Тургенев рудин герои. Тургенев «Рудин» – анализ. Знакомство с Рудиным

В 1855 году Иван Сергеевич Тургенев приступает к работе над романом «Рудин». Изначально автор думал о другом названии - «Гениальная натура». Заголовок был призван дать понять читателю с самых первых страниц, что заглавный персонаж произведения - это цельная, образованная, разносторонне развитая личность, имеющая волю и действующая по целям. Однако, по ходу работы у автора вырисовывался иной образ главного героя, прямо противоположный «гениальной натуре». Так что название пришлось изменить, и в печать вышла книга «Рудин» Тургенева.

Центральным персонажем романа Тургенева является Рудин. Кто он, этот новый герой? Во многом он является последователем Онегина, Печорина, этаким ярким представителем своего поколения. Как и сам автор, и его современники он получил прекрасное философское образование в Европе, и проповедовал поиск смысла жизни, веру в силу разума, просвещения и высокое предназначение каждого человека. Иными словами, он был прекрасным оратором, и все вокруг, затаив дыхание, слушали и восхищались его увлеченностью и поэтичностью. Однако, как это часто бывает, за красивыми речами скрывалась иная суть. «Необыкновенный ум» оказался неспособным на совершение поступков. Он жалок, ничтожен и малодушен, и конец его оказался неминуем и абсолютно предсказуем: Рудин гибнет на баррикадах в Париже, «из-за вздора, в который же сам и не верил».

На нашем сайте можно текст романа «Рудин» читать полностью онлайн или скачать бесплатно.

в Викитеке

Рудин - роман классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева .

Сюжет

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это - Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конёк - нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской - совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное, но выразительное и умное лицо.

Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на «высокие материи», на абстрактные истины, что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убежден ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своём. Тогда новый гость спрашивает: «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай».

Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет своё новое «приобретение» в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостаёт красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям - и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку «владел едва ли не высшей музыкой красноречия».

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалеку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твердо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.

Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо, убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографии Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросах по-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но занимает у хозяйки и Волынцева - и остаётся.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у нее самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается «святая искра восторга».

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счет, но главная его беда в том, что, воспламеняя других, сам он остаётся холоден, как лёд, нимало не помышляя о том, что его слова «могут смутить, погубить молодое сердце».

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживленной беседы становится именно Волынцев - и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от нее добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя. Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею. Раздраженный и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным… Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединенном месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести «насильственное расторжение» с семьей, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: «Вы трусите, а не я!»

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорбленный откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться (содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своем отъезде «навсегда».

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы. Плачет и сам Рудин, но это - «самолюбивые слезы».

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощеким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по проселочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: «Мне все равно: поеду в Тамбов».

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своем уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет «высшее назначение».

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание «национальных мастерских» уже было подавлено, на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках. Пуля прерывает его призывной крик. Убитый был Дмитрием Рудиным.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рудин (роман)" в других словарях:

    Люди: Рудин, Александр Израилевич (род. 1960) художественный руководитель и дирижёр. Рудин, Олег Игоревич солист Московской филармонии, заслуженный артист России (1994). Рудин, Рудольф Григорьевич (настоящая фамилия Айзеншток; 1928 2012) актёр… … Википедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Ру дин» (1856). В образе Р. Тургенев рассматривает историю так называемого «лишнего человека». Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов («Андрей Колосов»), Алексей… … Литературные герои

    - (р. 22 декабря 1937), российский актер театра, эстрады и кино, заслуженный артист России. Работал в Московском театре Сатиры, известность получил благодаря роли пана Гималайского в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев». Главный режиссер… … Энциклопедия кино

    Рудин (Тургенева) - роман в XII главах с эпилогом. Написан в деревне, в самый разгар Крымской кампании, в 1855 г. Время действия сороковые годы XIX ст.Басистов. Boncour, m llе. Волынцев. Корчагин. Ксандрыка. Ласунские: Ваня, Дарья Михайловна, Петя. Липина.> Матрена … Словарь литературных типов

    Евгений Рудин DJ Грув Полное имя Рудин Евгений Анатольевич Дата рождения 6 апреля 1972 (37 лет) Место рождения А … Википедия

