Моцарт год рождения и смерти. Десять любопытных фактов о моцарте. Вольфганг Амадей Моцарт. Произведения для оркестра

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шести­летнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров.

Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт внес и много нового, оригинального. Огромную художественную ценность представляют и его оперы. "Свадьба Фигаро", "Дон-Жуан", "Волшебная флейта" пользуются неизменным успехом уже не одно столетие. Точно так же и в других жанрах Моцарт сказал свое слово, слово музыкального гения.

Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекли внимание не только современников композитора. Великий Пушкин написал маленькую трагедию "Моцарт и Сальери", а композитор Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу.

В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всесоюзных и международных кон­курсов. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.

Глава 1. Биография композитора

моцарт композитор музыка инструментальный

Биография до 1781 года

МОЦАРТ Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта, оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижёр, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. С 6 лет с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор (1-я ч. сценической оратории <Долг первой заповеди>, школьная опера <Аполлон и Гиацинт>). Год спустя создал немецкий зингшпиль <Бастьен и Бастьенна> и итальянскую оперу-буффа <Притворная пастушка>. В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы <Митридат, царь Понтийский>. В следующем году там же была исполнена серенада Моцарта <Асканий в Альбе>, через год опера <Луций Сулла>. Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам Моцарт был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы <Мнимая садовница>, постановка в Мюнхене, <Сон Сципиона> и <Царь-пастух> - обе в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестровых сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество. С 1769 Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После скитаний в 1777-79 Моцарт был вынужден вернуться в родной город и занять должность придворного органиста. Написанная им в 1780 для Мюнхена опера <Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант> свидетельствовала о художественной зрелости гениального мастера. Тем тягостнее было для него пребывание в Зальцбурге. В 1781 Моцарт окончательно порвал с архиепископом.

Биография после 1781 г.

Среди великих музыкантов прошлого, Моцарт был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у владетельного вельможи. Моцарт не хотел принести в жертву господствовавшим вкусам свои идеалы, мужественно отстаивал творческую свободу и личную независимость. Моцарт обосновался в Вене. У него появилась семья (из шести детей только два сына пережили отца; младший стал музыкантом, Моцарт Ф. К. В.). Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию Моцарта добывал эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликовано посмертно), уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также “академиями” (концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После зингшпиля <Похищение из сераля> (1782), явившегося важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай писать для театра.

В 1786 в императорском дворце Шёнбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия <Директор театра>. При содействии придворного поэта-либреттиста Лоренцо Да Понте в том же году удалось осуществить постановку в Вене оперы <Свадьба Фигаро> (1786), но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в 1789); тем более радостен был для Моцарта шумный успех <Свадьбы Фигаро> в Праге (1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарта <Наказанный распутник, или Дон Жуан> (1787); в Вене же (постановка 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью раскрылись новые идейные и художественные устремления композитора. В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество. Должность <императорского и королевского камерного музыканта>, предоставленная Моцарта императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала деятельность, обязанности Моцарта ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни - <Все они таковы, или Школа влюблённых> (1790). Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790) положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королём, была представлена опера Моцарта <Милосердие Тита>, встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь) увидела свет <Волшебная флейта>. Поставленная на подмостках пригородного театра, эта опера Моцарта нашла настоящее признание у демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший современник И. Гайдн и младший - Л. Бетховен. В консервативных кругах его новаторские произведения осуждались. С 1787 прекратились <академии> Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них (по-видимому, g-moll) прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери. Весной 1791 Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять освободившееся место после смерти капельмейстера. Лишения, пренебрежение к его творчеству, трудности в получении заказов и сносной должности - всё это отравляло жизнь композитора, рождало мрачные предчувствия. За полмесяца до смерти Моцарт слёг (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка). Реквием, заказанный ему анонимно графом Ф. Вальзегг-Штуппах (решившим выдать купленное произведение за своё собственное), остался незавершённым (недостающие номера написал ученик Моцарта - Ф. К. Зюсмайр; начавшаяся в 1825 дискуссия о мере участия Зюсмайра в завершении реквиема не закончилась и поныне). Моцарт умер, не достигнув 36 лет. Согласно тогдашнему распорядку рядовых похорон, он был погребён в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).

1.1 Анализ творчества композитора

Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей - один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концерта и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских. Завершая 18 в., оно оказало влияние на позднее творчество И. Гайдна и непосредственно подвело к 19 в. - к героике Л. Бетховена (симфония C-dur, позднее названная <Юпитер>) и романтике Ф. Шуберта (симфония g-moll). Как музыкальный драматург Моцарт преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого реалистического стиля. Его творческому методу присущи правдивость и многосторонность в изображении характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного, контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией, реальности с фантастикой. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия <Свадьба Фигаро> и опера-драма <Дон Жуан>, на основе австро-немецкого зингшпиля - национальная опера-сказка <Волшебная флейта>, включившая и другие сценические и музыкальные жанры - от священного представления до феерии, от форм итальянской оперы до хорала и фуги. Менее всего отвечал творческой натуре Моцарта героико-мифологический и условно-исторический жанр оперы-сериа, как это показали не столько его ранние произведения (<Митридат>, <Луций Сулла>), сколько позднейшее - <Милосердие Тита> (вымышленный эпизод из жизни римского императора). Но и в эту область Моцарт внёс новое и уже в опере <Идоменей> (по мотивам древнегреческой истории и мифологии) по-своему развил завоевания музыкально-драматического искусства К. В. Глюка. В отличие от Глюка, резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт шёл путём внутреннего обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставляя главенство за музыкой, будучи одновременно требовательным к драматическому содержанию и качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и драматургии, при неизменном преобладании вокального начала, определяет многие стороны музыкального театра Моцарта. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся в музыкально цельных и драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и драматических сторон, гармония общего звучания при характерности отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную определённость каждого персонажа. Лирические, комические, драматические, арии в операх - звуковые портреты героев.

Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта, представителя венской классической школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его радикальному крылу -течению <Бури и натиска>. В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волевой собранностью заключается своеобразие искусства Моцарта. Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом - всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические (<вертеровские>) или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту в счастье.

1.2 Тематика произведений Моцарта

Тематика опер Моцарта отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере <Свадьба Фигаро> по комедии <Безумный день, или Женитьба Фигаро> Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным соображениям), поэтичнее, чем в комедии, воплощена любовная тема. В то же время социальная идея - победа энергичных, умных, достойных людей из народа (Фигаро и его невесты Сюзанны) в упорной борьбе против притязаний аристократа - сохранена в опере полностью и составляет основу драматического развития и музыкальных характеристик. Новую трактовку получила старинная испанская легенда в опере <Дон Жуан> - <весёлой драме> (dramma giocoso), сочетающей комедийные и трагедийные элементы, психологическую углублённость и занимательную интригу, фантастическую условность и бытовую достоверность. Заглавный герой олицетворяет жизненную энергию, темперамент, неотразимое обаяние, свободу чувства. Поэтизируя этот образ, Моцарт вместе с тем не оправдывает Дон Жуана. Своеволию сильной личности он противопоставляет твёрдые принципы разума и нравственности, олицетворённые в символической фигуре Командора и в возвышенном, целомудренно строгом образе Донны Анны. В весёлой и изящной опере <Все они таковы> (в буквальном переводе: <Так поступают все женщины>) буффонада преображена тонкой иронией, типаж чётко выгравирован в ариях и особенно в ансамблях (их здесь значительно больше, чем арий). Чистое и благородное чувство юношеских сердец, верность в любви и дружбе воспеты в зингшпиле <Похищение из сераля> с его весьма условным восточным колоритом и в философской драмаматической опере-сказке <Волшебная флейта>, рисующей утопический идеальный мир мудрости и добродетели. <Волшебной флейте> свойственны черты морализирования и символики в духе масонства (с 1784 Моцарт был членом масонского ордена - <свободным каменщиком> в конце 1785 он вошёл в ложу <К добродетели>). Опера прославляет победу света над мраком, дружбы над враждой, стойкости над малодушием, человеческой любви над злыми силами мира. В чарующей музыке воплощены величие духа и простосердечность, трогательность и комизм, аллегорическое глубокомыслие и наивность. В <Волшебной флейте> Моцарт осуществил свою мечту - создать большую оперу на родном языке. И <Свадьба Фигаро>, и <Дон Жуан> по своим художественным принципам, драматургии и музыкальному складу - создания венской школы, но они, как и большинство опер Моцарта, написаны на итальянском языке и в формах, близких итальянской опере, господствовавшей в те годы во многих странах. <Волшебная флейта> возникла на иной основе. При всей отвлечённости и экзотичности её сюжета, при всей необычности её музыкальной драматургии эта опера наиболее близка национальному характеру, народной песенности и отечественной полифонии, традициям австрийского демократического театра. Она открыла путь к утверждению самостоятельности национальной оперы в странах немецкого языка. Наряду с И. Гайдном Моцарт - создатель новой оркестровой и камерной классики. Он опирался на схему 4-частного симфонического и ансамблевого цикла, на развитый Гайдном тип сонатного allegro и его структуру симфонического оркестра и смычкового квартета. (В свою очередь, Гайдн воспринял нововведения Моцарта и претворил их в своих лучших симфониях, квартетах и сонатах, появившихся уже после смерти Моцарта) По мере овладения композиционными особенностями современных ему многообразных школ и направлений (лёгкость восприятия его была поразительна), заметно менялась его собственная манера письма, полнее выявлялось неповторимое своеобразие его гениального творчества. Влияние мангеймской школы сказалось на <Парижской> симфонии D-dur, созданной в 1778, после пребывания в Мангейме. Значит, след в музыкальном развитии Моцарта оставило ознакомление в начале венского периода с произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В возрасте 15-16 лет М. создал 15 или 16 симфоний, а в последние 10 лет жизни -- 6 (всего около 50). Каждая из зрелых симфоний различна по характеру. Т. н. <Хафнер-симфония> (D-dur, 1782, написана для зальцбургской семьи Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один из двух менуэтов. В 1783 появилась <Линцская> симфония C-dur, в 1786 - <Пражская> D-dur (<симфония без менуэта>). 3 симфонии 1788 увенчивают симфоническое творчество Моцарта и весь европейский симфонизм 18 в. Большое торжественно-патетическое вступление симфонии Es-dur контрастирует с танцевально-бытовыми темами всех 4 частей, разнородными по эмоциональной окраске. Симфония g-moll пронизана взволнованной лирикой, скорбной патетикой и в то же время отличается энергией, волей, душевной стойкостью. В величественной симфонии G-dur (<Юпитер>), наиболее крупной по масштабам, особенно подчёркнута контрастность образов. Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство и углубил контрасты между частями сонатного цикла, между партиями сонатного allegro, а также внутри тем. Форму сонатного allegro он применял не только в 1-й, но и во 2-й и 4-й частях симфонии. Монументальный финал симфонии <Юпитер> - блестящий пример введения фуги в сонатное allegro. Показательна эволюция менуэта (3-я ч. симфонии) - он становится у Моцарта лиричным и мужественным. Существенный принцип инструментальных произведений Моцарта - кантабильность, используемая композитором не только в ведущем голосе, но и во всей тонко разработанной фактуре (<певучая инструментовка>). Темам присущи мелодическая насыщенность, гибкость линии, широкое дыхание; нередко они связаны с мелодиями опер Моцарта; во многих из них преображены обороты бытовой, народной музыки Австрии. В оркестре Моцарта достигнута замечательная уравновешенность групп (4 партии струнных инструментов с недифференцированной партией баса и в основном парный состав духовых инструментов с литаврами). Индивидуально использованы тембры духовых. Флейты часто представлены в оркестре не двумя, а одной партией (в т. ч. в 3 последних симфониях), гобои отсутствуют в симфонии Es-dur (К 543), кларнеты, к которым Моцарт всё больше тяготел (Гайдн ввёл их в симфонический оркестр после Моцарта), отсутствуют, однако, в симфонии C-dur (К 551) и введены в симфонию g-moll (К 550) дополнительно (в ней нет труб и литавр).

