Почему обломов бездельничает. Почему Обломов не встает с дивана? Причины стремления Обломова уйти от действительности

Критерии проверки

Общее время выполнения работы – 4 часа.

Задание 1 .«Девять элементов»

В периодической системе есть девять элементов, названия которых в русском языке являются существительными «не мужского рода». Для каждого их этих элементов ниже приведены характерные реакции, в которых они зашифрованы буквой « Э ». Определите элементы для каждой реакции:

1) 2Н 2 Э + Э О 2 → 3 Э + 2Н 2 О;

2) Э Cl 3 + KI → Э Cl 2 + KCl +1/2 I 2 ;

3) Э NO 3 + KCl → Э Cl↓ + KNO 3 ;

4) Э + 3HNO 3конц. + 4HCl конц. → H[ Э Cl 4 ] + 3NO 2 +3H 2 O;

5) Э Cl 2 + 4NH 3 →[ Э (NH 3 ) 4 ]Cl 2 (синий);

Э (катализатор), 800°С

300°C 400°C

7) 2 Э + O 2 2Э O Э + O 2 ;

8) Э Cl 2 + Cl 2 → Э Cl 4 ;

9) Э 2 O 3 + 4 HNO 3конц. + (х -2) Н 2 О → Э 2 О 5 · х Н 2 О + 4NO 2

Количество баллов – 10.

Ответ:

Баллы

Эти элементы - сера, железо, серебро, золото, медь, платина, ртуть, олово и сурьма. Все они кроме серы, металлы и все легко узнаваемы по характерным для них превращениям, либо по степеням окисления, характерным только для их положения в Периодической системе.

1) 2Н 2 S + SО 2 → 3S + 2Н 2 О;

2) FeCl 3 + KI → FeCl 2 + KCl +1/2 I 2 ;

3) AgNO 3 + KCl → AgCl↓ + KNO 3 ;

4) Au + 3HNO 3конц. + 4HCl конц. → H + 3NO 2 +3H 2 O;

5)CuCl 2 + 4NH 3 →Cl 2 (синий);

Pt(катализатор),800°С

6) 4NH 3 + 5O 2 4NO + 6H 2 O;

300°C 400°C

7) 2Hg + O 2 2Hg O 2Hg + O 2 ;

8) SnCl 2 + Cl 2 → SnCl 4 ;

9) Sb 2 O 3 + 4 HNO 3конц. + (х-2) Н 2 О → Sb 2 О 5 ·х Н 2 О + 4NO 2

Максимальный балл

Задание 2.

«Две реакции для одного вещества»

При сплавлении натриевой соли предельной одноосновной карбоновой кислоты с едким натром образуется 15 г углеводорода, а при электролизе водного раствора такого же количества этой соли получается 14,5 г углеводорода. Определите и назовите углеводород, полученный в результате реакции, и неизвестную соль.

Количество баллов – 10.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Уравнение реакции сплавления в общем виде:

С n H 2n+1 COONa + NaOH = C n H 2n+2 + Na 2 CO 3 (1)

2. Уравнение электролиза по Кольбе в общем виде:

2R- COONa + 2H 2 O → R-R + 2CO 2 +H 2 + 2NaOH (2)

3. Уравнение для анодного процесса в случае соли предельной одноосновной кислоты:

2С n H 2n+1 COO – – 2e → С n H 2n+1 – С n H 2n+1 + CO 2 (3)

4. Составим уравнение с использованием данных задачи по уравнениям 1 и 3:

2(14n + 2) / (28n + 2) = 15 / 14,5, или n=2

5. Углеводород – С 4 Н 10 – бутан

6. Неизвестная соль – С 2 Н 5 СООNa –пропионат натрия

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задание 3. «Анализ пробы»

Навеску 6,1 г дигидрата хлорида бария растворили в 300 мл воды, после чего добавили к раствору 200 мл 0,1 М раствора серной кислоты (ρ =1,005 г/см 3 ). Из полученного раствора аккуратно взяли прозрачную пробу массой 20 г, испарили и прокалили. Рассчитайте массу осадка после прокаливания.

