Кавказские дольмены: таинственные древние мегалиты, которые будоражат умы современных археологов. Дольмены на кавказе. Наиболее примечательные из дольменов

Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты -- полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III--II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков -- племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

Местные названия [ | ]

Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны [ | ]

«Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов [ | ]

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов [ | ]

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов [ | ]

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов [ | ]

Конструкция [ | ]

Орнаментация [ | ]

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
  2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
  3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
  4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
  5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
  6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
  7. Используют камень дольменов для своих построек.
  8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
  10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
  11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
  12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
  13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
  15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
  16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
  17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
  18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
  19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
  20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
  22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
  23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
  24. Марковин В. И. , 1983.
  25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
  27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
  28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
  29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ»

Тема: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа


Студент: Алиев Атанур Мазагим оглы, 3 группа.


Москва 2014 г.


Введение

1. Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира

Дольмены Западного Кавказа

1 Архитектура дольменов

2 Строительная техника

3 Дольмены и ритуал

Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения

Заключение


Введение


Архитектуры на всех этапах общественного развития организует и создает искусственную открытую и закрытую внутреннюю пространственную среду жилых, общественных и производственных зданий. В качестве сферы материального производства архитектура опирается на возможности и достижения строительной техники своей эпохи, как материальная среда - служит беспристрастным зеркалом социальных условий жизни общества, как искусство - оказывает глубокое, предусмотренное эмоциональное воздействие. Будучи одновременно продуктом художественного и технического творчества, архитектурная деятельность плодотворна лишь при взаимосвязанном решении эстетических и технических задач. При этом социально-функциональные и эмоциональные грани архитектуры получают воплощение в материально-пространственных формах.

Зарождение зодчества относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления - архитектуры.


.Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира


В первобытно-общинном обществе духовное начало было связано с обожествлением сил природы и космических явлений. В зодчестве это духовное начало проявилось в создании мегалитических сооружений, имевших религиозно-ритуальный или погребальный характер. Мегалиты (от греческих слов megas - большой и lithos - камень) возводились из очень крупных (весом от 2 до 30 тонн) камней. Они относятся к III-II тысячелетиям до н. э., но в некоторых странах сооружены позже. Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (дольмены Западного Кавказа, строения инков).

Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней дошли лишь крайне скудные записи о приёмах строительства и назначении данных строений. Большей частью мегалитические строения древности, по мнению ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть также мнения, что некоторые мегалиты - общинные сооружения, и функция их - социализирующая. Возведение мегалитов представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, кромлехи и дольмены.

Менгир (от нижнебретонского <#"justify">Дольмены в первоначальной стадии развития представляли собой композицию из трех больших камней (двух вертикальных и одного горизонтального), затем превратились в существенно более крупное сооружение из значительного числа вертикальных камней и соответствующего числа горизонтальных, перекрывающих большое пространство между камнями. В наиболее крупных дольменах были впервые перекрытия ложными сводами.

Более определенным представляется назначение дольменов как погребальных камер, о чем свидетельствует наличие в помещениях дольменов захоронений и жертвенных приношений покойному. В интерьерах дольменов встречаются примитивные, преимущественные орнаментальные росписи и рельефы. Они, наряду с конкретными росписями на темы охоты в пещерных жилищах, представляют собой зачатки искусства живописи и ваяния. Дольмены часто покрывали земляными курганами, укрепляя курган от осыпания укладкой по его периметру камней и устраивая в толще кургана потайной вход в дольмен. Археологами установлено, что иногда дольмены служили жилищем, но не исключено, что в этом качестве их стали использовать позже.

Только в 1912 году <#"justify">2.Дольмены Западного Кавказа


1 Архитектура дольменов Западного Кавказа


Дольмены Западного Кавказа, стоящие рядами, поражают сходством отдельных частей, пропорциональной согласованностью деталей. Уже говорилось, что к ним вполне применимо понятие «симметрии подобия» и «равных фигур». Стремление приблизить все дольмены к исходному прототипу является показателем обдуманного, целеустремленного строительства, когда зодчий или мастер-каменщик знал, что он будет строить, как возьмется за дело. Только имея образцы, по которым возводились дольмены, их строители могли создавать подобные (т. е. схожие) постройки на огромном пространстве: по побережью Черного моря, в горах Абхазии и Адыгеи, среди лесов и по водоразделам. Дольмены Западного Кавказа, если опять-таки применить к ним термин естествоиспытателей, можно назвать гомологичными фигурами. Каждый из них похож на другую дольменную постройку (будь она и иного типа), даже если этот другой дольмен расположен за десятки и сотни километров. И, несмотря на это, каждый из них имеет и свои индивидуальные архитектурные особенности: удлиненные или укороченные пропорции, фасад в виде ниши или с боковыми выступами, и т. д. И все части постройки хорошо обдуманы, она впечатляет, форма ее лаконична. Сказанное позволяет говорить о западнокавказских дольменных сооружениях как о произведениях, обладающих всеми элементами настоящей архитектуры.

Среди дольменов наиболее массовыми являются плиточные постройки. Они и явились образцом для создания дольменов других типов. В них более всего заметно стремление к зеркальной симметрии, т. е. такой симметрии «левого и правого», с помощью которой, по словам Г. Вейля, «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Лишь в редких случаях среди плиточных дольменов можно заметить дисгармонию, отсутствие симметрии. Это ранние постройки, у которых отдельные стены заменены булыжником («Кожжохская группа» у пос. Каменномостского), и наиболее поздние, но те и другие сохраняют определенную пропорциональность. Корытообразные дольмены, выбитые в скалах, иногда снабжены несимметричной камерой (Солоники, район Туапсе и др.). Но в их портальной части всегда заметно стремление, вопреки неровностям скал, сделать фасад равносторонним, придать ему зрительное равновесие. Поскольку почти во всех дольменах приходится встречаться с аналогичными фактами, то значит, это не является случайностью, а отражает определенную закономерность в их строительстве, с которой необходимо считаться.

