Биография богатырева юрия георгиевича. Юрий Богатырёв - биография, информация, личная жизнь Артист юрий богатырев биография


Родился 2 марта 1947 года в Риге семье Георгия Андриановича и Татьяны Васильевны Богатырёвых. Отца, офицера ВМФ СССР, в 1953 году перевели служить в Москву. В детстве пятилетний Юрий страдал лунатизмом. Он вставал во сне и ходил по квартире, нарядившись в шёлковый халат с чёрными страусами на голубом фоне. Иногда картину завершала мамина шляпа с пером, вуалькой и мушками. Потом всё аккуратно снимал и, как ни в чем не бывало, ложился спать дальше.

Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырёва Татьяна Васильевна - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: «Ты помнишь?» - «Нет». Cо временем лунатизм у Юрия прошёл сам собой.

С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно- он был не по- мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссёр сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Ещё во время учёбы в средней школе Юрий всерьёз увлекся рисованием. В юности это занятие даже помогало ему заработать на жизнь, так как Юрий не любил просить деньги у родителей. Он подрабатывал на археологических раскопках, зарисовывал для учёных найденные «сокровища» – остатки женских украшений, монеты и черепки от глиняной посуды. Впоследствии артисты вставали в очередь, чтобы Богатырёв их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актёров кино и театра. «Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырёв, явно преуменьшая свои таланты.

После восьмого класса Юрий поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Михайловича Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене. Под руководством Штейна юноша и сделал свои первые шаги по направлению к актёрской профессии: за очень короткий промежуток времени научился читать стихи, прозу, правильно двигаться на сцене, преодолевать стеснение. Владимир Михайлович открыл ему, что он может быть артистом.

Юрий ушёл из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потом оставил и мастерскую. В 1966 году Юрий Богатырёв подал документы в театральное училище имени Щукина и был принят на курс Катина-Ярцева. Однокурсниками Юрия были ребята, ставшие впоследствии знаменитыми актёрами, в их числе: Наталья Гундарева и Константин Райкин. В 1971 году, окончив Щукинское училище, Юрий Богатырёв был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года. Долгое время молодому актёру не доставалось ролей, однако со временем он стал много играть.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришёл в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин- Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырёва, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень тёплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актёрское качество. Он понимал, что нельзя всё принимать всерьёз. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

В кино Богатырёв дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Тогда же он познакомился с Александром Адабашьяном. Позже Адабашьян рассказывал о Богатырёве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне.

От комплекса "приживалы" придумал себе, что обожает мыть посуду. Когда к родителям приходили гости, умолял маму: «Ничего не трогайте! Я приду и всё перемою!» Никогда не возвращался домой с пустыми руками: то булочки калорийные приносил, то пакетик сушек. Очень трогателен был в общежитии. Работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира.

С людьми Юра сходился не сразу. Был сначала ершист, боялся, что его не воспримут, и делал вид, вроде бы оно ему и не очень-то надо. Но стоило человеку отнестись к нему доброжелательно, он сразу «влюблялся». Когда он, работая в «Современнике», «влюбился» в Галину Борисовну Волчек, то каждое утро мыл ей машину. Весь театр думал, что это подхалимаж. Но Юра мог так же «влюбиться» в билетёршу, роли не играло, и тогда тоже дошло бы до мытья полов и ухаживания. В Юре было много детского, и когда он напускал на себя серьёзность, это всё равно прорывалось».

Настоящая известность к актёру пришла после знаменитого фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», вышедшего на экраны в 1974 году, в котором Богатырёв сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова. Позже Никита Михалков часто приглашал в свои фильмы Богатырёва.

Никита Михалков вспоминал о Богатырёве: «Впервые я увидел Юру в спектакле Щукинского училища «Подросток». Это было время показа дипломных работ, и тогда многие театралы ходили специально «на Богатырёва» в роли Версилова. В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый. Однажды, будучи уже знаменитым артистом, он мне звонит и говорит: «Ты можешь себе представить, Никитушка, я стою в очереди в магазине, и никто меня не узнаёт! Ведь сейчас идёт на экране фильм «Два капитана»! Я уж крутился, вертелся, всем показывался и так отстоял всю очередь неузнанным». ...Мало кто знает, что роль генерала в «Сибирском цирюльнике» была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал «верхними ногами» (так мы называли его руки), мечтал её сыграть...»

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. И некоторое время актёр играл в двух театрах. Но внутренняя атмосфера в театре иногда приводила в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Вслед за многими его актёрами, он начал позволять себе пить, глуша алкоголем боль, нараставшую в душе. По выражению критика Анатолия Смелянского: «…что бы ни исполнял Юра, всегда было ощущение, что слишком много остается в избытке. Он мог снабжать светом целый город, а ему предлагали освещать чуланчик». Во МХАТе Богатырёв впервые почувствовал боли в сердце и высокое давление –– признаки болезни. Но несмотря на проблемы со здоровьем, ритм работы во МХАТе не снижался. Богатырёва возили на машине в театр на спектакли, привозили из театра.

Вспоминала Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны жёнами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

В личной жизни Юрий так и не нашёл свою настоящую любовь. С женщинами он предпочитал дружить. Одна из его подруг - Зинаида Попова, познакомилась с актёром в 1977 году. Она рассказывала: «Тогда Юра был худенький, совсем не пил и интересовался абсолютно всем. У него была внешность настоящего русича. Он подчёркивал ее - носил косоворотки, украинские рубашки. Не любил галстуки. Предпочитал спокойные цвета. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть. Юра дружил с Ией Саввиной. Они выходили на одну сцену во МХАТе и даже родились в один день.»

Сама Ия вспоминала о Богатыреве: «Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе... Телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе... Юра был человек нежнейшего сердца. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-то хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору. И если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное, обязательно». Именно гурманка Ия Саввина отвадила Богатырёва от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырёв должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: «Я тебе покажу яблоко! Ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко!» Юра сдался.

У него были прекрасные партнёрши на экране и в театре, которыми он увлекался постоянно - Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Елена Соловей вспоминала о нем: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищённым, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребёнок, легко обижался на ерунду. И как ребёнок, быстро прощал обиду, никогда не помнил её. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Но однажды Юрий Богатырёв все-таки женился. Всё случилось неожиданно. Соседка Богатырёва по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссёром Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам её должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатырёвым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжёлую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребёнком на руках? Причём Юра хотел ей всё открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроём в крошечной комнате было бы невозможно. Всё откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастёт и мы подготовим её морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырёв так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Одна из последних работ Юрия Богатырёва - костюмная лента «Дон Сезар де Базан». В последнее время Юра жаловался, что приходится много играть в театре, да ещё репетиции, гастроли, а он плохо себя чувствует. Но, к сожалению, к этим жалобам мало кто относился всерьёз. Глядя на этого огромного человека, нельзя было даже представить, что он может заболеть! У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты. Тут как раз он получил валютный гонорар за съёмки в михалковском фильме «Очи черные» и решил это дело обмыть в дружеской компании. Вечером 1 февраля 1989 года Юрий Богатырёв принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада скорой помощи. Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца актёра. Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года.

В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова. Она вспоминала: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там ещё находились врачи «скорой помощи», причём в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал.

По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно- бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни». Он ушёл в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушёл? А рано ушёл потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королёва. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»... Юрий Богатырёв был похоронен 6 февраля 1989 года на Писательской аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

В 1989 году Юрий Богатырёв готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатырёву.