Система действующих лиц . В первой и второй экспозиционных главах романа Рудин рисуется в небольшом кругу персонажей, домочадцев, соседей, детей богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской - это ее светский деревенский салон. В отличие от Гончарова, мастера объективного портрета, Тургенев дает почувствовать авторское отношение к персонажу. Тонкой иронией проникнута характеристика Дарьи Михайловны. Повествователь иронически вопрошает: «…Читатель, заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими? Отчего бы это?» Лукавая «реплика в сторону» имеет прямое отношение к Ласунской. В ее обращении сквозит «оттенок презрения столичной львицы к окружавшим ее <…> темным и мелким существам». Автор сообщает, что в пору молодости Ласунская была очень красива и пользовалась большим успехом в свете - «поэты писали ей стихи, молодые люди в нее влюблялись, важные господа волочились за ней». Но красота, которая когда-то затмевала ее человеческую сущность, пропала, с годами «прежних прелестей не осталось и следа». Но Дарья Михайловна продолжает жаждать поклонения окружающих. И поскольку прежние «масштабы» ей недоступны, она «царит» в узком кругу своей гостиной.

Симпатию вызывает молодой учитель Басистов. Человеческие слабости («любил поесть, любил поспать») лишь добавляют привлекательности: «Басистов был рослый малый, с простым лицом, большим носом, крупными губами и свиными глазками, некрасивый и неловкий, но добрый, честный и прямой. Он одевался небрежно, не стриг волос, - не из щегольства, а от лени <…>, но любил <…> хорошую книгу, горячую беседу…»

Чтобы понять персонажей Тургенева, нужно брать их не изолированно, но в постоянном сравнении. Неторопливая характеристика заканчивается «ударной» нотой: «И всей душой ненавидел Пандалевского». Они раскрываются по контрасту, или по отношению друг к другу. Оба они бедны, живут на правах служащих в чужом богатом доме. Казалось, и вести себя должны одинаково. Но достаточно сравнить небрежность учителя с «опрятной и изящной фигуркой» Пандалевского, для которого привлекательная внешность - одно из средств жизненного успеха.

«Неловкость» Басистова противопоставляется услужливости Пандалевского, готового забыть обо всем, лишь бы угодить благодетельнице. В облике молодого учителя все ясно, искренне, независимо - «со всеми <…> в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке, как она ни толковала о том, что для нее предрассудков не существует». В описании приживала, напротив, преобладает зыбкое, бесформенное, хамелеоновское. Пандалевский говорит с акцентом, «хотя трудно было определить, с каким именно». Сам он «называл своею родиной Одессу», несмотря на то, что «воспитывался в Белоруссии».

Подобного ему персонажа мы уже встречали в первом из романов Гончарова - приживала Антона Иваныча. Выступает отличие в обрисовке героев. Дело не в том, что гончаровский персонаж странствует от соседа к соседу, а Пандалевский прочно «пустил корни» в имении единственной благодетельницы. Антон Иваныч из «Обыкновенной истории» - приживал «на все времена», как заметил Гончаров. Такого можно встретить в любом богатом поместье в любую эру. Тогда как Константин Диомидыч мог появиться именно в этом, претендующем на утонченность, доме светской дамы. И именно в эту эпоху.

Одной деталью Тургенев набрасывает бытовой фон, окружающий персонажа сороковых годов. Автор заставляет его восхищаться «благопотребным старцем Роксоланом Медиаровичем Ксандрыка». Под этим прозрачным и вместе с тем издевательским иносказанием автор скрыл фамилию Александра Скарлатовича Стурдзы. Стурдза - известный свое время реакционер, постоянная мишень пушкинских эпиграмм. Высмеивая верноподданничество и низкопоклонство, поэт называл его Стурдзой «монархическим». Пандалевский подражает своему идеалу в низкопоклонстве и лести. Он, очевидно, мечтает сделать головокружительную карьеру.

