Зачем нужен эпилог в войне и мире. Художественная роль эпилога в «Войне и мире. Женитьба Николая, управление имением

Роль эпилога в романе “Война и мир” достаточно велика, без него произведение не имело бы полной законченности, он завершает каждую сюжетную линию, подводя итоги судеб героев. Это структурная часть композиции содержит огромное количество гениальных философских изречений, которые автор очень гармонично вплетает в канву произведения.

Судьба героев

Эпилог был необходимостью в смысловом плане произведения, он раскрывает те “плоды”, которые принесли поступки персонажей в их судьбу. Особое внимание автор уделяет обновлённым семьям Безуховых (Наташа и Пьер) и семье Ростовых (Мария и Николай). Автор описывает события 1821 года, война позади и герои живут мирной жизнью.

Вечно ищущий Пьер наконец нашёл успокоение в семейной жизни, в чувствах к Наташе, в заботе о детях. Он не перестал мыслить и тянуться к самосовершенствованию, его влечёт общественная деятельность, в герое формируется будущий декабрист. Несомненно Безухов будет участвовать в восстании, он не сможет остаться в стороне, такова уж натура героя. Наташа, его супруга, обрела своё счастье после многочисленных испытаний судьбы, потерь именно в союзе с Пьером.

Она поддерживает супруга во всех начинаниях, наслаждается материнством и семейными узами. Образ Ростовой закончен именно благодаря эпилогу, в нём автор раскрывает её предназначение – материнство (у пары четверо детей). Автор рисует свой идеал женщины, которую видит матерью, хранительницей уюта и семейных уз. Наташа Ростова “раздобрела”, её уже не узнать, материнство и замужество изменило героиню и внутренне и внешне.

Война и личность человека

Л. Н. Толстой размышляет о роли личности в истории, о том, насколько один человек способен изменить её ход. Его интересует личность императора Александра 1 и великого французского полководца Наполеона. Вывод к которому приходит автор: все события истории и их оценка субъективны, только время, смена эпох даст ответ, добро или зло принесло то или иное событие.

Человеческому разуму не дано понимание событий, которые являются судьбоносными для истории государства, есть нечто сильнее и мощнее человеческого разума, именно это управляет человечеством. Автор высказывает следующую мысль: “Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни”. Таким образом, вторая часть эпилога, вполне самостоятельное композиционное целое, его смысловое наполнение не связано с сюжетом “Войны и мира”. Оно по своей законченности и отдалённости от проблематики произведения претендует на отдельное художественное целое. Если воспринимать эпилог как структурную часть, в которой содержится основная мысль произведения, последующие события из жизни героев, их судьба, то его вторая часть содержит основное идейное ядро.

Значение эпилога

Важно подчеркнуть, что именно наличие эпилога в романе-эпопее даёт возможность автору обобщить свои представления о семейных ценностях, о тех событиях, которые произошли в России за то десятилетие, которое прошло после войны 1812 года. Автор окунается в философские размышления о политических переменах этого периода, увековечивает историю, глазами своих персонажей. Его личная оценка многих событий просматривается в определённых мыслях, ведь Л. Н. Толстой попытался охватить переломный момент в истории Родины, изобразить его максимально правдиво, многосторонне, разнопланово, показать итог.

Важна мысль автора о “законах необходимости”, которые двигают исторические события, именно они причина тех или иных последствий. Человек, по мнению автора, “пешка”, он должен принять и понять эти законы, иначе сопротивление судьбе будет приносить боль, разочарование, разрушительные последствия.

В нашей статье содержится материал, который может быть полезен при подготовке к сочинению “Роль эпилога в “Войне и мире””.

Тест по произведению

Роль эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Мысли мои - плод всей умственной работы моей жизни...

Л. Толстой

Лев Николаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир».

На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками.

Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим...

Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается», именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери и хранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественную роль человека в жизни страны.

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Когда, много лет спустя, Толстого спросили, должен ли был бы Николенька Болконский выступить в романе из эпохи декабристов, Толстой «с улыбкой, осветившей его лицо, сказал: – О, да! Непременно!» Повествование о судьбе «полу-вымышленных» героев романа закончено. Оно вылилось из-под пера автора стройно и не подвергалось переделкам ни в плане идейном, ни композиционном.

