Как повысить свой уровень художника? Как учиться рисовать: этап первый, тренировка для рук

Рисование на самом базовом уровне - практически интуитивный навык для нас. Даже маленькие дети знают, как превратить изображение в своей голове в набор карандашных линий, даже если для других они будут непонятны. Когда мы взрослеем, мы узнаем больше о мире вокруг нас, а также узнаем, как запечатлить его с помощью линий более точно.

Линии кажутся практически синонимом рисования, но, если вы посмотрите внимательно, в реальном мире вы их нигде не найдете. Это мы «пакуем» реальные объекты в плотную оболочку, потому что оболочка - это все, что мы можем нарисовать. Оболочка, линии - это усреднение реальности, а зачастую множество усреднений описывают один и тот же предмет.

До тех пор, пока вы этого не поймете, вам приходится рисовать плоско, используя линии, как что-то естественное и неизменное. Не важно, насколько прекрасными вы представляете ваших существ - вам приходится рисовать их в одной банальной позе, с затенением, которое ничуть не делает их менее плоскими. Вот до какого момента вас сможет довести один талант. А сейчас самое время взять ваши способности в свои руки. Я покажу вам метод мышления, необходимый для того, чтобы полностью контролировать линии, чтобы создавать их из воображения и все равно делать их более реалистичными, чем вычерченные.

И еще кое-что, прежде чем мы начнем: я хочу, чтобы вы были очень, очень сосредоточены в процессе чтения этой статьи. Если что-то кажется непонятным с первого взгляда, на секунду остановитесь, перечитайте и попробуйте на практике. Если же вы продолжите читать, не сделав этого, вы ничему не научитесь.

Что такое линии и откуда они появляются?

Два способа рисования

Мы не можем изобразить реальность. Это слишком сложно, даже если мы будем учитывать лишь визуальный аспект процесса. Если вы используете только статичный кадр реальности, отдельную картинку, вы можете попытаться воспроизвести его при помощи цветов с различной яркостью и насыщенностью, симулируя свет и тень в изображении. Конечно, это, все же, будет рисунок картинки, а не реальности.

С линейным рисунком дела обстоят иначе. Такой вид рисунка основан на линиях, и линии в данном случае символизируют контуры предметов, которые мы видим. Но как только мы отделим линии от их «родителей», они становятся чем-то самобытным. Линии могут быть использованы даже и без родителей вовсе - вы можете использовать их, чтобы нарисовать что-то, что вы никогда не видели.

По всей видимости, нашему сознанию нужно немного, чтобы распознать реальность. Мы очень способные в плане распознания узоров и символов, даже если они довольно далеки от реальности. Нам не нужно четкие контуры, взятые с фотографии, чтобы изобразить объект - мы можем рисовать случайные линии, пока наше сознание не распознает их, как что-либо.

Итак, существует два типа линий. Первый включает контуры, полученные из статичного изображения реальности. В нем нет контуров случайных, но чем больше их вы включите в работу, тем реалистичнее будет результат. Второй тип противоположен первому: вы рисуете любые линии, и ждете до тех пор, пока ваше сознание не приведет вас к узнаваемому результату. Узнаваемых результатов существует множество, и чем больше у вас навыков, тем ближе он будет к результату первого типа (на фото).

Мы используем оба пути, когда учимся рисовать. Первый обычно используется при начертании, или тогда, когда у нас есть, откуда срисовывать. Это простой способ нарисовать узнаваемое изображение, но этим способом вы сможете нарисовать лишь те предметы, которые вы уже видели. Скука!

Другой метод используется, когда вы рисуете из воображения. У вас есть определенная картинка в голове, но вы не можете взять оттуда линии, ведь на самом деле вы этого не видите. Точно как текст, который вы пытаетесь прочесть в своем сне - картинка меняется каждый раз, когда вы пытаетесь на ней сфокусироваться. Единственный способ нарисовать то, что вы вообразили это…рисовать, сравнивая каждую линию с вашими ожиданиями. Вполне очевидно, что это непросто.

Когда талант становится препятствием

Талант - весьма своеобразный «учитель». Он позволяет делать те вещи, которым осознанно вы никогда не учились - кажется, что они просто получаются сами по себе. Тем не менее, говоря о таланте, мы обычно представляем человека, создающего произведение искусства просто и без каких-либо усилий. Правда в том, что талант никогда не даст вам никаких умений, он лишь сделает основы очевидными.