Камерная музыка

Камерные инструментальные ансамбли Моцарта близки по складу к его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях, использованы элементы полифонии; типичны хроматически обострённые мелодические линии (струнный квинтет g-moll), смелые диссонирующие созвучия (струнный квартет C-dur). В ранних ансамблях клавир доминирует над скрипкой (в сонатах), над скрипкой и виолончелью (в трио). Струнные и клавир равноправны в более поздних сочинениях. Из 35 сонат для фортепиано и скрипки (сюда не входят 6 т. н. романтических сонат, принадлежность которых опровергнута) 16 были созданы в период ранних концертных поездок (Париж, Лондон и Гаага). Самые совершенные сонаты относятся к венскому периоду (B-dur, 1784; A-dur, 1788). В струнных квартетах старый тип, близкий к трио-сонатам (Италия, 1770-73), сменился гайдновским, представленным законченно в 6 квартетах, посвященных <отцу, наставнику и другу> И. Гайдну (по признанию Моцарта, <плод долгого и упорного труда>), и 3 <Прусских> квартетах (1789-90). Если в камерной музыке Гайдна центральное место занимают струнные квартеты, то у Моцарта наряду с квартетами (количественно они преобладают) на передний план по художественному значению выдвинулись струнные квинтеты (самые законченные образцы - C-dur и g-moll, 1787). Среди духовых и смешанных ансамблей выделяются квинтет для фортепиано и духовых (1784) и квинтет для кларнета и струнных (1789).

Клавирная музыка

Клавирная музыка Моцарта отразила два важных исторических процесса: переход от клавесина и клавикорда к фортепиано (уже в довольно ранние годы Моцарта) и стабилизацию классического сонатного цикла (трёхчастного) в сонате и концерте. Фортепианный стиль Моцарта непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная, отчётливая, певучая, идущая от сердца игра Моцарта составила эпоху в истории пианизма. Моцарт - основоположник классической формы концерта. Сохранив широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровиза-ционность и строго логическое начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и оркестрового ансамбля. 11-летним мальчиком Моцарт обработал в виде 4 концертов части из сонат других композиторов, в возрасте 17-21 написал первые 4 оригинальных концерта для фортепиано с оркестром; большинство (17) фортепианных концертов возникло позднее, в Вене. Музыка их отмечена праздничным блеском (концерты D-dur и A-dur), порой драматизмом и патетикой (концерты c-moll и d-moll). Венским фортепианным концертам предшествовали 5 концертов для скрипки с оркестром, написанные 19-летним Моцартом, возможно, для собственных выступлений, и двойной фортепианный концерт, сочинённый для себя и сестры (1779). По просьбе друзей-музыкантов или по заказу именитых дилетантов он создал ряд сольных концертов для духовых инструментов, несколько двойных концертов и тройной фортепианный концерт, а также эффектную, в <мангеймском стиле>, <Концертную симфонию> с 4 солирующими духовыми инструментами. Для своих выступлений, а частично для учениц Моцарт написал фортепианные сонаты, рондо, фантазии, вариации. Хотя по значительности содержания и новизне стиля сонаты уступают концертам, квинтетам, симфониям, всё же наиболее зрелые из них, такие, как с-moll (1784), А-dur (1778) и D- dur (1789), вместе аналогичными произведениями для фортепиано и скрипки образуют вершину сонатного творчества 18 в.

