Основная тема и идея грозы. Анализ пьесы «Гроза» (А.Н. Островский). Направление и жанр

Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свои смысл для невежественных обитателей Калинова. Для них важна не суть человеческих отношений, а лишь форма, соблюдение приличий. Не зря в одном из первых действий «матушка Марфа Игнатьевна» - Кабаниха, свекровь Катерины - получила убийственную характеристику: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом ест». А для Катерины, главной героини драмы, патриархальные ценности полны глубокого смысла. Она, замужняя женщина, полюбила. И изо всех сил пытается бороться со своим чувством, искренне считая, что это страшный грех. Но Катерина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравственных ценностей, за которые она пытается цепляться, как утопающий за соломинку. Вокруг уже все рушится, мир «темного царства» в муках умирает, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой. Под пером Островского задуманная драма из быта купечества перерастает в трагедию.

Основная идея произведения - конфликт молодой женщины с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству А. Н. Островского.

За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», - самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» - воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства проявления личной воли. Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.

Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.

Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Бори

Се. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.

Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название «Гроза». Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление – герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних – это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих – это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее – это кара небесная, «рука Господня», которая должна покарать ее за измену мужу: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет Есо всеми помыслами лукавыми». Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза – грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза – это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет».

Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза – это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. «Здесь страшнее!» – говорит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» образ Катерины трактовал как «стихийный протест, доведенный до конца», а самоубийство – как силу вольнолюбивого характера: «горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет».

Я считаю, что пьеса Островского «Гроза» была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление - Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4240.

Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Своеобразие конфликта

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы , как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

II. Беседа по тексту.

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза .

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

Конфликт в драме «Гроза»

1. Между поколениями, со средой

2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной . По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.

IV. Домашнее задание:

    Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.

    Наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3, Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7.

Символический смысл имен и фамилий. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Цель урока. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Анализ драмы «Бесприданница». А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Каков Карандышев. Жених Ларисы. Выстрел Карандышева. Приобретение навыков анализа текста. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Любовь для Ларисы. Романс. Что же за человек Паратов. Навыки изложения своих мыслей. Стихотворные строки. Островский. Жестокий романс. Цыганская песня. Нужна ли Лариса Паратову.

«Герои «Грозы»» - Основная тема «Грозы». Н.А.Добролюбов. Драматическая русская литература. Словарь. Малый Академический Художественный театр. Человеческие чувства. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. В.Репин «Приезд гувернантки купеческий дом». Поведение лицемерно. Кудряш. Колумб Замоскворечья. Национальный театр. Результаты действий героев. Беседа по восприятию пьесы. Московский Государственный Университет. Особенности стиля Островского.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. История создания драмы «Гроза». Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

«Пьеса «Бесприданница»» - Ларису в Бесприданнице окружают не звери. Верное решение?... Женские образы. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Катерина - истинно трагическая героиня. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Финальная сцена. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Образ Паратова. Лариса получила европеизированное воспитание и образование.

«Герои «Снегурочки»» - Композитор. Содержание песен. Утро любви. Огромная сила. Леший. Пляски птиц. Торжество чувств и красота природы. Финал оперы. Характер музыки. В.М.Васнецов. Стихия русских народных обрядов. Тесты на закрепление по теме. Результаты теста. Герои. Музыка. Весенняя сказка. Дед Мороз. Красота природы. Песни. Волшебный венок. Пастуший рожок. Какие герои только сказочные. Музыка Римского-Корсакова. Бережное отношение к культурным традициям народа.