Талант кажется чем-то хорошим, но я заметила, что талант к рисованию зачастую становится препятствием на пути к вашему прогрессу. Вы никогда не учитесь, как рисовать, вы просто рисуете и ждете потрясающего эффекта. До некоторого времени это работает, но приходит время, когда вы просто перестаете прогрессировать. И вы не знаете, что делать, ведь ранее у вас никогда не было подобных проблем!

Когда талантливый человек рисует, линии похожи на реальность более, чем линии у остальных. Художник не знает, как это происходит; это просто происходит. Поэтому у талантливого человека нет никакого контроля над собственным прогрессом. Все, что он может сделать, это рисовать больше и надеяться на лучшее.

Не важно, талантливы вы или нет - чтобы научиться рисовать, вам нужно понимать происхождение линий. Вам нужно усвоить разницу между линиями, которые наше сознание воспринимает, как реалистичные, и теми, которые, в сущности, ничего из себя не представляют. И только тогда вы получите контроль над своими рисунками и перестанете быть рабом своего таланта или же его недостатка.

Источник линий - форма

Мы срисовываем линии в большинстве своем из контуров объекта. Контуры могут быть «увидены» даже слепым человеком, так как их можно почувствовать, как резкую смену формы объекта. Но вам не нужно прикасаться к объекту, чтобы найти края - неровность формы влияет на падающий на нее свет, и линии в большинстве случаев достаточно четки.

Проблема с линиями, которыми мы изображаем контуры объекта, заключается в том, что при помощи одного и того же набора линий могут быть запечатлены совершенно разные формы:

Формы и их поперечное сечение на виде сбоку

Похоже, затенение и есть тот самый ключ к тому, чтобы показать истинную форму объекта, но значит ли это, что незатененные рисунки обязаны быть плоскими? К счастью, нет, и я уверена, вы видели множество набросков с большей глубиной, чем в детализированных, цветных рисунках. Как же это работает?

Множество ликов формы

Разница между формой и плоским объектом заключается в том, что у последнего есть только одна сторона. У него нет передней части, задней части, верхней и нижней частей, и, следовательно, он не может быть повернут. Форму же мы с легкостью можем повернуть, и это, на самом деле, является частью ее сущности.

Давайте посмотрим на три стороны куба, который является очень хорошей простой формой. Мы видим левую грань (1), верхнюю грань (2), и правую грань (3). Каждая из них по отдельности выглядит очень плоской и скучной. По факту, вы даже не можете их затенить, дабы сделать их более интересными!

Подобный вид возникает, когда вы смотрите на фигуру, поставленную в «первоначальную» позицию.

Если вы повернете фигуру горизонтально, вы сможете видеть две стороны одновременно. Но она по-прежнему выглядит плоской!

Давайте повернем форму и по вертикали тоже. Вуаля!

Сама суть формы заключается в том, что она может быть повернута, дабы мы могли увидеть другую ее сторону. Однако в статичном изображении отсутствуют визуальные различия между плоским объектом и формой, которую не повернули и у которой не видно других сторон. Вы должны повернуть форму, чтобы добавить глубину.

Кот был трехмерной формой с самого начала, но необходимо было его повернуть, чтобы доказать трехмерность формы нашим глазам.

От форм к линиям

Чтобы рисовать линии, напоминающие формы, а не плоские листы бумаги, нам нужно основывать их на формах. Талантливые художники достигают этого путем проб и ошибок, ожидая, что верные линии появятся сами по себе. И когда они появляются, художник не знает, откуда они взялись, или как их подкорректировать, не утратив их значения.

Настоящий секрет рисования форм заключается не в линиях, которые вы рисуете, а в знании того, откуда они появились. Или, лучше сказать, откуда они должны были появиться. До того, как вы начнете рисовать, вам следует представить форму, на которой будут основываться ваши линии, вместо того, чтобы рисовать самобытные линии. Итак, ключ в том, чтобы знать, как должны измениться линии, если объект повернуть, а не просто помнить определенный набор линий, изображающий определенную позу.

Это истинная причина того, почему начинающие художники обычно рисуют одну и ту же «стандартную» позу все время. Они не понимают, как визуально конвертировать эту позу в трехмерную форму, чтобы ее повернуть. Это также относится и к проблеме с рисованием по воображению, когда вы можете нарисовать лошадь, смотря на ее изображение, но без изображения вы теряетесь.

Линии трудно запомнить и их нельзя модифицировать; формы запомнить легко, и так же легко их можно модифицировать. Причина, по которой мы выбираем линии, заключается в том, что рисование линий интуитивно и основано на таланте. Второе же требует бОльших усилий и активного обучения, но результат стоит того!