В сегодняшней статье мы постараемся рассказать о выдающемся актере советского театра и кино. Юрий Богатырев – именно так звали героя нашей сегодняшней статьи. Актер принес очень многое в мир советского кинематографа, а также мира театрального мастерства. Однако жизнь его продлилась не так долго, как того бы хотелось. Юрий Богатырев умер в возрасте сорока одного года.

В свою очередь, мы постараемся освятить все аспекты жизненного пути этого выдающегося человека. Ведь актера интересуют некоторые массы даже спустя столько лет. В некотором смысле он жив, жив в сердцах поклонников его таланта, а также в тех кинематографических картинах, в которых он снимался.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву (актер)

Даже после скоропостижной кончины актера, он является довольно прославленной личностью на территории постсоветского пространства. Самыми распространёнными вопросами являются такие, как рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву было в момент смерти, не менее распространенная тема.

Итак, рост актера составлял 187 сантиметров, однако информации о его весе в общем доступе не найти. Как упоминалось ране, возраст, в котором актер ушел из жизни равен 41 году. Также можно упомянуть и знак Зодиакального календаря – Рыбы, именно этим знаком обладал Юрий Богатырев. Фото в молодости и сейчас сравнить уже не получится, ведь актера давно нет в живых.

Биография Юрия Богатырева (актер)

Наш сегодняшний герой впервые увидел этот мир в 1947 году, а именно второго числа, весеннего месяца марта. В роддоме города Рига издались первые крики ребенка, которого назвали Юра. С этого момента и дала свое начало биография Юрия Богатырева.

Детство будущего актера было так сказать «в разъездах», так как его отец был военнослужащим, имея офицерское звание. До шести лет, маленький Юра и его родители жили в Латвии, а после переехали в столицу Советского Союза, где и обустроились. С самых ранних лет, Юрий проявлял свои творческие таланты. Посещая студию рисования, он показывал задатки своих выдающихся способностей. Помимо этого, уже в те годы, он выступал на театральной сцене и участвовал в кукольных спектаклях.

После того, как будущий актер окончил 8 классов школьного образования, по совету своего учителя в художественной студии, Богатырев поступает в художественное училище им. Калинина. Специальность, по которой он проходил обучение – художник по коврам. На ряду с училищем, Юрий начал посещать театральную студию. Как и у многих, у Богатырева это было что-то вроде увлечения, которое не несло в себе нечто большее.

По началу, Юрий участвовал в постановках театра под названием «Глобус» – это был детский кукольный театр. Параллельно с выступлениями, он посещал другие студии и театры. И в один прекрасный день, к Богатыреву пришло осознание того, что без театра он больше не представляет своей жизни. Тут он прекращает свое обучение в художественно-промышленном училище и подает документы в театральное высшее учебное заведение. А выбор пал на знаменитую «Щуку», именно так студенты этого ВУЗа называют Щукинское училище.

Юрий Богатырев без проблем проходит вступительный экзамен. Кстати говоря, на одном курсе с нашим сегодняшним героем учились такие великие актеры, как Константин Райкин и Наталья Варлей. Популярность пришла к Богатыреву еще в студенческие годы, преподаватели ставили его в пример остальным и отмечали, как одного из самых талантливых студентов на потоке.

По окончанию учебного заведения, уже дипломированный актер начал свои выступления в театре под названием «Современник». Вначале Богатыреву доверяли только небольшие роли, однако по истечению определенного времени, Юрий начал играть ведущие роли на подмостках родного театра.

Благодаря ролям в таких постановках, как «Вечно живые», «Двенадцатая ночь» и других, Юрий Богатырев стал одним из звезд театра. А в 1977 году, сам Олег Ефремов лично пригласил актера оставить родную сцену и продолжить свою деятельность в МХАТ. В свою очередь Юрий принял приглашение и на протяжении нескольких лет сыграл в более пятнадцати постановках.

Работа на съемочной площадке шла параллельно с театром. Дебют пришелся на дипломную картину мэтра современного кинематографа Никиты Михалкова. А называется она «Спокойный день в конце войны». Следующая роль была эпизодической, в картине «На дне».

Свою славу, Юрий Богатырев приобрел после выхода в свет фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этой картине, актер сыграл роль Егора Шилова. После этой роли, его стали приглашать в различные проекты, которые впоследствии стали легендами Советского кинематографа.

Кстати говоря, Юрий Богатырев был очень разносторонне развитым человеком, он очень часто появлялся на радио, где участвовал в записи спектаклей, которых набралось аж двенадцать. Эти радиоспектакли пользовались приличным успехом. Не забрасывал актер и свой талант художника. Юрий нередко писал картины, изображая на них своих знакомых и близких.

Фильмография: фильмы с участием Юрия Богатырева в главной роли

Фильмография нашего сегодняшнего героя довольно обширна и проблематично освятить все его работы, но можно выделить картины, которые пользуются большим успехом даже в современном мире. Речь идет о таких произведениях советского кинематографа, как шести серийный приключенческий фильм «Два Капитана» по роману В. Каверина. Ироническая картина о взаимоотношениях близких – «Родня». Не стоит забывать о таких фильмах, как «Человек из страны Грин», «Очи черные», разумеется «Дон Сезар де Базан» и многие другие.

Юрий Богатырев ушел из жизни в 1989 году, оставив после себя очень большое количество ролей в полнометражных кинематографических картинах, работы в нескольких телеспектаклях, а также на радио. Похоронен актер на столичном Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь Юрия Богатырева (актер)

Что касательно такой темы, как личная жизнь Юрия Богатырева, то она неоднозначна. С противоположным полом у актера не сложилось, он был восхищен женщинами, но самого влечения не испытывалось. Актер смотрел на девушек, как на красивые картины или же скульптуры. Даже в то время многие задавались вопросом, а правда ли, что Юрий Богатырев был нетрадиционной ориентации.

Актер был женатым человеком, скрепив себя узами брака с актрисой Надеждой Серой. При всем этом, ни сам Богатырев, ни его жена не скрывали тот факт, что это был брак по расчету. В последние годы своей жизни, актер понял, что он гомосексуалист, однако он не добился понимания ни от семьи, ни от друзей. Его охватила сильная депрессия и актер пристрастился к горячительным напиткам и очень сильно. После продолжительного приема алкоголя, при чем в больших количествах, у Богатырева начались проблемы со здоровьем.

Семья Юрия Богатырева (актер)

Семья в которой вырос актер, была тесно связана с военным ремеслом, и следственно они несколько раз переезжали. В итоге, Семья Юрия Богатырева обосновалась в столице Советского Союза.

Что касается собственной семьи, то актер никогда не желал создать семью и заводить детей. Все это из-за того, что он начал осознавать свою сексуальную ориентацию, которая в корне отличалась от Советского жизненного режима. Но все же, однажды его сердце дрогнуло перед Надеждой Серой. Возможно это случилось из-за того, что они сошлись в жизненном призвании. Надежда также, как Богатырев была актрисой. Увидев, что после развода, женщина осталась одна с ребенком и испытывала жилищные проблемы, актер предложил помочь ей. Они расписались в столичном ЗАГСе. Однако на этом все и завершилось.

Дети Юрия Богатырева (актер)

Так же, как и семья, актера не интересовали дети. Он прекрасно понимал, что если нет влечения к женщинам, то ни о каких детях речи и быть не может. И нет смысла обсуждать такую тему, как дети Юрия Богатырева.

Он принял в свою жизнь женщину с ребенком, но из этого ничего не вышло. Юрия Богатырева привлекали мужчины и он сильно этого стеснялся. Однако общественность, в то время не принимала сексуальные меньшинства. Как упоминалось ранее, он сильно пил, это дошло до того, что у Богатырева случился сердечный приступ. Скорая помощь, что приехала на вызов использовала клофелин, но он был несовместим с теми препаратами, что употреблял актер. Это вызвало остановку сердца и спасти его не представлялось возможным.