Церковная музыка

Почти вся церковная музыка Моцарта-мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты и т. п., а также церковные сонаты - написана в Зальцбурге. За последние 12 лет жизни Моцарт создал только одно законченное церковное произведение - мотет (июнь 1791, курорт Баден, близ Вены). В Вене он трудился над мессой и реквиемом. Обе крупные композиции остались незавершёнными. Работа над реквиемом относится к последнему году жизни Моцарта. Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра - одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.

Искусство импровизации

Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатнoго типа тяготеют фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы Моцарта для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано принадлежат к ранним образцам фортепианного дуэта, (Творческой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью отмечена бытовая развлекательная музыка для оркестра или ансамбля -- циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, <немецкие>, лендлеры), марши. В ней особенно ощутимы связи с фольклором. Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили для композитора своего рода экспериментальной лабораторией. Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы - смешанные, духовые, струнные). Одно из популярнейших произведений Моцарта в этом жанре - <Маленькая ночная серенада> (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы, образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки - от сонаты и концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций. Уличные кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто заключались маршем, который музыканты играли на ходу. Склонность к юмору блистательно проявилась в <Музыкальной потехе> () для струнного квартета и 2-х валторн (пародия на симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое место занимает <Масонская траурная музыка> (1785). Большинство сольных песен, а также вокальных ансамблей и шуточных канонов Моцарт создал для близкого окружения. Многочисленные арии и вокальные ансамбли с оркестром (частично в качестве вставных номеров к операм других авторов, почти все на итальянском языке) писались композитором по заказу артистов. Жанр немецкой песни для голоса с фортепиано в Австрии только нарождался, и Моцарт был в числе первых, кто создал её классические образцы. Среди сохранившихся 30 песен Моцарт - <Фиалка> на сл. И. В. Гёте (1785), <Старушка>, <Вечернее настроение>, <Тоска по весне> и другие. Популярная <Колыбельная> (<Спи, мой младенец, усни>) принадлежит не Моцарту (её автор - Б. Флис). Для масонов Моцарт создал несколько кантат и песен. Как и <Волшебная флейта>, эти произведения проникнуты гуманистическими идеями. <Маленькая масонская кантата> (ноябрь 1791) - последнее законченное произведение Моцарта.

Заключение

Созидательный процесс протекал у Моцарта непринуждённо и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов, композиции. С мифом о Моцарте - беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья, жреце “чистого” искусства - связан особый, эстетский тип творчества, которому без оснований присвоено наименование “моцар-тианство”. Творчество Моцарта изображали в музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, “аполлоническое”, или жеманно-изящное (“рококо”), или, наоборот, романтическое и “демоническое”. Современное музыковедение утверждает Моцарт как одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.

Список литературы

1.Иллюстрированные биографии Великих Музыкантов. Моцарт Издательство “Урал Ltd.” 2013 г.

2. Справочник “Творческие портреты композиторов ”

3. Энциклопедия для детей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.

    презентация , добавлен 23.11.2017

    Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.

    доклад , добавлен 10.11.2010

    Биография жизни и уникального творчества Вольфганга Амадея Моцарта. Музыкальные способности великого австрийского композитора. Связь его музыки с разными национальными культурами (особенно итальянской). Популярность пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери".

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".

    презентация , добавлен 14.02.2015

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

    реферат , добавлен 24.04.2016

    Ознакомление с особенностями музыки барокко, правилами ее переходов и контрастов. Рассмотрение музыкального наследия Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Георга Фридриха Генделя. Украшательство, пестрота русского барокко.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Детские годы Моцарта удивительны и интересны. Яркое, необычайное дарование вундеркинда и огромный труд дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. За свою короткую жизнь (Моцарт прожил всего 35 лет) он внес огромный вклад в мировую культуру, создав много гениальных произведений во многих музыкальных жанрах.

Музыка Моцарта и в наши дни звучит в концертах, оперных театрах, по радио, в интернете и даже в мобильных телефонах, его называют лучшим композитором всех времен и народов.


Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, красивом городе Зальцбурге в 1756 году.

Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься.

В.А.Моцарт Колыбельная

Учиться музыке юный Моцарт начал очень рано. Уже в три года Вольфганг мог подолгу играть на своей крошечной скрипочке, находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию. Четырех лет он повторял за старшей сестрой Анной-Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина. Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

В.А. Моцарт Турецкий марш из Сонаты Ля мажор

За это же время, уже без помощи отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребенка.

Желая устроить жизнь своих детей более интересно и обеспеченно, чем его собственная, Леопольд Моцарт решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир.

Первое концертное путешествие.


В начале 60-х годов ХVIII века в нескольких небольших городках Германии появились афиши, в которых любители музыки и музыканты приглашались на концерты чудесных детей Л. Моцарта.