Как уже говорилось, наиболее ранние из плиточных сооружений имеют почти прямоугольную форму (дольмены «Кожжохской группы», сооружения № 215 в бассейне р. Кизинка и у горы Ахупач в Абхазии). Сделаны они довольно примитивно, без пяточных камней и не могли быть устойчивыми. Вероятно, в силу этого в дольменной архитектуре они не получили большого распространения. Основная масса западнокавказских дольменов характеризуется трапециевидными продольно-поперечными сечениями и планом камеры, обладающим аналогичной формой. Соотношением частей камеры подчеркивается определенная и вполне закономерная каноничность в построении дольменов из плит. И нельзя считать случайностью стремление древних зодчих создать постройку в виде косо срезанной пирамиды с широким основанием, а именно так и выглядят плиточные дольмены. Она чрезвычайно устойчива (примером служат сами дольмены, они простояли многие века), так как она конструктивно близка природным, естественным формам статичного конуса или конуса гравитации (конус основанием вниз). Такое строение имеют горы, по этому принципу растут деревья, эта универсальная форма пронизывает животный и растительный мир. Устойчивость конуса (пирамиды) объясняется тем, что сила тяжести у таких фигур занимает центрально-осевое положение. Известно, что в разработке строительных пропорций в Египте, Вавилоне, Ассирии и других странах видную роль играло стремление приблизить конструкцию зданий к положению естественного откоса сыпучих тел (песка, гравия и пр.), обладающих наибольшей устойчивостью. В этих странах существовали специальные формулы для вычисления объема усеченной пирамиды и для площади трапеции е. Неизвестно, умели ли строители дольменов разрешать подобные задачи, но они знали, что такое пропорциональность, стремились сделать свои постройки устойчивыми и прочными.

У западнокавказских дольменов угол скоса невелик (от 75 до 88°, в среднем - 84° с отклонением от данной величины в ±3-4°) 7, но даже и такое отклонение от прямого угла давало значительный эффект в устойчивости постройки. К дольменам Кавказа вполне применимо понятие соразмерности, которое в истории архитектуры равно относится к эстетическим, конструктивным и функциональным качествам сооружения.

Симметричность и пропорциональность дольменных построек позволяет предполагать, что их строители могли пользоваться модулем - мерой пропорциональности частей постройки. Таким модулем, по моему предположению, мог служить отрезок, принятый для высоты отверстия, сделанного в передней плите (ширина отверстия явно произвольна). О том, что высота (или диаметры) отверстия дольменов могла служить модулем, свидетельствуют исследования некоторых памятников древности и средневековья на Востоке, где архитектурной мерой части служили размеры проемов. В древнем Египте модулем служил размер строительного камня или кирпича.

Высота отверстия в дольменах, принятая за меру - модуль, варьирует, являясь, вероятно, хронологическим признаком, но, будучи модулем, укладывается в высоте передней плиты довольно четко 3-5 раз. Отмеченная выше разница в величине дольменных лазов указывает на отсутствие четкой системы в единицах измерения у строителей мегалитов, которые могли использовать в процессе измерений естественные мерила - пядь, локоть, шаг и др. Естественно, что такие единицы меры очень трудно поддаются стандартизации. Так, у адыгов и ахазов еще относительно недавно линейными единицами служили «длань», «ступня», «локоть» и подобные им. Величина «локтя», например, варьировала от 40 до 50 см, а измерение велось от угла между большим и указательным пальцами и до локтя или от кончика среднего пальца до локтя.


Рис. 1. Сел. Солох-аул (гора Аутль), дольмен № I: 1 - план (й -упавшая западная портальная плита); 2 - фасад; 3 - продольный разрез.


Известный архитектор XV в. Леон-Баттиста Альберти писал, что «вся архитектура состоит из шести элементов. Они следующие: местность, участок, членение, стена, крыша и отверстия. Из этих шести элементов, обязательных для постройки здания, нами не рассмотрены только местность и участок. Исследователи дольменов отмечали их расположение на полянах, по водоразделам и так, что «если дольмен стоит на склоне горы, то передней стеной он обращен в долину; если на вершине горы - то в сторону наиболее красивую». Дольменные поля занимают местности с относительно ровным рельефом, редко встречаются одиночные дольмены, прижатые к склону, построенные явно в неудобном месте (дольмен на горе Хунагет в бассейне р. Аше), лишь корытообразные дольмены занимают те участки, где имеются выходы скал. Сопоставление карты распространения дольменов с простиранием горных пород показывает, что их строители стремились использовать для своих построек местности с естественными выходами камня, пригодного для обработки.


Рис. 2. Портальный дольмен из Адигналова (район Туапсе): 1 - плач дольмена (утолщенной лилией показаны перекрытия); 2 - фасада 3 - разрез дольмена (а - «козырек» перекрытия камеры)


2 Строительная техника


Осмотрев довольно большое количество памятников, можно говорить, что для дольменных построек употреблялись плотные песчанистые известняки без включений крупных окаменелостей (бассейн р. Кизинка, Богатырская поляна у ст. Новосвободной, местонахождения в Абхазии), песчаников (большинство дольменных групл), окремнелых и метаморфических пород (район Красной Поляны). Корытообразные дольмены высекали в скалах и глыбах песчаников (бассейн р. Аше, Солох-аул, Волконка, Пшада и др.). Строители редко использовали в одной постройке различные породы камня, за исключением известкового туфа, плиты которого иногда употребляли для перекрытий (Дегуакская поляна у ст. Даховской, бассейны рек Пшада, Кизинка), Все указанные породы являются хорошим строительным материалом.