Как рисовать формы вместо линий

Теперь, когда мы знаем, почему формы важнее линий, давайте посмотрим, как мы сможем использовать это знание на практике.

1. Думайте формами

Первый пункт - изменение вашего мышления. Если вы легко можете срисовать что-то с фотографии, но не из жизни (даже если объект не двигается), это указывает на эту самую проблему - вы слишком много внимания уделяете контурам. Я покажу вам, что я имею в виду:

Давайте представим, что вы смотрите на это фото и готовитесь его нарисовать. Вы думаете, что вы видите лошадь, но то, что вы видите на самом деле…

…выглядит скорее вот так. Вы отделяете тело от фона и ищите характерные контуры.

Затем вы приступаете к рисованию увиденного. Как вы думаете - вы действительно станете рисовать лошадь вот так? Или скорее контуры, которые вы увидели на ее теле, контуры, которые остальным напомнят лошадь?

Возможно, это подходящий метод, если вы так и собираетесь рисовать так называемые «отсылки» к предметам. Потому что этот метод не дает возможности предсказать другие позы! Посмотрите на два примера ниже. На обоих изображениях лошади, просто в разных позах. В действительности, они практически идентичны, но вот у их линий нет ничего общего!

Вы не можете получить линии одной позы из линий позы другой

Итак, это ваше первое упражнение. Вам нужно изменить привычки мышления, что нельзя сделать за одну ночь, но не позволяйте этому остановить вас! Что вам следует делать - это наблюдать за объектами и разбирать их. Представляйте каждый сложный объект так, будто бы он сделан из более простых объектов. Да, и даже лошадь!

Повернуть лошадь в своем воображении может быть достаточно сложно, но что если поворачивать простые формы, например мячики, яйца или бочки?

2. Поймите концепцию сторон

Большинство из нас понимает эту концепцию интуитивно, но когда доходит до рисования, мы обычно забываем об этом. Давайте выведем самые важные правила, и я покажу вам, почему они так важны! На минуту объяснение может показаться вам слишком «геометрическим», но так легче всего объяснить основные правила.

1. Основные стороны

Существует 6 основных сторон, которые мы можем найти в формах, даже если у них уж очень сложные поверхности и гладкие края:

  1. Передняя сторона
  2. Задняя сторона
  3. Верхняя сторона
  4. Нижняя сторона
  5. Сторона A
  6. Сторона В

Эти стороны с названиями А и В могут также называться левой и правой, в зависимости от того, с какой точки вы рассматриваете объект. Например, если вы стоите перед коробкой, сторона А - это ваша левая сторона, а сторона В - правая.

Это правило применимо даже к такой необычной форме, как тело Мистера Чабби:

2. Виды

Проблема со сторонами заключается в том, что их все нельзя увидеть одновременно . Например, если вы стоите перед чем-либо, вы видите только это и ничего больше. Коробка, например, будет выглядеть, как квадрат. Чтобы увидеть любую другую сторону, вам нужно подвинуть коробку или подвинуться самому:

  • Чтобы увидеть верх вниз (или же сами переместитесь выше)
  • Чтобы увидеть низ коробки, переместите коробку наверх (или переместитесь ниже)
  • Чтобы увидеть левую вправо (или переместитесь влево)
  • Чтобы увидеть правую сторону, переместите коробку влево (или переместитесь вправо)
  • Чтобы увидеть три стороны одновременно, комбинируйте перемещения

Вы не сможете увидеть больше, чем три стороны одновременно.

3. Противоположные стороны

Существует три пары противоположных сторон: верх-низ , перед-зад , лево-право . Правило, касающееся их, состоит в том, что их нельзя увидеть одновременно , так как одна сторона перекрывает другую.

4. Смежные стороны

Смежные стороны можно видеть одновременно, но чем больше вы видите одну из них, тем меньше вы видите другую . Единственный способ увидеть сторону полностью, это смотреть с такой точки, с которой не видно смежных сторон.

5. Перпендикулярные линии

Только тогда, когда мы видим одну или две стороны, их края образуют правильный угол (они перпендикулярны по отношению друг к другу). Когда вы хотите увидеть и третью сторону тоже, это отношение исчезает.

Невозможно одновременно показать три стороны и сохранить хоть один правильный угол. Вы можете использовать это правило, как простой метод проверки, верно ли повернут предмет.