О Вольфганге Моцарте в этих афишах говорилось :

маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке ,
будет аккомпанировать на закрытой платком клавиатуре ,
исполнит несколько фуг и прелюдий ,
он будет называть тоны и аккорды, взятые на различных инструментах, а также
угадывать их в звуке свистка, звоне шпор и тому подобных звуках .
После этого он станет импровизировать на клавесине, органе и флигеле .

Такого в истории музыки еще никогда не было. Мальчику было 7 лет.

Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками. Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения.

Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Концерты продолжались по четыре-пять часов и были утомительны для ребенка. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией.

В.А.Моцарт Соната для скрипки и клавесина

В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне симфонии, исполнение которых придало его концертам еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу.

Семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы: Париж, Лондон, а на обратном пути Амстердам, Гаагу, Женеву. В 1766 году прославленная, счастливая, но уставшая от переездов семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург.

Детские годы Моцарта после первой концертной поездки не были годами отдыха – нужно было готовиться к следующим выступлениям, заниматься композицией, математикой и другими предметами, учить языки.

Моцарт ещё при жизни стал настоящей легендой. Когда будущему композитору было всего лишь двенадцать, император Священной Римской империи заказал ему оперу. Половину своих симфоний он сочинил в детстве. Он был виртуозом. Он был уникален и тем, что проявил себя во всех музыкальных формах того времени. При этом ему удалось достичь наивысшего успеха... Интересные факты из жизни Моцарта (кратко) будут поведаны читателю в статье.

Чудо-ребенок

Великий Моцарт появился на свет в январе 1756-го в Зальцбурге, что на территории Австрии. Его мама была дочерью попечителя одного из приютов в Санкт-Гильгене. А отец будущего композитора сочинял музыку, как и сын. Кроме того, он слыл весьма неплохим скрипачом.

В семействе Моцартов родились семь детей. К сожалению, выжили лишь двое - дочка Наннерль и, собственно, сын Вольфганг.

Когда дети были еще довольно маленькие, родители заметили, что у них есть музыкальные способности. Отец Леопольд решил развить их дар.

Так, семилетняя дочь под чутким руководством родителя начала осваивать клавесин. На поверку, эти занятия оказали колоссальное влияние и на младшего брата Наннерль. Трехлетний Вольфганг усаживался за сестринский инструмент и подбирал созвучия. У него был абсолютный музыкальный слух, мальчик обладал исключительной памятью и способностью к настоящей импровизации. Кроме того, со временем уже мог играть на многих инструментах. Причем, исполнял он на них просто виртуозно и считался, в действительности, «чудо-ребёнком».

Отец, конечно же, тоже начал плотно заниматься со своим талантливым сыном. Когда мальчику было пять лет, он стал сам создавать свою музыку. Сначала сочинял небольшие пьесы, а отец тщательно записывал их.

Первое артистическое путешествие

Леопольд Моцарт был для юного дарования лучшим воспитателем и преподавателем. Отец в результате смог дать своим отпрыскам превосходное домашнее образование.

В 1762-м Леопольд с детьми предпринял своеобразный небольшой тур по Европе. На протяжении этого артистического путешествия юные Моцарты давали свои концерты в некоторых городах. Искушенные в музыке европейцы находились в состоянии непередаваемого восторга от игры маленьких музыкантов.

А через два года наследника старого Леопольда увидел известный композитор Иоганн Кристиан Бах. Он был сыном великого органиста. Знакомство превратилось в дружбу и сотрудничество. Вместе они - маленький Моцарт и взрослый Бах - начали выступать на публике. Причем, играли в четыре руки. По воспоминаниям современников музыкантов, их исполнение было невероятно слаженным, что напоминало игру лишь одного человека.

Таким образом, за 4 года беспрерывных поездок и концертирования Вольфганг стал считаться состоявшимся композитором. Хотя, когда он вернулся из Европы в Зальцбург, ему было всего лишь десять. И этот факт сильно потряс соседей и друзей Моцартов.

Самый счастливый период

Поистине увлекательна биография Моцарта. Интересные факты из жизни этого великого человека сейчас любопытны для многих современников. Когда Вольфгангу исполнилось восемнадцать, он три года жил в Италии. Так, несмотря на сильное противодействие со стороны театральных импресарио, Милан поставил оперу композитора под названием «Митридат, царь Понтийский». Публика отнеслась к этому творению очень восторженно. Там же, но на следующий год, с аналогичным воодушевлением ценители оперного искусства приняли другую работу Моцарта. Она называлась «Луций Сулла».

Вернувшись на Родину, композитор пытался ужиться с деспотичным и своенравным архиепископом в Зальцбурге. Все его усилия оказались тщетными, и в 1781-м переехал в Вену, где начал давать свои выступления.

В этот период он много творил, в том числе сочинил очередную оперу «Похищение из сераля». Тем более, в восемнадцатом столетии пошла мода на все турецкое, в особенности - на музыку.

Это был в действительности самый счастливый период жизни гениального музыканта. Кроме того, в эти времена он познакомился с Йозефом Гайдном. Оба композитора стали друзьями. А Вольфганг в свое время и вовсе посвятил своему другу целых 6 шесть струнных квартетов.

