Сценарий рождественской музыкально-литературной композиции для учащихся начальной школы "взошла звезда ясная". Литературно-музыкальной композиция на новый год для старшеклассников «Декабрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Цели:
- пополнять и закреплять знания детей одостопримечательностях и знаменитых людях (поэтах) своего города;
- продолжать совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении прозыи стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию);
- продолжать знакомить смузыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родного края в любое время года.

Ведущие мальчик и девочка подготовительной группы, в ходе композиции прозвучали стихи Тобольских поэтов: Лелии Мезенцевой, Валентины Хохряковой, Ираиды Зубовой, а также фрагменты произведений П.Чайковского и Вивальди «Времена года», вокальныепроизведения: «Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова, «Зима», муз. Ц. Кюи, «Береза», муз. В. Веселова.

Мальчик: Еще совсем недавно в нашемгороде Тобольске стояли осенние денечки, но вот пришла зима, кажется каждый год одно и то же: снег, да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
1-ий ребенок: "Зимняя песенка"
Снова на окнах снежинки,
Снова идет снегопад.
С неба - белые льдинки,
В белом кружеве сад.
Вот и зима наступает -
Осени красок уж нет.
В белеющей дымке тает
Последний осенний букет.
Белое, белое царство
Зимушки - зимы,
Снежного богатства
Закрома полны.
Девочка: Как красив снегопад вбезмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, как прекрасный сказочный цветок, и каждый цветокнеповторим. (звучит музыка Ц. Кюи «Зима», на экранепоявляются слайды зимнего Тобольска).
2-ой ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой. " Снежинка"
Снежинка серебристая
На моемокне.
Пушистая, красивая!
Тает наруке.
Шестьлучиков имеет
Снежная звезда,
Очень ее любит Зимушка-зима.
Мальчик: После снегопада так красиво,как в сказке. Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые арки, покрытые снегом. Елочки и сосенки напоминают снегурочек в белых пушистых шубках. Кажется, что потрудился, какой - то волшебник. А наша поэтысса Валентина Хохрякова видит в хороводе снежинок, в красавице зиме, удаль беспредельную и раздолье русское. (звучит музыка Вивальди «Времена года» наэкране появляются слайды зимнего Тобольска).
3-ий ребенок: читает стихотворение В. Хохряковой.
Хлопьями снежинки
Кружат в поднебесье,
Тающие льдинки
На ветвях развесив.
Песни хороводные
В городе украшенном,
Елка новогодняя
Ледяные башенки.
Мчится тройка белая
По тропинке узкой.
Удаль беспредельная
И раздолье русское.
Девочка: Можно сказать, что ни одновремя года так не волшебно, как зима. Летом и весной все шумит жизнью, все зеленеет и цветет, дышит, радуется теплу и свету. Зимой же красотасовсем другая: деревья в кружевах, снежинки танцуют вальс на проводах, березки - красотульки стоят, прижавшись в полусне. (звучит музыка В. Веселова «Береза», на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
4-ий ребенок: Читает стихотворение И. Зубовой "Зимняя рапсодия"
Зима.
Тобольск.
Иду счастливая.
Во взглядерадость нараспах.
Ну, до чего
Зима красивая!
Ночь. А совсем не манит спать.
Хожу - брожупо зимним улочкам.
Стоят деревья в кружевах.
Снежинки, крепко взявшись за руки,
Танцуют вальс на проводах.
Вот двеберезки - красотульки
Стоят тихонько в стороне,
Гирляндами огней мигнули,
Слегка прижавшись в полусне.
Мальчик: Но вот пейзаж меняется и перед нами картины суровой зимы ведь она иногда превращается и в грозного воеводу Мороза.(звучит музыка «Холодно,холодно», А. Гречанинова, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
5-ий ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой "Зимние приметы"
Ох и морозецзавтра грянет!
Из трубдымок столбом уж тянет,
И солнцекрасное заходит,
То ветертучи нам наводит.
Девочка: Как много замечательных игр и развлечений принесла с собойволшебница зима: снежные игры, катание с ледяных горок, катание на лыжах и коньках и не страшны ребятишкам ни метель, ни вьюга, ни мороз, ведь в снежки играет Народец озорной, Весело мне сними На горкеледяной. (звучит музыка Чайковского «Времена года»,на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
6-ой ребенок: читает стихотворениеЛ.Мезенцевой "Зима"
Зима дорожки забелила,
Метелью, вьюгой закружила.
В инее стоят березки,
Их веточки, словно стрекозки.
Вот с горки саночки несутся,
Детишки радостно смеются.
Им любо с горочки скатиться,
С зимой метельной подружиться.
Румяны щечки, красен нос,
Но не пугает их мороз.
На лыжах, наконьках кататься -
С зимою быне расставаться.
Мальчик: А еще и много чудес принеслаона с собой ведь зима- самое красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество А сколько Дедушек Морозов И Внучек вгороде моем! И в томпоэзия и проза. Куда же мы отних уйдем? Ну, аершовские герои? Как онирадуют народ! Поздравитьих хочу, не скрою,У них ведьтоже Новый год! И. Зубова (звучит музыка «Дед Мороз» из «Альбома дляюношества» Р. Шумана, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
7-ой ребенок: читает стихотворение "С Новым годом!"
Засверкал вогоньках городок-
Снежный,праздничный с елкой зеленой.
Веселиться морозный Дедок:
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Фейерверка цветные огни
В темном небе взрываются ярко.
Весь Тобольск осветили огни,
Стало дедушки нашему жарко.
Не на шутку пустился он в пляс,
Гармониста поймал ненароком.
Вот так елкасегодня у нас!
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Валентина Хохрякова. Литературно-музыкальная композиция заканчивается, на столах зажигаютсясвечи и девочки в нарядных платьях танцуют «Вальс » музыка Г.Свиридова из кинофильма «Метель».

Литературно-музыкальная композиция

«Здравствуй, зимушка-зима»

Цели: 1. Познакомить со стихотворениями о зиме;

2. Привить любовь к стихам, к природе, Родине;

3. развивать навыки выразительного чтения.

Ход мероприятия.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок – урок-концерт, посвященный зиме. А начнем мы наш урок с музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Звучит музыка. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений.

Ведь у каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. А в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Это говорит о том, что люди любят это времягодя, несмотря на суровую погоду.

Учащиеся читают стихи. (Ф. И Тютчев «Чародейкою-зимою», Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»)

Ребята, какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?

Правильно, осень. Но только ли осени он посвящает свои стихи?

Конечно, нет. У него много стихотворений и о зиме. Послушаем некоторые из них.

(«Зимнее утро», «Зимний вечер», Зимняя дорога»)

Звучит музыка. Бетховен «Лунная соната»

Опустели наши поля, леса; птицы улетели в теплые края; обнаженные деревья уже не шумят своей листвой; звери и насекомые спрятались в свои норки. Природа приготовилась к зимнему сну. И вот наступила зима: время сильных морозов, метелей, ветров. Красива природа зимой: спящие поля, укрытые снегом, чистая белизна, сонный лес. Хотя зимой кажется, что вся природа спит, о ком мы с вами не должны забывать, ребята?

Конечно же, о птицах, о наших маленьких помощниках. Это воробьи, синицы… Мы их должны поддерживать в холодные дни, ведь им трудно найти корм.

Стихотворение Ю. Прокоповича Воробей»

С давних времен люди следили за природой, замечали особенности каждого времени года. Поистине народным творением являются загадки, пословицы, поговорки и приметы.

Перед вами 3 пословицы о зиме:

    Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.

    Месяц январь - зимы государь.

    Январю батюшке - морозы, февралю – метели.

Ребята, приведите примеры других пословиц о зиме.

Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки:

    Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

А теперь послушаем ваши загадки.

Посмотрим, как вы теперь справитесь с приметами.

    Зима морозная(?) – лето жаркое.

    Зима снежная(?) – лето дождливое.

    Дым столбом(?) – к морозу.

    Много еловых шишек(?) – к урожаю.

    Зима без снега(?) – лето без хлеба.

Зиме посвятил стихи другой замечательный русский поэт – С. А. Есенин.

(«Поет зима – аукает»)

Даже в самый разгар морозов мы о каком времени года вспоминаем?

Конечно, о весне. Все эти морозы, метели только на время, а потом наступит весна, и вся природа проснется от зимней спячки.

Ребята, а как вы думаете, в нашем марийском крае есть поэты, которые пишут о зиме?

Да, это Нина Жибрик, Борис Данилов, Зинаида Ермакова и многие другие. Послушаем некоторые из них.

А теперь свои небольшие стихи и сказки о зиме прочитают ученики.

Ну вот, сегодня мы с вами поговорили о зиме, послушали стихи разных поэтов. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой. Ее нужно не только понимать и чувствовать, но и беречь. В этом проявится наша любовь к ней. А любить природу – значит любить свою Родину. Это долг каждого человека.

Заканчиваем наш урок песней. («Три белых коня»)

(В зал, где стоит нарядная елка, входят дети с елочными украшениями и наряжают её.)

Ребенок 1:

К нам целый год на праздник собиралась

Зеленая красавица лесов.

Потом тихонько в этом зале наряжалась,

И вот теперь наряд ее готов.

Ребенок 2 : Мы все на елочку любуемся сегодня,

Она нам дарит нежный аромат.

И самый лучший праздник новогодний

Приходит вместе с нею в детский сад.

Ребенок 3:

Говорят, под Новый год, что не пожелается,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

Могут даже у ребят сбыться все желания.

Нужно только, говорят, приложить старания.

Ведущий : Ребята, давайте расскажем елочке о своих желаниях. Может она их исполнит?

(Исполняется песня «Расскажи нам, елочка, сказку».)

(Звучит музыка. Ведущая говорит на фоне музыки.)

Ведущий:

Все началось в чудесный Новогодний вечер,

Когда кружил на улице снежок.

Такой веселый, чистый, нежный,

Летел в окошко нежный, как пушок.

А за окошком шли приготовленья:

Подарки, елка и большой пирог.

И в полночь, что произойдет сегодня,

Никто предугадать не мог.

(Звучит музыка, в зал входит девочка, она танцует с игрушкой - Щелкунчиком, садится в кресло. Звучит музыка эльфов.)

Ведущий:

Огни хвойной ели и звезд за окном,

Решили поведать ей сказку, потом

Мари посмотрела тихонько вокруг

И эльфов круженье увидела вдруг.

Все вмиг засверкало, навеяло сон

И дом в одночасье был в сон погружен.

(Исполняется «Танец эльфов». Мари засыпает, ей сниться сон. Появляется мальчик-Щелкунчик, они танцуют.)

Ведущий:

Как только 12 пробило, вокруг

Писк и шипение послышалось вдруг.

Как черная туча, пища и скребя,

Все мыши округи собрались сюда.

(Выход мышей с Мышильдой.)

Мышильда:

Это что за веселье? Какой Новый год?

Вы что позабыли, что в замке живет Мышильда?

Да, я - королева мышей!

И здесь все должно быть по воле моей!

Щелкунчик:

Ну, нет, хоть смогла ты на праздник попасть,

Мы здесь не допустим мышиную власть!

Мари:

Сегодня здесь праздник, здесь столько гостей,

И елка нас манит гирляндой своей.

На елке развешан веселый наряд:

Драже, леденцы, пастила, мармелад.

Возьми вот конфету, отведай скорей,

Попробуй, Мышильда, ты станешь добрей.

(Мышилъда берет конфету, пытается укусить — ломает зуб.)

Мышильда:

Вы мне заплатите за мой любимый зуб!

Обидели меня, Мышильду! Вот я вам!

И праздник продолжать я вам не дам!

Сейчас я устрою вам свой маскарад,

Никто не посмеет, есть мой мармелад!

Мышиное войско! Вперед, победим!

Весь замок займем, а конфеты съедим!

(Мышилъда наступает на Мари и Щелкунчика, они в страхе пятятся назад, мыши танцуют.)

Щелкунчик:

Солдаты мои! Выходите скорей!

Разгоним по норам противных мышей.

Их место должно быть в подвале сыром,

За мной! Неприятеля мы разобьем!

(Разыгрывается сценка «Сражение». Щелкунчик побеждает. Мышильда в страхе убегает. Щелкунчик снимает маску.)

Щелкунчик:

Мышильда сбежала, возврата ей нет!

Теперь я открою для вас свой секрет:

Развеялись чары маски моей,

И снова я принц королевства Сластей.

Нас ждут во дворце на большой маскарад,

Вот фея Драже и принц Мармелад. (Выходят.)

Фея Драже:

Мы рады приветствовать милых гостей

В королевстве чудес, в королевстве Сластей.

Здесь ждут вас волшебные превращенья,

И каждый по вкусу найдет угощенья.

Принц Мармелад:

Конфеты, зефир, леденцы, шоколад -

Все ждут вас сегодня на бал-маскарад.

Любимому принцу, гостям - наш привет!

А елка зовет танцевать менуэт.

(Исполняется «Менуэт».)

Щелкунчик : Гости дорогие, я познакомлю вас с жителями моего королевства.

Скорее выходи, гостей встречай, ароматный, золотистый чай. (Выходят два ребенка в китайских костюмах, исполняют «Танец чая».)

Мари:

И все, конечно, знают, к чаю

Мы, русский пряник приглашаем,

Красив, пахуч и так хорош,

Такого в целом мире не найдешь.

Пляши веселей, каблучков не жалей,

Нет в мире задорней пляски твоей!

(Исполняется «Русский танец».)

Щелкунчик:

В королевстве у меня добра не счесть,

Что не пожелаете, все есть!

Например, есть Шоколад - испанец,

Посмотрите на его прекрасный танец.

(Исполняется «Танец Шоколада».)

Щелкунчик:

А теперь, любезные друзья,

Гордость вам свою представлю я.

Это черный Кофе - дар востока,

Прибыл из Аравии далекой.

(Исполняется «Танец Кофе». Входит принц Зефир.)

Принц Зефир:

Принц мой! Вспомни, наконец, и о зефире.

Я ведь тоже знаменитый в целом мире:

Пышный, ароматный, белоснежный

И на вкус необычайно нежный.

Для гостей хотим мы станцевать,

Надо только мне сестриц своих позвать.

(Исполняется «Танец Зефира».)

Щелкунчик:

Вижу я, что королевство процветает,

Все здесь радует меня и удивляет.

Вот, как бабочки под новогодней елью

Леденцы с душистой карамелью.

(Исполняется «Танец Карамелек и Леденцов».)

Мари:

Как чудесен новогодний вечер:

Танцы, шум, веселый детский смех...

Хочется, чтоб счастье длилось вечно

И его хватило бы на всех.

Приглашаю всех на танец я,

Вальс станцуем всем на радость,

Становитесь в круг скорей, друзья!

(Все танцуют «Вальс».)

(После танца все уходят за ширму, Мари, кружась, садится в кресло. Появляются эльфы, Мари просыпается, на коленях у нее лежит корона, а рядом плащ принца.)

Мари:

Какой прекрасный видела я сон:

Я танцевала на балу у принца.

Там было так прекрасно, так светло,

Не знала я, что все мне только сниться.

А может это вовсе и не сон?

Вот принца плащ, а вот его корона,

Скажите, где же принц, где он,

Его хочу я видеть снова.

Щелкунчик, милый, где же ты?

Нам было весело с тобою,

Но это были лишь мечты,

Ведь в детстве все случается порою.

(Мари забирает плащ, корону и уходит.)

Ведущий:

Бывает так, что наши сны -

Есть отражение мечты.

Все дети очень любят сказки,

Где зло добром побеждено,

Где каждую Мари так страстно

Ждет милый принц уже давно.

Что ж, пусть мечтают чаще дети,

Пусть светятся у них глаза.

И после каждой новогодней ночи

Их взгляд не исказит слеза.

Ведь Новый год приносит счастье,

Приносит радость в каждый дом.

И этот сказочный, чудесный праздник,

Пускай для них не будет сном!

(На протяжении всего сценария используется музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик».)


Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материла: Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп при подготовке к новогодним праздникам, занятиям по теме «Зима».

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего возраста.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии.
Задачи:
Образовательные:
повторить с детьми названия зимних месяцев;
познакомить детей с народными зимними пословицами и поговорками, приметами;
закрепить с детьми знание признаков зимы;
уточнить знания детей о зимних изменениях в природе;
дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово, Масленица;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Развивающие:
развивать навыки контекстной речи, умения выразительно читать наизусть стихотворения;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русской поэзии, к русской народной культуре.
Предварительная работа: разучивание песен, танцев, хороводов, стихов о зиме, о празднике Рождество; оформление зала в зимнем стиле
Материалы для проведения: стулья по количеству детей, дипломы и памятные подарки по количеству участников
Ход мероприятия:
(Дети заходят змейкой в музыкальный зал под музыку, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы провести нашу литературно – музыкальную гостиную «Зимушка хрустальная». На нашем празднике мы будем петь, танцевать и, конечно, читать стихи. Закончилась осень и к нам пришла красавица зима. Нарядила дома белыми шапками, деревья украсила серебром. Первое стихотворение нашей литературно – музыкальной композиции называется «Встреча зимы» Его нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Встреча зимы», автор - Иван Никитин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое прекрасное стихотворение мы сейчас с вами прослушали. «…Снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём…». Очень красивые строки! Скажите, пожалуйста, дети, а как мы с вами узнаём, что приближается зима? Назовите, пожалуйста, признаки зимы.
Дети: Листья с деревьев уже опали. Солнце светит реже. На лужах появляется лёд. Выпадает первый снег. Дуют холодные ветры.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали. О зиме в русской поэзии написано много стихотворений. Каждый поэт видел это время года по-своему. Для каждого автора зима представала совершенно особенной. И сейчас мы послушаем одно такое стихотворение, оно называется «Первый снег». Его прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Первый снег», написал Иван Бунин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Но о зиме написал тоже немало прекрасных строк. Отрывок «…Вот север, тучи нагоняя…» из замечательной поэмы «Евгений Онегин» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «…Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»). (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: «…Волшебница – зима…» Очень поэтично, не правда ли? А первая песня нашей литературно-музыкальной композиции так и называется «Эх, зима!» (музыка Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского).
Дети: (Поют песню)
Воспитатель: Замечательная песня! Очень она мне нравится. А что же происходит с деревьями, с лесом?
Дети: Зимняя природа погружена в сладкий сон.
Воспитатель: Укрывшись белым покрывалом пушистого снега, спят деревья и кусты. В одни дни мороз и тишина, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, с которой падает снег, а в другие - снежная вьюга с завыванием ветра. Стихотворение «Берёза» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Берёза». Написал Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные стихи о зиме! Слушаешь, и как - будто видишь, заснеженную берёзу, которая застыла в серебряном уборе. Но вернёмся к нашему конкурсу. Следующее стихотворение нам прочитает (ребёнок) и называется оно «Чародейкою Зимою…».


Ребёнок: Стихотворение «Чародейкою Зимою…», автор - Фёдор Тютчев. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним про животных. Какие изменения происходят в их жизни с приходом зимы?
Дети: Медведь зимой сладко спит в берлоге. Белка и заяц ещё осенью сменили шубку. Заяц теперь белый, а белка – серенькая. У всех животных зимняя шуба более тёплая.
Воспитатель: Всё верно. Пришла зима. Мороз сковал землю. Замёрзли реки и озёра. Часто идёт снег. По нему так легко и приятно скользить на лыжах. Выйдешь утром – чистая нетронутая целина, как страницы из книги. Пробежишь, и словно рисунок появляется. У нас есть стихотворение, которое называется «Зима», и послушаем мы его в исполнении (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Зима», автор - Иван Суриков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Великолепное стихотворение! Скажите мне, пожалуйста, дети, как называется первый месяц зимы?
Дети: Первый месяц зимы называется декабрь.
Воспитатель: Правильно. Декабрь в народе называют Студень. Обычно в этом месяце выпадает много снега. Это также и месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. Какой праздник мы отмечаем в декабре?
Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.


