготовилась слушать. Радиопостановка была как всегда интересна, но по прошествии стольких лет невозможно сейчас вспомнить, о чем она была. Впрочем, это и неважно… Но вот то, что случилось после спектакля, не просто запомнилось на всю жизнь - врезалось в память на долгие десятилетия. Дослушав спектакль, девочка, убаюкиваемая мягкими подушками и стрекотом сверчков, радующихся ночному мраку, глядя в окошко на южное звездное небо, стала размышлять о жизни, мечтать о том, кем она станет, когда вырастет… Она была отличница, любимица родителей, аккуратистка и просто хороший ребенок. Поэтому мечты бережно подхватили и понесли ее фантазию в светлые дали грядущих времен… Но тут в ее голове, даже на мгновение показалось, что ожило отключенное в полночь радио, раздался четкий голос: "Никем не станешь. Но у тебя родится ребенок, о котором узнают все". Шел 1958 год. Девочку звали Таня. В 1972 году у нее родится дочь тоже по имени Таня, которую мир впоследствии узнает как Татьяну Снежину.

Эту историю мать Татьяны Снежиной спустя более трех десятилетий расскажет семье. Долгое время она не решалась это сделать, полагая, что пророчество касается ее первенца - сына Вадима, ведь в семье военного мужчины становятся "известны всем" только совершая подвиг, зачастую посмертно. Только однажды, когда вдруг она осознала, что ее "ребенка" знают неожиданно много людей, знают благодаря ее стихам и песням, когда она увидела в своей дочке талантливую поэтессу и композитора, только тогда страх отпустил ее в отношении судьбы сына и она поделилась этой тайной с семьей. Если бы она знала… Впрочем, это будет позже. А пока…


Звезда моя, ты не сияй в печали,
Не обнажай души моей при всех,
К чему всем знать, что нас с тобой венчали
И райский ад, и непорочный грех.


Она пела, и неизвестно, кто был больше потрясен - публика или те, кто, работая с Татьяной, долго и упорно отвергал эту сторону ее таланта. Можно только предполагать, как бы это повлияло на дальнейшие творческие планы ее коллектива. Через три часа Сергей и Татьяна уедут, и последнее, что услышит публика из ее уст, будут слова романса:


Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое...


18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая. Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома она провожала взглядом маленький микроавто-бус. Если бы знать нам всем тогда, что он увозит их навсегда... Все, что знаем мы о случившемся, - из скупых милицейских протоколов и показаний свидетелей: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул - Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса". Была среди них и Татьяна. Так трагически ушла из жизни прекрасная двадцатитрехлетняя девушка, талантливая поэтесса и композитор, Татьяна Снежина. За свою нелегкую, но светлую жизнь она успеха написать более 200 песен, большое количество стихов и произведений прозы. Идут годы, ее песни поют десятки российских и зарубежных звезд эстрады, простых исполнителей. Кто не знает сейчас знаменитые слова "Позови меня с собой…"? Издаются книги, музыкальные альбомы, проводятся литературные чтения и музыкальные конкурсы, талантливых литераторов награждают премией ее имени. Растет армия поклонников ее творчества, ее цитируют, ей посвящаются стихи и песни, передачи и фильмы, создают сайты, в ее честь названа улица и поставлен в центре города памятник, одна из горных вершин Джунгарского Алатау в Казахстане, покоренная российскими альпинистами, носит ее имя. Но главное - ее душа вместе с нами, в ее произведениях, а память о ней в наших душах. И хочется верить в пророчество Татьяны Снежиной в "Антоле" - она вернется…

Вадим Печенкин
Зима 2012 года, Москва

Стили к которым можно отнести исполнителя:

Композитор, певица, родилась 14 мая 1972 года в Ворошиловграде (ныне Луганск, Украина).
Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее настоящая фамилия – Печенкина (отец – Валерий Павлович, мать – Татьяна Георгиевна, старший брат – Вадим). Она родилась в семье военного, которого через полгода перевели на Камчатку.

Десять лет спустя отец Снежиной, высокопоставленный военный (ныне, по некоторым данным, генерал ФСБ) был переведен в Москву. Таня с детства писала стихи в распространенной манере «наивный девичий альбом», а затем стала пытаться превращать их в песни. В конце 1994 года она записывает свой поднакопившийся материал в студии «КиС-С» на Таганке.

Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переезжает в Новосибирск. Для жителей этого города она - просто «наша Таня». Там она провела несколько самых счастливых лет своей жизни. Там она встретила своего любимого человека. Там же установлен единственный в России памятник Снежиной…

Там Танину запись начинают рассылать по окрестным музыкальным организациям. Сначала она попадает в местную филармонию, где на нее реагируют довольно индифферентно. Затем кассета легла на стол директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева.

Этот человек, сыгравший в прижизненной части истории Татьяны Снежиной самую большую роль, а затем разделивший ее трагическую судьбу, заслуживает отдельного разговора. В середине 80-х Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр «Студия-8», куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от «Калинов мост» до омской «Гражданская оборона»: Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена «залитовать» через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, однако, разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 90-х идеей «поп-музыки с человеческим лицом». Тут-то и произошло его судьбоносное столкновение с Татьяной Снежиной.

«Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили, говорит бывший администратор «Студии-8» и директор «Гражданской обороны» Андрей Соловьев («Пятак»). Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки певицей я ее не мог себе представить».

В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены, месяц спустя должна была состояться их свадьба. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Взял он с собой и Татьяну — дабы потрясти ее неземной красотой алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути «Nissan» столкнулся с огромным грузовиком «МАЗ», и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них «Nissan» пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил (собака перебегала дорогу?), и его прицеп занесло на встречную полосу. Снежиной было всего лишь 23 года…

Однако благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы уже в 1997 году ее имя стало известно широкой публике. В том же году в Государственном концертном зале «Россия» при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. С тех пор такие песни, как «Музыкант», «Перекресток», «Снежинка», «Будь со мной», «Сколько лет» неизменно попадали в различные чарты, а композиция «Позови меня с собой» в исполнении Аллы Пугачевой и вовсе стала мега-хитом.

Поэзия Татьяны Снежиной проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивается тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса «Песня года». В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии «ОВАЦИЯ». На церемонии вручения призов «золотых ладоней» была удостоена песня «Позови меня с собой», бесспорно признанная хитом года. Композитор, народный артист России Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной «Что стоит жизнь моя?», вышел двойной альбом «Позови меня с собой», снят документальный фильм «Они были молоды». В 2001 году московское издательство «Вече» опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России существуют фан-клубы певицы. Сегодня в сети Интернет был открыт новый, профессиональный сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной. На сайте представлены песни и композиции в формате МР3, стихотворения поэтессы, обширная фотогалерея, воспоминания и отзывы звезд российской эстрады о Татьяне Снежиной.

За 23 года девушка написала более 200 стихов. Первый магнитоальбом «Вспомни со мной» вышел на 40 день ее гибели. В 1997 году Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лада Дэнс, Лолита, Николай Трубач, Кристина Орбакайте и другие звезды отечественной эстрады записали двойной альбом с песнями Татьяны Снежиной. Это не только «Позови меня с собой», но и «Музыкант», «Будь со мной», «Что стоит жизнь моя».

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще». Оказалось, что нужно. В 1997 и 1998 годах Снежина была названа лауреатом премии «Песня года». Получила «Овацию» как автор лучшей песни.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Снежиной Татьяны Валерьевны

Снежина (настоящая фамилия – Печенкина) Татьяна Валерьевна – советская и российская поэтесса, композитор, певица.

Детские и юношеские годы

Татьяна родилась в Луганске 14 мая 1972 года в семье Валерия Павловича, старшего лейтенанта, и Татьяны Георгиевны, технолога. Вскоре после появления на свет Тани вся семья – родители, сама Таня и ее старший брат Вадим – переехали на Камчатку.

Способности к творчеству Татьяна проявила еще в раннем детстве. Девочка очень рано научилась играть на пианино. Она часто устраивала домашние концерты для близких – наряжалась в красивые платья и исполняла популярные песни. Позднее Таня начала радовать членов семьи и стихотворениями собственного сочинения.