Количество баллов – 10.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Количество хлорида бария совпадает с количеством дигидрата хлорида бария (BaCl 2 ·2H 2 O): 6,1/244 = 0,025 моль.

2. Масса раствора серной кислоты 200·1,005 = 201 г, ее количество 0,2·0,1 = 0,02 моль.

3. При сливании растворов происходит осаждение 0,02 моль малорастворимого сульфата бария: H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 ↓ + 2HCl

И в растворе остается 0,005 моль BaCl 2 , т.е. 0,005·208 = 1,04 г.

4. Масса полученного осадка складывается из масс навески, воды и раствора H 2 SO 4 за вычетом массы осадка: 6,1+300 +201 – 0,02·233 = 502,44 г.

5. Концентрация хлорида бария в этом растворе составит:

(1,04/502,44)·100 % = 0,207 %

6. Помимо BaCl 2 , раствор содержит получившийся хлороводород, но он улетучится при испарении раствора и прокаливании остатка, который будет представлять собой чистый безводный хлорид бария. Его масса 0,207·20/100 = 0,0414 г.

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задание 4.«Выход продукта реакции»

Смесь этилена с водородом, имеющую плотность по водороду 9, нагрели в замкнутом сосуде с платиновым катализатором. Рассчитайте выход реакции, если известно, что в результате ее протекания давление в сосуде уменьшилось на 20 %.

Количество баллов – 10.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Один моль смеси имеет массу 9·2 = 18 г.

2. Пусть x – количество моль Н 2 в смеси, тогда 1– х – количество моль С 2 Н 4 (фактически это мольные доли). Тогда 2 х + 28(1– х ) = 18, откуда х = 5/13, 1– х = 8/13, т. е. отношение количества моль водорода и этилена 5:8.

3. Из уравнения реакции Н 2 + С 2 Н 4 = С 2 Н 6 следует, что реагируют они в отношении в отношении 1: 1, значит, водород находится в недостатке, по нему и будем считать выход.

4. Из уравнения Менделеева - Клайперона: P·V = n·R·T следует, что при постоянных V и Т отношение давлений будет равно отношению суммарного числа моль газов до и после реакции Р 1 /Р 2 = n 1 /n 2 = 0,8.

5. Если в реакцию вступило у моль водорода и у моль этилена, то получится у моль этана: 1 – у – у + у = 0,8, откуда у = 0,2.

6. При 100% выходе мы могли получить 5/13 моль этана, от этого количества 0,2 моль составят (0,2·13/5)·100 = 52 %.

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задание 5.«Неизвестные реагенты»

Какие два реагента вступили в реакцию, если получились только следующие вещества (приведены все продукты реакций без стехиометрических коэффициентов):

а) … → NaNO 2 + NaNO 3 + CO 2

б) … → NO + HNO 3

в) … → NaCl + H 2 O + N 2

г) … → Ca(OH) 2 + NH 3

д) … → Ag 2 O + NaNO 3 + H 2 O

Количество баллов – 10.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

а) 2NO 2 + Na 2 CO 3 (p-p) → NaNO 2 + NaNO 3 + CO 2

б) 3NO 2 + H 2 O (изб.) → NO + 2HNO 3(разб.)

в) NH 4 Cl + NaNO 2 → NaCl + 2H 2 O + N 2

г) Са 3 N 2 + 6H 2 O → 3Ca(OH) 2 + 2NH 3 или

Ca(NH 2 ) 2 + 2H 2 O→ Ca(OH) 2 + 2NH 3

д) 2 NaOH (р-р) + 2AgNO 3(p-p) → Ag 2 O↓ + 2NaNO 3 + H 2 O

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задание 6. «Четыре стакана»

В четыре открытых стакана с водными растворами питьевой соды, железного купороса, цинкового купороса и кислого сернокислого аммония опустили по кусочку металлического натрия. Какие процессы будут протекать в каждом их этих стаканов? Запишите уравнения реакций.