Воспитатель: Совершенно верно. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. И сейчас мы с вами потанцуем. Хоровод «Новогодняя плясовая» (музыка и слова Л.Вахрушевой).
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Очень весёлый танец. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. Я вспоминаю одного очень важного гостя, а кто это вы сейчас отгадаете.
С Новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат

И подарки он нам дарит
Вот они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый,
От мороза красный нос.
Кто же он, скажите, дети,
Громко, дружно…
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно отгадали. И нашему Дедушке Морозу мы тоже читали стихотворения. Вот одно из них. Оно называется «Снежок» и прочитает нам его (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Снежок», написал Николай Некрасов. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Но не только Дед Мороз приходил на наш новогодний праздник. Баба Яга тоже была. И я объявляю очень весёлый танец, который так и называется «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Народный календарь сохранил пословицы и поговорки, точно описывающие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово ПОРОША?
Дети: (Высказывают мнение).
Воспитатель: Давайте я уточню. Пороша - это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. И у нас есть стихотворение, которое так и называется «Пороша», его нам расскажет (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Пороша». Автор - Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные строки! Как тонко чувствует автор зимнюю природу. «…Словно белою косынкой подвязалася сосна…». Но вернёмся к месяцу декабрь. Издавна существуют приметы, по которым можно определить какая будет зима суровая или мягкая, долго ли быть морозам или ждать оттепели. Особо в декабре присматривались к явлениям природы, предвещавшим будущую погоду.
Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето.
Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.
А гром в декабре сулил студеную зиму.
Воспитатель: Следующее стихотворение, точнее отрывок из поэмы «Евгений Онегин», который мы с вами послушаем, называется «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». Прочитает этот отрывок (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?
Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.
Воспитатель: Молодцы! Январь - середина зимы и начало года. Январь на Руси - самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее. Следующее стихотворение, которое мы сейчас с вами услышим, называется «Круглый год. Январь». Расскажет его (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Январь». Автор - Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: На оконных стеклах морозные узоры. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «Просинец». Какое природное явление заканчивается у нас, на Кольском полуострове, в январе?
Дети : В январе у нас заканчивается полярная ночь.
Воспитатель: Верно. В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:
Зимой солнце - что мачеха: светит да не греет;
Новый год - к весне поворот;
Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.
В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.
Воспитатель: Именно о чудесной морозной погоде мы послушаем сейчас стихотворение, которое называется «Зимнее утро», и прочитает его (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Но что-то мы засиделись. Вставайте все в круг. Музыкальная игра «Ой, мороз» (музыка и слова Г.Вихаревой).
Дети: (Встают в круг, проводится игра. Дети поют песню, выполняют движения по тексту).
Воспитатель: На нашем празднике сегодня нет, к сожалению, Деда Мороза. Поэтому Морозом побуду я. (Пока дети поют песню, «гуляет» внутри круга по часовой стрелке. После песни говорит):
Мороз: Я вам руки заморожу.
Дети: А мы будем хлопать.
Мороз: Я вам ноги застужу.
Дети: А мы будем топать.
Мороз: (Быстро идёт по кругу, протягивая свои руки к рукам детей). Заморожу руки.
Дети: (Хлопают).
Мороз: (Протягивая руки, к ногам детей). Ноги застужу.
Дети: (Топают).
Мороз: Коленки заморожу. (Протягивает руки к коленкам детей).
Дети: (Приседают на корточки, закрывают руками колени).
Мороз: Щёки заморожу.
Дети: (Встают, закрывают руками щёки. И так далее).
Воспитатель: Отдохнули немного. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжим нашу литературно-музыкальную композицию «Зимушка хрустальная». Для месяца январь тоже есть свои пословицы и поговорки, как и приметы. Вот некоторые из них:
Январь - первенец года, пора снеговеев.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже.
Воспитатель: Но не только Новый год мы отмечаем зимой. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы также отмечаем в январе?
Дети: В январе мы отмечаем праздник Рождество Христово.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождество». Его нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Отрывок из стихотворения «Рождество», автор - Михаил Юрьевич Лермонтов. (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Рождество – прекрасный праздник. Ничуть не хуже чем Новый год. Издавна на Рождество было принято петь народные прославительные песни. Кто помнит, как называются такие песни?
Дети: Такие песни называются колядки.
Воспитатель: Также до сих пор существует обычай, устраивать небольшое представление, посвящённое рождению Иисуса Христа. Помнит кто-нибудь из вас, как называлось это представление?
Дети: Это представление называлось вертеп.
Воспитатель: Умницы! Также было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. И конечно, первая половина месяца славилась своими гаданиями. Продолжается месяц январь. Всё вокруг белым-бело. И стихотворение, которое называется «Белые стихи» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Белые стихи». Автор - Сергей Михалков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, вокруг так много снега. Но что-то мы с вами засиделись. Я объявляю танец «Коньки» (песня «Коньки» музыка В.Богатырёва, слова Д.Червяцова из мультфильма «Маша и медведь»)
Дети: (Танцуют парный танец).
Воспитатель: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?
Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.
Воспитатель: Совершенно верно. Февраль на Руси называли: сечень-секут еще зимние ветры; бокогрей - на солнечной стороне пригревать начинает.
И стихотворение с названием «Круглый год. Февраль» нам прочитает (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Февраль». Написал Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, в феврале мы отмечаем праздник – 23 февраля. С этим праздником мы поздравляем наших пап и дедушек. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес - злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. Я предлагаю послушать стихотворение «Снежинка», прочитает нам это стихотворение (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое точное сравнение «…Звезда кристальная…»! В феврале морозы дают ещё о себе знать, но в них уже чувствуется дыхание весны - ночью нет-нет, да и падет густой туман, а наутро весь лес в его прекрасном убранстве до последней ветки предстанет в белом инее, в хрустальном цветенье, словно майский сад.