Среди возвышенностей в бассейне р. Кизинка известна одна под названием Масляевой горы. На ней обнаружены груды ломаного известняка, образующие ряды. Здесь нет его выходов и кучи камней лежат на белоснежном скрытокристаллическом гипсе, которым слагаются все поднятия по левобережью р. Кизинка. Плиты известняка явно принесены сюда с правой стороны реки, где имеются его обнажения. Отсюда на Масляеву гору и был привезен строительный камень для последующей обработки.

Известно, что свежедобытый известняк мягче, чем «вылежавшийся на воздухе», здесь он теряет влагу и крепчает. «Испытание» камня длительной выдержкой на открытом месте способствует его стойкости. Дольменные постройки, прошедшие испытание временем, своей, порой отличной сохранностью, лучше всего доказывают, что их строители хорошо знали свойства камня и заранее заготавливали его. Если бы древние мастера ничего не предпринимали для улучшения качества строительного материала, в данном случае известняка, то коэффициент крепости несомненно уменьшился бы; так, для известняков он приблизительно равен 8-4 условным единицам (при наивысшем коэффициенте в 20 единиц) г2.

Колебание прочности разных пород может быть выражено также в виде предела прочности (при сжатии в кг/см2). Для плотных известняков он колеблется от 150 до 1000 единиц (наивысший предел у кварцита - 4000). Ясно, что древние зодчие выбирали качественный камень, без изъянов (трещин, крупных конкреций), равномерной структуры, заранее вывозили его и выдерживали. С плотными песчаниками было проще, так как они мало содержат глины, меньше насыщаются водой и меньше разрушаются. При всей своей хрупкости у них выше предел прочности (300-3000 единиц), их поверхность со временем в процессе естественного воздействия атмосферы и солнечных лучей покрывается твердой корой выветривания. Вот почему дольмены, собранные из плит песчаника и высеченные в скалах этой породы, поражают прекрасной сохранностью.

Заготовленные плиты еще в сыром, необработанном виде древние каменщики перевозили на места будущего строительства, где они и лежали некоторый срок. Перевозка камня могла производиться на быках с помощью деревянных волокуш (примитивных саней), которые хорошо зафиксированы этнографически (у абхазов - «аджанах») и используются повсеместно на Кавказе для подъема тяжестей по крутым склонам.

Уже на месте камень подвергался окончательной отделке. В бассейне р. Кизинка были обнаружены заготовки четырех плит для дольмена. Проведенные здесь раскопки позволили найти обломки строительного камня и кусок песчаника со следами шлифовки. Здесь, очевидно, происходила лишь первичная обработка известняковых плит. На этом же дольменном поле перекрытие дольмена раскололось на две части по зарубкам, сделанным его строителями. В подготовленные зарубки загоняли клинья из дерева, а затем их мочили водой, отчего древесина разбухала и в камне появились трещины. Близкое расположение зарубок гарантировало, что камень будет расколот по намеченной линии. Такой способ ломки камня, даже гранита, хорошо зафиксирован в строительной технике древнего Египта.

Неровности на плитах, вероятнее, удаляли с помощью пиления. В качестве пил можно было употреблять пластины твердых пород камня, а в процессе распиливания подсыпали мокрый песок (речной или морской). Ровные срезы без особых подшлифовок заметны на пяточных камнях, особенно в тех случаях, когда они, совмещаясь, образуют пол в камере дольмена (Адербиевка, Пшада и др.).

Возле дольменов встречаются грубые орудия, несколько напоминающие диски и скребла. Сделаны они из речных галек и обломков горных пород (андезит, кварцит и др.).

Дольменные плиты, профили корытообразных сооружений поражают своей правильностью. Возможно, строители при разметке и во время работы употребляли, как и древние египтяне, очень простое приспособление - шнур, натянутый между двумя палочками. Прикладывали его к обрабатываемым плитам, что позволяло видеть все неровности камня.

Почти возле каждого дольмена во время раскопок можно найти куски абразивных пород и специальные терочники разных форм. Эти предметы не являлись погребальным инвентарем, они использовались при строительстве, а затем были брошены.

Среди абразивов большей частью использовались породы, содержащие очень твердые крупно-зернистые железистые песчаники, кварциты и полиминеральные породы типа гранита, реже встречаются пористые глинисто-песчанистые породы, которые, несмотря на свою относительную мягкость, являются хорошими шлифующими средствами.

Для грубой, первоначальной обработки, очевидно, шли бесформенные куски абразивов, у которых по мере стирания снова обламывали края. Но более тонкая отделка плит, пазов, портальных частей и даже камер у корытообразных и монолитных дольменов производилась шлифовальными камнями удобной, вполне оправданной формы. Среди всего этого многочисленного материала выделяются пластины со следами работы.

Для шлифовки больших поверхностей употреблялись крупные камни твердых пород - гранита, гранито-гнейса, кварцевого конгломерата. Обычно у них округло-овальная форма. Их держали двумя руками. Очевидно, завершали шлифовку терочниками круглой формы, которые несут следы не только с краев, но иногда у них от работы стерты и зашлифованы плоскости. Редкие экземпляры среди них имеют в средней части углубления, такие камни удобнее было удерживать пальцами. Особенно тщательно производилась шлифовка пазов. У некоторых дольменов можно обнаружить на стыке пазов и в конце их закругления. Здесь рука мастера отдыхала, и он направлял шлифовальный камень в соседний паз или делал движение в обратную сторону.