Если вы используете неправильные углы, рисуя сложный предмет, он может выглядеть «как-то неправильно, но я не понимаю, почему». Рисование линий вначале может помочь вам избежать подобной ситуации.

6. Расстояние

Объект становится зрительно меньше на большем расстоянии, так что если две противоположные стороны очень далеко друг от друга (когда объект большой), та сторона, которая расположена дальше, будет казаться меньше.

Мистер Чабби с точки зрения муравья, которого он перепрыгивает

В качестве упражнения, проверьте свои рисунки, и найдите те, в которых вы попытались достичь трехмерного эффекта, игнорируя эти правила. Теперь вы понимаете свои ошибки?

3. Усвойте концепцию направляющих линий

Стороны куба обычно понять довольно просто, но объекты, которые мы рисуем, очень редко имеют столь четкую и аккуратную конструкцию. Они, в основном, являются чем-то вроде усреднения между сторонами, как показано здесь:

Однако концепция сторон может быть использована в качестве основы для куда более полезного метода представления вращения. Я не знаю, есть ли у него какое-то профессиональное название, поэтому давайте пока называть этот метод направляющих линий . Их цель заключается в том, чтобы убедить ваши глаза, что вы смотрите на повернутую форму, а не на плоский набор линий.

Давайте использовать цилиндр в качестве примера. Это удлиненная форма с кругом в основании. В большинстве видов цилиндр выглядит, как прямоугольник, но на виде сверху (3) и виде снизу (4) он выглядит, как круг. Это важно!

  • А: это ваш уровень глаз (прямо перед вами). Здесь круг лежит параллельно вам, поэтому вы видите лишь один его край - круг выглядит как линия .
  • В: чем выше цилиндр поднимается над уровнем ваших глаз сверху - кругом. Линия закругляется к верху .
  • С: чем ниже цилиндр опускается от уровня ваших глаз , тем больше он стремится стать видом снизу - кругом. Линия закругляется к низу .

Это работает и с боковыми видами, если цилиндр расположен горизонтально:

Это именно то, что происходит с любыми формами с, грубо говоря, круглым сечением, как, например, тело Мистера Чабби:

Этот мистический ракурс, о котором вы, возможно, слышали, есть не что иное, как изменение между двумя видами - изменение длины сторон, описанное в правиле 4 (смежные стороны).

Лицо Мистера Чабби не совсем плоское, поэтому длина B усреднена

Когда вы хотите нарисовать направляющие линии на стороне формы в каком-либо промежуточном виде, представьте, как край, который вы пытаетесь нарисовать, выглядит в двух видах, между которыми вы находитесь. Он будет настолько промежуточным, насколько вы видите:

  • Если вид - это «вид спереди, слегка повернутый вправо », направляющие линии будут слегка закругляться вправо , и вид спереди будет слегка укорочена .

В качестве напоминания: при вращении объекта вправо, вы показываете его левую сторону

  • Если вид - это «вид спереди, сильно перемещенный вниз », направляющие линии будут сильно закруглены к низу , и вид спереди будет сильно укорочен .

Основное правило может быть описано вот так:

Если вы хотите быть уверены в том, что вы рисуете кривые правильно, всегда рисуйте эллипс полностью - потеря симметрии послужит сигналом о том, что вы потеряли точность.

Рисуйте «внутреннюю» половину эллипса более тонкими линиями, и вы непременно увидите глубину

Если вы наблюдали внимательно, вы могли заметить еще одну кривую на Мистере Чабби, которая не подчиняется правилам, которые мы описали. Это потому, что мы говорили о цилиндре, а Мистер Чабби полностью закруглен. Не волнуйтесь - в данном случае нужно добавить всего одну вещь, и она происходит из того, что мы уже знаем.

Цилиндр имеет только одно круглое сечение, а у сферы круглых сечения три - и все перпендикулярны по отношению друг к другу. Это значит, что если одно из сечений вы видите, как круг, остальные будут выглядеть, как прямые линии.

Вот поэтому у Мистера Чабби существует не один набор линий. Давайте посмотрим поближе:

  • До тех пор, пока мы вращаем объект по одной оси, его направляющая линия не будет меняться (здесь: вертикальная голубая линия).
  • А: это уровень глаз . Синий овал 1 здесь просто линия . Голубой овал тоже просто линия , а кривые 2 и 3 вместе составляют круг ; они являются центральным овалом верхней нижней части соответственно.
  • В : это вид снизу : центральный овал нижней части здесь выглядит как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • С : это вид сверху . Центральный овал верха выглядит на этом виде, как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • Между фазами овалы меняются местами, превращаясь из линий в кривые , точно как в случае с цилиндром

Выделите время, чтобы понять эту схему. Попытайтесь вращать сферу в своем воображении и сравнить ее с телом Мистера Чабби.

