Задачи на нестандартное мышление. Какой город есть в компоте? Диалог в магазине хозяйственных товаров

Занимательные задачки на нестандартное мышление

Пол Слоун и Дес МакХэйл

Перевод с англ. Н.Чупеева; иллюстрации Мирона Миллера

ВВЕДЕНИЕ

Головному мозгу необходимы и полезны упражнения. Эти головоломки представляют собой своего рода курс ментального фитнеса, направленного на развитие вашей способности мыслить нестандартно. Вы можете даже проделать дополнительное упражнение, когда услышите ответы.

Содержащиеся в данной книжке головоломки состоят из необычных, нередко далеких от реальной жизни ситуаций. Каждая из них имеет вполне логичное объяснение. Вы должны каждый раз доходить до сути дела. Раздел «Ключи к разгадке» содержит наводящие вопросы и подсказки на тот случай, если вы оказались в тупике. Возможно, эти головоломки доставят вам больше удовольствия, если вы будете разгадывать их не в одиночку, а с друзьями, коллегами и т. п. Лучше всего будет, если некто, знающий решения головоломок, станет отвечать на вопросы, задаваемые другими участниками группы. Вопросы надо формулировать таким образом, чтобы на них можно было ответить словами «да», «нет» или «не относится к делу».

Когда вы беретесь за разгадку головоломок, лучше всего проверить все ваши предположения и догадки. Ставьте вопросы широко и четко, чтобы выяснить, что же действительно происходит в рассматриваемой ситуации. Вам придется быть одновременно и логичными, и опирающимися на силу своего воображения. Когда какой-то ряд, вопросов заведет вас в никуда, вы должны будете подойти к решению «с другой стороны». Вот тогда-то и сыграет свою решающую роль умение мыслить нестандартно.

Содержащиеся в этой книге головоломки разделены на 4 главные группы с двумя тестами ВАСЛЮ, включенными в текст для разнообразия и легкой передышки. Задания полегче включены в раздел «Проверочные головоломки», а самые трудные вошли в раздел «дьявольских головоломок». Есть в этой книжке еще и раздел «Страшные головоломки». Все они про смерть, несчастные случаи или увечья. Такие головоломки входят в число наиболее популярных, однако у щепетильных и привередливых читателей враждебное отношение к такого рода загадкам. А вот тесты ВАСЛЮ, могут понравиться самым веселым читателям. Эти тесты специально придуманы для того, чтобы развеселить вас.

Миру нужны люди, умеющие мыслить нестандартно и находить новые, оригинальные подходы к решению текущих проблем во всех сферах жизни. Человечество нуждается в людях, которые способны находить новые впечатляющие решения возникающих перед нами проблем. Наши головоломки - конечно же, прежде всего развлечение. Но при всем при том они могут помочь формированию нового легиона людей, умеющих мыслить нестандартно.

ГОЛОВОЛОМКИ

1. Проверочные головоломки

1.1 Рассказ про рыбку

У одной женщины была очень дорогая ей любимица - золотая рыбка. Как-то женщина заметила, что рыбка в аквариуме плавает не так, как прежде, слабеет и чахнет. Тогда эта женщина отнесла рыбку ветеринару, и тот сказал ей, чтобы через час она вернулась назад. Вернувшись, женщина увидела, что ее золотая рыбка стала такой же подвижной, как раньше, и на вид поправилась. Как ветеринару удалось справиться с такой задачей?

1.2 Пропавший пассажир

Маленькому Билли было всего 4 года, а его отца и матери уже не было на свете. Человек, который заботился о Билли, отправил его на поезде в деревню, где теперь Билли предстояло жить. Билли не умел ни читать, ни писать.

Места, куда его отправили, он тоже не знал. Лишь большая табличка, висевшая у него на шее, могла помочь Билли добраться куда надо, потому что на этой табличке было написано его имя и место назначения. Однако, несмотря на все старания и на всю доброжелательность железнодорожных служащих, Билли так никогда и не попал в ту деревню, куда его отправили. Почему?

Одна женщина подошла к мужчине, стоявшему за стойкой, и вручила ему какую-то книгу. Мужчина взглянул на эту книгу и сказал: «С Вас четыре доллара». Женщина уплатила названную сумму и ушла, не взяв книгу. Мужчина видел, что женщина ушла с пустыми руками, но не позвал ее обратно. Почему?

1.4 «Волосатая» проблема

Почему - в общем и целом - волосы на голове у мужчины седеют раньше, чем усы?