Вместе с тем, Пандалевский не лишен признаков внешнего лоска и утонченности. Недаром же он служит у дамы, для которой когда-то «бряцали лиры»! Ради нее он разучивает на рояле этюды Тальберга. Снова верная черта, одновременно историческая и личностно-психологическая. Австрийский пианист Зигизмунд Тальберг - автор легких, бездумных, но весьма популярных музыкальных поделок, в те годы гастролировал по России. Его музыка не может удовлетворить настоящих ценителей, подобных юной Наталье Ласунской, дочери Дарьи Михайловны, как станет понятно дальше главной героине романа: «Сначала Наталья <...> слушала со вниманием, потом опять принялась за работу». Несмотря на воспитанность и светский блеск, Пандалевский оказывается способен на подлость. Именно его действия предопределяют стремительную развязку отношений главных героев.

Среди постоянных гостей Ласунской - ее сосед, Африкан Семенович Пигасов. В конечном счете он играет роль шута, вторгаясь своими глупыми парадоксами в высокоумные речи Дарьи Михайловны. Всюду жизнь ему ставила препоны. Хотел стать ученым - и был «срезан» менее талантливым, но более подготовленным учеником. Желал стать преуспевающим чиновником - и зарвался. Выгодно женился - но супруга покинула его. Сама фамилия намекает на крылатого коня Пегаса, который когда-то низвергся с Олимпа. Теперь постаревший Пигасов произносит яростные речи, порицая женщин, философию, украинскую литературу. Все, что только попадет на язык. И что же? Не замечает, что со своей озлобленностью и желанием всех высмеивать сам становится смешным.

Знакомя с персонажами, Тургенев одновременно посвящает нас в отношения между ними. Мы наблюдаем, как безуспешно пытается ухаживать Пандалевский за прелестной Александрой Павловной. Мы узнаем, что Волынцев давно уже питает чувства к Наталье. Девушка же относится к нему сдержанно. Пытаясь завести разговор, Волынцев осведомляется:

А что такое вы читали?

Я читала… историю крестовых походов, - проговорила Наталья с небольшой запинкой. Волынцев посмотрел на нее.

А! - произнес он наконец, - это должно быть интересно.

Наталья не походит на обыкновенную провинциальную барышню. В сферу ее интереса попадает «весь Пушкин», серьезные научного характера издания. Тогда как Волынцев, судя по восклицанию, подобных книг никогда не читал, хотя ему неловко это признать. Позднее мы узнаем, что «Волынцев к литературе влечения не чувствовал, а стихов просто боялся». «Запинка» в разговоре говорит о деликатности девушки. Младшая Ласунская боится ненароком оскорбить неискушенного собеседника. В этом отношении, и во многих других, Наталья предстает противоположностью своей надменной матери.

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проблема слова и дела в романе рудин
  • рудин заслуживает осуждения или определения?
  • анализ произведения рудин
  • тургенев рудин о чем
  • конфликт тургенева рудин

Молодая и состоятельная вдова Александра Павловна Липина живет в селе Семеновка со своим братом – отставным штаб-ротмистром Сергеем Павловичем Волынцевым, который управляет ее имением. Александра Павловна славится красотой и добротой на всю губернию. Солнечным утром она идет в соседнюю деревню, чтобы проведать больную крестьянку. Липина содержит больницу для неимущих, но старая женщина очень плоха и перевозить ее нельзя. Поэтому Александра Павловна сама носит ей продукты и лекарства.

На обратном пути Липина встречает своего брата вместе с Константином Пандалевским. Этот молодой человек живет у помещицы Ласунской в приживалах. Он обаятелен, ловок, хорош собой, недурно музицирует и умеет ладить с дамами. Ласунская послала его за Липиной и Волынцевым, чтобы пригласить их к обеду.

Договорившись с Александрой Павловной о визите, Пандалевский возвращается назад. По дороге в поместье он встречает учителя Басистова, который прогуливается со своими учениками. Некрасивый, но хорошо образованный молодой человек воспитывает сыновей Ласунской. Между Басистовым и Пандалевским существует давняя вражда. Интеллигентный учитель терпеть не может пустышку и прилипалу Константина, который не пропускает ни одной юбки. Даже мимолетная встреча на дороге не обошлась без ссоры. Сердитый Пандалевский возвращается в поместье и садится музицировать.