На самом деле, есть одна проблема с трехсторонним видом. Круг, который мы видим в этом виде, не только укорочен вертикально и горизонтально, но также как бы немного повернут. Вместо того, чтобы пытаться понять, как его вращать, просто запомните это: у эллипса есть две пары длинных кривых (1) и две пары более скругленных кривых (2).

Чувствуете, как ваш мозг дымится? Сделайте перерыв и поищите направляющие линии в своем окружении!

Направляющие линии способны изменить плоский контур в целый набор разных форм.

4. Анализируйте и практикуйтесь до тех пор, пока это не станет очевидным

ОК, теперь вы знаете правила, но кажется, что у них больше общего с математикой, чем с реальностью. Чтобы действительно понять, как их использовать, вы должны их почувствовать, а для этого нет лучшего упражнения, чем рисование.

Найдите набор изображений объектов, которые мы будем использовать как источник, сперва пусть это будут простые объекты. Распечатайте их на одной странице, немного светлее (вы можете понизить непрозрачность изображения или изменить его яркость в настройках принтера). Проанализируйте: где стояла камера, которая засняла это фото? Она сверху объекта или снизу? Тогда, как должны быть закруглены направляющие линии, вверх или вниз? Сильно или слегка?

Когда сомневаетесь, возвращайтесь к моему объяснению правил и постарайтесь увидеть их на практике. Не используйте линейку или другие предметы; старайтесь рисовать линии свободно, с расслабленной рукой. Рисуйте их без усилий, а затем усильте контуры. Вы также можете поэкспериментировать, и намеренно нарисовать искаженные линии, а затем посмотреть, что случится с вашим восприятием объекта.

Когда вы чувствуете, что готовы, вы можете попробовать и более сложные объекты. Рисуйте линии на них, а затем попытайтесь перерисовать те же объекты в других позах.

От форм к линиям - на практике

Возможно, сейчас вы немного запутались - сначала я говорю, что не стоит начинать рисунок с линий, а потом даю вам целую кучу запутанных правил, которые ведут к…большему количеству линий. Позвольте мне объяснить.

Я упоминала ранее, что существует два способа рисования. Для рисования по воображению нам всегда следует использовать второй способ: начинать со случайных линий, и ждать, пока наше сознание их узнает. Тем не менее, рисование формами добавляет сюда еще один этап. Вы не начинаете рисование с линий, которые будут частью конечного результата - вы набрасываете форму , и ждете, пока ваше сознание ее не узнает. Когда формы вами установлены, вы можете спокойно добавлять детализирующие линии, зная, что они будут выглядеть хорошо, что бы ни случилось!

Давайте посмотрим, как это работает!

Шаг 1

Начните с набрасывания основной идеи. Пока вам не нужно использовать направляющие линии, но учитывайте правила сторон.

Шаг 2

На минуту задумайтесь о том, какие виды форм представляет собой ваш набросок. Как они повернуты? Вы можете определить поворот при помощи простых скрещенных направляющих линий.

Шаг 3

Когда основа готова, вы можете добавить оставшиеся части тела, согласно направляющим линиям основы. Конечно, простое знание форм не сделает анатомию животных очевидной. Вам необходимо провести некоторое время, анализируя изображения настоящих животных, и попытаться сконвертировать их в простые формы. Как только вы их запомните, вы сможете нарисовать животное по воображению!

Шаг 4

Теперь пришло время для «нормального» рисунка. Вы можете добавлять детали, не задаваясь вопросом, куда их нужно добавлять, или как они изменятся при повороте.

Обратите внимание, как шерсть указывает на некоторые направляющие линии

Заключение

Видите ли вы, как формы, которые хоть и с трудом поддаются объяснению, облегчают процесс рисования? Несомненно, сейчас это все может выглядеть слишком запутанным, но правда в том, что вы работаете с формами каждый раз, когда вы пытаетесь рисовать реалистично. Вы просто не знаете об этом, поэтому вы стреляете наугад. Неудивительно, что это сложно!