Жена Юрия Богатырева (актер) – Надежда Серая

У нашего сегодняшнего героя была фиктивная супруга, которой он помог остаться на плаву, после того как та развелась со своим первым мужем. Жена Юрия Богатырева – Надежда Серая появилась на свет шестого числа, осеннего месяца сентября, в 1943 году.

Надежда является выпускницей ГИТИСа, а окончила его в 1966 году, после этого на протяжении двух лет после выпуска работала в Смоленском драматическом театре. В дальнейшем Надежда появлялась в Липецком и волгоградском театрах. С середины семидесятых годов, актриса выступала на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке. Помимо театра, Надежда работала и на съемочной площадке, ее фильмография довольно обширна и насчитывает четыре десятка работ.

Инстаграм и Википедия Юрия Богатырева (актер)

На территории постсоветского пространства есть много тех, кто неравнодушен к отечественному кинематографу. Разумеется, что многие из них встречали на своих экранах нашего сегодняшнего героя. И первым делом, все, кто захотел узнать побольше об этом актере – обратятся к всемирной паутине.

Первым, что будут искать – это Инстаграм и Википедия Юрия Богатырева. Официальная страница актера в свободной интернет-энциклопедии «Википедия» разумеется есть. На ней можно найти всю информацию об Богатыреве, при чем достоверную. Это касается его биографии и творчества, каких наград удостоился. Даже литературу, а также кинематографические картины посвященные Юрию Богатыреву.

…В тот день он позвонил одной из главных женщин своей жизни, Ие Саввииной, и стал говорить, какая она замечательная. «Юра, ты ставишь меня в неловкое положение», - смутилась она. А в ответ услышала: «Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».

Текст: Яна Шварц

Что это было? Предчувствие? Просто неосторожное слово сорвалось с губ?.. После этого звонка Богатырёв ещё несколько раз крутил телефонный диск - приглашал друзей вечером отметить гонорар, полученный за «Очи чёрные». Долларовый (фильм-то был наполовину «импортный»)! Впрочем, каких друзей? Собутыльников, которым только дай повод для застолья. Друзья у актёра были другие - Ия, Кларисса, Зинаида. Сплошь Прекрасные Дамы, водку если и пьющие, то умеренно. Но никого из них он в гости не позвал. На то были свои причины. И одна из них - желание напиться. Женщины, дорогие сердцу Юрия Богатырёва, в нетрезвом состоянии его терпеть не могли...

Неудавшийся нахимовец

Богатырёва ещё в детстве дразнили «девчоночником». Потому что ровесники маленького Юру не привлекали - только ровесницы. С ними он играл в «дочки-матери», в кукольный театр. Его мама, Татьяна Васильевна, вспоминала, что сын иногда ночью вставал, надевал её шёлковый халат (чёрные страусы по голубому полю), шляпку с пером и вуалькой и прохаживался по квартире. Проделывал это, не просыпаясь. Потом всё снимал, вешал халат на место. «И ведь как аккуратно! - удивлялась мать. - Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили...» Утром мальчик ничего не помнил. «Лунатил» только в раннем детстве - со временем это прошло. А вот тяга ко всему «женскому» - к женскому миру, к женской душе - осталась навсегда. И как так вышло, что этот чудо-ребёнок родился в семье флагманского штурмана бригады подводных лодок ВМФ СССР, человека сурового, крестьянина по происхождению? Юра у родителей был поздним ребёнком, поэтому купался в их любви. Лет с четырёх уже слышал в свой адрес: «Ну, артист!» Татьяна Васильевна рассказывала, как лихо он отплясывал в морском клубе «Яблочко». Но отец, Георгий Андрианович, хотя умилялся сыновними талантами и его какой-то уж очень тонкой душевной организацией, в расчет их не принял, когда решил отправить 10-летнего Юру в Нахимовское училище. Штурман надеялся на продолжение офицерской династии.

Мальчишки в училище, видимо, сразу почуяли в нем чужака - слишком мягкого, слишком доброго, слишком ранимого, чтобы быть членом пацаньего коллектива. И со всей подростковой жестокостью начали рохлю Богатырёва, как теперь говорят, прессовать. Подробностей никто не знает: ябедничать Юра не пошёл. К счастью, родители опомнились и забрали сына домой - с надломленной психикой и без зимней одежды, которую у него украли. Наверное, именно тогда гармония мира для Юры начала рушиться. Раньше он всех любил, и его все любили. Жизнь была полна красок - только ярких, только сияющих. И вдруг - жирные чёрные мазки. Кстати, пример с красками не случаен. Мальчик настолько был увлечён рисованием, что после школы поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Да и потом, когда уже стал актёром, с кистью не расставался. Мельпомена взяла верх через два года после начала Юриного студенчества. Дело было летом. Он подрабатывал художником на археологических раскопках, проходивших в живописном уголке Подмосковья. Там же неподалеку отдыхали ребята из кукольного театра-студии «Глобус». К ним, как к родным, его и потянуло. Закончилось тем, что с перспективой стать художником на ниве ковроткачества (на таком отделении учился) Богатырев расстался и подал заявление в знаменитую Щуку.

Любимый «пельмень»

Учиться ему предстояло на «золотом» курсе - вместе с Натальей Гундаревой, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Последняя вспоминала о встрече с Богатырёвым: «Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а Юрочка был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно». Как когда-то Богатырёв не обижался на дворовое прозвище «девчоночник», так и сокурсникам прощал «пельменя» и «бело-розового» (имелся в виду зефир). Такой большой, плечистый, с огромными руками, он выглядел совершенно безобидным. Большим ребёнком. По-детски относился к деньгам: в долг мог отдать даже последний рубль. Единственное, чего побаивались друзья и приятели, - его неожиданных розыгрышей. Вот тут богатырёвская «детскость» и непосредственность переставала умилять - раздражала. Он мог поставить окружающих в неловкое положение. Например, однажды, придя в гости к сокурснику Косте Райкину, позволил себе выходку очень дерзкую. Наверное, она бы не была таковой, если бы за столом кроме Аркадия Райкина и членов его семьи не сидели ещё и какие-то иностранные гости. Юрий таскал тогда в кармане привезённую знакомыми из-за границы штучку для розыгрышей - искусственную соплю. И начал свою импровизацию с того, что влез в разговор Аркадия Исааковича с гостями, перебил, принялся горячо рассказывать о своей якобы поездке в Париж (никогда там не был), чихнул, незаметно пристроил соплю и продолжал разглагольствовать. А потом долго будто бы не понимал жестикуляцию Райкина-старшего и всех участников застолья. Каждый пытался незаметно дать понять не умолкавшему юноше, что у него «непорядок под носом». Когда же все раскрылось, никто не рассмеялся.

У Юры Богатырева не получалось взрослеть. Но это в реальной жизни. На сцене же и на экране он мог быть каким угодно, в том числе мудрым и мужественным. Настоящее чудо перевоплощения - его Егор Шилов в легендарной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырёв создал один из самых сильных мужских образов в нашем кинематографе. И ни крупицы фальши. Шилов - настоящий герой, сильный, умный, смелый. А ещё настоящий друг и товарищ. Кажется, невозможно ТАК сыграть, не имея самому всех этих качеств. А если возможно, то это очень высокий класс мастерства. Для роли требовалось похудеть - и Богатырёв долго жил на капустных котлетах. Требовалось ездить верхом - и он за два дня освоил эту науку так, что сомнений не было: Егор Шилов родился в седле. Богатырёв всё делал без каскадера, даже прыгал в реку с 19-метровой высоты. Причём до дна оказалось всего полтора метра, а рассчитывали на пять, и только чудо спасло актёра. Самым трудным было научить его драться. Богатырёв никогда этого не делал, даже кулак складывал «по-женски» - подгибая большой палец внутрь. Но и с этим справился. В фильме Шилов бьёт убедительно. Эта картина, в которой Богатырёв снялся в 1974-м, через три года после окончания Щуки, сделала его знаменитым. Потом пришли другие звездные роли - Серж в «Неоконченной пьесе для механического пианино», Филлиппок в «Объяснении в любви», Штольц в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Стасик в «Родне». Галерея потрясающих образов.