На многих дольменах можно видеть точечные, пунктирные углубления довольно правильной круглой формы диаметром до 0,5 см. Обычно они нанесены на поверхности таких плит и блоков, которые необходимо было сцепить особенно прочно. Для этой цели служил инструмент типа керна или закольника, а может быть, с более широкой рабочей частью, покрытой зубьями (современные «штампы» и «бучарда»).

Стены камер некоторых корытообразных сооружений сохранили следы обработки их с помощью орудия типа долота или тесла со слегка закругленной рабочей частью.

Трудно сказать, как делали отверстия в дольменах. Возможно, с помощью пунктирных ударов намечали центр отверстия, пробивали его и далее расширяли, а может быть, как древние египтяне с помощью кремневого сверла («полумесяца») просверливали сердцевину будущего лаза. В работе над отверстиями не последнюю роль играли абразивы.

Можно думать, что строители дольменов применяли много различных орудий из дерева (киянки, клинья и пр.), знали отвес. Вероятно, многие из инструментов, применявшихся при строительстве дольменов, напоминали те, что принадлежали древним египетским каменщикам, возводившим пирамиды. Но это пока только предположение.

Значительные трудности представляла сборка дольменов, наводка перекрытия. Древним строителям это не всегда удавалось. Так, покровная плита дольмена в Гузерипле так и не была положена на место. Чтобы облегчить этот труд, дольмены большей частью прислонены задней стороной к склонам, их пристраивали к валообразным естественным возвышенностям. Ранние памятники окружены каменной наброской наподобие кургана, на которую клали бревна, и по ним, вероятно, втягивали на веревках перекрытие. Более поздние (массовые) памятники приобретают большую трапециевидность, их боковые стены сильно скошены в заднюю сторону, что облегчало труд по подъему плиты. Во время таких тяжелых работ, несомненно, употребляли рычаги (ваги) из бревен, веревки, может быть, и тягловую силу быков.

Процесс укладывания боковых стен трудно представить без применения внутренних бревенчатых распоров. Без них плиты могли бы завалиться. Интересна одна деталь. Почти всегда отдельные пазы боковых плит имеют пологие скосы. Это делалось с целью, чтобы, когда уже прилажена передняя или задняя плита r одной из боковых сторон, легче было заводить их в пазы второй боковой плиты.

Ученые подсчитали, что для постройки достаточно крупного дольмена должны были неустанно работать 150 человек от года до двух лет. Однако неизвестны исходные данные для подобного расчета, и можно считать его очень приблизительным.

Во время строительства дольменов древние жители устраивали временные становища. Следы таких стоянок обнаружены на горе Аутль у сел. Солох-аул и близ крупного местонахождения дольменов на Богатырской поляне (ст. Новосвободная). Культурные слои их незначительны, но они насыщены керамикой, костями домашних животных, отдельными утерянными вещами (вкладыш, глиняная бусина и пр.). Здесь жили не очень долго. Дегуакско-Даховское поселение с мощным культурным слоем (до 1,15 м), также расположенное возле дольменного поля, свидетельствует о том, что некрополи иногда располагались и возле поселков. Очевидно, в первом случае, когда строительство шло далеко от постоянного жилья, в работах принимали участие лишь мастера (может быть, и их семьи). Естественно, что зодчество и не могло быть уделом каждого жителя.

В заключение необходимо отметить те строительные детали, которые имеют отношение к хронологии: отсутствие пяточных камней под всеми плитами камеры (это вызывало трудности при сборе камеры), слабую трапециевидность боковых плит (они почти не имеют скоса к тыльной части), что затрудняло наводку перекрытия. Указанные технические недостатки характерны для плиточных портальных дольменов и построек с квадратно-прямоугольным планом камеры. Эти особенности позволяют считать их ранними памятниками.

Переход к сооружению дольменов из плит трапециевидных очертаний придал большую устойчивость постройкам, облегчил сборку стен и наводку перекрытия. Создание составных дольменов еще более облегчило труд строителей, хотя и нанесло ущерб монументальности здании. Может быть, поэтому порталам некоторых составных дольменов внешне придана традиционная форма плиточных сооружений.

Корытообразные дольмены и монолиты, при всей трудоемкости их изготовления, устранили необходимость пользоваться лесами, доставлять на место постройки камень к т. д. Они являются упрощенным вариантом сооружений среди западнокавказских дольменов.

Можно сказать, что такова эволюция в строительной технике, хотя эти соображения не могут являться категорическим суждением. Несомненно, постройки разных типов и категорий могли создаваться на каком-то этапе одновременно.


3 Дольмены и ритуал


Для того чтобы реконструировать хотя бы некоторые из обрядов, практиковавшихся носителями культуры дольменов, необходимо разобрать несколько вопросов. Среди них важнейшими могут быть признаны: расположение дольменов на местности (почему именно так, а не иначе поставлены они); ритуальные черты в устройстве самих дольменов и их орнаментике; установление погребального обряда, практиковавшегося в дольменах. Каждый из этих вопросов может быть разрешен большей частью только предположительно, хотя многие исследователи уделяли им определенное внимание.

Дольмены, как уже говорилось, занимают удобные и довольно ровные площадки среди лесов (на «полянах»), по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах невысоких гор. Они стоят по бассейнам рек, неподалеку от тех троп и дорог, которые связывали побережье с горными районами. Многие их этих путей используются до снх пор пастухами для скотопрогона и охотниками. Скопление памятников на определенной территории позволяет говорить о специальных местах, отведенных под некрополи, а если обратить внимание на типы построек, то можно заметить, что одни и те же дольменные поля часто содержат разнотипные сооружения (очевидно, относящиеся и к разному времени). Как видно, несмотря на изменения в архитектуре и технике строительства, носители культуры дольменов не теряли чувства родства и преемственности с предыдущими поколениями.