II

Дарья Михайловна Ласунская лет 25 назад была первой красавицей Москвы. Это женщина светская, умная, но недобрая и несколько странная. Лето она проводит в деревне с детьми: двумя сыновьями и семнадцатилетней дочерью Наташей. Провинциальное общество Ласунскую недолюбливает. Ее считают высокомерной и беспринципной.

Пандалевский спускается к обеду, где уже начали собираться домочадцы и гости Ласунской. Кроме хозяйки дома, ее дочери, сыновей и учителя, здесь были старая гувернантка и сосед – желчный старик Африкан Семенович Пигасов. Он всегда во всех несчастьях винит женщин, постоянно ворчит и ругается, чем чрезвычайно развлекает Дарью Михайловну. С появлением Александры Павловны и ее брата все выходят в сад, чтобы прогуляться перед обедом. Ждут еще одного гостя – барона из столицы. Но знатный господин так и не появляется. Вместо барона приезжает его приятель Дмитрий Николаевич Рудин. Он извиняется за друга, которого срочно вызвали в Петербург.

III

Рудин производит благоприятное впечатление. Это красивый мужчина тридцати пяти лет, скромно, но элегантно одетый. Он быстро ставит на место наглого Пигасова, его ум и сдержанность очень нравятся хозяйке. Учитель Басистов слушает Рудина с открытым ртом, а Наталья краснеет и восхищенно вздыхает. Гость рассуждает так умно и вдохновенно, что очаровывает всех. Пигасов, перестав быть в центре внимания, тихо уходит.

Дарья Михайловна оставляет гостя ночевать. По дороге домой Александра Павловна и Сергей бурно обсуждают достоинства и недостатки Рудина. Наталья всю ночь не может уснуть под впечатлением от нового знакомства. Басистов сочиняет письма своим друзьям, в которых с восторгом описывает Рудина.

IV

Утром Ласунская приглашает Дмитрия в свой кабинет, где они с удовольствием беседуют. Дарья Михайловна рассказывает о себе и о здешнем обществе. Из всех соседей она наиболее уважительно отзывается о Михаиле Михайловиче Лежневе, человеке необычайно умном и интересном. Но, к сожалению, замечает хозяйка, он чудак и сторонится людей. Оказывается, что Рудин и Лежнев знакомы. Вскоре лакей объявляет о приезде Лежнева. У того с Ласунской небольшой спор по поводу межи.

Появляется небрежно одетый и сильно запыленный Лежнев – мужчина тридцати лет с широким невыразительным лицом и белесыми усами. Он быстро решает межевой вопрос, холодно раскланивается и уезжает, отказавшись от предложения позавтракать. Рудина Лежнев узнал, но никакой радости от встречи не проявил. После его отъезда Дмитрий поясняет, что с Лежневым вместе учились в университете и были большими друзьями, но затем их пути разошлись. Дарья Михайловна занимается делами, а Рудин выходит на террасу, где встречает Наташу.

V

Девушка собирается погулять в саду, и Дмитрий присоединяется к ней. Рудин признается, что намерен провести все лето и осень в деревне, так как ему нечем заняться. Наталья очень удивлена: как такой умный человек не может найти себе дело? Они долго и оживленно беседуют.

К обеду приезжает Волынцев, но уже без сестры. Ему не нравится, как смотрит на гостя Наташа. Сергей давно влюблен в девушку и собирается сделать ей предложение. С тяжелым сердцем Волынцев возвращается домой. Там он застает сестру, беседующую с Лежневым.

По просьбе Александры Павловны Михаил рассказывает о жизни Рудина. Читателю становится известно, что Дмитрий родился в семье небогатых помещиков. Отец рано умер, и матери с большим трудом удалось вырастить и выучить единственного сына. Окончив университет, Рудин уехал за границу. Мать он практически не навещал и писал очень редко. Старушка так и умерла, сжимая в руке портрет обожаемого Мити. За границей Рудин жил с какой-то барыней, затем ее бросил. Тогда же произошла ссора с Лежневым. Ее подробности Михаил рассказывать отказывается.

VI

Прошло более двух месяцев. Рудин живет у Дарьи Михайловны и становится значимой персоной в ее доме. Теперь здесь ничего не делается без его ведома. Дмитрий вникает во все и дает массу советов по ведению хозяйства. Ласунская благосклонно его выслушивает, но чаще поступает по-своему. Она отдает Рудину 500 рублей «на жизнь».

