Что изобразил художник кустодиев на картине масленица. Описание картины кустодиева "масленица"

Описание картины Кустодиева «Масленица»

Одним из моих любимых празднований в зимнее время года является масленица.
Ведь именно она сообщает нам о надвигающейся весне.
С какой радостью люди приходят на празднование, чтобы проводить зиму, и я не исключение.
Кустодиев в своей картине показывает, как люди провожают зиму.
Мы видим театр и дома, очень много людей, которые выселяться.
Закрыв глаза, я на минутку представила, что оказалась среди них.
Вот я слышу голоса торговцев, которые зазывают меня приобрести у них сувениры, затем я бегу участвовать в конкурсе и побеждаю, в награду мне дают леденец в форме петушка.
Я слышу музыку и звонкий хохот детей.
Проезжающие мимо меня тройки зазывают прокатиться вместе с ними.
Сев в сани мы еле пробираемся по сугробам.
Проезжая мимо стариков я понимаю, что живут они в достатке, они разговаривают между собой, неспешно обсуждают празднование.

Всех, кто изображен на полотне, художник одел в яркие костюмы.
Женщины в шалях и полушубках, у мужчин меховые тулупы и шапки с рукавицами.
Я даже на минутку смогла почувствовать тот мороз, что изобразил художник.
Но солнечное настроение, говорит о том, что весна совсем уже близко.

Кустодиев рисует свою картину в ярких тонах.
Контраст снега и ярких узоров на санях, ярких домов передает нам атмосферу праздника и хорошего настроения.
Мне хочется веселиться вместе с ними.
Одним из важных элементов, которые нарисовал художник, является церковь.
Она, на мой взгляд, символизирует приближающийся вслед за масленицей пост.
Изобразив церковь, художник будто оградил весь человеческий люд, изображённый на картине от всех невзгод.
Золотые купола выделяются на фоне покрытых инеем деревьев, что изображены рядом.
В совокупности, они символизируют веру, справедливость и чистоту, которые свойственны душе русского человека.



Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Масленица»
Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.

(1878 - 1927)

Э то, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридца­ти трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные опера­ции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здо­ровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные тракти­ры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михай­лович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведе­ний, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюже­ты взял из современных народных частушек, которые тщательно за­писывал. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Ещё будучи студентом, в 1901 году он пишет портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Всем своим творчеством Кустодиев утверждает, что русский на­род - это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Ху­дожник как бы говорит, что велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Взры­вая сугробы, сытые лошади мчат сани. Ныряя среди белых холмов и заиндевевших кустов на высоком склоне оврага, владельцы саней стремятся перещеголять друг друга удалью, быстротой, красотой ло­шадей и убранства. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подби­ты цветной тканью спинки саней. Лихо правят кучера в ярко-синих кафтанах, в шапках с алым верхом, улыбаются сидящие в санях лю­ди, закутаннные в тёплые шубы, в меха, укрытые яркими пологами. На соседнем пригорке собрались парни и девушки, сидят на брёв­нышке, разговаривают, слушают гармонь, а на другом - мальчиш­ки сражаются в снежки, катаются на санках. Отчётливо на фоне сне­га сверху видны балаганы, толпящийся кругом народ, группы людей на перекрёстках. Над городскими крышами в морозной мгле клубит­ся дымок, красуются цветные купола и колокольни, яркие и пёстрые вблизи и прозрачно-воздушные издали; и город весь похож на зим­ний сказочный мираж, раскинувшийся в голубых снегах под небом в розовых, лимонно-жёлтых и зелёных переливах.

Движение в картине совершается как бы по огромной спирали, а центром является гигантская колокольня: словно вся Россия, весёлая, разрумяненная морозом, разукрашенная инеем, розово-голубыми сне­гами, смеясь и ликуя, мчится по огромной карусели вокруг розовой ко­локольни.

Русский художник - Борис Михайлович Кустодиев

По Т. Савицкой, В. Лебедевой

Диалоги о живописи

Масленица - русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Известный русский художник начала 20 века Борис Кустодиев в 1916 году запечатлел на своем полотне масленичные городские гуляния. Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Они окрашены в светло-бежевый, сквозь них пробиваются лучи, которые придают некоторым из них розоватый оттенок. Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. На высоте пролетает стая грачей. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни.

В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом. Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Он везет молодых. Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней. А впереди мчится еще одна упряжка. А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки. Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка.

Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.

Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя. Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо - сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны. Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

В связи с этим спустя три года она решается написать еще одну вариацию с одноименным названием в надежде на то, что она согреет теплом его самого и близких.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец - степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением. Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед. В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив - ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.

Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем. Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске. Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей - кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара - муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди. Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего . Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей — прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — были всегда единственным «сюжетом» моих картин», — так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт — так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее — атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.