Фиктивный брак

Жил он тогда в общежитии «Современника». В этот театр Богатырёва пригласили сразу после училища. Галину Борисовну Волчек, главного режиссёра, новичок так боготворил, что по утрам мыл её машину. Кое-кто считал это подхалимажем. А его детскую душу подобное проявление любви и уважения ничуть не коробило. Он и не на такое был способен! Например, жениться из чувства сострадания и желания помочь. А дело было так. Однажды актриса Надежда Серая шла по коридору актёрского общежития и увидела Богатырёва, рыдающего у стены. Она решила: человек, видимо, только что узнал какую-то страшную новость. Подошла, стала расспрашивать. Выяснилось: Юрий провожал племянника, а вернувшись, подумал, какая же у родственника тяжёлая жизнь. Ну и расплакался от таких мыслей. Женщина была потрясена: столь чувствительных мужчин ей ещё не приходилось встречать. А Богатырёв растрогался: подошла, пыталась утешить!.. С этого дня они стали добрыми приятелями. Надежда тогда только что развелась с мужем-режиссёром. Осталась с маленькой дочкой на руках. А поскольку московской прописки у неё не было, возникла угроза выселения. Тогда-то Юрий и предложил пожениться. Ради прописки. И они сделали это по-тихому, без огласки. Правда, фиктивные супруги так симпатизировали друг другу, что всерьёз подумывали: а не забыть ли о фиктивности? Может, и не только дружескими были их отношения? Но факт остаётся фактом: вместе Юрий и Надежда никогда не жили, близким о браке не сообщили. Татьяна Васильевна, мать Богатырёва, после смерти сына была страшно удивлена, обнаружив, что тот женат. Но Надежда сказала, что настоящими супругами они с Юрием не были, и на наследство претендовать не стала. Многие считают, что обзавелся Богатырёв этим штампом в паспорте ещё для того, чтобы его не донимали вопросами и «живым интересом». Татьяна Догилева рассказывала: «Помню, на съёмках, когда кто-то из женщин «делал стойку» на Юру, тот заявлял, что у него есть жена Зинаида, архитектор».

Комплекс вины

Он часто влюблялся в своих партнёрш по фильмам - в Елену Соловей, в Анастасию Вертинскую, в Светлану Крючкову. Влюблялся пылко, но платонически. Предложить своим Прекрасным дамам нечто большее, нежели верное рыцарское обожание, Богатырёв не мог. Эту истину о себе актёр понял уже взрослым человеком и был раздавлен этим пониманием. Неизбежность двойной жизни для него, абсолютно не умеющего лгать, оказалась катастрофой. «Юра очень страдал из-за того, что он не такой, как все, - вспоминал Александр Адабашьян. - Пил, совершая в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых очень стыдился. Это добавляло ему ещё как бы дополнительный комплекс вины». Наверное, осознание своей «чужести» и стало последней каплей, которая разрушила гармонию его мира. Последней, но самой увесистой. Людская недоброжелательность и подлость, его собственное неумение прилаживаться к реальности были, в общем-то, мелочью. С точки зрения простого человека. Однако беззащитного, ранимого и противоречивого Богатырёва подобные жизненные обыденности всерьёз подтачивали изнутри. В те годы рядом с ним, большим гениальным ребёнком, не было человека, который окутал бы его такой же любовью, какую дарили родители. Человека всепонимающего, всепрощающего, способного утереть слёзы, текущие вроде бы без причины, могущего искренне сказать, что он, Юра, самый лучший, самый талантливый. Если бы такой был! Но рядом хороводили иные. Которые могли лишь нагло пользоваться щедростью, интеллигентностью и мягкостью Богатырёва. Его всё чаще и чаще посещали мысли, что он никому не нужен. От сосущей тоски хотелось избавиться. Придя в 1976-м в труппу МХАТа (осуществилась мечта!), Богатырёв очень хотел влиться в коллектив. Получилось - буквально. Коллектив оказался пьющим и подозрительно относился к тем, кто отказывался. Богатырёв, до того почти трезвенник, начал «вливаться». Дело это, начавшись за кулисами, перетекло в его наконец-то полученную однокомнатную квартиру. В её стенах и происходила трагедия: псевдодрузья потихоньку спаивали актёра. В пьяном угаре, пусть ненадолго, но действительно становилось легче. Но потом душа болела ещё нестерпимее - и тогда спасали антидепрессанты. Было ещё одно спасение - подруги. 1977 год подарил Богатыреву Ию Саввину, с которой он подружился на съёмках фильма «Открытая книга», и журналистку Зинаиду Попову. С ней судьба свела на одном из вечеров во МХАТе. Обе эти женщины оказались Юрию Богатырёву очень «созвучны». Может, потому, что первая родилась с ним в один день, только на 10 лет позже, а со второй они были так похожи, что их часто принимали за брата и сестру. К обеим он ходил в гости, делал им подарки, изливал душу. Вот только в последние годы, когда пристрастился к выпивке и в таком виде мог позвонить и в два, и в три ночи, стали возникать ссоры. Если завтра на работу, а тебе кричат заплетающимся языком в трубку: «Поговори со мной!» - кому понравится?..

Роковой укол

А в 1984-м Юрий Богатырев познакомился с переводчицей Клариссой Столяровой. Тоже во МХАТе. Она ассистировала немецкому режиссёру, приехавшему ставить спектакль, главная роль в котором предназначалась Юрию. После одной из репетиций Богатырёв их обоих пригласил к себе в гости - вкусно кормил, фонтанировал шутками и прибаутками, показывал свои восхитительные рисунки. В общем, очаровывал. Чары предназначались даме, и они подружились. Даже последний в жизни Богатырёва Новый год - 1989-й - встретили вместе. Уже после смерти актёра Кларисса признавалась: «Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра». Всё так. Но у каждой из богатырёвских подруг была своя жизнь, дети, работа. Ни одна не готова была целиком посвятить себя заботе о нём и его душевном равновесии. Юрий это понимал.

По роковому стечению обстоятельств в свой последний вечер он не решился навязываться им со звонком. За три дня до трагедии позвонил Зинаиде. «Мы полночи разговаривали по телефону, - вспоминала она. - Говорили о том, как тяжело жить. И зачем вообще человеку даётся жизнь - на счастье или на страдание?» Она чувствовала, что другу плохо, понимала, что надо бы поехать к нему, но лежала с тяжёлым гриппом. И Кларисса в те дни была плотно занята на фестивале немецких театров и тоже не могла находиться рядом с Юрием. Потому он и позвал в утешители собутыльников. Когда после обильного возлияния у Богатырёва случился сердечный приступ (а сердце у него всегда было слабое), приятели вызвали бригаду врачей. «Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне, - рассказывала Кларисса Столярова. - Но поскольку эти люди меня не знали, они поступили по-своему. Мне сообщили, когда «скорая» уже сделала своё дело. Я приехала - Юра уже под простынкой лежал». Его убил укол. Введенное врачами лекарство оказалось несовместимым с антидепрессантами, которые Богатырёв принял накануне. Плюс алкоголь. Если бы дружки сделали так, как просил Юрий, возможно, несчастья бы не случилось. Кларисса знала, какие он принимал таблетки, могла тут же проконсультироваться с лечащим врачом Богатырёва, выяснить, что ему можно, что нельзя. Но судьба выбрала трагический сценарий.