Немаловажно и то обстоятельство, что Моцарт сыграл свадьбу с Констанцией Вебер. Композитор искренне любил ее. И его музыка в этот период была насыщена соответствующим чувством.

Знаковые оперы

Через несколько лет композитор создал оперу «Свадьба Фигаро». Первоисточником была одноименная пьеса Бомарше. В те времена произведение считалось революционным. И на родине драматурга, во Франции, его даже запрещали.

Но в Австрии Моцарт и его друзья смогли объяснить венценосным особам, что ряд опасных мест из постановки изъяли, а вот сама музыка очень легкая и веселая.

В итоге опера имела необычайный успех, и на следующий день мелодии Моцарта уже распевала вся столица.

Благодаря популярности «Фигаро» композитор получил предложение поработать в Праге. В этом городе он представил свое новое произведение - оперу «Дон Жуан». И, как всегда, постановка имела огромный успех. Позднее этим творением восхищались такие музыканты, как Бетховен, Гуно и Вагнер.

Тяжелое время

Вернувшись в Вену, Моцарт начал замечать, что интерес к его творчеству угасает. Публика отнеслась к «Дон Жуану» более чем спокойно, а «Похищение из сераля» и вовсе было снято из репертуара. Но композитор продолжал сочинять. Он был готов представить еще пятнадцать симфонических концертов и три симфонии. Эти произведения уже вошли в сокровищницу мировой музыки.

Кроме того, с каждым днем его материальное положение становилось хуже. Жалование было очень скромным, а творения, как говорилось, не пользовались успехом. В результате Моцарт был вынужден стать частным преподавателем. Он учил музыке детей.

Такая ситуация угнетала, и его силы были на пределе. Но все-таки композитор смог создать еще одну, совершенно отдельную оперу. Это была довольно необычная сказка. Она называлась «Волшебная флейта». Произведение было очень хорошо воспринято слушателями.

Последний заказ

После триумфа последней оперы Моцарт, интересные факты из жизни и творчества которого мы рассматриваем, начал плотно работать над «Реквиемом». Его заказал таинственный и странный незнакомец. К этому времени композитор уже был тяжело болен, но при этом продолжал писать. К сожалению, закончить это произведение ему было не суждено. В декабре 1791-го тридцатипятилетнего Моцарта не стало. Точный диагноз до сих пор неизвестен. А оживленные дискуссии вокруг обстоятельств кончины гениального композитора не утихают и поныне.

…Погребли Вольфганга в общей могиле, так как денег у его семейства катастрофически было мало. А работа над «Реквиемом» была все-таки продолжена. Завершил его ученик Моцарта. Его звали Франц Зюсмайер. В свое время он принимал некоторое участие в написании одной из опер Вольфганга.

Наследники

После смерти композитора остались два его сына. Старшим был Карл Томас - талантливый пианист, позднее ставший чиновником. Его младший брат - Франц Ксавер. Он очень долго жил во Львове, организовал хоровое городское общество, давал уроки детям игры на фортепиано. Нередко сам концертировал и дирижировал одним из оркестров. Кроме того, Франц сочинил ряд пьес на мотивы народных песен Украины. Между прочим, в консерватории Львова до сих пор звучит его музыка.

К сожалению, ни Карл, ни Франц не имели детей. Соответственно, с их смертью прямая линия гениального композитора окончательно пресеклась.

Легенда об отравлении

А мы продолжаем говорить об интересных фактах из жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Известная история об отравлении Моцарта придворным композитором Сальери до сих пор поддерживается рядом музыковедов. Правда, убедительных доказательств в подтверждение этой версии вообще нет. Наверное, именно поэтому в 1997-м суд в очередной раз рассмотрел дело Сальери, связанное с обвинением в убийстве Вольфганга. Придворного композитора, наконец-то, оправдали.

  1. Композитора на самом деле считали вундеркиндом. Так, в столице Великобритании малолетний Моцарт был настоящим объектом научных исследований.
  2. В детстве Моцарт панически боялся отдельного исполнения на трубе. Но в оркестре он абсолютно спокойно относился к этому инструменту.
  3. Как-то маленький Вольфганг сказал юной герцогине Марии-Антуанетте, что он намерен на ней жениться.
  4. Папа композитора отправил своего сына-подростка в Академию, что в Болонье. Принимали туда с 26-летнего возраста. Для Моцарта решили сделать исключение. В результате, Вольфганг стал четырнадцатилетним академиком.
  5. После одного концерта к юному композитору подошел подросток, являвшийся почитателем таланта Моцарта. Этим поклонником был Гете.
  6. Когда Вольфганг искал вдохновение, он всегда слушал пение своего ручного скворца.
  7. Композитор получал весьма неплохие гонорары за свои концерты, но практически всегда оставался без денег. Причина была одна - музыкант обожал игру в бильярд. Он старался ставить довольно большие суммы, но зачастую проигрывал.
  8. Моцарт был масоном и присоединился к ним в 1784-м. Он даже сочинил музыку для соответствующих ритуалов.
  9. Композитор мог оказаться в России. Посол Разумовский в своих письмах к Потемкину говорил о том, что Моцарт из-за безденежья согласится приехать в страну. Предложение было аннулировано вследствие кончины Вольфганга и князя Таврического. Они умерли в том же 1791-м.
  10. Музыка композитора очень полезна. Во всяком случае, в клиниках Швеции её включают младенцам. Ученые считают, что благодаря произведениям Моцарта снизился показатель детской смертности в этом государстве.

