Рисование с натуры в школе. Рисование с натуры детской игрушки. Рисование с натуры фруктов

Структура уроков по разным видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.


Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н.,.93)

Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объек­тов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительны­ми (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисов­ки выполняются в течение 7-15 минут). Наброски и зари­совки выполняются в начале, в середине или в конце уро­ка (в зависимости от конкретных задач урока). Для разви­тия зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания ри­совать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I-IIIклассах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Ос­новное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, кон­струкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономернос­тей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, на­ходящихся во фронтальной и угловой перспективе (пред­мет расположен углом к рисующему и имеет две точки схо­да для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пира­миды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V-IX классах учащиеся продолжают изучать простей­шие закономерности перспективы, конструктивного стро­ения предметов, светотени, цветоведения. Они приобрета­ют навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, срав­нивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе "Живопись" содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу "Живопись" в V-IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5-9 классах в содержание разделов "Рисунок" и "Живопись" входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. (26, 212)

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал. (Кузин с.121)

Вид занятий: Рисование с натуры.

(натурой могут служить такие технические средства, как автокран, вертолет, пожарная машина по выбору учителя)

Цель: развитие умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь.

Задачи:

образовательные:

  • продолжать учить детей последовательному анализу предмета, умению видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь.

коррекционно-развивающие:

  • продолжать работу над развитием умения различать виды транспорта;
  • осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития обучающихся;
  • устранять недостатки владения техникой рисования.

воспитательные:

  • продолжать воспитывать аккуратность при работе с красками.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная

Оборудование и материалы: Фотографии и рисунки различных видов транспорта, игрушки различного вида транспорта, таблицы поэтапного рисования вертолета, простой карандаш, альбомный лист, резинка, краски, непроливайка, кисточки.

Ход занятия

I . Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

II . Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного.

Учитель . Ребята, мы сегодня с вами продолжим работу рисования с натуры. Тема нашего урока звучит так: «Рисование с натуры детской игрушки». А какая у вас любимая игрушка? (Ответы детей)

Как вы думаете, какую игрушку мы будем сегодня рисовать? (Ответы детей) Но, чтобы узнать, давайте соберем картинку. (Раздаю разрезанные картинки. Ученики собирают картинку и видят, что изображено на ней)

Учитель. Молодцы ребята! А как мы назовем одним словом, то, что изображено у вас на картинках? (Ответы детей: транспорт)

Скажите, пожалуйста, какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)

К какому виду транспорта относится грузовик?

Кто еще назовет какой-нибудь наземный транспорт? (легковая машина, трактор, автобус)

А к какому виду транспорта относится самолет?

Кто еще назовет какой-нибудь воздушный транспорт? (вертолет, воздушный шар, ракета, дирижабль)

И к какому виду транспорта относится пароход?

Кто еще назовет какой-нибудь водный транспорт? (яхта, парусник, корабль)

Молодцы ребята!

III . Актуализация знаний учащихся.

На прошлом уроке мы уже рисовали с вами пожарную машину. Так давайте вспомним, как нужно рисовать транспорт. Вспомним и закрепим поэтапный метод рисования автомобилей, грузовиков, поездов, спецтехники, пароходов, кораблей, лодок, подводных лодок, парусников, самосвалов, локомотивов и многого другого.

Помните! Любая ошибка, сделанная в самом начале процесса рисования, может безнадёжно испортить конечный результат. Возможно, поначалу вам будет трудно рисовать криволинейные контуры (круглые, яйцеобразные или похожие на сардельку) или вообще вести карандаш по бумаге к намеченной точке. Не отчаивайтесь! Сохраняйте энтузиазм, продолжайте рисовать с упорством и терпением. Чем больше практики, тем выше мастерство. При желании можете использовать циркуль - художники-профессионалы не считают это зазорным для себя.

Машины бывают разные: такси, автобус, троллейбус, грузовик.

Мы рассматривали сначала грузовик

из каких частей он состоит. Что у него больше: кабина или кузов. Какой формы колеса. Может ли машина ездить без колеса. Как расположить на листе: горизонтально или вертикально.

Грузовики относятся к грузовому транспорту. Среди них есть грузовики с крытым кузовом. Они называются фургоны.

Такие машины занимаются грузовыми перевозками.

В бензовозах возят бензин на автозаправочные станции.

Троллейбусы и автобусы относятся к пассажирскому транспорту. Пассажирский транспорт назван так потому, что он перевозит пассажиров. Чем автобус отличается от троллейбуса?

Легковые машины перевозят людей.

Есть машины специальные, например трактор.

Трактора работают на полях. Весной они вскапывают землю, а осенью помогают собирать урожай. Обратим внимание на колёса: какие большие, какие меньше - задние или передние?

Подъёмные краны работают на стройках.

Они помогают строителям возводить высотные дома.

Есть ещё и такие машины. Сзади вместо кузова у них находится специальная лестница, которая может выдвигаться на разную высоту. При помощи этой лестницы рабочие развешивают на улицах флаги и гирлянды к праздникам.

Пароходы и корабли относятся к морскому транспорту.