«Помню отпевание в церкви, - продолжает Кларисса, - помню, ему укутали ноги шёлковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили». В день похорон в филиале музея Ермоловой состоялось открытие первой персональной выставки Юрия Богатырёва. Он очень ждал этого дня. Как художник, верил в свой успех. И триумф был - но, увы, уже без него.

А тот гонорар за «Очи чёрные», что «обмывался» в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года, - несколько тысяч долларов - говорят, исчез из квартиры актёра. Вместе с редкими книгами из домашней библиотеки Богатырёва и его картинами.

Второго марта актеру Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет...
Источник - tvkultura.ru
1974 год. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссёрский дебют Никиты Михалкова дал пищу для разговоров: картину ругали, хвалили, обсуждали. Даже самые убеждённые критики фильма отдавали должное актёрскому ансамблю. Солоницын, Кайдановский – эти имена уже были известны, – но Калягин, Райкин, Шакуров, Пороховщиков – кто такие? откуда? А главное открытие – Богатырёв. В газетах замелькали статьи об успешном дебюте, но в общем потоке похвал нередко сквозили ноты сомнения: а не счастливая ли это случайность? не разовый ли успех?
«Раба любви» – крохотный эпизод в прологе и время от времени появляется фотография героя в кадре. А потом - «Неоконченная пьеса для механического пианино»... Самые упрямые скептики из последнего продолжали ворчать: «Ну, допустим, спелись с Никитой... Посмотрим, что получится с другими?» И вот Филиппок у Авербаха. Наконец для всех стало очевидным: Юрий Богатырёв – актёр милостию Божьей.

Его мать работала на заводе, отец был морским офицером. Обычное послевоенное детство в коммуналке, средняя школа. Всё как у всех... Что определило судьбу? Может быть, пожилой учитель рисования, с такой любовью рассказывавший о своём предмете и на собственные гроши возивший ребятишек в художественные музеи. Или кукольные спектакли, которые десятилетний Юра разыгрывал с девочками из своего двора? Но так или иначе, к моменту отрочества в нём жили две равноценные страсти: любовь к рисованию и любовь к театру.
Живопись поначалу перевешивала: после восьмого класса – Художественное училище им. Калинина, правда, Юра не преминул организовать там драматическую студию. Три года жил «на разрыв» – между мольбертом и сценой в крохотном актовом зале. И все же Юрий ушел из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потому оставил и мастерскую… Что дальше? Для поступления в ВУЗ необходим аттестат, а значит – снова за парту. Он закончил вечернюю школу. И поступил в «Щуку» на курс к замечательному педагогу и актёру Катину-Ярцеву. Это был его первый набор, и какой! Богатырёв, Гундарева, Райкин, Варлей, Граббе... «Сразу и явно выделились самые упёртые и одарённые: Юра Богатырёв, Костя Райкин, Валера Фокин», – так вспоминал начинающий тогда педагог Александр Ширвиндт.
Дипломный спектакль поставил Валерий Фокин по мопассановской «Пышке». Юрий Богатырёв исполнял роль Переводчика. Спектакль вспоминают до сих пор, тем более, что это – ещё один поворот судьбы. Бывший студент Щукинского училища Никита Михалков, тогда уже учившийся во ВГИКе, по традиции просматривал выпускные работы старшекурсников. После спектакля он пришёл за кулисы, познакомился с Юрой, пожал ему руку: «Старик, будем вместе работать». Впервые команду «мотор!» Богатырёв услышал на съёмочной площадке дипломного фильма Михалкова. Он сыграл там крохотный эпизод, но это был лишь первый шаг... Впереди будут театры – «Современник» и МХАТ, шумные успехи на сцене, телеспектакли, киноработы и постоянные сомнения в собственной состоятельности.
Он ушел в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушел? А рано ушел потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королева. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»...


Источник - vmdaily.ru -
Наталья Боброва
Опубликовано: 29 февраля 2012

Любимые женщины Юрия Богатырева.
Он всегда мечтал о несбыточном






…Красавец Егор Шилов.




Подлый Ромашка.


Мужественный Мартин Иден.



Прагматичный Штольц.

Все эти работы в кино Юрия Богатырева плюс десятки других - на телевидении, в театре, на радио - вошли в историю советского искусства. Стали классикой - причем живой. А ведь прошло уже 23 года со дня его смерти, такой внезапной и нелепой, от «неправильного» укола врачей «скорой».

Он работал, не давая себе поблажки и отпусков. Жил, сгорая в любимом деле. Не менее бурной была личная жизнь народного артиста.

Через шелуху сплетен все четче проступает силуэт глубоко несчастного и одинокого человека - несмотря на обилие связей. Кого на самом деле любил Богатырев, так и останется тайной.

Но до сих пор у его могилы на Ваганькове в памятные дни собираются преданные поклонники. Так будет и в день его рождения - артисту исполнилось бы 65 лет.


на Ваганьковском кладбище (24 уч.). Писательская аллея (дорога слева от колумбария), могила справа, у самой дороги.

Сегодня мы расскажем о дамах, которые оставили в его судьбе заметный след.

«КОФЕЙНАЯ ЖЕНЩИНА»

После восьмого класса Богатырев поступает в художественное училище и знакомится с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Они устраивали вечеринки вскладчину: две бутылки вина, винегрет, печенье, выпеченное по особому татарскому рецепту, которое приносила красивая и хозяйственная НЕЛЛИ ЯКУБОВА.

Юра, как и мы все, любил тогда встречаться в неформальной обстановке, - вспоминает Нелли Игнатьева (Якубова).- Мы обычно со бирались на праздники у нашей подружки Нины Турчак на Цветном бульваре. Там бывали интересные люди - Бродский, Высоцкий, Визбор, Галич… Читали стихи, пели свои песни, играли на гитаре... И Юра всегда оказывался в центре внимания.

Тогда между начинающим артистом и ее будущим мужем Лешей Игнатьевым развернулась настоящая борьба за «сердце красавицы».

Я никак не могла выбрать, кто из них мне больше нравится, - вспоминает Нелли Александровна. - Юра очень интеллигентно ездил с подарками, нежно и трепетно за мной ухаживал. Он умел нравиться, был исключительно галантен. Когда мне исполнилось восемнадцать, Юра торжественно пришел и подарил янтарный браслет. По тем временам - шикарный подарок. Но в тот вечер Леша с ним серьезно «поговорил», и Юра надолго исчез из поля моего зрения...

Я вышла за Лешу замуж, Юра окончил Щукинское училище. И лишь потом мы снова стали дружески общаться.

Именно в их дом в Марьиной Роще будет часто приходить Богатырев. Нелли назовет он кофейной женщиной - она будет снабжать его трехлитровыми банками дефицитной тогда арабики и доставать вельветовые костюмы у знакомых поляков.

А он будет привозить из-за границы всякие сувениры вроде моднющих тогда электронных часов.

Но в последнее время Юра, видимо, чувствовал, что скоро уйдет,- говорит Нелли Игнатьева. - Ему, наверное, хотелось быть поближе к людям, которые любили его... Иногда звонил мне в три-четыре часа ночи и просто рыдал в трубку:

Поговори со мной!

Сейчас я понимаю его состояние… И казню себя, что тогда я, как и многие, не воспринимала всерьез его страданий, его одиночества. Ведь Юра, несмотря на большое количество друзей и приятелей вокруг, был одинок и безумно раним. Человек без кожи...