Мы рассмотрели самые интересные факты из жизни Моцарта (для детей и взрослых). Вот такая вот любопытная личность навсегда вошла в историю.

Жизнь Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – великий немецкий композитор, родился 27 января 1756 в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене.

Описание юности Моцарта изобилует подробностями, каких мы не встречаем в жизнеописаниях других композиторов. Его музыкальное дарование выказалось так рано и так ярко, что невольно обратило на себя внимание. Известно, например, по свидетельству придворного трубача Шахтнера и Анны Марии Моцарт, что четырех лет от роду Моцарт уже написал концерт и что он не мог слышать звука трубы без физического раздражения. В 1761 пятилетним ребенком он принимал участие в хоре при исполнении в зальцбургском университете Liederspiel Эбepлинa «Сигизмунд, король венгерский».

Портрет Моцарта. Художник И. Г. Эдлингер, ок. 1790

В 1762 шестилетний Моцарт, со своей одиннадцатилетней сестрой, отправились под эгидой отца в концертное путешествие сперва в Мюнхен, а затем в Вену. Далее общеизвестны рассказы о том, как он своей великолепной игрой на органе привел в восхищение монахов монастыря Ипс, а совершенною игрой на фортепиано – принцесс и в особенности Марию-Антуанетту . Упоминается также о том, что в честь чудесного ребенка написано было много прекрасных стихотворений. Успех этого путешествия побудил отца предпринять в следующем году новое – в Париж. При этом по пути были сделаны остановки, при посещении княжеских дворов, резиденций и проч. В Майнце и Франкфурте они дали выдающиеся по успеху концерты, посетили Кобленц, Ахен и Брюссель, и наконец, 18 ноября 1763 прибыли в Париж. Здесь они встретили себе покровительство барона Гримма, играли при королевском дворе, перед маркизой Помпадур и дали с блестящим успехом два собственных концерта. В Париже впервые появились в печати четыре скрипичные сонаты малолетнего Моцарта, из коих две были посвящены принцессе Виктории французской и две графине Тессе. Отсюда они отправились в Лондон, где играли при королевском дворе и где капельмейстер И. К. Бах, сын Иоганна Себастьяна , исполнил несколько вещиц Моцарта.

В этот период времени искусство Моцарта в импровизации, транспонировании на самые отдаленные строи, сопровождение с листа было решительно непостижимо. В Англии он написал еще шесть скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; здесь же, под его управлением, были исполнены написанные им маленькие симфонии. Из Лондона отправились они в Гаагу, по приглашению принцессы Нассауской, которой Моцарт посвятил следующие шесть сонат. В Лилле Моцарт сильно заболел почти одновременно с сестрой Марианной и оба пролежали в Гааге около четырех месяцев, к великому отчаянию отца. По выздоровлении они побывали еще раз в Париже, где Гримм был восхищен успехами Моцарта, а затем посетили Берн, Дижон, Цюрих, Ульм и Мюнхен и, наконец, после трехлетнего отсутствия, в конце ноября 1766 возвратились в Зальцбург.

Моцарт. Лучшие произведения

Здесь, десятилетним мальчиком, Моцарт написал свою первую ораторию (Евангелист Марк). Через год усиленных занятий он отправился в Вену. Оспенная эпидемия заставила их переселиться в Ольмюц, что, однако, не спасло детей от ветрянки. Возвратившись в Вену, они играли при дворе императора Иосифа II , хотя собственного концерта не давали. Будучи оклеветан и заподозрен в том, что истинным автором его произведений является его отец, юный композитор опроверг клевету посредством блестящей публичной импровизации на указанные ему темы. По предложению короля, Моцарт написал свою первую оперу «La finta semplice» (сейчас она называется «Аполлон и Гиацинт»), которая, по интригам не попав на венскую сцену, была впервые представлена в Зальцбурге (1769). 12-ти лет Моцарт руководил исполнением своей «Торжественной мессы», в честь освещения церкви сиротского дома. Год спустя, он был избран концертмейстером архиепископа, незадолго до его поездки с отцом в Италию.

Это путешествие было триумфальным: во всех городах церкви и театры, где Моцарт выступал концертантом (сестра его на этот раз отсутствовала), были переполнены слушателями, а испытания, произведенные строжайшими судьями, например, Саммартини в Милане, Падре Мартини в Болонье и Баллотти в Падуе, прошли блистательно. Моцартом был восхищен неаполитанский двор, а в Риме от папы он получил рыцарский крест золотой шпоры. При обратном переезде через Болонью, выдержав экзамен, он был принят членом филармонической академии. Сделав остановку в Милане, Моцарт окончил заказанную ему оперу «Митридат, царь Понтийский», поставленную на сцепе местного театра в декабре 1770, после чего она давалась 20 раз подряд с блестящим успехом.