Количество баллов – 10.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Во всех стаканах происходит выделение водорода

2Na + 2H 2 O →2NaOH + H 2

2. В стакане с питьевой содой – образуется средняя соль:

NaHCO 3 + NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O

3. В стакане с железным купоросом выпадет белый осадок, который будет быстро приобретать бурую окраску за счет окисления кислородом воздуха:

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 ;

2Fe(OH) 2 + 1/2O 2 + H 2 O →2 Fe(OH) 3 ↓

4. В стакане с цинковым купоросом выпадет осадок гидроксида цинка, который растворится в избытке щелочи:

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 ;

Zn(OH) 2 ↓ + 2NaOH → Na 2

5. В стакане с сернокислым аммонием – образование средних солей с последующим выделением аммиака:

2NH 4 HSO 4 + 2NaOH → (NH 4 ) 2 SO 4 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O;

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Фамилия _________________________________________

Имя _____________________________________________

Отчество_________________________________________

Серия и № документа______________________________

Класс (№ и буква) _________________________________

Образовательное учреждение ______________________

Название предмета _______________________________

Номер аудитории _________________________________

Дата проведения олимпиады ______________________


Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров — автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал «обломовым». Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал «обломовым» . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала «Семья и школа», 1963 год

Не забывайте, герой – Обломов Илья! Перед Ильей Ильичом и читателем проходит целый ряд второстепенных персонажей – Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они зовут Илью Ильича гулять, пытаются поднять его с дивана. Волков – столичный франт, служит, но в должности почти не бывает.

Вот такая могла быть жизнь у Обломова, если бы он встал с дивана. Чем была бы наполнена его жизнь? Движением, но пустым, суетливым – светские развлечения, погоня за карьерой.

Вот такой он был неоднозначный, Илья Ильич Обломов, который не мог, да и не хотел вставать с дивана. Какие качества нужны были в эпоху перемен? Энергичность, деловая хватка – как у Штольца; способность к нравственным компромиссам, беспринципность – как у многих светских знакомых Обломова. Чистые человеческие мечты, порывы остались нереализованными, жизнь прошла впустую, в обществе оказались невостребованными “хрустальная душа” и поэтичность Обломова.

Давайте и мы задумаемся, а почему Обломов не встает с дивана, почему не хочет бегать вместе со всеми? Разберемся с противоречиями героя – ответим на проблемный вопрос. Кстати, попробуйте, избегая конкретики, назвать общие причины того, почему человек лежит и не встает. Примем как версию первую причину – “не может”. Почему Обломов не может встать с дивана, что ему мешает? Барство, лень, неумение себя обслужить, привычка жить за счет слуг, незнание жизни, стремление отгородиться от нее.

” Обломов, не желая этого вовсе, увлек тихую и незаметную Агафью Матвеевну на самые недоступные духовные высоты. Ольга об этом даже не мечтала!

” Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?” Вспомним, роман был опубликован в 1859 году.

Обломовщина. Обломов признает ее власть над собой, страдает. Казалось бы, вот она, причина обездвиженности героя, – обломовщина! Но не все так однозначно.

Судьбинский – чиновник, карьерист. Пенкин – литератор, желчный. Пошлый обличитель.

Штольц категорично заявляет: “Это не жизнь, а обломовщина”. Что говорит Обломов в свою защиту? – ответ в той же главе, далее. Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю?.. Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики – разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?

Действительно, валяется здоровый мужчина целыми днями на диване. Спит, ест, опять спит. Самое удивительное, все помнят именно это. И роман-то, может быть, до конца не осилили, а вот лежащего запомнили на всю жизнь. Почему? Да задевает! Почему лежит-то?

Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу; это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: “Этому дали то, тот получил аренду”. – “Помилуйте, за что?” – кричит кто-нибудь. “Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!

В 50-е годы XIX века русская жизнь делала резкий разворот. Патриархальный уклад, с его особым бытом, мышлением, системой жизненных ценностей (а ведь именно он сформировал Обломова!), уходил в прошлое. На смену ему шел новый, буржуазный уклад. Это закономерно, неизбежно, прогрессивно. Но вопрос о нравственной состоятельности “нового” оставался открытым. Это не только позиция, но и протест: он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству.