Бакст великолепный. Art & More: юбилейная выставка Льва Бакста в Пушкинском музее

Ревизор/Ирина Ремнева

Около 250 произведений живописи и графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также театральные костюмы и эскизы для тканей. В ГМИИ им. Пушкина открылась масштабная выставка к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века - Льва Бакста.

Ценители русского изобразительного искусства в этом году отмечают юбилеи сразу двух крупнейших отечественных мастеров конца XIX - начала XX века: 150 лет назад родились и всемирно известный театральный художник Лев Бакст.

Одна из больших ретроспективных выставок, посвященная творческому наследною последнего, уже успела с успехом завершиться в стенах . Работы Бакста посмотрели более 150 тыс. жителей и гостей Санкт-Петербурга. И вот теперь к праздничным торжествам присоединяется Москва.

Экспозиция в ГМИИ им. Пушкина - это не просто собрание артефактов, одна часть которых является непосредственно работами Льва Бакста, а другая - вещами, связанными с его творчеством. Задача выставки - не показать предметы, а попытаться с их помощью воссоздать мир художника, в котором тонко и изящно переплетены все грани искусства, рассказала директор музея Марина Лошак.

Лев Бакст в первую очередь известен как театральный художник. С 1909 по 1914 года он оформил четырнадцать балетов для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже, среди которых самими знаковыми стали "Клеопатра" и "Шехеразада". Виртуозно работая с цветами и фактурами, Бакст воплотил в декорациях и костюмах к ним всю роскошь, всю дурманящую красоту востока. "Его Шехеразада свела с ума Париж, - вспоминал композитор Игорь Стравинский. - И с этого началась европейская, а затем и мировая слава Бакста".

Десятки эскизов к костюмам и декорациям и стали основой московской экспозиции. В стенах Пушкинского музея можно в мельчайших подробностях рассмотреть, как Бакст работал над образами персонажей таких балетов, как "Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Синий Бог", "Тамара", "Послеполуденный отдых фавна", и вновь насладиться неподражаемой манерой художника.

"Шрифт Таймс ни с чем нельзя спутать", - произносит Шерлок Холмс в одном из знаменитых рассказов Артура Конан Дойля. То же можно сказать и об эскизах Бакста. Их невозможно спутать с работами других театральных художников. Если на рисунках Александра Головина или Ивана Билибина мы видим, строго говоря, просто костюм, то у Бакста - цельный пластичный образ. Вот на одной из стен висит эскиз костюма вакханки к балету "Нарцисс", выполненный гуашью и серебряной краской. Кажется, что вакханка застыла лишь на секунду и через мгновение спрыгнет с холста, закружившись в чувственном танце.

Увы, подобные ожившие эскизы - это только фантазии. Однако, на выставке можно увидеть и настоящие костюмы, созданные по рисункам Льва Бакста. Так, музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил знаменитый костюм Вацлава Нижинского из одноактного балета Михаила Фокина "Призрака розы", а известный российский историк моды Александр Васильев - костюмы к балетам "Тамара" и "Шехеразада". Кроме того, из Русского музея в Москву привезли сияющий изумрудными и фисташковыми оттенками занавес "Элизиум", созданный художником для театра Веры Комиссаржевской. Одна из актрис театра вспоминала, как актеры говорили: "Бакст пошел", имея в виду, что поднимается занавес и пора на сцену.

Впрочем, прославился Бакст не только как театральный художник, но и как живописец. В экспозицию в ГМИИ им. Пушкина вошла его знаменитая картина "Древний ужас" из Русского музея, написанная под впечатлением от поездки на остров Крит и в Малую Азию. Есть и ряд блестящих портретных работ. В частности, в Москву приехал легендарный портрет Сергея Дягилева с няней, с которого основатель художественного объединения "Мир искусств" и организатор Русских сезонов в Париже решительно смотрит на зрителя. Украшением выставки стала и "Дама с апельсинами" ("Ужин"). На полотне изображена супруга идеолога "Мира искусств" Александра Бенуа - Анна Кинд в закрытом чёрном платье и напоминающей цветок чёрной же шляпе. В свое время, представленная на выставке картина вызвала бурю возмущений. Особенно гневался русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов: "Сидит у стола кошка в дамском платье…". Впрочем, были и те, кто оценили полотно. Литературный критик и публицист Василий Розанов восхищался "стильной декаденткой" с таинственной улыбкой а-ля Джоконда. Отдельного внимания заслуживает и изящный портрет графини Марии Келлер из музея "Зарайский кремль". Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны изображена в полный рост, в платье с воздушными складками из тончайшей ткани, украшенной рисунком из пудрово-розовых и нежно-лиловых цветов.

Творчество Льва Бакста оказало огромное влияние и на моду начала XX века. Впечатленные костюмами из русских балетов великосветские красавицы стали заказывать платья по эскизам художника. В июне 1910 года, вскоре после ошеломляющего успеха балета "Шехеразада", в моду входит восточный стиль: широкие шальвары, цветные тюрбаны, богато украшенные ткани.

Бакст заключает договор о сотрудничестве с парижским модельером Полем Пуаре. Работает с Домами моды Жанны Пакен и Чарльза Ворта. Разрабатывает дизайн сумок, головных уборов, обуви и украшений. Известно, что художник дружил с ювелиром Луи Картье. Историки моды полагают, что его знаменитый "стиль пантеры" возник именно под влиянием балетов, оформленных Бакстом.

На выставке представлены образцы тканей с узорами по эскизам художника, а также роскошные вечерние платья знаменитых Домов моды начала XX века в стиле ренессанса и модерна, восточном и псевдоегипетском стиле. Более ста лет эти поражающие красотой наряды, расшитые бисером, стеклярусом, золотыми и серебряными нитями, вдохновляли таких великих кутюрье, как Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно и Александр Мак-Куин.

Экспозицию дополняют серии фотографий, запечатлевших фрагменты из легендарных балетов, оформленных Бакстом. На них, в частности, можно увидеть в образах балерину Тамару Карсавину и танцовщика Вацлава Нижинского.

Важно отметить, что все экспонаты выставки, предоставленные более чем тридцатью музейными и частными собраниями со всего мира, не смогли поместиться в главном здании ГМИИ им. Пушкина. Рядом в "Отделе личных коллекций", во второй части экспозиции, находятся редкие вещи, связанные с ранним творческом Бакста, а также большой объем архивно-рукописного материала. Многие из этих артефактов представлены в России впервые.

Выставка, посвященная 150-летию Льва Бакста в ГМИИ им. Пушкина, станет для зрителей ярким событием и оставит долгое послевкусие радостного впечатления. Экспозиция не просто предоставляет информацию, она создает атмосферу. Оказавшись среди эскизов и костюмов, зритель сможет прочувствовать, какой неудержимой творческой энергией был наполнен мир Бакста, и, возможно, впервые по-настоящему откроет для себя этого выдающегося художника.

Что: Выставка "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения"
Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание и Отдел личных коллекций)

Когда искусство - это не только красиво, но еще и модно. В Пушкинском музее открылась масштабная выставка работ Льва Бакста. Она посвящена 150-летию со дня рождения знаменитого художника. Ценители искусства в первую очередь вспоминают его работы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а модельеры - эскизы к тканям и аксессуарам. Как выходец из белорусского Гродно мог превратиться в законодателя европейской моды, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская.

«Французская революция» - понятие устойчивое. Но если перевороты на улицах организовывали местные жители, то революцию во французском театре могли устроить только русские. Яркие и провокационные костюмы Леона Бакста к «Русским сезонам» Дягилева вскружили голову европейской публики. Побывав на спектаклях, поклонницы хотели заполучить костюмы, придуманные художником, и готовы были ради этого на все.

«Бакст был самым сексуальным из всех художником, он позволил женщинам не стоять, а лежать на подушках, носить шаровары, полупрозрачные туники, снять корсет. Эротическое начало, которое присутствует в его эскизах, не могло не понравиться женщинам эдвардианской эпохи, воспитанным в викторианском пуританизме», - говорит историк моды Александр Васильев.

Начинал Лёвушка Бакст, уроженец белорусского Гродно, с портретов и пейзажей. Тогда его еще звали Лейб-Хаим Розенберг. Псевдоним Бакст - это укороченная фамилия бабушки Бакстер - он взял уже позже, для своей первой выставки. Пройдет немало лет, прежде чем паренек из небогатой еврейской семьи будет чувствовать себя как дома и в Петербурге, и в Париже.

«На Западе он был в зените славы, что редко бывает в такой художественной области. Бакст хорошо известен и в нашей стране, в том числе в силу того, что он входил в плеяду «Мир искусств». Неслучайно на нашей выставке мы видим портреты друзей и соратников Бакста: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Виктора Нувеля, Зинаиды Гиппиус. Все они представители нашего «Серебряного века», - отмечает куратор Выставки Наталья Автономова.

Яркие краски, пышные ткани. Такое впечатление, что ты не в центре Москвы, а где-то на Востоке. Как Бакст, который собирал мотивы для своих работ по всему миру, так и организаторы выставки собирали его произведения. Например, «Портрет графини Келлер» привезли из Зарайска. Оказалось, что в небольшом городе, где единственная достопримечательность - это Кремль, есть работа знаменитого художника. Эскиз костюма Клеопатры, который Бакст сделал специально для танцовщицы Иды Рубинштейн, доставили из Лондона.

«Далеко не каждая выставка требует такого подробного подхода. Очень много нужно было собрать разных вещей, а потом сделать так, чтобы они начали жить друг с другом», - говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Работами для этой выставки поделились 30 музейных и частных коллекций. Но именно в Пушкинском музее, соединяющем в себе Восток и Древнюю Грецию, прошлое и современное, каждая из картин, как будто, оказалась на своем месте.

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

С 8 июня по 28 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдет масштабная юбилейная ретроспективная выставка Льва Бакста (1866-1924).

Около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на выставке «Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения».

Выставка воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.

Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.


Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом — это редкое сочетание принесло ему мировую славу.

В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции.


Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев — более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

Искусство Льва Бакста — органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, в котором представлено около 400 работ художника.

Специально ко дню открытия выставки

почетный гость мероприятия, дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Бакста.

«Люблю жизнь и веселость и всегда склонен прежде к улыбке, чем к сдвинутым бровям», - не раз признавался Лев Бакст. Эта жажда жизни, оптимизм проявлялись, пожалуй, во многих работах этого, безусловно, талантливейшего человека. Леон Бакст, как называли его на Западе, - это ведь целая планета. «У Бакста „золотые руки“, удивительная техническая способность, много вкуса», - говорили про него современники.

Живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, автор статей о современном искусстве, дизайне и танце, увлекшийся в последние годы жизни фотографией и кино. И, конечно, театральный художник, известный во многом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его неординарные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.

При всем при этом нынешняя выставка в Пушкинском музее - первая масштабная ретроспектива творчества Бакста в России, приуроченная к 150-летнему юбилею художника. Мы можем увидеть около 250-ти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей. В экспозицию включены произведения из различных государственных и частных российских и западных собраний, причем многие из них демонстрируются у нас впервые. Эскизы костюмов для Иды Рубинштейн или Вацлава Нижинского, известные станковые произведения «Портрет Сергея Дягилева с няней» или «Автопортрет», портреты Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус - всего не перечислить, нужно идти и смотреть!

Примечательно, что специально ко дню открытия выставки ее почетный гость, дизайнер Антонио Маррас, создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Льва Бакста. Маррас всегда чувствовал себя не только дизайнером одежды, но и театральным художником, и не случайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. «С творчеством Бакста я познакомился в Париже 25 лет назад, и с тех пор собираю книги и материалы, посвященные этому художнику, - рассказал на открытии выставки дизайнер. - Сам я родом с Сардинии, и стиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. К тому же, мне очень важно, чтобы у наряда были душа и характер, что мы наблюдаем и у Бакста».

На церемонии открытия выставки о Льве Баксте и своем к нему - или его творчеству - отношении говорили многие гости и участники фестиваля, некоторые из которых, к тому же, выступили в тот вечер в качестве экскурсоводов.

Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными, в свой рисунок.

Я верю в знаки судьбы. Почему Бакст находится в музее Пушкина? Как вы знаете, Пушкин любил ножки, а Бакст, как выясняется, не любил, потому что год назад, на финальной стадии подготовки нашей выставки, прыгнув от радости, я сломал себе ногу, а несколько месяцев спустя, второй куратор, Наталья Автономова, тоже прыгнула от радости, и тоже сломала ногу. Так что, господа, ходите по выставке с осторожностью.

Это история потрясающего человека, который является нашим национальным достоянием, и, к счастью, через 150 лет к нам возвращается. Я посмотрел его работы, это изумительная выставка, содержательная, объемная. Я считаю, что для меня, для людей, которые любят театр, балет, - это большой подарок. Он и русский, и западно-европейский - он объединил собой целую планету.

«Черешневый лес», как всегда, идеально конструирует программу фестиваля, в которой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст - великий театральный художник, соединявший в своих костюмах от античности - и, заметьте, мы с вами в музее античных слепков - до безумных ориентальных мотивов, и Маррас, который тоже в своих костюмах соединяет все, что можно. В обоих случаях это пост-модерн - а ведь Бакст этого слова даже не знал. То, что мы видим сейчас в стенах Пушкинского музея, - естественно, органично и прекрасно.

Бакст очень тонко понял суть балета. Движения балета и графика Бакста, представленная на выставке, великолепна. А созданная специально к церемонии открытия капсульная коллекция Antonio Marras стала воплощением любви дизайнера к творчеству Льва Бакста.

С творчеством Леона Бакста я знакома с детства, что совершенно, на мой взгляд, нормально, потому что Бакст - это одна из составляющих русского стиля. Русский стиль западным зрителем воспринимается очень многогранно. Все, что касается его сказочности, фантазийности, - все это по факту оформлено художниками, которые были современниками Бакста, самим Бакстом, и каким-то образом было использовано Дягиевым в «Русских сезонах».

Это удивительно, когда воссоздан стиль, который соответствует времени Бакста, при этом - с костюмами современного дизайнера, и все это тонко и со вкусом обыграно. Я ведь театральный человек, а театральный мир очень яркий, образный. Он не столь графичен, сколько чувственен, и, конечно, у Бакста это выражено в полной мере. Вокруг вкусная, аппетитная, какая-то солнечная фактура, которой в обычной жизни не хватает. Потрясающая выставка.

Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 4 сентября 2016 года.
Ул. Волхонка, 12