Двое натуралистов, полные решимости охранять природу и спасать исчезающие виды животных и растений, беседуют между собой. Один говорит другому: «Мне понравилось, как ты ударил эту птицу». Второй отвечает на это: «Да, это получилось неплохо, но хуже, чем у тебя с большой птицей». О чем говорили эти натуралисты?

1.6 Ослеп, когда пил чай

Один человек пил чай, когда внезапно был ослеплен. Что произошло с этим человеком?

1.7 Просчет

Один человек медленно что-то подсчитывал, но, к сожалению, сбился со счета. Чуть позже он ощутил острую боль в спине. Из-за чего?

1.8 Прогноз погоды

Джон смотрел телевизор. Сразу после полуночных новостей сообщили прогноз погоды: «Сейчас идет дождь, который не прекратится в течение двух следующих дней. Однако через 72 часа будет ясно и солнечно». «Опять врут», - фыркнул Джон. Он был прав, но каким образом он узнал, что прогноз не верен?

1.9 На Запад не взглянешь…

Согласитесь, что на Северном Полюсе невозможно смотреть на Север, а на Южном Полюсе - на Юг. Где, в таком случае, должны были бы вы находиться, если бы могли оттуда смотреть на Север и на Юг, но не могли бы смотреть ни на Восток, ни на Запад?

1.10 Попрошайка

У попрошайки был брат, который умер. В каком родстве попрошайка с умершим братом? (Ответ «Брат» не давать.)

1.11 Водитель грузовика

Полицейский видел, что водитель грузовика движется в неправильном направлении по улице с односторонним движением, но не сделал попытки остановить этого водителя. Почему?

1.12 Горы впереди

Вы сидите рядом с пилотом маленького самолета на высоте 1 мили над уровнем моря. Прямо перед вами виднеются огромные горы. Пилот не меняет ни скорости, ни направления, ни высоты, однако вы остаетесь невредимы. Найдите объяснение этому.

1.13 Странное крещение

Во время церемонии крещения крестная мать младенца вдруг хватает священника, который ведет эту церемонию, толкает его так, что он оказывается на полу, а затем она катит священника по полу. Зачем она это делает?

1.14 Проблема с прудом

Один человек хочет попасть на островок, расположенный посредине декоративного водоема, и остаться при этом сухим. От каждого из берегов пруда островок отделяет расстояние в 20 футов (см. рисунок), а у человека есть 2 доски, длина каждой из которых 17 футов. Каким образом этот человек сумеет добраться до островка?

1.15 Ходьба и бег

Жили-были два заядлых спортсмена. Однажды вечером, а точнее - в 18 часов ровно, один из них стартовал пешим ходом со скоростью 4 мили в час, а другой стартовал на велосипеде со скоростью 12 миль в час. Через час каждый из них остановился. Потом оба они 15 минут бежали со скоростью 8 миль в час. Стартовали оба спортсмена в одном и том же пункте А. Оба двигались все время в одном и том же направлении, ни разу не изменив курса и не отдыхая в течение 45 минут. Оба достигли пункта В в одно и то же время. Как могло это случиться и каково было расстояние от А до В?

Увлекательные загадки для развития нестандартного мышления

1. В Турции многие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги абсолютно бесплатно. Однако те, решив воспользоваться предложением, сами платят им деньгами.
Почему?

2. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?

3. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?

4. Сырым его не едят, а вареным выбрасывают. Что это?

5. Сколько лет длилась "Столетняя война"?

6. У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

7. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?

8. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

9. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

10. Можно ли из двух химических элементов создать еще один элемент?

11. Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его.

12. Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...).

13. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

14. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?

15. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?

16. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?

17. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?

18. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

19. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

20. Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?

21. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

1. Предприимчивые турки чистят бесплатно только один ботинок, а чтобы не выглядеть глупо в одном начищенном ботинке, прохожий вынужден платить за чистку второго.

2. На первом.

3. Ваше имя.

4. Лавровый лист.

5. 116 лет. Да-да с 1337 по 1453г.

6. Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях.

7. Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.

8. Нет - через 72 часа будет снова полночь.

9. Кусок льда.

10. Да, гальванический.

11. Любовь.

12. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

13. Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.

14. Надо достать лист бумаги.

15. В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.

16. 100%, т.к. три точки всегда образуют одну плоскость.

17. 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.

18. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

19. 1 ч 40 мин = 100 мин.

20. Петухи не кладут яйца.

21. Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".