По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:
У февраля два друга - метель да вьюга.
Февраль - месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Воспитатель: О скорой весне нам расскажет в стихотворении «Зима» (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Зима». (Читает стихотворение).
Воспитатель: «…И вьюгу слушает как пенье». По-моему, красивее про февраль не сказать и не придумать. Для месяца февраль тоже имеются приметы, как и для двух предыдущих месяцев:
Начало февраля погожее – и весну жди раннюю, ясную, пригожую.
Длинные сосульки февральские сулят долгую весну.
Снегирь под окном распелся – к оттепели.
Звенит капель. На южной стороне крыш повисли длинные сосульки. Солнце с каждым днем все ярче. Ес¬ли раньше тени на снегу были темные, неподвижные, то сейчас стали синими и живыми.
Оживление и у птиц. Особенно радуются оттепели голосистые синицы. Они раньше всех птиц узнают о приближении весны и напоминают об этом всем своим пернатым сородичам. Начинается весенний прилет свиристелей.

В конце февраля, иногда в начале марта, снегири откочевывают к северу. Природа как бы на миг проснулась, хотя сон ее еще глубок. Всего лишь пах¬нет весной.
Воспитатель: А какой ещё праздник мы с вами отмечаем в феврале?
Дети: В феврале мы отмечаем праздник Масленица.


Воспитатель: Вся последняя неделя февраля - Масленица. Праздновалась победа сил света и тепла над силами холода. Каждый день Масленицы имел свое название. Например, понедельник назывался… Кто помнит, как назывался понедельник?
Дети: Понедельник назывался встреча.
Воспитатель: Правильно. В этот день устраивали и раскатывали горки. А кто помнит, например, как называлось воскресенье?
Дети: Воскресенье называлось «Прощёный день».
Воспитатель: В воскресенье прощались с Масленицей, просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем». И, высказав, что на душе лежало, принимались за песни и пляски. И я предлагаю вам поиграть, покататься на нашей красивой карусели. Игра «Карусель».
Воспитатель: (Держит шест с ободком наверху, к которому прикреплены разноцветные ленты. К ободу ленты крепятся так, чтобы они легко скользили и вращались вместе с ним на шесте, но не касались земли. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу под музыку).
Дети: (Играют).
Воспитатель: Вот мы и поиграли. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжается февраль и ещё одно зимнее стихотворение «Поёт зима – аукает…» нам расскажет (ребёнок).