Учитель Басистов преклоняется перед гостем, но Дмитрий практически не обращает на него внимания. Зато с Натальей он беседует много, дает ей книги и статьи. Девушка, правда, мало в них что понимает, но Рудину это и не нужно. Ему нравится быть наставником юной и наивной особы.

Дмитрий всячески расхваливает Волынцева, называет его «рыцарем». Александра Павловна восхищается умом и красноречием Рудина, хоть часто и не понимает его. Отношения между Дмитрием и Лежневым по-прежнему натянуты. Когда Липина в очередной раз начинает хвалить Дмитрия, Лежнев не выдерживает. Он называет Рудина «пустым человеком, живущим за чужой счет» и в подтверждение рассказывает историю их знакомства.

В студенческую пору Рудин и Лежнев посещали один кружок. Дмитрий имел тогда большое влияние на Михаила. Когда Лежнев влюбился, то тут же рассказал о своих чувствах другу. Рудин стал руководить поступками влюбленных так, что без его напутствий молодые люди не могли и шагу ступить. Он назначал им место и время для свиданий, советовал, что делать и говорить, о чем писать в письмах. Рудин заставил Лежнева признаться во всем отцу девушки, хотя Михаил не хотел этого делать. В результате такого признания случился большой скандал, после чего влюбленным запретили встречаться.

Впрочем, Лежнев не жалеет о том, что расстался со своей первой любовью. Его девушка удачно вышла замуж и счастлива в браке. Но простить Дмитрия Михаил не в силах. «Он живет чужими чувствами, а сам холоден как лед», – характеризует Рудина Лежнев. Его очень тревожит судьба Натальи, которая явно увлечена Дмитрием.

VII

В саду между Натальей и Рудиным происходит важный разговор. Дмитрий хвалит выбор девушки, имея в виду Волынцева. Но Наталья отрицает свои чувства к Сергею и признается Рудину в любви. Дмитрий говорит Наталье, что она пленила его сердце. Случайно свидетелем этой сцены оказывается Волынцев. Он приехал к обеду и стал искать возлюбленную в саду. Когда девушка убегает в дом, Сергей выходит к Рудину из-за деревьев. Соперники смотрят друг другу в глаза, затем раскланиваются и расходятся.

После обеда Рудин шепчет Наталье, что хочет встретиться с ней вечером в беседке. В назначенное время девушка приходит и выслушивает страстные признания Дмитрия. Наталья обещает принадлежать только ему. Разговор влюбленных подслушивает Пандалевский.

VIII

Волынцев грустит дома с томиком стихов. Для его деятельной натуры это совершенно не характерно, а стихи он терпеть не может. Александра Павловна сильно встревожена.

Неожиданно приезжает Рудин и просит Сергея о встрече наедине. Он объявляет, что любит Наталью, их чувства взаимны, но хочет остаться Сергею другом. Рудин протягивает Волынцеву руку. Сергей в ядовитых выражениях отказывается ее пожать, после чего огорченный Рудин уезжает.

Волынцев негодует. Поступок Рудина он считает верхом наглости и бестактности. Александра Павловна специально посылает за Лежневым, чтобы тот помог успокоить брата. Михаил приезжает и с трудом уговаривает Сергея не нервничать.

Но в доме Ласунской все равно царит тревожная атмосфера. Дарья Михайловна становится подчеркнуто холодна с Рудиным. Наталья бледна и подавлена. Поздно вечером ее горничная передает Дмитрию записку, в которой девушка просит Рудина рано утром прийти к пруду.

IX

Заброшенный пруд, у которого Наташа назначила свидание, пользуется дурной славой. В этом мрачном и безлюдном месте Дмитрий долго ожидает девушку. Наконец появляется Наталья и сообщает, что Дарье Михайловне все о них известно. Пандалевский по своему обыкновению шпионил за Наташей. Ласунская долго бранила дочь и уверяла, что Рудин не любит девушку, а просто забавляется от скуки. Никаких серьезных чувств и намерений у него нет. Она скорее согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за Рудиным.