Развивать память и сообразительность вам помогут разные виды головоломок для взрослых – задачи на логику, сложные, смешные или заковыристые вопросы, разнообразные интеллектуальные математические игры

Игры и головоломки для взрослых на логику

Для решения разнообразных логических головоломок не требуется высокий уровень образования, начать их решать – полезное занятие абсолютно для всех.­ Разнообразные загадки с подвохом для взрослых тренируют нестандартное мышление, что поможет в повседневной жизни быстрее находить рациональные решения в непростых житейских ситуациях.

Загадки для взрослых­

Такой тип заданий позволит сразу же проверить правильность найденного вами решения. Чем хороши эти короткие загадки? Можно тематически, по ответам, сделать подборку для определенного праздника или застолья, чтобы развлечь гостей. В зависимости от состава приглашенных, хорошо подойдут загадки с подвохом, задания, которые рассмешат ваших друзей, или математические задания.

С подвохом

В заданиях с подвохом зачастую сам вопрос на первый взгляд выглядит нелогичным, например: на каком языке говорят молча? Когда же оглашается ответ, то первая реакция человека проявляется как несогласие с ним. На первый взгляд, вопрос и подобранная отгадка соединены непривычно и с двойным подтекстом. Но немного подумав, не можешь не согласиться, что такое дерзкое решение правильное и очень логичное (ответ: на языке жестов).

Смешные

Играть в разгадывание смешных загадок – одно удовольствие. Пока ваши гости будут высказывать варианты ответов на заковыристые вопросы, всю компанию гарантированно будут сотрясать взрывы хохота.­

Математические

В таких загадках надо угадать заданную цифру, либо высчитать результат, полагаясь не так на арифметику, как на сообразительность. Ответ, который выглядит очевидным и как будто лежит на поверхности, часто является неверным.

Интеллектуальные игры

Задачи на логику для взрослых – это многоходовые комбинации для тренировки мышления. Чтобы правильно их решить, надо продумывать действия на несколько шагов вперед. Такие задания относительно трудные, часто они бывают в виде оригинальных картинок, где нужно переставить или дорисовать некоторые элементы.

По мере роста малыша занятия с ним должны быть не только интересными ему, но и полезными. Загадки на смекалку позволяют ребенку не просто использовать уже известные данные, но и размышлять над ответом. развивается именно таким образом. Конечно, взрослым придется поломать голову над тем, чтобы придумать такие загадки. Хотя сложного в этом ничего и нет.

Смешные варианты с подвохом

Загадки на смекалку не обязательно должны иметь какой-то прямой ответ. Нет, чем они запутаннее, тем интереснее. Например, вот такие:

  • По мнению охотников,
  • Как звался первый в мире полупроводник?
  • Работа - не волк. Это всем известно. А что тогда?

Такие загадки на смекалку с подвохом подходят и взрослым. Далеко не каждый ведь нашел ответы? А они просты: чучело земли, Иван Сусанин, произведение расстояния на силу. Старшие школьники вполне могут справиться с такими загадками. А младшим, конечно, будет тяжело разобраться. Поэтому им можно придумать и попроще.

Варианты для младших школьников

Поскольку маленькие детки, хоть и соображают достаточно шустро, знаниями обладают меньшими, то и смешные загадки на смекалку должны быть соразмерны их познаниям. Например, вот такие:

  • Есть в мышеловке сыр. Но какая мышка сможет его получить?
  • Она даже в самую большую кастрюлю не сможет поместиться.
  • Есть такая вещь, по которой ходят часто, а ездят очень редко. Что это?

Малышам будет достаточно просто и весело найти ответ на такие загадки на смекалку. А вы смогли их найти? Ответы просты: вторая мышка, крышка от этой кастрюли, лестница. Находить отгадки не только весело и интересно, но и познавательно. Это развивает мышление и логику.

Загадки с обманом

Здесь нужно додумать правильный ответ, исходя из того, что уже дано в самом вопросе. Эти загадки на смекалку для детей позволяют развивать не только нестандартное мышление и логику, но и внимательность. Например, вот такие:

  • У нашей Юльки на щеках сосульки.
  • Плыли целую неделю по реке у нас капели.
  • Вот ушли метель, да стужа. В небе светит ярко лужа.
  • В лесу стук разносится. Это барабанит солнце?
  • Воркует весело, задорно, нежно весной всегда подснежник?
  • Уж снег растаял между сосен. И зиму нам сменила осень?

Самые внимательные уже нашли ответы на эти загадки на смекалку. Это: веснушки, льдины, солнце, дятел, голубь, весна. Разгадывать будет интересно не только детям, но и взрослым. Поэтому использовать такие загадки на смекалку с ответами можно для семейной игры. Или в дороге, когда нужно занять ребенка чем-то, да и самим развлечься.