Это нормально, если вы чувствуете себя перегруженными этой информацией, но не сдавайтесь! Выделите необходимое время и учитесь шаг за шагом; не нужно пытаться все это понять за один присест. Вам показали секрет всех великих художников - не отрицайте его, только потому, что он сложный. Медленно применяйте его к вашему способу рисования и возвращайтесь к уроку каждый раз, когда у вас появляется вопрос, требующий ответа.

1. Две точки

Ставим на листе две точки и соединяем одной линией. Стараемся, чтобы линия была идеально ровной. С каждой тренировкой у вас будет получаться всё лучше и лучше, станете рисовать карандашом уверенно и чётко.

2. Штриховка. Позволяет показать объём и глубину рисунка. Штриховка - отдельная тема в рисунке, а для упражнения выбираем несложную штриховку.

Рисуем одинаковые палочки с равным расстоянием между ними. Затем меняем наклон и снова изображаем линии.

У правильной штриховки приблизительно одинаковая длина штрихов, наклон и расстояние между ними.

3. Прямоугольник неравенства.

Рисуем прямоугольник и заполняем его пересекающимися прямыми линиями так, чтобы все площади внутренних фигур были разными. Количество не ограничено, но 7 разных четырёхугольников будет вполне достаточно.

Упражнение развивает чувство объёма, улучшает глазомер.

4. Деление «на глаз».


Рисуете прямую линию и без линейки стараетесь поделить её на две, четыре и т.д равные части. Можете потом проверить себя по линейке.

Регулярные тренировки разовьют ваш глазомер.

5. Градиент или рисование тональных переходов.

Рисуем прямоугольник, делим его на несколько частей, это может быть и 4, и 10 или любое другое количество. Чем больше составляющих, тем плавнее переход от самого светлого к самому тёмному цвету.

Заполняем области штриховкой, каждый раз пропуская одну из зон. Т.е., сначала мы заштриховываем все области, затем за минусом одной, потом за минусом двух и т. д. В итоге одна область будет заштрихована сильнее остальных и будет самой тёмной.

Градиент показывает плавность перехода светотени. Чем больше вы можете нарисовать таких последовательных штриховок без размытия самой тёмной, тем лучшим навыком вы обладаете.

Все эти пять упражнений действительно помогают, если их выполнять регулярно, они - словно зарядка для начинающего художника. Носите с собой блокнот и карандаш, чтобы всё свободное время посвящать художественным тренировкам: ждёте в очереди - рисуйте, скучаете в пути - рисуйте, не знаете чем заняться - рисуйте!

What You"ll Be Creating

Будучи детьми мы все рисовали. Тогда это было легко, неважно чем вы рисовали: цветными карандашами, или просто пальцами по запотевшему окну. Но даже тогда вы замечали, что некоторые дети рисовали лучше вас. Не то чтобы вы понимали, что их работы "лучше", просто вы чувствовали, что им досталась сладость похвалы. Как только вы слышали, как кого-то хвалят, а вашу работу игнорируют, вы чувствовали себя хуже и хуже. В итоге вы просто бросили рисование. Зачем вам было продолжать, если это никого не интересовало?

Теперь же, неважно по какой причине, вы желаете начать рисовать снова, но вам страшно. Те дети, которые никогда не сдавались и доводили начатое до конца, сейчас стали профессионалами, а их работы кажутся почти волшебными. Как вам преодолеть эту пропасть? Догоните ли вы их когда-нибудь?

Этого никто не знает. Но дело не в том, что вы догоняете их. Дело в том, что вы мечтаете, чтобы вы рисовали то, что вам хочется, в любом стиле, в котором вам хочется, и чтобы никто вас не критиковал за ошибки. "Будущий вы" должен стать вашим идеалом, так как превращение в него зависит от вас, а не от мастерства/решимости других людей.

Как только вы установите в качестве опорной точки "будущего себя", вы начнете постоянно прогрессировать. Ваша цель - стать лучше, чем вчера. Разве эта цель не кажется более реальной, нежели та, чтобы стать таким же хорошим, как кто-то другой, в кратчайшие сроки? Если вы согласны со мной, присоединяйтесь к этому отличному квесту. Я не стану показывать вам как рисовать - я и не собираюсь этого делать! Вместо этого, я покажу вам как учиться рисовать. Я поведу вас через четыре больших этапа, которые вы станете осваивать в своем темпе.

Этот этап первый. Если вы недоумеваете, как начать рисовать после такого большого перерыва, здесь вы найдете ответ. Я представлю вашему вниманию набор упражнений для абсолютных новичков - некоторые из них могут показаться вам простыми, но это означает лишь, что вы немного более продвинуты, чем думали. Готовы?