Ориентировка дольменов уже давно привлекала к себе внимание исследователей. Изучение совокупности объектов позволяет сделать вывод о важной в их строительстве ритуальной черте: обращать портальные части дольменов к свету, к солнечным, ярко освещенным сторонам.

Форма дольменов, вероятно, также отвечала ритуальным требованиям. Правда, свои ритуальные особенности дольменные постройки с раскрывают с трудом. Намного легче обнаружить в них архитектурную концепцию - противопоставление несущих и покоящихся частей. Только стремлением сделать сооружения прочными можно объяснить трапециевидность их плана.

В конструктивно ранних, портальных дольменах входные отверстия имеют прямоугольную форму. Очевидно, они могли быть аналогичны входным проемам жилых построек. Некоторые дольмены служили для одиночных погребений (станицы Новосвободная, Саратовская, отдельные погребения в бассейне р. Кизинка), т. е. эти сооружения после того, как были окончены похороны, могли быть замурованы на века, как это, несомненно, имело место в дольменах без отверстий. Очевидно, идеи, лежавшие в основе древнего ритуала, изменялись, эволюционировали. Отверстия в типологически ранних дольменах стали необходимостью, а со временем изменялись и по форме и по размерам. В двух портальных дольменах бассейна р. Кизинка слева возле отверстия (если заглянуть внутрь) были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Это дает некоторое право считать, что отверстия служили для ритуального кормления покойников. В Западной Европе их называют «отверстиями для выхода души» (они часто встречаются в дольменах бассейна р. Уазы во Франции), что находит подкрепление в этнографических параллелях. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.

Многие современные ученые совершенно справедливо роднят кавказские дольмены с пирамидами египтян. Вероятно, основы египетского погребального ритуала в какой-то степени близки тем культовым представлениям, на которых покоилось строительство дольменов. Культовые представления египтян составляла идея, по которой фараон (вождь) считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. И умерший фараон, при наличии царствующего наследника, продолжал обеспечивать благоденствие живущим, в том числе и «счастливое царствование» новому фараону. Можно предполагать, что ранние дольмены и содержали захоронения родо-племенных вождей, чьи останки должны были подобным магическим путем благоприятствовать живущему населению. Отголоски таких верований известны в религиозных представлениях многих народов. В конструктивных деталях дольменов можно найти их конкретное воплощение.


.Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения


Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты - полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III-II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков - племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура


Заключение


В данной работе мы провели обзор мегалитических сооружений Древнего Мира, определили их основные особенности. Были достаточно подробно описаны дольмены Западного Кавказа, приведены их архитектурные характеристики, предполагаемые методы строительства, предположения ученых об их возможном назначении.

Хочется отметить, что в дольменах, как и во многих других памятниках древнего искусства и зодчества в самой конкретной, эстетически и технически глубоко обдуманной форме, воплощены культовые воззрения наших предков. Их эстетическое воздействие, как подлинных произведений искусства, сохраняется до сих пор.


Список использованной литературы


1.Маклакова Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи: Учебник. - М.: Издательство АСВ, 2011. - 408 с.

2.Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Часть 1: Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. - 106 с.

Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. Изд-е 2-е. - М.: Наука, 1980. - 135 с.

Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с.


Теги: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа Реферат Строительство

Дольмены, как и любые сооружения мегалитического характера, универсальны. Другими словами, они встречаются по всей планете. Как можно увидеть, дольмены на картах расположены весьма обширно. Но особенно большое их скопление в странах, где прежде жили кельтские народы (это Великобритания, Ирландия, Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Испания и другие), а также в России на Кавказе, в Краснодарском крае. На самом деле, это далеко не полный список стран, где можно встретить эти древние творения.


Буквально по всему миру, на территории самых разных стран. Они есть в Северной Африке, их можно встретить на Сицилии, в Иордании и Сирии, на Балканах. Распространение дольменов по всей планете предоставляет нам возможность проследить путь носителей культуры, создавших из мегалитов непонятные нам сегодня постройки. Они прошли от самого востока Европы, заглянув в Малую Азию, и завершили свой путь на крайних западных точках континента.

Мне бы, разумеется, хотелось бы исследовать все эти регионы, но сейчас речь пойдет о кавказских домиках души, как называют дольмены в абхазском языке. Так что вернемся к нашим дольменам в Краснодарском крае .

Вы можете посмотреть их расположение на карте и выбрать самостоятельно, какие из них посмотреть в первую очередь.

Карта дольменов на участке от Анапы до Джубги

Карта дольменов от Джубги до Сочи

Экскурсии к дольменам в России

Мне удалось увидеть их в первый раз недалеко от , куда меня привезли в рамках самой обычной экскурсии. Точнее даже, я участвовала в таких мероприятиях дважды, и оба раза я видела разные дольмены, однако у меня не сохранилось фотографий от первого визита. Если вам интересно, кто и как их строил, то начать лучше всего будет с визуального знакомства с ними. И конечно, самым разумным будет, поездить по Краснодарскому краю самостоятельно и изучить все их разнообразие. Но, конечно, на это уйдет не один день. А потому экскурсия к кавказским дольменам будет лучшим выходом, и вы сможете получить начальное представление о них, а также ответить себе на ряд простых вопросов. Записаться на такую экскурсию вы сможете практически у любого представителя туристического агентства на побережье Черного моря. Возможно также забронировать её заранее через интернет.

Что говорят о назначении дольменов ученые — официальная версия

Итак, а что мы вообще знаем об этих странных каменных творениях? Обратимся в первую очередь к ученым, послушаем, что они говорят о дольменах , как они объясняют их наличие? По их словам, кавказские дольмены были построены в 3-2 тысячелетии до н.э. Они служили гробницами и местами поклонения для родовых племен, а большая часть дольменов построена на курганах майкопской и новосвободненской культур. Также ученые в своих трудах весьма справедливо подмечают их ориентировку на солнечный свет, для этого каменные домики строили на открытых участках – на горных хребтах, лесных опушках, на речных террасах.