Веселые детские загадки

Их можно придумать очень много и прямо на ходу. Вот некоторые примеры:

  • Кто такой Винни Пух - свинья или кабанчик?
  • У папы Маши пять дочерей. Четверых зовут: Таня, Аня, Алена, Света. Как зовут пятую?
  • У шести братьев есть по одной сестре. Сколько же всего сестер?
  • Если их больше, то вес становится меньше.
  • Сам идешь, а его за собой оставляешь.
  • Что рядом с домом, выше, чем он, но ничего не весит?
  • В руку его не схватишь, а получишь от него в глаз - плачешь.
  • Легкий, как пушинка, а удержать долго нельзя.

Эти загадки на смекалку с ответами достаточно просты:

  • Медведь.
  • Маша.
  • Одна сестра, раз они все братья.
  • Дырки.
  • След.
  • Тень от дома.
  • Вдох.

Придумать их можно быстро и без особой напряженности. Или же использовать старые, проверенные варианты типа: какая мышь ходит на обеих ногах, какая утка может ходить на двух лапах, какие действия нужны, чтобы убрать слона в морозильную камеру. Ответы с детства помнят многие взрослые: Микки-Маус, любая утка ходит на двух лапках, открыть морозилку, положить слона, закрыть дверцу (3 действия всего).

Логические задачки на смекалку

Взрослым и школьникам будет интересно искать ответы на такие загадки, поскольку они стимулируют и мышления. Над разгадками придется изрядно «попотеть». Вот некоторые примеры:

  • Посмотрев в лупу на треугольник, что нельзя увеличить?
  • Черной кошке проще всего попасть в дом тогда, когда…
  • Если машина поворачивает направо, то какое колесо у нее не крутится?
  • Насколько глубоко в лес заяц может забежать?
  • В комнате горели 30 свечек, из них 10 затушили. Сколько же осталось?
  • На ветке сидели четыре птички, из них три решили полететь. Сколько сейчас сидит на ветке?
  • Что можно взять в правую руку, но при этом никак не взять в левую?

Не каждый взрослый сможет найти ответы на эти задачки. А они достаточно просты и логичны, если подумать хорошенько:

  • Углы (они под воздействием лупы никак не станут больше).
  • Когда открыта дверь (иначе любой кошке тяжело попасть в дом).
  • Запасное, все остальные во время движения крутятся.
  • Ровно до середины леса. Начиная с середины, он будет выбегать из леса, а не забегать в него.
  • Останется 10 свечек, остальные сгорят.
  • Четыре и осталось, три только решили полететь, но еще не улетели.
  • Левый локоть можно взять в правую руку, а в левую уже нет.

Шутки-минутки

С ними знакомы многие взрослые, но их легко можно адаптировать и для детей. Например, вот такие варианты:

  • Страус может называть себя птицей?
  • Большой, с усами, набит зайцами полностью. Что это?
  • Во время дождя лиса всегда прячется под этим деревом. Какое это дерево?
  • Какие месяцы в году имеют по 28 дней?
  • Когда курица переходит дорогу, куда она идет?
  • Серенький, маленький, похожий на слона.

Такие шутки-минутки тоже отлично развивают логику у деток, поэтому их смело можно загадывать на занятиях. При этом о том, что это развивающие уроки, малыши даже и не догадаются. А тем, кто затрудняется с ответами, вот они:

  • Нет, не может, птицы не разговаривают.
  • Троллейбус.
  • Мокрым. Во время дождя все деревья в лесу мокрые.
  • Все месяцы состоят как минимум из 28 дней.
  • Курица идет на другую сторону дороги, это ее личное дело.
  • Слоненок - маленький и серенький, похож на взрослых слонов.

Такие загадки можно придумать прямо на ходу, чтобы развлечь и себя, и ребенка. Находить разгадки тоже будет весело и тем, и другим, поэтому многие учителя и воспитатели используют такую игровую форму на различных праздниках и собраниях. Если семья большая, то дома можно устраивать даже соревнования с загадками. Это будет весело и интересно, да еще и познавательно, как и хочется многим родителям. Такие нешумные развивающие занятия для всей семьи придутся по душе многим.

Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.

Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.

В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.

Используйте комплексный подход

Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?

Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.

Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.

Логика - это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.

А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.

Битно Галина Михайловна

завуч LogicLike, учитель высшей категории

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Попробуйте сами

В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.

  • Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
  • Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
  • Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
  • Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
  • Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
  • Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!