Кларисса Столярова и Нелли Игнатьева.

ЛЮБОВЬ ПОД СОФИТАМИ

Ему всегда везло на партнерш. В институте это были две Натальи - Варлей и Гундарева. Молодой артист неотвратимо увлекался своими партнершами по сцене и экрану. И на каждой хотел жениться. В мечтах.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ, с которой он вместе играл во МХАТе, в то время была замужем за Никитой Михалковым. Юрий «по-белому» завидовал Никите. И очень любил ее сына Степу. Когда же супруги расстались, разошлись, Богатырев начал серьезную атаку. Но... Вертинская не откликнулась - у нее уже завязался роман с Олегом Ефремовым...


С Анастасией Вертинской

Со СВЕТЛАНОЙ КРЮЧКОВОЙ они познакомились в 1977-м году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло кушать огромную баранью ногу и запивать ее самогоном. На самом деле это была вода, разбавленная молоком... Богатырев в то время был вегетарианец. И упрекал партнершу: «Что это вы, Света, едите? Кого это вы едите?»


Светлана Крючкова - кадр из фильма - Объяснение в любви

Но особо нежные чувства связывали его с ИЕЙ САВВИНОЙ. Они стали не просто коллегами, но друзьями - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в 10 лет. Саввина была старше. Они переписывались и старались в этот день встретиться. Как-то разругались по-крупному. Богатырев сгоряча ее «послал». Потом мучился, даже думал уходить из театра: не знал, как дальше общаться. Но умная Саввина позвонила через неделю: «Юра, я тебя прощаю, я прочла все твои письма»... А они были весьма нежные…


Ия Саввина и Юрий Богатырёв

В фильме - Открытая книга -

«ЖЕНЮСЬ! КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ СОМНЕНЬЯ…»

В его жизни оказалось две Надежды. Первая - НАДЯ ЦЕЛИКОВСКАЯ. Младшая сводная сестра знаменитой актрисы. Еще студентом худучилища он познакомился с ней и представлял, к ужасу родных, своей женой. Целиковская принимала его ухаживания, но условие совместной жизни поставила жесткое: Богатырев не должен сниматься в кино. Сама она после ВГИКа осталась практически без работы из-за своеобразной внешности - большой нос, шрам.

Она некрасивая, но очень умная, - отстаивал Юрий невесту перед родными. И все-таки жесткий ультиматум ему не подошел: «На что же мы будем жить?» Они расстались.

Тем не менее, штамп в паспорте у него все-таки появился. С другой Надей. Много лет все считали, что это был фиктивный брак. А он был настоящий. Они познакомились в общежитии «Современника» на Манежной площади. Бывшая актриса Театра на Таганке, НАДЕЖДА СЕРАЯ, попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем могла оказаться на улице. Друзья-соседи решили, что Богатырев, единственный холостяк в квартире, должен помочь коллеге, то есть жениться на ней. Тогда она получит московскую прописку. Благородный Богатырев не отказался.

Юра ходил мимо моей комнаты по коридору, - вспоминает Надежда Серая. - Встречались мы на кухне. Он был выше меня, я ему по грудь... Я его очень любила как актера... Но робела.

А познакомились мы, когда он плакал в коридоре. Я его утешала. Тот день закончился у нас танцами и песнями. И с этих пор мы подружились.

И проводили много времени за разговорами... Все эти ночные бдения, слезы, переживания привели нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Вообще-то на это я не надеялась. Хотя какие-то разговоры были - скорее шутливые... Юра даже намекал: «Надо бы, чтобы ты мальчика родила...» И вот однажды он сделал мне предложение - за накрытым столом. Я растерялась и… согласилась.

Мы не афишировали нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Его родных не было. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие считали, что Юра не был женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Называл ее то учительницей, то инженером.


Надежда Серая

Почему же они расстались?

Из-за дочери, - объясняет Серая. - При живом отце я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала. А ведь Юра обожал Варю, называл ее своим «секретарем». О нашем браке знали только соседи и мои родители. А потом наши отношения уже сошли на нет. О былом напоминал лишь штамп в паспорте.

Вообще, Юра был особенным человеком, - подчеркивает Серая. - Одиночкой по жизни. Преданным только работе. И наш брак - просто его благородный порыв. Но отношения наши были искренние... И мы были счастливы.

БРАТИК И СЕСТРИЧКА

ЗИНАИДА ПОПОВА, дочь легендарной Анки-пулеметчицы, журналистка, тогда знала практически всю театральную Москву. Они познакомились в театре на вечере, посвященном Фурманову.

Даже внешне они оказались похожи - чертами лица, светлым цветом волос, просто брат и сестра.

С первого же момента мы почувствовали какое-то духовное влечение друг к другу, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Казалось, у нас всегда будет один и тот же ответ на любой вопрос... И началась наша дружба.

Часто заезжал после спектаклей, мы могли часа два болтать за чаем. В то время он не пил алкоголя...Часто звонил.

С часа до трех ночи мы разговаривали. Всегда находилась тема.

Он был весь... какой-то пастельный... Кстати, ему нравились именно пастельные тона. Всегда дарил мне свои рисунки и изысканные милые подарки, которые привозил отовсюду - это керамика, платки, шкатулки...Как-то подарил мне синюю кофту «со своего плеча». Решил, что мне она больше идет.

Он позвонил ей за три дня до смерти.

Мы полночи разговаривали по телефону - вспоминает Попова. - Говорили о том, как тяжело жить... И зачем вообще человеку дается жизнь - на счастье или на страдание?

Мы хорошо понимали друг друга. Он серьезно хотел уходить из МХАТа, а я все его отговаривала: «Не смей этого делать - ты все потеряешь!» И снова он не мог принять решение... После этого разговора у меня поднялась высокая температура... И первого февраля я отключила телефон, чтобы немного отдохнуть...

И до сих пор себя корю, хотя понимаю, что ничем не могла ему помочь...


Зинаида Попова

«ЛАСТОЧКА МОЯ»

Особенное место в его жизни в последние годы заняла - переводчица и редактор КЛАРИССА СТОЛЯРОВА.


Кларисса Столярова и Юрий Богатырев

Они познакомились в 1984 году, во время работы над спектаклем «Юристы» по пьесе Рольфа Хохута. Ставил спектакль немецкий режиссер Гюнтер Флекенштайн.

Столярова делала сценическую редакцию. На роль Хеммерлинга из службы безопасности Ефремов посоветовал Богатырева. И с этого момента началась серьезная и большая дружба...

Столярова по-матерински заботилась об артисте: замяла скандал когда он «не в форме» пришел на спектакль.

Когда это повторилось, уложила его в больницу. Там его «зашили». В знак признательности он писал ее портреты, помогал по хозяйству (особенно любил мыть посуду).

Она же старалась его вкусно накормить.

Помню, однажды на Пасху он сломал ногу, сидел дома, и я привезла на такси ему изысканное югославское блюдо - грудинку на косточках с фасолью, - вспоминает Кларисса Ивановна. - Он встречал меня, зачастую щелкая зубами от голода. Как-то приехала - а у него уже ничего из еды не осталось - на сковороде хрустящие хлебцы подогревает...

Новый 1989 год они встретили вместе. Вдвоем. И решили больше не расставаться.

Эта ночь стал рубежом в наших отношениях. Если раньше они были чисто дружеские, то в эту ночь произошли серьезные изменения.

Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом...

Но не сложилось.


Кларисса Столярова

У нее было много работы с Петером Штайном, который привез тогда в Москву спектакль «Три сестры». Он готовил выставку своих картин в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре. Но она откроется уже без него: в ночь на 2 февраля 1989 года Юрия Богатырева не станет…


Он писал портреты людей, с которыми учился, работал, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений...