Сконцентрируйтесь

Если вы решили научиться чему-то, правильный настрой намного важнее любых книг и инструкций. Я уже дала вам один из советов - сравнивай свои навыки с "будущим собой", а не с другими людьми. Будут и другие советы, так что внимательно прочтите эту часть, прежде чем вы приступите к упражнениям.

Совершенства несуществует

Когда вы намечаете цель, может казаться, что она вполне выполнима. "Это сегодняшний я, а это я, достигший цели", - вот что вы представляете. Существует определенный путь между этими двумя точками, и вам кажется, что вы можете его преодолеть. Однако вы упускаете один момент - вам придётся измениться.

Сегодня рисование каркасных фигур может казаться вас чем-то удивительным, но это только потому, что вы еще не умеете этого делать. Как только вы достигнете этой цели, вы перестанете так думать и начнете искать новую цель, что-то серьёзнее. Вы не можете мечтать о том, что у вас уже есть. Вот почему вы можете жаловаться, что не умеете рисовать каркасные фигурки, будто это какое-то невероятное мастерство, а тот, кто умеет их рисовать, жалуется, что не может нарисовать реального человека.

Вы никогда не будете достаточно хороши. Мы так устроены, просто примите это. Вы никогда не будете думать: "Я великий художник, и мне больше ничего не нужно учить, я рисую в свое удовольствие." Этого не случится! Всегда будет что-то, чего вы не умеете, чего вам не хватает... а однажды, достигнув и этого, вы откроете новые горизонты, откроете то, чему вам ещё нужно научиться.

Когда вы думаете, что знаете что-то на 99%, то оставшийся 1% показывает, насколько вы ошибались.

Если и существует способ стать совершенным, то он заключается в том, чтобы перестать пытаться . Вы должны понимать, что неважно насколько вы хороши в рисовании, это не сделает вас более хорошим, более значительным человеком, чем вы есть на самом деле. Но верно и обратное - неважно насколько вы плохи в рисовании, это не делает вас хуже . Это приводит нас к другому:

Работайте для себя

Если вы хотите красиво рисовать только чтобы ощутить сладость похвалы, готовьтесь к страданиям. Помните, что вы чувствовали, когда вы гордились одной из своих работ, пока кто-то не раскритиковал её? Почему это чувство гордости ушло так легко только лишь потому, что какой-то случайный прохожий высказал своё мнение?

Пока вы будете полагаться на чужое мнение, вы никогда не почувствуете удовлетворение от работы. Более того, вы позволите другим людям влиять на ваше настроение! И даже если вы станете хорошим художником, в конечном счете вас никогда не покинут переживания о том, что вы недостаточно хороши. И кем же вы хотите быть: хорошим художником, которого постоянно что-то гложет, или же художником чуть похуже, но зато с легким сердцем?

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Возможно, вы всю жизнь мечтали начать рисовать или рисование - ваше хобби, но вам хочется усовершенствовать свое умение.

Преподаватель Робин Ланда воплотила полноценный университетский курс рисования в яркой и стильной книге , которую так и хочется изрисовать своими собственными рисунками и скетчами.

И мы предлагаем вам несколько уроков из ее книги.

Как рисовать?

Попробуйте использовать «сущностное», или комплексное мышление, думая о целом вместо частного. Например, рисуя натюрморт, не пытайтесь сначала изобразить один объект, а затем сразу же перейти к другому. Лучше прора- ботайте всю композицию целиком, создавая пространственные взаимоотно- шения между объектами.

Играйте!

Наблюдайте осознанно.

Оцените существующие взаимоотношения. Уделяйте не меньше внимания пустому пространству между объектами, чем самим объектам. Представьте, что между каждыми двумя объектами натянута резинка, которая создает визуальное напряжение.


Что такое композиция?

Объекты создаются с помощью элементарных форм. Для построения композиции в изобразительном искусстве и дизайне существуют базовые принципы: баланс, акцент, единство и ритм. Все эти принципы полностью взаимозависимы.

Баланс - это стабильность и создание равновесия.

Акцент используется для создания точки фокуса в композиции.

Единство композиции имеет место, когда ее элементы целостны или облада- ют четко выраженными зрительными связями.

Ритм - визуальный темп и движение от одного нарисованного элемента к другому.

В изобразительном искусстве вы можете нарушать эти правила, чтобы добавить выразительности. В дизайне и иллюстрировании этими принципами пренебрегают очень редко, если вообще пренебрегают.