Экскурсия к дольменам в дождливом лесу

Когда вокруг такие виды, начинаешь думать о том, что оказался в сказке

Зачем нужны и как работают дольмены на самом деле. Разные версии

Таким образом, послушав ученых, мы сами можем сделать вывод о том, что солнечный свет был необходимым элементом в «работе» дольменов. Тогда можно попробовать провести параллели между дольменами на юге России и другими мегалитическими сооружениями по всему миру. К примеру, на важные солнечные даты, как Солнцестояние и Равноденствие, многие люди съезжаются к Стоунхенджу в Англии посмотреть на то, как сверкает луч света на пяточном камне, а в мексиканском городе Теотиуакан игра света и тени показывает спускающегося змея по лестницам пирамиды Кетцалькоатля. И еще один момент стоит отметить: есть мнение о том, что дольмены ориентированы на звездные объекты в бескрайнем небе. В таком случае наверняка следует говорить о точном расположении дольменов относительно сторон света.

Сравнения эти неизбежны, несмотря на кажущуюся непохожесть (даже в масштабах) дольменов и гигантских пирамид. Но общее есть тоже: практически все каменные постройки вызывают вопросы. И несмотря на заверения ученых, которые думают, что разобрались, для чего все же наши предки строили дольмены, мы по-прежнему этого не знаем. Как не знаем, . Пока мы только догадываемся и тонем в количестве версий. И если в пирамидах пока не были найдены захоронения, то в дольменах иногда находятся. Но были ли там погребены люди, которые строили эти сооружения, или их потомки, или же вообще пришедшие спустя какое-то время на это место люди? Ответа нет.

Существует также версия, что дольмены строили на так называемых местах силы. В них дольмены Краснодарского края черпают энергию тогда, когда к ним приходят люди. Получается, они предназначены для связи человека с силами природы и передачи энергии земли и солнца. Когда в человеке накапливается много негатива, то ему становится тяжело жить, а дела не ладятся. И тогда дольмен может помочь обменяться энергиями с природой таким людям, сбросить негативную энергию и зарядиться позитивом. Сила дольмена, его вибрации зажигают внутри человека что-то новое и яркое. А злая сила уходит, освобождая человеку пространство для действий. Так люди становятся счастливыми. Об этом пишет Наталья Якимчук в своей книге «Дольменная цивилизация».

А дольмены так и продолжают равнодушно стоять веками, не представляя себе даже, что являются загадкой. Может вам удастся её разгадать?

Кавказский дольмен в окружении мегалитов

Недалеко от Туапсе можно увидеть составной дольмен. Такие плиты весят до 10 тонн

Кто и как построил дольмены?

Есть ли еще что-то общее у дольменов с другими сооружениями мегалитического характера, кроме ориентировки и загадочности? Разумеется! Большая часть богатырских хаток строилась из песчаника (как или ) или известняка. Также отмечается, что гигантские и тяжелые плиты каким-то образом транспортировались к месту строительства, а затем как-то подвергались обработке. Да и знаменитое окошко в домике показывает, что даже если огромные глыбы были найдены, а не вырезаны из цельной породы (что само по себе трудное дело для примитивных племенных людей!), то отверстие это само по себе возникнуть не могло. Плиты кавказских дольменов очень толстые, однако окошко проходит через всю толщину.

Разумеется, стоит задать вопрос: как было сделано отверстие в дольмене ? Ученые считают, что их строители использовали самую примитивную технологию и откалывали от дольмена всё ненужное с помощью обычного деревянного колышка, разбухающего от смачивания водой. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что окошко это не было выдолблено стараниями несчастного человека, а было выпиленной за один технологический прием деталью. И да, мы даже не представляем, каким образом и с помощью какого инструмента. Технология утрачена.

Много таких дольменов, что на фото, разрушены. Их остатки использовались в разных целях

На этом фото есть возможность рассмотреть ровное отверстие в стенке дольмена

Из чего состоит дольмен — мегалитические детали

Так что богатырская хатка, оказывается, не так проста, хоть и кажется миниатюрной по сравнению с другими храмами древности. Еще одна особенность дольменов в том, что строительство было возможно только на определенном месте. У каждого дольмена оно свое. И их назначение тоже различное. Точное единение с окружающим ландшафтом и удивительное знание, как именно вписать архитектурный элемент в природу, а затем использовать ту силу, которую дает дольмен.

Есть примеры того, как дольмен на Кавказе разбирали в попытке перенести его на другое место и собрать заново. Были такие научные эксперименты. Но эти попытки провалились: ни в родном окружении, ни на той земле или скале, куда его переносили, дольмен не удавалось собрать заново. Он разрушался со временем или его просто не возможно было подогнать под ландшафт. Ведь изначально дольмены строились с математической точностью и с учетом множества деталей, которые возможно нам сейчас даже в голову не приходят.

Дело даже не в том, что такие огромные каменные глыбы очень тяжело было затащить в лес или на гору, чтобы там построить дольмен. Главный вопрос — как и с помощью каких инструментов они были выпилены так точно, чтобы идеально подходить друг к другу и вписаться в особенности ландшафта? Ведь наклоны земной поверхности могут быть минимальными, а плиты точно соответствуют этому. Это гениальность создателей деталей для строительства дольменов!