Он слушал спор Пьера с Николаем, и «всякое слово Пьера жгло его сердце». Ему важно было узнать, согласился ли бы с Пьером его отец. Пьер подтвердил это. Взволновавший мальчика спор претворился в страшный сон, увиденный им в ту же ночь. Он видел себя и Пьера в касках впереди огромного войска, «легко и радостно несущимся к цели». Пьер вдруг заменился отцом, который «ласкал и жалел» сына. Проснувшись от рыданий, Николенька думал о том, какой «чудный человек» дядя Пьер, и мечтал о том, что он сделает то, чем бы отец его был доволен. В эпилоге нет князя Андрея; его роль продолжит сын, будущий декабрист.

Пьер «со времени женитьбы, после необычайных открытий, сделанных им о том, что настоящее супружество есть подвластность, с удовольствием покорился своей участи и в этой подвластности нашел новые силы и опору».

Роль Наташи, выходила за пределы семьи. Если бы осуществился замысел романа «Декабристы», судьба Наташи стали бы судьбой жены декабриста. Завершает эпилог (как в первой редакции его, так и в окончательной) пятнадцатилетний Николенька Болконский. Своего дядю Николая он любил, но «с чуть заметным оттенком презрения». Предметом его «восхищения и страстной любви» был Пьер. Николенька «не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

С моей точки зрения, логично. Совсем другой вопрос, нравится нам Наташа в эпилоге или нет. В романе мы встречались с Наташей-девочкой, веселой, жизнерадостной, жизнелюбивой, потом с Наташей-девушкой, которая делает ошибки, любит, страдает.

Толстой тонко прослеживает диалектику души Наташи, которая не кончается в собственно романе и продолжается в эпилоге. Конечно, за прошедшие семь лет она изменилась внешне: «пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую и подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В лице ее не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть». Но по своей сути Наташа осталась той же.

Она стала спокойнее, серьезнее. И это вполне понятно и вполне естественно, потому что Наташа в эпилоге - мать четырех детей, и отдает себя всю без остатка воспитанию детей.

Логика поведения Наташи состоит, с одной стороны, уже только в том, что Наташа в эпилоге - это продолжение раскрытия образа. Образ в романе не был закончен, он требовал своего окончания в эпилоге. То, что вскользь намечалось в романе, развилось и оформилось в эпилоге: «Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа (как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном). Одна старая графиня удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью».

С другой стороны, Толстой воплотил в образе Наташи свой идеал женщины (я так считаю). Идеал женщины для Толстого - женщина-мать (делаю такой вывод потому, что одна из лучших героинь романа княжна Марья в эпилоге также показана матерью). Толстой считает, что «цель супружества - семья». Если так, то Наташа, вышедшая замуж за Пьера, должна непременно стать матерью. Но роман кончается на замужестве Наташи. Где же можно будет рассказать о семье Наташи и Пьера? В эпилоге, что и делает Толстой. «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью», - пишет Толстой. Значит, Толстой в эпилоге говорит о Наташе самое главное. По моим рассуждениям (не знаю, насколько они правильны и убедительны), получается, что так.
У Толстого женщина - это создание природы, предназначенное для того, чтобы давать жизнь себе подобным. Как раз эту миссию Наташа и выполняет в эпилоге. У Толстого все необычайно естественно, реально, как должно быть на самом деле, все так, как хочет неограниченно-властная природа.

Многим Наташа в эпилоге не нравится, многие, читая эпилог, разочаровываются в ней. Я думаю, что происходит все это только потому, что Толстой изображает в эпилоге Наташу естественной, ничего не преувеличивая и ничего не умаляя в ней. Естественность состояния героя в изображении Толстого всегда сильно действует на читателя. Но оно может действовать в сторону хорошую и плохую. В данном случае на меня - в плохую. Мне больше импонирует мать Марья, чем мать Наташа. Я не могу за это осуждать Толстого. Толстой - великий художник, он до последней страницы романа остается последовательным и верным себе. Такой, какой мы видим Наташу в эпилоге, она была всегда, просто в эпилоге изменяется внешняя обстановка действия, условия существования семьи Пьера и Наташи, поэтому она вынуждена была измениться внешне применительно к другим условиям жизни, новым интересам, новым заботам, а изменилась она чисто по-ростовски. Ведь в эпилоге еще больше заметна ее ростовская порода, порода безмерного жизнелюбия и любви.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...

    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения.Л. Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.
Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.
В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! - говорит Наташа. - Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, - перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. - Мне Наташа рассказала».
Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она - «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.