Правило третей

Правило третей - это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.

На практике главная цель правила третей - уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распределения объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.

Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.


Как преодолеть страх чистого листа?

Иногда, оказавшись один на один с пустым листом, вы можете испытать замешательство. Как и гораздо более опытные художники.

Художник Джеймс Ромбергер рассказывает, о чем думал и что чувствовал один маститый мультипликатор при виде чистого листа.

«Морт Мескин (художник комиксов студии Golden Age) часто чувствовал тревогу и смятение, когда оказывался перед чистым листом. Он мог часами пялиться на белую бумагу, находясь в полнейшем оцепенении. Через какое-то время его коллеги по студии догадывались подойти к нему и нанести на лист пару произвольных мазков и линий, и тогда Морт уже мог начать создавать из них композицию».

Как потом рассказывал Алекс Тот (американский художник комиксов и дизайнер), перед началом работы Морт Мескин закрашивал весь лист плоской стороной грифеля, затем ластиком создавал белые зоны в определенных местах. Таким образом он избегал творческих блоков, которые раньше загоняли его в тупик. В этой главе множество идей, которые помогут вам преодолеть оцепенение и просто начать рисовать.

Иллюзия объема

Что общего в изображениях летающего супергероя, дерева, здания или конусов и цилиндров, парящих в пространстве? Когда вы рисуете все это, вам необходимо создавать иллюзию объема. Чтобы нарисовать объекты, которые вы увидели или придумали сами - абсолютно схожие предметы или абстрактные формы, - вам необходимо научиться создавать формы, плоскости и объем и правильно обращаться с ними. А также вы должны обладать базовым чувством перспективы.

Для того чтобы нарисовать, например, куб, вам необходимо создать иллюзию объема на плоском листе или экране. У куба шесть плоских граней, однако, если вы посмотрите на настоящий куб, вы не сможете увидеть все его плоскости одновременно.

Конечно, вы можете нарисовать все шесть граней, если стремитесь увеличить выразительную составляющую рисунка, а не изобразить объект как можно ближе к реальности. Если вы расположитесь так, что уровень глаз будет точно совпадать с верхней гранью куба, то выглядеть он будет как квадрат. В том случае, если уровень глаз будет находиться немного поверх куба, вы увидите, что у него есть объем, потому что вы будете наблюдать его верхнюю грань.

Перспектива

Перспектива - это схематическая техника, используемая для отображения пространственных соотношений и создания иллюзии глубины на плоской поверхности. Она основана на идее о том, что диагонали, движущиеся в точку на гори- зонте, которая называется точкой исчезновения, сойдутся в ней. Это имитирует отступление пространства вглубь и создает иллюзию пространственной глубины (вспомните уходящие за горизонт железнодорожные рельсы).

Если вы хотите нарисовать городской пейзаж, вам необходимо интерпретировать трехмерные формы, которые окружают вас, и перенести их в двухмерное измерение. Вы можете сделать это посредством тщательного наблюдения и изучения объектов или используя перспективу. В обоих случаях вам сначала нужно будет определить линию горизонта. Это горизонтальная черта, находящаяся на уровне ваших глаз или глаз зрителя и обычно определяющая место, в котором земля или вода сходятся с небом.

Как нарисовать человеческую фигуру

Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:

1 = голова

3 головы = туловище

4 головы = ноги и ступни

Среднестатистический человек высотой примерно в восемь голов и, как правило:

Плечи шире бедер

Локти находятся на уровне талии

Кисти рук достигают примерно середины бедер

Рисуя с натуры, всегда отображайте те пропорции, которые видите. Пропорции и формы у людей бывают абсолютно разные, и в зависимости от конституции человека, его позы и вашей точки обзора эти пропорции иногда необходимо подправлять. Вместо того чтобы полагаться на свои понятия о том, как должны выглядеть фигура и лицо, внимательно рассматривайте изображаемый объект.


Как нарисовать лицо

Всех нас интересуют человеческие лица, будь то чужое лицо или свое соб- ственное, но их зарисовка требует серьезных усилий. Что отличает одного человека от другого? Ответ кроется в размере и форме отличительных черт лица, пропорциях, отношениях размеров этих черт ко всему лицу целиком и расстоянии между ними во всех направлениях (напоминаю, что пропорция - это отношение размера части к целому). Попробуйте порисовать с натуры, практикуйтесь как можно больше. Если вы хотите работать с более доступным объектом, можете переключиться на автопортреты.

Рисуйте с вдохновением!