А стало быть, можно сделать вывод, что в дольмене самое важное даже не камни, из которых он построен, а место и форма сооружения, а также то, как они взаимодействуют друг с другом и с человеком . Это же подтверждает то, что все дольмены разные и у каждого из них свои особенности. Эти мегалитические сооружения выглядят как домики для карликов или похожи на пирамиду-зиккурат, они бывают составными и цельными. На кавказских дольменах иногда встречаются украшения в виде надписей или же каменных узоров. Ведь различный ландшафт местности дает разнообразие в физическом воплощении идеи, которую и являет собой дольмен. Иначе нет никакого смысла в его строительстве. Как быстро идея захоронений ушла на задний план! И хоть мы так и не знаем, чем дольмены были, но теперь догадываемся, чем они не были.

Пупочный камень в центре дольмена

Менгир торчит из земли

Легенда о дольменах западного Кавказа

Адыгейская легенда о карликах рассказывает, что жили в давнее время на Кавказе карлики, которые знали многие тайны природы, да только физической силы у них недоставало. А поскольку они были умные, то решили попросить местных великанов построить для них дома, чтобы жить в тепле и уюте. Карлики спроектировали дома, назвали их испуны, а великаны их построили. И так загордились своим умом карлики, что могучие боги решили их покарать. На землю опустились всевозможные стихийные бедствия, и когда природа прекратила свое буйство, оказалось, что все карлики погибли, а вот дома их, испуны, остались.

Эта легенда внушает доверие хотя бы потому, что подобные рассказы мы встречаем во всех уголках мира. Мы читали в Библии рассказ о потопе, в эпосе Пополь-Вух, в табличках шумеров, в японских и китайских легендах и узнавали во всем этом разнообразии одну и ту же историю.

Место действия легенд адыгов — Западный Кавказ, Краснодарский край

Камни хранят много тайн

Адыги назвали также дольмены домиками душ . Имели ли они в виду, что души захороненных здесь люди найдут свой путь к небу? Или же здесь жили души предков, с которыми можно поговорить? Как в случае со . Снова приходится признать, что точного ответа нет. Как нечего нам сказать и о менгирах, обычно сопровождающих дольмены.

По картам видно, что эти домики на побережье Черного моря сооружены во многих местах, а некоторые их них разрушены. Очевидно, что было повреждено и место, к которому они были привязаны, в результате землетрясений или иных катаклизмов. Что еще раз подтверждает идею единения места и строения. Как и храмы, кавказские дольмены строились в особенных местах, именно для них предназначенных. И возможно, в отличие от более крупных каменных монолитных сооружений, дольмены максимально индивидуальны, персонифицированы, если можно так сказать о камне.

Абсолютное большинство туапсинских дольменов относится к так называемому плиточному типу. Они сложены из больших каменных плит, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты пятой плитой, образующей крышу каменной коробки или камеры дольмена. Передняя плита всегда выше задней, так что плита, образующая крышу, наклонена назад. Плиты очень тщательно подогнаны друг к другу при помощи специальных пазов и выступов. В передней плите дольмена имеется небольшое отверстие круглой, овальной или более сложной формы (археологи называют его "лаз"). Иногда имеется шестая плита, образующая пол дольменной камеры, но чаще дольмен устанавливался прямо на почву или же на специальные камни ("пяточные").
Многотонные плиты, из которых складывали дольмен, снаружи почти не обработаны, но с внутренней стороны, образующей стенки камеры, тщательно выровнены, иногда почти отполированы. Значительная часть кавказских плиточных дольменов имеют в передней части специальные выступы боковых стен и крыши, образуя как бы пристройку к дольмену. Эту пристройку называют порталом, а такие дольмены портальными. Иногда встречаются дополнительные пристройки и к порталу, сложенные из отдельных камней и образующие "дворик".
Строились кавказские дольмены из плотных песчанистых известняков или песчаников, реже для этой цели употреблялись окремнелые и метаморфические породы. Время их сооружения относят к эпохе от 2400 до 1300 годов до н. э.

Сегодня многие дольмены несут на себе следы разрушений: сдвинуты или расколоты крыши, развалены стенки. Следы эти - дело рук тех, кто лишен памяти и уважения к жившим до них. Что интересно - вокруг мест, где стоят дольмены - одиночно или группой, оплывают грунты; срываются оползни, проносятся селевые потоки, но никогда не приходилось обнаружить никаких нарушений от этих грозных и опасных явлений, хотя иногда бровка срыва оползня располагается всего в десятке метров от дольмена. И на местах древних оползней ни разу не встречались разрушенные части дольменов. Этот фантастический прогноз на тысячелетия вперед - воистину удивителен!
Еще одним интересным и в то же время таинственным фактом является постоянство соотношения сторон 1:1,6 (кстати практически схожее с соотношением размеров у человеческого черепа). Дольмены сооружались исключительно из кварцсодержащих пород (гранитоиды, кварц-глауконитованные песчаники). В свою очередь кварц (SiO2) — минерал, обладающий очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать электрический ток под воздействием сжатия (пьезоэффект), а также поддерживать постоянство колебаний (стабилизация частоты). На этом основано его применение в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук (обратный пьезоэффект). Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.

Наиболее часто встречаются дольмены, средний периметр камеры которых составляет 720 см. Помимо этой группы встречаются (статистически менее достоверно) более крупные постройки, с периметром камеры 1035 см, и более мелкие, средний периметр которых составляет 472 см. Резонансные частоты таких камер составляют соответственно 23, 16 и 35 Гц. Иными словами, если бы каким-то способом к этим резонаторам была подведена энергия то они звучали бы именно на этих частотах.
Указанные частоты располагаются у нижнего порога слышимости человека, примыкая к инфразвуковому диапазону. О биологическом воздействии низкочастотных акустических колебаний известно лишь то, что они оказывают, как правило, неблагоприятное влияние. Так по данным ученых, при воздействии на человека ультразвуком модулированным по амплитуде синусоидальными колебаниями частотой от 15 до 40 Гц, испытуемые ощущали неприятное чувство, которое они сравнивали со сверлением кожи движущимися по ней буравчиками. Действие же мощного ультразвукового пучка на мозг животных выражается преимущественно в явлениях функционального угнетения или временного выключения деятельности облученных областей мозга. Есть сведения, что воздействие на мозг человека низкочастотных колебаний с частотой 13-25 Гц приводит к резонансу различных внутренних органов. Воздействие с частотой 25 Гц в течение 30 мин вызывает эпилептический припадок.