В 1981 году Печенкины перебрались в Москву. Там Татьяна и окончила среднюю школу. Получив аттестат, девушка стала студенткой 2-го Московского медицинского института. В свободное от лекций, семинаров и зубрежки время Таня продолжала заниматься творчеством – она писала песни и исполняла их на студенческих мероприятиях.

В 1992 году ввиду специфики работы главы семьи Печенкиным вновь пришлось переехать. На сей раз местом их жительства стал Новосибирск. Татьяне пришлось забрать документы из столичного ВУЗа и поступить в Новосибирский медицинский институт.

Карьера

В конце 1993 года Татьяна познакомилась с ребятами из московской музыкальной студии «КиС-С». В том же году талантливая поэтесса и певица начинает работу над своим первым альбомом. На следующий год Татьяна Снежина (такой псевдоним девушка выбрала для себя) выступила на сцене Театра эстрады с композицией «Было время». Тогда же на станции «Радио России» вышла передача о Снежиной и ее деятельности. Постепенно рабочий график Татьяны становился все плотнее – начались выступления, записи уже готовых песен для дебютного альбома «Вспомни со мной», планировалась создание следующего сборника. Однако в 1995 году, когда Татьяна приехала в Москву насладиться готовым альбомом, выяснилось, что качество записи не дотягивает до профессионального. Снежина вернулась в Новосибирск и принялась искать новую студию, способную исправить ситуацию. Так в жизни Татьяны появился Сергей Бугаев, руководитель студии М&L Art.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Личная жизнь

В мае 1995 году Сергей Бугаев сделал Татьяне Снежиной предложение руки и сердца. Артистка ответила согласием. 13 сентября влюбленные планировали пожениться.

Трагическая гибель

18 мая 1995 года Татьяна с Сергеем и четырьмя друзьями отправились на микроавтобусе в Горный Алтай за облепиховым маслом и медом. После трехдневного отдыха компания в том же составе отправилась домой. По пути на трассе Барнаул – Новосибирск микроавтобус столкнулся с грузовиком. Все пассажиры микроавтобуса погибли. Среди них был один ребенок (сын друзей Татьяны и Сергея).

Изначально тело Татьяны Снежиной было похоронено на Заельцовском кладбище в Новосибирске, но чуть позднее останки певицы нашли покой на Троекуровском кладбище в Москве.

Посмертное признание

За 23 года своей жизни Татьяна Снежина успела написать более 200 песен. В 1997 году, спустя 2 года после смерти Татьяны, королева отечественной эстрады исполнила композицию «Позови меня с собой», написанную Снежиной. После этого песни Снежиной начали исполнять ,

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

Татьяна СНЕЖИНА,

Новосибирск - Москва

Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее отец - высокопоставленный военный Валерий Павлович, мать - Татьяна Георгиевна. У Татьяны был старший брат - Вадим. Через полгода после рождения Татьяны ее отца перевели из Луганска на Камчатку. После десяти лет службы на Камчатке Валерий Петрович был переведен в Москву.

Таня с детства писала стихи, и пыталась создавать из них песни. Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской многим событиям личной жизни. В ее стихах часто встречались понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука" и "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таня часто писала в стихах.

Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

Несмотря на свои литературные предпочтения, Татьяна поступила во 2-й Московский медицинский институт, но продолжала заниматься творчеством. Ее выступления на студенческих вечерах нравились слушателям, и кто-то из них записал ее песни на магнитофон, и кассеты быстро разошлись среди друзей, родственников и знакомых.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобретает, дебютируя 1994 году на сцене московского Театра эстрады. Вслед за этим последовали выступления на различных молодежных конкурсах и эстрадных площадках. У нее начали брать интервью. При этом учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Одновременно находила время для занятий хореографией. Татьяна решила взять себе псевдоним Снежина, в котором нашли отражение памятные ей с детства снега Сибири и Камчатки. Сама Татьяна вспоминала это время как очень непростое для себя. В творческой биографии Татьяны Снежиной были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами и аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи.

В конце 1994 года она записала поднакопившийся у нее материал в студии «КиС-С» на Таганке. Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переехала в Новосибирск. Там Танина запись попала в местную филармонию, где на нее не обратили никакого внимания. Одновременно кассета легла на стол директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, о котором нужно сказать отдельно.