Богатырев охотно дарил друзьям свои шаржи (Леонид Филатов)

Андрей Миронов


портрет актера Евгения Евстигнеева работы Юрия Богатырева


Елена Коренева


Татьяна Догилева


Олег Ефремов

Работа Юрия Богатырева к пьесе А.П. Чехова Три сестры. Ирина.

Елена Соловей:

Юрочка для меня всегда будет большим ребенком. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым.. Он, как ребенок, обижался на всякую ерунду... И как ребенок, прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве.


Кадры из фильмов -

Мне кажется, у него не было защиты. Он всегда мечтал о несбыточном...


........................................................................................
Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв



Юрочка Богатырёв и его же собственный шарж -


Детство - с родителями и с друзьями -


Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина


С Борисом Щербаковым, Олегом Табаковым, Евгением Киндиновым, Олегом Ефремовым и другими...

С Галиной Волчек и Станиславом Садальским. Во время работы в Современнике Юра настолько был влюблен в Галю, что каждое утро мыл ей машину...


Юрий Богатырев в роли Дмитрия Фурманова. Драматическая хроника Мятеж. Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького.


В кино Богатырев дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова Спокойный день в конце войны...


С Владиславом Дворжецким в картине Там, за горизонтом 1975 год


Юрий Богатырев в роли Бориса и Ирина Скобцева в роли матери Бориса на съемках художественного фильма Мой папа – идеалист.


Юрий Богатырев и Эва Шикульска и фильме Объяснение в любви


Одной из его лучших театральных работ называют роль Клеанта в спектакле Тартюф в постановке Анатолия Эфроса...
...............................................................................................





Мартин Иден - ОТРЫВКИ -



















ОТРЫВКИ -









Объяснение в любви
По мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Почти весь фильм звучит волшебная музыка Баха, Вивальди, Малера...
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, свидетель и участник важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку...
В ролях-Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Дарья Михайлова, Никита Михайловский, Иван Бортник....
Такая сложная и такая трогательная история его жизни, где она его звала...Филиппок...




Вечно живые (1976)
Режиссеры: Галина Волчек, Олег Ефремов
Композитор: Рафаил Хозак
Актеры: Олег Ефремов, Антонина Богданова, Олег Даль, Лилия Толмачева, Юрий Богатырев, Марина Неёлова, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Владислав Федченко, Станислав Садальский, Елена Коренева, Тамара Дегтярева, Елена Козелькова, Нина Дорошина, Галина Волчек, Авангард Леонтьев, Екатерина Маркова, Александр Вокач, Галина Соколова, Владимир Поглазов, Борис Сморчков, Владимир Земляникин
Фильм-спектакль по пьесе Виктора Розова, поставленный Олегом Ефремовым. Легендарная постановка. Это с нее начинался ефремовский "Современник".
"Вечно живые" - это трагическая история двух влюбленных, Бориса и Вероники, которых война разлучила навсегда, и в то же время рассказ о любви, которую война не смогла уничтожить. Война, увиденная с точки зрения влюбленных. Спектакль с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание... Борис ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Вероника, потеряв любимого, родителей, родной кров, в порыве отчаяния пытается обрести новую семью, и выходит замуж за брата Бориса Марка, но это не приносит ей облегчения...






Неоконченная пьеса для механического пианино
Авторы сценария - А. Адабашьян, Н. Михалков
Режиссер - Н. Михалков
Оператор - П. Лебешев
Мосфильм, 1976 г, драма
В ролях - Александр Калягин, Юрий Богатырев, Антонина Шуранова, Евгения Глушенко, Елена Соловей, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Анатолий Ромашин...

По мотивам произведений А.П. Чехова.
В судьбе первой юношеской пьесы Антона Павловича Чехова много загадочного. Утраченный титульный лист породил путаницу - долгое время она считалась "Пьесой без названия". В театральном обиходе драма более известна как "Платонов". В воспоминаниях младшего брата писателя пьеса упоминается под заглавием "Безотцовщина", под этим именем она и вошла в полное собрание сочинений писателя...
ОТРЫВОК -



ИЛИ - фильм целиком -







Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) -
По мотивам романа И. А. Гончарова "Обломов"
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художники-постановщики: А. Адабашьян, А. Самулекин
Композитор: Эдуард Артемьев
В фильме использована музыка Беллини и Рахманинова
В ролях:
Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Евгения Глушенко, Евгений Стеблов, Николай Пастухов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова, Николай Бурляев, Федя Стуков и др.
Текст от автора читает Анатолий Ромашин
ОТРЫВКИ -


И поначалу она ушла из Меда, чтобы быть ему настоящей женой, а потом от него, узнав, что он любит другую...
Она была не очень прилежной студенткой Меда, но она первая поставила правильный диагноз своему умирающему сыну...Но не смогла спасти маленького...
Зато спасала и спасла много других жизней, мотаясь в любую погоду по тайге...Многих спасла и еще - его сынишку...
И, вобщем, про что ж спектакль? Про ТАНЮ...Про жизнь... Про выбор...Про встречи и расставания...
Удивительная и трогательная пьеса Алексея Арбузова в постановке Анатолия Эфроса, 1974 год...
Как давно всё это было...
Отрывок - Здесь - Юрий Богатырёв - после ПЯТОЙ минуты -




РОДНЯ (1981)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Павел Лебешев, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, и другие...
Маруся, очень простая, грубоватая, но чрезвычайно душевная женщина из деревни, едет к дочери в город и знакомится в поезде с главным инженером рыбзавода, тоже немолодым, но очень добрым и милым человеком. В городе Маруся узнает, что дочь не любит мужа, с которым не живет, хотя и не развелась, не любит свою работу, на которую выучилась, чтобы только уехать из села, да и жизнь свою, похоже, не очень любит. Все это отрицательно сказывается на внучке. С пещерной непосредственностью и самыми лучшими намерениями Маруся пытается наладить семейные отношения дочери, дав ее мужу по морде. Она продолжает знакомство с работником рыбзавода, навещает своего окончательно спившегося мужа, которого в свое время выгнала из дома, пытается поправить и его судьбу. На фоне различных персонажей, встречающихся на пути Маруси, она демонстрирует дикую чистоту огромного сердца, шокируя окружающих, да и зрителя тоже. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест.
ОТРЫВКИ - Чужая жена и муж под кроватью (1984)
Трагикомедия по мотивам ранних рассказов Федора Достоевского.
Режиссёр: Виталий Мельников
Сценарий: Владимир Валуцкий
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Тимур Коган
Актёр: Юрий Богатырев, Станислав Садальский, Олег Табаков, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Марина Шиманская, Марина Неелова, Гали Абайдулов






Двенадцатая ночь (фильм-спектакль) - отрывок - Здесь - после ЧЕТВЁРТОЙ минуты - Юрий Богатырёв -



Дон Сезар де Базан


Кое-что из губернской жизни - Отрывок -

// Фото: Шерстенников / РИА Новости

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Мужчина скончался 2 февраля 1989 года в Москве. Той роковой ночью у Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая на место происшествия бригада «скорой помощи» ввела актеру клофелин, оказавшийся несовместимым с антидепрессантами, к которым пристрастился мужчина. Как итог – у знаменитости мгновенно остановилось сердце.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ХУДОЖНИК

Спустя 28 лет после смерти звезды кино и театра его друзья продолжают делиться воспоминаниями о близком человеке. Так, Станислав Садальский рассказал об одном из увлечений Юрия Богатырева. Артист поведал, что его приятель любил рисовать и был талантливым, но не признанным художником. К слову, первая выставка произведений Юрия Богатырева открылась 6 февраля 1989 года в Доме-музее Ермоловой. Он не дожил до этого долгожданного события буквально несколько дней.