Дмитрий приходит в отчаяние и советует девушке смириться с обстоятельствами. От его предложения Наталья в ужасе. Она заявила матери, что скорее умрет, чем выйдет за другого. Наташа готова бежать с Дмитрием и жить невенчанной. Но совет «покориться» сражает ее наповал. Вне себя от гнева и разочарования девушка бежит домой. Добравшись до своей комнаты, она падает без чувств.

Рудин еще долго бродит возле пруда. Порыв Натальи его поразил. Дмитрий теперь ясно понимает, что не стоит этой девушки. Да и любит ли он ее? Задумавшегося Рудина замечает проезжающий мимо Лежнев и тотчас поворачивает к дому Волынцева.

X

Сергей Павлович не может успокоиться и не желает даже слышать имя Рудина. В гневе он сообщает Лежневу, что непременно будет стреляться с обидчиком. Михаил уговаривает Волынцева уехать отсюда. Он предлагает отправиться на Кавказ или в Малороссию и взять с собой Александру Павловну.

Входит слуга с письмом от Рудина. В нем Дмитрий сообщает о своем отъезде, желает Сергею счастья и обещает вскоре отдать долг. Немного воспрянувший духом Волынцев отправляется осматривать поля. Лежнев переходит на половину Александры Павловны, чтобы рассказать о письме Рудина. В разговоре с ней Михаил случайно признается в том, что готов служить Липиной всю жизнь. Александра Павловна спрашивает, что это значит. Лежнев делает ей предложение. Оказывается, Липина вовсе не против связать свою жизнь с Михаилом.

XI

Рудин пишет письма Лежневу и Наталье. Затем он идет к Дарье Михайловне, чтобы объявить о своем отъезде. Ласунская очень рада, что Дмитрий уезжает сам. Они холодно прощаются. Дарья Михайловна приглашает Дмитрия приехать позже, но оба знают, что это всего лишь дань вежливости. Рудин никогда больше не переступит порог дома Ласунской.

Басистов вызывается проводить Рудина до станции. В момент прощания учитель с рыданиями бросается Дмитрию на шею. Рудин и сам роняет слезу, но не от горечи расставания с Басистовым. Он печалится о своей неудачной судьбе.

В это время Наталья читает прощальное письмо Рудина. В нем Дмитрий сожалеет, что недооценил силу характера девушки, не понял глубину ее чувства. Он же просто испугался ответственности. Дмитрий желает девушке счастья и прощается навсегда. Его талант и ум, скорее всего, так и не принесут никакой пользы. «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду», – пророчески замечает он.

Это послание окончательно убеждает Наташу, что Рудин ее не любит. Она сжигает письмо и направляется к Дарье Михайловне. В разговоре с матерью Наталья дает обещание никогда не упоминать имя Рудина. Ласунская довольна, хоть и удивлена сильным характером дочери, о котором она не подозревала. До сих пор Дарья Михайловна считала дочку глупой и робкой девочкой.

XII

Прошло два года. Александра Павловна вышла замуж за Лежнева. У них родился сын. Вечером она беседует с Пигасовым, ожидая мужа. Приезжает Лежнев и привозит Басистова. Учитель только что прибыл из Москвы и привез Александре Павловне письмо от брата. Волынцев пишет, что сделал Наталье предложение, и она его приняла. Все очень рады этому известию, в том числе и Пигасов. Речь заходит о Рудине. Некоторое время он писал Лежневу, а затем перестал. Последнее письмо пришло из Симбирска.

Лежнев, к удивлению окружающих, отзывается о Рудине тепло и даже поднимает тост за его здоровье. Он отдает должное уму Дмитрия и теперь отрицает его бесполезное существование. Рудин зажигает в сердцах молодых людей огонь и стремление к знаниям, к совершенствованию, поэтому называть его бесполезным человеком никак нельзя.

Тем временем Рудин появляется на станции в одной из южных губерний. Он постарел, осунулся, одежда его обтрепалась и запылилась. Рудин спрашивает лошадей до Пензы, но их нет. Зато можно уехать в Тамбов. «Мне все равно, поеду в Тамбов», – соглашается Дмитрий.