В середине 80-х Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр «Студия-8», куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от «Калинов мост» до омской «Гражданская оборона»: Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена «залитовать» через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, несколько разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 90-х идеей «поп-музыки с человеческим лицом». Тут и произошла судьбоносная встреча Бугаева и Татьяной Снежиной.

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще».

Именно Сергей Бугаев сыграл в жизни Татьяны Снежиной огромную роль. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая, что это материал для работы.

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели коммерческих перспектив раскрутки ее материала. В этот момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жестокостью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе.

Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца.

Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к ее творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти..."

Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория..."

Сама Татьяна сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала. Она писала везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Совместная работа сблизила Татьяну и Сергея - Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября.

В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

«Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили, говорил бывший администратор «Студии-8» и директор «Гражданской обороны» Андрей Соловьев. Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки. Певицей я ее не мог себе представить».

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Он взял с собой и Татьяну, чтобы показать ей красоту алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути «Nissan» столкнулся с огромным грузовиком «МАЗ», и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них «Nissan» пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу.

В милицейском протоколе было сказано: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

После трагической гибели Татьяны благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы в 1997 году ее имя стало известно широкой публике.

Иосиф Кобзон рассказывал:

"Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал о том, что у нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать? Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: "А что если познакомить моих коллег?" И я обратился к Игорю Крутому: "Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера". И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался примерить на свои плечи. В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…Сколько лирики в этих стихах и сколько откровения в стихах Татьяны, в песне "Письма твои"… А другая ее песня "Праздник лжи" - это такое легкое озорное кокетство Татьяны. Эта песня такая молодежная, дискотечная, веселая... Хотелось бы вспомнить Татьяну вот такой красивой, талантливой, жизнерадостной".

В том же году в Государственном концертном зале "Россия" при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. Песни "Музыкант", "Перекресток", "Снежинка", "Будь со мной" и "Сколько лет" попали в различные чарты, а композиция "Позови меня с собой" в исполнении Аллы Пугачевой стала мега-хитом.

Алла Пугачева в интервью, данном в 1998 году, рассказывала:

"У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но "самой печальной истории на свете" о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции - не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продляет жизнь этим людям. Ведь пока помнят - человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце. От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня "Музыкант" стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет "Снежинку". А "Позови меня с собой" - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня. Мое исполнение похоже на Танино, не спорю. У меня не было желания сделать все наоборот, как бывает, когда берешь старую песню и волей-неволей стараешься спеть как-то по-новому. Но в истории с песней "Позови меня с собой" был элемент мистики. Я же не пела и не хотела петь, честно говоря. Но услышала "Позови меня с собой" - и сомнений не возникло, что я ее спою. Когда я подошла к микрофону... я не знаю, что вдруг со мной случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поет моим голосом! Хотите - верьте, хотите - нет. Со второй Таниной песней "Мы в этой жизни только гости" случилось то же самое. Подхожу к микрофону и опять чувствую - кто-то рядом... Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней "Позови меня с собой" еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. "У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай". Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!"

Поэзия Татьяны Снежиной проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивалась тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" песня "Позови меня с собой" была признанна хитом года. Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной Снежиной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

Лев Лещенко в интервью рассказывал:

"Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургиче-ском плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы. Снежина, уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица. Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями".

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?", вышел двойной альбом "Позови меня с собой", снят документальный фильм "Они были молоды".

В 2001 году московское издательство "Вече" опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России появился фан-клубы певицы и был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной.

Изначально Татьяна Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Позднее ее останки были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.


«За 215 лет наш город подарил миру целую плеяду известных и талантливых людей, - сказал на открытии памятника городской голова Сергей Кравченко. - Наша землячка Татьяна Снежина за свою короткую жизнь успела написать очень много замечательных стихотворений. Она была безгранично талантлива, песни на ее произведения поют многие известные артисты эстрады. Этот памятник - дань уважения молодой поэтессе и всем талантливым современникам».


Использованные материалы:

Текст статьи «Ведь вы не знали обо мне», автор О.Львова

Материалы официального сайта Татьяны Снежиной www.snezhina.ru

Материалы сайта www.ckop6b.narod.ru