«Юра был знатоком живописи, настоящим ценителем. Это теперь говорят, что он – гений, настоящий недооцененный художник, устраиваются его выставки, издаются альбомы. А тогда... Он нарисовал мой портрет за несколько минут… А я чуть не потерял его...» – поделился Садальский в своем блоге.

// Фото: ЖЖ Станислава Садальского

Друзья Богатырева считали, что увлечение живописью стало продолжением его актерской карьеры. Сам Юрий Богатырев был согласен с мнением близких людей и охотно признавал, что не конкурирует с известными художниками. Мужчина и подумать не мог, что со временем искусствоведы начнут ценить его творчество. «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», – говорил мужчина.

«Он как будто обладал способностью «вытягивать» какое-то внутреннее свойство человека, недоступное взглядам окружающих», – рассказала в эфире телеканала «Культура» Ирина Гамула, главный хранитель государственного театрального музея имени Бахрушина.

// Фото: кадр программы «Раскрывая тайны звезд»

Вместе с тем Богатырев отличался какой-то бытовой неустроенностью. Близкие актера поведали о том, что он не нагружал себя работой по хозяйству. Все свое свободное время артист предпочитал посвящать искусству.

«Он всегда был занят не бытом и либо рисовал, либо читал или разговаривал. Он выходил в каком-то полурваном халате, и возникало ощущение, что это персонаж Островского. Он делал яичницу так, что она походила на картину», – рассказал режиссер Иосиф Райхельгауз.

Интересно, что Юрий Богатырев долгое время предпочитал жить в театральном общежитии. Именно туда он возвращался после светских вечеринок и торжественных приемов. Артист переехал оттуда лишь в 1981 году, когда ему вручили звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда актеру подарили однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

РАБОТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Никита Михалков стал режиссером, открывшим Юрия Богатырева для кинематографа. Молодой актер сыграл немца в его дипломной картине «Спокойный день в конце войны», вышедшей на экраны в 1970 году. «Юра Богатырев – замечательный, потрясающий, великий русский артист. Остается только сожалеть, что он многого не сделал и слишком рано ушел», – отметил Михалков в сюжете телеканала «Культура».

В дальнейшем сотрудничество с Никитой Сергеевичем продолжилось. В 1974 году советские зрители увидели фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором Юрий Богатырев сыграл знаковую для себя роль чекиста Егора Шилова. Для миллионов поклонников кинематографа этот мужественный и «горячий» персонаж стал настоящим супергероем, не уступающим современным «Людям Икс»: он уверенно держался в седле и с легкостью выполнял различные трюки.

// Фото: кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

ТОНКИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

По воспоминаниям друзей Богатырева, знаменитый артист не имел ничего общего с прославившим его Шиловым.

«Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – рассказал журналистам актер Сергей Шакуров.

// Фото: кадр фильма «Объяснение в любви» (1977)

Друзья артиста также сообщили журналистам, что он как будто предчувствовал свою смерть. Но тогда окружение звезды кино и театра не воспринимало его слова серьезно. В программе «Раскрывая тайны звезд» близкие Богатырева поведали о том, что его мучило.

«Я пришел к нему, поднялся. Нашел номер квартиры, звоню, никто не отвечает. Смотрю: дверь не заперта. Вижу, что он сидит на ковре посреди комнаты, выпивший, весь в слезах. Говорит: «Я скоро умру», – поделился друг звезды Евгений Стеблов.

// Фото: кадр фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь»

Слова актера подтверждает режиссер и однокурсник Юрия Богатырева Константин Райкин. «Он всегда говорил, что рано умрет. Я считал, что он «интересничает» и говорит ради красного словца. Юре было свойственно делать такие «залипухи», – поделился звезда кино и театра.

Друзья знали о ранимости Юрия Богатырева, страдавшего всю жизнь от того, что он был не таким, как все. Окружение мужчины старалось поддерживать его в трудную минуту и помнило, что артист требовал очень бережного обращения к себе. «Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – рассказал коллега актера Виктор Мережко.

«Мало, всего мало. Рисунков, ролей, репетиций, друзей, общения. Мало тебя хвалят, мало тобой восторгаются, мало тебя смотрят», – поделился, в свою очередь, друг Юрия Богатырева Иосиф Райхельгауз.

// Фото: Кадр фильма «Двенадцатая ночь» (1978)

Некоторые близкие Богатырева считали его большим ребенком. Этой точки зрения придерживался, к примеру, юрист Андрей Попов, который общался с актером в последние четыре года его жизни. По мнению друга знаменитости, Юрий Богатырев был очень спокойным и старался не ввязываться в скандалы, так как это шло против его природы. «Я не слышал, чтобы он вообще с кем-нибудь когда-то дрался, на моей памяти таких эпизодов не было. Он умел идти на компромисс, договариваться и был абсолютно бесконфликтным человеком», – рассказал пожилой мужчина.

По словам Андрея Михайловича, его приятель очень долго работал над каждой ролью. Богатырев словно вживался во всех своих персонажей. Мужчина называет труд известного актера «титаническим». Его слова подтверждает Никита Михалков. «Он схватывал все на ветру», – говорит режиссер. К слову, ради одной из ролей убежденный вегетарианец попробовал мясо, и с той поры забыл о диете.

БОГАТЫРЕВ И ЖЕНЩИНЫ

Стоит отметить, что звезде кино и театра посчастливилось работать со многими красивейшими актрисами своего времени, в том числе с Анастасией Вертинской, Еленой Соловей и Светланой Крючковой. Чувства Юрия Богатырева к его партнершам были платоническими: предложить им нечто большее, чем дружбу, он не мог. Артист уподоблял женщин богиням. При этом природная деликатность и чувствительность не давали ему раскрыться полностью.

Лишь с годами Богатырев понял, что он не такой, как все. Это осознание в буквальном смысле давило на мужчину, предпочитавшего «лечить» проблемы алкоголем.

«Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился. Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…» – говорил в одном из интервью режиссер Александр Адабашьян.

// Фото: Кадр фильма «Мертвые души» (1984)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы Юрий Богатырев перестал бороться с лишним весом и страдал гипертонией. Артист часто звонил друзьям и жаловался на жизнь. Некоторые из них считали, что мужчину довела работа в театре, которая оказалась слишком тяжелой для чувствительного артиста. «Он был очень израненный», – отметил Александр Калягин.

Некоторые считали, что Богатырев словно уставал от самого себя. Каждый день он играл чужие страсти, а после выхода на сцену страдал от своих. Актеру всюду мерещились насмешки и осуждение со стороны незнакомых людей. Близкие артиста говорят, что его можно было унизить даже «неправильным» взглядом или поворотом головы.

«Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал», – рассказала актриса Светлана Крючкова.

// Фото: Кадр фильма «Дон Сезар де Базан» (1989)

В числе навязчивых ночных кошмаров Богатырева был сон о том, что зрители его высмеивают. У актера случались дни, когда он презирал себя. Артист страдал из-за того, что не был похож на окружавших его людей.

«Наташа Гундарева говорила, что он мог выпить и прийти к ней в слезах. Он говорил: «Меня все презирают, я ничего не могу с собой сделать». Она говорила: «Ты сам все выдумал, никому ты ничего плохого не делал». В нем все нарастало постепенно. Со временем у него исчезла внутренняя гармония. Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи», – поделился Александр Адабашьян.

Для подготовки статьи использовались материалы «Собеседника» и «Независимой Газеты» .