Они плавают по морям, перевозя людей и различные грузы.

Все мы не раз с восхищением смотрели военные парады, которые показывали по телевизору. В них участвует мощная военная техника, бронетранспортёры.

Есть у нас еще поезда, электрички. Они тоже перевозят людей и различные грузы..

Самолёты относятся к воздушному транспорту. Ежегодно они перевозят миллионы людей в разные уголки нашей страны. Обратим внимание на форму самолёта. Какой овощ он напоминает? Рисовать самолёт нужно из нескольких частей (корпус, крылья, хвост, иллюминатор).

Вертолёты тоже перевозят людей, но ещё они помогают и в сельском хозяйстве: тушат пожары и распыляют удобрения.

Вот сегодня мы с вами и нарисуем вертолет.

А какие материалы нам для этого нужны? (ответы детей).

Возьмите альбом, простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать вертолет. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа ).

Итак, как нужно расположить альбом? (горизонтально или вертикально).

Сначала мы рассмотрим его. Из каких частей состоит вертолет? Какие есть детали у него? Посмотрите, как я буду рисовать его.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Физкультминутка.

IV . Практическая работа детей.

Задания:

  • выполнить набросок рисунка вертолета используя простой карандаш;
  • правильно расположить рисунок на листе бумаги;
  • правильно передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь;
  • аккуратно работать красками.

Целевые обходы учителя:

  1. Проверка за организацией учащимися рабочего места.
  2. Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали.

Наведите порядок на рабочем месте.

V . Итог занятия.

  1. Выставка работ учащихся.
  2. Самоанализ деятельности учащихся.
  3. Беседа по вопросам:
  • Что вы нового узнали на уроке?
  • Смогли ли вы решить сложную задачу изображения транспорта?
  • Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
  • Довольны ли вы своей работой?
  • Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

Выставление оценок.

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно дошкольнику.

Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.

Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей.

Нельзя обводить линией контур, если не найдена еще общая форма, так как он всегда непостоянен, изменчив и обведение его - результат, конечная стадия рисунка.

Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы. Материал программы распределен по кварталам, что способствует последовательному его прохождению и учету времени, требуемого для освоения новой задачи и закрепления умений.

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.

Итак, задачи обучения в первой младшей группе следующие:

вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

По структуре программа для этой группы отличается от программы для следующих возрастов тем, что не имеет поквартального распределения материала. Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Педагог объясняет, что эти материалы отличаются от известных детям предметов - игрушек, различных вещей. Карандашами можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Один конец карандаша оставляет следы, другой - нет. Если слабо нажимать на него, следов на бумаге не видно, если нажимать сильно, бумага будет рваться. Такое объяснение и наглядный показ привлекает маленького ребенка к рисованию, получению изображения, хотя он пока не понимает, что следы на бумаге могут что-то обозначать. Педагог должен использовать интерес ребенка к материалу, но в то же время учитывать, что малыш может надолго увлечься игрой с карандашами (раскладывает их, стучит ими и т. д.).

Исследования Т. Г. Казаковой и Н. Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.

Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.

Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны воспитателя к пользованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков.

Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

совершенствовать технические навыки.

В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика и т. п. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).

Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито очень слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).

Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. п.

К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в этой группе являются следующие: научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;

научить использованию цвета как художественного выразительного средства;

развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

научить передаче в рисунке несложных движений;

развивать и совершенствовать чувство цвета;

развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.

Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы.

Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.

На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

На рисование с натуры отводится наибольшее количе­ство часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности чело­века анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возмож­ностями для развития этой способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о пред­мете становятся все более конкретными и ясными, ибо находя­щаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измере­нию и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпук­лой форме предмета темное пятно,- ему кажется, что там впа­дина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в на­чальных классах целесообразно занятия изобразительным искус­ством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка).

Другие примеры: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная; дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в шко­ле ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме пред­метов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рас­сматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким дета­лям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисо­вывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспек­тивное рисование, имеет для развития пространственного мышле­ния и воображения. Уже при знакомстве с элементарными пра­вилами перспективы происходит сложнейший процесс простран­ственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемно­го предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывает­ся на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию пред­мета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным пред­ставлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность разви­вать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способст­вует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами свето­теневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элемен­там живописи. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пей­зажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, аква­рельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а так­же знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшест­вующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры аква­релью основной упор делается на правильную передачу соотно­шений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело под­вести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зри­тельных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), переда­вать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстети­ческого воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет инте­рес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и це­лого, улавливает ритм и Гармонию форм природы, цветовых от­тенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут).

Предметы для рисования с натуры в 1-3 классах ставят­ся во фронтальном (или профильном) положении. Основ­ное внимание учащихся направляется на определение и пе­редачу пространственного положения, пропорций, конст­рукций, а также цвета изображаемых объектов.В 4 классе дети усва­ивают навыки изображения объемных предметов, находя­щихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет рас­положен углом к рисующему и имеет две точки схода для со­кращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь - свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это - ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .



На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых - легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя - научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой - синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.