Ребёнок: Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте не будем забывать про птиц зимой. Обязательно будем им помогать и подкармливать их. Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная композиция «Зимушка хрустальная». Я объявляю награждение всех участников нашей сегодняшней встречи дипломами и памятными подарками.
Праздник Зимы на улице в старшей группе детского сада

Елена Стрижакова

музыкально-литературная композиция)

Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.

Развивать артистизм при передаче танцевального образа

Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.

Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.

Новый год, зима, крещенье,

Смех, веселье, кутерьма,

И забавные подарки,

Игры, танцы, чехарда.

Всё сбывается на свете,

Если очень захотеть,

И на зимнюю прогулку,

Мы хотим вас пригласить.

Попадём мы в мир мечтаний,

В мир волшебных детских грёз,

Где любовь, добро и счастье,

Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)

«Зимняя сказка» музыка В. Шаинского, слова М. Танича

Летела снежинка, парила, кружилась,

И на руку тихо ко мне приземлилась,

Кристальная грань, белоснежны узоры,

Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)

Песня «Снеженика» музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского Кто скажет, что такое снег?

В ладонь возьмёшь, его как нет,

Одна вода из рук бежит,

А на земле лежит, блестит!

Неслышно падает, ложится,

На солнце зимнем весь искрится,

Как будто весь из самоцветов,

Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)

Песня «Первый снег» музыка В. Боганова, слова В. Орлова

Волшебная книга зимы открывается,

Добрые слова о матушке Зиме – появляются:

Талантлива-хрустальна, чиста и холодна,

Узоры кружевные плетёшь нам не спеша,

И как невеста в белом, щедра любовь твоя,

Свой поцелуй оставишь, заворожив слегка.

Согреть землю большую пушистеньким снежком,

А можешь раствориться льдинками звеня,

Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова)

«Вальс снежных хлопьев» музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» – Зелёная ёлка, где ты росла?

– В лесу на поляне, что у ручья.

– А кто на поляне остался сейчас?

– Братья и сёстры, скучаю без вас.

– Ты не грусти, у нас хорошо,

– Только до леса от вас далеко.

– Хочешь вернуться? Вернуться в лесок?

– Там от меня остался пенёк.

– Ты посмотри, как рады тебе!

– Радость дарить приятно вдвойне! (Е. Стрижакова)

«Ёлка» музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Шмаковой

Метель гудит и дует ветер,

И тучи по небу плывут,

Не видно мне дороги длинной,

По ней мой путь лежит домой.

Глаза так слепит сильный втер,

И снег летит, летит в лицо,

Метель и вьюга – две подруги,

Зимой нам встретиться дано. (Е. Стрижакова)

Музыкальный оркестр на музыку Г. Свиридова «Метель»

Зимой в мороз в туфлях не выйдешь,

И в платье тоже не пойдёшь,

Шубейку потеплей накинешь,

И в валенках гулять пойдёшь. (Е. Стрижакова)

Русский народный танец «Валенки»

Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,

Раскраснеюсь на морозе, так, что Дед Мороз, смотри:

Как на санках, и на лыжах с горки снежной вверх и вниз,

А потом снежки и крепость приготовят нам сюрприз.

Детский смех, зимою снежной,

Чистый воздух и игра,

Станем мы с тобою крепче,

Не простынем никогда! (Е. Стрижакова)

Хоровод «Что нам нравится зимой» музыка Е. Тиличеевой

Незаметно пролетел зимний день зимы,

Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли:

Это вихрь и созерцанье,

Это детский смех, игра,

И, конечно, расставанье,

Как появится Звезда. (Е. Стрижакова)

Песня – танец «Звёздочки» музыка и слова Л. Гусевой

Книга зимы закрывается,

Но чудеса продолжаются,

В картинах, что рисуем мы,

В стихах и музыке зимы.

«Декабрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Ярко освещая данную тематику способами компиляции (сборники стихов известных поэтов, демонстрационно-иллюстративный материал, учебники) достигается эффект погружения ребёнка в мир прекрасного и на примерах мировой классики формируются его предпочтения.

Данная зарисовка лишь часть отражения большой подготовительной работы, основанная исключительно на моём творчестве и программном материале ДОУ.