Еще раз напоминаем, что резонансная частота большинства исследованных кавказских дольменов близка именно к этой величине. Известно также, что воздействие низкочастотных колебаний, близких к частотам собственных колебаний органов человека, в частности сердца (6—12 Гц), может быть вредным и даже смертельным.
До недавнего времени считалось, что дольмены являли собой ритуально-погребальные сооружения, но известен тот факт, что такие погребения встречаются крайне редко. Ранее это объясняли тем, что погребения были ограблены еще в древности. Но неужели древние строители были настолько наивны, чтобы не предусмотреть такой возможности? Ведь подавляющее большинство построек - совершенно открытые сооружения, где нет и намека на какие-то попытки предпринять меры по их охране, более того, даже в том случае, если когда-то и находились какие-либо погребения внутри мегалитических построек, то это еще не доказывает, что само сооружение было возведено именно с этой целью. Руководствуясь подобной логикой, можно было бы выдвинуть гипотезу о том, что Кентерберийский собор в Англии был построен специально с целью похоронить в нем одного из его настоятелей...

Сегодня наука считает, что дольмены в свое время являлись многофункциональным инструментом.
Согласно сообщению известного ученого А. Кондратова, на небольшом тихоокеанском острове Малекула, входящем в архипелаг Новые Гебриды, еще несколько десятилетий назад местные жители возводили дольмены и менгиры, напоминающие те, что сооружались во всем мире тысячелетия назад. Эти дольмены были святынями для всех островитян. Считалось, что вождь тайного религиозного союза на острове в определенные дни слушал здесь голос духа великих предков и спрашивал у него совета.
По нашему мнению, дольмены не только генерировали ультразвук, но и излучали его направлено в виде луча (прожекторный эффект), о чем свидетельствуют конструктивные особенности дольменов. Они представляют собой раструб, расширяющийся в направлении от задней стенки к передней. Статистическая обработка западнокав-казских дольменов показала, что при всем разнообразии размеров дольменов углы раствора камер у них выдерживались. Именно, угол горизонтального раствора камеры в среднем составлял 94,4°, угол наклона крыши -95,4°. Важным элементом конструкции дольменов, по нашему мнению, является также отверстие в их передней стенке - "лаз". Оно располагается на осевой линии передней стенки, причем, на определенной высоте от пола. Наиболее часто встречается такое положение центра отверстия, которое делят переднюю стенку по высоте в пропорции
1:2 (снизу вверх). Горизонтальный размер отверстия (диаметр круга) чаще всего равен 40 см. Среднестатистический дольмен генерирует направленный (в сторону, куда "смотрит" отверстие) пучок ультразвуковых колебаний, модулированных звуковой частотой около 23 Гц.
Отверстия в дольменах закрывались специальными каменными пробками-втулками. Форма этих втулок очень любопытна. Внешне она очень близка к форме ультразвуковых излучателей, применяющихся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока. В качестве излучателей в этих устройствах применяются специальные керамические пластинки, перемещение фокальной области излучателя достигается перемещением этой пластинки и сменой конуса излучателей. В древних "излучателях", по-видимому, главную роль играл состав породы, из которой изготовлялась втулка, и геометрия ее поверхности. Этот вопрос требует специального изучения.
Для каких же целей использовались дольмены? По-видимому, это были многофункциональные установки. Можно предположить, что в зависимости от настройки на ту или иную частоту, применения сменных втулок и т. п. они могли применяться в различных областях.
Дольмен, установленный, например, в каком-либо стратегически важном месте (ущелье, перевал) в качестве боевой установки и "запущенный" на нужной частоте в нужный момент, не позволял врагам проникнуть через это гиблое место, вызывая у них ощущения "сверлящих буравчиков", а то и потерю сознания и смерть.

Как отмечает Г. Еремин, во Франции (Бретань) женщины специально проводили ночи напролет у мегалитов (например, в дольменах), чтобы излечиться от бесплодия, вымолить себе счастливый брак и т. п. Об этом же свидетельствует рисунок на задней стенке одного из французских дольменов в Гаврини. Здесь нанесен рельеф в виде стилизованной человеческой фигуры, состоящей из параллельных линий. Обращает на себя внимание то, что часть этих линий напоминает акупунктурные линии человека, известные специалистам по иглоукалыванию. Но большинство линий выходит далеко за пределы контуров тела человека и скорее напоминает линии его ауры.
Особо выделены на рельефе сердце и нижняя часть позвоночника, т. е. энергетически наиболее важные органы. Весьма любопытна часть рельефа, соответствующая нижней половине тела человека (ниже паховой линии). В целом, весь этот "магический портрет", по-видимому, представляет собой специальный вибратор, создающий объемную модель энергетических полей человека. Характерно, что данный рельефный рисунок на задней стенке дольмена нанесен "вверх ногами". Это объясняется, тем, что дольмен, по сути, представляет собой камеру-обскуру. Ультразвуковой "портрет", создаваемый задней стенкой, преломляясь через отверстие в передней стенке, "переворачивается", и человек, стоящий в фокусе этой камеры, совмещается с этим ультразвуковым образом. Вероятно, в процессе лечебного сеанса ультразвуковое воздействие на энергетические органы и центры человека приводило их в норму.