Вернувшись в марте 1771 в Зальцбург, Моцарт написал ораторию «Освобождение Бетулии», а осенью того же года снова был в Милане, где написал серенаду «Асканий в Альбе», в честь бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской. Это произведение совершенно затмило на сцене оперу Хасса «Руджеро». Следующей его оперой является «Сон Сципиона», посвященная преемнику умершего зальцбургского архиепископа графу Иерониму фон Коллоредо (1772). В декабре 1772 Моцарт снова посетил Милан, где поставил оперу «Луций Сулла». В последующее время он сочинял симфонии, мессы, концерты и концертную музыку. В 1775 с выдающимся успехом поставлена в Мюнхене заказанная ему опера «Мнимая садовница». Вскоре затем дана его опера «Король-пастух» в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на все эти успехи, у Моцарта не было прочного места, и отец его стал снова подумывать о турне. Архиепископ, однако, отказал в отпуске, после чего Моцарт подал в отставку. На этот раз он отправился в путешествие с матерью, проехав через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм, хотя здесь его артистическая поездка не увенчалась успехом. К тому же Моцарт влюбился в Мангейме в певицу Алоизу Вебер и только с трудом могли оторвать его от этого увлечения. Наконец, прибыв в Париж, он имел художественное удовлетворение после исполнения одной из его симфоний в Concert spirituel. Но здесь же испытал он и горе: скончалась его мать (1778). Глубоко огорченный, не добившийся цели, он вернулся в Зальцбург, где был вынужден снова занять то же место при архиепископе.

В 1779 Моцарт был назначен здесь придворным органистом. В 1781 он написал по новому заказу оперу «Идоменей», с которой начинается классическое направление его дальнейших произведений. Вскоре после того он окончательно порвал свои отношения с архиепископом и переселился в Вену. Некоторое время Моцарт и здесь оставался без места, пока в 1789 не был назначен придворным композитором, с содержанием в 800 флоринов. Но зато он имел случай исполнить свои большие произведения, чем и воспользовался. По предложению короля написал водевиль «Похищение из сераля», и тот был поставлен на сцене по приказанию короля, несмотря на интриги (1781). В том же году Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре его первого предмета любви.

В 1785 он создал оперу «Женитьба Фигаро», каковая вследствие дурного её исполнения итальянцами почти провалилась на венской сцене, но зато была великолепно передана в Праге. В 1787 появился его «Дон Жуан», поставленный сперва в Праге, а затем уже в Вене, где опять оперу постиг неуспех. Вообще в Вене гениального Моцарта преследовало несчастие и его произведения оставались в тени, уступая сочинениям второстепенным. В 1789 Моцарт покинул Вену и, в сопровождении графа Лихновского, посетил Берлин, играл при дворе в Дрездене, Лейпциге и, наконец, в Потсдаме перед Фридрихом II , который назначил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров, но здесь австрийский патриотизм Моцарта восторжествовал и стал ему помехой для принятия предложенного места. По заказу австрийского короля он сочинил следующую оперу «Так поступают все (женщины)» (1790). В последний год жизни он написал две оперы: «Милосердие Тита» для Праги, в честь коронования Леопольда II (6 сентября 1791) и «Волшебная флейта» для Вены (30 сентября 1791). Последним его творением был реквием, давший повод к известному всем фантастическому повествованию о смерти Моцарта вследствие отравления соперником – композитором Сальери . Эта тема вдохновила А. С. Пушкина к созданию «маленькой трагедии » «Моцарт и Сальери ». Погребение Моцарта прошло совсем жалко: его похоронили даже в общей могиле, так что по сей день в точности неизвестно местонахождение его останков. В 1859 на этом кладбище (Святого Марка) был поставлен ему памятник. В 1841 в его честь воздвигли великолепный монумент в Зальцбурге.

Произведения Моцарта

В своем изумительном творчестве, Моцарт в совершенстве владел музыкальными средствами и формами. Его индивидуальность всегда заключает в себе обаяние чистоты, интимности и прелести. Его юмор менее ярок, чем у Гайдна , а суровое величие Бетховена ему совершенно чуждо. Его стиль представляет сочетание счастливой итальянской мелодики с немецкою глубиной и положительностью. Родственные ему черты присущи Шуберту и Мендельсону , особенно в смысле плодовитости их творчества и кратковременности их жизни. Композиторское значение Моцарта, несомненно, мировое: во всех родах музыки он сделал крупный шаг вперед и все его произведения облечены неувядаемой красотой. В нем жил реформаторский дух Глюка , заставивший его создать незыблемые типы в области прошлого и нового времени. Если внешняя музыкальная обстановка его произведений заставляет их теперь оценивать с исторической точки зрения, то по внутреннему содержанию и по их вдохновенным мыслям они до сих пор не устарели.

По каталогу Брейткопфа и Гертеля (1870-1886) произведения Моцарта разделяются следующим образом:

Церковная музыка. 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

Сценические произведения. 20 опер. Из них известнейшие: «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Концертная вокальная музыка. 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

Песни (Lieder). 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

Оркестровые произведения. 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

Концерты и сольные пьесы с оркестром. 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

Камерная музыка. 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

Для фортепиано. В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

Для органа. 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.